«сказание о письменах» черноризца храбра. Значение иаков черноризец в краткой биографической энциклопедии Послание якова черноризца к князю дмитрию борисовичу

Оп.: Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу / Памятники литературы Древней Руси. XIII век. - М., 1981. - С.66-105.

Подготовка тексту В.В.Колесова. Текст по рукописи конца XV ст.: ГПБ, Q. I. 1130, см.: С.И.Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, с.189-194.

Добро бо от бога къ божию слуз Ђ начати, великому князю Дмитрею отъ многогр Ђ шнаго чериоризьца Якова.

Написалъ еси покаянье свое, велми смирено и жалостно слышати, понеже много с подъпаденьемъ. Да в Ђ сть умъ твой, иже тя разумомъ кормить, рече господь о покаяньи единого челов Ђ ка: «Вси ангели радуются на небесехъ», и самъ хощеть обращенья, а не смерти, и на землю сниде не праведныхъ д Ђ ля, но гр Ђ шныхъ. Жертва бо богу духъ скрушенъ, сердца смирена николи же не уничижить, жертва бо его подъ языкомъ ти, и законъ его посред Ђ чр Ђ ва ти, и что ся съд Ђ яло про мене, того всего простить тя господь Иисусъ, всего мира гр Ђ хи вземъ, отъ тайныхъ твоих очистить тя.

Молюся ему отъ сердца, что ли же уже минуло то и мы слаб Ђ ише будемъ, но буди и всега бъдръ и стражь т Ђ лу своему, блюдися запойства, того бо духъ святый б Ђ гает, и гордости, сему господь противится, и безаконьнаго см Ђ са: всякъ бо гр Ђ хъ кром Ђ насъ есть, а блудяи свое т Ђ ло оскверняеть. Ни мужь честенъ не внидеть в калню храмину, а ли богъ.

Соломонъ бо, се искусомъ приимъ, вс Ђ мъ запов Ђ да, глаголя: «Не внимай бо любод Ђ йци, медъ бо каплетъ отъ устъ ея, а посл Ђ же горчае золчи и чемери», «не стр Ђ тай жены сничавы, отврати очи отъ жены красны», любод Ђ янья бо жены во высот Ђ очью. Да не удол Ђ еть ти похоть чюжея доброты, и во сл Ђ дъ ока не идеть сердце ти; видъ бо любод Ђ йци - стр Ђ ла есть чемерита: уязви лицемъ и ядъ въ сердце вложи, и мысли аки мухи вязнуть в поставъ паучий, аки искра медливши в половахъ, пламеньмъ воспалится; неводъ бо сердце ея, и с Ђ ти уды ея, и узы в руку ея, и ловление бес Ђ ды ея, осилы устенъными заведеть во блудъ, - акы волъ поверъстъ посл Ђ дуеть ей на заколенье, аки песъ жажелемъ, а не в Ђ сть, яко отъ души течеть. В доброт Ђ бо женьст Ђ мнози заблудишася и пополъзнушася в пагубу, смертию въ адъ, жены бо честныхъ мужь душа уловляют.

Егуптянини не взору ли Иосифову восхот Ђ , скорбь и до смерти въведе, и про сестру его Дину, сикимляне погибоша и Самсонъ, с ним же духъ господень хожаше, и Давидъ, его же богъ обр Ђ те по сердцу си, и бысть рабъ очному взору и двое зло створи, и Амомонъ сестры ради Фамары зл Ђ убьенъ, и Соломонъ паче вс Ђ хъ челов Ђ къ им Ђ я премудрость, женами погибе, и старци, судьи Вавилону, похот Ђ ста Сусан Ђ , побьена отъ людей. И господь, пров Ђ дый душетл Ђ нный вредъ, рече: «Весь возр Ђ вый на жену въ похоти ея, уже прелюбод Ђ пствовавъ во сердци». Гнушаеть бо ся господь нечестивыхъ мысли, паче же раждающаго ярь сердца и мудрующаго со сластохот Ђ ньемъ, акы Евга съ бесловеснымъ гадом бес Ђ дуя, съ змиемъ: поползни бо суть змиевы мысли, въ дрязгахъ темныхъ вредъ почивая, гн Ђ здятся и св Ђ та не любять, но, акы нетопыреве, во тму пруть: во тм Ђ бо есть учитель их.

Мужества бо не дошедль и ни разума еще им Ђ я, что соблазнихомся? Абы не попустилъ и нын Ђ уности играти собою, варуйся чресъестественыхъ, сверепа бо есть похоть, акы дикая быль, о себ Ђ возникъши, на нед Ђ лан Ђ нив Ђ . Имаши силу и удол Ђ ти еи страхом божиимъ, аки тяжарь оттребляти садъ жел Ђ зомъ чюжа прилогы, акы кормьчии волны минуя, направляемъ благодатью, и не ступи праваго пути. Имаши жену, матерь похотемъ, ея же ради остави отца и матерь и, по апостолу, не токмо не скверно ложе, ино честно. Не сравнаеть бо ся смрадъ с вонею, ни зла воня со смрадом, ни безаконие со закономъ.

Живый въ чистот Ђ , акы въ церкви свят Ђ и потыкаемъ св Ђ стью в горнии Ерусалимъ, и тамо в перв Ђ ньц Ђ хъ же вписанъ имаши быти, помня оного, иже по возлежании чертожн Ђ мь изгонима, гн Ђ въ и ярость на согр Ђ шившая удержи и умалиши гр Ђ хы.

Яко молишися богу - остави ми, якоже оставихъ, благорасуденъ буди, да ни единого вреда на многи Ђ възидеть; ни мьщай врагу, пожди господа, да ти поможеть: терп Ђ нье бо не на лици обр Ђ таеться, но въ сердци, не р Ђ чью издаеться, но д Ђ лом.

И бысть неприпорно ти слышати, чюдно указанье: с Ђ дяи на х Ђ рувим Ђ хъ, вседержьць воины водимъ связанъ, с Ђ дяи одесную отца, на суд Ђ архиер Ђ ю Пилату стоить, воспросим; и, слышавъ отъ него истину, гн Ђ ваются; лице просв Ђ тивше си паче солнца, безаконьникы ударяемъ, плеваху, храчюще на лице его; плюновеньемъ отъ рода сл Ђ паго исц Ђ ливъ, а прочая в Ђ дома ти,

Аще бо божий сынъ и мышца господня се подъятъ отъ челов Ђ къ без гр Ђ ха сы за насъ, да мы, челов Ђ ци, отъ челов Ђ къ тоже стража, не благодать воздаемъ, но искупаемся долгу.

Да не в годы мирныя Иисусъ другъ буди, а в годъ ратенъ врагъ. Малъ квасъ око смутить, мало слово ярость родить и малыми бол Ђ зньми большихъ изъбыти. Мужь бо терп Ђ ливъ по терп Ђ нью знаеться, Соломонъ рече: «Терп Ђ ливый лучши кр Ђ пкаго». Обладый душою своею мука есть в мысли тайна симь. И безъ жел Ђ за можемъ быти мученици, аще бо бы молился за пакостьникы, того и б Ђ си бояться.

