Распалась ли группа рамштайн. Rammstein – танц-металл с подтекстом

Обновление

Как и ожидалось, новость оказалась преждевременной. Через несколько часов после того, как она облетела весь мир, на официальном сайте Rammstein было опубликовано опровержение . Музыканты заявили, что у них нет секретных планов на «последний альбом». Сейчас группа работает над новыми песнями.

Легендарная рок-группа Rammstein завершает музыкальную карьеру, об этом сообщил немецкий таблоид Bild . Официального заявления от группы не поступало, но недавно гитарист Rammstein Рихард Круспе в интервью рок-порталу Blabbermouth.net намекнул на то, что новый альбом может стать последним.

По информации источников Bild, группа выпустит свой последний альбом не раньше 2018 года. Предположительно, за этим последует прощальный тур. Предыдущая пластинка Liebe ist für alle da вышла в 2009 году.

Новость быстро дошла до России, о ней написали крупные издания. Соцсети болезненно отреагировали на возможный уход музыкантов. Для многих Rammstein стали первой группой, с которой начиналось увлечение рок-культурой.

В конце июля вокалист Rammstein стал гостем музыкального фестиваля «Жара» в Азербайджане. Но что-то пошло не по плану, и рокера атаковали российские эстрадные исполнители. Заставили фотографироваться и пить водку.

Евгений Фельдман в своём твиттере пошутил о том, что новость об уходе группы совпала с выступлением Алексея Навального на митинге в Мурманске. Фото политика , среди которых были и пародии на Линдеманна.

Не обошли стороной новость и крупные паблики.

Обычные пользователи в целом с грустью отнеслись к новости. Многие выразили надежду, что группа даст прощальный тур. Кроме того, нельзя отрицать, что источники немецкой газеты могли ошибаться. Так или иначе, сенсационное заявление всколыхнуло весь мир.

Говорить о Rammstein одновременно и легко и сложно. С одной стороны, это всемирно-известная немецкая группа, играющая специфическую разновидность Industrial Metal, давно вышедшая за пределы жанра и немецкого языка. С другой стороны, сложно объяснить, чем именно представители столь специфичного жанра, обеспечили прорыв в мэйнстрим.

Первый раз я познакомился с их творчеством в середине 90х, еще в школе. На потертой аудиокассете для старенького Sanyo, среди прочих саундтреков к «Mortal Combat», среди множества хороших индустриальных и металл групп, буквально с первого раза поразила композиция «Engel».

Тогда я ничего подобного не слышал и разумеется стал искать творчество данной группы, название которой тогда ну совсем ничего не говорило. Забыты были гремевшие в те годы на школьных дискотеках Prodigy и Scooter, буквально с одной песни музыкальные пристрастия очень сильно поменялись.

Оказалось, что сама группа существует с 1994 года и уже успела отметиться целой порцией шикарных композиций, которые имели совершенно уникальный стиль, который ни с чем не спутаешь. И фактурных участников, которые меняют свои образы как перчатки.

Тиль Линдеманн - вокал

О нем хотелось бы сказать особо – удивительный многостаночник – пишет песни, поет, перевоплощается подобно актеру, классические 3 в 1. И во всем его творчестве, даже когда рванные гитарные рифы и брутальный электронный металл сменяются лирическими нотками, есть ощущение какого-то неистового механизма, который приводит в движение хрипловатый голос Линдеманна и доводит до исступления концертные залы в огнях файр-шоу и безумных образов. Как будто Линдеманн где-то внутри себя накапливает огромное количество энергии, а потом выплескивает ее в окружающий мир. Сейчас ему уже 50, но он не намерен останавливаться.

Не будет преувеличением сказать, что Линдеманн это мотор группы, ее главная изюминка, которая делает просто хороший музыкальный коллектив – великим.

Но разумеется, без остальных весьма талантливых товарищей, Rammstein бы тоже не состоялся. Вот уже скоро как 20 лет, они плечом к плечу идут через десятки и сотни концертов и записей, став одними из самых узнаваемых немцев современности.


Рихард Круспе – соло-гитара (примечательно, что если набирать в Google имя Рихард, то Круспе окажется третьим после Зорге и Вагнера, но впереди Штрауса!)



