Сила характера Катерины в драме А.Островского «Гроза. Почему Н

Пьеса А.Н. Островского “Гроза” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы - Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.
Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не каприз ничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.
В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. Птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.
Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера!”
Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер.

Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А. Добролюбова “Луч света в тёмном царстве”, в которой он ловко парировал выпады других критиков, ответил на многие интересующие читателей вопросы и проанализировал образы героев драмы.

Особое внимание Николай Александрович уделил характеристике Катерины, главной героини произведения. Ведь она, хрупкая, беззащитная девушка, была так одинока в “тёмном царстве” Диких и Кабановых. Но почему в своём анализе он назвал характер Катерины “сильным русским” характером?

По мнению Добролюбова, Катерина очень своеобразна. В её характере нет ничего внешнего, чужого, все выходит изнутри его; любое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически. Она действует не по убеждению или логическим доводам. Ею движет натура. Катерина любит все вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогает, проявляя отзывчивость, гостеприимство и безграничную доброту. Из всего существующего она выбирает только то, что не противоречит ее натуре. Её душа намного шире и глубже, чем у других людей, она свободна, раскрепощена и гармонична.

Пребывая в неволе, Катерина не капризничает, никого не винит, живет очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре. Зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое стеснение ее глубоко возмущает. Она не может выдержать больше унижения и решается на борьбу за свои права, но будучи не в состоянии постоять за себя, идет обратным путем - сама бежит от губителей и обидчиков, лишь бы не противоречить себе.

Добролюбов сравнивает Катерину с многоводной рекой: она течет, как требует ее

природное свойство. Не потому бурлит она, что воде вдруг захотелось пошуметь, а потому, что это ей необходимо для дальнейшего течения. Так и в характере Катерины: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Своего мужа Катерина не любила. Но её нельзя за это винить. “Ей просто не было особенной охоты выходить замуж, но не было также и отвращения от замужества; не было в ней любви к Тихону, но не было любви и ни к кому другому”. Ей было все равно. Но, когда она встретила Бориса, в ней появились новые чувства – страсть и любовь. И в этих чувствах стала заключаться для нее вся жизнь, вся сила ее натуры. К Борису влекло ее не одно то, что он ей нравится, к нему влекла ее и потребность любви, смертельная тоска ее однообразной жизни и желание быть вольной, свободной. Именно за свободу Катерина готова была бороться и добиваться её во что бы то ни стало: тут и проявилась сила её характера.

Я считаю, что Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “русским” и “сильным”, потому что с таким характером человек способен так любить, способен так жертвовать, так переносить все тяготы и лишения, оставаясь при этом самим собой. Катерина обладала характером, который не смогло изменить “тёмное царство”.

Что такое "русский сильный характер" по мнению Добролюбова на примере характера Катерины

Пьеса А.Н. Островского “Гроза” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы - Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.

Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не капризничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. Птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.

Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера!”

Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер.

Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером?

Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А. Добролюбова “Луч света в тёмном царстве”, в которой он ловко парировал выпады других критиков, ответил на многие интересующие читателей вопросы и проанализировал образы героев драмы.

Особое внимание Николай Александрович уделил характеристике Катерины, главной героини произведения. Ведь она, хрупкая, беззащитная девушка, была так одинока в “тёмном царстве” Диких и Кабановых. Но почему в своём анализе он назвал характер Катерины “сильным русским” характером?

По мнению Добролюбова, Катерина очень своеобразна. В её характере нет ничего внешнего, чужого, все выходит изнутри его; любое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически. Она действует не по убеждению или логическим доводам. Ею движет натура. Катерина любит все вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогает, проявляя отзывчивость, гостеприимство и безграничную доброту. Из всего существующего она выбирает только то, что не противоречит ее натуре. Её душа намного шире и глубже, чем у других людей, она свободна, раскрепощена и гармонична.

Пребывая в неволе, Катерина не капризничает, никого не винит, живет очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре. Зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое стеснение ее глубоко возмущает. Она не может выдержать больше унижения и решается на борьбу за свои права, но будучи не в состоянии постоять за себя, идет обратным путем - сама бежит от губителей и обидчиков, лишь бы не противоречить себе.

Добролюбов сравнивает Катерину с многоводной рекой: она течет, как требует ее

природное свойство. Не потому бурлит она, что воде вдруг захотелось пошуметь, а потому, что это ей необходимо для дальнейшего течения. Так и в характере Катерины: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Своего мужа Катерина не любила. Но её нельзя за это винить. “Ей просто не было особенной охоты выходить замуж, но не было также и отвращения от замужества; не было в ней любви к Тихону, но не было любви и ни к кому другому”. Ей было все равно. Но, когда она встретила Бориса, в ней появились новые чувства – страсть и любовь. И в этих чувствах стала заключаться для нее вся жизнь, вся сила ее натуры. К Борису влекло ее не одно то, что он ей нравится, к нему влекла ее и потребность любви, смертельная тоска ее однообразной жизни и желание быть вольной, свободной. Именно за свободу Катерина готова была бороться и добиваться её во что бы то ни стало: тут и проявилась сила её характера.

Я считаю, что Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины “русским” и “сильным”, потому что с таким характером человек способен так любить, способен так жертвовать, так переносить все тяготы и лишения, оставаясь при этом самим собой. Катерина обладала характером, который не смогло изменить “тёмное царство”.