Полюби Христа, послушай глаголюща ко апостоломъ: «Отъ сего вы разум Ђ ють вси, яко мои ученици есте, аще любите друг друга, а не аще чюдеса творите», и Павелъ рече: «И аще им Ђ ю в Ђ ру, яко и горы преставляти, и раздаю все им Ђ нье, любьве же не им Ђ ю - ничтоже усп Ђ ю». Богословець рече: «Любяй господа преже и братью возлюби: указъ бо первому второе». Любы и богъ есть снотворенье челов Ђ комъ, досяжено море смиренью, бездна - долготерп Ђ нью источьникъ и огньнъ, елико въскипить, толико жажущего душю запалить. Аще и чюдесы подражати апостолы хощеши, и се ти мощно: они хромым ходити створиша и рукы сухымъ исц Ђ лиша, а ты храмлющая о в Ђ р Ђ научи, и нози текущихъ на игры къ церкви обрати, и руц Ђ исъсохши от скупости к нищимъ на подание простерти створи. И, страстемъ ихъ подражатель хотя быти, аще борения таковаго н Ђ сть, но в Ђ нцемъ такимъ не отступило время - и не отстала бо рать дьяволя, не гонять бо челов Ђ ци, но б Ђ си, не мучитель, но дьяволъ. Они терп Ђ ша огнь, зв Ђ ри и мечи остры, а ты похоть възгарающюся и мысли зв Ђ рины изутрь востающа и языкы злыхъ челов Ђ къ, по реченному, обостриша, яко копья, языки своя. Сего ради Павелъ велить присно вооруженымъ быти: милостивии помиловани будуть, милость бо на суд Ђ при вс Ђ мь лишше хвалима есть и смерти избавляеть. «С Ђ яи щадя, щадя и пожнеть», рече Павелъ: «Все вашею любовью да бываеть». И се ти будеть указъ: Ефъфая князя единородная дщи и убогия вдовы дв Ђ м Ђ дниц Ђ , не в Ђ д Ђ , сровналъ ли будеть? Кому то принесени быша правила, своего не остави противу сил Ђ , се же бы добро в тайн Ђ : д Ђ вица бо хранима и любима вн Ђ шними, аще ли исходить, то вс Ђ мъ год Ђ есть, от ин Ђ хъ прокудима.

Буди, аки пчела, извону нося цв Ђ ты, а внутрь соты д Ђ лая, да не дымъ въ солнца м Ђ сто примеши. И не рцы, что зло творя: «Аще бы се не годно богу, не попустилъ бы самъ». Власть далъ есть челов Ђ ку нераскаяненъ даръ его: не терпить идолослужащимъ и отм Ђ тающимся его, и еретиком, и дьяволу. Или, готову им Ђ я ц Ђ лбу покаяньи, и будеши часто огражаяся, еже не любо богу?

А без в Ђ сти и утрений день, а, рку, и днешний, и н Ђ см Ђ тому властели, и никтоже в Ђ сть отъ себ Ђ в тайных божиихъ суд Ђ хъ, да вси трепещемъ о своемъ д Ђ л Ђ . Позорище бо есмы ангеломъ и челов Ђ комъ, и ангелы знамепаются на всяк день, кто что предложить, и ты вникъ во сердци си и мыслью, лроиди всю тварь и расмотри и: торгъ житья челов Ђ ча как ся расходить по писаному, все ст Ђ ня и немощн Ђ е. И зри господа с небесъ уже грядуща на судъ челов Ђ ческымъ тайнамъ и вс Ђ мъ воздати по д Ђ ломъ его. В Ђ домо ти буди: огнь нас ждеть и огньмь питану быти, и огньмь открывается житье же челов Ђ ч Ђ , и огньмь искушена будуть д Ђ ла наша. Буди, акы в геон Ђ уже врящи! Се жестоко глаголю, да жестока не искушь и преже времене сготовимъ ищемаго въ время. По пяти д Ђ виць мудрыхъ - се есть ц Ђ ла ума д Ђ ло и свершеныхъ свершеное св Ђ ршеньство. Аще знаемы ти будуть божия, то во св Ђ те еси божий св Ђ тъ мирови, и възлюбить доброту сердца ти, и благословить мощь твою, и д Ђ ла руку твоею прииметь.

Се не ласкаяся теб Ђ или явити хотя, что в Ђ дая, или самъ что добро творя, сердовидець есть богъ, но отъ любви и отъ печали и о души твоей, абы ты усп Ђ лъ на добрая. Моего ума, и самъ в Ђ си, разумъ несвершенъ и всякого невид Ђ нья исполнь, крыти немощно. Паулъ кореньф Ђ емь рече: «Аще изум Ђ хомъся - то богови, аще умудрихомся - то вамъ». Не уничижаю силы божья всемощныя, ни отмещю дара, туне данаго ми: отъ скверна т Ђ ла и отъ скаредна сердца, отъ нечистый души и груба ума и нестройны мысли, отъ безърасудна языка, и отъ нищю устну слово богато силою и разумомъ, святыя троица умножено, ни на небеси гор Ђ , ни на земли дол Ђ . И ничтоже боле сего, еже знати господа и повиноватися десници его, и шюйци его, и творити волю его, и блюсти запов Ђ ди его. Имя бо велико не введеть во царство небесное, ни слово безд Ђ лно пользуеть слышащимъ, слово бо, д Ђ лы утворено, в Ђ ры достойно ся творить. Ему же слава в в Ђ кы в Ђ ком, аминь.

Ведь хорошо от бога к божьему слуге начать - великому князю Дмитрию от многогрешного монаха Якова.

Прислал ты свое покаянье, такое смиренное - жалостно слышать, так много в нем уничиженья. Пусть знает твой ум, который разумом тебя насыщает, что сказал господь о покаянье одного человека: «Все ангелы радуются на небесах», и сам он хочет спасенья - не смерти, и на землю сошел не праведных ради, но грешных. Жертва же богу дух сокрушенный, смиренное сердце никогда он не презрит, жертва его на твоем языке, и закон его в душе твоей, и все, что случилось со мною, за все то простит тебя господь Иисус, принявший грехи всего мира, от скрытых грехов очистит тебя.

Сердцем молюсь ему, чтоб это минуло уже, нас не ослабив, всегда же будь бодр, храни свое тело, запойства блюдись, его избегает и дух святой, и гордости, которой господь противится, и беззаконных связей: ибо всякий грех вне нас, а блудливый тело свое оскверняет. И честный муж не войдет в оскверненный храм, а то ли бог.

Соломон же, искушенья все испытав, всем заповедал, так говоря: «Любодейки не слушай: каплет мед с ее уст, а потом горче желчи и яда», не встречайся с женщиной распутной, отврати очи от женщины красивой, потому что любодеянье женщин в глубине глаз. Пусть не прельстит тебя охота к чужой красоте, и вслед оку пусть сердце твое не идет; взор любодейки, как стрела, ядовит: поранит наружи и яд впустит в сердце, и мысли, как мухи, завязнут в тканине паучьей, как искра, в соломе затлевши, огнем возгорится; и невод - сердце ее, и сети - члены ее, и узы в ее руках, и приманка - речи ее, силками губ своих увлечет на блуд - и вот, как связанный вол, пойдет вслед за ней на закланье, как пес на цепи, и не ведает он, что душу теряет. В красоте ведь женской запутались многие и попали в беду, по смерти - в ад, ибо уловляют женщины души честных мужей.

