Ребенок 8 лет учится играть на гитаре. Курсы гитары для начинающих взрослых

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

Элементарное музицирование на гитаре
донотное музицирование на гитаре
первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Продолжение следует…

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

Всем привет! Обучаюсь в школе игре на саксофоне! Никите удалось создать очень комфортную обстановку как в помещении, так и в процессе обучения! Все, кто в детстве ненавидел музыкальную школу с злыми тетками педагогами - обязательно стоит приехать и сравнить))

Хожу на занятия в школу Sing&Play к , учусь играть на гитаре. Огромное спасибо за то, что он смог разработать такой нестандартный подход к обучению музыке:). Я новичок от слова "совсем", дополнительно к этому еще и занятость огромная, нет возможности в достаточном количестве практиковаться дома. Тем не менее, прогресс явно есть! :). В школе уютно, каждый занимается в отдельной, звукоизолированной комнате, во всех комнатах есть кондиционер, музыкальное оборудование, все необходимые вещи для занятий. Более того, администратор всегда идет навстречу ученикам, если необходимо перенести занятие или решить какие-то организационные вопросы. Отдельно про Сашу - мало того, что он крутецкий музыкант и солист моей любимой группы, так еще и учитель просто великолепный. Занятия проходят в непринужденной обстановке, он не давит, очень терпелив, не "грузит" теорией, но каким-то образом все же доносит знания о сложной структуре нот и музыки. После занятий всегда ощущение полета и радости:)). Я искренне благодарна, буду ходить к вам и дальше!!

Занимаюсь недавно в школе у Руфины Ахметшиной, в 36 лет загорелось освоить скрипку:) Огромное спасибо за терпенние, нестандартный подход и принятие проблем "взрослого, работающего " ученика. Обучение по своему желанию во взрослом возрасте приносит совершенно другие ощущения и мотивацию) Буду с удовольствием продолжать! Спасибо за лёгкий, нестандартный подход к обучению и всегда позитивый настрой.

Занимаюсь вокалом где-то 4 месяца. Очень нравится, что преподаватели уделяют внимание моим вкусам и устремлениям, помогают подтягивать мои слабые навыки. Отдельно для меня стало большим крутым сюрпризом организация мероприятий, где я могу выступить и получить много эмоций, развить навыки живого выступления. Нравится, что школа развивается, есть новые идеи, формируются свои коллективы, есть возможность познакомится с талантливыми людьми! Спасибо большое Никите, Ксении и Екатерине ❤

Давно мечтала и наконец решилась освоить саксофон с нуля. Уже не помню почему, но выбор пал на школу Sing & Play. Ни разу не пожалела! Преподаватель Никита Наймушин действительно стал для меня гуру и проводником в мир музыки! Душевная атмосфера и профессионализм вам гарантированы! А моему преподавателю низкий поклон за терпение и позитив:)

Давно хотел научиться играть на электрогитаре. Нашёл школу Sing&Play и ни разу не пожалел. Занимался 4 месяца у преподавателя Андрея Данилова. Занятия проходили крайне насыщено, но в то же время спокойно. Времени хватало на всё: не только на теорию, непосредственно игру, но и на постановку техники и доработку навыков игры. Пока не было своей гитары, школа любезно предоставила всё необходимое оборудование! Очень доволен обучением, огромное спасибо моему преподавателю Андрею и основателю школы Никите Наймушину, буду рад заниматься у вас ещё!!!

Взрослым людям можно начинать обучение игре на гитаре в любом возрасте. А вот для детей ситуация немного иная, т. к. для качественной игры на инструменте нужно обладать определенными физическими параметрами. Оптимальным для обучения игре на гитаре считается возраст 9-10 лет, потому что моторика рук к тому моменту уже сформировалась, и ребенок подходит к процессу осознанно.

Но при желании можно начинать обучение и с 7 лет (а в некоторых случаях даже раньше). Как правило, в таком возрасте используется специальная гитара уменьшенного размера,предназначенная для юных музыкантов, а программа обучения больше нацелена на общее музыкальное развитие ребенка.

Можно ли научиться играть на гитаре самостоятельно?

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно понять, какой уровень владения гитарой вы хотите иметь: просто суметь подыгрывать себе во время пения, либо хотите исполнять произведения, где гитара выступает сольным инструментом.

Для первого варианта вполне возможно научиться самостоятельно по различным самоучителям и видео-урокам,сделать это проще людям с хорошим музыкальным слухом, а также тем, кто когда-то обучался музыке на другом инструменте.

Но практика показывает, что для большинства людей научиться играть на гитаре даже на таком уровне самостоятельно, не прибегая к консультациям грамотных музыкантов, очень долгий, сложный процесс, требующий большого усердия.

Проблема самостоятельного обучения гитаре состоит в том, что в процессе игры у обучающегося в силу многозадачности нет возможности контролировать все и сразу: положение рук, пальцев, ритм, помнить, что за чем сыграть и т. д. Нужен человек, который со стороны будет следить и исправлять сразу неизбежные при обучении ошибки.

