Школьному образованию грозит монетизация. Монетизация образования «Я теперь не смогу с мамой повидаться»

Госдума одобрила в третьем чтении закон, реформирующий бюджетные учреждения, в том числе - образовательные. Некоторые государственные школы получат право совершенно законно проводить платные уроки.

По новому закону все учреждения поделят на три большие группы - казенные, бюджетные и автономные. В чем разница между ними? Для казенных будут очень четко прописаны все статьи затрат, вплоть до сумм коммунальных услуг, транспортных расходов и покупки канцтоваров. Деньги для них будут, как и сейчас, перечисляться через казначейство и строго в определенное время. Скорее всего, этот статус получат детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы.

Бюджетным организациям деньги станут выделять не с четкой разбивкой по строкам расходов, а в виде субсидий. Что важно - опять же через казначейство. Мелочи оговариваться не будут. Директор школы или ректор вуза вправе самостоятельно решать, сколько потратить на ремонт, а сколько, допустим, на организацию праздника и выпуск буклета. По-прежнему школы, которые останутся в "бюджетном" статусе, смогут предлагать услуги платных кружков и дополнительных занятий, хотя в части прав распоряжения прибылью для них будут некоторые оговорки. Судя по всему, среди российских школ таких пока будет большинство.

Автономными станут самые сильные, конкурентоспособные организации, которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешат не только оказывать платные услуги, привлекать инвестиции, но и тратить доходы исключительно по своему собственному усмотрению.

Автономные образовательные организации в регионах уже есть. Эту форму выбрали несколько институтов повышения квалификации. Получили статус автономных девять федеральных университетов. Есть уже и такие школы, - рассказывает Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ -ГУ.

Зарплата педагогов в автономной школе может быть значительно выше, чем в бюджетной или казенной. Если в уставных документах школы записано, что зарплата учителя напрямую зависит, к примеру, от количества победителей олимпиад в классе, то директор может платить такому учителю даже 10 окладов.

Еще одно отличие автономной организации в том, что ее деньги хранятся не в казначействе, а в коммерческом банке. И если он вдруг лопнет, то у школы могут быть большие неприятности. Автономной организации придется публично отчитываться о доходах и расходах, обнародовать свой бюджет и сделать прозрачными все свои финансовые отчеты.

Многие родители уже высказывают опасения - не приведет ли новый закон к тому, что автономные школы станут платными? Это не так. На качество образования, которое предоставляется школами в рамках госстандарта, никак не повлияет организационная форма учебного заведения.

Все обязательные предметы, включая математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру, информатику, будут бесплатными для учеников. Но только в том объеме, который предусмотрен стандартом, - комментирует Ирина Абанкина. - К примеру, в школе, которая стала автономной, преподается три иностранных языка. Один для детей будет бесплатным, а за уроки второго и третьего предложат заплатить.

Многие эксперты полагают, что, к сожалению, новый закон усложнит жизнь негосударственных школ и вузов. Они и так лишены доступа к бюджетным средствам, хотя по сути и выполняют заказ государства на образовательные услуги. А с увеличением возможностей государственных школ могут потерять часть учеников. Хотя, если им будет оплачиваться из местного бюджета стоимость услуг по стандарту - за обязательные дисциплины, они получат шансы выжить. Но пока что небольшие компенсации получают негосударственные школы в 4-5 регионах, включая Москву и область.

Кто решит, какие школы и вузы будут казенными, а какие - бюджетными или автономными? Список казенных подготовит минобрнауки и местные органы власти. Мнение общественности тут спрашивать никто не будет. А вот для того, чтобы перейти в статус автономной организации, понадобится не только согласие учредителя, но и общего собрания коллектива. Школе или вузу придется переписать устав, привести в порядок документацию, в том числе имущественную, и погасить все долги - зарплатные и коммунальные.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

В обществе сейчас несколько страхов в связи с законом о бюджетных организациях. Родители волнуются - не придется ли им платить за образование? Могу сказать с уверенностью: нет. А тот, кто все же оплачивает какие-то услуги школы, будет платить меньше. И только за то, что выходит за рамки стандарта.

В обсуждениях этого закона общественностью есть некоторое лукавство. Педагогическое и родительское сообщества спорят: какими могут стать школы - бюджетными или казенными? Я уверен, что большинство станет бюджетными, так как статус казенного учреждения отнимает такие привлекательные свободы, как возможность распоряжаться средствами вне сметы и оставлять неизрасходованные бюджетные средства на будущий год.