Египтянка не обратила ли взор на Иосифа, а скорбь довела до смерти, также сестра его Дина, и сихемляне погибли, и Самсон, с которым ходил дух господень, и Давид, которому бог благоволил, стал рабом одного только взгляда и двойное зло совершил, и Амнон, из-за Фамары-сестры злобно убитый, и Соломон, наимудрейший среди всех людей, из-за женщин погиб, и старцы, вавилонские судьи, пожелавшие Сусанну, побиты людьми. И господь, осознав душетленный вред, сказал: «Всякий, взглянувший на женщину с тайным желаньем, уже прелюбодействовал в сердце своем». Потому что гнушается бог нечестивых помыслов, особенно тех, что рождают жар в сердце и сластолюбие в мысли, как Ева в беседе с гадом безмолвным, со змием: ибо змииные мысли ползучи: в темных чащах, вред сотворяя, гнездятся и света не любят, но, будто нетопыри, в мраке ныряют, ибо во мраке учитель их.

До зрелости еще не дойдя и разума мало имея, на что соблазняемся мы? Чтобы не дать и теперь юности шутить над собою, остерегайся разврата, ибо похоть свирепа, как дикое зелье, само по себе возникает на непаханой ниве. Имеешь ты силу ее одолеть страхом божьим и, как земледелец, железом очистить от дикой поросли сад, как кормчий, волны минуя, благодатию правит и не собьется с верной дороги. Есть и жена у тебя, источник желаний, ради которой оставил мать и отца и, по слову апостола, имеешь не только порочное ложе, но честное также. Ведь не сравняется смрад с благовоньем, ни зловонье со смрадом, ни беззаконье с законом.

Живя в чистоте, как в церкви святой, устремленный совестью к горнему Иерусалиму, и там среди первых ты будешь записан, помня тех, кто после ложа в чертоге попадает в изгнанье, гнев и ярость на согрешивших сдержи и грехи тем уменьшишь.

Когда ты молишься богу - прости меня, как и тебя я простил, и будь благоразумен, пусть никакого вреда не будет другим; не мсти врагу, дождись господа, пусть он поможет: ибо терпенье находится не на виду, но в сердце, не словом оно познается, но делом.

И было приятно слышать тебе объяснение чуда: сидящий на херувимах вседержец - в путах влеком был охраной, сидящий об руку с богом - на судилище пред архиереем Пилатом стоит на допросе, и, услышав от него истину, впадает Пилат в гнев; лицо, просветленное ярче солнца, ненавистники били, плевали, харкнув в лицо того, кто плевком исцелил от рожденья слепого; и прочее известно тебе.

Но если сын божий и мышца господня это принял от людей, безгрешный - за нас, то мы, человеки, от таких же людей пострадав, не благодать воздаем, но искупаем свой долг.

Пусть не будет Иисус нам в мирные годы другом, а в ратные годы - врагом. Чуть кислоты око сожжет, малое слово ярость родит, малым страданьем-больших избыть. Муж терпеливый в терпенье познается, Соломон ведь сказал: «Терпеливый лучше сильного». Сберегающий душу свою мучится тайною мыслью об этом. И без казни можем стать мучениками, ибо если молишься за творящих злое - того и бесы боятся.

Возлюби Христа, послушай, что говорит он апостолам: «Потому признают вас все моими учениками, что любите вы друг друга, а не за то, что творите чудеса», и Павел сказал: «Если есть во мне вера - и горы могу своротить, и раздам все именье мое, но не имею любви - ничего не сумею». Богослов же сказал: «Любящий господа, ближних сперва полюби: ибо символ первого - второе». Любовь и бог - мечта человека, доступное море смиренья, бездна - источник долготерпенья, и огонь, что, вспыхнув, только жаждущего душу зажжет. Коль чудесами подражать апостолам хочешь - и это возможно для тебя: те дали хромым ходить и руки высохшим исцелили, а ты охромевших в вере наставь и ноги бегущим на игры к церкви своей обрати, и руки усохших от скупости к нищим на подаянье направь. Ты и мученьям их хотел бы подражать, но если от страданья нету такого, время венцу не прошло, - еще не отстали приспешники дьявола: не люди преследуют ведь, но бесы, не палач, но дьявол. Те претерпели огонь, и зверей, и острые мечи, а ты воспламененье похоти и мысли звериные, изнутри восстающие, и языки злых людей, о которых сказано: «Заострили, как копья, языки свои». Поэтому Павел велит всегда вооруженным быть; милосердные будут помилованы, ибо жалость на последнем суде будет славиться и от смерти избавит. «Сеющий скупо, скупо пожнет», - сказал Павел,- «Будьте богаты на всякую щедрость». И вот тебе будет пример: Еффая-князя единственная дочь и убогой вдовы две бедных монеты - не знаю, можно ли их сравнить? И кому даны были наставления к службе, своего не оставь и насильно, ибо в сокровении благо: как дева любимая, от чужих взглядов укрытая, но если выходит - не всем это нравится, а иные и осуждают.

Будь как пчела, извне нектар приносящая, внутри же соты творящая, да дым не примешь за солнце. И, делая зло, не говори: «Если бы то не угодно богу, не допустил бы сам». Власть он дал человеку, дар непримиримости: не терпит язычников и его отрицающих, и еретиков, и дьявола. Или, имея целебное средство, сможешь часто ты защищаться, коль не угодно то богу?

Неизвестен и завтрашний день и, добавлю, сегодняшний, и над ними не властны мы, и никто не знает сам о себе в тайных божьих сужденьях; так вострепещем же каждый о своем деянье. Ведь все мы открыты взорам ангелов и людей, а всякий день означен своим ангелом, что ему предстоит, и ты, вникнув в сердце свое, мысленно вспомни творенье и рассмотри торжище жизни людской, как, по завету, все проходит как тень, исчезая. И на бога смотри, с небес грядущего на суд человеческих тайн, всем воздать по делам его. Знай же: ждет нас огонь, огнем нам насытиться, огнем открывается жизнь человека, огнем проверены будут дела наши. Будь как в геенне, уже кипящей. Говорю так сурово, чтоб не знал ты суровее слов, раньше срока изготовимся к неизбежному времени. Пять мудрых дев - это образ чистых умов и совершенных совершенное совершенство. Если известны тебе будут божьи слова, тогда ты - в сиянье божьего света для мира, и возлюбит красоту твоего сердца, и благословит силу твою, и деянья рук твоих примет.

