Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина Иллюстрации к произведению дикий помещик

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Для детей». Лишь в 1886 году удалось выпустить «Сказки» отдельным сборником. В него вошли только произведения, ранее публиковавшиеся в легальной прессе. Всего М. Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Салтыков-Щедрин шёл навстречу новому кругу читателей – грамотным людям из народа, которых, по словам Л. Н. Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть ли не миллионами». Кроме того, сказочная фантастика служила средством художественной конспирации: открывала возможность в завуалированной форме ставить самые острые проблемы общественной жизни. В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.




«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин выразил свою оценку реформы «освобождения» крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства. «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля!» Так «сократил» их помещик, что «не стало мужика на всем пространстве», «а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки». Брошенный своими крестьянами, помещик превращается в грязное дикое животное.


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». Содержание 1. Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик»? (слайд 8) (слайд 8) Кто является главным героем обеих сказок? (слайд 8)(слайд 8) 3.Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков? (слайд 9) (слайд 9) 4.Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Подумайте, в чем разница этих обращений? (слайд 10)(слайд 10) 5.Как решается проблема в сказке? Покажите, в чем абсурдность ситуации. (слайд 11)(слайд 11) 6.В чем заключается общественное значение сказок Салтыкова- Щедрина? (слайд 12)(слайд 12)


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». В обеих сказках Салтыков-Щедрин использует элементы русской народной сказки, сказочные формулы: традиционный зачин, сказочное число «три», сказочные выражения «Жили да были два генерала … по щучьему велению, по моему хотению...» - «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» - «Дикий помещик» 1. Что общего в сказках ««Повесть о том…» «Дикий помещик»? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) 2. Кто является главным героем обеих сказок? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) Общее в сказках и то, что в обоих случаях мужик, крестьянин – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является мужик (мужики)


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». Помещик, как и генералы, глуп, но читает газеты. Газета «Весть» (из сказки «Дикий помещик») и «Московские ведомости» (из «Повести о том…» – консервативные газеты, они призывали помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии. Для наших героев газеты – руководство к жизни. 3. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) Одно только слово прочитал помещик: «Старайся!». Слово одно, но оно… «золотое». Что за прием использует автор, когда говорит о «русском помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) Один из приемов иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». У помещика Бог должен исполнять любые его прихоти, в данном случае – убрать из поместья крестьян, чтобы не мешали ему нежиться. (- Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!) Мужики же обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели. (… и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: - Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!) 4. Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Подумайте, в чем разница этих обращений? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой)


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские отношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко». Помещик стал по-настоящему «диким», неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям. 5. Как решается проблема в сказке? Покажите, в чем абсурдность ситуации? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) Абсурдность ситуации в том, что ни в чем неповинного мужика как преступника «изловили и водворили», а дикому помещику, приобретшему звериный облик, несмотря даже на то, что он «всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил».


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка «Дикий помещик». Несмотря на небольшой объем сказок, автор рассматривает важные проблемы для России того времени, проблемы государственной власти, пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства. Сатирик сумел раскрыть политические проблемы через повседневный быт в форме фольклора. Действия происходят будто в рамках одного имения или необитаемого острова, но вовлекается уезд, губернский город, страна. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью. 6. В чем заключается общественное значение сказок Салтыкова- Щедрина? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой)


«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина Почему эти произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина входят в цикл, который называется "Сказки для детей изрядного возраста"? (чтобы проверить себя и увидеть подсказку, «кликните» мышкой) Построены на аллегории Служат для обличения пороков современного автору общества: тупости и неприспособленности к жизни правящего класса; рабской покорности все умеющего делать мужика Конец презентации



Иллюстрация к сказке «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина
российской художницы Л.Макаровой

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал сатирические сказки. Хотим предложить Вашему вниманию краткое содержание одной из популярных сказок — «Дикий помещик»

Жил-был один помещик, жил припеваючи. Все у него было: хлеб, крестьяне, сады, земли, скот. Вот только ума у него мало было, попросту помещик был глуп. Взмолился как-то он богу, что всем-то он доволен, вот если бы еще мужики в царстве перевелись, а то их мякинный дух ему, помещику, не нравится. Не прислушался бог к его мольбе, он знал, что помещик ума был не далекого. Тогда сделал помещик жизнь своим крестьянам просто невыносимой: отбирал их скот, забирал дрова, штрафовал за малейшую провинность. Теперь уже мужики взмолились богу, что лучше пропасть им всем вместе с детьми, чем так мучиться. Смиловался бог над крестьянами глупого помещика и забрал их вместе с женами и детьми из его владений. Кто-то видел, как поднялся мякинный вихрь и унес всех мужиков разом. Обрадовался помещик. Даже воздух для него стал чище, без мякинного мужицкого духа. И стал он жить да радоваться.