Кристиан Лоренц – клавишные (Кристиан до сих пор ностальгирует по бывшей ГДР, где началась его музыкальная карьера. «Я очень любил ГДР со всеми её странностями. А когда стена рухнула, я был очень огорчён, и не скрываю этого».)



Пауль Ландерс – ритм-гитара (В детстве, Пауль год жил в нашей стране, когда учился в школе при посольстве ГДР в Москве, так что в какой-то мере – наш человек).


Оливер Ридель – бас-гитара (Ридель славен не только своим музыкальным творчеством, но и двухметровым ростом, который вкупе с известной худобой позволяет ему идеально вписываться к концепцию образов «не от мира сего»).


Кристоф Шнайдер – ударные («Немцы очень щепетильно относятся к своей истории и к тому, как их видит остальной мир - что-то вроде „О, весь мир теперь будет думать, что мы едим людей“. Это абсурд. То же и с насилием над детьми в Америке - никто не думает, что все американцы педофилы, но искусство и музыка должны отражать самые серьезные проблемы в обществе»)

Несколько позднее, когда приобщился к их видеоклипам, симпатия к их творчеству лишь укрепилась. Клип «Du riechst so gut» стал настоящей нетленкой и несколько лет не слезал с музыкальных каналов, став самой настоящей классикой.

Странная смесь жанров, которые солист группы Тиль Линдеманн характеризовал как смесь альтернативного и индустриального металла, приправленного электронной музыкой, завораживала своей ритмичностью и одновременной брутальностью гитарных риффов. Круговерть меняющихся образов была невероятно разнообразной.

Представляется, что именно разнообразие музыкального стиля, представляющего собой жанровый коктейль и разнообразие смысловых и визуальных образов, послужили теми скрепами, которые вкупе с музыкальным содержанием творчества Rammstein сделали их всемирно известными. Это стало весьма очевидно в конце 90х, когда «Du Hast» гремела даже на тех танцевальных дискотеках, где отродясь ничего тяжелого не было.

Определение Линдеманна «танц-металл», которым он обозначал направление в котором играет Rammstein, после «Du Hast» стало более конкретным, нежели обобщенный «индастриал».

При этом конечно же был ряд споров на тему того, что популярность их образована не только мощной энергичной музыкой и лирикой песен, а посторонними факторами вроде эпатажа, скрытого фашизма и политических подтекстов.

Rammstein и эпатаж



Важной составной частью творчества группы и ее имиджа, является эпатаж. Причем нельзя сказать, что это тот случай, когда эпатаж существует сам по себе. Он вполне органично вписан в творчество Rammstein и является законченной частью образа. Причудливый грим, огненные шоу, педалирование темы садомазохизма и различных фрейдистских подтекстов – все это не раз и не два служило причиной для критики Rammstein, которая сводилась к тому, что в погоней за дополнительной популярностью, группа ставит форму выше содержания и попутно разлагает современную молодежь. С этой критикой нельзя согласиться. Содержание у Rammstein никогда не отставало от формы и в своем творчестве, немцы поднимали вполне злободневные темы, отнюдь не завязанные на низменных инстинктах вроде животного поклонения первобытного человека огню.

На мой взгляд, яркая эпатажная упаковка творчества Rammstein, служит вполне удобным способом, привлечь внимание к тем вопросам человеческого бытия, о которых Тиль Линдеманн пишет песни. В этом конечно есть доля постмодернизма, но Rammstein не революционеры и не ниспровергатели устоев, они живут и творят вполне в духе времени, скользя на гребне волны.

Кого например сейчас может удивить педалирование темы гомосексуализма, когда в Европе открыто принимают законы о разрешении гей-браков и праве геев усыновлять детей. Так что в этом отношении, Rammstein затрагивая подобные темы не выходят за пределы реального общественно-политического мэйснтрима.


Это конечно не отменяет того факта, что в тех или иных моментах, немцы перегибают палку, что приводит к тому, что оппоненты не останавливаются на критике, а сами концерты и видеоклипы начинают запрещать за чрезмерный эпатаж, вроде горящих фаллосов.

