Шаховская наталия. Ушла из жизни наталия шаховская

20 мая 2017 года на 82-м году жизни после продолжительной болезни скончалась выдающаяся виолончелистка, Народная артистка СССР, профессор Московской консерватории

Шаховская! Эта фамилия уже более полувека приводит в трепет всех юных виолончелистов, штурмующих консерваторию. Народная артистка СССР! Мощнейший исполнитель и величайший педагог! К ней в класс мечтают попасть все. Но Шаховская очень строга, и у нее невероятно высокие требования. Поэтому некоторые даже и не мечтают. Именно среди них была и я. В тот период в ее классе были только мужчины, причем один другого лучше – все сплошь лауреаты. Сейчас все они блестящие солисты, ансамблисты или концертмейстеры ведущих оркестров. Когда я, вероятно, единственная из огромного количества ее учеников, окончив аспирантуру, поставила виолончель в угол, Наталия Николаевна, дабы оправдать потраченное на меня время, сказала: «Я взяла тебя в класс, потому что ты меня веселишь». И тогда, и сейчас я делаю это с величайшим удовольствием, потому что сложно описать степень моего уважения к ней и восхищения ее талантом.

Следуя давней традиции, ученики Наталии Николаевны заняли места на пьедестале XV конкурса им. П.И. Чайковского. В случае с Шаховской иначе и быть не могло. Благодаря редчайшему музыкальному интеллекту и огромному исполнительскому опыту Шаховская создала свой уникальный метод преподавания, позволяющий ей из каждого студента делать настоящего мастера. Выявив талант, она требует самых высоких результатов, на которые только способен ученик. Каждый должен достичь своего максимума, и она точно знает, как этого добиться. Ее девиз: «Быть честным перед Музыкой!» Шаховская проповедует жесткую самодисциплину и ратует за качество, категорична в борьбе против неискренности и не терпит разгильдяйства. Она не учит играть, она учит жить. Учит объективно оценивать себя и быть цельной личностью.

Перечисление ее человеческих качеств, возможно, для многих прозвучит архаично, потому что Шаховская – «последний из могикан»: глубокая внутренняя культура, искренняя любовь к Родине, чувство долга, вера в высокие идеалы, ответственность, принципиальность и бескомпромиссность иногда даже в ущерб себе, приверженность традициям, профессиональная гордость, нравственность, духовность… Список можно продолжать.

Сложно сказать, что оказало большее влияние на формирование ее почти мужского характера – аристократические корни, нелегкая судьба или советская закалка… У Шаховской свой кодекс чести, которому она неотступно следует, и, видимо, совсем не случайно испанская королева наградила ее рыцарским орденом. Несмотря на всё вышеупомянутое, в своем виолончельном футляре она много лет хранит старинные плюшевые талисманы – обезьяну, зайца и медведя. Шаховская обладает отменным чувством юмора, она регулярно устраивает дома посиделки со студентами, где просто так можно поболтать о чем угодно с настоящим Рыцарем.

- Наталия Николаевна, известно ли вам хотя бы примерное количество ваших учеников?

Это очень сложный вопрос. Когда-то у меня были две тетрадки, в одну я записывала имена выпускников, в другую – в каком городе и что я играла, чтобы, не дай Бог, не повторяться. Потом наступил момент, когда это уже стало не интересно, потому что того и другого уже много. Трудно предположить, но так как я работаю больше 50 лет, и если я выпускала в среднем по 4-5 человек в год… За сотню далеко. Единственно, кого я дольше всего записывала, это своих лауреатов.

- И это тоже надоело?

Да, и это надоело. Кстати, пока помню, надо записать – за последнее время много опять появилось. (Улыбается)

- Когда вы начали преподавать?

После окончания консерватории в 1959 году я была распределена в Ипполитовское училище, потом преподавала еще в Мерзляковке (училище при Московской консерватории – прим. ред.). В 1962 году была приглашена на кафедру виолончели, и с тех пор моя судьба связана с консерваторией.

- Мы когда-то общались с вами на предмет работы в других странах, но вы сказали, что здесь вам лучше.

Дело в том, что на протяжении моей деятельности несколько раз мне предлагали работать за рубежом – и в Англии, и во Франции, но так как я очень… русский человек, я выросла здесь и у меня крепкие корни, я знаю, что я не могу жить в другой стране.

Для меня всегда было мучением, если мои гастроли или мастер-классы длились две недели или больше. Я безумно страдала, высчитывала каждый день, когда я уже возвращусь домой.

Я вросла в эту землю. И творчески, и физически, и в смысле общения. Я очень люблю педагогическую профессию. Я всегда к ней относилась эмоционально и с большой ответственностью: если я что-то могу дать своим детям, то я должна это сделать. Конечно, Московская консерватория – это мой родной дом, в котором я выросла, в котором я продолжаю работать и который я очень люблю.

- Но как тогда появилась Испания?

Я бы и туда не поехала, но Ростропович настоял. Он меня туда очень рекомендовал, в Москву специально приехала Палома Оши – директор Высшей школы музыки Королевы Софии в Мадриде. Мне это было очень симпатично. И вот 15 лет там уже преподаю. Я окружена там таким теплом, таким вниманием и такой заботой, со всех сторон! Орден мне даже дали недавно! (Улыбается)

- Правда?! Что за орден?

Он называется «Орден Альфонсо Десятого Мудрого». Его вручают за выдающиеся заслуги в области культуры и искусств.

Очень горжусь вами, Наталия Николаевна! А, кстати, скажите, пожалуйста, были ли у вас какие-то увлечения в других сферах искусств?

У меня были разные интересы. В свое время я и рисовала хорошо, и гимнастикой занималась.

- Гимнастикой?!

