Российская ассоциация пролетарских писателей рапп была создана. Фатех Вергасов

Пролеткульт

Литературно-художественная и культурно-просветительная организация возникшая накануне Великой Октябрьской социалистической революции и развернувшая активную деятельность в 1917-20 годах.

Провозглашала задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до 400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художественных студиях и клубах. Издавалось около 20 журналов П. ("Горн" в Москве, "Грядущее" в Петрограде, "Зарево заводов" в Самаре и др.).

Организации П. возникли в начале 20-х гг. в Великобритании, Германии,и др., но оказались нежизнеспособными, С П. связана деятельность поэтов: М. П. Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича, А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др.

Их творчество, проникнутое революционно-романтическим пафосом, испытало воздействие символистской и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович, Полетаев ушли П. и образовали группу "Кузница" .

Деятельность П. отмечена серьезными противоречиями. Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму. Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова , выступавшего в журнале "Пролетарская культура". Возникшая в дореволюционные годы, концепция "чистой" пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями, практически вела к отрицанию связи между социалистической культурой и культурой прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства от крестьянства и интеллигенции.

Взгляды Богданова до известной степени разделялись др. руководителями П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым, В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом серьёзных дискуссий в печати.

08 октября 1920 в связи со съездом П., на котором вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил проект резолюции "О пролетарской культуре". По предложению Политбюро ЦК РКП (б) съезд П. принял резолюцию, согласно которой П. входил в Наркомпросна положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым Наркомпросу РКП (б).

В опубликованном в "Правде" 01 декабря 1920 письме ЦК РКП (б) "О пролеткультах" разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретические взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях, о чем свидетельствовала ст. В. Плетнева "На идеологическом фронте" ("Правда", 27 сентября 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 291).

Коммунистическая партия решительно осудила и отвергла нигилистическое отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что имело важнейшее значение для формирования новой, социалистической культуры.

В 20-е гг. П. занимался главным образом театральной и клубной работой. Наиболее заметное явление - 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта, в сб: Историческая наука и некоторые проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая культура, M., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930

РАПП

Российская ассоциация пролетарских писателей, советская литературная организация. Оформилась в январе 1925 как основной отряд Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), которая существовала с 1924 и теоретическим органом которой был журнал "На посту".

РАПП была наиболее массовой из литературных организаций 2-й половины 20-х гг., включавшей рабкоров и литкружковцев. Активную роль в руководстве и формировании идейно-эстетических позиций РАПП играли Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критики Л. Л. Авербах, В. В. Ермилов, А. П. Селивановский и др.

Партия поддерживала пролетарские литературные организации, видя в них одно из орудий культурной революции, но уже в первые годы существования ВАПП критиковала их за сектантство, "комчванство", пережитки идей Пролеткульта , нетерпимость к советским писателям из среды интеллигенции, стремление добиться гегемонии пролетарской литературы административным путём. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 "О политике партии в области художественной литературы".

РАПП приняла Резолюцию как программный документ: осудила нигилистическое отношение к культурному наследству, выдвинула лозунг "учёбы у классиков", собирала силы пролетарской литературы и критики.

В литературных дискуссиях конца 20-х гг. с группой "Перевал" ; со школой В. Ф. Переверзева и др. рапповская критика (в журнале "На литературном посту" и др. изданиях) выступала против принижения роли мировоззрения в художественном творчестве, но при этом допускала упрощенчество, наклеивание политических ярлыков.

Лит.: ЛЕФ , в кн.: Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация, М. - Л.,1933, с. 291 - 95; Перцов В. О., Маяковский в журнале " Леф ", в его кн.: Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1917-1924), М., 1971; Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х годов, Л., 1963; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; " ЛЕФ ", "Новый ЛЕФ ", в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932, М., 1966.

« Перевал »

Л итературная группа. Возникла в конце 1923 при первом советском «толстом» литературно-художественном и научно-публицистическом журнале «Красная новь» (выходил в Москве в 1921-42); ответственный редактор (до 1927) А.К. Воронский, первый редактор литературно-художественного отдела М. Горький ; вокруг журнала группировались так называемые попутчики («сочувствующие» советской власти). Название, вероятно, связано со статьёй Воронского «На перевале », опубликованной в журнале «Красная новь» (1923, Ї 6). Первоначально немногочисленная группа « Перевал » объединяла молодых писателей из литературных групп «Октябрь» и «Молодая гвардия».

В сборниках « Перевал » (Ї 1-6, 1924-28) участвовали А. Весёлый , М. Голодный, М.А. Светлов , А. Ясный и др. Когда группа разрослась, в «Красной нови» (1927, Ї 2) был опубликован манифест « Перевала », подписанный 56 писателями (в том числе М.М. Пришвиным , Э.Г. Багрицким, Н. Огневым, И.И. Катаевым, А.А. Караваевой, Д. Кедриным, А.Г. Малышкиным, Дж. Алтаузеном и др .), выступившими против «бескрылого бытовизма» в литературе, за сохранение «преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы».

Эстетическая платформа «Перевала» выдвигала, в противовес рационализму ЛЕФа и конструктивистов , принципы «искренности» и интуитивизма - «моцартианства» творчества. В конце 20- х - начале 30-х гг. из «Перевала» вышли Багрицкий, Пришвин и др. РАППовская критика рассматривала «Перевал» как враждебную советской литературе группировку. «Перевал» прекратил существование в 1932

Союз писателей С ССР

Создан постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций", 1-й Всесоюзный съезд советских писателей (август 1934) принял устав СП СССР , в котором дал определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и критики "...добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза , участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами" [Устав Союза писателей СССР, см. "Информационный бюллетень секретариата правления СП СССР", 1971, Ї 7(55), с. 9]. До создания СП СССР сов. писатели входили в различные литературные организации:

РАПП , ЛЕФ , "Перевал" , Союз крестьянских писателей и др. 23 апреля 1932 ЦК ВКП(б) постановил "...объединить всех писателей , поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем" ("О партийной и советской печати". Сборник документов, 1954, с. 431). 1-й Всесоюзный съезд сов. писателей (август 1934) принял устав СП СССР, в котором дал определение социалистического pea лизма как основного метода сов. литературы и литературной критики.

