Родительская любовь примеры из литературы. Егэ русский язык

Кто такая мама? Мама – это первый родной человек на нашей земле, первый и последний лучший друг, помощник, наставник. Перечислять можно до бесконечности. Связь с матерью начинается с первой недели внутриутробной жизни и длится до самого конца.

Заключается не только в стирке, уборке, готовке. Никто не пожалеет, не приласкает так искренне, как способна это сделать мама. Без фальши, без каких-либо корыстных целей мама радуется за успехи своего чада, а если её ребенку плохо, больно, грустно мама чувствует это и она начинает грустить и переживать еще больше, чем ребенок. Материнская любовь – это самое сильное, бескорыстное и светлое чувство из всех, что существуют. Наши мамы всегда рядом с нами: и в беде, и в радости. К сожалению, мы не всегда можем оценить это по достоинству и зачастую воспринимаем как должное. Только с возрастом к людям приходит осознание того, какой же тяжкий это труд – быть матерью.

Так редко мы признаемся своим матерям, что любим их, еще реже говорим им комплименты и просто теплые слова, а ведь мамам они так бывают нужны. Мамы знают всё, их нельзя обмануть, ведь материнское сердце никогда не подведет. Они всегда всё чувствуют и этот факт нельзя опровергнуть. Мамы не могут долго злиться на своих детей, всегда им все прощают. Хоть они и ругаются, но ведь это никогда не бывает со зла, да и сами они не хотят ругаться, просто мы часто поступаем не правильно, а они хотят всего лишь того, чтобы их дети были счастливы! Правда, иногда мамы тоже бывают не правы, но им это простительно, дети тоже не могут долго злиться на своих кровинушек - мам.

Мама бывает только одна в жизни. Она всегда неповторима и незаменима. Она у каждого своя - особенная, самая лучшая. Она лучшая во всём: в уборке, в готовке, в стирке, в глажке, в пении, в моде и стиле. Нет матери счастливее на свете, чем мама одаренная взаимностью от её детей. Чем чаще дети говорят комплименты своим мамам, чем чаще они предлагают свою помощь и жалеют своих матерей, чем лучше учатся и больше слушаются, чем, в конце концов, счастливее дети, тем счастливее мама!

Материнская любовь способна на все ради своего ребенка. Мамы могут терпеть адские мучения, пройти любое испытание, взять на себя всю ответственность и даже пойти на крайние меры ради своего ребенка. Как в стихотворении Кедрина «Сердце» когда сын убил свою мать ради любви девушки, выпавшее из груди матери сердце спросило его «Сынок, ты не ушибся?». Эти слова ярко показывают то, что нет ничего сильнее материнской любви и даже предательство не способно сломить её.

Подводя итог, можно сказать, что материнскую любовь нельзя обозначить одним термином, невозможно описать словами, ее можно только отдавать и чувствовать. Для каждого человека она своя, каждый воспринимает ее по-своему, однако, сила ее одна!

Вариант 2

Мама будет помогать нам на протяжении всей своей жизни. Мама всегда поможет в любых обстоятельствах, всегда оградит тебя любовью и заботой. Какая бы ситуация не случилась, мама всегда будет рядом с тобой, она всегда тебя поддержит и поможет своим дельным и мудрым советом. Она всегда тебя сможет успокоить и наставить тебя на правильный путь в жизни. Ведь мама, этот тот человек, который всегда понимает тебя и заботится о тебе. Ведь ты её дан Богом. Уже из младенческого возраста мы понимаем кто для нас мама. Даже у большинства малышей первое слово “мама”, и это не случайна! О такой теме как “материнская любовь”, всегда говорили и писали произведения писатели и деятели искусств.

Есть множество произведений, которые сказывают о материнской любви и об её недостатке к ребёнку. Например, приведу вам множество произведений, которые так или иначе связаны с материнской любовью. И так первое произведение Паустовского, под название “Телеграмма”. В данном произведении сказывается об старушки, которая ждёт и день, и ночь свою дочь. Но дочь попросту забыла о матери. Мать так и ждала свою дочь до самой смерти. Она умерла в одиночестве. Дочь даже опаздывает на похороны, но только в ту секунду она поняла, что потеряла самое ценное, что у неё было. Но жалеть уже было слишком поздно, ведь уже маму не вернуть.

