Самое дорогое захоронение на введенском кладбище. Короткая прогулка по введенскому кладбищу

Так уж устроен мир, что жизнь и смерть всегда были и будут рядом. Именно поэтому много тысячелетий назад человечество стало создавать некрополи, где усопшие находили себе последнее пристанище.

Так как Москва существует уже более 860 лет, в ее окрестностях появлялось и исчезало множество кладбищ. С ростом территории столицы многие некрополи оказывались в черте города и со времени становились историческими. К их числу относится и немецкое кладбище в Москве, которое сегодня больше известно под названием Введенское.

История

Введенское немецкое кладбище в Москве было основано в 1771 году, во время ужасной эпидемии чумы. Так как ежедневно умирало по несколько сотен горожан, похоронить которых на уже существующих кладбищах не представлялось возможным, властям пришлось срочно выделять участки под захоронения. Один из них оказался в районе Лефортово и получил свое название по Введенскому холму, расположенному на левом берегу Яузы. Кроме того, его нередко называли немецким. Дело в том, что на Введенском кладбище часто хоронили католиков и лютеран. В 18 веке простой люд всех их, вне зависимости от национальности, называл немцами, поэтому за новым погостом закрепилось такое прозвище.

Немецкое кладбище в Москве: список захоронений

Среди знаменитостей, нашедших свой последний приют на Введенском кладбище, много представителей самых разных профессий. Из наиболее именитых личностей, чьи надгробия можно увидеть, если посетить немецкое кладбище в Москве, нельзя не назвать:

  • ближайшего соратника и друга Петра Первого ;
  • генерал-адмирала Патрика Гордона;
  • художников Виктора и Аполлинария Васнецовых;
  • композитора Александра Гедике;
  • академика Н. Кольцова;
  • митрополита Трифона (Туркестанова);
  • писателя Валерия Аграновского;
  • сатирика Аркадия Арканова;
  • поэтессу Веру Инбер;
  • кинорежиссера ;
  • писателя Михаила Пришвина;
  • режиссера Михаила Козакова;
  • актрису М. Зубареву;
  • сенатора Б. Гермеса;
  • поэта-пародиста Александра Иванова;
  • актрису Татьяну Пельтцер;
  • спортивного комментатора Николая Озерова;
  • разведчика Рудольфа Абеля;
  • писателя Ираклия Андронникова;
  • и многих других.

Легенды

Старое немецкое кладбище в Москве (адрес см. ниже) интересно и своими легендами. Например, там находится надгробье Федора Гааза или, как его еще называли, «святого доктора». По легенде, его соорудили на деньги заключенных столичных тюрем, о чем свидетельствуют кандалы, украшающие памятник. Дело в том, что Гааз был главным врачом московских исправительных учреждений и сделал многое для того, чтобы облегчить страдания арестантов. В частности, именно он добился замены тяжелых кандалов на облегченные, содержал на свои деньги тюрьму и открыл школу для детей заключенных. Благодарность арестантов была безграничной, поэтому проводить Федора Гааза в последний путь пришли более 20 000 москвичей, что было значительно больше, чем число людей, которые когда-либо шли за катафалками царей.

А еще рассказывают, что на Введенском кладбище закопан рецепт настоящего салата Оливье. Причем с его автором, точнее с его могилой, связана настоящая детективная история. Оказывается, место захоронения известного повара Люсьена Оливье было обнаружено только в 2008 году, хотя надгробье стояло на кладбище с 1883 года. Как могли столько лет не замечать памятник с таким известным именем — не очень понятно, но сегодня сложилась еще более интересная ситуация: известные столичные рестораны борются за право ухаживать за могилой Оливье, так как это обстоятельство можно использовать в целях рекламы.

Еще одна рассказывает о том, что тело петровского генерала Гордона, который при жизни был известным пьяницей, долго перевозили с кладбища на кладбище, пока не предали земле на Введенском. Спустя некоторое время могила загадочным образом исчезла, а из кладбищенской книги пропали страницы с указанием места захоронения. После этого призрак генерала стал появляться среди могил, стучать по плитам каблуками своих ботфортов и пугать посетителей.