Говорю так, не льстя тебе или показывая, что все знаю и творю добро, видит бог, но от любви и в печали о душе твоей, чтобы успел ты добро совершить. Ума моего, и сам ты знаешь, разум нетверд, всякого незнанья исполнен, это и скрыть невозможно. Павел коринфянам сказал: «Если обезумеем - то богу, если умудримся - то вам». Не принижаю силы божьей всемощной, не отметаю дара, напрасно мне данного: из нечистого тела, из жалкого сердца, из бесчестной души и грубого разума, в беспорядочной мысли с безрассудного языка и с нищих уст слово, силой богатое, приумножено смыслом святой троицы ни на небе вверху, ни на земле внизу. Нет ничего важнее, как сознавать господа, и повиноваться деснице его и шуйце его, и творить волю его, и соблюдать заповеди его. Потому что знатное имя не введет в царство небесное, и слово без смысла не на пользу слышащим, лишь слово, подтвержденное делом, веры достойным становится. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Статьи в разделе

  • ↓ СЛОВО О НОВОСВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ, МИХАИЛЕ, КНЯЗЕ РУССКОМ, И ФЕОДОРЕ, ПЕРВОМ ВОЕВОДЕ В КНЯЖЕСТВЕ ЕГО. СЛОЖЕНО ВКРАТЦЕ НА ПОХВАЛУ ЭТИМ СВЯТЫМ ОТЦОМ АНДРЕЕМ
  • Общая тема и введение

    Brémond Henri. Histoire littéraire du sentiment religieux en France, II t . Paris, 1916-1933 (3 т . в английском переводе ).

    Fedotov G. P. Treasury of Russian Spirituality (Сокровищница рус-ской духовности). Sheed and Ward, в печати.

    Frere W. H. Some Links in the Chain of Russian Church History. Lon-don, 1918.

    Graham Stephen. The Way of Martha and the Way of Mary. New York, 1915.

    Kliuchevsky V. O. A History of Russia, 5 v. London, 1911-1931.

    Lapchine I.I. La Phénomenologie de la conscience religieuse russe dans la littéraire russe / / Записки научно - исследовательского объе - динения , т . V-VI, №№ 28, 35. Prague, 1937.

    Leger L. La littérature russe: notice et extraits. Paris, 1892.

    Leroy-Beaulieu Anatole. The Empire of the Tsars and the Russians, 3 v. New York, 1893-1896.

    Lo Gatto Ettore. Storia delia litteratura russa. Roma, 1928-1939.

    Luther Arthur. Geschichte der russischen Litteratur. Leipzig, 1924.

    Masaryk T. G. The Spirit of Russia, 2 v. London, New York, 1919.

    Miliukov P. N. Outlines of Russian Culture, ed. by M. Karpovich, 3 v. Philadelphia, 1942.

    Miliukov P.N., Seignobos Ch., Eisenmann L. Histoire de la Russie, 3 v. Paris, 1932-1933.

    Mirski D. S. A History of Russian Literature from the Earliest Times. London, 1927.

    Palmieri Aurelio. La Chiesa russa. Firenze, 1908.

    Pares, Sir Bernard. A History of Russia. London, 1937.

    The Russian Church: Lectures on Its History, Constitution, Doctrine and Ceremonial. London, 1911.

    Staehlin Karl. Geschichte Russlands, 5 v. Stuttgart, 1923-1939.

    Sumner В. Н. Survey of Russian History. London, 1944.

    Vernadsky G. A. History of Russia, revised. New Haven, 1930.

    Vernadsky G. A. History of Russia: Ancient Russia. New Haven, 1943.

    Zernov Nicolas. The Church of the Eastern Christians. London, 1942.

    Академия Наук СССР. История русской литературы, т. 1, Москва; Ленинград, 1941.

    Аничков Е. В., Бороздин А. К., Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской литературы, т. 1-2. Москва, 1908.

    Федотов Т.П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.). Париж, 1931.

    Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.

    Голубинский Е.Е. История русской церкви, 4 т. Москва, 1901-1917.

    Греков В. Д. Киевская Русь, 4-ое изд. Москва; Ленинград, 1944.

    Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. Москва, 1941.

    Иконников B. C. Опыт русской историографии, 2 т. Киев, 1891- 1908.

    Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы. Петро-град, 1922.

    Калдубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // Русский филологический вестник. Варшава, 1902.

    Макарий (Булгаков), История русской церкви, 12 т., 2-ое и 3-е изд. Москва, 1886-1910.

    Никольский Н. К . Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X-XI вв. С.-Петербург, 1906.

    Никольский Н. К. О древнерусском христианстве // Русская Мысль, № 6,1913.

    Орлов A. C. Древняя русская литература, XI-XVI вв. Москва, 1937.

    Петухов Е. В. Русская литература, т. 1. Юрьев, 1911. (Древний пе-риод).

    Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Ки-евской Руси, X-XII в. С.-Петербург, 1913.

    Пресняков А.Е. Лекции по русской истории, 2 т. Москва, 1938- 1939.

    Шевырев С. П. История русской словесности, 2 т., 3-е изд. С.-Петербург, 1887.

    Сперанский М. Н. История древней русской литературы, 3-изд. Москва, 1921.

    Вернадский Г. В. Звенья русской культуры, ч. 1, № 1. Древняя Русь. Брюссель, 1938.

    Владимиров ИВ. Древняя русская литература киевского периода X-XIII веков. Киев, 1901.

    Brückner A. Mitologia slava. Bologna, 1923.

    Cross S. H. Primitive Civilization of the Eastern Slavs // Slavic and East European Review, v. V, pt. 1-2, 1946.

    Jagich V. Mythologische skizzen // Archiv für slavische Philologie, v. IV.

    Krek G. Einleitung in die slavische Literaturgeschichte, 2- е изд . Graz, 1887.

    Leger L. La Mythologie slave. Paris, 1901.

    Machal J. Slavic Mythology // Mythology of all races, v. 3. Boston, 1918.

    Mansikka V. J. Die Religion der Ostslaven, v. 1, Quellen, FF Communications edited for the Folklore Fellows, v. X, № 43, Helsinki, 1922.

    Niederle L. Manuel de l"antiquité slave, v. II, Paris, 1926.

    Niederle L. Zivot starych slovanu, II, 1, Prague, 1924.

    Rostovtseff M.I. La Culte de la Grande Déesse dars la Russie méridion-ale // Revue des Études Grècques, 32, 1919.

    Sakhanev Vsev. Études sur l"origine de l"art populaire russe // Eurasia Septentrionalis Antiqua, v. IV, Helsinki, 1929.

    Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin , 1927.

    Афанасьев A.H. Поэтические воззрения славян на природу, 3 т. С.-Петербург, 1865-1869.

    Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Академия Наук СССР. Труды Института антропологии, этнографии и археологии. Ар-хеологическая серия 3. Москва; Ленинград, 1936.

    Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном искусстве. Труды государственного исторического му-зея, I, Москва, 1926.

    Кагаров Е. Г. Религия древних славян. Москва, 1918.

    Потебня A. A. О мифическом значении некоторых обрядов и по-верий // Чтения в Обществе истории и древностей российских, №№ 2, 3, 4, Москва, 1865.

    Потебня A. A. О некоторых символах в славянской народной по-эзии. Харьков, 1914.

    Соколов И.М. Русский фольклор. Москва, 1938.

    Тревер К.В . Собака-птица: Сенмурв и Паскудь // Известия Госу-дарственной Академии Истории материальной культуры, т. 100. Ленинград, 1933.

    История

    См. работы Макария, Голубинского и Приселкова из раздела «Общие труды».

    Fedotov G. P. St. Vladimir et la conversion de la Russie // Irenicon, 1938.

    Laekr G. Die Anfange des russischen Reiches. Berlin, 1930.

    Макарий (Булгаков). История христианства на Руси до равноапо-стольного князя Владимира, 2-е изд. С.-Петербург, 1868.

    Пархоменко В А. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913.

    Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира // Журнал министерства Народного Просвещения, сентябрь, 1917.

    Vernadsky G. The Status of the Russian Church During the First Half- Century Following Vladimir"s Conversion // The Slavonic Year-Book, Menasha, Viskonsin, 1941.

    Формула византинизма

    Baines N. H. Byzantine Empire. New York, 1926.

    Buckler G.G. Anna Comnena. London, 1929.

    Byron Robert. The Byzantine Achievement. London, 1929.

    Diehl Charles. Byzance: grandeur et décadence. Paris, 1929.

    Diehl Charles. Byzantine Portraits. New York, 1905.

    Diehl Charles. É tudes byzantines. Paris, 1905.

    Dieterich Karl Geschichte der byzantinischen und neugriechischen Literatur. Leipzig, 1902.

    Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig, 1902.

    Hesseling D.C. Essai sur la civilisation byzantine. Paris, 1907.

    HusseyJ.M. Church and Learning in the Byzantine Empire, 867-1185. London, 1937.

    Krumbacher Karl. Geschichte der byzantinischen Literatur. 2 ed. Mün-chen, 1897.

    Ostrogorsky Georg. Geschichte des buzantinischen Staates. Munich, 1940.

    Rambaud A.N. Etudes sur l"histoire byzantine. Paris, 1912.

    Runciman S. Byzantine Civilisation. London, 1933.

    Soyter G. B: Byzantinische Dichtung. Athens, 1938.

    Strzygowski J. Orient oder Rome. Leipzig, 1900.

    Vasiliev A. A. History of the Byzantine Empire, 2 v., Madison, 1928- 1929.

    Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованно-сти. С.-Петербург, 1891.

    Василевский В. Г. Труды, 4 т., С.-Петербург, 1908-1930.

    Религиозная мысль Византии

    Bardenhewer Otto. Geschichte der altchristlichen Literatur. Freiburg im Br., 5 v., 1902-1932.

    Dvornik Fr. Les Légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933.

    Fliehe Augustin, Martin V. Histoire de l"Eglise depuis les origines jusqu"à nos jours. Paris, 1934.

    Fortescue A. The Orthodox Eastern Church. London, 1907.

    Gardner Alice. Theodore of Studium. London, 1905.

    Gass W. Symbolik der griechichen Kirche. Berlin, 1872.

    Harnack Adolf. History of Dogma, 7 т. London, 1894-1899.

    Heiler Fr. Urkirche und Ostkirche. München, 1937.

    Hergenroether J. A. G. Photius, Patriarch von Constantinopel, З т . Re-gensburg, 1867-1869.

    Holl Karl Enthusiasmus und Bussgewelt beim griechischen Mönchtum. Leipzig, 1898.

    Holl Karl. Gesammelte Anfsätze sur Kirchengeschichte, v. 2, Der Os-ten. Tübingen, 1928.

    Kidd B. J. The Churches of Eastern Christendom from A. D. 451 to the Present Time. London, 1927.

    Mercier E. La spiritualité byzantine. Paris, 1933.

    Neale J. M. Introduction to the History of the Holy Eastern Church, 2 v. London, 1933.

    Oeconomos J. La Vie religieuse dans l"empire Byzantin au temps des Comnènes et des Anges. Paris, 1918.

    PargoireJ. L"Eglise Byzantine de 527 à 847. Paris, 1905.

    Rehrmann A. Die Christologie des Heiligen Cyrillus von Alexandria. Hildesheim, 1902.

    Seeberg Reinch. Lehrbuch der Dogmengeschichte, 5 v., 3 ed. Leipzig, 1913-1923.

    Доброклонский А . П . Преподобный Феод op, исповедник и игумен Студийский . Одесса, 1914.

    Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII вв., Париж, 1933.

    Скабаланович М. Н. Византийская Церковь и государство в XI в. С.-Петербург, 1884.

    Вернадский Г. В. «Византийские учения о власти царя и патриарха». Памяти Н. П. Кондакова, Прага, 1926.

    Славянский византинизм

    Dvornik Fr. Les Slaves, Byzance et Rome au IX s. Paris, 1926.

    Leib J. Rome, Kiev et Byzance à la fin du X siecle. Paris, 1924.

    MurhoM. Geschichte der ältern süd-slavischen Literatur. Leipzig, 1908.

    Палаузов C.H. Век болгарского царя Симеона, С.-Петербург, 1852.

    Златарский В. Н. История на българската държава през средните векове, 1, 2. София, 1927.

    Славянские переводы

    Архангельский A. C. Творения отцов церкви в древнерусской письменности, 4 т. Казань, 1889-1891.

    Будилович A. C. XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе. С.-Петербург, 1875.

    Евсеев И. В. Очерки истории славянского перевода Библии // Христианское Чтение, № 2,1912.

    Евсеев И. В. Геннадиевская Библия 1409 // Труды XV Археологи-ческого съезда в Новгороде 1911, т. II. Москва. 1916.

    Калайдович К. Ф. Иоанн экзарх Болгарский. Москва, 1824.

    Малинин В. Н. Златоструй. Десять слов Златоструя XII в. С.-Пе-тербург, 1910.

    Райнов Т. Наука в России XI-XVII веков. Академия Наук СССР. Москва; Ленинград, 1940.

    Шахматов М. В., Чижевский Д. Платон в Древней Руси // Запис-ки русского исторического общества в Праге, т. 2, Прага, 1930.

    Соболевский А. И. Особенности русских переводов домонгольско-го периода // Труды IX Археологического съезда, т. И, Москва, 1895-1897.

    Сперанский М.Н. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности // Чтения в Обществе Истории и Древно-стей. Москва, 1900-1905.

    Тихонравов Н. С. Отреченныя книги Древней Руси // Сочине-ния, т. 1. Москва, 1898.

    Воскресенский Г. А. Характеристические черты редакций славян-ского перевода Евангелия от Марка // Чтения в Обществе Исто-рии. Москва, 1896.

    Греческая литургия

    Arsen "eu N.S. We Beheld His Glory. New York, 1936.

    Baumstark A. Die Messe im Morgenland. Kempten; München, 1906.

    Bjerring Nicolas. The Offices of the Oriental Church. New York, 1884.

    Bouvy Е . Poètes et mélodes. Nîmes, 1886.

    Brightman F. E. Liturgies, Eastern and Western, v. 1, Oxford, 1896.

    Cabrol F. Hymnographie de l"Eglise grècque. Anger, 1893.

    Christ W., Paranicas. Anthologia graeca carminum christianorum. Leipzig, 1871.

    Hapgood Isabel, Service Book of the Holy Orthodox Church. Boston; New York, 1906.

    Maltzew A.P. Andachtsbuch der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. Berlin, 1898.

    Pitra J. B . Hymnologie de l"Eglise grècque. Rome, 1887.

    Salaville S. An Introduction to the Study of Eastern Liturgies. Lon-don, 1938.

    Tarchnisvili M. Die byzantinische Liturgie als Verwirchlichung der Einheit und Gemeinschaft in Dogma. Würzburg, 1939.

    Греческий язык на Руси

    Wanczura Alojzy. Skolnictwo v starej Rusi. Lwow, 1923.

