Система образов горе от ума краткое. А.С

Произведение новаторское и по проблемати-ке, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой рус-ской реалистической комедией, отразившей наиболее существен-ные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей — современников Грибоедова. «Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому… Карикатур ненави-жу, в моей картине ни одной не найдешь», — писал автор о своих героях. На этом принципе реалистической типизации основана система образов «Горе от ума». В ней нет четкого деления персона-жей на положительных и отрицательных, как в произведениях классицизма. По словам Гончарова, «вся пьеса представляется ка-ким-то кругом знакомых читателю лиц», в котором «и общее и де-тали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гости-ных и перенесено в книгу и на сцену».

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «лю-бовном треугольнике», который составляли герои с четко опреде-ленной функцией в сюжете и характером. В эту «систему амплуа» входили: героиня и два любовника — удачливый и неудачливый, отец, не догадывающийся о любви дочери и горничная, устраи-вающая свидания влюбленных — так называемая субретка. Некое подобие таких «амплуа» есть и в комедии Грибоедова.

Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любов-ника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благо-получно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и особенно ее финал опровергают возможность такой трактовки: Софья явно предпочитает Молчалина, она дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого, что вынуждает Чацкого покинуть не только дом Фамусова, но и Москву и, вместе с тем, расстаться с надеждами на взаимность Софьи. Кроме того, в Чацком есть и чер-ты героя-резонера, который в произведениях классицизма служил выразителем идей автора.

Молчалин подошел бы под амплуа второго любовника, тем более, что с ним связано еще и наличие второго — комического — «любов-ного треугольника» (Молчалин — Лиза). Но на самом деле оказыва-ется, что именно он удачлив в любви, к нему Софья испытывает осо-бое расположение, что больше подходит под амплуа первого любовника. Но и здесь Грибоедов уходит от традиции: Молчалин яв-но не положительный герой, что обязательно для амплуа первого любовника, и изображается с негативной авторской оценкой.

Грибоедов отказывается от традиции и в изображении героини. В классической «системе амплуа» Софья должна была бы стать идеальной героиней, но в «Горе от ума» этот образ трактуется весь-ма неоднозначно. С одной стороны, это незаурядная личность, сильный, крупный характер. Она, конечно, во многом отличается от московских барышень, подобных княжнам Тугоуховским. Как справедливо заметил Гончаров, Софья обладает прекрасными свойствами души, а остальное — воспитание.

Даже ее предпочтение Молчалину, явно уступающему Чацкому в благородстве и уме, честности и культуре и многих других заме-чательных качествах, вполне объяснимо. Ей, как и пушкинской Татьяне, довелось обмануться в своих ожиданиях. Ведь выбор ее пал на человека, необычного для ее круга, что потребовало немало-го мужества и самостоятельности. Воображение девушки наделило «бессловесного» Молчалина всеми качествами идеального героя, а он до поры до времени успешно скрывал свое истинное лицо и под-линные интересы.

В то же время, этот выбор можно объяснить и стремлением по-велевать, так роднящим Софью с ее отцом. «Муж-слуга», идеал мо-сковских дам, вполне мог бы устроить и Софью. Во всяком случае, резкий и независимый характер Чацкого явно ей не по душе, и именно она начинает сплетню о сумасшествии Чацкого. Так что об-раз Софьи получился очень многогранным, неоднозначным, а в финале ее ждет не счастливый брак, а глубокое разочарование.

Также отклоняется автор от норм классицизма в изображении субретки — Лизы. Как субретка она хитра, сообразительна, находчи-ва и достаточно смела в отношениях с господами. Она весела и не-принужденна, что однако, не мешает ей, как и положено по амплуа, принимать активное участие в любовной интриге. Но при этом Гри-боедов наделяет Лизу достаточно необычными для такой роли чер-тами, роднящими ее с героем-резонером: она дает четкие, даже афо-ристичные характеристики другим героям, формулирует некоторые важнейшие позиции фамусовского общества («грех не беда, молва не хороша», «и золотой мешок, и метит в генералы» — о Скалозубе).