Не многие знают, что немецкое кладбище в местом захоронения французских Наполеона и авиационной дивизии Нормандия-Неман, сражавшейся с фашистами в тесном сотрудничестве с советскими войсками. В 50-х годах прошлого века прах летчиков был перевезен на родину, но надгробья сохранились. Причем участок, на котором они находятся, признан территорией Французской республики. Кроме того, на Введенском кладбище есть немецких солдат, умерших в плену от ран во время Первой мировой войны.

На одной из аллей можно увидеть и монумент, представляющий собой большое гранитное знамя. На нем сделана надпись: «За власть Советов — 1905-1917». Оказывается, что этот памятник был воздвигнут на месте захоронения железнодорожников В. Солодухина, Е. Кухмистрова и С. Терехова и посвящен всем революционерам, погибшим с 1905 по 1917 годы.

Храмы и часовни

Сегодня на кладбище можно увидеть несколько религиозных сооружений. Например, недавно там вновь начал действовать лютеранский молитвенный дом, под который отвели кирху, построенную в 1911 году. Также на кладбище находится православная часовня в готическом стиле с элементами модерна. Она была возведена по проекту В. А. Рудановского.

Самым знаменитым среди религиозных сооружений Введенского кладбища является часовня Эрлангера, возведенная в 1911-1914 годах. Ее спроектировал известный архитектор Ф. Шехтель, которому удалось создать настоящий шедевр. Это здание признано объектом культурного и исторического значения общероссийского масштаба и неизменно вызывает интерес посетителей кладбища. Часовня Эрлангера является единственной действующей православной часовней на Введенском кладбище. Долгие годы она была в запустении и начала разрушаться. Тогда за дело взялась Тамара Павловна Кронкоян, которая, оставшись сиротой, большую часть жизни провела на этом погосте, ухаживая за могилами. Она собирала пожертвования и стала регулярно прибираться в часовне. В результате ее стараний часовня была возрождена. Главным ее украшением и святыней является мозаичное панно, изображающее Христа-сеятеля, созданного по эскизу художника К. Петрова-Водкина.

Кстати, сегодня никому достоверно не известно, откуда взялся обычай писать на стенах Введенских часовен свои желания, но с каждым днем на них появляются все новые мольбы судьбы. Причем там можно увидеть как просьбы о здоровье для близких или о рождении долгожданного малыша, так и об успешной сдаче экзамена. А еще недавно там кто-то написал «Хочу всего хорошего!»

Адрес

Добраться на немецкое кладбище в Москве довольно просто. Ведь оно находится по адресу ул. Наличная, 1, в Юго-Восточном АО столицы в районе Лефортово. Там отличная транспортная доступность, поэтому на кладбище можно попасть по нескольким маршрутам. Например, доехав до станции метрополитена «Авиамоторная», следует воспользоваться трамваями 46, 43, 32 и сойти на остановке кинотеатра «Спутник» (3 остановки). Затем нужно повернуть направо и дойти до ворот в готическом стиле, на которых есть табличка с соответствующей надписью.

Виды захоронений и режим работы

Старое немецкое кладбище в Москве (Введенское) в настоящее время продолжает являться действующим. Там производятся родственные и семейные (родовые) погребения, а также захоронения урн в открытый колумбарий и в землю.

С мая по сентябрь кладбище открыто для посещения с 9 до 19 часов, а с октября по апрель — с 9 до 17 часов. Что касается захоронений, то в колумбариях они производятся ежедневно до 17 часов.

Теперь вы знаете, чем известно немецкое кладбище в см. выше) и кто там похоронен.


Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это - дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…».

«Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» - все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах.

Только один эпизод:
«Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».
Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».


Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом - деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас - липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал.
И памятник. Да-да, доктору Гаазу - от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться…

К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа.
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли". (Ю. Рябинин "Жизнь московских кладбищ")

Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно…


А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка».

Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили.

Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...".


И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте:


Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать…

Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню.

Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой - вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, - территория Франции.


Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие - защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми…

Еще к войне 1812-го. Здесь - генерал Петр Пален (1778-1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.


И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом - Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом - Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память…

Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь.

Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней - о многом говорит, правда?..
«Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал».

Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду - незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти.

Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам - Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель.

Совсем неприметно - Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом.

Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища - участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет…

«На вот и все» - барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз.


А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы!

