Штриховка карандашом. Теория и практика

Качественный рисунок грифелем - это настоящее произведение искусства. В художественных школах достаточно много внимания уделяют работам, выполненным карандашом. Штриховка нужна для того, чтобы придать предметам форму и объем. На втором месте стоит прорисовка света и тени.

При использовании техники акцент должен быть на перекрестном штриховании. Тон, созданный таким образом, дает общее впечатление чистоты. Если присмотреться к рисункам профессионалов, то можно увидеть, что даже в самом темном месте лист бумаги просвечивается.

Основные понятия в технике штриховки карандашом

Понять, что такое штрих, и научиться правильно использовать эту технику в рисунке не так сложно, как кажется. Для этого нужно изучить основные понятия:

  • Светотень. Это явление позволяет нам видеть объекты объемными.
  • Блик - на поверхности предмета. Его интенсивность зависит от фактуры. Матовые поверхности дают бликов меньше, глянцевые - больше. Существуют материалы, на которых бликов не видно. Это дерево, камни, пористые фактуры.
  • Полутень (полутон) - плавный переход между тенью и светом.
  • Рефлекс - ненасыщенное светлое пятно в затемненном участке. Оно образовано лучами, отраженными от близко лежащих предметов.
  • Тень - слабо освещенный или совсем неосвещенный участок объекта рисования. Она может быть собственной или падающей. Самый темный участок называется светоразделом.

  • Штрих - линия, которая может быть длинной или короткой. Все зависит от задачи художника. Штриховка может наноситься в разных направлениях. Когда один слой ложится на другой, то постепенно набирается тональность рисунка. Изображение получает интересную зернистость.

Штриховка в классическом рисунке карандашом

Разобравшись, что такое штрих, перейдем к его видам. В рисунке используется прямая и перекрестная штриховка. Первая бывает:

  • горизонтальной;
  • под углом;
  • вертикальной.

Перекрестная штриховка наносится сверху на прямую. Рассмотрим пример. Сначала наносится прямой горизонтальный штрих. Сверху накладываются отрывистые линии под углом. Потом вертикальный штрих. Так образуется красивая сетчатая поверхность тона. Дальше накладываем штрих с наклоном в противоположную сторону и снова

Более четко проработанными должны быть детали рисунка, которые находятся на переднем плане. Здесь сильнее контрасты светотени. На заднем плане рисунок должен быть как будто подернут дымкой и переходить в воздушную перспективу. Штриховку по форме используют при изображении округлых предметов, к примеру, шаров, конусов, цилиндров. Линии подчеркивают форму, делая ее выразительнее.

Альтернативные виды штриховки

  • Самая простая - точечнаяштриховка, которая наносится легким постукиванием грифеля по бумаге. Чем больше количество точек, тем насыщеннее тональность рисунка.
  • Зигзагообразная штриховка напоминает крючки, запятые, завитки, которые наносятся хаотично.
  • Техника напыления. Она напоминает рисунок Штриховка выполняется ватной палочкой или салфеткой. Острым ножом снимается грифельная стружка, похожая на пыль. Туда окунается ватная палочка или кусочек салфетки. Рисунок растушевывается на бумаге. Достигается эффект работы пастелью.

Секреты штрихования

Принципы, по которым создаются рисунки штриховкой:

  • Штриховка выполняется отдельными линиями. Нельзя рисовать «змейкой», не отрывая руку.
  • Частая ошибка новичков - штриховка запятыми. Старайтесь, чтобы линия была ровной. Многие новички не сразу понимают, что такое штрих. Линия должна быть светлее в начале и в конце, а в середине более насыщенной.
  • Один из удобных для новичков способов - штриховать от тени к свету. Поверхность любого объекта освещена неравномерно. Начинать работу следует с самого затемненного места на рисунке. Двигаться нужно от тени к более светлой части объекта, постепенно увеличивая длину штриха.

  • Штриховка должна выполняться уверенной рукой и быстрыми движениями.
  • Во время рисования нужно проворачивать карандаш в пальцах. Таким образом, грифель будет вытираться равномерно. Это позволит реже его затачивать.
  • Если рисунок выполняется на горизонтальной поверхности, то нельзя класть ладонь на бумагу. Рукой можно случайно растереть рисунок и оставить грязь на листе. Художнику следует приучиться при создании рисунка опираться на мизинец. Еще один вариант - подкладывать под рабочую руку чистый лист бумаги.
  • Нужно учитывать мягкость карандаша. Информация всегда есть на коробке. Чем тверже карандаш, тем сложнее выполнить штриховку.