На всех этапах истории Сов. страны СП СССР под руководством КПСС принимал активное участие в борьбе за создание нового общества. В годы Великой Отечественной войны сотни писателей добровольно ушли на фронт, сражались в рядах Сов. Армии и Флота, работали военными корреспондентами дивизионных, армейских, фронтовых и флотских газет; 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых.

В 1934 в состав СП СССР входили 2500 писателей, ныне (на 1 марта 1976) - 7833, пишущих на 76 языках; среди них 1097 женщин. в том числе 2839 прозаиков, 2661 поэт, 425 драматургов и кинодраматургов, 1072 критика и литературоведа, 463 переводчика, 253 детских писателя, 104 очеркиста, 16 фольклористов.

Высший орган СП СССР - Всесоюзный съезд писателей (2-й съезд в 1954, 3-й в 1959, 4-й в 1967, 5-й в 1971) - избирает Правление , которое формирует секретариат , образующий для решения повседневных вопросов бюро секретариата.

Правление СП СССР в 1934-36 возглавлял М. Горький, сыгравший выдающуюся роль в его создании и идейно-организационном укреплении затем в разное время В. П. Ставский А. А. Фадеев, А. А. Сурков ныне - К. А. Федин (председатель правления, с 1971), Г. М. Марков (1-й секретарь, с 1971).

При правлении работают советы по литературам союзных республик, по литературной критике, по очерку и публицистике, по драматургии и театру, по детской и юношеской литературе, по художественному переводу, по международным писательским связям и др.

Аналогична структура Союзов писателей со юзных и автономных республик ; в РСФСР и некоторых др. союзных республиках работают краевые и областные писательские организации.

С 1963 Правление и Московское отделение Союза писателей РСФСР издают еженедельник "Литературная Россия" . В 1974 в РСФСР выходило 4940 журналов, бюллетеней, учёных записок и других журнальных изданий на русском языке, 71 издание на других языках народов СССР и 142 издания на языках народов зарубежных стран. Издаются литературно-художественные и общественно-политические журналы "Москва" (с 1957), "Нева" (Ленинград, с 1955), "Дальний Восток" (Хабаровск, с 1946), "Дон" (Ростов-на-Дону, с 1957), "Подъём" (Воронеж, с 1957), "Волга" (Саратов, с 1966) и др.

В системе СП СССР издаётся 15 литературных газет на 14 языках народов СССР и 86 литературно-художественных и общественно-политических журналов на 45 языках народов СССР и 5 иностранных языках, в том числе органы СП СССР: "Литературная газета", журналы "Новый мир", "Знамя ", "Дружба народов", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Детская литература", "Иностранная литература", "Юность", "Советская литература" (выходит на иностранных языках), "Театр", "Советская родина" (выходит на еврейском языке), "Звезда", "Костёр".

В ведении правления СП СССР находятся издательство "Советский писатель", им. М. Горького, Литературная консультация для начинающих авторов, Литературный фонд СССР, Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, Центральный дом литераторов им. А. А. Фадеева в Москве и др.

Направляя деятельность писателей на создание произведений высокого идейно-художественного уровня, СП СССР оказывает им разностороннюю помощь: организует творческие командировки, обсуждения, семинары и пр., защищает экономические и правовые интересы писателей. СП СССР развивает и укрепляет творческие связи с зарубежными литераторами, представляет сов. литературу в международных писательских организациях. Награжден орденом Ленина (1967).

Лит.; Горький М., О литературе, М., 1961: Фадеев А., За тридцать лет, М., Творческие союзы в СССР. (Организационно-правовые вопросы), М., 1970

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

1934 - 1936 - Председатель правления СП СССР Горький 1934 - 1936 - 1-й секретарь СП СССР - Щербаков Александр Сергеевич 1934 - 1957 - секретарь СП СССР - Лахути 1934 - 1938 - член Правления СП СССР - Ойунский 1934 - 1969 - член Правления СП СССР Зарьян 1934 - 1984 - член Правления СП СССР Шолохов 1934 - 1937 - член Правления СП СССР Эйдеман 1936 - 1941 - Генеральный секретарь СП СССР - Ставский , погиб в 1943 году 1939 - 1944 - секретарь СП СССР Фадеев 1944 - 1979 - секретарь СП СССР - Тихонов 1946 - 1954 - Генеральный секретарь СП СССР Фадеев 1948 - 1953 - секретарь СП СССР - Софронов 1949 - секретарь СП СССР Кожевников 1950 - 1954 - секретарь СП СССР Твардовский 1953 - 1959 - 1-й секретарь СП СССР - Сурков 1954 - 1956 - секретарь СП СССР Фадеев 1954 - 1959 - секретарь СП СССР Симонов 1954 - 1971 - секретарь СП СССР Смуул 1954 - 1959 - секретарь СП СССР Смирнов 1956 - 1977 - секретарь СП СССР Марков 1959 - 197 7 - 1-й секретарь, Председатель СП СССР - Федин 1959 - 1991 - секретарь СП СССР Салынский 1959 - 1971 - секретарь СП СССР Лукс 1959 - 1991 - секретарь СП СССР Межелайтис 1959 - 1991 - секретарь СП СССР

Приобщение Курта Тухольского к революционному рабочему движению свидетельствовало об общей тенденции развития социалистической литературы. Она достигла к тому времени такого уровня, когда стала представлять для буржуазных писателей не только политический, но и профессиональный интерес.