Да, много было вещей, которые хотелось реализовать, но когда началась рабочая жизнь, то 24 часов уже не хватало. Особенно, когда человек совмещает гастрольную деятельность с педагогической. Часто бывало, что я приезжала с гастролей, ставила виолончель, бежала в Консерваторию, возвращаясь оттуда, думала, что через день мне надо куда-то улетать, а там новая программа. У меня была специальная глушилка на виолончель, и ночью я «пилила». Поэтому жизнь сумасшедшая. Ростропович всегда возмущался: «Что ты там все время сидишь со студентами так долго? Сидишь и сидишь?!» Да, я могу занудствовать над тремя первыми строчками, вместо того чтобы прослушать сразу все произведение. С другой стороны, когда он рекомендовал меня в Испанию, то написал директрисе письмо: «Я рекомендую Вам лучшее!» Понимаешь, у меня в крови отсутствие халтуры!

Да, с халтурой у вас неважно! Это мы знаем! А можете вы выделить еще 3-4 личных качества, которые также определяют вашу жизнь?

Сложно сказать… Организованность… Неприятие всякой фальши, как в жизни, так и на виолончели… Я любвеобильный человек, я всех люблю и стараюсь никого не обижать, даже если и было бы нужно… Трудно мне сказать, ты мои человеческие качества лучше знаешь.

- Да, но мне интересно, что вы по этому поводу думаете.

Я по этому поводу не думаю! (Улыбается) Если бы я могла ответить на эти вопросы, при тех десятилетиях, что я работаю, по идее я должна бы написать какую-то методическую книгу. Мне неудобно об этом говорить, но я создала какую-то школу свою, и я должна была бы что-то зафиксировать.

- Это просто необходимо!

У меня нет желания фиксировать!

- Это плохо, Наталия Николаевна!

Я люблю общение, а записывать не люблю!

- Давайте тогда я буду записывать. Я помню, что вы достаточно поздно начали заниматься на виолончели.

Да, в 12 лет!

- А что вы делали до этого?

А до этого была война, Катенька! Когда мне было 5 лет, мама моя очень хотела, чтобы я занималась музыкой, меня даже показывали в ЦМШ, но в это время грянула война. Нас отправили в эвакуацию в глухую деревушку под Красноярск, где даже гармошки никакой не было. Я возвратилась в Москву уже к окончанию войны и помню, что мне было тяжело, так как по возрасту я должна была уже учиться в 3-м классе, а я еще в 1-й не ходила. Сначала стала учиться на рояле частным образом, а потом, когда мне было лет 11, пошла играть Елене Фабиановне Гнесиной. Я была у нее дома на Собачьей площадке. Там стояло два рояля, она спросила, на каком я хочу играть, я, конечно, выбрала белый. Но она сказала, что на рояле поздновато. Этой осенью я и поступила на виолончель.

- Но на рояле вы к тому моменту уже что-то играли?

Да, и в консерватории потом в Малый зал меня выбирали на концерты – я играла и сонаты со скрипачами, и с Валей Фейгиным пьесы Прокофьева. Первое время, когда начинала преподавать, сама студентам аккомпанировала.

- А что же с гимнастикой?

Когда я поступила в консерваторию, я жила у опекунши. Там нельзя было играть, поэтому в 6 утра я вставала и ехала в консерваторию, до 9 утра занималась. Дальше были уроки, занятия, а после этого вместо физкультуры я ходила на секцию художественной гимнастики. И на московских вузовских соревнованиях я даже завоевывала призы, но тогда она, конечно, не была такой, как сейчас. После гимнастики я вставала в очередь за ключом от класса и до 11 вечера опять занималась на виолончели. Такова была тогда моя жизнь.

- Поэтому вы и говорите, что консерватория – ваш дом.

Конечно! Я в 5 лет осталась без родителей. Отец умер в финскую войну. А мама была героическая женщина – работала в Бауманской больнице терапевтом и хирургом. Дядя был в ссылке, Шаховские – ты же понимаешь. И когда открыли ГлавСевМорПуть, начали осваивать Арктику, надо было семью кормить, и мама из финансовых соображений решила, что поедет на Север, на Чукотку поднимать там медицину, это закончилось трагически. Я всю свою жизнь собиралась, но так до Чукотки и не доехала…

А под Красноярском я жила с бабушкой, в детском саду, вечно там были голодные… А когда я приехала в Москву, только благодаря силе воли моей бабушки и началась моя деятельность. Особого стремления к виолончели я тогда не чувствовала. На рояле я все время играла, даже оперы какие-то сочиняла, причем в до-миноре обязательно (улыбается). Вкус, желание я почувствовала классе в 4-м, когда меня начали на концерты выбирать. И тогда я стала по-настоящему работать.

- Что сейчас для вас виолончель?

Ну, сейчас я уже могу только сказать, что это моя жизнь. Когда я впервые услышала виолончель – это было адажио из балета «Щелкунчик», я просто влюбилась в этот звук. И поэтому в своей педагогической деятельности в первую очередь всегда уделяю внимание искреннему, наполненному звучанию.

- А ученики для вас – они кто?

Ученики? Это мои дети.

- Ну, они же должны были вам страшно надоесть за это время.

Нет, никогда не надоедают. Вот эта кухня, где мы с тобой сидим, здесь в большинстве случаев студенты доверяют мне какие-то свои личные проблемы. Поэтому для меня педагогическая работа – не просто профессиональный процесс, но и чисто человеческое общение. Это даже какая-то школа человеческой жизни. Когда начинаешь общаться с талантливыми ребятами, то очень много от них берешь. Другое дело, что иногда педагогическая работа мешает исполнительской, например, вдруг видишь: то, что у тебя самой получается легко, и ты об этом не задумываешься, студент это никак не может преодолеть. Начинаешь изобретать для него какие-то вещи, а потом садишься сама за инструмент и думаешь: «Господи Боже мой, а как это я играла-то?» Поэтому здесь двоякое действие. Конечно, это взаимный процесс обогащения. А с другой стороны, я понимаю тех людей, которые не хотят заниматься педагогикой, предпочитая заниматься сольной деятельностью, потому что это, конечно, сильно отвлекает.

