Саша и маша рассказы анни шмидт. Сказка "приключения саши и маши"

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Анни Шмидт
Саша и Маша -1

Как Саша и Маша подружились

Саша гулял по саду, и ему было очень скучно. Но что это там такое? В живой изгороди Саша увидел маленькую дырочку. Интересно, а что там, с той стороны, подумал Саша. Дворец? Или карета? Или рыцарь? Саша сел на землю и заглянул в дырочку. И знаете, что он увидел? Маленький носик. И маленький ротик. И два синеньких глаза. Там была маленькая девочка! Точно такая, как Саша.

– Как тебя зовут? – спросил Саша.

– Маша, – сказал девочка. – Я тут живу.

– А вчера ещё ты тут не жила, – сказал Саша

– А сегодня живу, – ответила Маша. – Будешь со мной играть?

– Буду, – сказал Саша. – Я пролезу в дырку.

И просунул в дырку голову. Потом руку. Потом другую руку. А потом Саша застрял. Маша стала тянуть его за одну руку, потом за другую, но ничего не помогало. Саша застрял очень крепко. Он стал плакать и громко вопить. В один сад выбежал Сашин папа, а в другой сад Машин папа. И вместе они вытащили Сашу.

– Ну вот, – сказал Сашин папа, – теперь у тебя есть соседка. Но если захочешь с ней поиграть, надо сначала выйти в нашу калитку, а потом зайти в Машину. И играйте себе на здоровье.

Так они и стали делать. Они играли по очереди сначала в саду у Саши, а на следующий день в саду у Маши. И играли они в дочки-матери.

Сашин хвостик

Саша сидел в кресле в парикмахерской. «Щёлк-щёлк», – говорили ножницы. А Саша говорил: «Ой!»

– Тебе же не больно, – сказал парикмахер. – Ты ведь большой мальчик? Так чего плакать без причины?

– Щёлк-щёлк, – сказали ножницы, а Саше было так страшно. Ужасно страшно!

– Ой! – крикнул Саша.

– Ещё совсем немножко, – сказал парикмахер.

Но Саша снова завопил: «Ой!» – а потом спрыгнул с кресла и помчался из парикмахерской прямо в белой простынке.

– Эй! Эй! – крикнул парикмахер. – Я не закончил! Осталось чуть-чуть!

Но Саша больше не хотел стричься. И припустил со всех ног. А парикмахер тоже со всех ног помчался за ним. Но Саша умел бегать быстрей всех на свете. Он уже почти добежал до своего дома, а парикмахер остановился, пожал плечами и отправился назад в парикмахерскую.

Саша сел на землю как был, всё ещё в белой простынке. И заплакал. Так страшно ему было.

Тут пришла Маша. Она увидела Сашу и вдруг начала смеяться. Очень громко.

– Какой ты смешной! – сказала она.

Саша поднял голову и перестал плакать.

– У тебя хвост на голове, – смеялась Маша. – На голове хвостик, а на шее скатерть!

А ведь так и было. Голова у Саши была почти лысая, и только на макушке торчал хохолок. Точно, как хвостик!

Маша так хохотала, что Саша рассердился.

– Но я не хочу опять к парикмахеру! – крикнул он.

– Ну и ходи всю жизнь с хвостиком, – сказала Маша. – Хвостатый Саша! Хвостатый Саша!

Как это гадко, что Маша дразнилась! Такого Саша вытерпеть не мог. Очень медленно он поднялся и пошёл назад в парикмахерскую.

– Отстригите мне хвостик, – тихо сказал он.

– Я ведь тебе говорил, – пробурчал парикмахер. – Взял и убежал, а стрижка ещё не закончена.

И Саше пришлось опять залезать в кресло.

– Щёлк-щёлк, – сказали ножницы.

– Вот так, – сказал парикмахер. – Теперь готово. Неужели и правда было так страшно?

Саша засмеялся. Парикмахер снял белую простынку, и Саша пошёл на улицу.

– Я уже не хвостатый, – сказал он Маше.

– Вижу, – ответила Маша. – Хвостик был очень, очень смешной!

И они пошли играть в камушки.

Куклатаня заболела

Что случилось с Куклойтаней? Она так сильно заболела!

– Я вызову доктора, – сказала мама Куклы– тани. Она взяла шнур от занавески и сказала:

– Алло! – ответил доктор.

Он стоял у занавески с другой стороны.

– Доктор, доктор! Скорей приходите! Куклатаня болеет!

– Уже иду, – сказал доктор. И тут же пришёл. Его пальто волочилось по полу, шляпа съехала на нос, а в руках была деревянная ложка.

– Так-так, – произнес доктор. – Надо сё осмотреть.

И треснул Куклутаню по лбу ложкой.

– Доктор! – закричала куклина мама. – Не надо так делать!

– У вашей дочки жар, – сообщил доктор. – Надо положить её в тёплый шампунь.

– Когда у детей жар, их не кладут в шампунь, – возмутилась мама Куклытани.

– Слушай, – закричал доктор, – если ты сама всё знаешь, то и будь доктором! – И схватил Куклутаню за ногу.

Куклина мама схватила свою дочь за другую ногу, и они стали тянуть изо всех сил. При этом они громко кричали и визжали.

Тут в комнату зашла Машина мама.

– Поглядитс-ка, – сказала она. – Доктор и мама хотят порвать ребёнка. Никогда в жизни я такого не видела, ни разу!

– Но он… – сказала Маша.

– Но она… – сказал Саша.

– Я приготовлю вам какао с печеньем, – сказала мама. – А Куклутаню положите в кровать, и она быстро выздоровеет.

Куклутаню уложили в постель. Она закрыла глаза и подумала: «До чего же хорошо, что у меня есть бабушка!»