Каким будет статус школы - решает учредитель. Министерство рекомендует принимать решение, только посоветовавшись с коллективом школы. Новый закон значительно расширит возможности родительских советов, которые смогут контролировать четкое исполнение стандартов.

Будоражащие слухи о том, что образование в школах может стать платным, ходят уже несколько лет. Народ буквально верит в то, что государство стремится лишить их самих, а также их детей права на получение, законом прописанных, бесплатных школьных знаний. Однако в Конституции РФ указывается на то, что каждый может получить среднее школьное образование абсолютно бесплатно.

Тем не менее, регулярно поднимается вопрос о сборе денег на обучение. Пересуды звучат как на кухнях, так и в сети Интернет. Так ждет ли нас платная школа с 2017 года ? Об этом и многом другом Вы узнаете из нашей статьи.

Основные принципы среднего школьного образования в РФ

На сегодняшний день, обучаться в школах стало в разы сложнее, чем это было еще десять, пятнадцать и более лет назад. Уже давно ходят разговоры о мученическом решении домашнего задания вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. Сегодняшнему школьнику тяжело самостоятельно искать решения над довольно сложными задачами и примерами. Многие дети вынуждены оставаться на дополнительные занятия и продленки, ходить к репетиторам и т.д.

Однако в школьной образовательной системе каждый ребенок должен получать внушительный багаж знаний, который поможет в будущем поступить в ВУЗ и получить высшее образование для овладения , с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь отдельно взятого человека. Сюда относятся:

  • Умение размышлять с подключением логики – логическое мышление;
  • Набор знаний по разнообразным дисциплинам на базовом уровне – фундамент для дальнейшего образования и развития;
  • Определенный набор умений социального плана – как «выживать» в обществе и строить отношения различного характера.

Каждый из приведенных пунктов чрезвычайно важен, поскольку без этих навыков самосовершенствование, развитие, прогресс любого плана будут весьма затруднены. Без учебы в школе вырасти в самодостаточного, образованного и грамотного человека шансов у ребенка очень мало.

Именно поэтому мысль о платном среднем образовании будоражит сознание многих россиян. Мало того, что придется потуже затянуть пояски каждой второй семье, так и дети из малообеспеченных семей вовсе лишатся возможности получать школьные знания. Чудовищное будущее буквально маячит на горизонте! В чем же суть этого закона?

Закон о введении платного образования для средней школы

На самом деле, закон о введении платы за некоторые услуги в системе школьного образования был принят давно и успешно функционирует не один год. Название не так уж и замысловато – «Закон об образовании» — пусть и границы его слегка размыты. Закон о платном образовании, который планируют внедрять в средние школы в 2017 году подразумевает тот факт, что школы должны будут перейти на самоокупаемость.

Все школы разделятся по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. То есть, здесь не идет речи о том, что родителям теперь придется оплачивать все уроки и т.д. По сути, все базовые предметы останутся на бесплатной основе в своем необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию. Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать , поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким.

Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Радует то, что стоимость за подобные услуги установили во вполне разумных пределах.

Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму.

Будут введены так называемые профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Этот момент считается достаточно непростым и даже спорным, потому что в раннем возрасте осознанно выбрать для себя будущую профессию очень трудно. Вероятнее всего, выбор «подходящей» профессии нужно будет делать родителям, что возлагает на них недюжинную ответственность за будущее своего чада.

Российские школы начнут превращаться в некие организации, приносящие прибыль в казну страны, ведь они смогут сами себя финансировать.

Будем платить или нет?

Споры и разногласия, тут и там возникающие вокруг информации о введении нового закона о платном школьном образовании с 2017 года, все больше и больше запутывают и без того непростую ситуацию. Система платного образования сложна и неоднообразна, потому и выглядит пугающей для большинства родителей.

Каждый понимает, что подобные нововведения сделают получение достаточного объема знаний крайне затруднительным. Вместе с тем, конкурсы в высшие учебные заведения могут резко упасть, поскольку ученики уже будут иметь определенные навыки в той или иной профессии и острая необходимость в учебе после школы попросту отпадет.

Учитывая все вышесказанное, нельзя быть стопроцентно уверенными в том, что власти проигнорируют некоторые пробелы и недочеты в законе о платном образовании 2017 года. Отсюда следует, что введение платных школ с 2017 года остается под большим знаком вопроса, ведь нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало.