Фамусов в «системе амплуа» играет роль благородного отца, не догадывающегося о любви дочери, но, меняя традиционный финал, Грибоедов лишает этого персонажа и возможности благополучно завершить развитие действия: обычно в конце концов, когда все раскрывалось, благородный отец, заботящийся о счастье дочери, благословлял влюбленных на брак и все заканчивалось свадьбой.

Ничего подобного в финале «Горе от ума» не происходит. О ре-альном положении вещей Фамусов так ничего и не знает до самого конца. Но и там он все же остается в счастливом неведении об ис-тинных пристрастиях своей дочери — он считает, что Софья влюб-лена в Чацкого, а о Молчалине как предмете воздыханий дочери, он даже не помышляет, иначе все закончилось бы куда хуже, пре-жде всего для Молчалина. Ведь помимо того, что подразумевает амплуа благородного отца, образ Фамусова включает черты типич-ного московского «туза», крупного начальника, барина, который не привык к тому, чтобы его подчиненные позволяли себе и куда меньшие вольности — недаром же Молчалин так боится проявле-ния к нему симпатий со стороны Софьи, несмотря на все предосто-рожности девушки.

Все участники этого «треугольника» так сильно вышли за рамки своего амплуа именно потому, что, создавая реалистические обра-зы, Грибоедов не мог наделить их каким-то стандартным набором черт. И как полнокровные, живые образы они стали вести себя со-всем не так, как предусматривали правила классицизма.

С точки зрения общественного конфликта система образов коме-дии построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопос-тавлен фамусовскому обществу. Он является типичным представи-телем той части русского общества первой четверти XIX века, кото-рая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения — «века нынешнего» — как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотно-сили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года. «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист» (А.И. Герцен).

В образе Чацкого действительно нашли отражение идеалы, нра-вы и дух декабристской части общества той эпохи. Подобные ему люди не могли смириться с жизнью, которую заполняют «обеды ужины и танцы». Они требуют свободы личной и общественной, стремятся к идеалам просвещения, образования, подлинной национальной культуры.

Прежде всего, Чацкий похож на декабристов по своим взглядам. Главное, что сближает их, — это протест против крепостничества (монолог «А судьи кто?»). Как и декабристы, Чацкий говорит о не-обходимости службы делу, «а не лицам». Протест против системы фаворитизма, выступление против авторитетов прошлого — «судей решительных и строгих» — сочетается у Чацкого с утверждением права человека на свободный выбор призвания. Он с большой симпатией говорит о людях, которых в обществе Фамусова называют «мечтателями, опасными» людьми.

Наряду с этим Чацкий, как и декабристы, считает необходимым развивать просвещение. Этого «век минувший» боится смертельно, потому что человека развитого, умного невозможно заставить жить по предписанным ему правилам, он свободен в своем выборе. Вот почему просвещение, по мнению фамусовского общества, основа всех новых и очень опасных веяний. «Ученье — вот беда», — гово-рит об этом Фамусов.

Вопрос об истинном просвещении тесно связан с проблемой на-циональной культуры. Чацкого волнует «Смешенье языков: фран-цузского с нижегородским», преклонение перед всем иностранным, которое царит в русском обществе. А главное для него, как и для декабристов, преодолеть пропасть, которая разделяет образован-ных русских людей и народ. «Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев», — требует Чацкий.

В реальной жизни людей, подобных Чацкому, было не очень много. Грибоедов сохраняет такую же ситуацию и в своей комедии. В сценическом действии присутствует лишь один его единомыш-ленник — Репетилов, но и тот оказывается мнимым соратником Чацкого, только подчеркивающим одиночество главного героя. Это образ-пародия. Суть этого характера выражена в словах: «Шумим, братец, шумим».

Из комедии мы знаем, что образ мыслей Чацкого разделяют князь Федор («химик и ботаник») и брат Скалозуба, который, оставив служ-бу, занялся в деревне чтением книг. Они входят в состав внесцениче-ских персонажей комедии, которых даже больше, чем сценических. Они необходимы для раскрытия всей истинной широты конфликта, а также помогают уточнить позиции сценических персонажей и мо-гут относиться как к «веку нынешнему», так и к «веку минувшему». Так почтенный камергер Кузьма Петрович или дядя Фамусова Мак-сим Петрович — внесценические персонажи, наиболее успешно во-площающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: уме-ние «подслужиться», чтобы занять высокое место в обществе и пользоваться всеми подобающими ему привилегиями. «Известная» Татьяна Юрьевна помогает составить представление о влиятельных дамах, имеющих «полезных» друзей и родных.