Пролетарско-революционное литературное движение в конце 20-х годов – важный фактор в культурной жизни страны. Социально-исторические предпосылки этого культурного подъема определялись политическими интересами прогрессивного крыла немецкого рабочего класса, который сплотила вокруг себя КПГ. Однако сами по себе эти спонтанные потребности в искусстве вряд ли могли привести к ощутимому результату: на новом этапе истории немецкой социалистической литературы борьба за революционную культуру в национальном и интернациональном масштабе велась более организованно и целеустремленно.

Уже в 1924 году на V Всемирном конгрессе Коминтерна, проходившем в Москве, был поднят вопрос о создании Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1927 году в Москве состоялась первая Международная конференция пролетарских и революционных писателей, в работе которой приняли участие и делегаты из Германии (Иоганнес Р. Бехер, Берта Ласк, венгр Андор Габор). Под воздействием инициативы, исходившей от КПГ, в 1928 году в Берлине был основан Союз пролетарско-революционных писателей Германии (СПРПГ). Он возглавил литературное движение, которое, с одной стороны, размежевалось – уже благодаря своему названию – с так называемыми “поэтами-рабочими”, примыкавшими к социал-демократии, с другой – солидаризировалось со всеми писателями, которые “хотели отображать мир с позиций революционного пролетариата”.

В 1930 году лишь сорок процентов членов Союза входили в ряды КПГ. Союз пролетарско-революционных писателей Германии имел свой теоретический орган – журнал “Линкскурве” (“Левый поворот”). Председателем этого писательского объединения, насчитывавшего около 500 членов, был Иоганнес Р. Бехер. Свою первоочередную задачу Союз видел в “объединении тех писателей, которые готовы творить в пролетарско-револю-ционном духе” 84. Казалось, на первый взгляд задача чисто организационного плана, однако ее разрешение становилось уже исторической заслугой: в то время образовалось устойчивое писательское ядро, которое должно было определить направление развития социалистической немецкой литературы более чем на три десятилетия.

Союз стремился в первую очередь выявить таланты из пролетарской среды, “пишущих рабочих”, которые, будучи корреспондентами коммунистической прессы, нередко пытались проявить себя в журналистике. Шахтер Ганс Мархвица, рабочий-металлист Вилли Бредель, жестянщик Отто Готше, инструментальщик Ян Петерсен, Макс Циммеринг, Эльфрида Брюнинг, Берта Ватерштрадт, Гедда Циннер и другие, лишь находясь в рядах Союза пролетарско-революционных писателей, получили возможность овладеть писательским мастерством. Здесь они смогли перенять художественный и теоретический опыт у тех литераторов, которые, подобно И. Р. Бехеру, уже несколько лет назад связали свою судьбу с революционным рабочим движением. Кризис мировой капиталистической системы конца 20-х годов вновь привел писателей буржуазного происхождения на сторону коммунистической партии; они сразу же – как, например, Людвиг Ренн или Анна Зегерс – активно включились в работу Союза. Кроме того, в Союз входили и немецкоязычные писатели других национальностей: теоретики Дьердь Лукач и Андор Габор были венграми. Эгон Эрвин Киш и Франц Карл Вайскопф – родом из Чехословакии. Именно разнообразие исходных позиций, жизненного опыта, политического темперамента, направления таланта обусловило действенность Союза.

Кроме того, произведения социалистической литературы второй половины 20-х годов создавались и прогрессивными писателями – не членами Союза. Так, широко известный автор пролетарских романов Адам Шаррер (1889- 1948) был в то время членом леворадикальной партии. Бертольт Брехт, театральный деятель Эрвин Пискатор, композитор Ганс Эйслер, график Джон Хартфилд, литературовед Вальтер Беньямин принялись за разработку теории и практики такого искусства, которое бы исходило в своих формально-технических новшествах из стремления к преобразованию общества. В экспериментах они опирались на способные к восприятию искусства пролетарские массы, которые объединяла вокруг себя КПГ. Еще больший размах про-летарско-революционное культурное движение приобрело с созданием основанного по инициативе КПГ Общества по вопросам рабочей культуры.

Первоочередной задачей Союза пролетарско-революционных писателей была “выработка на диалектической и материалистической основе” теории пролетарско-революционной литературы, “до сих пор еще имеющей пробелы” 85. Фактически именно тогда начались теоретические дебаты о цели, функциях, методе и традициях в социалистической литературе. Вплоть до середины 30-х годов в своем развитии она переживала пролетарско-рево-люционную фазу, нашедшую выражение в коренном изменении ее задач и активном поиске средств художественного воплощения. В отличие от других направлений для социалистической литературы был характерен, с одной стороны, острый акцент на самобытность, с другой – ориентация на агитационно-пропагандистские задачи искусства, что было четко сформулировано в статье-манифесте Фридриха Вольфа “Искусство – оружие” (1928). Он исходил из политической ангажированности литературы, суть которой заключалась в том, чтобы “быть совестью эпохи, разжигать костер из жгучих вопросов повседневности и высоко нести его факел”..

