Сборник идеальных эссе по обществознанию. Почему имя Митрофанушки стало нарицательным? А был ли мальчик

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.



Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Досуг

Любимый досуг еда и сон. Еда для Митрофана значила немало. Поесть парень любил. Набивал пузо так, что уснуть не мог. Его постоянно мучили колики, но от этого количество съеденного не становилось меньше.

«Да видно, брат, поужинал ты плотно…»

Плотно отобедав, Митрофан обычно шел на голубятню либо ложился спать. Если бы не учителя со своими занятиями, он бы вставал с постели только для того, чтобы заглянуть на кухню.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Значение Митрофана в комедии

Через образ Митрофана Фонвизин хотел показать, что может стать с человеком, если он перестает развиваться, застревая в одной поре и забывая о человеческих ценностях, таких как любовь, доброта, честность, уважение к людям.

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин . Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила. Стародум . Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы? Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум . Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. Правдин . Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. Правдин . Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать... Стародум . А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов... Правдин . Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. Стародум . Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми... Стародум . Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. Правдин . Справедливо. Великий государь дает... Стародум . Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин. Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Стародум . Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. Правдин . Но особы высшего состояния просвещают детей своих... Стародум . Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. Правдин . Надобно действительно, чтоб всякое состояние людей имело приличное себе воспитание; тогда можно быть уверену... Что за шум? Стародум . Что такое сделалось?

Явление II

Те же, Милон , Софья , Еремеевна .

Милон (отталкивая от Софьи Еремеевну, которая за нее было уцепилась, кричит к людям, имея в руке обнаженную шпагу). Не смей никто подойти ко мне! Софья (бросаясь к Стародуму). Ах, дядюшка! Защити меня!

Стародум . Друг мой! Что такое? Правдин . Какое злодеяние! Софья . Сердце мое трепещет! Еремеевна . Пропала моя голоушка!

(Вместе.)

Милон . Злодеи! Идучи сюда, вижу множество людей, которые, подхватя ее под руки, несмотря на сопротивление и крик, сводят уже с крыльца к карете. Софья . Вот мой избавитель! Стародум (к Милону). Друг мой! Правдин (Еремеевне). Сейчас скажи, куда везти хотели, или как с злодейкой... Еремеевна . Венчаться, мой батюшка, венчаться! Г-жа Простакова (за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Явление III

Те же, г-жа Простакова , Простаков , Митрофан .

Г-жа Простакова . Какая я госпожа в доме! (Указывая на Милона). Чужой погрозит, приказ мой ни во что.

Простаков . Я ли виноват? Митрофан . За людей приниматься? Г-жа Простакова . Жива быть не хочу.

(Вместе.)

Правдин . Злодеяние, которому я сам свидетель, дает право вам, как дяде, а вам, как жениху...

Г-жа Простакова . Жениху! Простаков . Хороши мы! Митрофан . Всё к черту!

(Вместе.)

Правдин . Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства. Г-жа Простакова (бросаясь на колени). Батюшки, виновата! Правдин . Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии...

Простаков . Без вины виноват! Митрофан . Виноват, дядюшка!

(Вместе, бросаясь на колени.)

Г-жа Простакова . Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

Явление IV

Те же и Скотинин .

Скотинин . Ну, сестра, хорошу было шутку... Ба! Что это? Все наши на коленях! Г-жа Простакова (стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами. Скотинин . Сестра! О своем ли ты уме? Правдин . Молчи, Скотинин. Г-жа Простакова . Бог даст тебе благополучие и с дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей? Софья (Стародуму). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю. Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел. Стародум . Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. Милон . И преступление и раскаяние в ней презрения достойны. Правдин (Стародуму). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством... и уж спасти ее нельзя. Стародум . Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

Все вскочили с коленей.

Г-жа Простакова . Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки. Правдин . А за что вы хотите наказывать людей ваших? Г-жа Простакова . Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях? Правдин . А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается? Скотинин . Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? Правдин . Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен. Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? Стародум . Мастерица толковать указы! Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.) Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни. Простаков . А! До чего мы дожили! Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа... Правдин . Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите. Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка? Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно! Скотинин . Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда подобру-поздорову. Г-жа Простакова . Все теряю! Совсем погибаю! Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених... Стародум (указывая на Милона). Вот он. Скотинин . Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и... Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены. Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей... Правдин . Побольше любили или б по крайней мере... Скотинин . Ну?.. Правдин . Хоть не трогали. Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

Явление V

Г-жа Простакова , Стародум , Правдин , Митрофан , Софья , Еремеевна .

