Русские наперстки. Русские наперстки Григорий васильевич сорока отражение в зеркале

Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).

Художник трагической судьбы. Крепостной предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова, который был косвенно повинен в смерти живописца. Несчастная любовь к Лидии, старшей дочери Милюкова. Принудительный брак с крепостной. Жестокое наказание за провинность, вследствии чего самоубийство в 40 лет...

Григорий Васильевич Сорока (Васильев; «Васильев сын»)

Творческий путь Сороки был всего одно десятилетие (!), и достоверно известно лишь о 20 его работах.

Григорий Васильевич Сорока родился 15 ноября 1823 года. В «Метрической книге родившихся церкви села Поддубья Вышневолоцкого уезда Тверской области» запись: «1823 год. Ноябрь. Число рождения 15. Число крещения 19. Вотчины ротмистра, помещика Петра Ивановича Милюкова у крестьянина Василия Савельева родился сын Григорий; мать - Екатерина Иванова, 34 года»

Детство

Григорий второй ребенок в семье. Старший - Илья (1818). После Григория родились: Федосья (1826), Евдокия (1829), Емельян (1831), Измаил (1836).

Хозяева Сороки дворяне Милюковы происходили из крещеных татар. В 1838 году состоялся раздел владений Петра Ивановича Милюкова между сыновьями. Усадьба Островки и д. Покровское со ста крестьянами отошла старшему сыну Николаю Петровичу. Так он стал хозяином семьи Григория Сороки. Получив наследство, Николай Петрович вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве.

Вскоре в Поддубье стараниями Николая Петровича открылась одноклассная школа для крестьянских детей. Учителем в школе стал священник Василий Матвеевич Владимиров - духовник художника Алексея Гавриловича Венецианова, жившего по соседству. Григорий посещал эту школу, и получил в ней первичные знания по Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Тогда же он получил свое прозвище «Сорока» за бойкий и любознательный характер.

Крестьянский мальчик

1840 - 1845 годы

В 1840 году Григорий Сорока по Исповедным книгам прихода еще числится крестьянином. В состав дворовых людей он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. Всего усадьбу в то время обслуживало около 40 человек.

Приметил барин старание в крепостном - что увидит, обязательно зарисует - и решил воспитать «придворного» живописца...

Ну что ж, он добился своего - художник оставил нам его портрет. Как будто спокоен старик, а как всё же недобр, как скучен. Брови что крылья орла-стервятника, рот тонкогубый, зло сжатый, нос клювом. Глаза цепки и холодны. Не пожалеет и заклюёт. Руку помощи не протянет, а плетью по спине вытянет. Да ещё таится в глазах задумчивая недобрость: не так ещё он властвует, как хотел... С того момента, как заметил помещик талант в своём казачке, началась меж ними нескончаемая война...

«Портрет П.И.Милюкова (отец помещика Н.П.Милюкова, хозяина Григория)»

В то же время Григорием был выполнен ещё один портрет - младшей дочери старика Милюкова, сестры Николая Петровича - Анны Петровны Милюковой (1818 - после 1850)

«Портрет А.П.Милюковой» прибл. 1840

Портрет Елизаветы Николаевны Милюковой, в замужестве Березиной

Но было в жизни Сороки и светлое - знакомство с Алексеем Гавриловичем Венециановым. Имя Сороки впервые возникает в письме Венецианова к Милюкову от 24 апреля 1842 года, где он пишет о дальнейшей судьбе живописца и о его освобождении от крепостной зависимости. Он неоднократно просил дать свободу Сороке, но Милюков противился этому, так как готовил Григорию участь садовника. После обучения, отправляя Сорокина обратно к барину, Алексей Гаврилович писал: «Возвращаю Вам вашего Григория с приростом. Моему племяннику Мише на эту станцию уже и не попасть».

Первой крупной картиной Сороки из сохранившихся была «Гумно»

Еще одна из первых картин - зимний пейзаж «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее

Помещику все эти занятия живописью не очень нравилось, и он запретил часто бывать у Венецианова. А потом и вовсе определил Сороку садовником - «знай, сверчок, свой шесток». Логика помещика понятна. Талантливый крепостной художник - это престижно, но должна же быть и практическая польза от дворового. Крепостному заниматься только творчеством - непозволительная роскошь. А художник и садовник - вполне гармоничное сочетание.