Лозунг Вольфа обобщил существующую литературную практику и послужил импульсом для ее дальнейшего развития. Максим Валентин создал в 1925 году первую группу “искусства агитпропа” Союза коммунистической молодежи. В дальнейшем это направление приобрело широкий размах. Возникли в высшей степени динамичные, оперативные ансамбли, использовавшие такие формы, как короткие сценки, хоровая декламация, пантомима, песня, живописная карикатура. Объединенные в едином целом, эти средства представляли собой нечто вроде разнообразных ревю. Искусство агитпропа было рассчитано на непосредственное воздействие на публику, находившуюся на собрании или на улице. В таких случаях импровизированной сценой мог служить кузов грузовика. Искусство агитпропа сглаживало не только разницу между отдельными жанрами, но также и между профессиональным искусством и любительским. Актер-профессионал, автор текста, участник художественной самодеятельности были членами коллектива, задачей которого не являлся коммерческий успех.

Ограниченность “пропагандистской” функции искусства дала себя знать наиболее осязаемо, когда обострение классовой борьбы к началу 30-х годов потребовало оценивать литературные произведения по их фактическому воздействию. Искусство агитации имело свою публику (и актеров-любителей) прежде всего в политически зрелой части рабочего класса. Таким образом, не учитывались разные уровни культурных потребностей пролетариата (на мелкобуржуазные и буржуазные слои публики искусство агитпропа вообще не было рассчитано). Кроме того, резкое противопоставление пролетарско-революционной литературы “буржуазным” литературам становилось тормозом для объединения антифашистских сил на творческой платформе, а в период наступления фашизма такое сплочение приобретало жизненно важное значение. Перед Союзом пролетарско-революционных писателей возникла опасность “превратиться в мелкобуржуазную секту” 89.

Союз призывал к созданию произведений, близких широким массам, значительных по охвату изображаемых явлений, способных показать “пролетарские будни в их взаимодействии с жизнью других классов” так глубоко и всесторонне, чтобы читатель смог сделать вывод о “главных движущих силах общественного развития”. Стилем современной литературы должен стать “смелый и всесторонний реализм” 91.

В дискуссиях Союза пролетарско-революционных писателей Германии впервые (со времени основополагающих высказываний Маркса и Энгельса) ставился вопрос о задачах, форме и методе современной социалистической литературы и формировалось такое представление о реализме, которое по своему содержанию совпадало с понятием социалистического реализма, сформулированным несколько позднее в Советском Союзе. Находясь в эмиграции, большинство пролетарско-революционных писателей боролись за теоретическое осмысление этого понятия и его претворение в практике.

Союз пролетарско-революционных писателей Германии

Другие сочинения по теме:

  1. Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских “мастерских” вместе с писателями и журналистами средствами...
  2. В ходе первоначального периода речь шла прежде всего о том, чтобы ликвидировать духовное наследие фашизма, чтобы расчистить путь для развития...
  3. Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю...
  4. Европейский Союз – это интеграционная группировка двадцати пяти западноевропейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Ирландия,...
  5. В романе А. Андерша “Винтерспельт” (1974) речь идет о сдаче немецкого полка без боя в плен американцам осенью 1944-го. Хотя...
  6. В 1919 году вышла в свет поэтическая антология “Товарищи человечества”, изданная поэтом и драматургом Людвигом Рубинером (1891-1920). Эта антология преследовала...
  7. В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить “Гибель эскадры” (1933) Александра Корнейчука и “Интервенцию” (1932) Льва...
  8. К Шерлоку Холмсу обращается за помощью владелец небольшой ссудной кассы по имени Джабез Уилсон, обладающий необычным рыжим цветом волос. Дела...
  9. С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  10. Так называлась книга Эрнста Юнгера, вышедшая в 1926 году. В том же году был опубликован роман Ганса Гримма “Народ без...

Объединившаяся группа пролетарских писателей гор. Москвы на заседании 14 мая в присутствии около 25 челов. наметила Устав Московского Союза пролетарских писателей, разработку в котором целей и задач Союза, согласно принятой резолюции на Всероссийском Совещании Пролет. писателей 13 мая, поручила Правлению.

В Правление избраны товарищи: М. Герасимов, В. Кириллов, С. Обрадович, М. Сивачев, Н. Лятко, В. Александровский и М. Волков. Кандидаты кооптируются Правлением.

В ревизионную комиссию вошли тт. Е. Нечаев, Ф. Шкулев и Шершнев.

Справки в Подотделе Пролетарской Литературы Лито Наркомпроса (Тверская, М. Гнездниковский п., д. N 9, тел. 197-97).

Чернозем, литературный сборник. Выпуск второй. Издание Суриковского Литературно-музыкального кружка. М. 1919 г. 48 стр. Цена не указана.

"Писатель пописывает, читатель почитывает", когда-то было сказано в прошлом. Но мы это пережили, мы уже не почитываем, а читаем, а потому и требуем от писателя (если он так себя называет) не пописывания, а серьезной вдумчивой работы в области искусства, не злоупотребления на печатном станке, а искреннего творчества.

Суриковский кружок выпустил второй сборник рассказов и стихов. Первый, в 1919 году, прошел бесследно, без внимания, как и многие "произведения" Суриковского кружка, ибо работа членов его в целом дальше одного безличного сборника в год не шла.

Мало приходится говорить и об этом втором сборнике "Чернозема".

Что в нем есть?..

Старые затасканные истины, подчас проникнутые не пролетарским чувством отношения к жизни, образы, чуждые духу коллективизма, барабанный бой пустых слов и мутный старческий взгляд на новый день.

Теперь много пишут и диспутируют о пролетарском творчестве, пролетарской поэзии. Многие, писавшие гимны папиросам и лайковым перчаткам, возомнили себя пролетарскими поэтами и писателями. Не раз, устно и печатно, и Суриковский кружок писателей-народников вкупе накладывал на работу свою печать "пролетарское"...

Во втором сборнике все можно найти, но только не пролетарское.

Власов-Окский пародирует Северянина: красный шквал

Блестками игривыми Земь зачаровал... Распростился с бедами Овесненный люд. В океанность тинами Выбрался родник...