- Скажите, пожалуйста, какую музыку вы любите играть и вообще?

Я люблю романтическую музыку – Шуман, Шуберт, Брамс, и ту, в которой есть конфликты – это, скорее, XX век, Шостакович, Бриттен…

- А если приходится играть музыку, которая не нравится?

В этом случае нужно помнить, что ты артист, и заставить себя ее полюбить. Хорошим исполнителям часто говорят, что из сомнительного сочинения вы сделали конфетку. Поэтому для слабых сочинений очень многое зависит от того, кто является исполнителем.

- Расскажите, пожалуйста, было что-нибудь экстраординарное или курьезное в вашей гастрольной жизни?

Бывало. Я как-то приехала в Москву после гастролей в Японии, и из-за смены климата с моей виолончелью были проблемы. Я собиралась на концерт со своими партнерами по трио – Малининым и Грачом (пианист Евгений Малинин, скрипач Эдуард Грач – прим. ред.). По-моему, это был Куйбышев. Концерт шел в прямой трансляции по телевидению. Начинал Евгений Васильевич – Второй концерт Брамса, а после антракта мы с Грачом должны играть Двойной концерт (Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса – прим. ред.). В артистической, когда я клала на стул виолончель, случайно ее чем-то задели. Вдруг меня зовут – лежит передо мной не инструмент, а труп: туловище отдельно, гриф отдельно, струны валяются на полу… Малинин уже заканчивает… А идет прямая трансляция, и антракт очень небольшой. Я естественно, срочно прошу, чтобы кто-то из оркестрантов мне дал виолончель. Но виолончели все соответствующие – не для сольного выступления в прямом эфире. Какую-то «коробку» я выбрала, и все-таки Брамса мы сыграли. Я уже не помню как, но все-таки сыграли. (Улыбается)

- Сильный стресс!..

Да, такие вещи бывали. А еще была ужасно смешная история в Норвегии. Я играла там концерт Мясковского, всем очень понравилось. И когда я закончила, выхожу на поклон – один раз, второй, третий раз выхожу. Публика вся стоит, а оркестр играет какой-то марш. Я поняла, что это норвежский гимн, и тоже встала с виолончелью и стою с серьезным лицом. Еще на сцене был дядечка с цветами. Пока они всё не сыграли, я стояла, не шелохнувшись. Оказалось, что это они меня так приветствовали. А я решила, что это гимн, и заставила дядьку с букетом торчать около меня.

- Советская выучка, конечно.

Да-да. Раз что-то играют, а публика встала, значит – гимн. (Смеется)

- Гениально! Теперь расскажите, пожалуйста, про вашу семью.

Семья у нас в основном музыкальная. С Борисом Сергеевичем (Борис Артемьев – контрабасист, прим. ред.) мы поженились, еще будучи студентами консерватории, после моего первого конкурса – фестиваля молодежи и студентов в 57-м году. Наша жизнь, естественно, крутилась вокруг музыки, вокруг всяких проблем с инструментами, потому что мы были нищие, а надо было приобрести приличные виолончель и контрабас. Сидели вечно в долгах. Жили мы в 9-метровой проходной комнате. И только после конкурса им. Чайковского мы с одним чемоданом переехали в отдельную квартиру. Всю премию тогда вложила в консерваторский кооператив. А в 64-м году я специально ездила в Свердловск – купила хороший инструмент, который стоил совершенно бешеные деньги, и опять занимали везде, где возможно.

- Это вы на нем всю жизнь играете?

- Здорово!

Да, жизнь была такая, что надо было как-то всё сначала обустроить, чтобы обзаводиться дитем. В 69-м году родилась у нас Ольга. Когда ей было лет 6-7, она сказала, что она «хочет как мама, на виолончели». В итоге закончила у меня в классе консерваторию и аспирантуру. Перед окончанием консерватории тоже вышла замуж, за альтиста Данилу. Но у Ольги, в отличие от меня, трое детей. Старшему, Ване, уже 24 года, он работает на телевидении, средний, Витя, учится на ударных. А 10 лет назад появилась Наташка, которая тоже теперь играет на виолончели. Она даже концертирует, уже с оркестром играла. Еще она занимается композицией, в прошлом году на каком-то конкурсе получила премию. Пока идет неплохо в этом направлении, не знаем, что будет дальше. (Улыбается)

- А вы с ней занимаетесь?

Занимаюсь, но редко, потому что по времени не получается.

- Сколько сейчас у вас студентов в консерватории?

10 студентов и три аспиранта.

- А в Испании сколько?

В Испании 10. В Мадрид езжу раз в месяц на неделю, и надо дать каждому по 4-5 уроков, поэтому там с утра до вечера…

- Жуть!

Жуть, не говори. Прилетаю сюда, тут сразу консерватория.

- Ну, вам так нравится, видимо?

Тяжело уже…

- Ну, может, как-то разрядить ритм?

Ну, куда уже разряжать, мне на днях 80 лет. Конечно, можно об этом подумать, но, когда начинаешь работать, обо всем уже забываешь.

- То есть лучше работать?

Лучше работать.

- Мне даже не пришло в голову спросить вас, а вы когда-нибудь отдыхаете?

Единственное время отдыха у меня – это на даче. А на даче я занимаюсь с внучкой, но в основном готовлю обеды на большую семью. (Улыбается)

- Ясно, вопрос неуместен. Скажите, пожалуйста, вдруг кого-то заинтересует: как научиться понимать классику?

У человека должно быть желание примкнуть к красоте, и тогда он будет увлекаться, много слушать. Ты какой-то глупый вопрос мне задаешь! Это проблема общей культуры, у людей должна быть потребность стать культурными. У нас даже кот Лучик с удовольствием слушал классику!

- Да, интеллигентный был кот! А что самое главное в жизни для вас?

Ты прямо как Познер (улыбается). Самое главное? Доброта и любовь.

- А самое интересное?

