Самые знаменитые творения художника и архитектора александра брюллова. Самые знаменитые творения художника и архитектора александра брюллова А п брюллов картины

Портрет Натальи Пушкиной, 1831

"Многим очень странно, а может и смешно покажется (особливо архитекторам-фанатикам, которые все, что ни есть линейка, циркуль и перпендикуляр, не хотят почитать), что архитектор занимается живописью; но вместо оправданий и исчисления долж-ного и недолжного занятия архитектора, я скажу только: сколько было людей, которые вмещали в себе множество различных способностей, сколько было художников, занимавшихся различными художествами с большим успехом. Хотя я слишком далек, чтобы дерзнуть причислить себя к числу людей, имеющих дар всеобъемлющий, однако никогда не устрашусь предпринять какой-нибудь труд, не имеющий отношения к архитектуре, если надеюсь быть в состоянии его выполнить." - Из письма А.П.Брюллова — П.А.Кикину (21 апреля 1825. Неаполь)

Автопортрет, 1830

Алекса́ндр Па́влович Брюлло́в (29 ноября 1798, Санкт-Петербург — 9 января 1877, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший брат художника Карла Павловича Брюллова.


На портрете работы Карла Брюллова, 1841

Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло.
Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.

"Итальянские руины" (1822-26 г)

Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года прибыли в Рим. С особенной любовью А. П. Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань.
К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.


А.А. Брюллова, жена художника

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.

Императрица Александра Федоровна

Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, в числе которых сооружённая по Высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге. Блестящий талант Брюллов выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза.
Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Брюлловым с большим вкусом.

Потрет детей генерала Ф.Ф.Шуберта, племянницы художника.

Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 году составил проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.
В 1835-1839 гг. по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума.

В 1842 г. по его проекту сооружён архитектурный комплекс «Караван-Сарай» в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.

Памятник в честь победы на Куликовом поле по проекту А. П. Брюллова. 1848.

В 1845—1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был размещён семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека». Его выполнил Пётр Клодт по графическому эскизу архитектора. Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.

Анна Давыдовна Абамелек-Баратынская

Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Во время пребывания в Неаполе он написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828) — рисунок амфитеатра Флавия.
В Париже 1837 году на вечере у княгини Голицыной им был исполнен наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.
В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.
Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске.


Евдокия Бакунина

Екатерина Бакунина

Екатерина Бакунина

С.А.Волкова

Е.А.Воронцова и Е.М.Голицына

Голицына П.А.


Голицына Н.С.

Загряжская Е.И.

Богомир Корсов, певец

А.П.Лазарева

Портрет Львовой, 1830

А.А.Оленина

Т.Б.Потемкина

М.Г.Разумовская

А.А. Сенковская, урожденная баронесса Раль

Смирнова М.О.

Соболевский, Сергей Александрович

А.П.Стакельберг

Н.В.Строганова

Александр Аркадьевич Суворов

Портрет графини Е.Ф.Тизенгаузен и Д.Ф.Фикельмон.

С.А.Урусова

О.П.Ферзен

Е.Н.Чернышёва с дочерьми

Шебер, Александра Федоровна

Шуберт С.

Молодая женщина с книгой, 1839

Александра Федоровна


Александр Николаевич и Мария Николаевна

Портрет трех девочек в интерьере

Вид замка Святого Ангела в Риме, 1823-1826

Сенная площадь (литография)

портрет работы Карла Брюллова 1823-27 г

Семья

В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание. Ближайшими родственниками Брюллова стали женатые на старших дочерях барона Раля журналист и писатель О. И. Сенковский (жена - Аделаида (Адель;1806—1859)) и генерал Ф. Ф. Шуберт (жена - Софья; 1801—1833)).
Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.