Второе произведение Толстого “Русский характер”. В произведение говорилось о сыне, который ушёл на войну, отдавать честь родине. На войне он был героем, но война его изуродовала. Он боялся вернуться домой, и в итоге вернулся домой под чужим именем. Но как говориться сердце матери никаким образом не обмануть! Мать узнаёт его даже в таком состоянии и с другим именем. Её слова были таковы: “главное что жив, а остальное не важно!”.

Третье произведение Толстого под названием “Тарас Бульба”, очень популярное произведение, в котором рассказывалось о сильной любви матери к сыновьям. Она не может доносить и показать ту любовь, которой они достойны. Так как они мужчины. Но она любит их и переживает за них всем своим светлым сердцем.

В произведении Чехова под названием “Чайка”, рассказывалось о недостаточной материнской любви. Перед матерью стоял выбор, или карьера или сын. Но, к сожалению она выбрала карьеру. Сыну же не доставалось того материнского внимания, и он от страдания и отсутствия любви застрелился, очень грустный конец произведения.

Материнская любовь должна быть, она охраняет нас всех и помогает нам двигаться в жизни!

Сочинение Что такое Материнская любовь

Задумывались ли вы над тем, почему первое слово, произнесенное младенцем, это слово "мама"? Почему среди множества людей, окружающих нас, самым искренним и самым честным является мама? Почему именно мамы терпят наше зачастую неподобающее поведение и всё нам прощают? Вопросов много, а ответ всегда один. Мама-самый близкий и самый родной человек, материнская любовь-любовь, не имеющая границ.

С самых первых минут нашей жизни мама окружает любовью и заботой. Мама забывает порой про себя и про все свои проблемы и дела, потому что центром её вселенной становится её малыш, и этому малышу она стремится дать всего и побольше.

Мама проводит рядом с твоей кроватью бессонные ночи, если тебе нездоровится. Мама даст совет, как поступить в конфликтной ситуации с мальчишкой из параллельного класса. Мама выслушает все твои сомнения и все твои желания, и обязательно постарается их исполнить. Человек, который тебя понимает или искренне стремится понять, - мама. Какой бы поступок ты не совершил, мама найдёт тебе оправдание и будет любить как прежде.

Материнская любовь-чувство безграничное и не требующее ничего взамен. Любовь матери к ребенку- чистое и светлое чувство, не подразумевающее под собой меркантильность и игру. Если мы обратимся к произведениям классической литературы, то найдём массу подтверждений этому.

Вспомним повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Всего сутки дал Тарас своим сыновьям побыть дома. Всего сутки дал их матери наглядеться на них и запомнить такими, какие они есть. Всю ночь мать просидела около кроватей, гладя головы сыновей и понимая, что больше уже не увидит своих детей. А как она провожала их в дорогу? Бежала за лошадьми, падала, вставала и дальше бежала и плакала, плакала, плакала.

Обратимся к рассказу А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА "Матренин двор". Матрена делала всё для своей неродной дочери Киры, совсем не требуя ничего взамен. Последнее, что она сделала, отдала часть своей избы и там же умерла.

Мама рядом на утренниках в саду, на линейке в школе, на всех мероприятиях. Зная, что она рядом, чувствуешь себя увереннее и надёжнее. Знаешь, что всё, что ты задумал, обязательно будет, потому что рядом мама и её колоссальная поддержка.

Материнская любовь - это подвиг. Мама всегда обделяет себя, лишь бы комфортно было её ребёнку. Требует ли мама награду за свой подвиг? Нет. Лучшая награда для неё - это счастье своего ребёнка,улыбка на его лице и радостный блеск в глазах.