Стихотворение А. Смирнова "Песня поэта-пролетария" есть песня поэта... Бальмонта.

Интеллигентским нытьем, серым пессимизмом веет от стихов Ив. Морозова. Тут и астры, и саваны на деревьях, и смерть с косою, и песнь похоронная и затасканное изречение индивидуалиста:

"Как хороша весна и как печальна осень... Как грустно на земле"...

С. Дрожжин не сходит со старой дороги и старчески все еще мечтает:

"Ах если-бы я вольною Такой же пташкой был, Когда бы жизнь бездольную Я прожил и забыл. То пел бы точно так же я Про счастие людей, А то в душе тоска-змея, Да только горе в ней".

О городе пишет Нефедов:

"Асфальт и пыль, железо и туман, Зловонье дня без солнечной улыбки, Довольство, роскоши чарующий обман И черни хрип изменчивый и зыбкий... Все, все в тебе проклятом и пустом... ...В бездушном Молохе, Вампире неустанном"...

"Наступит час - велением судьбы Ты сгинешь, проклятый, как древняя Гоморра"...

Нет, мы, рабочие, не такими глазами смотрим на город. У поэта-пролетария, сознавшего силу и значение труда, не должно быть рабского безволия, рабской покорности городу, созданию рук своих.

"Только в городе возможны И движенье и борьба. А равнины безнадежны - Такова равнин судьба... Дальше, дальше от равнин. В царство фабрик и машин. В город шумный и суровый, Где зачатки жизни новой"!..

Так сказал еще в 1914 году пролетарский поэт, питерский рабочий, И. Логинов.

Город - огненная купель Нового Мира, светоч науки, искусства: в нем сцепление сил, в нем рождение Великого Коллектива... "Это - гигантская кузница, где выковывается новая радостная жизнь, это - могучая симфония труда, железа и стали!.." (Кириллов).

В прошлом живет поэзия Нефедова, а прошлому в настоящем места нет.

Есть в сборнике и революционные стихи. Вот конец стих. "Сердца рабочих" Р. Меч:

..."Пред нами целый мир лежит. Теперь он нам принадлежит, Рабочим всей вселенной. Мы грозной силою стоим И не теперь разоружим Мы лагерь свой военный. Могуч теперь рабочий стан. Нужна свобода нам всех стран И солнце просвещенья. В одно биенье слив сердца, Вперед к победе до конца Войдем без отступленья"...

Мы уже забыли объявления в стихах "дяди Михея" о папиросах Дюшесс, а Р. Меч своим "произведением" напоминает нам.

Есть и лирика в сборнике: М. Толстая, стихотворение "Одуванчик".

"Среди некошенной травы, Среди цветов душистых мая, Рос одуванчик без забот, Головкой нежною качая"...

Какое странное совпадение фамилии и стихотворения: еще со школьной скамьи помнится милое Ал. Толстого "Колокольчики мои"...

Перепевами Никитина, Надсона, макулатурой слова являются стихи И. Голикова, А. Суслова, С. Ганьшина и Сеничева.

Ни яркого образа, ни радующей аллитерации, ни искреннего настроения, - вымученные слова, избитые рифмы, в большинстве глагольные (разливается-улыбается), растянутость и частое невладение размером стиха.

В отделе прозы, за исключением бойко написанного рассказа И. Юрцева "Кляуза", рисующего страницу современной жизни, - остальное "ходячие затертые пятаки".

Украшением сборника - случайно попавшие два-три стихотворения выявивших себя пролетарских поэтов да образное стихотворение умершего поэта С. Кошкарова.

Многим участникам сборника надо пожелать не печатного станка, а долгой усиленной работы над самим собою, над своим мировоззрением. Надо не "пописывать", надо отдаться до конца творческой работе, быть аскетом искусства. Вечно гореть в огне творчества, непреклонной ищущей думой выискивая в многогранной трудовой жизни новые слова, новые образы.

Отметая в сторону все ненужное, дряхлое, весь щебень-мусор старых истин и понятий, - стройте Великую Кузницу-Мастерскую, где ярко должен гореть горн Коллективных Усилий, не стихать дружная ковка остро-пламенных Слов!..

В этой краткой статье, точнее - хронологии событий, идет речь только о крупных профессиональных союзах и объединениях писателей. Здесь Вы не прочтете о литературно-художественных кружках и любительских сообществах, например - о старейшем "Обществе Любителей Российской Словесности", созданном еще в 1811 году при Имп. Московском университете и просуществовавшем вплоть до 1930 года, когда оно разделило участь остальных, неугодных власти литературных обществ и объединений.

Членами "Общества" в разные годы были многие известные русские писатели - К.Бальмонт, Л. Толстой, М. Горький, В. Соловьев, М. Волошин, В. Короленко, В. Вересаев, А. Белый, А. Куприн, и т.д. Мы не расскажем и о многочисленных кружках крестьянских писателей-самоучек, возникших в конце 19 века, и о несметном количестве разнообразных мелких групп и объединений первой четверти 20 века, занимавшимися, по большей части, окололитературными "кружковыми" склоками и необъективными оценкам творчества современных писателей, тем самым, укорачивая жизнь коллегам.