Rammstein и фашизм


Помимо обвинений в чрезмерном эпатаже, группу довольно регулярно обвиняют в фашизме или пропаганде фашистской эстетики. Действительно, в костюмах группы изредка можно углядеть смутные намеки на элементы нацистского декора, да и культ тела, как бы намекает на национал-социалистическую Германию 30х годов, что особенно явно проявилось в клипе на песню «Stripped».


Культ тела, конечно же не является порождением нацизма, и уходит своими корнями в античность, когда люди стремились достигнуть совершенства своей формы и быть подобным богам. Но даже если допустить, что под культом тела понимается именно нацистская его трактовка, то если смотреть на все творчество Rammstein в целом, то вряд ли можно найти последовательное следование этим посылам. Скорее наоборот, в большинстве клипов, да и на концертах, образы членов группы несут в себе те или иные дефекты, порой в гипертрофированной форме, что противоречит нацистским концепциям об идеальном человеке. Человек в образах Rammstein может быть разным – просветленным, униженным, инфернальным, но практически никогда – совершенным. Образ «истинного арийца», не вырисовывается.

Собственно и сам Линдеманн в ответ на эти обвинения довольно внятно ответил, что его сердце бьется слева, а не справа, намекая на то, что левые идеи ему ближе, нежели фашистские или нацистские. Ну а знаменитая «Links 1 2 3 4» обыгрывающая тему тоталитаризма, была своеобразной отсылкой к песне Бертольда Брехта, которую тот написал для немецких коммунистов.


Так же тему отношений с правыми и левыми, хорошо раскрыл в своем интервью (http://dnevniki.ykt.ru/AMERIKA/261698) клавишник Кристиан Лоренц, открыв прессе интересные подробности из ранней истории группы.
В этом отношении, можно уверенно говорить, что Rammstein конечно же не пропагандирует фашизм, а скорее использует отдельные элементы фашисткой эстетики в своих эпатажных выступлениях.

Rammstein и политика



Помимо человеческих отношений и пороков, которые лежат в основе творчества Rammstein, группа иногда обращается и к более общим темам общественно-политического характера, где Линдеманн и Ко озвучивают свое отношения к политике. Например в «Amerika», Rammstein иронично высмеивали претензии США на всемирную гегемонии с демократией, Кока-Колой и Микки-Маусом, с легкой аллюзией на известную теорию, что никто на Луну не летал.


В свете нараставших с начала «нулевых» антиамериканских настроений связанных с агрессиями США против Югославии, Афганистана и Ирака, данный сингл попал в восходящий тренд и быстро снискал большую популярность не только за творческое исполнение, но и за свой политический подтекст, который набирал силу в странах ЕС.

Не забывает Rammstein и про ситуацию в родной Германии. На фоне массовой «восточной ностальгии» по бывшей ГДР, они выпустили песню и клип « », где Линдеманн надрывно поет о той старой Германии, которой больше нет, той Германии 60-70х отсылки к которой богато рассыпаны в клипе, которая размывается новой «единой Европой» и мигрантами из стран третьего мира.


В этом отношении, Rammstein вполне верны себе в качестве неформальных пропагандистов образа Германии и немецкого языка для остального мира, когда Германия символизирует собой не современной толерантный зиммитюд, а традиционные порядок и некоторую брутальность, порожденные пламенем двух мировых войн. Тут Rammstein вполне себе отвечают тому образу Германии, который мы привыкли видеть, а не тому который она обретает сейчас. Поэтому надрывные крики Линдеманна «Это моя земля», это своеобразный плач по уходящей старой-доброй Германии.

Будущее Rammstein.



Что ни говори, а эта команда настоящих трудяг. Скоро они достигнут 20-летия, систематически выпуская раз в 4-5 лет полноценный альбом, которые никогда не опускаются ниже определенного уровня, прибавляя все новые и новые хиты, к солидному багажу нетленных композиций середины-конца 90-х. Вообще, отсутствие явно провальных альбомов, которые остались бы проходными и не дали хотя бы одного-двух настоящих хитов, это тоже часть образа Rammstein, где популярность неразрывно связана с успешностью.