Г-жа Простакова (Правдину). Батюшка, не погуби ты меня, что тебе прибыли? Не возможно ль как-нибудь указ поотменить? Все ли указы исполняются? Правдин . Я от должности никак не отступлю. Г-жа Простакова . Дай мне сроку хотя на три дни. (В сторону.) Я дала бы себя знать... Правдин . Ни на три часа. Стародум . Да, друг мой! Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь. Г-жа Простакова . Да как вам, батюшка, самому входить в мелочи? Правдин . Это мое дело. Чужое возвращено будет хозяевам, а... Г-жа Простакова . А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям... Правдин . Учителям? (Еремеевне.) Здесь ли они? Введи их сюда. Еремеевна . Чай, что прибрели. А немца-то, мой батюшка?.. Правдин . Всех позови.

Еремеевна отходит.

Правдин . Не заботься ни о чем, сударыня, я всех удовольствую. Стародум (видя в тоске г-жу Простакову). Сударыня! Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. Г-жа Простакова . Благодарна за милость! Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!

Явление VI

Те же, Еремеевна , Вральман , Кутейкин и Цыфиркин .

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка. Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?.. Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох. Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие? Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман? Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь? Правдин . Как? Он вам знаком? Стародум . Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин . Изрядный учитель! Стародум . А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься. Вральман . Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель... Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю. Цыфиркин . Лучше не надо. Кутейкин . Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся... Правдин . А что тебе надобно? Кутейкин . Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за... Г-жа Простакова . Ненасытная душа! Кутейкин! За что это? Правдин . Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу. Г-жа Простакова . Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку? Кутейкин . Это его дело. Не мое. Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить? Цыфиркин . Мне? Ничего. Г-жа Простакова . Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено. Цыфиркин . Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты. Правдин . А за ученье? Цыфиркин . Ничего. Стародум . Как ничего? Цыфиркин . Не возьму ничего. Он ничего не перенял. Стародум . Да тем не меньше тебе заплатить надобно. Цыфиркин . Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму. Стародум . Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин . Тебе не стыдно, Кутейкин? Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный. Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу. Цыфиркин . Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую. Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой! Цыфиркин . И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин . Да за что, ваше благородие, жалуете? Правдин . За то, что ты не походишь на Кутейкина. Цыфиркин . И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин . А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою. Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь. Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе. Стародум . Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? Вральман . Ой, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Явление VII

Те же и камердинер .

Камердинер (Стародуму). Карета ваша готова. Вральман . Прикашишь мне дофести сепя? Стародум . Поди садись на козлы.

Вральман отходит.

Явление последнее

Г-жа Простакова , Стародум , Милон , Софья , Правдин , Митрофан , Еремеевна .

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам... Правдин . Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан . Да отвяжись, матушка, как навязалась... Г-жа Простакова . И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан . Ды она как будто неведомо... Правдин . Грубиян! Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить... Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят. Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

КОНЕЦ КОМЕДИИ.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

После выхода в свет комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушки стало нарицательным, слово «недоросль» получило сатирический и глубоко обобщенный смысл. Это было обусловлено реалистичностью комедии, художественным мастерством драматурга.

Какие же черты реализма мы можем отметить в комедии? Прежде всего, принцип историзма. В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени, т.е. Д.И. Фонвизин сделал предметом своего изображения современную ему жизнь. Характеры героев обусловлены их жизненными обстоятельствами, т.е. сформировавшей их средой. Общий уклад жизни в русской помещичьей усадьбе, несовершенная система образования, нравственный облик родителей и их представления о жизни - вот составляющие, сформировавшие личность главного героя в комедии.

Митрофанушка - недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», - заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин - математике, немец Вральман - «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - «покамест существительна». Столь же успешен Митрофан и в изучении математики - Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… грех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями - вместо того, чтобы учить его истории. Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее. Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растеряна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Герой изображен во многих «выразительных» сценах: сцене примерки кафтана, драки со Скотининым, мы видим его на уроке, в сцене неудавшегося похищения Софьи. Все это дает возможность зрителю увидеть всю многогранность личностных черт персонажа. Автор обнажает в нем такие черты, как полное невежество, грубость, трусость, избалованность, эгоизм, лень, нравственный инфантилизм. Следуя традициям народной сатиры, драматург охотно уподобляет своего героя животным. Так, к примеру, Цыфиркин в ответ на грубость Митрофана отвечает: «собака лает, ветер носит».

Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, Митрофан называет свою няню Еремеевну - «стара хрычовка», Цыфиркина - «гарнизонна крыса», не особо церемонится он и при общении с дядей, заявив ему, что тот «белены объелся», и предложив «проваливать».

Также стоит отметить современность пьесы. Д.И. Фонвизин затрагивает в ней вечные проблемы, проблемы воспитания и образования молодого поколения. И такие «Митрофанушки» существуют во все времена. Еще В.О. Ключевский отметил это. «Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. <…> Мы живем в другой обстановке и в другом житейском складе; те же пороки в нас обнаруживаются иначе» (В.О. Ключевский).

Таким образом, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, наличие положительных и отрицательных персонажей (при многогранности их характеров)), драматург стремится к широкому охвату явлений современной ему действительности. «В пьесе Фонвизина - все русское, национальное: тема, сюжет… характеры действующих лиц. Идейная направленность произведения обусловлена временем… Фонвизин показал зависимость поведения и характеров людей от среды, в которой они живут» . Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль». Именно поэтому имя Митрофанушки стало «нарицательным именем смешной несовершеннолетней глупости и учащегося невежества» (В.О. Ключевский).

Русская литература «допушкинского» периода может по праву гордиться своим XVIII веком: именами таких мастеров слова, как Ломоносов и Державин, Сумароков и Тредиаковский. Но особое место в нем занимает родоначальник «легкого» письма театральной драмы в народном духе, мастер истинно русского сюжета и диалога (при том, что корни имел немецкие, что и в фамилии отразилось), просветитель и моралист - Денис Фонвизин .

24 сентября (по новому стилю 4 октября) 1782 года случилась, наконец, премьера великолепной пьесы «Недоросль» на сцене Вольного Российского театра. Журнал «Драматический словарь» так описал это событие: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала метанием кошельков». Ходили, ходили по светским чертогам Москвы и Петербурга сплетни - домыслы о Высочайшем разрешении или, наоборот, неразрешении пьесы… Скорее всего, были они враками, как и все сплетни мира. Почему спектакль должны были запрещать? Потому, что так что было решено для программы советской школы? Но что было на самом деле? «Несравненное наполнение» зрительного зала и «метание кошельков».

Кем же был тот самый порождавший столько слухов Фонвизин?.. Денис Иванович Фонвизин

Если не считать инсультов и паралича в закатные годы, Денис Иванович Фонвизин всю жизнь был счастливчиком. И судьба, и происхождение не подкачали, и молодость побаловала, и зрелость порадовала… Ну, а в старости сам Бог велел душу спасать. Болячки, как сам кавалер о себе говорил, - в наказание за грехи молодости. Человек глубоко верующий, при этом интеллектуал, художник и царедворец, он, возможно, сожалел о приступах атеизма и примитивного либерального вольтерианства, которому отдал дань в своей бродяжьей европейской одиссее…

Пращур его фон Визен был по происхождению из ливонских герцогов. Угодил в русский плен среди воинов известного ордена ещё при Иване Грозном . Был милован и оставлен в московских землях. «Русифицировался», сдвоив части фамилии.

Отдаленный потомок ливонского герцога Денис Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года. Рос в обстановке патриархальной. Образование, по русской традиции, до десяти лет получал домашнее. Впрочем. учителя его дело своё хорошо знали, потому как поступил в дворянскую гимназию при университете сей отрок со знанием трёх языков, изрядно начитанным и неизбалованным. Потом был и Московский университет , только что усилиями Ломоносова и Дашковой созданный, молодой и буйный. С 1760-х годов молодой дворянин-разумник пишет, переводит, учась на философском факультете, и дружит с кем надо (Ломоносов, Тредиаковский), и отмечен кем надо, и направлен куда надо -секретарём министра в коллегию иностранных дел. В 1763 году, в восемнадцать-то лет (!). А в 24, при особых заслугах, становится личным секретарём самого графа Панина.

Выходят в журналах его переводы Террасона, Руссо, Вольтера, Грессе… В 1768-написана пьеса «Бригадир», автор на волне бешеного успеха приглашён в Петергоф. Сам читает своё творение известнейшему в империи лицу. Вообще, матушка Екатерина благоволила к Денису Ивановичу, прощала порывистость, авторитарность и самоуверенность его публицистике. Хотя тон ее бывал порой непозволительным. Например, в «Рассуждении о непременных государственных законах» не надо бы власть предержащим вопросы делать, и в «Недоросли» простой чиновник зря так фамильярно от лица Правительства мудрствует… Но ничего-с, пронесло, и никто не пострадал. Даже без опалы обошлось.