Царская Россия до 1917

1859 год, 8 ноября. Создание первого в России Литературного фонда. По замыслу авторов известных литературных журналов "Современник", "Отечественные записки", "Библиотека для чтения" и т.д., был создан в России "Литературный фонд" - первая общественная организация помогавшая "пьющим и нуждавшимся" профессиональным писателям. Средства Фонда складывались из небольших добровольных процентных отчислений издателями книг, журналов и газет, из членских взносов, из назначенного императором ежегодного пособия, из пожертвований отдельных лиц и сословий, из доходов от спектаклей, концертов, выставок, чтения лекций писателями Островским, Писемским, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским, Некрасовым, Шевченко, Майковым и т.д.. Вплоть до Октябрьской Революции, все литераторы многонациональной России (включавшей в себя Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Кавказский край, Сибирь, Среднеазиатские области...) - русские, поляки, украинцы, латыши, белорусы, татары, грузины и т.д., могли считать себя в равной мере социально защищенными и уважаемыми художниками слова...
После февраля 1917

РАЗЛИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ, ГРУППЫ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ


Сразу после Февральской революции и Октябрьского переворота, вплоть до конца 20-х годов на территории бывшей Российской империи появляется, как уже говорилось выше, огромное количество различных литературных групп и писательских организаций. Основными причинами их создания были отвратительные материально-бытовые условия существования для творческого человека. Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы, выпуска книг и периодических изданий, профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству. Первоначально все они возникали по содружеству и по знакомству, и лишь затем начинали делиться по поэтическим или идеологическим признакам. Впрочем, что бы ни говорилось о литературных объединениях 20-х годов, "очевидно одно, что в то время их не могло не быть", и "издержки групповщины с лихвой окупались плюрализмом творческих методов". Здесь мы вскользь упоминаем лишь о самых крупных объединениях, состоявших, в основном, из писателей Москвы и Петрограда.

Мы так же даем описание литературных журналов, выходивших в конце десятых и в двадцатых годах ХХ века. Их содержание намного больше расскажет думающему человеку об одном из самых интересных периодов в истории русской литературы и творческих союзов.

1917, 19 октября. ПРОЛЕТКУЛЬТ. Организованный за неделю до Октябрьской революции, он ставил своей целью создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы. В Москве - журнал "Пролетарская культура", а в Петербурге - "Грядущее". В 1918-1920 годах Пролеткультом издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва). Сотрудничавшие с Пролеткультом литераторы имели в это голодное время много привилегий. Впоследствии деятельность организации была подвергнута резкой критике В.И. Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. Причиной ликвидации Пролеткульта А.В. Луначарский объяснял тем, что Ленин "не хотел создания рядом с партией конкурирующей рабочей организации".

1918, март. В Петрограде образован Союз деятелей художественной литературы - СДХЛ (1918-1919). В создании и работе Союза принимали участие М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, К.Чуковский, А.Куприн, Е.Замятин, и др.

В Уставе Союза говорилось, что действие Союза распространяется на всю территорию России. СДХЛ ставил перед собой задачи защиты деятелей литературы и помощи начинающим писателям. Стремление помочь своим членам материально было определяющим, но не единственным стимулом возникновения Союза. СДХЛ в этот период был неким литературным центром, объединявшим большую часть русских писателей и представлявшим их профессиональные интересы не только в Петрограде, но и в других регионах страны. В мае 1919 года, из-за возникшего в руководстве конфликта, союз прекратил свое существование.

1918. Образование Всероссийского Союза поэтов (1918-1929). Объединив поэтов разных направлений и школ, Союз способствовал изданию книг, альманахов и поэтических сборников, устраивал литературные вечера. Его существование в Москве и в Петрограде (1920-1922, 1924-1929) связано с именами А.Блока, Н.Гумилева, В.Каменского, В.Брюсова, Г.Шенгели; И.Садофьева, Н.Тихонова...

1918. Образование Всероссийского Союза писателей. Союз писателей имел Московское и Петроградское отделение.

1919. Открытие Петроградского Дома искусств (1919-1923). Его часто сравнивали с кораблем или ковчегом, спасавшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи. Роль Ноя на этом "ковчеге" играл Максим Горький. В ПДИ работали литературные студии и за время его существования вышло два альманаха. Петроградский Дом искусств, вместе с Домом литераторов и Домом ученых, играл очень большую роль в литературной жизни не только Петербурга, но и страны. Там работали Н.Гумилев, К.Чуковский, Е.Замятин. О жизни в Доме искусств можно прочитать в романе О.Форш "Сумасшедший корабль".

1920, 18 - 21 октября. ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он состоялся в Москве, в помещении Дома Печати. На Съезде присутствовало 142 человека. Из них с решающим голосом - 95, а с совещательным - 47.

Представительство на Съезде имели города: по 1 - Ташкент, Грозный, Вологда, Саратов, Кашира, Скопин, Волынь, Иваново-Вознесенск, Двинск, Тверь, Оренбург, Орел, Баку, Сердобск, Рязань, Калуга, Одесса, Варнавин, Кострома, Вятка, Алтайск, Киев, Екатеринослав, Майкоп, Дмитров. Затем Пятигорск - 3, Тамбов - 5, Харьков - 4, Челябинск - 2, Ростов н/Дону - 2, Воронеж - 2, Самара - 2, Омск - 2, Владимир - 2, Петроград - 21 и Москва - 69.

По составу: от Пролеткультов Москвы, Петрограда и провинции присутствовало - 39, от Ц. К. Пролеткультов - 6 чел. от кружков и союзов пролетарских писателей и поэтов - 27. Секция пролетарских писателей Москвы - 15, от Ц. К. Р. К. П. - 7, от Отнароб - 12 чел., от редакций газет - 5, от Коммунистического Союза молодежи - 1, от Союза журналистов - 2, персонально - 28 чел. В политическом отношении коммунистов - 93, анархист - 1, левый с.-р. - 1, сочувствующих комм. партии - 8 и беспартийных - 39. Возраст: от 19 до 30 - 54 чел., от 30 до 40 лет - 47, свыше 40 лет - 17 чел., остальные не указали. Поэтов и беллетристов, работающих в литературе по времени печатания своих произведений: свыше 30 лет - 8 чел., от 20 до 30 - 9 чел., от 10 до 20 - 15 чел., от 1 г. до 10 - 42 чел. Имеющих книги своих сочинений - 47 человек. Подвергались репрессиям в царское время - тюрьмам, ссылкам, каторжным работам, арестам, высылкам и различным наказаниям - 54 человека.