Более того, проще в самом начале обучения добиться правильной постановки рук, чем переучиваться. Так же с учителем процесс освоения материала займет меньше времени, чем при самостоятельном, так как педагог составит программу обучения именно для вас, учитывая Ваши возможности, навыки и желания, где материал выстраивается от простого к сложному, а при возникновении вопросов, вы получаете ответы на них и постепенно шаг за шагом продвигаетесь в обучении.

Что делать, если я не знаю музыкальной грамоты?

Музыкальную грамоту необходимо знать любому музыканту, как любителю, так и профессионалу. На наших уроках педагог объяснит вам необходимую для игры теорию музыки.

Занятия строятся таким образом, что теоретическая часть переплетается с практической, что в свою очередь позволяет эффективно усваивать материал.

Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?

Можно! Как правило, музыкальный слух есть у большинства здоровых людей, только у некоторых он развит больше, а других меньше. Слух как раз и развивается в процессе активного его использования. То есть для этого необходимо заниматься музыкой (петь, играть на музыкальных инструментах). Поэтому, если у вас появилось желание играть на гитаре, смело начинайте заниматься, слух постепенно разовьется.

Как научиться играть на гитаре и петь одновременно?

Для этого необходимо сначала отдельно отработать игру на гитаре и отдельно разучить вокальную партию. Потом, как только вы поняли, что по отдельности все получается без запинок, можете соединить. Если Вы испытываете трудности с каким -то из пунктов, например, не удается чисто и красиво петь, обратитесь к педагогу по вокалу.

Сколько нужно заниматься, чтобы научиться играть на гитаре?

Чтобы процесс обучения игре на гитаре проходил продуктивно, необходимо стабильно посещать уроки с преподавателем 1-2 раза в неделю, а также заниматься дома самостоятельно и выполнять домашние задания. От того, как и сколько вы занимаетесь, будет зависеть результат обучения на инструменте.

Какие произведения можно разучивать на уроках гитары?

У нас нет ограничений по выбору учебного материала, вы может разучивать произведения любых стилей и жанров, будь то классика, эстрада, джаз, блюз, рок и т. д.

Преподаватель подбирает репертуар исходя из ваших пожеланий, уровня вашей подготовки, а также поставленных задач в обучении.

У многих пап и мам возникает вопрос - во сколько лет можно отдавать своего ребёнка на обучение игре на гитаре? Возможно ли обучение игре на гитаре для детей с 5-7 лет? Да, возможно, но не для всех. Предлагаю вам такой тест: покажите своему ребёнку ролики на канале Школы гитаристов Виктора Русинова в ютубе. Если, ему понравятся ролики и он станет проситься у вас записаться на обучение игре на гитаре, то смело ведите его ко мне. Из этого ребёнка будет толк.

Ваня Маслов пришёл заниматься ко мне в 7 лет. Сейчас ему 10 лет. Посмотрите как он играет на гитаре. Ваня молодец.

Обучение игре на гитаре для детей возможно лишь в одном случае, если ваш ребёнок очень хочет играть на гитаре. Для этого вам необходимо купить специальную трёхчетвертную (3/4) гитару и отдать её своему педагогу, который отрегулирует её под руки вашего сына или дочки. Хотя, некоторые мои ученики играют на полноценной классической гитаре с 5 лет. Как правильно выбрать себе гитару , вы узнаете, когда придёте ко мне на первое занятие. Посещая регулярно уроки игры на гитаре, мы доведём вашу гитару, до нужной кондиции самостоятельно. Но, в особых сложных случаях, мы обратимся к гитарному мастеру.

Если, родители помогают учителю в некоторых моментах воспитания музыкальной культуры ребёнка (как это делать я вам расскажу при личной встрече, то процесс обучения игре на гитаре и для ребёнка, и для вас, станет большим наслаждением. Главное - это процесс: удовольствие от обучения игре на гитаре, удовольствие от выступления на концерте, удовольствие от того, что он или она получает, наслаждение от общения с музыкой через гитару. Первая радость, для маленького ученика или ученицы, это когда он научится настраивать гитаруи это у него получиться

Поздравляем, всего за 10 минут вы узнали, что отличает нашу школу от множества других. Мы прививаем любовь к музыке, превращая скучные уроки в увлекательные занятия. Наши ученики сами спешат к нам, а их родители благодарят нас. Записывайтесь к нам и вы убедитесь в этом сами.

Плюсы гитары

Простота и доступность. Вы можете встретить ее где угодно: в гостях у знакомых, в палаточном лагере в походе или на пикнике, просто во дворе в компании - и всегда можете на ней сыграть, обладая должными навыками. Ее покупка обычно не требует крупных вложение (кроме топовых профессиональных серий или мастеровых инструментов).

Гитара не требует какого-то специфичного обслуживания, как духовые или ударные, и она не привязана к месту как клавишные. Не требует утонченного слуха, как вокал и, особенно, скрипка.

