Работа диджея в чем заключается. Должностная инструкция диджея

Годом рождения диджея считается 1906 год. В рождественский вечер Реджинальд Фессенден впервые транслировал некодированные радиосигналы, это была музыка и слова.

Первый раз слово диск-жокей прозвучало в 1934 г. от американского комментатора Уолтера Вичелла . Он применил этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку , первому диджею, который становится впоследствии звездой. Позже это словосочетание сократят до привычной нам аббревиатуры DJ, от которой появится новое производное словосочетание диджеинг, то есть работа диджея.

В 40-х годах радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют из клубов и танц-площадок живых музыкантов. К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы проигрывающие пластинки, но техника не способна понять желание танцующей публики слышать только нужные им песни, поэтому для того чтобы вести вечер в ночном клубе требовался человек, который будет проигрывать диски. Так закрепилась вакансия диск-жокея в ночных клубах.

Особенности профессии

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшерного пульта - специальной установки, состоящей из двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и регулятора выходящего сигнала. При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов - семплов) и драм-машина (для создания пульсирующих ритмичных фраз - лупов). При создании композиции диджеи могут использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты.

Бесперерывная тематическая композиция называется миксом; микс, в основе которого аранжировка одного музыкального произведения, называется ремиксом (также бывают студийные, когда в студии звукозаписи делаются новые варианты сведе́ния уже́ выпущенных записей). Разновидность ремикса, когда используется вокальная партия одной песни и инструментальные партии другой/других, называется мэшапом.

«Живой концерт» диджея, программа выступления, состоящая из ряда миксов/ремиксов, называется сэтом (также верно слово сэт). Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) диджеев. Конкурсные состязания диджеев (6 мин. выступление) называются батлами.

Основным исходным материалом для создания миксов являются грамзаписи других музыкантов: в результате получаемое после творческой переработки диджеем музыкальное произведение приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией. В этом смысле близкой аналогией диджеинга в изобразительном искусстве можно считать коллаж и аппликацию. Помимо готовых грамзаписей, в арсенале диджея могут быть грампластинки, записанные им специально (например, состоящие из однотипных семплов).

В качестве звуковых носителей используются грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время в диджейских пультах широко используются проигрыватели аудио и MP3 компакт-дисков. Диджеи, использующие компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (midi-устройства, редакторы, студии), называются также си-джеями (CJ). В противовес им диджеи, использующие «традиционные» средства (проигрыватели виниловых грампластинок), называют «вертушечниками».

Звукооператоров музыкальных радиостанций также называют диджеями.

Вообще в мире насчитываются сотни тысяч представителей профессии диджея. Как и в любом направлении искусства, среди них также есть «звезды первой величины». Ежегодно происходят соревнования, чемпионаты, составляются списки (топы) лучших диджеев мира, стран, городов. Например - ежегодный топ-100 диджеев России.

Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет» пишет.

Клубная индустрия очень популярна среди молодёжи. Сейчас можно часто услышать от молодых людей, даже девушек такие слова - «я хочу стать диджеем в клубе». В этой статье мы подскажем вам, кто такой диджей, как им стать и что для этого нужно.

Диджей – кто это

С английского, слово «диджей» переводится дословно, как диск жокей, т.е. это человек, который воспроизводит музыку для клубной аудитории, записанную на звуковой носитель. В зависимости от рода занятости, диджеев можно разделить на два типа:

  • Клубный
  • На радио

Ещё существуют, так называемые, «мобильные диджеи». Такой диджей работает на праздниках, свадьбах, дискотеках. Как правило, он приезжает со своей аппаратурой и делает работу с нуля.

По типу аппаратуры, с которой работают диджеи, их также можно разделить. Основные музыкальные носители для работы:

  • CD – диск
  • Компьютер, ноутбук
  • Винил

Опытные диджеи

онечно, опытный диджей, может использовать сразу все три вида музыкальных носителей, смешивать, добавлять, сочетать разные носители на его усмотрение.

Обычно один диджей играет какой – то определённый стиль, чаще всего свой любимый (популярный, хаус, драм). По стилям музыки можно также разделить диджеев. С любой музыкой работает только профессиональный диджей.