И. И. Липин. Портрет А. А. Брюлловой, 1859 год

С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых художник Фёдор Иордан:
"Много приятных дней и вечеров провел я в этом семействе. Его гостеприимство было, можно сказать, образцовое. Бывало, сядем в 5 часов за стол в прекрасно устроенной в саду столовой и просидим до 11 часов ночи. Время проходило незаметно среди веселых и шумных разговоров. Не менее приятно проводил я у них время в городе."
В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.
Владимир (1832—1835)
Николай (1836—1840)
Александр (1838—1849)
Павел (1840—1914) — кандидат математических наук, классных художник 3-й степени по архитектуре, живописец, акварелист, гравер, действительный член Академии художеств, знание пяти иностранных языков позволило ему профессионально заниматься переводами.
Владимир (1844—1919) — делопроизводитель и управляющий делами Русского музея.
Александра (1848—1849)
Софья (1848—1901)- жена известного архитектора графа Павла Юльевича Сюзора (1844—1919).
Юлия (1850—1878) - в браке Спиц
Анна (1852—1920) - жена архитектора П. Н. Волкова (1842—1922).

Портрет поручика лейб-гвардии Конного полка

М. М. Сперанский

Граф В.А. Перовский в Сорренто

Петербург. Гулянье на Крестовском острове

Оригинал записи и комментарии на


10 декабря 1798 года родился выдающийся русский художник и архитектор Александр Павлович Брюллов . Его кисти принадлежат картины, иметь которые почитает за честь каждый музей. В Санкт-Петербурге находится немало зданий, построенных по проекту Брюллова. К сожалению, спустя десятилетия после смерти, имя Александра было незаслуженно забыто. Не последнюю роль в этом сыграла огромная слава его младшего брата Карла Брюллова, которая отодвинула в тень заслуги Александра.




Александр Брюллов родился в творческой семье в 1798 году. Его отец Павел Брюллов был академиком орнаментальной скульптуры, поэтому все семеро детей, так или иначе, были причастны к искусству. Отец не давал спуску мальчику, обучая его основам архитектурного дела. В 1809 году Александра приняли в Академию художеств за казенный счет, т. е. бесплатно. Обучение длилось 12 лет. После этого юношу и его младшего брата Карла посчитали лучшими учениками и оправили на несколько лет обучаться в Италию.



Александр был покорен античной архитектурой. Осенью 1824 года он отправился на развалины Помпеи, где приобщился к реставрации помпейских терм. Позже он создал несколько гравюр на эту же тематику. По возвращении в Петербург именно они принесли Брюллову звание архитектора Его Величества. Александр активно занялся реставрацией и возведением знаковых зданий в северной столице. Свой потенциал архитектор раскрыл при восстановительных работах Зимнего дворца, пострадавшего от пожара в 1837 году. После этого Александру Брюллову заказали перестройку Мраморного дворца и многое другое.





Кроме архитектуры, Брюллов увлекался живописью, литографией. Современники утверждали, что акварельные портреты Александру удавались лучше, нежели его не менее именитому брату Карлу.



Александр Брюллов прожил достаточно долгую и плодотворную жизнь, получив множество наград и регалий. Вот только с течением времени его имя вытеснилось славой младшего брата Карла Брюллова и предалось забвению.



Картины же самого Карла Брюллова вызывают немало споров среди искусствоведов. Так, например, историки долго спорили,

Брюллов А. П.

Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.

Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения художеств были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 г. прибыли в Рим. С особенною любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 г. вместе с А.Р. Львовым посетил Сицилию, осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже (текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г.).

1827 г. Брюллов провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, в 1829 г. возвратился в Санкт-Петербург. "Помпеянские термы" доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении на Пулковской горе обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба. Талант Брюллова выказался в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1831 г. и в постройке здесь экзерцир-гауза. Вскоре Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, одновременно шла работа по возведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 г. Брюллов составил проект лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году был удостоен звания профессора архитектуры за проект церкви в столице в классическом стиле. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпеи, Брюллов написал портреты Неполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Феодоровны - рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в Санкт-Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1799 года. Его отец – Павел Иванович Брюлло был известным живописцем, и поэтому художественная судьба маленького Карла была определена сразу после его рождения. Все его братья занимались в Академии художеств, в которой преподавал их отец.