Выпускников вузов грядущие преобразования не коснутся. Что ждет их детей – непонятно.

Студенческий проездной подорожал в три раза

Кстати, в регионах чиновники о монетизации образовательных льгот знают столько же, сколько и их столичные коллеги. То есть практически ничего, передает собкор «НИ» в Санкт-Петербурге Мария СЕЛЕЗНЕВА. Ни в комитете по делам молодежи правительства Санкт-Петербурга, ни в комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания просто «не в курсе». Председателя комитета по науке и высшей школе, которая занимается вопросами студенческих льгот, в самый сложный период, когда новая система только начинает работать, вообще не оказалось в городе. Понятно, что в таких условиях никто и не подумал проинформировать студентов о том, что их ждет после того, как закон вступит в силу.

Как рассказал «НИ» представитель петербургского союза «Яблоко» Александр Шуршев, с нового года у студентов практически не осталось никаких льгот. «Если раньше льготная карточка для проезда в общественном транспорте стоила 100 рублей, то после 1 января 2005-го – 300 рублей – полная стоимость». Средняя стипендия по Питеру при этом составляет порядка 400 рублей. Характерно, что проезд в метро с 1 января подорожал не в три раза, как студенческий проездной, а лишь на 20% – с 8 до 10 рублей. Отменен и бесплатный проезд к месту проживания для иногородних студентов. Так же как и пенсионеры, учащиеся вузов больше не могут бесплатно ездить в пригородных электричках.

Новый семестр еще не начался, поэтому студенты пока не знают, что точно им принесла социальная реформа. Но в одном они уверены: ничего хорошего. Правда, на днях губернатор Валентина Матвиенко заявила, что малоимущим студентам город поможет. По каким критериям чиновники будут оценивать степень нужды учащихся, неизвестно.

«Я теперь не смогу с мамой повидаться»

Кроме того, что студентам на федеральном уровне отменили льготный проезд, их также лишили и компенсации за проезд к месту жительства. Для уроженцев Дальнего Востока и Крайнего Севера это настоящая трагедия. Теперь после окончания каникул, которые они провели на родине, студенты вернутся в аудитории и в обмен на использованные авиабилеты не получат ничего. «Лично для меня это самая ощутимая статья, – сказал «НИ» Павел студент МГУ им. Ломоносова, уроженец Ижевска. – В этом году я уже не смогу повстречаться с мамой. Деньги на билет туда и обратно вряд ли найдутся. Если только повезет и найду подходящий заработок».

Многие студенты уже вышли на демонстрации, передает наш собкор в Краснодаре Сергей ПЕРОВ. «В семье – общий кошелек, отняли у пенсионеров – отняли и у нас!» – с такими лозунгами вышла в воскресенье на акцию протеста краснодарская молодежь, тон которой задавали представители левых политических движений. Их поддержали десятки «неорганизованных» студентов и школьников. Свистом и криками «Позор!», «Долой!» было встречено выступление и.о. мэра города Владимира Евланова.

«Власти напрасно думают, что молодежь не пострадала от отмены льгот, – сказал корреспонденту «НИ» один из организаторов акции Павел Соколенко. – Иногда можно услышать, что студенты народ не бедный, учатся, мол, на платных отделениях, носят дорогие вещи, пользуются сотовыми телефонами. Зачем им, например, льготный проезд? Но в наших вузах учатся сотни молодых людей, которые приехали из далеких хуторов, а их родители продают последнее, чтобы дать детям возможность получить образование. Удар по семейному бюджету болезненно отразится и на благосостоянии студентов. Поэтому мы требуем от правительства изменить не только политику монетизации льгот, но и пересмотреть всю концепцию молодежной политики».

Во время митинга отмечалась небывалая активность людей в штатском, которые фиксировали все происходящее на видеокамеры. Одна из участниц акции по имени Ольга рассказала, что от надзора не удалось отвязаться даже после митинга. В кафе, куда несколько молодых людей зашли после окончания акции, к ним подошли сотрудники милиции и потребовали сообщить о себе все данные – от места учебы до адреса. В противном случае их пообещали немедленно отправить в отделение. «Когда мы пошли домой, то трое сотрудников милиции – огромные такие «шкафы» – отправились за нами, – делится с «НИ» Ольга. – Мне стало страшно – наши мальчишки совсем молодые и хилые, некоторые вообще школьники. Не удивлюсь, если об участии в митинге станет известно в моем институте, тогда у меня возникнут проблемы с красным дипломом».