Все довольно просто, открыто и доступно в гитаре. Не требуется знать много теории, есть программы, помогающие разбирать и читать мелодии, а настраивать можно и во все по прибору.

Все это дает возможность играть как детям лет от 7, так и взрослым, загруженным работой и другими мыслями, просто на досуге, не тратя часы на вникание в процесс, а просто расслаблено, для себя.

Цель обучения

Создание красивого звука, умение извлекать ноты отчетливо и звучно. Играть с душой. Рассудите сами, приятно слушать, пусть, интересную гармонию и виртуозную партию, но сыгранную коряво? Нет, конечно! Не всегда нужна полная палитра приемов и техник. Иногда «картину» можно изобразить в простых «красках». Можно сыграть красиво и искренне вполне простую мелодию, но, тем не менее, оставить след, вызвать приятные эмоции у слушателя.

Мы не ставим ограничений, можно выбрать любой стиль, любого автора или исполнителя, чьи песни вы хотите научиться играть. Мы не считаем правильным судить, что должен играть «достаточно культурный» человек. Наша миссия научить человека качественно и красиво играть то, что отражает его вкус, не ломая его внутреннего мира, а подчеркивая его. Раскрывать эмоции и мысли, передаваемые в мелодиях.

Для занятий потребуется

  • Безусловно, сама гитара. Полноразмерная, ½, ¼. Электро, акустика, классическая. Педагог вам поможет выбрать из широкого ассортимента моделей и производителей, не забудьте проконсультироваться у него;
  • Компьютер. Современные цифровые технологии значительно упрощают задачу, помогая разбирать теорию, читать мелодию и настраивать гитару;
  • Конечно же, стремление научиться!

Расписание

Мы, не покладая рук, стремимся наполнять это мир музыкой. Без выходных, каждый день с 10 00 до 21 00.

Где проходят занятия

Дома и в студии, вы можете выбрать один из этих вариантов, учитывая что...

В студии:

  • Вас ждет полностью подготовленное помещение. Все необходимое от самих инструментов, до звукозаписывающих и воспроизводящих устройств. Все здесь направленно на занятие именно музыкой;
  • Атмосфера, уникальная обстановка, где вы почувствуете на себе будни музыканта. Здесь возможно творческое настроение и полное погружение в работу, не озираясь на соседей и родственников;
  • Доступны групповые занятия. Возможность развить свой проект под наблюдением художественного руководителя, или просто поучиться играть в команде, понять свою функцию, получить знание того, как сочетаются инструменты (продвинутый уровень).

Дома:

  • Вы можете создать свою атмосферу, оборудовав мини студию или просто учебный класс;
  • Если вы привыкли к уюту и комфортной обстановке родных стен, но готовы воспринимать их как учебное заведение, когда это потребуется;
  • И самое главное, если возможности выехать нет хронологически, особенно это касается детей, отвезти, забрать, при этом не прогулять работу и не гулять под окнами (при отсутствии личного транспорта).

Популярные вопросы

В чем суть индивидуальных или групповых уроков?

Когда вы занимаетесь с преподавателем лично, тет-а-тет, занятия в первую очередь направлены на развитие своей индивидуальной грамотности (как построить свою партию) и технического мастерства (как эту партию сыграть). Учитель более детально разбирает ваши помарки, может детально пронаблюдать ваши действия. Изначально нужно начинать с личного владения инструментом.

Занятия в группе, по сути, уже занятия не с учителем гитары, а с художественным руководителем. Общая теория аранжировки и гармонии (как сочетать партии), какие функции выполняют инструменты, как разделяются по регистрам. Сыграться по ритму, научиться слышать других, а не только играть. Это продвинутый уровень, когда вы сами умеете играть, но не знаете, как это применить.

Какой репертуар?

Ваш, только ваш. Ваш любимый стиль, исполнитель или автор, песни которого вы бы хотели освоить. Ограничение может быть только по сложности и доступности техники исполнения, согласно с вашим уровнем. В остальном учитель будет акцентировать внимание на развитии навыков и приемов, актуальных в заданном стиле.

Как выбрать инструмент?

Придти на собеседование и проконсультироваться с педагогом. Это самый надежный способ. Компетентный эксперт оцени ваш запрос, учитывая все нюансы ваших потребностей. Исходя из стиля, возраста, кошелька, будут даны рекомендации по выбору модели гитары.

Будет участие в концертах?

Это не обязательно, но возможно. Ученический мини концерт для друзей и родных, а так же запись в форме видео отзыва вы можете предпочесть на свой вкус.

Может не получиться?

Безусловно, какие-то сложности встретятся у вас на пути. Какие-то приемы или какая-то техника исполнения будут даваться сложнее. Но всегда можно найти свой стиль и достичь однозначного результата. Регулярность и внимательность к советам педагога - залог успеха. Буквально 10-15 занятий вам хватит, чтобы понять как далеко вы могли бы зайти и каких высот добиться.

Могу я узнать больше?