В моей жизни огромное значение имели встречи с яркими личностями – с композиторами, с людьми, с которыми я играла.

Ой, опасно, Наталия Николаевна! Это тема уже для следующего материала. Спасибо вам огромное, и не только за беседу!

Беседовала Katerina Sokolova

Магистр наук «Менеджмент в сфере культуры»

Директор Международного агентства «Katerina Sokolova Artists»

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П.И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971).

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д.Б. Любкина, затем у А.К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С.М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М.Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Н.Н. Шаховской отличается глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом. «Н. Шаховская артистка больщого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками» (М. Ростропович). Гастролирует во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е.В. Малининым и Э.Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959-62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1963-93 — в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974-96 — и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 — заведующая кафедрой виолончели. В 1995-2000 — декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания). Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие. Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Проводит мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П.И. Чайковского (начиная с Пятого — постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В.Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия). С 1966 постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П.И.Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие»(Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов, профессор

Наталия Николаевна Шаховская – известная российская виолончелистка и педагог, из числа ведущих профессоров Московской консерватории, играющая видную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. Сестра ее дедушки окончила Петербургскую консерваторию по классу знаменитого педагога А.Н.Есиповой. Супруг – Артемьев Борис Сергеевич, известный контрабасист, работавший во многих симфонических и оперных оркестрах Москвы. Дочь – Галочкина Ольга Борисовна, концертирующая виолончелистка, педагог Московской консерватории.
Н.Н.Шаховская родилась 27 сентября 1935 года в Москве. Родители, ее были врачами и погибли в годы Великой Отечественной войны. С 5 лет Наталия была на попечении бабушки. Во время войны вместе с детсадом ее эвакуировали под Красноярск, четыре года она прожила в селе Большая Мурта, и впечатления от величественной природы вблизи Енисея остались у нее на всю жизнь. Когда вернулись в Москву, девочка начала заниматься по фортепиано в Центральной музыкальной школе при консерватории у И.В.Васильевой. В 11 лет ее показали Е.Ф.Гнесиной, и та заговорила о виолончели. Сестры Гнесины – Елена Фабиановна и Елизавета Фабиановна (Гнесина-Витачек) вообще проявили о ней большую заботу. И хотя учиться играть в 12 лет считалось уже поздно, Шаховская поступила в Московскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, где занималась у Д.Б.Любкина и А.К.Федорченко. Окончив ее в 1954 году, она была принята в Московскую консерваторию, в класс известного педагога С.М.Козолупова. О режиме своих занятий она вспоминала так: вставала в 6 часов утра и ехала в консерваторию. С 7 до 9 часов играла на виолончели, затем шла на лекции. После лекций в консерватории выстраивалась длинная очередь около диспетчерской, и, получив класс, можно было заниматься до 11 вечера. Все здание гудело от звуков с утра до ночи. Много времени уделялось камерному музицированию. Уроки камерного ансамбля и квартета проходили под руководством М.В.Мильмана и Е.М.Гузикова. Часто играла она и в составах ансамблей из других классов. Оркестром дирижировал М.Н.Тэриан («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М.,1996). Студенткой консерватории Шаховская посещала также занятия М.В.Юдиной в РАМ (Музыкально-педагогический институт) имени Гнесиных по камерному ансамблю. Юдина предложила Шаховской выступать с нею в концертах, где, в частности, впервые в России они исполнили виолончельную сонату С. Барбера.
Успехи молодой виолончелистки были так велики, что в 1957 году она завоевала подряд три (!) первые премии: на Фестивале молодежи Москвы, на Всесоюзном фестивале молодежи и, наконец, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Блестяще окончив Московскую консерваторию в 1959 году, она совершенствовала свое мастерство в аспирантуре при той же консерватории в классе знаменитого М.Л.Ростроповича (1959–1962). В 1961 году она была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, в том же году – второй премии на Международном конкурсе виолончелистов имени А.Дворжака в Праге, а в 1962 году – первой премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
«Наталия Шаховская – артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно; она умеет крупную форму писать большими мазками» – так охарактеризовал ее Ростропович в 1962 году («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М., 1996. С.55). «Игра Н.Шаховской – отозвался о ней Д.Шафран, – проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Она властно заставляет слушать себя, захватывает внимание публики с первой же ноты. Одной из ярких кульминаций конкурса была ее интерпретация Симфонии-концерта Прокофьева» (Д.Шафран. «Слушая виолончелистов» //…Имени Чайковского. Сб. статей. М., 1966. С.109).
Огромную роль в воспитании артистки сыграли ее учителя. Она получила прекрасную профессиональную базу в классе Козолупова. Занятия же с великим артистом Ростроповичем открыли молодой виолончелистке окно в широчайший мир музыки. Работа была захватывающей и очень интенсивной. Иногда занятия заканчивались за полночь, а следующий урок назначался в 9 часов утра с новым сочинением. «Само общение с ним заставляло мыслить более масштабно, крупно, глубоко» (Н.Шаховская. «И все же веры в лучшее мне терять не хотелось бы…». Интервью вели О.Бугрова и В.Гридин // «Муз. Академия». 1992. №3. С.146).
Для исполнительской деятельности Шаховской примечательна прежде всего огромная забота о музыкальной культуре СССР. Не довольствуясь только Москвой и Ленинградом (Петербургом), она покоряла своим мастерством Ереван, Тбилиси, Фрунзе (Бишкек), Кишинев, Ташкент и другие столицы союзных республик, объехала с гастролями бесчисленное количество городов СССР. Самые теплые отзывы в прессе последовали на ее концерты в Одессе, Батуми, Николаеве, Куйбышеве (Самаре), Рязани, Перми, Барнауле. «Игра на виолончели
Н. Шаховской очень эмоциональна, в ней нет места равнодушию, пассивности или холодному созерцательному отношению к произведению. В исполнительской манере концертантки ясно ощущается волевое начало, горячий художественный темперамент и тяготение к глубоко драматическим страницам инструментальной музыки» («Днепровская правда». 05.02.1963). И когда возникла новая, молодая Россия, она продолжала гастроли, несмотря на труднейшие условия. «У меня болит душа за нашу музыкальную жизнь, – говорит Наталия Николаевна, – и поэтому я приму участие в любой акции, которая, на мой взгляд, несет в себе благо» (Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский. «Муз. Академия». 1992. №2. С.93).
Зарубежные гастроли Н. Шаховской начались вскоре после победы на конкурсе в Праге. Восторженный прием был оказан ей в Норвегии: «Снова и снова вызывала на сцену возбужденная публика Наталию Шаховскую после блестящего исполнения ею концерта для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна. Какая непринужденность, какая свобода и вместе с тем какой темперамент! У Шаховской замечательная школа, высокая музыкальная культура. Чудится, что виолончелистка что-то рассказывает нам, и в этом рассказе есть нечто столь захватывающее, что его хочется слушать без конца» («Хочется слушать без конца». // «Советская культура». 08.10.1964).