    Иконников В . С. Опыт исследования о культурном значении Ви-зантии в Русской истории. Киев, 1869.

    Лавровский Н. А. О древнерусских училищах. Харьков, 1854. ,

    Глава III. Русские византинисты

    Климент Смолятич

    Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пре-свитеру Фоме. С.-Петербург, 1892.

    Никольский Н. К. О литературных трудах митр. Климента Смолятича. С.-Петербург, 1892.

    Кирилл Туровский

    Антоний (Вадковский). Из истории христианской проповеди, 2-е изд. С.-Петербург, 1895.

    Евгений. Творения св. отца нашего Кирилла еп. Туровского. Ки-ев, 1880.

    Калайдович К. Памятники российской словесности XII века. Мо-сква, 1321.

    Сухомлинов M. Рукописи графа А. С. Уварова, т. 2. С.-Петербург, 1858.

    Виноградов В. П. «О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского», В память столетия Импер. Мос-

    Ковской Духовной Академии. Сборник статей, ч. 2. Сергиев Посад, 1915 (Эта книга оказалась для меня недоступной).

    Илларион Киевский

    Горский A. B. Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям святых отцов, ч. И. Москва, 1844.

    Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагана Вла-димира // Сочинения, т. I, С.-Петербург, 1904.

    Vais Josef, ed. Sbornik staroslovenskich literarnich pamatek о sv. Vaclavu a sv. Lidmile. Prague, 1929.

    Абрамович Д. И., изд. Жития святых мучеников Бориса и Глеба. С.-Петербург, 1916.

    Бельченко. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и со-чинения // Записки историко-филологического Общества при Новороссийском университете, X. Одесса, 1902.

    Бугославский A. C. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора // Известия Отделения русского языка и литературы Академии Наук, № 1 ч. 3. С.-Петербург, 1914.

    Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901.

    Нестор. Житие преподобного Феодосия // Чтения в Обществе Истории. Москва, № 3, 1858; № 1, 1879; № 2, 1899.

    Глава V. Аскетические идеалы

    Goetz L. K. Das Kieven Höhlenkloster als Kulturzentrum des vormon-golischen Russlands. Passau, 1904.

    Smolitsch Igor. Das altrusslische Mönchtum (11-16 Jahr.). Würzburg, 1940.

    Smolitsch Igor. Leben und Lehre der Starzen. Vienna, 1936.

    Абрамович Д. И., Исследование о Киево-Печерском Патерике. С.-Петербург, 1902.

    Абрамович Д. И., изд. Патерик Киево-Печерского монастыря, С.-Петербург, 1911.

    Казанский П. И., История православного русского монашества. Москва, 1855.

    Кубарев. О Киево-Печерском Патерике // Чтения в Обществе Истории, 1847.

    Сычев H. На заре бытия Киево-Печерской обители // Сборник в честь Соболевского. Ленинград, 1928.

    Глава VI. Русская эсхатология

    Преподобный Авраамий Смоленский

    Федотов Г. П. Житие и терпение преподобного Авраамия Смо-ленского // Православная Мысль, т. 2, Париж, 1930.

    Редкое Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие // Смоленская Старина, т. I, 1909.

    Розанов С. П., изд. Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему. С.-Петербург, 1912.

    Слово о небесных силах

    Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности. Тула, 1879.

    Слово о небесных силах. Издано среди трудов Кирилла Туров-ского (см. главу III).

    Глава VII. Ритуализм духовенства

    Goetz L. K. Kirchengeschichtliche und Kulturgeschichtliche Denkmä-ler Altrusslands. Stuttgart, 1905.

    Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной церкви. Записки Новороссийского университета, т. 63-65. Одесса, 1894-1895.

    Павлов A. C., изд. Памятники Древнерусского канонического пра-ва». Русская Историческая Библиотека, т. VI. С.-Петербург, 1908.

    Смирнов С. И. Древнерусский духовник. Сергиев Посад, 1899.

    Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // Чтения в Обществе Истории. Москва, т. 3, 1912.

    Глава VIII. Религия мирян: переводные сборники

    Popov N . P . LTsbornik de 1076, dit de Syjatoslav, comme monument littéraire // Revue des Etudes Slaves, v . XIV, Paris, 1934.

    Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборни-ков», опыт исследования «Измарагда» // Записки Новороссий-ского Университета, т. 60. Одесса, 1893.

    Никольский H. К. Материалы для истории древнерусской духов-ности письменности // Сборник отделения русского языка Ака-демии Наук, т. 82. С.-Петербург, 1907.

    Петухов Д. В . Древние поучения на воскресные дни великого по-ста // Сборник Отделения русского языка Академии Наук, т. 40. С.-Петербург, 1886.

    Пономарев А. И. Памятники древнерусской учительной литерату-ры, т. 1 и 3. С.-Петербург, 1894-1897.

    Шимановский В., изд. Изборник Святослава 1076. Варшава, 1894.

    Глава IX. Религия мирян: русская учительная литература

    Слово к Новгородской пастве архиепископа Луки Жидяты

    Пономарев А. И., изд.

    Бугославский A. C., изд. Известия Отделения русского языка Ака-демии Наук, т. 18, № 2. С.-Петербург, 1913.

    Послание Якова Черноризца к своему духовному сыну Димитрию

    Пономарев А. И., изд. Памятники, I, 3. С.-Петербург, 1894.

    Поучение Георгия-черноризца из Зарубской пещеры

    Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неиз-вестных памятниках. С.-Петербург, 1881 (Из Сборника Отд. рус. языка).

    Русские покаянные каноны

    Павлов A. C., изд. Памятники. С.-Петербург, 1908.

    Поучение князя Владимира Мономаха

    Лаврентьевская летопись // Полное собрание летописей. Ле-нинград, 1926-1927.

    Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Москва, 1901.

    Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в до татарскую эпоху // Журнал Министерства Народного Просвещения, т. 171. С.-Петербург, 1874.

    Шляков H. H. О поучении Владимира Мономаха // Журнал Ми-нистерства Народного Просвещения. С.-Петербург, 1900.

    Моление Даниила Заточника

    Гудзий Н. К., К какой социальной среде принадлежал Даниил За-точник? // Сборник А. С. Орлову. Ленинград, 1934.

    Гуссов В. М . К вопросу о редакциях «Моления Даниила Заточни-ка» / / Летопись занятий Ист.-филол. Общества при Новороссий-ском Университете, т. 1. Одесса, 1899.

    Миндалев П. Моление Даниила Заточника и связанные с ним па-мятники. Казань, 1914.

    Шляпкин И. Слово Даниила Заточника. С.-Петербург, 1889.

    Зарубин H. H., изд. Слово Даниила Заточника. Ленинград, 1932.

    Глава X. Древние летописцы

    Cross S. H. The Russian Primary Chronicle // Harvard Studies and Notes in Philology and Literature, v. XII. Cambridge, 1930.

    Аристов H. Первые времена христианства в России по церковно- историческому содержанию русских летописей. С.-Петербург, 1888.

    Никольский Н. К. Повесть временных лет источник для истории начального периода русской письменности // Академия Наук СССР. Сборник по русскому языку и словесности, т. 11, № 1. Ле-нинград, 1930.