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

Старинные московские кладбища - практически музеи под открытым небом. Здесь регулярно проводят экскурсии. По могилам знаменитостей можно изучать историю. А к некоторым захоронениям специально приходят загадать желания. Портал Москва 24 изучил все таинственные легенды и выбрал десять самых интересных.

1. Александр Абдулов (29.05.1953 - 3.01.2008), Ваганьковское кладбище Надгробный памятник актеру вдвое выше роста среднего человека. Напоминает айсберг. На вершине, рядом с православным крестом, портрет Абдулова с кинопроб на роль Ланцелота в фильме «Убить дракона».

По одной из легенд, если посмотреть прямо в глаза артисту, то вы потеряете ориентацию в пространстве и окажетесь в той части кладбища, в которую не планировали заходить. Но сделать это непросто, потому что портрет висит высоко, а взгляд артиста направлен в сторону.

Существует история, якобы на девятый день над могилой Абдулова заметили столб зеленоватого дыма, который поднимался к небу. Верующие стали говорить, что душа покинула тело.

Люди скептически настроенные, объясняли произошедшее по-другому. В этот день была пасмурная погода. Редкий луч пробил тучи и дал такой оптический эффект.

2. Люсьен Оливье (45 лет. Скончался 14 ноября 1883 года), Введенское кладбище На Введенском кладбище покоится француз Люсьен Оливье. Тот самый, автор знаменитого салата. В 2009 году на кладбище проводили ревизию, выясняли по спискам, что, где захоронено. И нашли его могилу. До этого надгробие Люсьена просто валялось на земле. Здесь до сих пор на дорожках попадаются валяющиеся надгробия.

Оливье был успешным шеф-поваром в московском ресторане «Эримтаж». Его салат пользовался успехом, но рецепт он держал в секрете. Поэтому сохранился лишь приблизительный вариант рецепта со слов гурмана. Сам Оливье его никогда не писал.

В наши дни к могиле Люсьена Оливье началось паломничество. Приходят люди, которые мечтают найти работу в ресторане или кафе, или продвинуться по карьерной лестнице в ресторанном бизнесе.

Автор проекта «Иди и смотри необычную Москву» Наталья Леонова рассказывает: «Был комический случай. Я не поверила бы, если своими глазами не увидела. Перед Новым годом провожу экскурсию, и возле могилы Оливье встречаем женщин с мешками продуктов. Я спросила: „Вы чего, еду освящаете?“ Они засмущались и говорят: „А что, Новый год скоро же. Будем салат делать“.

3. Сонька „Золотая ручка“ (1846 - 1902), Ваганьковское кладбище Преступники тоже становились символами эпохи. На Ваганьково есть могила, приписываемая удачной воровке на доверии Софье Блювштейн по прозвищу Сонька „Золотая ручка“. Эта могила до сих пор остается местом поклонения мелких уличных преступников и мошенников. Они приходят, пишут пожелания: „Сонька, помоги фартом“, оставляют деньги и цветы.

Ее кражи были настоящими авантюрами, воровка вживалась в роли как актриса. В конце концов ее поймали и отправили на каторгу. В 1890-м году ее посетил Чехов, который совершал поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Писатель интересовался судьбой незаурядных людей, в том числе и преступников.

»На каторге писатель не узнал ее. На фотографии ему показывали молодую, красивую, обаятельную девушку. А привели ссохшуюся, сгорбленную женщину с очерствевшими руками. Ее состарил тяжелый каторжный труд", - рассказывает гид проекта «Иди и смотри необычную Москву» Владимир Ващенко. - Однако это породило легенду, что она в очередной раз улизнула от полиции. На самом деле Сонька умерла на Сахалине, где ее и похоронили".

В Москве же на могиле стоит памятник девушке, жившей еще в 18 веке. Она покончила с собой из-за несчастной любви.

4. Мария Волконская, Введенское кладбище Есть на Введенском кладбище часовня, по поверию, если на одной из ее стен написать желание, оно обязательно исполнится. В 90-е здесь началось настоящее паломничество. Люди прознали, что на Введенском кладбище похоронены дореволюционные олигархи.

Стали приходить и писать на стене материальные просьбы. Кто в отпуск слетать, кто замуж удачно выйти. По поводы работы или чтобы любимый пить бросил - много еще чего.

