Размышления о чести и совести (По произведениям русской литературы XIX века). Произведения о чести и бесчестии

Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.
Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагические судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.
Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл, что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе. Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
«Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.
Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.
Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.
Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

  1. Новое!

    Раскольникова Пульхерия Александровна - мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй,...

  2. Новое!

    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.


Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего
Честь – это совокупность таких морально-этических качеств, как верность родине, справедливость, правдивость, благородство. Эти качества, вместе взятые, позволяют судить о достоинстве человека. Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение личности за присущие ей качества, перечисленные выше. Оно наряду с честностью помогает ему установить нравственные обязанности, определить границы между добром и злом. Наличие этих двух качеств в человеке зависят от его воспитания, от той среды, в которой он находится, от тех, кто передаёт ему традиции своего народа. Ведь честь и достоинство – это самое важное, что есть у человека, для того чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающими.
Русский человек помнит своих героев, одержавших победу в Отечественной войне 1812 года. В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов восхищается подвигом солдат, с честью и собственным достоинством осиливших непобедимую, сильную французскую армию. Достаточно вспомнить образ полковника, чтобы убедиться в том, что честность в человеке почитается больше, чем физическая сила. Опытный в военном деле, много повидавший, полковник понял, что победа зависит не только от силы, но и духа солдат, вверенных ему. Поэтому он был верен царю, присяге и, как отец, заботился о рядовых бойцах. Смертельно раненный, он просил умереть, но отстоять Москву. Честь и достоинство русских воинов помогли победить несокрушимую армию Наполеона.
Под влиянием идей Бонапарта Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, перешагнул через свою честь, совершив преступление. Но он, обладающий совестью и достоинством, оценивая всю тяжесть содеянного, не может скрыть от людей правды. Встать на путь истины, снова обрести друзей, найти свою любовь ему помогает Соня Мармеладова. Именно она вернула Раскольникова к жизни, уберегла его от бесчестия, помогла сохранить ему собственное достоинство.
Границы своей чести и достоинства каждый человек определяет по-своему. Это зависит воспитания, интеллекта, от той среды, в которой он живет. Лужин и Свидригайлов, двойники Раскольникова, живут по принципам вседозволенности, потому что считают себя сильными. У них есть деньги, положение в обществе, но нет чести. И только совесть подсказывает им о том, что что-то идет не так. Оба они ужасаются тому, что из их мнимой силы всегда рождается злодейство, что время на исправление ошибок потеряно и его не вернуть назад.

Итак, честь и достоинство – это нравственные ценные человека. Они воспитываются и прививаются в семье. Они помогают ему ответственно относиться к учебе, работе, к родителям. Быть честным с самим собой и окружающими, сохранять собственное достоинство. И каждый должен как зеницу ока беречь эти ценные качества.

Сочинение на тему "Честь и бесчестие" можно раскрыть не только через дуэль, которая упоминается во многих произведениях литературы. Но и через... Чувствую задену сейчас щепетильную тему о нравственном поведении женского пола и потери "сокровища" (так написано о девственности Сонечки Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ). Да и со современным миром очень легко связать дела минувших дней.

Для написания сочинения по этому тематическому направлению честь и бесчестие можно использовать всего лишь 2 и 3 главы из первой части романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Вам стоит две главы прочесть или перечитать, если вы решите раскрыть эту тему "честь и бесчестие девушки". К слову в романе частей всего 6 + эпилог.

Цитаты подходящие к этой теме в полной мере открывают то, что я хочу сейчас сказать.

"Честь нельзя отнять, её можно потерять." (А.П.Чехов)

"Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретёт бесчестье." (Б.Паскаль)

"Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придёт конец." (У.Шекспир)

"Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства." (У.Шекспир)

"Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других." (Б.Мандевиль)

Во второй главе нам рассказывается о Сонечке Мармеладовой, которая вынужденно теряет свою честь. К этому принуждает её мачеха и обстоятельства.

Диалог мачехи и Сонечки со слов Мармеладова (в моей книге 18 страница):

"Катерина Ивановна говорит: "Живёшь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься", а что тут пьёшь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!... Соня говорит:"Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?"... "А что ж, - отвечает Катерина Ивановна, в пересмешку, - чего беречь? Эко сокровище!""

После потери сокровища бесчестие не заставило себя ждать. Пересказывать весь текст нет смысла, так как его быстро можно прочесть.

В третьей главе в противовес истории Сонечки нам показывают как склоняет к подобному бесчестию Дуню Раскольникову (сестру главного героя) господин Свидригайлов. И даже когда она осталась непреклонна, человеческая молва перевернул всё с ног на голову. Очень хорошо показано как поступали с девушками, которые потеряли честь. Вплоть до того как мажут дёгтем ворота.

В нынешнее время всё это утратило смысл. И никто не пойдёт разукрашивать ворота или дверь. А вот такие как Сонечка Мармеладова, продавшая сокровище за 30 целковых (прям как 30 сребреников Иуды, предавшего Иисуса Христа), есть и поныне.