Яблоки для дедушки

– Вы вдвоём должны отнести дедушке корзинку яблок, – сказала Сашина мама. – Ты возьмёшься с одной стороны, ты – с другой. Вот так и пойдёте. И передайте дедушке привет.

Саша и Маша шли с корзинкой по дорожке, и через некоторое время Саша сказал:

– Смотри, здесь и красные яблоки, и зелёные.

– Ага, – сказала Маша. – Но зелёные вкуснее.

– А вот и нет, – сказал Саша. – Красные вкуснее.

– Давай попробуем, – предложила Маша.

Они поставили корзинку на землю, и Маша

откусила от красного яблока. А Саша откусил от зелёного.

– Это вкуснее, – сказал Саша.

– Нет, вот это вкуснее, – сказала Маша.

Но ведь не все красные яблоки на вкус одинаковые.

– Вот это яблоко очень красивое, – сказал Саша. – И это тоже.

Они уселись на краю тропинки и уже очень скоро перепробовали все яблоки. Откусили от каждого по кусочку. Даже зубки отпечатались.

– Какой ужас, – сказал Саша.

– Вот дедушка рассердится, – испугалась Маша.

Они снова взяли корзинку и грустно поплелись к дедушке.

– Мама передавала привет, – сказал Саша.

– Но у них не хватает по кусочку, – сказал Саша.

– Мы их попробовали, – объяснила Маша.

И они с Сашей посмотрели на дедушку очень-очень виновато.

– Ясно, – сказал дедушка, – значит, откусили от каждого по кусочку? Знаете, что я думаю? Они наверняка стали теперь ещё вкуснее. Давайте-ка съедим с вами по яблочку.

Так они и сделали.

Но когда Саша рассказал обо всём маме, она сказала:

– Наш дедушка слишком добрый.

Как вы думаете, мама права?

– У меня есть двоюродная сестрёнка, – сказала Маша. – Хочешь на неё посмотреть?

– А где она? – спросил Саша.

– У себя дома, – рассказала Маша. – Она там совсем недавно. Она во-о-о-о-от такая малюсенькая.

– Как Куклатаня? – спросил Саша.

– Ещё меньше.

И они вместе отправились в гости к двоюродной сестрёнке.

– Это моя тётя, – представила Маша. – Ты, Саша, тоже можешь называть сё «тётя».

– Вы должны вести себя очень тихо, – сказала тётя. – И ходить на цыпочках. Малышка спит.

Саша и Маша пошли на цыпочках в комнату. Малышка спала в кроватке. А над ней висели занавесочки. Саша и Маша раздвинули их очень осторожно.

– Ой, какая маленькая, – удивился Саша.

– Ужасно маленькая, – вздохнула Маша.

И тут девочка проснулась. И стала плакать. Очень-очень громко!

– Почему она так плачет? – спросила Маша. – Моя Куклатаня не плачет никогда.

– Она плачет, потому что проголодалась, – объяснила тетя.

– Она очень похожа на поросёнка, – сказал Саша. – Я видел такого на соседской ферме. У него тоже нет волос.

– Ты бы хотел, чтобы у вас был малыш? – спросила тётя. – Хочешь маленькую сестрёнку?

– Нет, – сказал Саша. – Я бы хотел настоящего поросёнка. Она умеет играть?

Но играть такая маленькая девочка, конечно, не умела. Она была слишком маленькая.

Сашу и Машу отправили домой.

– Мне она не понравилась, – сказал Саша.

– А мне понравилась, – сказала Маша. – Она милая. А у тебя вообще нет двоюродной сестры.

– Мама! – закричал Саша. – У меня есть двоюродная сестра?

– Конечно, – ответила мама. – У тебя есть Марина. Она живёт в другом городе. Ей шесть лет, и она твоя двоюродная сестрёнка.

– Видишь! – обрадовался Саша. – У меня есть двоюродная сестра! Ей целых шесть лет! И она на поросёнка непохожа!

Тут Маша очень рассердилась и ушла домой.

– Сходи к Маше, – сказала мама. – И скажи, что этот поросёнок тебе понравился.

Саша так и сделал. И всё опять стало хорошо.

Всем по кусочку

Из-за двери показалась Машина голова.

– Я иду играть на улицу, – сказала она. – Пойдёшь со мной?

– Мне нельзя, – пожаловался Саша. – Я должен доесть ещё шесть кусочков бутерброда.

– А с чем бутерброд? – спросила Маша.

– С шоколадом, – сказал Саша. – С шоколадной пастой.

– Я съем два, – предложила Маша. – Ты тоже съешь два, и готово! Мы его доедим.

Они съели каждый по два кусочка, но смотрите-ка, ещё два почему-то осталось.

– Ещё по кусочку, – сказала Маша. Но когда они съели ещё по кусочку, то один кусочек всё равно остался.

– Я больше не хочу, – сказала Маша.

– Я тоже больше не хочу, – сказал Саша.

– А Мишка уже поел? – спросила Маша.

– Да, – сказал Саша. – Он слопал четыре бутерброда.

– Может, он захочет ещё маленький кусочек?

Вместе они стали кормить Мишку, но он ни в какую не захотел открывать рот.

– Видишь, – сказал Саша. – Он тоже наелся.

– Он должен его съесть! – сказала Маша. – Он должен вырасти большим и сильным.

И они попробовали ещё раз.

– Теперь всё, – сказал Саша.

И в самом деле, кусочек бутерброда исчез, остались только крошки.

– Пойдём играть на улицу, – позвала Маша.

Когда они ушли, Мишка остался сидеть за столом. Весь липкий и коричневый от шоколадной пасты. Но очень гордый! Ведь он съел целых четыре бутерброда! И один маленький кусочек.

Собака из рисовой каши с изюмом

Взявшись за руки, Саша и Маша гуляли по дорожке. Они дошли до фермы, но у самой калитки остановились.