Н. Шаховская приняла участие в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургский, «Пражская весна», Афинский, Белградский, Берлинское биеннале, Виолончельный фестиваль в Кромберге. «Восхитительной исполнительницей Вариаций на тему «Рококо» была солистка Наталия Шаховская… Виртуозно звучала финальная каденция… Ее звук приводил в восторг своей красотой» («Глазго Геральд». Эдинбург. 23.08.1966). Виолончелистка неоднократно объехала всю Европу, выступала в Японии, Южной Корее, Канаде, Исландии и других странах, получив всемирное признание. В 1964 году она входила в состав трио вместе с Е.Малининым (фортепиано) и Э.Грачом (скрипка). Выступала со многими выдающимися дирижерами: К.Зандерлингом, Д.Китаенко, К.Кондрашиным, К.Мазуром, Н.Рахлиным, Г.Рождественским, М.Ростроповичем, В.Спиваковым, А.Хачатуряном, М.Шостаковичем. В камерных программах ее постоянным партнером была пианистка, народная артистка Дагестанской АССР Аза Аминтаева, а после ее кончины (1996) – Г.Н.Брыкина.
Исполнительский стиль Н.Н.Шаховской отличается сочетанием искренности с глубиной, лишен повышенной аффектации и самодовлеющей виртуозности. «Необычайная простота и искренность отличают исполнительскую манеру Шаховской, обладающей безукоризненной интонацией, виртуозностью. Концертантка прекрасно владеет всеми видами виолончельной техники. Ее штрихи очень выразительны, но главное – это звук. Ее виолончель поет» («Коммуна». Воронеж. 05.11.1964). Особую заслугу Шаховской составляет знакомство публики с произведениями, до того не звучавшими в тех городах, – Бриттена, Вьенера, Б.Чайковского, Стравинского, Книппера, Беринского, Сидельникова, Эшпая, Денисова и других.
Свои сочинения ей посвятили: С.Цинцадзе – 24 прелюдии для виолончели и фортепиано, Л.Книппер – Концерт-поэма для виолончели с камерным оркестром, С.Губайдулина – «Detto-II» («Сказанное») для виолончели и ансамбля инструментов, Н.Сидельников – Симфония-соната для виолончели и фортепиано, С.Беринский – Концерт для виолончели с оркестром. Шаховская была первой их исполнительницей.
Велико значение педагогической деятельности Н.Н.Шаховской. После окончания консерватории она получила приглашение вести класс виолончели в Московском музыкальном училище имени М.И. Ипполитова-Иванова (1959–1964). В год окончания аспирантуры (1962) началась ее знаменательная деятельность в Московской консерватории, продолжающаяся до сих пор (с 1980 г. профессор). Здесь она возглавила кафедру и долго оставалась в должности и.о. в надежде на возвращение отгороженного от СССР Ростроповича в качестве заведующего: в 1974–1995 годах – кафедра виолончели и контрабаса, с 2001 года – кафедра виолончели. Параллельно вела интенсивную работу в других учебных заведениях: в 1963–94 годах – в Музыкальном училище при Московской консерватории, в 1996–2001 годах – заведующей кафедрой струнных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.И.Ипполитова-Иванова, в 1998–2004 годах – профессор РАМ имени Гнесиных, также заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии в Испании. Постоянно приглашаема на мастер-классы и в России, и во многих странах мира: Германии, Франции, Англии, Японии, Китае, Корее, Польше, Испании, Греции.
Огромная школа учеников Н.Н.Шаховской насчитывает известных концертирующих виолончелистов, свыше 50 человек – лауреаты первых премий международных конкурсов: К.Родин, А.Загоринский, С.Судзиловский, Д.Шаповалов, А.Демин, А.Найденов, М.Тарасова, Б.Андрианов, С.Антонов, С.Багратуни, В.Бальшин, О.Ведерников, Е.Горюнов, Т.Заварская, И.Зубковский, О.Коченкова, Д.Озолиня, А.Павловский, В.Пономарев, И.Савинова, П.Суссь, Н.Хома, Д.Цирин, Д.Чеглаков. Среди ее иностранных учеников – С.Аттертон (Франция), Т.Мерк (Норвегия), У.Шайфер (Германия), Г.Торлеф (Швеция), Д.Вейс (Чехия), Э.Валенсуэло (Чили), Д.Урба (Латвия) и другие.
Любовь Н.Н.Шаховской к преподаванию, оттачивание замыслов произведений при работе с ними, высокий личный энтузиазм ко всему, что касается развития музыкальной культуры, сделали для нее возможным сочетание педагогики с концертными выступлениями. Постоянная нехватка времени часто вызывала необходимость в ночной подготовке к концертам. Шаховская высоко оценивает советскую, теперь российскую систему музыкального образования – с последовательным воспитанием от музыкальной школы к училищу, вузу и аспирантуре. «Наша школа всегда отличалась высоким профессионализмом, и во многом благодаря тому, что с маленькими талантливыми детьми работали выдающиеся педагоги…» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.56). Среди собственных принципов Шаховской – внимание к индивидуальности и творческой инициативе ученика: «Для меня главное – видеть перед собой неравнодушного творческого человека, который чувствует во мне друга, партнера. Стараюсь для каждого подобрать такой репертуар, который может его заинтересовать. Не люблю пассивных учеников, люблю, когда они активно ищут свои пути и, часто бывает, приходят к ярким и оригинальным решениям» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С. 57).
Мысли Шаховской-педагога устремлены в будущее в отношении и техники, и эстетики. Как ни хороша определенная техника, но очень опасна ее стандартизация – ведь время идет только вперед, и ученик должен быть снабжен способностью к саморазвитию. Глобальный характер культуры – международные конкурсы, активный культурный обмен между странами (чему способствует и сама Наталия Николаевна) – способен стирать границы между национальными художественными школами. И все же «важно сберечь свое, неповторимое. Нельзя утратить “русский смычок”, широту исполнительского дыхания, искренность и красоту инструментального пения, масштабность мыслей и чувств» («Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991. С.89).
Высокий профессиональный и человеческий авторитет Н.Н.Шаховской позволяет ей осуществлять большую общественную деятельность. В советское время она избиралась депутатом райсовета. Она является членом Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, Международного союза музыкальных деятелей, Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И.Чайковского, Художественного совета Московской филармонии, председателем Экспертного совета фонда «Новые имена». Большой резонанс имеет ее работа в жюри конкурсов: конкурса виолончелистов в рамках Международного конкурса имени П.И.Чайковского (начиная с V – постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов имени М. Ростроповича в Париже, АRD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), имени Лютославского в Варшаве, имени Поппера в Венгрии, имени Давыдова в Латвии. С 1966 года она постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского имени П.И.Чайковского в Японии и Китае, «Классическое наследие» в Москве, конкурсов в Тольятти, Волгограде.
Ее девиз – «Надо любить музыку больше, чем самого себя» («Музыкальное исполнительство и педагогика». С.88). Ее мнение о таланте: «Талант дает тебе право неистово трудиться в храме искусства» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.59).
Н.Н.Шаховская – народная артистка СССР (1991), лауреат Фестиваля молодежи Москвы (первая премия, 1957), Художественного конкурса на Всесоюзном фестивале советской молодежи (первая премия, 1957), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (первая премия, 1957), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (первая премия, 1961), Международного конкурса виолончелистов имени А.Дворжака в Праге (вторая премия, 1961), Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (первая премия, 1962). Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За пропаганду творчества Эжена Изаи» (Бельгия).
Творчеству Н.Н.Шаховской посвящены книги: Т.Гайдамович «Диалоги с Н.Н.Шаховской»
(Из «Записных книжек педагога») // «Муз. исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991; Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский // «Муз. Академия». 1992. №2; Н.Н.Шаховская // «Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. Беседы вела Е.Л.Сафонова. М., 1996.

Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е.В. Малининым и Э.Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959-62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1963-93 — в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974-96 — и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 — заведующая кафедрой виолончели. В 1995-2000 — декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания). Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие. Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

- Наталья Николаевна, ваша творческая деятельность насчитывает не один десяток лет. Расскажите, с чего все начиналось? Когда проявилась ваша целеустремленность в профессии, кто или что на нее повлияло?

Я ребенок военных лет - когда война закончилась, мне еще не исполнилось десяти. Я брала частные уроки по фортепиано, но Елена Фабиановна Гнесина, которой меня показали, посоветовала мне поступать не в фортепианный класс, для которого я была уже великовата, а в класс виолончели. Я тогда не испытывала яркого желания заниматься именно на виолончели - оно появилось только после того, как я впервые получила удовлетворение от своего выступления. Мне кажется, что сила стремления к цели просыпается тогда, когда человек, пусть незрелый, ощущает свой потенциал независимо от похвалы родителей или учителей. Когда человек получает удовольствие от того, что он делает, тогда начинается достаточно быстрый его музыкантский рост.

- Вашими учителями были выдающиеся мастера - Семен Козолупов и Мстислав Ростропович. Чему они учили вас, помимо искусства игры на виолончели?

В Московскую консерваторию я поступила к Козолупову - в его класс мечтали попасть очень многие. Семен Матвеевич обладал феерическим даром педагога, он передал мне богатейшую профессиональную школу! Но я все время вспоминаю и ценные жизненные уроки, которые он демонстрировал своей биографией. Дело в том, что когда он учился в Петербургской консерватории, многие исполнительские вопросы ему приходилось решать самостоятельно. Он учился, посещая концерты, но самое главное, что у него было, это способность самостоятельно анализировать музыку и понимать, что именно надо сделать в произведении на своем инструменте.

Совершенно иной подход к преподаванию отличал Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Он буквально вовлекал в вихрь творческого процесса, в поток своего художественного мышления, создавая музыку, создавая настроение «здесь и сейчас». Однако общение с Мстиславом Леопольдовичем, а также с Галиной Павловной Вишневской, составляло и жизненную школу тоже. Для меня Ростропович и Вишневская были почти как родители - их советы затрагивали не только стороны музыкального воспитания. Заслуга Галины Павловны - в моем приобщении к моде, она же научила меня и правильно делать макияж. Когда мы готовились к Конкурсу Чайковского,

Галина Павловна учила меня ходить по сцене. А Мстислав Леопольдович тоже присматривался ко мне перед конкурсом и однажды сострил: «Если тебя перекрасить в рыжий цвет, члены жюри подумают, что ты темпераментная». Конечно, этот отрезок жизни всегда со мной, я его никогда не забываю и постоянно черпаю оттуда бесценный опыт. Были моменты, когда под влиянием Ростроповича и Вишневской в корне менялись мои взгляды. Например, в годы учебы не за все сочинения, которые мне приходилось играть, я бралась с любовью и охотой. Тогда Мстислав Леопольдович говорил: «Никогда не спешите оценивать произведение - прежде послушайте, обдумайте, вникнете в него». Очень многое, что я получила от этих людей, стало моими заповедями, к которым я часто прибегаю в своей педагогической и исполнительской деятельности.

Вы играли с множеством музыкантов мирового уровня: что вам вспоминается о сотрудничестве с выдающимися дирижерами?

Встреча с каждым из них - это новое открытие. Когда рядом с тобой на сцене такие величины, как Курт Мазур, Томас Зандерлинг, Карло Цекки, ты ощущаешь партнера, а не просто «аккомпаниатора». Вообще, когда играешь с оркестром, ты находишься в огромном звуковом потоке, и это абсолютно другое ощущение музыки, чем когда ты выступаешь с коллегой-пианистом. Встреча с дирижером всегда волнующа, особенно перед первой репетицией. Вот, кстати: сегодняшняя всеобщая спешка наложила отпечаток и на этику концертной жизни. Раньше такие дирижеры, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский и другие, их ранга, не позволяли себе выйти к оркестру, не встретившись предварительно с исполнителем-солистом. Сейчас же нередко первая встреча с дирижером происходит прямо на сцене. В результате, мне кажется, уходит необходимая глубина сотворчества.

- Наталья Николаевна, хочется узнать, волнуетесь ли вы на сцене? Проблема волнения, мне кажется, актуальна как для школьников, так и для крупных музыкантов. Как побороть в себе то губительное чувство, при котором на сцене многое из приобретенного попросту теряется?

Я всегда волновалась, выходя на сцену. Недавно я прочла интервью с одним молодым исполнителем, который говорил, что совсем не волнуется на сцене. Мне это даже показалось странным, потому что я не знаю среди своих коллег людей, которые бы не волновались, выходя на сцену. Побороть волнение помогает опыт, профессиональная оснащенность - чем ты больше готов к концерту, тем у тебя меньше потерь, и мандраж меньше. Но я считаю, что если у исполнителя совсем нет творческого волнения, того состояния, которое побуждает артиста на сцене к особой взаимосвязи с публикой, то этот артист, по-моему, никому не нужен. Хотя таких бывает много… Хороший урок преодоления «сумасшедшего» волнения мне преподал в свое время Ростропович. Он настойчиво пытался мне внушить, что волноваться до потери качества игры не стоит. А потом ему это надоело, и он сказал: «Знаете, Натали, вы себя любите больше, чем музыку. Займитесь музыкой, и ваше «Я» отойдет на второй план». Это действительно так. Первые шаги на сцену всегда вызывают острое волнение, но когда начинается музыка, нужно увлечься ей, забыв про все остальное.

Появление номинации “Виолончель” случилось на II конкурсе имени Чайковского в 1962 году по инициативе Мстислава Ростроповича
.

Он же разработал и программу, которая так же, как в номинациях “Фортепиано” и “Скрипка”, должна была выявить среди участников “универсального артиста”, способного с одинаковым мастерством справляться с сочинениями самых разных жанров и эпох. Ростропович сам и возглавлял жюри конкурса виолончелистов вплоть до своего отъезда из страны.
Этот конкурс виолончелистов стал настоящим прорывом и началом нового этапа в истории исполнительского искусства на этом инструменте. Член жюри II и III конкурса, один из ведущих виолончелистов XX века Григорий Пятигорский отмечал:

“Известно, виолончель долгое время была в загоне. Это был инструмент, так сказать, “второразрядный”, особенно в сравнении с фортепиано и скрипкой. Если угодно, отголосок этих взглядов сказался и на Первом конкурсе Чайковского. Я даже немного злился тогда. Но, конечно это не единственный пример…

Теперь я счастлив, что на Втором конкурсе Чайковского представлен мой любимый инструмент. Я хочу, чтобы был и Третий, и Тридцатый, и Сотый конкурс имени Чайковского”.

Первым победителем конкурса Чайковского по специальности “виолончель” стала представительница СССР Наталия Шаховская. Она же стала и первой женщиной, завоевавшей высшую награду на конкурсе.

После конкурса в своем интервью Даниил Шафран сказал:

“Первую премию жюри присудило Наталье Шаховской, воспитаннице Козолупова (уже после конкурса она занималась в аспирантуре у М. Ростроповича). Она покорила всех не только блестящим выступлением в финале, но и удивительной ровностью игры в предыдущих этапах соревнования. Конечно, жюри не только суммировало арифметические результаты: решающим было живое художественное впечатление от всех трех туров.

Игра Шаховской проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Оно властно заставляет слушать себя, “захватывает” внимание публики с первой же ноты”.

Открытием конкурса 1962 года стало и выступление еще одной представительницы отечественной виолончельной школы 19-летней Наталии Гутман, получившей тогда третью премию. О ней с нескрываемым восхищением говорили многие члены жюри. Среди них был и Даниил Шафран:

ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

российская виолончелистка, педагог, народная артистка СССР (1991). 1-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1961) и на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962), 2-я премия на Международном конкурсе им. А. Дворжака (Прага, 1961). Профессор Московской консерватории (с 1980).