Помните скандал с продажей девственности девушки в Арабских Эмиратах? В новостях всё это подробно освещали. И тут думаешь, а есть ли в умах этих девушек понятие честь и бесчестие. И кажется, что совсем уже нет. Что их на всё это толкает?

Безбедная и красивая жизнь, гаджеты...

Если продолжить в этом направление, то достаточно много можно написать и выразить по этому поводу своё собственное мнение. Ваше мнение может быть отличным от моего!

Да и эта тема очень хорошая проверка нравственности и социальной активности подрастающего поколения. Смотрят ли они новости и общаются с родителями на тему честь и бесчестие в современном мире.

Как же они отнесутся к современному бесчестию и поддержат ли общественный резонанс всколыхнувшийся в своё время.

    Можно добавить несколько отсылок к этому великому произведению в сочинении про честь и бесчестие на примере Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Раскольников решает убить старуху проценщицу якобы жаждет мести за всех бедных людей. Идея помочь людям хорошая, однако каким образом ее Раскольников реализовывает? Убийством старушки. Это бесчестие. А честь в произведении в том, что Раскольникова спасла от душевных мук и падения именно Соня Мармеладова. Все мы люди и ничто человеческое не чуждо никому, можно заблудиться, запутаться, но вот найти правильное решение и выход из тупиковой казалось бы ситуации, не сдаться и не опустить руки - вот это дело чести.

    Тема чести и бесчестия в романе Преступление и наказание раскрыта довольно широко, можно сказать что главные герои сами по себе являются примером борьбы в человеке то чести, то бесчестия. В сочинении можно как раз рассмотреть Соню и Раскольникова именно с этой стороны. Можно в сочинении также написать о том, что в жизни каждого человека есть и честь и бесчестие, и о том, что на примере героев этого романа можно узнать, что иногда не сразу можно разобрать где честь, а где бесчестие.

    В качестве аргументов можно привести произведения А.С.Пушкин Капитанская дочка и М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова.

    Чтобы написать сочинение Честь и Бесчестие в романе Достоевского Преступление и наказание можно обратится к судьбе Сони Мармеладовой , которая вроде бы совершила бесчестный поступок, занявшись проституцией и ее решениям ее мачехи, Катерины Ивановны, которую считали честной, замужней женщиной.

    А ведь девушка пошла на этот шаг не из-за похоти и желания заработать, а по принуждению своей мачехи Катерины Ивановны и ради своих голодных братьев и сестер.

    Где же тут ее Бесчестие?

    Соня ведь осталась в Душе чистой, искренней девушкой, желающей всем и вся помочь.

    Она молится Богу, верит в его милосердие и ждет чуда, которое бы избавило ее от заработка куска хлеба своим телом.

    Поэтому я НЕ считаю, что Соня совершила бесчестный поступок, хоть внешне это выглядит именно так.

    Бесчестный поступок совершила Катерина Ивановна, которая послала Соню Мармеладову на панель.

    Она продала тело своей падчерицы.

    А Соня лишь приняла приказ мачехи со смирением, так как в прежние времена воля родителя считалась священной.

    Тему Чести и бесчестия в произведении Преступление и наказание можно рассматривать на примере нескольких героев.

    Соня Мармеладова - с одной стороны эта девушка продавала себя, но с другой стороны она делала это ради семьи. Опять же можно поставить вопрос, что это честь или же бесчестие?

    Чтобы написать сочинение по произведению:

    Можно обратиться на несколько сюжетных линий, во-первых, на Сонину, так как ее жизнь была совсем не сахар и по наказам своей мачехи она занималась совершенно не подабающими молодой особе занятиям.

    Второй вариант, Раскольников. Его судьба чаще всего и описывается в работах, так не нужно затрагивать лишь плохую сторону, но можно и оправдать героя, который сделал совершенно не хороший поступок - отнял жизнь. Но вроде бы в благих целях, помочь окружающим, убрать подати, которые накладывала проценщица. Но здесь есть и оборотная сторона - на смену одной проценщице прийдет другая, свято место не бывает и вариант убийства - был не выходом.

    Да, тяжелая классика конечно, но книга потрясавшая.

    Я бы писала сочинение на примере главного героя:

    Во-первых, это главный герой и вокруг него весь сюжет книги разворачивается -есть еде развернуться.

    Во-вторых, он убил, из-за трудного финансового положения и обстоятельств, двух женщин - это бесчестие. Но сам Родион убежден, что убил того, за кого ему сорок грехов за раз списали - это для него в честь.

    Но совершив запланированное убийство, парень, по его мнению, случайно, убивает еще одного человека - а это что? Случайность? Грех? Честь? ....

    К тому же Раскольников ровнялся на Наполеона и в тексте можно найти об этом упоминание - можно построить рассуждение на сравнении этих двух личностей.

    А философские рассуждения парня хорошо разбавят сюжет, если его цитировать. Тем более, что он сам рассуждал на тему: Тварь ли я дрожащая или право имею?