За дешевые билеты и проездные готово биться студенчество Калининградской области, передает наш собкор в регионе Валерий ГРОМАК. Билет на одну поездку в трамвае стоит 8 рублей, в автобусе – 10 рублей, проездной на один вид транспорта примерно равен стипендии. Профкомы крупнейших вузов города обратились к мэру города Юрию Савенко с просьбой установить льготный студенческий тариф на проезд в общественном транспорте. В случае отказа студенты грозят акциями протеста на площади Победы. Мэр на обращение пока не ответил. Но, как дали понять корреспонденту «НИ» чиновники мэрии, студентам ничего не светит.

Оглушительным хором родителям разъясняют: новый закон об автономных образовательных учреждениях принят на благо детей! Школам и ученикам будет только лучше! Бесплатную часть обучения не урежут! Короче, расслабьтесь, граждане, и не паникуйте: государство о вас позаботилось…

ОДНАКО: Разрешение превратить школу в «автономное учреждение» по факту означает новую стадию монетизации. Но уже не пенсионерских льгот, а жизненно важного права - права на образование. Кстати, медикам тоже дозволено стать АУ, так что готовьтесь.

КАК НА БУМАГЕ: Принят закон о реформировании сети бюджетных учреждений РФ. Отныне все такие учреждения разделяются на три группы: казённые, бюджетные, автономные. В «казённые» попадают детдома и спецшколы - их намерено содержать государство. Бюджетным будут оплачивать выполнение государственного заказа. Для школы это уроки по предметам, перечисленным в государственном стандарте образования. Но не в любом объёме, а столько часов и на таком уровне, который установлен этим самым стандартом. Автономной школе тоже оплатят госзаказ, но разрешат вводить дополнительные уроки, предметы, курсы. (Всё, что лучше, сложнее, больше - только за деньги родителей). Полученной прибылью школа распорядится сама.

КАК ПОЛУЧИТСЯ В ЖИЗНИ: Осенью обещают принять новый закон «О Государственном Стандарте Образования». То есть - о бесплатном минимуме обучения. Какие предметы и насколько урежет российская власть? Неизвестно. Но хорошо известно, что уже сегодня школа, по большому счёту, не даёт достаточно знаний для поступления в вуз. Родителям приходится выворачивать карманы на репетиторов, если ребёнок серьёзно нацелен на институт. А если в этих карманах уже пустовато? Папа безработный, у мамы снизили зарплату в связи с кризисом, всю семью ограбили очередным повышением коммунальных платежей? Опустят имеющийся уровень — и под вопросом реально окажется не только высшее, но и среднее специальное образование!

Преподавателям новый закон тоже не сулит особой радости. При действующей системе оплаты труда «дополнительные доходы» руководство школы сможет тратить на вознаграждение себя, любимых и особо приближённых лиц. Госзаказ будут оплачивать по принципу: конкретная сумма на каждую ученическую душу. От школ уже теперь требуют «конкурировать за привлечение учащихся». А это означает: за «неконкурентоспособность» своего учебного заведения шишки будут собирать обучающиеся в нём дети (оттуда побегут мало-мальски приличные преподаватели).

ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ? Вся двадцатилетняя реформа образования в России - это постепенное разрушение советской системы просвещения. Это непрерывное понижение качества образования. Это всё более резкое разделение школьников по главному признаку: толщине родительского кошелька.

Введение единого госэкзамена, деление высшего образования на бакалавриат (равный техникуму, но, пока, частично, бесплатный) и магистратуру (платная специализация), новая система оплаты труда учителей, рост числа «платных мест» в вузах, а теперь и закон об автономных учреждениях - это звенья одной цепи. Господ правителей не пугает закрытие школ, рост неграмотности, деградация науки и прочие неизбежные последствия.

ПОЧЕМУ? Потому что развитие образования было важнейшей задачей в социалистическом государстве, в СССР. Капиталистической России это до фонаря. Это невыгодно - прямой прибыли не даёт, а затрат требует огромных. Рынку не нужны широко образованные, всесторонне развитые люди - ему требуются узкие специалисты. А их наплодить во много раз проще! Когда такой «спец» уже не вписывается в новые требования рынка - его выбрасывают на свалку жизни. Дёшево и сердито. При этом образованный, мыслящий человек быстрее разберётся, откуда ноги растут у жгучих общественных проблем. Или, говоря попросту, не умеющими думать управлять легче! Они не пойдут менять гнилую систему.