Решил он душу театром потешить и пригласил к себе в гости труппу известного актера Садовского. Да только актер, когда узнал, что некому ставить декорации и поднимать занавес, обозвал его глупым, и уехал.

Затем пригласил помещик к себе старых знакомых генералов сыграть в карты. Генералы приняли приглашение с радостью. Но когда приехали и узнали, что кормить их будут пряниками и леденцами, страшно рассердились, обозвали помещика глупым и уехали голодные и злые.

Задумался помещик, что опять его дураком назвали, но отмахнулся от этих мыслей. Дальше живет помещик, радуется чистому воздуху, ест пряники и леденцы, не умывается и не бреется. Не кому стало еду готовить, умыть и побрить его. Мечтает он, что закупит паровые машины, которые будут все делать; как разведет коров, посадит сад и огород. В доме без слуг все пылью покрылось. По старой привычке кликнет он слугу Сеньку, только никто на его зов не идет. День он мечтает, а ночью ему сны еще веселее снятся. Что за его непреклонность сделали его министром.

Только однажды приехал к нему капитан-исправник. Думал помещик, что за его выдумку с выселением мужиков, исправник его хвалить будет. Но дождался только выговора. Некому стало платить налоги и привозить на рынок хлеб и мясо. И снова назвали помещика глупым. Теперь задумался он всерьез, что из-за его нежелания видеть в своих владениях мужиков, он нанес вред государству: не платятся подати, а на базаре нет продуктов. Струсил помещик, что отправят его в ссылку в дальнюю провинцию. Скоро в саду у него все дорожки заросли сорняками, в кустах завелись змеи, даже медведь к усадьбе подошел.

Вскоре помещик совсем одичал, зарос волосами и когтями, передвигаться стал на четвереньках, рычать, а не разговаривать. Даже с медведем подружился. Охотился на зверей и съедал их сырыми вместе со шкурой.

Между тем начальство обеспокоилось исчезновением крестьян, пустой казной и отсутствием продуктов на рынке. Решили они мужиков найти и вернуть на прежнее место жительство, а помещику сделать внушение за глупость и упрямство. Рой мужиков как раз пролетал через губернский город. Крестьян поймали и послали в уезд глупого барина. Дикого помещика с трудом изловили, отмыли и побрили. Следить за ним поставили его слугу Сеньку. В казну стали поступать подати, а базар завалили продуктами. Помещик живет и поныне, раскладывает пасьянс и рычит временами.

Таково краткое содержание сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Картинка 18 из презентации «Салтыков-Щедрин сказки» к урокам литературы на тему «Салтыков-Щедрин»

Размеры: 435 х 600 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Салтыков-Щедрин сказки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 3475 КБ.

Скачать презентацию

Салтыков-Щедрин

«Салтыков-Щедрин сказки» - Художественные особенности. 5. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым? Викторина. "Ворон-челобитчик". «Медведь на воеводстве». «Дикий помещик». Спас-Угол Тверской губернии. 6. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский? Занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления.

«Творчество Щедрина» - Глубоко несчастлив. Московский дворянский институт. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. 1880 год - отдельное издание «Господа Головлевы». Отец писателя Евграф Васильевич. Крамской Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина. Написана «Пошехонская старина». Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

«Урок Салтыков-Щедрин» - План лекции. Сказки. 1 В каком году родился Салтыков –Щедрин? а) в 1822 б) в 1826 в) в 1828. Может быть идеализирующей и уничтожающей. Евграфович. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин. Проверочный тест. . Гипербола. Тема урока. 1869 – 1886 гг. 1826 – 1889.

«Сказки Салтыкова-Щедрина» - Писатель с горечью рассказывает о том, как мужик самоотверженно трудится. Нужны ли обществу такие люди? “Нет”, - отвечает нам Салтыков. Кому доброе слово сказал? Сказки Салтыкова-Щедрина основаны на народных сказках. И только предателям нет спасения. Кого приютил, обогрел, защитил? Другая тема, изображение народа, раскрывается в сказке “Дикий помещик”.

«Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» - 6. Вятский плен. 3. 9. 11. Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина. Михаил Евграфович в детстве. 4. 12. 14. В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство». Образование юного Салтыкова. 10.

«Писатель Салтыков-Щедрин» - Жемчужников. К шести годам был обучен французскому и немецкому языку. «…Я не дам в обиду мужика! «Вне литературы нет ни блага,ни наслаждения, ни жизни». Повести «Противоречия»(1847), «Запутанное дело» (1848) опубликованы в «Отечественных записках». «История одного города» 1869-1870г.г. «Сказочный цикл» - начало 1869год.

Всего в теме 35 презентаций

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.