Конечно, чем дальше, тем сложнее удерживаться на вершине, поддерживать заданную планку качества довольно тяжело, да и возраст не способствует поддержанию прежнего уровня эпатажа и музыкального драйва. Но глядя на творчество Rammstein, почему то есть твердая уверенность, что они даже через 10-15-20 лет, когда музыкантам перевалит за 60, смогут все так же зажигать в прямом и переносном смысле, и подобно Rolling Stones и AC/DC их будут ласково поминать «дедушками индастриала».

Новость о том, что знаменитая группа «Rammstein» , образованная в 1994 году, распадается, появилась в немецком таблоиде «Bild» ещё в понедельник, и уже успела разлететься по глобальной сети Интернет со скоростью света. Однако музыканты из коллектива возразили по поводу этого заявления, ведь на данный момент расходиться они не собираются, более того, именно сейчас заняты студийной работой над новым альбомом, который появится не раньше 2018 года.

A post shared by Rammstein (@rammsteinofficial) on Mar 16, 2017 at 2:26pm PDT

В одном из последних интервью гитарист «Rammstein» Рихард Круспе выразил своё мнение о том, что не видит дальнейших перспектив существования музыкальной команды после выпуска последней пластинки из их дискографии. Эти слова и послужили почвой для распространения фейковой информации. Также издание, которое разнесло неправду, добавило, что каждый выходец из их творческого объединения станет заниматься сольной карьерой. Но нигде об этом артисты не объявляли. Подобные домыслы 18 числа этого месяца были опровергнуты самими рокерами. На своём сайте они написали: «Вопреки заявлениям, которые сегодня появились в прессе, у группы Rammstein нет никаких «тайных планов» расчет «прощального альбома» или «последнего турне». Группа после успешного фестивального тура работает в данный момент над новыми песнями». Поэтому не верьте тому источнику, который скажет вам о закате нынешней карьеры парней, потому что официально подтверждено об обратном. Возможно, через какое-то время и будут перемены, этого нельзя исключать, но мы узнаем об этом первые из уст самих участников «Rammstein», без каких-либо выдумок. К слову, издание «Bild» не раз и не два пишет в подобном ключе. Продюсер Эмануэль Фиалик уже давал комментарий по данному поводу. «Я уже 20 лет с ними работаю, и каждый раз после выхода нового альбома появляются слухи, что группа якобы распадается», — говорит он.

Надеемся, что слова о распаде, сказанные в заметке, не были пророческими. Песни у рок-исполнителей не выходили уже 9 лет, а это значит, что за такой период затишья точно должно получиться что-то бомбическое. Мы уверены, что нам дадут качественный продукт, после которого ничто не сможет разъединять такие прочные связи. За все время существования «Rammstein» ни раз не изменялся их состав. Не каждый может таким похвастаться. Но только не культовая рок-группа. Поэтому только вперёд! Только успехов!

Rammstein всегда были группой, которую легко квалифицировать. По части громкости своего особого отношения к творчеству и амбициозности, этот немецкий коллектив часто причисляли к экстремальному металлу, но по своей сути эта команда всегда демонстрировала неопределяемое качество, постоянно ломающее строгие музыкальные границы. Как доказал их новый альбом «Reise, Reise» (в вольном переводе «Путешествие, Путешествие»), вокалисту Тиллю Линдеманну, клавишнику «Флаке», гитаристам Рихарду Круспе и Паулю Ландерсу, басисту Оливеру Риделю и барабанщику Кристофу Шнайдеру вновь удалось дать стране металлического угля. Но по ходу дела, это привело к совершенно неожиданным результатам. Смешивая в своем музыкальном миксе неожиданный замес из электронного би-бопа, всякой всячины с явным тевтонским налетом (когда все песни спеты на немецком), «Rammstein» вновь доказали почему их считают одними из самых динамичных и ярких членов современного хард-рокового сообщества. Недавно мы встретились с Круспе для того, чтобы получше понять феномен известный под именем «Rammstein».

– В прошлом году пошли слухи о распаде Rammstein. Что случилось?

– Где ты об этом слышал? Очень странно. Кто может до такого додуматься, кроме самих музыкантов группы? Очень интересно, как пресса, причем как в Европе, так и в Америке, будет болтать о том, о чем они знают лишь понаслышке.

– Но между альбомами «Mutter» и «Reise, Reise» ваша группа взяла затяжной перерыв.