Так что же такое материнская любовь? Безграничная преданность, забота, стремление сделать твою жизнь максимально комфортной, чистота, подвиг... Но главное, материнская любовь-это то, что нельзя купить или обменять, нельзя ни с чем сравнить, это то, что можно почувствовать в своей жизни раз и навсегда. Мы часто бываем грубы и эгоистичны по отношению к своим матерям, а они не обижаются на нас, а только лишь все прощают и любят ещё больше. Мама как ни кто другой заслуживает нашей взаимной бесконечной любви и уважения.

ОГЭ, 9 класс, 15.3

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

    Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр

  • Образ и характеристика Черта в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    В повести Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством черт предстаёт перед читателем, прежде всего, как воплощение зла и коварства. Являясь отрицательным героем, в то же время он невольно вызывает смех многими своими проделками.

  • Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

    В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. К каждой из них мы подобрали примеры из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Для родного человека не имеет значения, как ты выглядишь, как ты себя ведёшь, он будет любить тебя, несмотря ни на что. Любовь матери – это великая сила. В произведении Д. Улицкой «Дочь Бухары» Аля, узнав о страшном диагнозе дочери, не отказывается от неё. Наоборот, любящая мать тратит все свои силы во благо своего ребёнка. Вместе они проходят через множество трудностей. Одна, оставшись без мужа, Бухара бросает свою работу и устраивается в школу для отсталых детей, чтобы всегда быть с Милочкой. Вскоре Аля заболевает и знает, что это смертельно. Однако она старается за это время успеть обустроить жизнь дочери наилучшим образом и не успокаивается, пока Мила не выходит замуж. Лишь в ее счастье она находит покой.
  2. Дети – самое дорогое, что есть у женщины. Поэтому материнская любовь всесильна. Потерять ребёнка – это самая страшная трагедия в жизни родителей. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показывается горе женщины, потерявшей сына на войне. Графиня Ростова узнаёт о смерти любимого Пети и словно теряет рассудок после этого. Её сердце предчувствовало трагедию, она не хотела отпускать сына на службу. Но, в силу юношеских лет, Петя не знал, что такое война. Он мечтал стать героем. Однако тому не суждено было сбыться, и он погибает в первой же битве. Получив страшное известие, графиня запирается в комнате, кричит и зовёт сына. Жизнь ей больше не важна. За месяц, проведённый в этой скорби, когда-то прекрасная женщина становится старухой. И лишь усилиями дочери она выходит из комнаты. Однако без сына её жизнь уже не будет прежней.

Роль матери в жизни ребенка

  1. «Мама» - это первое слово, которое произносит почти каждый ребёнок. Но не каждому везет ощутить ласку и заботу той, кого так хотелось позвать к себе. Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» был вывезен из дома ещё в детстве. Он знал, что где-то далеко у него есть семья, он помнил, как его нянчила мать. Но всего этого его лишила война. Русский офицер увез его, но оставил в монастыре, когда испугался, что пленник умрет, не пережив сложной дороги. Пытаясь заполнить пустоту в своём сердце, повзрослевший Мцыри сбегает из своей холодной темницы. Он мечтает найти родных, наконец, почувствовать тепло и заботу. Однако, осознав, что прошлое не вернуть, он погибает. И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и взбунтоваться против медленной пытки – заточения в монастырских стенах. Он с благодарностью принимает смерть, ведь жизнь в рабстве гораздо хуже. Юноша совершил этот прыжок к свободе лишь благодаря силе воспоминания о своем происхождении, о своей семье, о своей матери.
  2. Маму нельзя заменить. Как и нельзя дать ту же любовь, что даёт тебе твой родной человек. Так, в повести Марка Твена «Приключения Тома Соера» мы видим жизнь мальчика, оставшегося без матери. Да, его воспитывает тётя. Однако она никогда не сможет воспринимать Тома, как своего сына, и мальчик это чувствует. Он нарочно сбегает из дома. Отсутствие материнской любви сказывается и на его характере: сорванец, не чувствующий заботы и не готовый трудиться ради кого-то.
  3. Неблагодарность ребёнка