Очередная картина Сороки «Вид на палисадник в усадьбе» - лучшее тому подтверждение. Желто-коричневый песок, голубое небо, белое пятно ограды. Вокруг ни души — никем и ничем не нарушаемое безмолвие разлито во всем.

Венецианов утешал ученика: «...при садоводстве рисованье... принесёт большую пользу, и рисованью — садоводство...»

В это время и появилась скорбная складка на лбу у художника. Она заметна и в «Автопортрете» Сороки. Аккуратно, волосок к волоску, причёсан, в сюртуке, при галстуке. Самолюбивая гордость соседствует с печалью спокойной, привычной, и с застенчивым простодушием.

«Автопортрет»

Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

В 1844 году во Всесвятском, принадлежащем двоюродному брату Николая Петровича Милюкова Владиславу Ивановичу, он пишет «Отражение в зеркале».

Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева. Перед ним жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые заняли в картине главное место, отодвинув в глубину зеркала двух беседующих женщин.

Женщины, изображенные на картине, совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Эта интимность их существования становится объектом изображения и эстетического наслаждения

Ради справедливости надо сказать, что в альбоме «Из истории реализма в русской живописи» под картиной есть небольшое пояснение: «Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова».

Двадцати одного года отроду, в 1844 году он пишет ещё одну картину - «Кабинет в Островках»

«Срезает» первый план и вводит зрителя прямо в кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении. Длинные, обитые штофом диваны работы крепостных мастеров, католическое распятие, статуэтка Наполеона, «готический» чернильный прибор. На конторских счетах отложен год исполнения картины.

Сидящий на диване мальчик - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году.

«Портрет Конона Милюкова»

1845 - 1847 годы

В эти годы были написаны самые известные картины Сороки, «в наибольшей степени определившие его место в истории русской живописи», это пейзажи - «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид в имении Спасское», «Вид в имении» (пропала в годы Великой Отечественной войны). Надо отметить, что местность, изображенная на полотнах, со времен Сороки почти не изменилась

Не просто картины - русский эпос. «Не миг, но Вечность».

«Вид на плотину в имении Спасское» 1847

«Рыбаки»

«Рыбаки. Вид в Спасском»

«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. Вид на озеро Молдино»

Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова.

В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова - самое позднее его изображение.

И тем он особенно ценен для истории искусства

«Портрет А.Г.Венецианова»

В это время Венецианов работает над большим заказом - пишет двадцать икон для иконостаса храма в Тверском пансионе для дворянского юношества. Сорока помогает учителю. В письме 15 мая: «Григорий ваш у меня подвизается. Рождество подмалевал (Корреджиево), теперь подмалевывает Благовещение с Альбана, а там будет писать Взятие в небо богоматери Муриллы...»

« Христос, благославляющий детей»

Смерть учителя и крах всех надежд

4 (16) декабря 1847 года в результате несчастного случая по дороге в Тверь погиб любимый учитель.

Венецианов не успел выпить чашку чая, когда в дверь вошли кучер Григорий Лаврентьев и крестьянин Агап Богданов. «Лошади готовы, Алексей Гаврилыч. Что прикажете грузить?» «Возьми чемодан с образцами, а больше вещей у меня нет». Он обернулся к дочери, благословил; целуя, сказал: «Не провожай меня, Сашурушка!». Григорий вскочил на облучок, рядом с ним сел Агап. Венецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел… Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели все быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело — его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… Венецианов был мертв.

Сороки стали первыми немлекопитающими, которые доказали, что способны узнать собственное отражение в зеркале. В общем, сороки имеют не такие уж и птичьи мозги.

Учёные провели множество опытов и выяснили, что подобными способностями обладают млекопитающие, хотя все в разной степени. К примеру, мы писали о капуцинах и слонах . Другие животные чаще всего атаковали зеркало, считая, что перед ними чужаки.

Обыкновенная сорока (Pica pica ) относится к семейству врановых. Данный факт в какой-то мере позволяет предполагать, что некоторым интеллектом эти птицы всё же обладают (несмотря на их статус в фольклоре).

Во время исследования, которое провели биологи из университета Гёте во Франкфурте-на-Майне (Goethe Universität, Frankfurt am Main) пять представительниц этого вида были посажены в клетку с двумя отделениями, в одном из которых они могли лицезреть своё отражение.

