3. Образ Снегурочки у Н. Рериха
Николамй Константимнович Ремрих (1874-1947) русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Он неоднократно создавал эскизы оформления к знаменитой пьесе Н. А. Острвского "Снегурочка". Три раза Н. К. Рерих обращался к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. Спектакли получили свое осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Далее мы рассмотрим несколько примеров этих оформлений
Картина «Снегурочка и Лель» создана Н.К.Рерихом в 1921 году (рис.3). Рассматривая эту картину, мы сразу замечаем, что зима и лютая стужа уступают место цветущей весне. Это то время, когда сердца людей раскрываются навстречу солнцу - дарителю жизни, когда сердца освещаются любовью и осознанием красоты бытия. И это чудесное преображение звучит гимном и наполняет все жизненное пространство Земли ритмом творческого созидания.
На картине Н.К.Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. Но песнь солнечная утра уже звучит в предчувствии первых лучей солнца, которые наполнят все вокруг светом и радостью нового дня. Песнь эта звучит рожком Леля, вдохновленного неиссякаемым источником любви - сердцем Снегурочки. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки - все выразительно изображено художником. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н.К.Рериха. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Можно так же обратить внимание, что одежда, в которой герои картины, украшена орнаментами и линиями свойственные для одеяний Руси.
В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 г. отличались совершенно новым, неожиданным подходом и иной характеристикой персонажей. Он сам пишет о том, что "великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов." Н.К.Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Именно на этом решил он сделать акцент (рис.4, рис.5).
В театральных работах 1921 года уже не было Руси дохристианской. Здесь смешались все элементы влияний на Россию: влияние Византии выражено образом царя Берендея и его придворным бытом, влияние Востока - в образе торгового гостя Мизгиря и Весны, прилетающей из южных стран, влияние Азии выражает образ легендарного пастуха Леля, который так близок с обликом индусского Кришны, влияние Севера - образ Мороза, Снегурочки, леших (рис.6, рис.7, рис.8).
"Дон Жуан" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной
Внимание Эфроса к внутреннему миру человека проявлялось не только в выборе тем и тончайшей психологической разработке характеров. Анализируя пространство его спектаклей, А. Баранов пишет, что мизансцены следуют «движению души...
Дионисийский мистицизм в античном обществе
Пройдя не малый эволюционный путь религиозных воззрений, образ божества, которое прежде являлось прадионисийским, обретает наиболее сформулированную свою форму в лице самого Диониса. Изначально оргиастическое, более фракийское божество...
Искусство танца
Танец представляет собой культурные традиции всех человеческих общин. За все существование человечества он изменился, отражаясь в культурном развитии. За это время появилось колоссальное количество видов, форм и стилей танца...
Искусство танца
балетмейстер танец образ движение Танец -- музыкально-пластическое искусство. Образы в нем воспроизводятся с помощью движений и положений человеческого тела, которые составляют специфический выразительный (образный) язык этого вида искусства...
Кино - как синтетический вид искусства
кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. <...> Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось...
Культурологическая концепция Н. К. Рериха не является строго научной. Как и все творчество Рериха...
Культурологические идеи Н.К. Рериха
Н. К. Рерих много размышляет об охране культурных сокровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Русской культуры. Культура строится на фундаменте неограниченного познания...
Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха
Васнецов Василий Михайлович (1848-1926)- великий русский художник, один из основателей русского модерна. Он основоположник особого « русского стиля » внутри общеевропейского символизма и модерна...
Постановка "Снегурочка" (В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха)
Врубель Михаил Александрович (1856-1910) - это легенда русской живописи. Не просто яркое имя, великий гений, одиозная личность, но феномен, окружённый огромным количеством мифов и мистических явлений...
Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1972. С. 7. в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов...
Северный период творчества Н.К. Рериха
Говоря об использовании Рерихом форм древней живописи, в частности, иконописи, исследователи обычно видят в этом проявление «стилизаторских тенденций». Думается...
Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"
Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются...
Театр как вид искусства
Сценический образ -- здесь с ним может сравниваться только образ, создаваемый искусством кино, -- воспринимается нами как самый подлинный из всех существующих в искусстве образов. Самый подлинный, несмотря на свою очевидную условность...
Одним из самых популярных новогодних персонажей и самых любимых детьми, начиная с конца XIX в. и до сих пор, остается Снегурочка
– уникальный образ русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии других народов мира нет подобных женских персонажей. Ее часто изображали в своих произведениях русские писатели, художники, композиторы, режиссеры. За полтора столетия образ Снегурочки значительно изменился – от невинной внучки Деда Мороза до сексуально агрессивных персонажей из эротических фильмов.
Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.
Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».
Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.
Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.
Панорама живописи Николая Рериха
0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.
В начале XX века Рериху удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще...
Николай Рерих в Петербурге
Большую часть своей земной жизни Рерих прожил в Петербурге. Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.