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШАХОВСКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШАХОВСКАЯ в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ШАХОВСКАЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906) русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • ШАХОВСКАЯ
    посёлок городского типа, центр Шаховского района Московской области РСФСР. Ж.-д. станция на линии Москва - Ржев, в 154 км от …
  • ШАХОВСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ШАХОВСЌАЯ Нат. Ник. (р. 1935), виолончелистка, педагог, нар. арт. СССР (1991). Ученица С.М. Козолупова. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. …
  • НАТАЛЬЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • НАТАЛЬЯ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НАТАЛЬЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ШАХОВСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (в замужестве Малевская-Малевич) Зинаида Алексеевна (р. 1906), русская писательница, журналист. Сестра Д. А. Шаховского. Эмигрировала в 1919 (Константинополь, Брюссель, Париж). …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • ОРЖЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Оржевская Наталья Ивановна (1859 - не ранее (1935). Родилась в 1859 году в Царском Селе …
  • ШАХОВСКАЯ РУПС в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    143700, Московской, …
  • ФИГУРИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фигурина Наталья Ивановна (1879 - 1938), ктитор. Родилась в 1879 году в селе …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …
  • АРКАДИЙ (ОСТАЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аркадий (Остальский) (1889 - 1937), епископ Бежецкий, священномученик. Память 16 декабря, …
  • ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (ВЕЛЬЯШЕВА)
    Янжул (Екатерина Николаевна, урожденная Вельяшева) - писательница. В 1873 г. вышла замуж за Ивана Ивановича Янжула и с тех пор …
  • ЭНГЕЛЬГАРДТ АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Энгельгардт (Анна Николаевна, 1835 - 1903) - писательница и переводчица, дочь лексикографа и беллетриста Н.П. Макарова (XVIII, 402), жена А.Н. …
  • ЩЕПКИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Щепкина (Екатерина Николаевна) - писательница. Родилась в 1854 г. Посещала в Москве высшие женские курсы профессора Герье; была учительницей …
  • ШПИЛЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА (ИВАНИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шпилевская (Наталья Сергеевна, по мужу Иванина, вдова генерал-лейтенанта) - писательница и общественная деятельница. Родилась в 1834 г. Изучив шведский язык …
  • ШМИТ НИНА НИКОЛАЕВНА (УРОЖДЕННАЯ АХВЕРДОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмит (Нина Николаевна, урожденная Ахвердова, умерла в 1889 г.) - писательница (псевдоним - княгиня Вера Троицкая). Ее романы "Погасшая искра", …
  • ШАХОВСКАЯ ЛЮДМИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (Людмила, княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (Москва, 1876); "Жребий …
  • ШАХОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (княжна Екатерина Александровна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, …
  • ШАЛИКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА (Е. НАРСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаликова (княгиня Наталья Петровна, умерла в 1878 г.; писала под псевдонимом Е. Нарская) - писательница, дочь Петра Ивановича Шаликова; …
  • ШАБАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шабанова (Анна Николаевна) - женщина-врач, писательница и общественная деятельница, родилась в 1850 г. В течение 2 лет слушала лекции в …
  • ЧУМИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (В ОРИГИНАЛЕ ЧЮМИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Чумина (Ольга Николаевна, по мужу Михайлова) - талантливая поэтесса и переводчица. Родилась в 1862 г. в Новгороде, в семье военного. …
  • ЧИЧАГОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Чичагова (Мария Николаевна, 1819 - 1894), рожденная Зварковская, жена генерал-майора, бывшего воинского начальника в Калуге - писательница и музыкантша. Кроме …
  • ХАРУЗИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Харузина (Вера Николаевна) - женщина-этнограф, сестра нижеследующих, родилась в 1867 г., получила образование в женской классической гимназии С.Н. Фишер. …
  • ПУШКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА (ГОНЧАРОВА, ЛАНСКАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) - жена Пушкина, см. Пушкин …
  • ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ольга Николаевна - королева вюртембергская (1822 - 1892), дочь императора Николая I . Получила образование под руководством П.А. Плетнева, …
  • НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Кирилловна (рожденная Нарышкина) - вторая супруга царя Алексея Михайловича (1651 - 1694), мать Петра Великого. Она воспитывалась у …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ЦАРЕВНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - царевна (1673 - 1716), дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, младшая, любимая сестра Петра Великого …
  • НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Наталья Алексеевна - великая княжна (1714 - 1728), дочь царевича Алексея Петровича, сестра императора Петра II . По тестаменту …
  • МАКАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (НЕЕЛОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Макарова (урожденная Неелова), Наталья Алексеевна - писательница, автор романа: "Лейнард и Термилия, или Злосчастная судьба двух любовников" (Москва, 1784, подписано …
  • ДОЛГОРУКОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Долгорукова, Наталья Борисовна - княгиня (1714 - 1771), дочь фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. Страстно полюбив любимца юного императора …
  • ГРОТ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Наталья Петровна - писательница (1828 - 1899), урожденная Семенова, сестра П. П. и Н.П. Семеновых. В 1850 г. …
  • ГРИНЧЕНКО МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Гринченко Мария Николаевна (родилась в 1863 г.) и Анастасия Борисовна (1884 - 1907), жена и дочь предыдущего, украинские писательницы. Мария …
  • ЯРЦЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виктория Николаевна [р. 21.10(3.11).1906, Петербург], советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1968). Окончила Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена (1933). …
  • УЖВИЙ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 27.8(8.9).1898, Любомль], украинская советская актриса, народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1945. …
  • ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вера Николаевна , русская советская актриса, народная артистка СССР (1937). Из актёрской семьи Рощиных-Инсаровых. …
  • ЕСИПОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Анна Николаевна , русская пианистка и педагог. Ученица Т. Лешетицкого. Одна из крупнейших русских …
  • ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ДУДИНСКАЯ НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Наталья Михайловна [р. 8(21).8.1912, Харьков], советская артистка балета, народная артистка СССР (1957). В 1923-31 училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица …
  • АНДРОВСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (настоящая фамилия Шульц) Ольга Николаевна [р. 9(21).7.1898, Москва], русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Сценическую деятельность начала в Театре …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) - писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (княжна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, № 32); "К М. …
  • ШАХОВСКАЯ, ЛЮДМИЛА
    (княжна) ? писательница, автор нескольких исторических романов, преимущественно из древнеримской жизни: "Молодость цезаря Октавиана Августа" (М., 1876); "Жребий брошен. Исторический …
  • ШАХОВСКАЯ, ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (княжна) ? писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, ¦ 32); "К М. …