И вот умница и талант, чиновник и дипломат благородно барражирует по европейским столицам, пишет содержательные, тонко отделанные письма, они же путевые заметки, своей сестре. Сразу после смерти патрона, графа Панина, выходит в отставку, ибо трезво смотрит на своё существование советником, даже статским, при канцелярии «Секретной экспедиции»: без высочайшего покровительства не удержаться… Но - не унывает.

Пишет. Путешествует. Пытается продвигать пьесы в театре. Но слишком слабы театральные силы обеих столиц и провинции, чтобы постичь и применить фантастический дар великого, под стать Мольеру, русского комедиографа. Борется с недугами. Пробует издать пятитомник своих произведений… А вот это не получается. И не потому, что Фонвизин не Руссо, а Россия не Швейцария, монархия, а не республика. Просто, наверное, слишком мало еще читают, слишком мелок интерес тех, от кого зависит движение мысли в стране. Да и не оценен ещё по чести драматических дел мастер, дебошир и профессор, интриган и гастроном, русский драматург, создатель истинно народной комедии, Денис Иванович Фонвизин. Иллюстрация к пьесе «Недоросль»

Умер Фонвизин спустя 10 лет после своей главной премьеры: 1 (12) декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт- Петербурге. Недоросль же Митрофанушка вышел на петербургскую сцену осенью 1782 года и снискал себе виват и викторию. В мае 1783 года пьеса повторилась в Москве.

В драматургии Фонвизин по-русски грациозен. Если и проскакивает немецкая топорность в его любимом Стародуме, начётчике и филистере из «Недоросля», то это наносное, модно-просветительское в галантном XVIII веке. Послепетровская эпоха в России честно отдавала долги прусскому воспитанию. Если зазвучала французская лихая нота, как в «Бригадире», то жди бича сатиры, карикатуры чудовищной, так что позавидуют Рабле и Скаррон. Иллюстрация к пьесе «Бригадир»

Недаром доморощенный франкофон, дурень и невежда, любящий в кучере-французе «самоё Францию», окрещён Иваном. Иваном, не помнящим родства, иваном с маленькой буквы. Фонвизин знал, что делал, - он нападал не на русское дворянство, его мишень - идиотическое, «молодёжное» (!) подражание всему европейскому за счёт попирания отечественного. Застарелый сорняк, плевел, глубоко вросший в почву российской общественно-политической мысли. Впрочем, почвенник и просветитель, Фонвизин-драматург не расшифровывает, в отличие от Радищева, своих национальных предпочтений. «Бригадир»- пьеса для театра. Надо её играть, лицедействовать, скоморошествовать! Недаром друг и собутыльник автора, князь Потёмкин Таврический, восклицал после премьеры спектакля: «Эх, Денис! Умри, ничего лучше не напишешь!» Сохранился как исторический анекдот грустный ответ Фонвизина: «К тому и склоняюсь…»

Моральные проповеди и поучения Денис Иванович оставил для трактатов и «Недоросля». Здесь и появляется роковая троица «людоведов и душезнаев» на горе «гущеедам» и дремучим охламонам Простаковым. Классицизм непременно предполагает говорящие фамилии. Буквальные. Сейчас кажется комичным и удивительным, какого лешего престарелый правдоруб, дядя с бугра, Стародум, приблудный наглец-резонёр Правдин и совсем уж ничтожество в офицерском мундире Милон по-рейдерски обрушились на мирных варваров Простаковых? Имение - в опеку, Митрофана - в солдаты, Софью замуж за Милона… За что?! За хамство и невежество - вот за что! Просвещение дворянского сословия государственной (читай, монаршей) волей - не шутки! Это политика, и в литературе, и в театре тоже. Отсюда ответы на все эстетические вопросы - классицизм стиль державный, полезный, приятный… Фонвизин и не думал грубить цензуре, тем более - Государыне. Ведь троица «карателей» все люди государственные, значит, «право имеют». А цензуры как таковой до Французской Революции в России вообще не было. Была - высочайшая благосклонность или отсутствие оной. Фонвизин, как правило, угадывал правильно. 1986 год: «Недоросль» в Малом театре. Фото: АфишаDaily

К счастью, Фонвизин умел писать легко и талантливо. И его очаровательный, брызжущий 16-летним лукавством и гормонами (не хочу учиться, хочу жениться!) недоросль Митрофан Простаков по сей день на сцене одерживает дурашливую неожиданную победу над мрачными, косными «хозяевами правды и рассудка».