На сцене «век минувший» представляет фамусовское общество. Среди них выделяются отдельные фигуры: московский «туз», круп-ный начальник Фамусов; мелкий служащий из его ведомства Мол-чалин; полковник Скалозуб, представляющий армию. Гости на балу у Фамусова составляют самостоятельную группу, без которых «гале-рея типов» фамусовской Москвы была бы неполной, но очерчены они не так подробно. Здесь мы видим своеобразный «контингент невест» (шесть княжон и Графиня внучка) и «счастливую» семейную пару: »мужа-слугу» Платона Михайловича Горича и его супругу Наталью Дмитриевну; «остаток екатерининского века» — влиятельную мос-ковскую барыню Хлестову и плута и мошенника Загорецкого, прези-раемого всеми, но необходимого, поскольку он «мастер услужить». Каждый из этих персонажей — своеобразный характер со своими неповторимыми особенностями. Но всем им присущи общие черты, которые позволяют объединить их в одну группу.

Это достаточно замкнутое общество, в которое могут войти только самые высокопоставленные и богатые люди. Их благополучие опи-рается на крепостное право — ведь благодаря владению богатыми имениями они могут «награжденья брать и весело пожить». В фаму-совской Москве принято не только поддерживать такой порядок ве-щей, но и оценивать в соответствии с ним других людей. «Будь пло-хонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених», — так говорит Фамусов о претенденте, достойном руки его дочери. Очевидно, что в этих оценках не последнюю роль играют и чины, получить которые помогает родство и протекция. Главное в службе для этих людей, разумеется, не дело — им никто здесь и не занимается, — а те выгоды, которые сулит служебное положение. Ради чина они готовы унижаться, прислуживаться, как это делает Молчалин. Достигнув «степеней известных», как Фамусов, можно уже не утруждать себя делами — «подписано — так с плеч долой». Материал с сайта

В армии существует такой же «порядок»: «каналы», благодаря которым полковник Скалозуб добился высокого чина, очевидно, аналогичны — ведь во время войны 1812 года он отсиживался в тылу, а подвиги совершали другие, которые погибали и тем самым помогали открыть «вакансии» для людей, подобных персонажу грибоедовской комедии.

История Скалозуба демонстрирует и подлинное лицо патриотиз-ма фамусовского общества; истинному чувству здесь нет места, есть только показной порыв: «Кричали женщины ура! И в воздух чепчи-ки бросали». Зато какое преклонение царит в этом обществе перед всем иностранным! Это касается и мод на наряды, и стремления ще-гольнуть в обществе французскими словечками, правда, в результа-те получается «Смешенье языков: французского с нижегородским».

Мода на все иностранное и иностранцев дошла до того, что даже воспитание и образование детей доверено весьма сомнительным педагогам — «числом поболее, ценою подешевле». Это не удиви-тельно, ведь хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьезно пугает. Ее основные занятия и интересы — это «обеды, ужины, и танцы», вовремя которых можно не только приятно провести время, но и со-ставить нужные знакомства, подыскать выгодных женихов для до-черей, протекцию для сыновей, а еще посплетничать за спиной у своих же знакомых.

Но, несмотря на внешнюю суету, жизнь фамусовской Москвы те-чет очень однообразно. Она консервативна настолько, что спустя три года, во время которых Москва пережила наполеоновское на-шествие, Чацкий не находит здесь, практически, никаких измене-ний: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра бу-дет два». Энергия фамусовского общества собирается только для сохранения своих основ, борьбы с инакомыслием — ощутив в Чац-ком того, кто нарушает покой, размеренный ход привычной жизни, фамусовское общество объявляет ему войну и применяет самое страшное свое оружие — сплетню. Силу ее понимают все. Но как только враг повержен и изгнан, «стихия» возвращается в свои бере-га, а Чацкого готовы даже пожалеть — по крайне мере, на словах.

Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч све-та в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Но вместе с тем, человеческие типы, составляющие эту Москву и показанные нам Грибоедовым, в чем-то оказываются не зависящими ни от времени, ни от места, ни от социального строя. В них есть то, что относится к вечным явле-ниям жизни. И если верно, что всякое новое дело «вызывает тень Чацкого», то всегда найдется и Фамусов, который, что бы ни случи-лось, скажет только: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • карикатур ненавижу в моей картине ни одной не найдешь
  • амплуа благородный отец характеристика
  • сочинение ве нвнешный минувший из комедии горе от ума
  • невзгода от ума
  • образ михаила платоновича горича из горе от ума.

«Ревизор » (1836 год) - реалистическая, чисто общественная комедия в русской литературе. По силе и глубине идей, по художественному мастерству «Ревизор» стоит в одном ряду с такими шедеврами русской классической драматургии, как «Недоросль » Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, а также с лучшими произведениями Островского, Чехова и других драматургов.

В жанре общественной комедии Гоголь уже имел предшественников (Грибоедов, Фонвизин), однако в «Ревизоре» он создал принципиально новый тип. Новаторство Гоголя выразилось в отсутствии любовной интриги, в том, что в пьесе нет не только четкого разделения героев на положительных и отрицательных, но нет и положительного героя вообще. Методы, сюжет и характер его развития были также новы для драматургии 30-х годов XIX века.

Будучи поставленной на сцене Александрийского театра в 1836 году, комедия вызвала широкий резонанс в обществе и стала огромным событием в отечественной литературе и драматургии. Острота идей и злободневность обусловили его большую политическую действенность.

В «Ревизоре» пошла широкое и яркое отражение эпоха, наступившая после декабристского восстания. Это была мрачная эпоха Николая I, когда действовала Система доносов и сыска, были распространены инспекторские наезды «инкогнито».

В комедии выведены на сцену истинно русские характеры, вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, лихоимство чиновников.

Центральный образ, в Системе образов комедии «Ревизор» - образ уездного городка. По концентрации здесь всяких злоупотреблений он нереален, но при этом типичен; уездный город стал прообразом всего Российского государства. В лице чиновников уездного города представлены основные стороны российской действительности: большая часть городских слоев и все стороны государственного управления.

Во главе городского чиновничества в комедии «Ревизор» стоит Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Как сообщает автор в замечаниях для господ актеров, городничий - человек, сумевший подняться из низших чинов, постаревший на службе. Благодаря здравому смыслу, ловкости, хитрому расчету, Антон Антонович сделал карьеру и нажил состояние. Его влияние и авторитет среди чиновничества огромны. Он полновластно распоряжается в городе. Беря взятки, плут и мошенник Сквозник-Дмухановский считает взяточничество естественным явлением, которое должно ограничиваться только чинами и общественным положением. «Смотри! Не по чину берешь!» - говорит он квартальному.

Городничий «не любит пропускать то, что плывет в руки», поэтому, не брезгуя ничем, использует свое положение, пополняет карман: присваивает деньги, отпущенные на строительство церкви; отбирает у купцов их товары. Одновременно он считает себя вполне благовоспитанным, порядочным, так как регулярно посещает церковь.

Городничий, «по-своему неглупый», пренебрежительно относясь к народу, купечеству да гражданству, совершенно иначе ведет себя с ревизором: угождает ему во всем, заискивает, стремится завоевать его расположение. Теперь уже сам Антон Антонович пытается дать взятку, «ввертывая» Хлестакову четыреста рублей вместо двухсот. .

Подобно городничему, все чиновники относятся к службе как к возможности наживаться за чужой счет. Они не совершают крупных злодейств, но в результате их «грешков» в городе царит беззаконие и произвол, показуха.

Связанные круговой порукой, чиновники уездного города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг, поэтому «несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим, пытается вести умные разговоры о политике. Ляпкин-Тяпкин берет взятки по-особенному: борзыми щенками. Он считает, что поступает законно, не видит в таком роде взяточничества ничего предосудительного. Вот уже пятнадцать лет Ляпкин-Тяпкин «сидит на судебном стуле», а в документах суда все царит неразбериха, заседатель - пьяница, а в присутственных местах держат собак.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, практически обворовывает больных и даже не смущается, когда городничий советует перед приездом ревизора навести некоторый порядок в больницах, «сделать так, чтобы было прилично». Земляника презирает бедный люд, отказывает простому человеку в праве

На человеческое отношение. Ясно показано, что Земляника с его некоторой жестокостью и равнодушием совершенно не годится на чин попечителя богоугодных заведений. Кроме того, он большой «проныра и плут». Стараясь угодить ревизору, Земляника рассказывает об истинном положении вещей в администрации города, разоблачая остальное чиновничество, ничего не говоря о себе.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов - воплощение невежества, робости и смирения. Это образ типичного чиновника николаевской эпохи. Главная черта Луки Лукича - постоянный страх перед начальством, даже перед одним его именем.