Для птиц уход за оперением имеет особое значение во многих сферах жизни, может, поэтому они смотрятся в зеркало с таким вниманием (фото Helmut Prior).

Три из пяти птиц провели возле зеркала большую часть времени, прохаживаясь вперёд-назад, заглядывая за непонятный предмет.

Затем их рассадили по отдельным клеткам с зеркалами, а к шее приклеили красный, жёлтый или чёрный стикер (в том месте, где они не смогли бы его разглядеть, не будь перед ними отражения).

Перья в этом месте чёрные, поэтому, к примеру, чёрная наклейка на них не видна (но она была необходима, чтобы подтвердить, что сороки не чувствуют её на перьях).

Эксперимент показал, что две птицы - Голди и Герти (Goldie, Gerti) - попытались оторвать цветные наклейки лапками или клювом. Эти сороки поняли, что перед ними их собственное отражение, а не какое-то другое животное. При этом в клетках без зеркал они не пытались проделать то же самое.

Подобное опознавание своего отражения (пусть лишь у двух из пяти тестируемых) – показатель высшей нервной деятельности, которая предшествует самосознанию и самоанализу у человека, делают вывод учёные в своей статье , опубликованной в журнале PLoS Biology.

Попытка достать наклейку клювом (A) и лапкой (B). Прикосновение к грудке (C), прикосновение к другим частям тела (D) (иллюстрация Prior et al.).

Биологи впервые обнаружили что-либо подобное у птиц. Однако некоторое объяснение этому всё-таки есть: сороки – существа социальные (так же как и приматы, слоны и дельфины), и им необходима хоть какая-то степень понимания себя и своих собратьев. Именно из-за «любознательности» и «наблюдательности» сорок взяли в эксперимент первыми.

Предки птиц и млекопитающих разделились около 300 миллионов лет назад, далее структуры мозга, отвечающие за распознавание себя в зеркале (mirror self-recognition), эволюционировали отдельно. По мнению ведущего исследователя Гельмута Приора (Helmut Prior), появление этого навыка связано с близкими условиями существования в каждом из «обществ».

Ещё один вывод, который делает Приор: нельзя привязывать этот навык к определённым отделам головного мозга млекопитающих (например к неокортексу), ведь у птиц мозг имеет совершенно другое строение.

Данное открытие также может свидетельствовать о том, что определённая степень самосознания присуща не только млекопитающим и сорокам, но и других живым существам - каким именно, ещё предстоит выяснить.

Картина, приписываемая Григорию Сороке, "Отражение в зеркале" находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Как известно, на ней кроме прочего изображен наперсток.
В музее, кстати, эту картину я не искала. Правда, у нас имеется каталог живописи XVIII - XX в.в. Государственного Русского музея. Любопытства ради заглянула туда. Каково же было мое удивление, когда под искомой картиной не нашла надпись — Г.Сорока. Григорию Сороке картина даже не приписывается. Она находится в разделе "Произведения, авторы которых не установлены": Отражение в зеркале. Вторая четверть XIX века. Масло, холст. 41.5 x 38.5 Поступила в 1918 году от Л.И.Михайлова.

В альбоме "Из истории реализма в русской живописи" (Москва, Изобразительное иск., 1982) помещена цветная репродукция с подписью: "Неизвестный художник второй половины XIX века. Отражение в зеркале". Внизу небольшое пояснение: "Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова."

Взяла в библиотеке книгу В.М.Обухова "Григорий Сорока" (М. Искусство, 1982). Цитирую: "Автор книги относит "Отражение в зеркале" к произведениям Сороки, несмотря на то, что в каталоге выставки "Григорий Сорока. 1823-1864" (Л., 1975, с.84) эта работа отнесена к произведениям, лишь приписанным Сороке". И о картине: "Фактически перед нами натюрморт. Натюрморт с зеркалами. Но эти зеркала привносят в картину совсем особую жизнь. Они отражают в себе двух женщин, занятых обычными делами, обычными разговорами, — человеческая жизнь оказывается погруженной в натюрморт, и вещи оживают, раскрываются вовне, теряют в какой-то мере свою замкнутость.
Торжественное величие предметов, их строгая замкнутость несколько смягчаются острым ощущением осязательной ценности вещей, их материальности. Начатки эстетического отношения к предметам ощущаются в трактовке серебряного наперстка, шелковой, туго набитой подушки, полированной, красного дерева шкатулки.
Большая часть предметов дается в отражении. В них уже нет прежней "данности", сама их явленность иллюзорна. Наш взгляд, лишь дважды преломившись, достигает того уголка, в котором сидят женщины. Почти невозможно определить, где они действительно находятся — не как отражения, а как реальные люди. Как "данность" воспринимается нами не столько само их бытие, сколько тихость, интимность этого бытия, объемлющая и нас. Мы словно ощущаем тяжесть "придвинутых" к нам предметов: зеркала, наперстка, куска ткани.
Женщины, изображенные на картине, как и герои больших пейзажей, своими жестами, действиями, позами никак не соотнесены со зрителем. Они совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Но эта естественность и независимость их бытия объясняется лишь особой позицией художника (и зрителя) по отношению к тому уголку, где эти женщины находятся, позицией, созданной игрой отражений. Сама интимность их существования, его естественность становится объектом изображения и эстетического наслаждения. Возникает ощущение хрупкости, неустойчивости этого протекающего в зеркальной глубине, не потревоженного посторонним взглядом быта. Прекрасно переданная, почти осязаемая объемность и материальность предметов переднего плана еще более усиливают это впечатление."

В книге Ю.Я.Герчука "Живые вещи" есть очень хорошая цветная иллюстрация картины "Отражение в зеркале" (она приведена на этой странице). Автор указывает, что картина конца 1840-х годов приписывается Г.Сороке. О самой картине рассказывается так: "Она поражает необычной для своего времени фрагментарностью и остротой композиции. Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева изображено в упор, вплотную, так, что оно даже не помещается на холсте. Перед ним, на аванплане оставленное шитье — жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — те уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые мы уже встречали <...>. Но теперь они заняли в картине главное место, отодвинув в неясную глубину зеркала простую жанровую сценку — двух беседующих женщин. Такое же шитье лежит перед одной из них и связывает как будто бы замкнутую в себе группу с натюрмортом через сложную систему пространств, планами уходящих в зеркало.
Изображение зеркала, отражения всегда придает картине какую-то иррациональность, романтическую напряженность. Иллюзорное пространство картины получает в отражении новую степень отвлеченности. Появляется еще одна картинная плоскость, почти что параллельная настоящей, а за ней — вывернутый мир, отражение чего-то находящегося на самом деле не там, а здесь, чуть ли не рядом со зрителем, в его, а не картинном пространстве. Так рама зеркала и натюрморт перед ней оказываются единственным, что в картине материально и прочно. Лишь они в своем твердо определенном месте, все прочее вращается вокруг них в таинственном преломлении пространств, оттеняющем спокойную простоту и осязаемую реальность вещей. В них живет дух ясности и порядка, вопреки их свободному и как будто случайному размещению. Белая ткань аккуратно приколота к шелковой подушке для иголок, шитье не брошено, а лишь ненадолго оставлено, и медленный ритм неторопливой работы застыл в мягких, плавно льющихся складках".

Вот такое загадочное это "Отражение в зеркале".

Использованная литература:
Каталог живописи XVIII - XX века Государственного Русского музея. — Л.: Аврора и Искусство, 1980.
Из истории реализма в русской живописи. — М.: Изобразительное иск., 1982.
Обухов В.М. Григорий Сорока. — М.: Искусство, 1982.
Герчук Ю.Я. Живые вещи. — М.: Советский художник, 1977.

Благодарю С.Нарожную за присланные цитаты "Из истории реализма в русской живописи".

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Григорий Васильевич Сорока 1823-1864гг - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.
В русском искусстве „ Автопортрет" Сороки - один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя".
Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет.
Автопортрет 1840г

Художник написал себя в возрасте 20-30 лет.
В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею

Гумно 1843г

Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.

Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым
Дом в Островках ~1844г
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в

Созданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г

Рыбаки Вторая половина 1840-х


Вид на озеро в имении Островки ~1840-ые г

Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника.
В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стебли

Кабинет в Островках 1844

Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера

Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца - достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны - работа крепостных мастеров - создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, - католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором

На конторских счетах отложено число -1844 - год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.

Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Отражение в зеркале ~1850г

Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения
Портрет Е.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова) конец 1840-ых

Портрет Л.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова) 1840ые
Лидия Николаевна Милюкова, старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках - усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков
Часовня в парке ~1850г

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной.
Вид на озеро Молдино ~1840-ые г