    1. Главный герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном» не смог вовремя понять силу материнской любви. Семёна ранят на войне, и после такого страшного события он решает не возвращаться домой. Состарившийся, слепой и немощный, он пытается доживать свою исковерканную жизнь. Случайно узнав его по голосу в электричке, мать Семёна ринется к нему, но он оттолкнёт некогда родную женщину и назовётся другим именем. Лишь спустя время, он осознаёт, что случилось. Однако будет слишком поздно. Лишь стоя на могиле матери, он всё понимает.
    2. Иногда мы осознаём важность мамы в нашей жизни слишком поздно. Подтверждение своей мысли я нахожу в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма» . Главная героиня, Катерина Петровна, три года не виделась со своей дочерью. Мать писала ей письма и мечтала снова с ней встретиться. Настя же жила своей жизнью, иногда посылала «сухие» письма и немного денег. Но Катерина Петровна и тому была рада. Перед смертью она всё мечтала в последний раз увидеться с дочкой. Но этому не суждено было сбыться. О плохом состоянии матери Настя узнала лишь из телеграммы Тихона. Однако было уже слишком поздно. Хоронили женщину совсем чужие люди. И лишь на могиле матери Настя осознала, что потеряла самого родного на свете человека, так и не выразив свою благодарность.
    3. Любовь к матери

      1. Мы должны уважать и ценить то, что делают для нас мамы. Они всегда на нашей стороне и отдают нам всю свою любовь. Это понимает и великий поэт С.А. Есенин . В стихотворении «Письмо матери» он с нежностью обращается к своей «старушке». Сын хочет уберечь родную женщину, обеспокоенную слухами и новостями о его плохом поведении. Он с осторожностью подходит к этому разговору и со всей заботой уверяет, что не о чем беспокоится. Он просит не ворошить прошлое и не грустить о нём так сильно. Есенин понимает, что матери нелегко смириться, когда про её ребёнка говорят злые вещи. И всё же он пытается уверить мать в том, что всё будет хорошо.
      2. Отрада для матери видеть своего ребёнка счастливым. Ведь именно она частично ответственна за его судьбу. В стихотворении А. Павлова-Бессоновского «Спасибо, мамочка» автор понимает, насколько важна в жизни мама. Он начинает своё произведение со слов благодарности за жизнь, за тепло и уют, за любовь. Поэт настолько переполнен чувством благодарности, что через каждую строчку стихотворения слышится отчётливое «спасибо».
      3. Чрезмерная материнская любовь

        1. Воспитание родителей часто влияет на дальнейшую судьбу ребёнка. Немало важную роль здесь играет именно мама. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» читатели видят пример, где излишняя любовь матери вредит будущему сына. Митрофан – это своеобразный взрослый ребёнок. Он ленивый, невоспитанный и эгоистичный. Герой не видит выгоды в том, чтобы общаться с другими людьми вежливо. В этом большую роль сыграло воспитание матери, которая во всём всегда потакала сыну. Она никогда не заставляла его что-то делать, всегда ограждала от опасностей, поощряла любые его затеи. Однако в итоге такое чрезмерно-любвеобильное отношение обратилось против госпожи Простаковой. В конце пьесы мальчик отказывается от родной матери и отталкивает её.
        2. Мама – тот человек, что всегда должен дарить любовь и оберегать нас. Но иногда неправильные методы воспитания могут разрушить судьбу человека. Например, в пьесе «Гроза» А.Н. Островского главный герой является слабохарактерным, бесхребетным человеком. Купчиха, Марфа Кабанова держит в страхе и напряжении семью, особенно сына. Она управляет всем в доме и контролирует жизнь своих детей. В тоге, её сын, Тихон, не может противостоять слову матери. Он не в силах защитить ни жену, ни самого себя. Герой спивается и норовит убежать из дома под любым предлогом. В результате он теряет супругу и винит мать во всех своих грехах.

План сочинения 15.3 на тему «Материнская любовь»*

  1. Святое и сильное чувство – материнская любовь (определение);
  2. Доброта и тактичность мамы;
  3. Проявление материнской любви;
  4. Для каждого материнская любовь своя.