Президиум Съезда был избран в составе: председатель - т. В. Кириллов, товарищи председателя - т.т. Герасимов и Садофьев, секретарь Съезда - т. С. Обрадович, члены - т.т. Александровский, Шувалов, Маширов-Самобытник и Поморский. Почетными председателями были - т.т. В. И. Ленин, А. В. Луначарский и М. Горький.

1921, май. Создание Всероссийского Союза крестьянских писателей. В уставе Союза ставилась задача всестороннего художественного отражения всех бытовых, социальных, экономических особенностей жизни крестьянской массы.

1921. Образование Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Именно благодаря творчеству пролетарских писателей, позже, в литературе появится такое понятие, как социалистический реализм.

1922, 30 декабря. Организация Левого фронта искусств - ЛЕФ (1922-1929). Именно благодаря эволюции идей футуризма "от крайней автономии художественной формы к идее полного прагматизма и социологическому подходу к литературе", мы имеем такое понятие, как "социальный заказ".

1925. Резолюции ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". В резолюции выдвигался тезис о свободном соревновании различных группировок и течений. Но свобода тут же ограничивалась, - соревнование должно проходить на основе пролетарской идеологии.

1925. Переименование Всероссийского Союза крестьянских писателей во Всероссийское объединение крестьянских писателей (ВОКП). Но в духе резолюции ЦК РКП(б) от 1925 года, платформа ВОКП стала строиться на эклектическом соединении "пролетарской" идеологии и "крестьянских образов". Истинным крестьянским поэтам и "попутчикам" уже не было здесь места.

1925, декабрь. Образование Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Российская ассоциация пролетарских писателей, сформировалась еще в январе 1925 года в рамках ВАПП.

1925, 28 декабря. Смерть Сергея Александровича Есенина. 23 декабря 1925 года из Москвы в Лениград уезжал жалкий "попутчик" и бездомный поэт, а через неделю он возвращается в Москву великим, талантливым и гениальным, но уже в гробу.

1928. Возвращение в Россию Максима Горького.

1928. ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Он реорганизовал Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей (ВАПП). Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП, а во главе этого Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей стала РАПП. Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса страны и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения. РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии. РАПП требовал установления гегемонии пролетарских писателей административным путем, посредством передачи им органов печати, вытеснения "попутчиков" из журналов и сборников.

1929. Первый Всероссийский съезд крестьянских писателей. На нем выступали Луначарский и Горький. Они говорили о том, что стране нужен особый крестьянский писатель, идеологические устремления которого были бы пролетарскими.
К концу 20-х - началу 30-х годов с литературной сцены СССР практически исчезают все непролетарские писательские группы. Но кое-кто еще пытается отстоять свою независимость.

1930, 12 марта. Руководитель творческого объединения "Перевал" А.К.Воронский направляет письмо в ЦК ВКП(б), в котором пишет, что писатели "Перевала" ближе к революции, органичнее воспринимают ее. Они не обросли ни договорами "на полное собрание сочинений", ни дачами, ни домами, ни мебелью, ни "славой". За последние годы они много учились и научились. Их успехи в художественном мастерстве очень значительны. Работа их в поисках нового жанра, стиля, динамического образа заслуживает серьезнейшего внимания...

После "образцово-показательного" суда над "Перевалом в "Коммунистической академии" любителей идти вразрез с литературной политикой партии сразу поубавилось.

1930, 14 апреля. Смерть Владимира Владимировича Маяковского. Как-то уж очень вовремя. После смерти поэта уже мало кто из писателей решался открыто на критику литполитики партии.

1931. Всероссийское объединение крестьянских писателей - ВОКП переименовывается в организацию Пролетарско-колхозных писателей. Это соответствовало проводимой в стране политике "раскрестьянивания". Кроме того был наложен запрет на наследие Есенина.

1932, 23 апреля. Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Уже на следующий день, в воскресенье 24 апреля 1932 года, в газете "Правда" и на первой странице, постановление ЦК ВКП(б) было напечатано. В нем говорилось о ликвидации ВОАПП и РАПП, коренной перестройке литературно-художественных организаций и объединении всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в Союз Советских писателей.

1934, 28 июля. Образование Литературного фонда СССР. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР "О Литературном фонде Союза ССР", был образован Литературный фонд СССР. Этим же постановлением был определен основной источник денежных средств Литературного фонда: отчисления издательств художественной литературы и редакций журналов и отчисления от зрелищных предприятий.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1934, 15 августа - 1 сентября. Первый съезд писателей.

1935, 20 февраля. Постановлением Совнаркома СССР был утвержден Устав Литературного фонда СССР, как самостоятельного юридического лица. Вплоть до распада Советского Союза средства Литературного фонда использовались для оказания социально-бытовой помощи писателям (творческие пособия, ссуды для работы над новыми произведениями, творческие командировки, пособия в связи с временной нетрудоспособностью, льготные путевки в дома творчества и санатории, бесплатная медицинская помощь), а также членам семей писателей, начинающим литераторам и потомкам классиков отечественной литературы. За счет средств Литературного фонда СССР финансировались расходы Союза Советских писателей, содержание принадлежавшего Союзу писателей Литературного института, покрывались расходы по эксплуатации учреждений культурно-бытового обслуживания (домов литераторов и клубов).