ВЫБИРАЙ БОРЬБУ! Нас толкают в число стран «третьего мира», потому что на «развитом Западе», в Европе, заметно движение в другую сторону. Там расширяется сфера бесплатного высшего образования, затраты бюджета на просвещение в разы больше, чем в России. Но там общество, прежде всего - молодёжь - постоянно и жёстко БОРЕТСЯ со своим государством, ЗАСТАВЛЯЯ делать образование общедоступным.

У нас были митинги и даже перекрытия дорог в начале монетизации пенсионерских и инвалидских льгот. Тогда коммунисты призывали здоровых, молодых, работающих: «Поддержите борьбу своих стариков, борьбу инвалидов, многодетных! Позволите безропотно ограбить их - следующими станете вы!» Но… граждане решили, что проблемы это — чужие (каждый за себя!). Отмолчались и отсиделись. Результат налицо, и, к сожалению, это не конец. Отбирать ещё есть что!

Буржуазная власть приняла так много грабительских, живодёрских и людоедских законов, что устанешь воевать с каждым по отдельности. Коммунисты уверены: надо протестовать при очередных планах урезания прав и опустошения карманов трудящихся.

Но ещё нужнее - понять, что капиталистическая система собственности и власти улучшению не поддаётся. Победы в экономической борьбе лишь преходящи и не решают проблем трудового народа. При первой же возможности буржуазная власть сведет все свои уступки на нет.

Трудящимся нужно своё государство (советское), свой строй (социализм). Добиться этого можно организованной борьбой, под руководством своей рабочей коммунистической партии, вооружившись теорией Маркса-Ленина-Сталина. Не следует верить буржуазной пропаганде про то, что все это «утопия». Господа врут, вкладывая во вранье большие средства, так как понимают, что трудящиеся, понявшие, каким образом изменить существующее положение, сметут буржуазный строй с лица земли.

Закон о платном среднем образовании с 2013 годаО федеральном законе о платном среднем образовании с 2013 года слухи ходят уже давно. Суть его сводится к реформе социального сектора, а именно к переходу государственных медицинских, образовательных и культурных учреждений на другие организационно-правовые формы. Стоит отметить, что реформа эта является довольно масштабной, поэтому она, так или иначе, затронет каждого россиянина.Законопроект был принят 23 апреля 2010 года Госдумой РФ и одобрен 28 апреля того же года Советом Федерации. Полное название закона - федеральный закон РФ 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Также его называют «законом о монетизации средней школы», изменяющим порядок финансирования бюджетных организаций.Согласно принятому закону, практически все учреждения социальной сферы (школы, детские сады, больницы) с бюджетного финансирования перейдут на самоокупаемость. Государство будет оплачивать лишь определенный объем услуг соцучреждений. Все остальное они должны зарабатывать сами. Закон сложен для понимания и составлен таким образом, что даже профессионал с трудом сможет в нем разобраться. Также в законе есть такие факты, которые трактуются весьма неоднозначно.Следует понимать, что процесс коммерциализации медицины и образования, а также рост количества платных услуг будет происходить постепенно. Поэтому с 1 сентября 2013 года платить придется за кружки, секции и факультативы, а остальные занятия пока останутся бесплатными.Стоит отметить, что, согласно закону о платном среднем образовании с 2013 года, за первые три класса вносить деньги не придется, и в их программу войдут все предметы, что и раньше. Начиная с четвертого класса, неоплачиваемыми останутся лишь несколько базовых предметов: русский язык, математика, английский язык, физическая культура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот на то, чтобы ребенок изучал химию, биологию, физику, информатику, музыку, рисование и другие учебные дисциплины, родителям придется потратиться. По предварительным подсчетам, данная сумма будет составлять около 6-7 тысяч рублей в месяц, а это не менее 54-78 тысяч в год и порядка 630 тысяч рублей за 11 лет обучения.Принимая во внимание тот факт, что 40 процентов населения нашей страны не смогут оплачивать обучение в школе, приходится делать вывод о том, что более трети граждан Российской Федерации останутся безграмотными и не смогут получить высшее образование. СКАЖЕМ НЕТ ГОС. Беспределу!