Пример сочинения 15.3

Материнская любовь — это самое бескорыстное, сильное, светлое чувство в мире. Ведь с именем мамы связано так много. Она всегда рядом с нами, всегда найдет нужные слова для поддержки. Мама заботится о нас. Мы на протяжении всей жизни ощущаем ее нежность, силу, поддержку. Мама, как ангел, спустившийся с небес, охраняет нас и помогает преодолеть трудности.

В жизни нет ничего важнее мамы. Ее ласки, кажется, хватит не только на собственных детей, но и на всех детей в мире. Она, как огромная птица, готова закрыть детенышей от грозящей им опасности.

В предложениях 13-16 предложенного текста мы наблюдаем, как заботливо мама провожает сына в школу, как тактична она в проявлении своей опеки. Мальчик, считающий себя достаточно взрослым, не хочет, чтобы его провожали. И мама покорно кладет на место взятые вещи. Но беспокойство за сына гонит ее вслед за ним, и она, прячась, чтобы мальчик не обиделся, идет, сопровождая его до школы.… И чуть позже, в предложениях 34-41,когда герой произведения видит маму, стоящую под дождем у окон школы, его душе становится теплее потому, что мама рядом. В этих коротких строчках раскрыто всепоглощающее светлое и сильное чувство – материнская любовь.

Я помню свою маму вечной хлопотуньей. Она так много работала, но ее любви и терпения хватало на меня всегда. Она вместе со мной решала задачки, учила стихи. А если в школе что-то не ладилось, всегда давала советы. Мама была свидетельницей моей первой влюбленности и помогала пережить безответное чувство. Она была рядом, когда мне нездоровилось. И никогда не говорила о том, что у нее что-то болит или что она устала. Мама мудро ведет по жизни, и всегда старается найти оправдание моим не всегда правильным поступкам. Для нее я все еще тот малыш, о котором надо заботиться и опекать, самый лучший и любимый ребенок на свете.

Говоря о материнской любви, не могу не вспомнить стихотворение Кедрина, которое так и называется «Сердце». Герой произведения разрубил грудь матери, чтобы подарить девушке ее сердце. Когда он упал, сердце матери упало. У сына, убившего свою мать, ради любви к девушке, упавшее сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» Эти слова еще раз подтверждают верность нашего утверждения о том, что материнская любовь способна выдержать любые испытания ради своего ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что материнская любовь не может определяться каким-то одним термином. Это чувство не поддается определениям. Для каждого из нас материнская любовь своя и каждый понимает ее по-своему.

Комментарий педагога:

С чего начать подготовку к сочинению-рассуждению?

  • Начиная работу, вспомните о том, что вы должны показать свое умение рассуждать и думать на заданную тему, важно уметь убеждать в своей правоте.
  • Сочинение-рассуждение обычно состоит из 3-4 частей: определение темы, ее формулировка; обоснование темы (ее раскрытие) и итоговый вывод.
  • Обязательно надо составить план сочинения, так будет легче писать.
  • Части сочинения должны делиться на логические отрывки, не должно быть путаницы (то есть если говорите об одном, не вставляйте в свои рассуждения лишнее, не перескакивайте с одной мысли на другую).
  • Пользуйтесь словарем синонимов.
  • Постарайтесь пользоваться цитатами для подтверждения выводов или нумерацией предложений.

*Исходный текст для анализа:

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу… (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!
(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.
– (7)Ты куда? – удивился Толя.
– (8)Тебя провожу.
– (9)Меня… провожать? (10)Что ты?
(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.
(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.
(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:
– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!
(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.
(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:
– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?
(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.
(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:
– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.
(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:
– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка… (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.
(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (из Открытого банка ФИПИ)

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

«Что такое материнская любовь»

г. Мыски Кемеровской обл.

В качестве литературного примера можно взять

· прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения,

· тексты одного блока,

· другие тексты из открытого банка заданий сайта ФИПИ, соответствующие теме сочинения.

Приводя пример из текста экзаменационного варианта КИМ (первый аргумент), ученик может написать: В тексте NN …

При использовании стороннего текста (второй аргумент) следует указывать автора и название произведения.