Почтмейстер Шпекин имеет страсть читать чужие письма, причем делает он это, в первую очередь, из-за любопытства, ценит более всего «назидательность». «Смерть люблю узнать, что есть нового на свете»,- говорит Шпекин. Его словарный запас беден, а знание и умение ценить литературу - показное.

Полиция представлена в лице частного пристава Уховертова и нескольких полицейских (Свистунова, Пуговицына, Держиморды). Здесь процветают грубость, пьянство, побои; частный пристав даже не скрывает, что возвращается со службы «пьян». Веспорядок, разруха, царящие во всем городе, проникли и в полицейские дела: солдаты ходят раздетые, в тюрьмах морят голодом.

Каждый из Система образов в комедии «Ревизор» , созданных Гоголем, типичен и в то же время индивидуален, но вместе это чиновничество создает облик всего бюрократического аппарата, управляющего страной.

Несмотря на то что Хлестаков не является чиновником уездного городка, его образ (столичного чиновника) дополняет образ всего чиновничества. Хлестаков позднее стал символом эпохи, так как в его образе сосредоточились характерные черты николаевской эпохи: стремление казаться «чином повыше», порисоваться, блеснуть. Сначала Хлестаков даже не догадывается, за кого его принимают, погружается в «приятность» нового положения. Хлестаков получает возможность лгать, фантазировать, пускать пыль в глаза. Будучи «пустейшим» человеком на службе, лже ревизор стремится стать значимым, уважаемым. Рассказывая о своей пышной жизни, о своем могуществе, Хлестаков действительно верит в то, что говорит. Рисуя картину жизни столичного начальника, он упоминает и о «чиновнике для письма, эдакой крысе», в котором можно узнать истинного Хлестакова.

Хлестаковщина - продукт своего времени, обратная сторона, следствие политической системы, основанной на казнокрадстве, взяточничестве, чинопочитании. Черты этого образа присутствуют в каждом из Система образов чиновников В комедии «Ревизор» уездного города. Для каждого из них описываемая Хлестаковым жизнь петербургского начальника была заветной мечтой, идеалом.

Так представлено в комедии чиновничество, уездное и столичное (Хлестаков). Однако Гоголь ввел в действие несколько других персонажей, являющихся представителями других городских слоев. Например, главные сплетники уездного города Бобчинский и Добчинский - помещики. Замечая до мелких подробностей все, что происходит, присутствуя при всех событиях, эти столь похожие друг на друга герои разносят новости по всем своим знакомым, а их у Бобчинского и Добчинского полно в городе. Как и у чиновников, у этих людей также есть свои «грешки», однако в большей степени они боятся ревизора потому, что все вокруг них его боятся. Когда же дело доходит до взяток, то помещики, рискуя навлечь на себя недовольство ревизора, «одалживают» сравнительно небольшие деньги. Скупясь на взятки, они, однако, не жалеют денег на еду, что видно из описания их внешности (у каждого по небольшому брюшку), а также из того, что они заказывают в трактире. Для Бобчинского и Добчинского ревизор является представителем высоких сфер жизни, откуда приходят и кара, и благодать. Желая приобщиться к этим кругам, стать известным не только в уездном городе, но и в высшем свете столицы, Бобчинскии обращается к Хлестакову с «нижайшей просьбой»: сообщить петербургским «вельможам разным» о его существовании.

Есть в комедии и купцы (в том числе Абдулин), которые приходят жаловаться ревизору на городничего. У них же самих также полно «грешков»: всеми доступными способами они стараются обворовывать покупателей, обманывать начальство, государство, не брезгуют взятками и подделыванием документов.