5. Сергей Есенин (21.09.1895 - 28.12.1925), Ваганьковское кладбище Одни из самых трудных дней для экскурсовода по Ваганьковскому кладбищу - это годовщина смерти Высоцкого и день рождения Есенина. Поклонники обоих в большом количестве посещают могилы своих кумиров.

Несмотря на это, у могилы Есенина регулярно проходят поэтические вечера, в которых участвуют даже иностранные поклонники. Стихотворение «Я последний поэт деревни» на китайском из уст филолога Кун Син Син звучит, как военная присяга.

6. Доктор Овер (18.09.1804 - 23.12.1864), Введенское кладбище В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера . Есть примета, что он помогает страдающим от заболеваний. Считается, что для этого достаточно просто сказать: «Доктор Овер» возле его часовни, и он должен помочь. На могилу врача до сих пор приносят свечки.

В свое время доктор возглавлял комиссию лечения Николая Васильевича Гоголя . У писателя случилась ужасающая агония после смерти близкой подруги - Екатерины Хомяковой.

"К сожалению, доктор Овер на заседаниях комиссии не смог настоять на своем мнении, - говорит Наталья Леонова. - Большинство членов комиссии приняли мнение доктора Клименкова, который буквально загубил Гоголя поливанием холодной водой в горячей ванной. А Овер предполагал необычное психическое состояние у Гоголя внутренней болезнью желудка".

7. Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик» (02.01.1940 - 09.10.2009), Ваганьковское кладбище По жизни криминального авторитета «Япончика» можно изучать лихие 90-е в России. Вора в законе застрелили на выходе из ресторана «Тайский слон» на севере Москвы.

Когда его хоронили, кладбище было закрыто на сутки для всех посторонних посетителей. Всего же проститься с лидером криминального клан пришли около 500 человек.

"Скульптура типичная для людей такого образа жизни. Подчеркнуть величие. Он как бы сидит на табуретке, а на самом деле на троне. Взирает на нас властным взором, сверху вниз", - поясняет гид.

8. Филипп Депре (12.05.1789 - 12.08.1858), Введенское кладбище Самое необычное надгробие с точки зрения расшифровки на Введенском кладбище посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре.

Считается, что оно само по себе является порталом для воскрешения мертвых. Надгробие украшено шестиконечными звездами - анемонами - одновременно с латинским равноконечным крестом.

Депре прославился торговлей вином в Москве. Постоянным его клиентом был Николай Гоголь, который имел там даже свой кредит. Как писала очевидец: «Были деньги, Гоголь платил, не было денег - Депре ждал».

9. Семейство фабрикантов Кнопов, Введенское кладбище Дореволюционный олигарх Людвиг Кноп построил на Введенском кладбище «храм». Он сохранился до наших дней и нуждается в реставрации. Но его изначально возвели в руинированном виде.

Перед храмом стояла бронзовая фигура Иисуса , который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. «До революции тоже любили фотографироваться на кладбище, не только сегодняшние готы, - рассказывает Наталья Леонова. - И женщины очень не хотели, чтобы фигура юродивого попала в кадр. На одном из снимков дама даже присела, чтобы прикрыть юродивого».

В советские годы, когда закрывались церкви, к этому Иисусу пошло паломничество. Скульптуре приписывали чудодейственные свойства. Считалось, если слить водицы с руки Иисуса, то вода исцелит. Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу.

Это место еще называют вампиркой, потому что кладбище в 1990-е годы облюбовали сатанисты. Долгое время некрополь не охранялся и сюда заходили днем, вечером, ночью. На месте захоронения совершали ритуальные убийства кошек, собак, не говоря уже о всевозможных рисунках на храме.

10. Софи Пло (1859 - 1905) и Леон Пло (1853 - 1905), Введенское кладбище Музыкальная легенда витает вокруг могилы супругов Софи и Леона Пло. Часов в пять - семь вечера здесь можно услышать необычную скрипучую мелодию. Местные бабушки утверждают, что это дух некоего музыканта, который выходит после закрытия кладбища и играет на скрипке.

На самом деле недалеко от кладбища есть железнодорожная станция «Сортировочная», где в этот момент начинают сортировать составы. А также одно из зданий ФСБ , где стоят часы, которые каждый раз играют мелодию. Именно перекличка этих звуков дает такую необычную мелодию. Хотя..