– Вовсе нет. Хронология такая: «Herzeleid» мы выпустили в 1995, «Sehnsucht» в 1998, «Mutter» в 2001, а новый диск - «Reise, Reise» - вышел в 2004. Прослеживается вполне предсказуемая периодичность. Между каждым альбомом берем разрыв в среднем три года, и в этот раз произошло примерно тоже самое.

– В 2003 году о вас также много писали и говорили в связи с попаданием в саундтрек фильма «XXX» с участием Вина Дизеля. Как это случилось?

– Скорее из-за того, что кто-то из создателей этого фильма оказался нашим фанатом. В самом начале этого фильма потребовалась очень яркая сцена и наше выступление вписалось просто на ура. Наверное, этот фильм во многом расширил нашу аудиторию слушателей и зрителей. Потому что мы получили очень позитивные оценки.

– «Reise, Reise» можно назвать более экспериментальным альбомом по сравнению с вашими прошлыми работами. Ты согласен с этим?

– Каждая наша пластинка была по своему экспериментальной, но я соглашусь с тем, что новая запись во многом экспериментальна. Мы даже впервые запели на английском в припеве песни «Америка». Мы всегда очень гордились собственным устремлением попробовать для нас что-то новенькое. Все свои пластинки мы записывали всегда с одним и тем же продюсером - Якобом Хеллнером, поэтому он отлично знает нашу творческую мотивацию. Якоб постоянно подталкивает нас быть еще лучше, превзойти самих себя, тем самым по ходу записи рождается очень интересная атмосфера.

– Есть информация, что когда вы начали записывать свой новый диск, часть песен была еще не готова.

– Так и есть. Альбом мы записывали в Малаге, Испания, студия «El Cortijo». И в начале записи многие песни были еще недоделаны. Возникли серьезные трудности, ведь раньше мы приходили на запись полностью подготовленными. В этот раз нам захотелось поэкспериментировать, поколдовать с музыкой. Когда все собрались вместе, нам захотелось спонтанности.

– Вот ты упомянул песню «Америка». Почему именно ее вы выбрали в качестве первого сингла с альбома?

– Вполне понятно почему - это первый сингл для американского рынка. В других частях мира, особенно в Европе, в формате синглов выходили другие наши песни. Европейским синглом мы выпустили «Mein Teil». Это две очень разные песни. «Америка» одна из самых забавных записанных нами песен. Клип на эту песню прекрасно передает наше тогдашнее настроение. Особенно эпизод, в котором жители стран третьего мира хором поют: «Мы все живем в Америке». Стеб над некоторыми американскими идеалами, но такой жесткий, злой стеб. Насмешка, которая заставляет вас скорее задуматься, чем разозлиться.

– Наверное, было непривычно петь на английском в припеве «Америки»?

– А иначе было просто не спеть. Американцы разговаривают исключительно на английском. Если нам понадобилась более чувственная и искренняя песня, спели бы на английском. Никаких проблем. Но на всех остальных песнях этого альбома мы сохранили традицию и спели строго на немецком.

– В прессе активно обсуждался текст песни «Mein Teil». Эта вещь была написана на основе реальной истории?

– Да, история Армина Мейвиса (Armin Meiwes), несколько лет тому назад прославившегося в Германии. Он дал объявление в интернете, захотел найти жертву для своих каннибальских наклонностей. В итоге нашел того, кто согласился стать его «поедаемым». Странная история! Вот как раз об этом и поется в «Mein Teil». Эта история про каннибала прогремела по всей Европе.

– Раз уж вы начали гастролировать в поддержку «Reise, Reise», какие сценические трюки приготовили для своих фанатов?

– Любой, кто за все эти годы бывал на наших концертах, знает о том, что «Rammstein» очень гордятся своим сценическим представлением. Мы очень постараемся, чтобы наше шоу получилось «взрывным», как буквально, так и фигурально. Не хочу рассказывать в подробностях о том, что мы в этот раз запланировали, но скажу одно: разочарованных не будет. «Reise, Reise» в чем-то необычный альбом Rammstein, вот и наше шоу будет таким же. Вы тут же узнаете нашу группу, но вместе с тем поймете, что ничего подобного раньше просто не видели.