1954. Второй съезд писателей ССП.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР


1967, 20 мая. Награждение СП СССР орденом Ленина.

1979. Литературный фонд СССР освобожден от финансирования Союза писателей СССР и Литинститута.

1983, (12) декабря. 50-летие Литературного института им. А.М.Горького. Вручение Литинституту, ордена Ленина.

1984. 50-летие Союза писателей. Выпуск к юбилею издательством "Советский писатель" книги "Пять десятилетий. Союз писателей СССР 1934 - 1984".

1989. Появление ПЕН-центра в Москве. Решение о его создании было принято в Маастрихте на Международном конгрессе ПЕН-клуба.

1991. Переименование советского ПЕН-центра в Русский.

1991. С распадом Советского Союза прекратили свое существование Союз писателей СССР и Литфонд СССР, закончилась история самой элитной, богатой, могущественной и идеологизированной творческой организации эпохи социализма. Ничего подобного доселе в Мире не существовало. Союз писателей СССР распался на несколько независимых союзов, Литфонд тоже преобразовался. В справочниках писателей появились названия: Международная общественная организация писателей "Литературный фонд" (Международный Литфонд), Литфонд России и Московский Литературный фонд и другие…

Материал опубликован на сайте "Московские писатели": http://mp.urbannet.ru/HTML/istor-sp.htm
Жаль, что автор этой большой работы не указан...

8 июля 1926 г. на собрании литературной общественности была образована Карельская ассоциация пролетарских писателей (КАПП) - первая литературная организация Карелии. Важную роль в её становлении сыграла Т. К. Трифонова, работавшая учительницей в школах Тивдии и Петрозаводска. Она была избрана ответственным секретарём КАПП. В состав руководящего бюро вошли Т. Алимов, Я. Э. Виртанен. Председателем был избран народный поэт Карелии Ялмари Эрикович Виртанен. Он возглавлял писательскую организацию более 10 лет.

Первоначально членами ассоциации были 14 литераторов, в том числе Т. Алимов, Я. Э. Виртанен, Л. Хело, Х. К. Тихля, Ф. П. Ивачев. Главной задачей организации было вовлечение в литературное движение «рабочих от станка и крестьян от сохи». В структуре организации были образованы русская, финская и карельская секции. Секретарём русской секции КАПП был избран Станислав Витальевич Колосёнок. Через полгода Карельская ассоциация пролетарских писателей насчитывала уже 29 человек. С июля по декабрь 1926 г. в организации было проведено около 20 литературных субботников, на которых читали и обсуждали произведения писателей-членов ассоциации, а также выступали с докладами.

Произведения литераторов на русском языке публиковались на страницах газеты «Красная Карелия» и журнала «Карело-Мурманский край». В 1928 г. в городе Петрозаводске стал выходить литературно-художественный альманах «Puna-Kantele» («Красное кантеле») на финском языке, который стал общим изданием для финноязычных писателей Ленинграда и Карелии.

В июне 1934 г. на первой Всекарельской конференции советских писателей, в работе которой участвовало 45 литераторов, организация была переименована в региональное отделение Союза писателей СССР «Союз писателей Карелии». Делегатами на первый Всесоюзный съезд писателей конференция избрала Я. Э. Виртанена, Э. Б. Парраса, С. К. Норина и Н. Грибачева.

Во второй половине 1930-х гг. развитию национальной литературы республики был нанесён огромный урон. В Карелии и в Ленинградской области были закрыты финноязычные школы, газеты и журналы. Были арестованы многие работники культуры, просвещения и литературы.

В 1940 г. состоялся 1 съезд писателей Карелии, после которого в карельской литературе появились новые имена - А. Н. Тимонен, Ф. А. Трофимов, В. К. Эрвасти и др.

В Союз писателей вступили и народные сказители М. И. Михеева, Е. И. Хямяляйнен, Ф. И. Быкова, А. М. Пашкова, П. И. Рябинин-Андреев. Они создавали новиныбылины и руны о государственных деятелях, героях войн.

В годы Великой Отечественной войны многие карельские писатели воевали на фронтах, в партизанских отрядах. Их произведения публиковались на страницах фронтовых газет и поднимали дух бойцов.

После Великой Отечественной войны союз возглавляли писатели Ульяс Карлович Викстрем, Николай Григорьевич Лайне (Н. Гиппиев), Пётр Абрамович Мутанен, Яков Васильевич Ругоев, Антти Николаевич Тимонен. В структуре организации были секции поэзии, прозы, критики, перевода. При Союзе работали: Бюро пропаганды художественной литературы, отделение Литературного фонда Союза писателей СССР. Специальная комиссия оказывала регулярную помощь начинающим литераторам, проводились совещания молодых писателей.

Ныне приемник Союза писателей Карелии - Карельское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Его возглавляет народный писатель Карелии Марат Васильевич Тарасов. Основные цели организации: укрепление творческого содружества писателей, активное участие в духовной жизни общества, содействие развитию литератур всех народов, проживающих на территории республики.

Лит.: Дюжев Ю. И. Союзы писателей // Карелия: энциклопедия. В 3 т. Т. 3. Р-Я. Петрозаводск, 2011. С. 131; Колосёнок С. В. 30-е годы // На фронте мирного труда: воспоминания участников социалист. строительства в Карелии, 1920 -1940. Петрозаводск, 1976. С.264-274; Колосёнок С. В. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1959. Из содерж.: Литература Карелии. С. 51-63; Машин А. Молоко и сливки литературы: 8 июля 1926 г. была создана первая писат. орг. Карелии - Карел. ассоц. пролет. Писателей // Курьер Карелии. 2008. 3 июля. С. 6.

Материал предоставлен Национальной библиотекой Республики Карелия.