В детстве Брюллов очень много болел. До 7–ми лет он почти не вставал с кровати. Но его отец был очень строг к нему, и заставлял рисовать его положенное число фигурок, лошадок, наравне с остальными братьями. Если Карл не мог или не успевал это сделать, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь.

В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Учителя удивлялись, как хорошо рисует этот мальчик. Закончив Академию в 1821 с отличием, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Именно благодаря на средства этого общества он отправляется в Италию, настояв чтоб брат Александр, который закончил академию в один год с ним, ехал туда также. Именно к отъезду в Италию Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I.

Жизнь Брюллова в Европе

Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.

Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины « » русским богачом Демидовым. Картину Брюллов рисовал 6 лет.

Возвращение Брюллова в Россию

В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств. Уезжаю из Италии он оставил там свою любовь – графиню Самойлову, которая также очень сильно любила художника.

В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его встречали с цветами и ликованием. Но личная жизнь в России оставляла желать лучшего. Он влюбился в Эмилию Тимм, которая была виртуозной пианисткой. Все было хорошо, но накануне свадьбы она призналась жениху, что давно живет со своим отцом. Все же они расписались, но после свадьбы ничего не поменялось. Отец Эмилии использовал эту женитьбу как прикрытие, и уже через 2 месяца Брюллову пришлось расторгнуть брак.

После этого случая пошли различные сплетни, и Брюллова отвергали практически повсюду. Художник стал часто болеть, а особенно не давало покоя ему его больное сердце. В 1849 году он уехал на лечение за границу, и, в конце концов, оказался в Риме в 1850 году. Там же он и умер через два года 23 июня.

Александр Павлович Брюллов
Имя при рождении Александр Брюлло
Дата рождения 29 ноября (10 декабря) (1798-12-10 )
Место рождения
Дата смерти 9 (21) января (1877-01-21 ) (78 лет)
Место смерти
Страна
Учёба
  • Императорская Академия художеств ( )
Награды
Звания академик ИАХ (1831)
заслуженный профессор (1854)
Работы на Викискладе

Ранние годы

Александр Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло .

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

Архитектор

Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе сооружённая по высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе , которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади , в Санкт-Петербурге .

Свой талант архитектора Брюллов впервые выказал в воссоздании жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза. Большой успех имела помпейская орнаментация, по имени которой получила название соответствующая дворцовая галерея.

Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта . Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Полье в Парголово , дом графини Самойловой в Славянке .

В 1845-1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду , над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был размещён семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».

Брюллов составлял проекты и для зданий, строившихся в провинции. В 1835-1839 году по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума , а в 1842 году по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге , состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.

Портретист

Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью . Во время пребывания в Неаполе он написал портреты тамошнего королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны - рисунок амфитеатра Флавия .

Семья

В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810-1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756-1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768-1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание. Ближайшими свойственниками Брюллова стали писатель О. И. Сенковский и генерал Ф. Ф. Шуберт , женатые на старших дочерях барона Раля - Адели и Софье, соответственно.

Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске , бывали К. Брюллов , М. Глинка , Нестор Кукольник , Н. Гоголь . Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.

С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых художник Фёдор Иордан :

В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.

  • Владимир (1832-1835)
  • Николай (1836-1840)
  • Александр (1838-1849)
  • Павел (1840-1914) - кандидат математических наук, классный художник 3-й степени по архитектуре, живописец, акварелист, гравер, действительный член Академии художеств , знание пяти иностранных языков позволило ему профессионально заниматься переводами.
  • Владимир (1844-1919) - делопроизводитель и управляющий делами Русского музея .
  • Александра (1848-1849)
  • Софья (1848-1901) - жена архитектора Павла Юльевича Сюзора (1844-1919).
  • Юлия (1850-1878) - в браке Спиц
  • Анна (1852-1920) - жена архитектора П. Н. Волкова (1842-1922).