Гоголь показал мещанство в лице слесарши Пошлепкиной и унтер-офицерской вдовы Ивановой, которые обе пострадали из-за беспорядка, неразберихи, беззакония, царящих в городе.

Есть в комедии и другие женские персонажи. Главным образом, это жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Дамы уездного города восхищаются всем столичным, в их речах присутствуют часто исковерканные французские слова, читают они только романы. Отношение чиновниц к людям зависит от чина и положения в обществе. Между собой у них нет искренних, добрых отношений. Так, Анна Андреевна эгоистично и ревниво относится к дочери, завидует ее молодости. Любят дамы и посплетничать между собой или с другими об окружающих. Они заискивают перед Осипом, стремясь выведать побольше о его хозяине, обсуждают жен и дочерей других чиновников.

Итак, все образы комедии «Ревизор» отрицательны. Собранные вместе, они создают единый образ уездного города. Все пороки общества, показанные Гоголем, все то страшное и грязное, что происходит з комедии, знакомо всей России, так как все русское общество жило и живет по этим несовершенным нормам. Город становится моделью мира, как станет моделью мира губерния в «Мертвых душах». Единственный положительный образ, незримо присутствующий зо всех сценах комедии,- это смех. По мнению автора, только он может исправить порочных людей и все несовершенства общества.

Сочинение: Система образов в комедии «Ревизор»

Грибоедов дал своей комедии целую галерею живых и ярких образов дворянского общества, представителей «века минувшего». Это Фамусов - богатый барин помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Фамусов - убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещенья, низкопоклонник, льстец, человек лишенный истинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед «высшими» для получения чинов и богатства.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб, который «метит в генералы». Полковник Скалозуб - гость в доме Фамусова, он типичный представитель аракчивщины в армии, тип офицера-карьериста. В умственном отношении он человек недалекий. «Он слова умного не выговорил сразу,»- замечает Софья. Службист, верный охранник самодержавно-крепостнического строя, враг просвещения - таков Скалозуб.

Мир Фамусова, его гостей состоит не только из крепостников-тузов, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-молчалиных. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому страмились приучить Россию сначала Аракчеев, а затем Николай 1. «Ведь нынче любят бессловных», - говорил Чацкий.

Познакомимся более глубоко с гостями, прибывшими на бал в дом Фамусова. Это большое и пестрое общество. Здесь властная, капризная, влиятельная старуха Хлестова, явившаяся с собачкой, и Графиня-бабушка с графиней-внучкой, злой и высокомерной сплетницей, и чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, интересующихся только фасонами платьев, и Наталья Дмитриевна, избалованная молодая дама, превратившая добряка мужа в безвольного раба.

Незримо здесь присутствует и княгиня Мария Алексеевна, грозная законодательница общественного мнения, и известная Татьяна Юрьевна, которая дает балы «от рождества и до поста, и летом праздники на даче».

Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело. Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста». И Хлестова добавит обиженно: «Уж чужих имений мне не знать».

Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: « И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев…»

«Ученье - вот чума,

Ученость - вот причина».

В этом обществе нужно думать так, как все, здесь грех не беда молва не хороша. Неудивительно, что это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное.

Грибоедов остался в истории русской литературы автором единственного произведения, но эта комедия называется «жемчужиной» русской драматургии.

Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии «Горе от ума». В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве.

В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. Он хорошо понимает людей – Чацкий приехал в Москву только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он замечает сильные перемены: София холодна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Все его попытки вернуть прежнюю Софию напрасны.

Затем наш герой сталкивается с фамусовским обществом. Он один выступает против, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни.

Фамусов не понимает главного героя, который требует «службы делу, а не лицам». На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни.

Во всех словах Чацкого есть правда. Правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.

Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.

В Чацком привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение.


2. А.И. Куприн. Тема любви (на примере рассказа «Гранатовый браслет»).

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Многое познал он в жизни и сумел собственный жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» - рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.



Начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеют огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, а под погодой – всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. Перемена погоды символизирует ту самую возвышенную и роковую любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом можно назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Она, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн генералу Аносову. Именно ему предоставлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного П.П.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность внучке.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его.покойная матушка, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство.



К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство, все ее мысли прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье. И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.