– Смотри-ка! – сказал Саша.

– Корова! – воскликнула Маша.

– Нет, – решил Саша. – Это собака. Очень большой пёс. И я его не боюсь.

– И я не боюсь, – сказала Маша.

Но тут собака огромными прыжками побежала прямо к ним. Саша и Маша завизжали и помчались наутёк. Но собака бежала ещё быстрей.

– Мама! – кричал Саша.

– Папа! – вопила Маша.

Но ведь они были очень далеко от дома, и мама с папой их не слышали.

К счастью, как раз в этот момент пришёл фермер. Он схватил собаку за ошейник и прикрикнул:

А потом сказал Саше и Маше:

– Это Гектор. Он добрый. Он вас не обидит. Погладьте его.

Саша и Маша протянули к Гектору руки и погладили его. А Гектор стал вилять хвостом.

– До чего же он большой, – сказал Саша.

– И такой забавный, – сказала Маша. – Он такой белый с чёрными пятнышками, как будто сделан из рисовой каши с изюмом!

Тут фермер взял и посадил Сашу и Машу на спину Гектору. Они покатались на нём как на лошадке, и им очень понравилось. Ведь не каждый день можно покататься на собаке из рисовой каши с изюмом!

Маша немножко простудилась

Маша заболела.

– Можно мне к ней сходить? – спросил Саша.

– Нет, – сказала Сашина мама. – Маша немножко простудилась.

– Как немножко? – спросил Саша. – Вот столько? Или вот столечко?

– Вот столечко, – сказала мама. – Но тебе сегодня придётся поиграть одному. И завтра тоже.

Как же это плохо! Саша никак не мог придумать, чем бы ему заняться. Юла сломалась, а Мишка играть не захотел. Он хотел только спать.

– Постою-ка я на голове, – решил Саша.

Он встал на голову, но тут же свалился на пол.

Потом ещё раз, а потом ещё. Но каждый раз падал.

Наконец Саша вышел на улицу. Машин дом был совсем близко, но пойти к ней в гости он боялся. А у окошка кто-то стоял. Это была Машина мама, а рядом с ней Маша! Шея у неё была завязана платком. Таким шерстяным и колючим.

– Привет! – сказал Саша.

– Привет! – сказала Маша.

Она была ужасно далеко, потому что окно было очень высокое.

Тут Саша заметил мусорное ведро. Он притащил его под окно и вскарабкался на него. Теперь он мог заглянуть в окошко и даже расплющить о стекло нос.

Маша тоже прижалась носом к окошку. Носик к носику, а между ними стекло.

– Привет! – сказал Саша.

– Привет! – сказала Маша. А потом ей уже пора было опять ложиться в кровать.

Саша помчался домой и закричал маме:

– А я играл с Машей!

– Что? – рассердилась мама. – Какой глупый мальчишка!

– Через окошко! – рассмеялся Саша.

И тогда мама тоже рассмеялась.

Саша не хочет пить чай

Маша выздоровела. Но мама сказала:

– На улице играть пока рано.

– Где же нам играть? – спросил Саша.

– На кухне, – предложила Маша.

– Нет, не на кухне, – сказала мама. – Там вы будете мешаться. Отправляйтесь-ка на чердак.

На чердаке очень здорово! А если прислонить к стене две доски, то получится настоящий домик.

– Давай играть в дочки-матери, – сказала Маша.

– Нет, – сказала Саша. – Я больше не играю в куклы.

– А как же Мишка? – спросила Маша.

– Мишка не кукла. Он медведь.

– Тогда давай играть в тётеньку и дяденьку. Не зайдёте ли вы ко мне на чай?

– Охотно, – согласился Саша.

– Не хотите ли чашечку чая? – спросила Маша.

– Нет, – сказал Саша. – Я не люблю чай.

– Ты что? – сказала Маша. – Взрослые дяденьки никогда так не говорят. Они вежливые, они садятся на стул и пьют чай.

– Значит, я не хочу быть дяденькой, – сказал Саша.

– А кем ты хочешь быть?

– Адвокатом. Хочу быть адвокатом и курить трубку.

– Но адвокаты тоже не говорят: «Я не люблю чай»!

– А вот и говорят, – сказал Саша. – Очень даже и говорят!

– А вот и нет!

– А вот и да!

– Я спрошу у мамы, – сказала Маша.

Но Машина мама сказала:

– Когда Саша станет адвокатом, он будет уже взрослым дяденькой, значит, он уже будет любить чай.

– Вот видишь! – завопила Маша.

Но Саша решил, что так не бывает, и захотел сначала об этом подумать. А домик из досок он сломал.

– Не хочу больше играть в тётеньку и дяденьку, – сказал Саша. – У меня есть камешки!

И они стали играть в камешки.

Как Саша и Маша вырезали картиики

Какой же сильный дождь! Вот это дождь! В такую погоду на улице уж точно не поиграешь.

Саша и Маша немножко посидели на подоконнике и посмотрели в окно. Но мимо никто не прошёл. Только одна маленькая собачка.

Тогда они решили пойти посмотреть картинки. Но все книжки быстро кончились. А дождь всё шёл и шёл.

Тут Сашина мама сказала:

– Вот вам ножницы. Тебе, Саша, и тебе, Маша. А вот вам книжка, из неё можно вырезать картинки. И ещё одна. И ещё. Три книжки.

Как здорово! В книжках было так много картинок с машинами и с красивыми тётеньками. Саша и Маша вырезали все до одной, но скоро картинки закончились.

– Всё, – сказала Маша. – Больше вырезать нечего. У вас есть ещё книжки?

Саша посмотрел на большой книжный шкаф. Там внизу стояли книги с красивыми цветными картинками.