Если ученик затрудняется в определении жанра произведения, то можно написать: В произведении NN «SS» …

Использование выражения В книге NN «SS» … возможно для крупных произведений, так как для произведений малых и средних форм (рассказ, очерк, повесть и др.) книгой может быть сборник.

Начало 3-го абзаца может быть таким: В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги (рассказа, повести т.п.) NN «SS».

В жизни каждого есть человек, который всегда поймёт, даст правильный совет, поможет, если у тебя случилась беда, сделает всё, лишь бы тебе было хорошо. Имя этого человека - Мама. И место матери в жизни человека особое, исключительное, потому что мама несёт в себе собственно идею Человека. Мать - это связующее звено между поколениями. Само слово «ма-ма» образуется младенцами на самой первой стадии их речевого развития, на стадии лепета. Свою нежность и любовь мать переливает в своего ребёнка, напевая ему колыбельные песенки, проводя бессонные ночи у его колыбельки. Материнская любовь… Каким же светлым и ярким является чувство, помогающее маленькому человеку встать на ноги и сформироваться как личность!

Художественная литература не может не откликнуться на такую животрепещущую проблему. Вот и современная писательница Лариса Григорьевна Матрос в рассказе «Мама» размышляет над проблемой жертвенной материнской любви. Автор рассказывает об Анне Викторовне, учительнице, которая долго мечтала о сыне. «И он родился! — восклицает писательница. - Крепким, здоровым и красивым!» Мечта героини сбылась, и сына она восприняла «как чудо, явившееся, чтобы стать ей опорой всегда и во всём». Далее идёт рассказ о трудностях, с которыми столкнулась героиня: это и забота о сохранении полной семьи, и уступки, и компромиссы, на которые она шла ради создания в доме атмосферы покоя. Лучшие помыслы и чувства Анны Викторовны принадлежали сыну, пишет автор. Такая глубокая материнская любовь не могла не принести плоды, поскольку Виктор рос ярким, усердным и талантливым. Сын и мать были очень привязаны друг к другу: они многое обсуждали вместе, делились друг с другом своими впечатлениями. Л.Г. Матрос приходит к выводу: любовь матери позволила Виктору чувствовать себя защищённым и уверенным в себе, он имел чувство собственного достоинства и был дружелюбен к окружающим.

Действительно, любовь матери, дружба и взаимопонимание с ней позволяют ребёнку сформироваться как личность и легко адаптироваться в обществе.

Ещё один писатель, который не остался равнодушен к проблеме материнской любви, был Анатолий Георгиевич Алексин. В рассказе «Прости меня, мама» мы читаем грустный мысленный диалог автора со своей матерью, которую он старался спасти от болезней, от житейских невзгод, «торопился выполнить её нечастые просьбы». Писатель с болью сожалеет о том, что не успел сказать при жизни своей маме «всё доброе, что можно сказать, и сделать…всё доброе, что можно сделать». Трогают до глубины души слова писателя о том, как невнимательны бываем мы порой к нашим матерям, а ведь они всё стремятся понять исходя из интересов своего ребёнка. «Берегите матерей!» — призывает нас, читателей, Анатолий Алексин.

Мать не может не любить своё дитя - свою плоть и кровь. И мы, дети, принимаем эту любовь и заботу о нас как должное, как вполне естественное чувство. Но ведь часто бывает и так, что ребёнок вырастает и продолжает купаться в материнской любви, не отдавая себе отчёт в том, что уже пришла пора и ему позаботиться о своей маме. Разве многого надо нашим матерям? Они ждут от нас тёплых слов, звонков по телефону, участия и понимания. Но мы в суете дней, окунувшись в свои дела и заботы, иногда забываем и об этой малости. Мама, конечно, поймёт и простит, лишь скажет участливо: «Я понимаю, как ты устал…»

Что должны сделать для наших матерей мы, их дети? Вовремя, при жизни мамы надо заботиться о ней, не стесняясь, говорить ей слова любви, не откладывать на завтра то хорошее, что можно сделать для неё сегодня!