    Полное Собрание Русских Летописей, изд. Археографической Комиссией, т. I. Лаврентьевская летопись. Ленинград, 1926-1927, т. II. Ипатьевская летопись, второе изд., С.-Петербург, 1908.

    Приселков М. Д. История русского летописания XI-XVb . Ленин-град, 1940.

    Шахматов A. A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С.-Петербург, 1908.

    Сухомлинов М. О древней русской летописи как памятнике лите-ратурном // Ученые Записки Второго Отделения Академии Наук, № III. С.-Петербург, 1856.

    Глава XI. «Слово о полку Игореве»

    «Geste de la Guerre d"Igor». Symposium in: Annuaire de l"Institut de Philologie et d"Histoire Orientales et Slaves, v. VIII, New York.

    Konlmann N. «Le Dit de la campagne d"Igor» //Le Monde Slave, v. VII, Paris, 1937 (перевод ).

    Magnus Leonard A. The Armament of Igor (edited and translated). London, 1915.

    Барсов E. Слово о полку Игореве, 3 т. Москва, 1887-1889.

    Гудзий Н. К., Новиков И.

    Орлов А. И., Слово о полку Игореве. Москва, 1938.

    Перец В . Слово о полку Игореве. Киев, 1926. (Комментарии на укр. языке).

    Потебня А. Слово о полку Игореве, текст и примечания. Воро-неж, 1878.

    Ржига В. Слово о полку Игореве и русское язычество // Slavia, v. XII, 1933-1934.

    Шамбинаго С., Ржига В. Слово о полку Игореве. Москва; Ленин-град, 1934.

    Глава XII. Язычество и христианство

    Krappe A. N. La chute du paganisme a Kiev // Revue des Etudes Slaves, v. XVIII. Paris, 1937.

    Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. С.-Петербург, 1914.

    Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христи-анства с остатками язычества в русском народе XI-XII // Русский Филологический Вестник, № 28, 35, 37-39, Варшава, 1882-1898.

    Галковский Н., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916; документы в: Записки Московского археологического Общества. Москва, 1913.

    Срезневский И., Рожаницы // Архив исторических и юридиче-ских сведений (Калачова), т. II. С.-Петербург, 1855.

    Тихонравов Н. С., Слова и поучения, направленные против языче-ских верований и обрядов // Летописи русской литературы и древностей, т. IV. С.-Петербург, 1862.

    Глава XIII. Заключение. Русская религиозность

    Alpotov M, Brunov N. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg, 1932.

    Anisimov A. I. Our Lady of Vladimir. Prague, 1928.

    Muratov P. P. Les Icônes russes. Paris, 1929.

    Vasiliev A. A. Was Old Russia a Vassal State of Byzantium? // Specu-lum, VII, 1932.

    Анисимов А. И. Домонгольский период русской живописи // Во-просы Реставрации, т. И. Москва, 1928.

    Дьяконов М. А. Власть московских государей. С.-Петербург, 1889.

    Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха, 3 т. Петроград, 1920-1930.

    Истрин В. М. О составе Толковой Палеи // Известия Отделений русского языка Академии Наук, т. II-III. С.-Петербург, 1897-1898.

    Кондаков Н. П., Иконография Иисуса Христа. С.-Петербург, 1905.

    Кондаков Н. П., Иконография Богоматери, 2 т. С.-Петербург, 1914- 1915.

    Никольская A. B., К вопросу о пейзаже в древнерусской литературе // Сборник статей в честь А. И. Соболевского. Ленинград, 1928.

    Вальденберг В. Е. , Древнерусские учения о пределах царской вла-сти. С.-Петербург, 1916.


    Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

    ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ

    Иаков Черноризец. На основании изысканий митрополита Макария и Погодина, монаху XI века Иакову Черноризцу приписываются: "Сказание о святых страстотерпцах Борисе и Глебе"; "Житие блаженного кн. Владимира"; "Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимир и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимира Ольга, преже Владимира" и "Послание к Божию слузе Дмитрию" (великому князю Изяславу). Этому же Иакову Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу Иакову "Правила монаха Иоанна". Наиболее ранним сочинением Иакова Черноризца, по-видимому, было "Сказание о Борисе и Глебе"; "Житие Владимира" написано позднее, а еще позже - "Память и похвала великому князю Владимиру". "Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своей большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд Иакова Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык "Жития", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще не прославленным, а русский народ называется "новым" по отношению к вере. В большинстве списков "Жития" к нему присоединяется третье сочинение Иакова Черноризца - "Память и похвала князю русскому Владимиру", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном князе Владимире и св. Ольге. Как и на "Житии", на "Похвале" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI века. Помимо стороны литературной, произведения Иакова Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки "Жития" и "Похвалы" - довольно поздние (с XVI века) и представляют между собой значительные отличия. "Послание к великому князю Изяславу" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... "Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим". Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречений из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. "Церковное правило" монаха Иоанна, обращенное к Иакову Черноризцу, вместе с "Уставом" князя Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода "Правила" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о Иакове Черноризце почти не сохранилось. Преподобный Феодосий Печерский, перед смертью (умер в 1074 г.), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера Иакова, который не был постриженником Печерского монастыря, а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского монастыря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер Иаков - одно лицо с Иаковом-писателем. - Ср. Калайдович, в I ч. "Русских достопамятностей" (М., 1815); Востоков, в "Описании Румянцевского музея"; Макарий, в "Христианском Чтении" (1849, кн. 2); Погодин, в "Известиях II отделения Академии Наук" (I, Санкт-Петербург, 1852); Бутков "Разбор трех древних памятников духовной литературы" ("Современник", 1852, ч. II); А.Ф. Тюрин "Мнение о Иакове мнихе академика П.Г. Буткова" (в "Известиях II отделения Академии Наук", II, 1853); Неволин "О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту" (там же, II); Срезневский "Древние жизнеописания русских князей X - XI веков" (там же, II); Макарий "Еще об Иакове мнихе" (там же, II); позднее в "Истории русской церкви", II, 1868, стр. 141 - 158); Шевырев "История русской словесности" (II, 1860); И.П. Хрущов "О древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к "Истории русской церкви" Макария переизданы (по списку XVI века) "Житие Владимира" и "Память и Похвала", и напечатано, по списку XVI века: "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV века), изд. Срезневским, в Санкт-Петербурге, в 1860 г., вместе с подобным же сочинением преподобного Нестора. Лучшее издание "Правила монаха Иоанна" принадлежит профессору Павлову ("Русская историческая библиотека", VI, Санкт-Петербург, 1880). А. Архангельский.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ
      На основании изысканий митроп. Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и Глебе"; …
    • ИАКОВ ЧЕРНОРИЗЕЦ
      ? На основании изысканий митрополита Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и …
    • ИАКОВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
      (Израиль) ветхозаветный патриарх, внук Авраама, сын Исаака и Ревекки, родоначальник двенадцати родоплеменных союзов, составлявших еврейский народ (см. Двенадцать колен Израиля). …
    • ИАКОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
      (Быт 25:26-34 и др.) - патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт …
    • ИАКОВ в Высказываниях великих людей:
      Кто согрешит в чем-то одном, тот становится виновным во всем. апостол Иаков …
    • ИАКОВ в Лексиконе секса:
      (Израиль), в библейской мифологии младший из двух детей-близнецов Исаака и Ревеки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, …
    • ИАКОВ в Большом энциклопедическом словаре:
      (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских …
    • ИАКОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      согласно библейским мифам, младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. И. откупил у своего брата Исава право первородства за чечевичную …
    • ИАКОВ ЕПИСКОП НИЗИБИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      († 350) — отец церкви. Сын одного из областных князей Армении, он получил хорошее образование. С детства проникшись энтузиазмом к …
    • ИАКОВ ГЕРЦОГ КУРЛЯНДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      из дома Кетлеров, сын герц. Вильгельма (1610—1682). Унаследовав престол в 1642 году от дяди Фридриха, И. в 1658 г., несмотря …
    • ИАКОВ БИБЛ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      имя нескольких библейских личностей: 1) младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака. Самое его имя (с еврейского — "держащийся за пяту", "запинатель") …
    • ИАКОВ
      И́АКОВ БАРАДЕЙ (аль-Барадеи), собственно Цанцала (?-578), глава сирийских монофизитов, названных по его имени яковитами. С 542 епископ Эдесский, руководил общиной, …
    • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      И́АКОВ Праведный (?-62), брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. …
    • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      И́АКОВ из Варацце, Иаков Ворагинский (Jacobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (ок. 1230-98), доминиканский монах, проповедник, епископ Генуэзский. Автор …
    • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      И́АКОВ Зеведеев (?-ок. 44), один из двенадцати апостолов, брат евангелиста Иоанна Богослова. …
    • ИАКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      И́АКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлёбку …
    • ИАКОВ в Словаре Кольера:
      I сын Исаака и Ревекки, третий патриарх еврейского народа, родился в земле Ханаанской, приблизительно в 18 в. до н.э. Иаков …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      чернори"зец, чернори"зцы, чернори"зца, чернори"зцев, чернори"зцу, чернори"зцам, чернори"зца, чернори"зцев, чернори"зцем, чернори"зцами, чернори"зце, …
    • ИАКОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Младший брат …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ
      монах, …
    • ИАКОВ в словаре Синонимов русского языка:
      израиль, имя, …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      м. устар. То же, что: …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      черноризец, -зца, тв. -зцем, р. мн. …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Орфографическом словаре:
      чернор`изец, -зца, тв. -зцем, р. мн. …
    • ИАКОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (Израиль) , в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      черноризца, м. (церк.-книжн. устар.). То же, что чернец, монах. Я бедный черноризец; монашеской неволею скучая, под клобуком, свой замысел отважный …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Толковом словаре Ефремовой:
      черноризец м. устар. То же, что: …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      м. устар. то же, что …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      м. устар. Монах, …
    • ИАКОВ, ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иаков, Израиль, библейский патриарх, родоначальник народа Израильского. Его история излагается в Быт. 25, 27 …
    • ИАКОВ II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    • ИАКОВ II в биографиях Монархов:
      Король Англии и Шотландии из династии Стюартов, правивший в 1685 — 1688 гг. Сын Карла I и Генриетты Французской. Ж.: …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ ХРАБР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Чръноризьць Храбръ) — болгарский монах, живший в конце IX и начале Х в., хорошо знакомый как со своим родным языком, …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ ФИЛОЛОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      проповедник XVI века; известен в нашей духовной литературе как составитель нескольких похвальных слов русским святым: ему принадлежат похвальное слово в …
    • МИХАИЛ ЧЕРНОРИЗЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      святой мученик, инок обители св. Саввы. Оклеветанный женою персидского царя Ардамелеха и отказавшийся принять магометанство, М. был осужден на отсекновение …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ ХРАБР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (Чръноризьць Храбръ) ? болгарский монах, живший в конце IX и начале Х в., хорошо знакомый как со своим родным языком, …
    • ЧЕРНОРИЗЕЦ ФИЛОЛОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? проповедник XVI века; известен в нашей духовной литературе как составитель нескольких похвальных слов русским святым: ему принадлежат похвальное слово …
    • ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ, ПРЕСВИТЕР в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тит (+ 1190), пресвитер Печерский, преподобный, в Ближних пещерах. Память 27 февраля, 28 …
    • МИХАИЛ ЭДЕССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил черноризец, Эдесский (IX в.), преподобномученик. Память 23 мая, 29 июля. Происходил …
    • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент (Клим) Смолятич, Философ (+ после 1163), митрополит Киевский. Второй митрополит русского происхождения, был назначен …
    • ЕРАЗМ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Еразм Печерский (+ ок. 1160), преподобный. Память 24 февраля, в Соборе преподобных отцов …

    Иаков Черноризец. - На основании изысканий митроп. Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: «Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и Глебе»; «Житие блаж. кн. Владимира»; «Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера» и «Послание к Божию слузе Дмитрию» (вел. кн. Изяславу). Этому же И. Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. «Правила м. Иоанна». Наиболее ранним сочинением И. Черноризца, по-видимому, было «Сказание о Борисе и Глебе»; «Житие Владимира» написано позднее, а еще позже - «Память и похвала в. кн. Владимиру». «Сказание о Борисе и Глебе», обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своею большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд И. Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. «Житие Владимира», рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык «Жития», равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще непрославленным, а русский народ называется «новым» по отношению к вере. В большинстве списков «Жития» к нему присоединяется третье соч. И. Черноризца - «Память и похвала кн. русскому Владимиру», столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном кн. Владимире и св. Ольге. Как и на «Житии», на «Похвале» еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI в. Помимо стороны литературной, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки «Жития» и «Похвалы» - довольно поздние (с XVI в.) и представляют между собою значительные отличия. «Послание к вел. кн. Изяславу» написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа… «Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим». Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречении из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. «Церковное правило» м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с «Уставом» кн. Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода «Правила» весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преп. Феодосий Печерский, перед смертью († 1074), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера И., который не был постриженником Печерского м-ря; а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского м-ря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер И. - одно лицо с И.-писателем.

    Ср. Калайдович, в I ч. «Русск. достопамятностей» (М., 1815); Востоков, в «Описании Рум. музея»; Макарий, в «Хр. Чтении» (1849 г. кн. 2); Погодин, в «Известиях II отд. Акад. Н.» (I, СПб., 1852); Бутков, «Разбор трех древних памятников духовной литературы» («Современник», 1852, ч. II); A. Ф. Тюрин, «Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова» (в «Известиях II отд. А. Н.», II, 1853); Неволин, «О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту» (там же, II); Срезневский, «Древние жизнеописания русских князей Х - XI в.» (там же, II); Макарий, «Еще об И. мнихе» (там же, II); позднее в «Истории русской церкви», II, 1868, стр. 141-158); Шевырев, «Истории русской словесности» (II, 1860); И. И. Хрущов, «О древнерусских исторических повестях и сказаниях». В приложениях к «Истории русской црк.» Макария переизданы (по списку XVI в.) «Житие Владимира» и «Память и Похвала» и напечатано, по списку XVI в.: «Послание к Изяславу». «Сказание о св. Борисе и Глебе», по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV в.), изд. Срезневским, в СПб., в 1860 г., вместе с подобным же сочинением пр. Нестора. Лучшее издание «Правила м. Иоанна» принадлежит проф. Павлову («Русская историческая библиотека», VI, СПб., 1880).