– Мама с папой наверняка не рассердятся, – решил Саша. – Они же стоят в самом низу, эти книжки, их никому даже не видно. Ты вырезай вот из этой, а я себе достану другую.

Они так старались, что пришлось даже высунуть язык, и совсем не заметили, когда кто-то вошёл в комнату.

– Эй! Что это вы здесь делаете! – закричал голос, и Саша и Маша уронили ножницы.

Это был Сашин папа. Ой-ой-ой, как же он рассердился! Какой он был злой!

Маша потихоньку убежала домой. А Саша очень расстроился, потому что папа даже не стал читать ему книжку перед сном.

Но ведь Саша сам виноват. Потому что из книг, которые стоят в шкафу, ни в коем случае нельзя вырезать картинки.

Десять красных ноготков и один красный нос

В спальне у Машиной мамы стоял столик. А на нём маленькая бутылочка. Тоже мамина. В ней было что-то красное.

– Что это? – спросил Саша.

– Лак для ногтей, – объяснила Маша. – Когда мама идёт в гости, она мажет им ногти. Ужасно красиво получается.

– А она открывается? – спросил Саша.

– Конечно, открывается, вот смотри. Там есть маленькая кисточка. Я тебе покажу.

И Маша накрасила один ноготок.

– Красиво, – сказал Саша. – Помажь и мне тоже. И этот палец. И мизинец. И большой.

– Теперь я! – сказала Маша.

Им очень понравился лак, и скоро у Саши и у Маши все ногти стали красными. У каждого по десять красных ноготков.

– Там ещё осталось, – заметил Саша.

– А ногтей-то у нас больше нет.

– Может, накрасим ногти Мишке?

Но у Мишки ногтей не было. У него был только нос. Чёрный нос.

– Хочешь красный нос, Мишка? – спросила Маша.

Мишка ничего не сказал, значит, он согласился.

Саша покрасил ему нос. Нос стал очень красным. И очень смешным. И блестел.

– Лак не отмывается? – спросил Саша.

– Никогда-никогда, – сказала Маша.

Но тут пришла мама. Она стала смеяться и немножко рассердилась.

– Какие вы безобразники! – сказала она. А потом взяла другую бутылочку и кусочек ваты. Намочила вату и смыла весь красный лак. Сначала с двадцати ноготков, а потом с мишкиного носа.

– Вот так, – сказала мама. – И никогда больше не трогайте эту бутылочку!

– Никогда! – сказали Саша и Маша.

Куклатаня на корабле

– Вот вам старая шляпа, можете с ней играть, – сказала Машина мама.

– Ух ты, – сказал Саша.

– Ух ты, – сказала Маша.

Но что бы такого сделать со шляпой? Маша надела её на голову, но получилось очень странно.

– Она похожа на корабль! – придумал Саша.

– Корабли должны плавать, – вспомнила Маша. – Пойдем в сарай, там стоит корыто с водой, это будет море.

Получилось очень здорово. Шляпа плавала, как настоящий пароход.

– Надо кого-то в неё посадить, – сказала Маша.

– Кошку, – предложил Саша и побежал за кошкой.

Но кошка плавать на корабле не захотела. Она испугалась и быстро убежала.

– Куклатаня! – закричала Маша. – Она точно захочет!

И правда, Куклетане очень понравилось. Она сидела на корабле прямо посреди моря.

– Сейчас будет шторм! – крикнул Саша и стал руками делать волны. Ужасно высокие волны!

– Корабль потонет! – завопила Маша.

В самом деле, корабль стал медленно погружаться в воду, и бедная Куклатаня вместе с ним.

Вдруг корабль покачнулся, и Куклатаня свалилась в воду! Бултых!

– Спасите, спасите! – закричала Маша и схватила куклу за платье.

Какое счастье, она спаслась! Но была совсем мокрая. Очень, очень, очень мокрая. Теперь ей нужно было надеть сухие одёжки.

– Всё равно было здорово, – сказала Маша. – Правда, Куклатаня?

Куклатаня ничего не ответила. На самом деле, ей вовсе не понравилось. Но она ничего не сказала.

Дед Мороз уже ушёл

– Вот так Саша! – хохотала Маша. – Ха-ха-ха! Ну и Саша!

– Чего ты смеёшься? – спросил Саша.

– Ты до сих пор не убрал свой ботинок! Вон у камина! Я всё вижу! А Дед Мороз уже давно ушёл и больше не кладёт в ботинки подарки.

Саша даже покраснел. Он ведь так привык ставить у камина ботинок. И как теперь его убрать?

– Сегодня Дед Мороз ещё не ушёл, – сказал Саша. – Может, он ещё чего-нибудь принесёт!

– Как же так? – сказала Сашина мама. – Разве Дед Мороз принёс тебе мало подарков, Саша? Ну-ка покажи Маше свой поезд.

Поезд был очень красивый. Паровоз и четыре вагона с настоящими окошками.

Маше Дед Мороз подарил кукольную ванну и маленькую печку. Ванночку она принесла с собой, а печка осталась дома.

– Придёшь ко мне есть блинчики, Саша? – спросила Маша. – Я теперь могу печь настоящие блинчики в моей печке!

– Послушай-ка, – сказал вдруг Саша. – Я никакой не Саша! Я Дед Мороз!

Он убежал в комнату и вернулся с длинной бородой.

– Здравствуй, девочка! – сказал он. – Ты слушалась маму с папой?

– Да, Дедушка Мороз.

– Ты хорошо кушала? – спросил маленький Дед Мороз.

– Да, – сказала Маша. – А вот ты плохо кушал.

– Неправда, – сказал Дед Мороз.

– А вот и правда, – сказала Маша. – Я сама видела. Дед Мороз плохо ест! Ха-ха-ха!

– Ты ужасная девчонка! – завопил Дед Мороз. – Я сейчас посажу тебя в мешок! Апчхи! Апчхи!

Что такое? Неужели Дед Мороз простудился? Да нет, просто борода была ужасно колючая. И щекотала Деду Морозу его маленький нос. И тогда он снял её и снова стал Сашей.

Они с Машей стали играть с поездом. А когда Куклатаня вдоволь накаталась, она пошла принимать ванну.

Учитель Саша

В среду Саша весь день играл со своим поездом, и в четверг тоже. А потом мама сказала:

– Тебе ведь подарили школьную доску. Почему ты с ней не играешь?

– Точно! – подскочил Саша. – Доска и мелки! Маша! Давай играть в школу. Ты будешь ученицей, иди садись за парту. А я буду учителем.

Маша послушно уселась за парту.

– Что я сейчас написал на доске? – спросил учитель.

– Ничего, – ответила Маша.

– Неправда! – возмутился учитель. – Что здесь написано?

– Здесь нарисован человечек. Притом очень странный. Ха-ха-ха, учитель не умеет писать! Учитель не умеет писать!

Саша ужасно рассердился.

– Ты плохо себя ведёшь! – закричал он. – Вставай в угол!

Маша простояла в углу очень долго. А учитель всё время ходил туда-сюда по комнате.

– Можно мне уже выйти? – спросила Маша.

– Нет, – сказал учитель. – Ты очень глупая. Стой в углу!

Но теперь учителю нечем было заняться, ведь у него в классе была только одна ученица. И та стояла в углу. Странная получилась школа. Тогда Саша пошёл играть с поездом.

– фу, – сказала Маша, – дурацкая школа. И они не стали больше в неё играть. Куклатаня села на поезд и поехала далеко-далеко. Куда? В Испанию! Да-да, в Испанию! Ту-ту! Поезд набирал ход. До свидания, Куклатаня!

Вы - молодцы! Вы читаете замечательную книжку! И очень знаменитую. В стране Голландии нет ни одной мамы, ни одного папы, ни одного мальчика и ни одной девочки, которые бы не знали и не любили смешных и интересных историй про Сашу и Машу . Только в Голландии этих детей зовут Йип и Йанеке... Трудные имена, правда? Поэтому мы решили, что в России их будут звать Саша и Маша. Написала эту книжку Анни М.Г.Шмидт. Самая знаменитая голландская писательница. Она написала очень много разных историй и сказок, и даже получила самую главную премию всех детских писателей в мире - имени Ганса Христиана Андерсена. Книжка про Сашу и Машу вам обязательно понравится.

1, скачать сказки бесплатно и без регистрации и смс сообщений!

Саша гулял по саду, и ему было очень скучно. Но что это там такое? В живой изгороди Саша увидел маленькую дырочку. Интересно, а что там, с той стороны, подумал Саша. Дворец? Или карета? Или рыцарь? Саша сел на землю и заглянул в дырочку. И знаете, что он увидел? Маленький носик. И маленький ротик. И два синеньких глаза. Там была маленькая девочка! Точно такая, как Саша.

И просунул в дырку голову. Потом руку. Потом другую руку. А потом Саша застрял. Маша стала тянуть его за одну руку, потом за другую, но ничего не помогало. Саша застрял очень крепко. Он стал плакать и громко вопить. В один сад выбежал Сашин папа, а в другой сад Машин папа. И вместе они вытащили Сашу.

Короткие смешные истории

Главные герои историй Анни Шмидт по ходу первой книжки празднуют свой пятилетний день рождения.
В самом начале, в «день их первой встречи друг с другом», Саше и Маше по четыре года, и с ними все время что-то происходит. Каждая из историй, если читать ее вслух, займет не больше пяти минут и посвящена какому-нибудь событию. Но что это за события? Вот Саша и Маша играют в доктора; вот Сашу и Машу посылают отнести дедушке корзинку с яблоками; вот они идут смотреть на двоюродную новорожденную сестренку Маши; вот они оба шлепают по луже в сапогах... Ничего волшебного. Ничего из ряда вон выходящего, что потрясало бы воображение.

Да, внутри каждой истории «хорошее поведение» героев вдруг дает какой-нибудь маленький «сбой»: начали играть в доктора - не смогли договориться, как доктор должен себя вести; по дороге к дедушке от каждого яблока откусили по кусочку - чтобы выяснить, какое самое вкусное; стали в жару обливать друг друга из шланга - и облили кошку.

Но это даже не «проделки», как, к примеру, в книге Астрид Линдгрен про Эмиля из Леннеберги, где случаются происшествия на грани возможного. Драматизм историй про Сашу и Машу носит абсолютно бытовой характер. Такая своеобразная энциклопедия поведенческих ситуаций, соотносимых с опытом практически любого маленького ребенка. Поэтому ребенок, слушая эти истории, получает уникальную возможность наблюдать за самим собой.

А ведь дети часто просят взрослых: «Расскажи, как я родился», «А как я упал в лужу?
Расскажи!», «Расскажи, как я был маленьким», и готовы слушать эти рассказы по многу раз. С помощью подобных рассказов у маленького ребенка (лет с трех-четырех) формируется представление о «личной истории», о том, что его жизнь имеет протяженность, что в ней существует «прошлое», о котором известно другим. Это фундамент развития представлений о времени и об истории вообще.
Вот вам и смешные коротенькие ситуации.

Что «увидит» ребенок в рассказах?

На первый взгляд, автор показывает нам лишь то, что можно увидеть глазами, за чем можно наблюдать, - действия героев.
Это точный психологический ход, учитывающий особенности детского восприятия. Чем младше ребенок, тем больше места в его жизни занимает физическое движение. Он и думает в движении - «руками», «ногами», «ртом и зубами». (Поэтому Ж. Пиаже, знаменитый швейцарский психолог начала ХХ века, называл интеллект детей раннего возраста «психомоторным».)

И наблюдать детям нравится за тем, что движется. Когда ребенок слушает книжку, действует тот же закон: действия персонажей, их смена помогает удерживать внимание. Рассказы Анни Шмидт обладают невероятной динамикой:
мама Маши дает детям шляпу, чтобы играть;
сначала они надевают ее на голову;
потом делают из нее корабль и пускают плавать в корыто с водой;
затем пытаются сделать моряка из кошки, кошка убегает;
сажают в шляпу куклу;
устраивают шторм;
корабль тонет (вместе с куклой);
кукла падает в воду;
куклу вытаскивают из воды;
куклу переодевают в сухие одежки…
И все это - в рассказе на полстранички!

При этом в тексте нет привычного для нас литературного описания «внутренних переживаний» героев, пересказа их мыслей. Анни Шмидт не сообщает нам, о чем думают Саша или Маша, и что думают взрослые про Машу и Сашу в тот или иной острый момент. Ведь мысли невозможно увидеть глазами.
Тем не менее автор ненавязчиво дает понять читателю (слушателю), что есть такие жизненные пласты, которые глазами не увидишь, но можно по каким-то признакам догадаться об их существовании. Главный помощник здесь - собственный опыт чувств, которые нужно научиться узнавать и в других. А еще бывают, например, не слишком заметные движения лица (мимические движения), на которые важно обращать внимание: «“Теперь мне придется стирать шарфы”, - рассердилась мама. Но Саша заметил, что она тайком улыбнулась». Такой ненавязчивый урок «эмоциональной зоркости».

Другой урок связан с оценкой собственного поведения. У ребенка, не достигшего пяти лет, способность оценивать самого себя еще недостаточно развита. Поэтому автор не просто предоставляет ему возможность «опознать» ситуацию, но и дает этой ситуации очень понятную оценку. Вот герои катают «куклутаню» в шляпе-корабле, играют в кораблекрушение и думают, что кукле так же хорошо от этого, как и им самим. Но в следующем абзаце автор замечает: «На самом деле, ей вовсе не понравилось». Важнейшая вещь - предположить, что есть другая точка зрения на происходящее.

Есть и более «сильные» оценки, к примеру, в рассказе, где Саша облил кошку из шланга: «Кошка, конечно, высохла. Но она три дня злилась на Сашу. И шипела на него. И Саша это заслужил. Так ему и надо». Однозначная оценка - это хорошо, а это плохо; так можно делать, а так делать неправильно, - воспринимается маленькими детьми совершенно адекватно. Более того, они очень нуждаются именно в таких оценках происходящего. (Лишний довод в пользу этого утверждения - нетленность классического «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.)

Дошколята вообще оценивают мир с помощью «дуальных оппозиций»: черное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое. И это понятно: ребенку нужны точные координаты существования в мире, ощущение его предсказуемости, иначе у него будет развиваться тревожность.

К слову, наличие таких четких «дуальных оппозиций» в тексте может служить показателем правильного выбора книжки в соответствии с возрастом ребенка. Относительность добра и зла, диалектика хорошего и плохого - это для детей постарше, после пяти, а то и после шести лет.

Мир вокруг Саши и Маши

Однако, несмотря на четкость и однозначность авторской позиции, истории про Сашу и Машу вовсе не выглядят жестко моралистичными. Это совсем иная тональность, чем в знаменитой басне про стрекозу и муравья. Что бы ни происходило с маленькими героями Анни Шмидт, мы постоянно чувствуем: симпатия к ним первична по отношению к оценке «сбоев», которые то и дело происходят (и не могут не происходить) в их поведении.

В историях про Сашу и Машу есть и взрослые, в частности мамы и папы (оба!). Эти мамы и папы - редкий случай в современной художественной литературе - вовсе не какие-то чудаки-маргиналы. Не какие-то артистичные невротики, туповатые фермеры или горькие пьяницы. Собственно, ничего лишнего нам про них не сообщается (даже их место работы) - только то, что они мамы и папы. И эти мамы и папы ведут себя по отношению к детям совершенно адекватно и с абсолютным приятием. Так же, как и автор.

Да, Саша и Маша частенько «кричат и визжат». Даже дерутся, и Саша может стукнуть Машу ложкой по лбу. Наверное, мамам и папам это не очень нравится. Они волнуются, когда Маша и Саша без предупреждения «исчезают», и сердятся, если Саша и Маша вырезают картинки из их книг или без спросу красят себе ногти маминым лаком. Но, что характерно, взрослые появляются в историях не только чтобы сказать «Ай, как нехорошо!», но - по большей части - для того чтобы предложить какой-нибудь разумный выход из ситуации. И это быстро вводит жизнь в нормальное русло и позволяет истории закончиться словами «И все опять стало хорошо!» или «А потом все пошли есть торт».

Вообще, маленькие Саша и Маша живут в абсолютно нормальном мире.
Это Голландия начала 1960-х годов, когда острое переживание ужасов минувшей мировой войны уже отодвинулось в прошлое, а содрогнуться от атак разнообразных террористов Запад еще не успел. И общество еще не стало «обществом потребления», что мы считываем по некоторым «устаревшим деталям». Например, у Маши всего одна кукла - куклатаня. У Маши нет резиновых сапожек, и когда она захотела походить под дождем по лужам, папа дал ей «поносить» свои сапоги. А уж «тетя Мила на машине» - это в восприятии Саши и Маши почти чудо. Но все эти детали не существенны для жизни, которой, прежде всего, присуще чувство безопасности.

На фоне этой безопасности Саша и Маша очень самостоятельны и инициативны: ходят без взрослых в магазин (в свои четыре-пять лет), гуляют одни, придумывают себе занятия.

Так получается, что сегодня этот безопасный мир - уже не реальность, а скорее метафора. Но через нее ребенку транслируется очень важная весть: у него в этом мире есть свое определенное место. И жить здесь, несмотря на маленькие сбои, очень даже хорошо. Хорошо и интересно.

Как нарисованы Саша и Маша

На обложках всех четырех книжек про Сашу и Машу - «фирменные» картинки, изображающие главных героев (в оригинале - Йипа и Йанеке). По ним читатели мгновенно узнают свои любимые книжки. Нарисовала иллюстрации к историям Анни Шмидт известная голландская художница Фип Вестендорп. Ее иллюстрации сопровождают текст с момента выхода в свет первой книжки в 1964 году.

Йип и Йанеке будто специально нарисованы так, чтобы опровергнуть расхожее представление: детям интересны лишь цветные картинки.
Все рисунки в книге черно-белые. Только на обложках имеются отдельные цветные детали. Тонко прорисованные контуры главных героев - а точнее их головы, руки и ноги там, где они не закрыты одеждой, - плотно «залиты» черным. Эта непроницаемо-черная «заливка» словно сигналит нам: заглянуть «внутрь» персонажей невозможно. И что там у них с внутренним миром, как он там становится-развивается, пока загадка. Мы можем наблюдать лишь то, что явлено. Мы можем наблюдать поведение. Вот они - крепенькие, упругие, плотно сбитые, как два колобка. Что характерно - без шеек. Шея, особенно, длинная, придает голове слишком большую автономную подвижность. Из-за этого единая телесная реакция расслаивается и тормозится. А Йип и Йанеке, если на что и реагируют, то целостно, всем своим тельцем. То есть реагируют понятным однонаправленным движением, как и положено маленьким, неиздерганным детям.
Динамичность их усиливается еще и за счет малюсеньких остроугольных ступней, создающих странное ощущение воздушности фигурок - будто они передвигаются, едва касаясь земли. Но при этом очень уверенно и целеустремленно.

И еще носы. Носы на рисунках Фип Вестендорп играют важную роль в создании характеров. Носы - точнее носики - у Саши и Маши совершенно одинаковые и остренькие. Такие любопытные носики-антенны, как бы настроенные на восприятие окружающего мира.
В общем, эти черненькие «силуэтные» детки - очень точная графическая метафора образов, созданных Анни Шмидт.

Марина Аромштам

________________________________

Послушать рассказы Анни Шмидт , и из книги рассказов для детей «Саша и Маша 1»

Саша в ловушке

Саша и Маша играли в саду.

Они играли в салочки. Бегали друг за другом вокруг яблони.

Они визжали и кричали очень громко.

Тук-тук, попался! - крикнула Маша и побежала от Саши.

Саша почти догнал её, но что такое? Он зацепился за дерево. Свитером.

Он стал тянуть и дёргать. Из свитера вылезла ниточка и зацепилась за кору. Но посмотрите-ка! Ниточка стала длиннее. А потом ещё длиннее, и ещё длиннее.

Осторожно! - закричала Маша. - Так весь твой свитер снимется.

Но Саше стало весело. Он пробежал немного, и нитка ещё удлинилась.

Тогда Саша начал бегать вокруг дерева. А нитка тянулась за ним.

Перестань же! - сказала Маша. - Так нельзя.

Но Саше было так смешно! Он всё бегал и бегал кругами, а нитка накручивалась на ствол. А свитер становился всё короче.

Маша тоже засмеялась. Было так забавно! На Саше осталась только половина свитера.

Но тут Саша остановился. Нитка больше не разматывалась.

Я её оторву, - сказала Маша, - и тебе надо скорее к маме.

Она оторвала нитку и освободила Сашу.

Но идти домой ему было страшновато.

Саша! - позвала мама. - Саша, что вы там делаете?

Сашин свитер с него снялся! - крикнула Маша.

А Саша испугался и спрятался за деревом.

Мама очень быстро прибежала к ним.

Она ужасно рассердилась.

Какой же ты безобразник, Саша! - сказала она. - Этот свитер связала бабушка. Она так старалась. И на тебе!

А Саша в половинке свитера очень расстроился.

Я больше не буду! - заплакал он.

Только этого не хватало, - сказала мама.

Таки заплакал. Он так жалобно скулил! «Ой, ай, ай», - скулил Таки.

Что случилось? - спросил Саша.

У тебя болит лапка? - спросила Маша.

Но ведь пёс не мог рассказать, что у него болит. Он стал тянуть Машу за платье на улицу, в сад. Саша помчался за ними. И посмотрите-ка, что это там в траве? Зверь! Да какой странный! Весь в иголках!

Таки стал лаять и скакать вокруг странного зверя. Подойти поближе или схватить его он боялся.

Таки, наверное, уколол себе нос об этого зверя, - сказал Саша. - Смотри, как он похож на подушку с иголками.

Саша и Маша стали звать маму.

У нас в саду подушка с иголками! - кричала Маша.

Таки об неё укололся! - вопил Саша.

Мама пришла и сказала:

Да это же ёжик. Вы его напугали. Саша, принеси-ка блюдечко молока. Если мы будем тихо себя вести, ёжик завтра придёт опять.

А зачем ему иголки? - спросил Саша.

А затем, - объяснила мама, - что так его не укусят собаки. И не поцарапают кошки. И никто его не обидит. Вот для этого у него есть иголки.

А у меня нет иголок, - сказал Саша.

Нет, - кивнула мама. - А представь себе, если бы они у тебя были. Я бы не смогла тебя даже поцеловать… А теперь пусть ёжик бежит себе в сад. Завтра он вернётся.