Понять, что такое штрих, и освоить технику рисунка карандашом можно только тогда, когда была испорчена не одна стопка бумаги. Не стоит бояться неправильно провести линию или выйти за границы. Не старайтесь копировать чью-то манеру рисовать. Со временем вы выработаете индивидуальный стиль рисунка карандашом.

Когда проходила задание на кучу фактурных пятен искала виды штриховок карандашом и тушью. Может кому-то еще будет полезно.




верх лево: штриховка под названием барашек. Она выполняется круговыми движениями руки не отрывая от бумаги
верх право: перекрестная штриховка.
низ лево: хаотичная штриховка выполняется без отрыва карандаша от бумаги. Она создается, без каких то стандартов, просто двигайте рукой, как она сама поведёт
низ право: штриховка корзинка. Первым делом сделайте несколько коротких штрихов на небольшом расстоянии друг от друга, затем тоже самое только в другом направлении и так до конца.

а какой у вас любимый вид штриховки?

бонус:

Можно растирать линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делали для этих целей специальные "растушёвки" из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи, плоскость в пределах малой стороны трапеции. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой "растушёвки" хватит для работы на много лет.

сейчас такие растушовки делаются из бумаги в заводских условиях.

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна — две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.


Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3х3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится.

: поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать. со временем перейти на три точки и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды.


Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Как заштриховать фон карандашом

Урок № 1. Виды штриховки.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)

Штриховка, поддерживающая форму




Штриховка, не поддерживающая форму

2. Крестовая


3. Контурная

4. Точечная


5. Случайная (зигзагообразная)




Примеры некачественной штриховки:


Урок № 2. 5 секретов красивого штриха.

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки. + Видео - Урок.


Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»
На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)

Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.

Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.

Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Урок №3. Практическая часть.

Штриховка может показаться сложной. Однако правильная штриховка сама по себе простой не бывает, её отрабатывают годами, и она может стать личным почерком мастера.

Тональная штриховка.

Нарисуйте простой прямоугольник и попробуйте его равномерно заштриховать, используя только один угол наклона. Штрихи должны быть лёгкими. Ваши штрихи должны плавно начинаться и потом также плавно сходить на нет. При этом очень хорошо должно работать запястье, выполняя взмахи, как рука дирижёра, а не пальцы.

1) Почему начинают учиться рисовать сначала карандашом? Не потому что это дешевый материал, а потому что в ч/б цвете больше всего заметны ошибки.
2) Прежде чем рисовать предмет, натюрморт или портрет проложите раскладку от самого светлого до самого темного. Можете на первом этапе пронумеровать и определить на рисунке, где какой цвет будет.


3) Штрихуем не одним движением, а несколькими, отрывайте карандаш от бумаги.
4) Штрих накладываем по форме предмета.
5) некоторые художники начинают рисовать с самых светлых мест, но они в процессе рисования затираются, даже если вы правильно держите карандаш. Я обычно начинаю штриховать с самых темных мест.
6) Вредная привычка рисовать все по отдельности. Эта проблема встречается у многих и её надо ликвидировать. Т. Е. человек рисует сначала один цветок, потом другой лепесток, а через пару дней все остальное. И в целом мы получаем разбитый рисунок. Все надо прорисовывать равномерно, не зацикливаясь на одном объекте. Рисуйте целостно, начиная от фона, пусть он будет на первом этапе светлым, затемнить Вы всегда успеете. И двигайтесь дальше.
7) Не старайтесь сразу же затемнить работу одним штрихом. Накладывайте его постепенно слой за слоем. Штрихуйте в разных направлениях, но не крест на крест.

Непрерывная штриховка:

Для лучшей практики, выполните еще непрерывное и постепенное затемнение от светлого к темному и наоборот. Штриховка в различных направлениях в этом случае поможет ровнее передать градиент. Сначала используйте один карандаш средней мягкости, посмотрите как будет получаться. если тона будет недостаточно, то подключите карандаши большей мягкости. Ни в коем случае не используйте растушёвку пальцами или другими специальными растушёвками. Вместо этого постарайтесь чтобы штриховка получилась многослойная с различным давлением на грифель.

Тренируя руки, добейтесь, чтобы штриховка была равномерной, а линии ровнее. Как можно больше тренируйтесь, свободными вечерами или на выходных.

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.


Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива , чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка , о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.


И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:


Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.


Натяните бумагу на планшет , чтобы создать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.


Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:
По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.


Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.
Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.


Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.


Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.
Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.


Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:


Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники