Ростральные колонны. Ростральные колонны Строение и архитектурные особенности колонн

Ростральные колонны (Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Тома де Томон

Архитектор:

Тома де Томон, Жан

Строительство:

1805-1810 годы

Объект культурного наследия РФ № 7810141003, № 7810141004

Высота каждой колонны 32 метра

Ростральные колонны - архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей (не маяков!) порта северной столицы.

История

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra , множественное число от лат. rostrum , нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Строение

Южный маяк указывает путь в Большую Неву. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И.Камберлена и Ж.Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж.Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни зажигают только по особым торжественным случаям.

Взломы

Ночью 7 июня 2011 года южная Ростральная колонна была открыта неизвестными с целью руфинга, памятник архитектуры не пострадал.

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажег на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчет перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал.

Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Построены они по проекту Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в годах.


Ростральные колонны напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей («ростр» - носовая часть корабля). Первоначально колонны выполняли функции навигационных маяков – они как бы освещали и указывали путь в столицу Российской империи.






Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной.






В и годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в годах.




Ансамбль стрелки - одно из самых романтических и впечатляющих мест Санкт-Петербурга. Всё здесь свидетельствует о том, что Петербург - морская столица, и несмотря на то, что облик города во многом изменился стрелка Васильевского острова - это одно из тех мест, где живёт дух петровской эпохи.

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ
На Васильевском острове, по обеим сторонам Биржевой
площади возвышаются Ростральные колонны - символ
могущества России как морской державы.

возводили триумфальные колонны, украшенные рострами
(носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные
колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского
архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. В XIX веке они
выполняли функцию фонарей (не маяков!) порта северной
столицы. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние
площадки, где находятся треножники для сигнальных огней,
ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в
жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги
падали на головы прохожих. В 1896 году к светильникам
подвели электричество. Но этот способ освещения применяли
недолго "по причине великого расхода". В 1957 году к
колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах
зажигают лишь в особо торжественных случаях.

символов Санкт-Петербурга, зажигают в особо торжественных
случаях.

На Васильевском острове, по обеим сторонам Биржевой площади
возвышаются Ростральные колонны - символ могущества России как
морской державы.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед
возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами)
вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были
сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана
Франсуа Тома де Томона. В XIX веке они выполняли функцию
фонарей (не маяков!) порта северной столицы. Высота каждой
колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники
для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые
лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и
раскаленные брызги падали на головы прохожих. В 1896 году к

Но этот способ освещения применяли недолго "по причине
великого расхода". В 1957 году к колоннам был подведен газ, а в
мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на
Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных
случаях.
В настоящее время Ростральные колонны, как один из символов
Санкт-Петербурга, зажигают в особо торжественных случаях

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ
На Васильевском острове, по обеим сторонам
Биржевой площади возвышаются Ростральные
колонны - символ могущества России как морской
державы.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь
морских побед возводили триумфальные колонны,
украшенные рострами (носами) вражеских кораблей.
В Петербурге Ростральные колонны были сооружены
в 1810 году по проекту французского архитектора
Жана Франсуа Тома де Томона. В XIX веке они
выполняли функцию фонарей (не маяков!) порта
северной столицы. Высота каждой колонны 32 метра.
На верхние площадки, где находятся треножники для
сигнальных огней, ведут расположенные внутри
винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли
конопляное масло, и раскаленные брызги падали на
головы прохожих. В 1896 году к светильникам
подвели электричество.
Но этот способ освещения применяли недолго "по
причине великого расхода". В 1957 году к колоннам
был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7метровые огненные факелы. Огни на Ростральных
колоннах зажигают лишь в особо торжественных
случаях.
В настоящее время Ростральные колонны, как один из
символов Санкт-Петербурга, зажигают в особо
торжественных случаях

Ростральные колонны

На Васильевском острове, по обеим сторонам Биржевой площади возвышаются
Ростральные колонны - символ могущества России как морской державы.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили
триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В
Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту
французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. В XIX веке они выполняли
функцию фонарей (не маяков!) порта северной столицы. Высота каждой колонны 32
метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут
расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное
масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих. В 1896 году к
светильникам подвели электричество.
Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода". В
1957 году к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые
огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо
торжественных случаях.
В настоящее время Ростральные колонны, как один из символов Санкт-Петербурга,
зажигают в особо торжественных случаях

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и предназначение Стрелки Васильевского острова. Здание Биржи как композиционный центр ансамбля Стрелки. История возникновения и развития История Санкт-Петербургской Биржи. Архитектурно-художественное решение здания. Настоящее и будущее Биржи.

    реферат , добавлен 06.10.2010

    Первый архитектор Петербурга. Проект планировки Васильевского острова. Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Скульптурные произведения Растрелли в России. Творчество Джакомо Кваренги и С.И. Чевакинского. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

    презентация , добавлен 10.09.2013

    Гранитные древнеегипетские сфинксы как произведения монументально-декоративной скульптуры и как они вписались в архитектурный ансамбль Петербурга. Сфинкс как символ достоинства, королевской власти, мудрости и силы для египтян и история его появления.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе. Отражение архитектурных веяний каждой из эпох в архитектуре Екатерининского дворца. История и особенности строительства Камероновой галереи, царскосельского лицея, павильона "Эрмитаж".

    реферат , добавлен 28.02.2011

    Понятие форума в Древнем Риме как площади и рынка, являвшихся центром культурной жизни города. Возведение на форумах базилики. Составляющие архитектурного ансамбля форума (храмы, лавки торговцев, рынки). Форумы Древнего Рима – памятники архитектуры.

    реферат , добавлен 17.10.2014

    История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Черты и элементы стиля барокко в архитектуре. Изучение древнего псковского зодчества, ансамбля Кремля, его памятников. Исследование эволюции псковской архитектуры на протяжении нескольких веков. Благовещенский собор XIX в. Башни Крома и Довмонтова города.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

В северной российской столице есть целый ряд туристических объектов, популярных достопримечательностей, которые формируют неповторимый облик города, создают его уникальную атмосферу: без них представить себе этот город просто невозможно.

Одной из таких достопримечательностей являются Ростральные колонны. Они высятся на восточной оконечности Васильевского острова - фактически в центре города. В настоящее время они не выполняют никакой практической функции, но в XIX столетии колонны являлись портовыми фонарями. Эти фонари зажигались в темное время суток, также их свет помогал ориентироваться в тумане.

История колонн

Колонны были сооружены в первом десятилетии XIX века. Автор проекта - Жан-Франуса Тома де Томон . Именно ему принадлежит идея разместить на колоннах в качестве украшений носовые части военных кораблей - ростры (в переводе с латыни слово «рострум» означает «клюв»).

Точнее, обычай украшать колонны таким образом существовал еще в Древнем Риме : те, кто побеждал в морском сражении, в качестве трофеев брали ростры побежденных судов и, возвратившись домой, выставляли их на всеобщее обозрение. Это являлось свидетельством воинской доблести, силы и должно было устрашить врагов. Первая такая колонна появилась в Риме примерно в 340 году до нашей эры . В XIX столетии французский архитектор вспомнил об этом древнеримском обычае и решил возродить его, прославляя могущество России как морской державы.

Здесь нужно отметить, что колонны не являются памятником победы в каком-то конкретном морском сражении. Более того, они символизируют успехи русского флота не только в военной сфере, но и в области торговли . Ростры, использованные как декоративные элементы, конечно, не являются носовыми частями реальных побежденных кораблей. Они были изготовлены специально для украшения колонн. Сами ростры декорированы фигурами морских коньков, рыб, крокодилов, а также изображениями крылатых русалок и водяных, что вновь отсылает нас к древним традициям.

Известно, что архитектор работал над проектом колонн несколько лет. Он неоднократно переделывал проект, меняя пропорции архитектурных сооружений и их декор. Первоначальный замысел архитектора сильно отличался от его конечного проекта: изначально французский зодчий планировал возвести колонны небольшого размера. Но один из русских архитекторов раскритиковал этот план: лестницы, которые должны были находиться внутри колонн, получались настолько узкими, что никто не смог бы по ним подняться, а стены оказывались слишком тонкими, их прочность была крайне сомнительна. Французский архитектор учел все эти справедливые замечания и переделал проект.

Говоря о сооружении колонн, нельзя не упомянуть о Самсоне Суханове - знаменитом в то время каменотесе. Выходец из семьи бедных крестьян, он лишь благодаря своему труду и таланту добился широкой известности. Трудились над созданием колонн и французские скульпторы: ими выполнены статуи, изображающие морских богов ; эти скульптуры можно увидеть у подножия колонн.

Строение и архитектурные особенности колонн

Высота каждой колонны составляет тридцать два метра . Они покрыты штукатуркой и выкрашены в благородный темно-красный (терракотовый) цвет. Архитектором, спроектировавшим колонны, был выбран дорический ордер , так как он является самым строгим, сдержанным, мужественным из всех древнегреческих ордеров (отличаясь этим от изящного ионического ордера и роскошного коринфского).

Один из фонарей указывает путь в рукав Невы, начинающийся у Дворцового моста; другой фонарь помогает достичь рукава, отходящего от реки у Стрелки Васильевского острова.

У подножий колонн можно увидеть четыре статуи . Они изображают морских богов и покровителей торговли. Существует ошибочная версия, согласно которой эти скульптуры являются аллегориями российских рек: женские фигуры изображают Волгу и Неву , мужские - Днепр и Волхов . Но эта версия появилась сравнительно недавно и она совершенно не соответствует замыслу архитектора. Существует и еще одна странная версия о том, кого изображают скульптуры: согласно ей, одна из мужских фигур - это рыбак Василий , когда-то живший в этих местах (отсюда и название острова - Васильевский), а находящаяся неподалеку женская фигура изображает его возлюбленную Василису . Эта версия является городским фольклором и не имеет ничего общего с истиной.

Первоначально решено было изготовить скульптуры из бронзы (по другой версии, из чугуна), но позже архитектор отказался от этой идеи, так как выбранный металл было очень сложно обработать нужным образом. Решено было заменить бронзу известковым туфом . Этот материал обладает теми свойствами, которые облегчили работу скульпторов и помогли им добиться наилучшего результата: в земле туф эластичен и мягок, а на открытом воздухе быстро становится твердым, прочным.

На каждой колонне есть смотровая площадка , на которую можно подняться по винтовой лестнице, находящейся внутри колонны. На смотровых площадках находятся огромные светильники в виде чаш . Эти светильники установлены на специальных треногах (конструкция напоминает античные жертвенники). Когда-то на смотровых площадках колонн пылали смоляные факелы. Позже чаши светильников, внутри которых находились фитили, стали наполнять конопляным маслом . Оно великолепно горит, образуя высокий столб огня. Этот свет помогал кораблям найти путь в порт в ночное время или в густом тумане. Но у конопляного масла был один серьезный недостаток: при его горении над чашей взлетал целый фейерверк пылающих масляных брызг, а это было совсем не безопасно. Падая с высоты, эти брызги часто обжигали прохожих.

В середине 90-х годов XIX века конопляное масло было заменено электричеством . Но применение нового метода освещения оказалось крайне дорогостоящим, так что скоро использование электрических фонарей-колонн было прекращено. В 50-е годы XX века фонари были газифицированы . Этот способ освещения оказался гораздо экономичнее.

В наши дни знаменитые фонари зажигаются лишь в особенно торжественных случаях (например, по большим праздникам - таким, как Новый год или день Победы): тогда в небо северной российской столицы поднимаются ярко-оранжевые струи огня высотой семь метров. Но в праздничные дни фонари горят не целый день, а лишь в определенные часы, согласно графику торжеств.

Здесь нужно отметить, что в настоящее время некоторые историки сомневаются в том, что колонны использовались в качестве маяков (их применение в качестве портовых фонарей никто не отрицает). Такие скептики подчеркивают, что обычно маяки не ставились на берегах рек (за исключением некоторых редких случаев), а еще реже можно услышать или прочитать о маяках, установленных в центральной части города. На это им часто возражают, что климатические условия северной российской столицы и своенравие реки, на берегах которой установлены фонари, являются достаточными аргументами в пользу того, что колонны действительно долгое время использовались в качестве маяков.

История колонн насчитывает более двух столетий. Она неотделима от истории города, одной из «визитных карточек» которого являются эти архитектурные сооружения. Но все же у колонн есть и собственная история, с ними связано множество необычных событий и интересных фактов. Вот некоторые из них:

В начале 30-х годов XX века колонны были запечатлены на цветных слайдах знаменитым американским фотографом и путешественником Брэнсоном Деку .

В 40-е годы XX века, в военное время, колонны сильно пострадали от обстрелов . Декор был пробит осколками и покрылся ржавчиной. В конце 40-х годов была проведена замена металлических украшений на дубликаты, которые были изготовлены из полированных листов меди. Серьезно пострадали и скульптуры у подножий колонн, эти части архитектурных памятников также были восстановлены.

Изображение колонн можно увидеть на купюре достоинством в пятьдесят рублей . По этой причине многие гости столицы фотографируются на фоне этой достопримечательности, держа купюру в руках.

Последняя реконструкция знаменитых колонн проводилась на рубеже XX и XXI столетий. Восстановлением архитектурных сооружений занимались специалисты высокого уровня, сотрудники Государственного Эрмитажа.

Лето 2011 года ознаменовалось двумя необычными происшествиями, связанными с Ростральными колоннами. В первую неделю лета дверь на лестницу одной из колонн была взломана несколькими хулиганами. Их целью было проникновение внутрь колонны. К счастью, их действия не причинили памятнику истории и архитектуры никакого ущерба. Спустя почти два с половиной месяца, в конце августа того же года, некий человек (имя которого неизвестно) проник на смотровую площадку одной из колонн и зажег фонарь, открыв газовый вентиль. На место происшествия немедленно выехали пожарные. Огонь был потушен, а инцидент - исчерпан. От хулиганских действий мужчины, самовольно зажегшего пламя знаменитой колонны-фонаря, никто не пострадал.

В 2014 году колонны-фонари были зажжены в честь Паралимпийских игр (беспрецедентный случай в истории этой архитектурной достопримечательности). От них зажегся паралимпийский огонь, который затем, согласно традиции, передавался по эстафете. Для того, чтобы «спустить» огонь со смотровой площадки, был использован специальный пиротехнический шнур.