Так и получилось! На следующий день он вернулся. Он пришёл попить молока из блюдца. И знаете, что лучше всего? Таки теперь совсем не хотел его кусать. Таки был рад, что в сад пришёл ёжик. И правильно, это здорово!

На корабле

У меня есть корабль! - кричала Маша. - Корабль - это кровать!

Тогда ей нужен парус, - сказал Саша.

Маша и Саша играли в спальне. У Маши дома, потому что на улице шёл дождь. А мама сказала:

Ну-ка, отправляйтесь из кухни. Живо!

И вот они забрались на большую кровать. А кровать стала кораблём.

Я придумала, - сказала Маша. - Вот сушилка для белья. Это будет мачта.

А парус? - спросил Саша.

Ну, это совсем просто. Конечно, парусом будет простыня.

Вот это корабль! Совсем как настоящий!

Куда поплывём? - спросила Маша.

В Америку, - сказал Саша.

А Таки можно взять с собой?

Конечно.

А кошку?

И кошку.

А Мишку? А Куклутаню?

Ну, конечно, можно взять всех.

Нам нужна еда, - вспомнила Маша. - В дорогу. Принеси чего-нибудь с кухни.

На кухне Саша взял кусок хлеба, бутылку молока и грушу. Он сложил всё в корзинку и пошёл в спальню.

Эй, - крикнула мама. - Куда это вы собрались?

Но Саша так торопился, что даже не ответил.

Теперь корабль был готов. И они отправились в плавание. В открытое море. Но тут начался такой шторм! Поднялись огромные волны! И Таки чуть не выпал за борт! А потом вдруг, ой, бутылка с молоком перевернулась!

Что это вы делаете? - мама как раз зашла в комнату. - Ай-ай-ай, какие глупые дети! Всё на кровати! И молоко!

Был сильный шторм, - сказал Саша.

Мы почти доплыли до Америки, - объяснила Маша.

Но мама не захотела ничего слушать. Она прогнала всех зверей с кровати и унесла мачту. И парус. И отправила Сашу и Машу в другую комнату.

Правда, обидно?

Мыльные пузыри

Смотри, - сказала Маша. - Вот как нужно. Я буду тебя учить пускать мыльные пузыри.

Она взяла соломинку и опустила её в мыльную воду. А потом стала дуть.

Пузырь получился очень красивый. Маша перестала дуть и спросила:

Правда, здорово?

Ужасно красиво, - сказал Саша.

Тут пузырь оторвался и полетел. Прямо в небо. Он медленно поднимался вверх и сиял на солнышке. Он был лиловый и розовый.

Теперь и Саша захотел попробовать. Оказалось совсем несложно, и он тоже надул большой пузырь. Но Саше хотелось, чтобы он стал ещё больше, и ещё больше. Но тут - чпок - пузырь лопнул.

Ой, - сказал Саша. - Как жалко.

Ты его слишком сильно надул, - сказала Маша. - Поэтому он и лопнул.

Теперь Саша стал дуть очень осторожно, и пузыри перестали лопаться. Саша надувал их один за другим. И Маша тоже.

А один пузырь прилетел прямо Саше на голову. Как здорово! Но тут - чпок - он тоже лопнул.

Потом к ним пришёл Таки.

Не трогай, Таки, - сказала Маша. Но Таки очень удивился и стал злиться на пузыри. И хватать их зубами, и громко лаять. Все пузыри лопались!

Перестань, Таки! - крикнул Саша. Но Таки понравилась эта игра. Как только появлялся пузырь, Таки делал: хап!

Глупая собака! - рассердился Саша. И выплеснул прямо на Таки мыльную воду.

Таки заскулил, а Саша сказал:

Видишь, что бывает с глупыми собаками.

Таки поджал хвост и убежал. А Саша и Маша стали пускать новые пузыри.

Пожарная команда

У-у-а-а-у-у-а-а! - неслось с улицы.

У-у-а-а-а-у-а… Динь-дилинь-динь- динь!

Что там такое? - крикнул Саша и побежал к окошку.

Маша быстро побежала за ним.

Пожарные, - сказал Саша. - Смотри, вон пожарная машина.

Мимо проезжала большая красная машина. На ней сидели пожарные. В касках. И у них была длинная лестница. И шланг.

У-у-а-у-у-а! Динь-дилинь-дилинь! Пожарная машина свернула за угол.

И уехала.

Жалко, да? - сказала Маша. - Правда, жалко, что они так быстро уехали?

Да, - вздохнул Саша. - Такая красивая машина… А давай играть в пожарных?

Давай, - сказала Маша.

Пожарным нужна машина. Это будет

длинный обеденный стол.

А каски? Саша притащил с кухни две кастрюльки.

Они надели кастрюльки на головы, а вместо пожарного шланга взяли шланг от пылесоса.

Вот это игра! Саша изо всех сил вопил:

У-у-а-а-у-у-а-а!

А Маша кричала:

Динь-дилинь-дилинь!

Они поехали на пожар.

Смотри! - сказал Саша. - Там загорелся дом! Мы должны его потушить. Хорошо, что мы вовремя выехали. П-ш- ш-ш-ш…. - Саша стал махать шлангом.

У нас же нет лестницы! - закричала Маша. - Подожди, не туши, надо найти лестницу.

Она сбегала и принесла с кухни лесенку. Маша была настоящей храброй

пожарной, вскарабкалась на лестницу и залезла в горящий дом. И спасла Мишку.

Бедный Мишка. Он был в горящем доме!

Но вот пожар потушен.

И пожарная машина поехала домой.

Может, будем тушить настоящей водой? - предложил Саша.

Но тут как раз вошла мама. Ей очень понравилась красивая пожарная машина, но она сказала, что и без воды всё по-настоящему. А водой тушить нельзя. Но можно играть, как будто вода настоящая!