Если вы определились, каким именно хотите быть, что необходимо делать, мы подскажем вам ниже.

Диджей на радио

В частности, мы рассмотрим, как стать диджеем на радио. Радио существует уже много лет, но оно не теряет своей популярности. Чтобы работать на радио, вы должны соблюдать следующее:

  1. Ставить музыку систематически, без задержек.
  2. Быть ответственным, держать во внимании всё, что происходит в эфире.
  3. Обладать приятным голосом и возможностью говорить долго и красиво неопределённое время, уметь заговорить заминки в прямом эфире.
  4. И главное, вы должны уметь настраивать и пользоваться оборудованием. Ведь, чаще всего, в момент работы радио, в студии находиться только диджей и звукорежиссёр.

Чтобы попасть на работу на радио, во - первых, пройдите курсы диджеев, даже если вам кажется, что вы умеете достаточно хорошо ставить музыку. Во – вторых, большинство радиостанций потребует от вас высшее образование, опыт работы, грамотную речь. Зато как вы выглядите, будет совершенно неважно. Самое важное - ваши ораторские возможности. Однако, в наши дни, существует возможность видео – трансляции в интернет, которой многие радиостанции уже пользуются. В этом случае, требования к вам будут ужесточены. Если вы новичок, советуем вам начать работу с интернет – радио. Платить вам, скорее всего не будут, но опыта наберетёсь достаточно и будете настоящим dj.

Что нужно делать диджею

Итак, вы для себя четко решили, что ваше призвание - dj? Как стать на место человека, который заряжает эмоциями весь зал? Непыльная работа, на первый взгляд: находиться в клубе, потрясающая магнитная атмосфера, море позитива и общение. Однако диджей, прежде всего – это работа. Разберём конкретно, что вам понадобиться, все плюсы и минусы.

  • Первое, что делает современный человек, когда у него возникает любой вопрос - ищет информацию в интернете. Что и вас советуем – зарегистрируйтесь и читайте тематические сайты.
  • Установите необходимый софт на компьютер. Пробуйте сводить треки, набирайтесь опыта. Можно походить на курсы.
  • Устройте пробную вечеринку у себя дома.
  • Найдите друга среди диджеев, попросите у него помощи в обучении.
  • Начните приобретать собственную гарнитуру, если вы всерьёз думаете о работе.
  • Ищите места и варианты подработки. Сначала вы можете, легко устроится, как диджей на праздник для детей. Это несложная работа.

Кто может стать диджеем

После того, как вы узнали, как стать диджеем на радио, и что нужно для работы диджеем в общем, последнее, что следует знать, кто вообще может стать диджеем? Какого человека публика будет рада видеть на вечеринке, в клубе за пультом? Большая часть диджеев – это студенты. Молодые парни, которые сначала были посетителями клуба, зарядились клубной атмосферой и решили прийти в клуб уже в качестве работника! Чаще всего это студенты технических ВУЗов, которые имеют какие – то знания. Если такие характеристики присущи и вам, то вперёд!

Ну и последнее – это люди, которые просто любят музыку и хорошо в ней разбираются. Поэтому, если вы полны энтузиазма и желания, молоды и обучаемы, вы имеете все шансы оказаться за пультом в самом популярном клубе города.

Должностная инструкция
диджея [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов , регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Диджей относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя организации, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность диджея принимается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Диджей должен знать:

Приказы, распоряжения, инструкции вышестоящих органов по вопросам культурно-просветительной работы;

Законы, приемы активизации аудитории, вовлечения людей в коллективное танцевальное общение;

Формы и методы культурно-массовой работы;

Историю и теорию танцевального и музыкального искусства;

Основы конферанса;

Передовой отечественный опыт ведущих дискотек и диджеев;

3.2. требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;

3.3. требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инструментов, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д;

3.4. оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания;

3.5. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

3.6. вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

3.7. запрашивать документы, материалы, оборудование и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.8. повышать свою профессиональную квалификацию;

3.9. другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Диджей несет ответственность:

4.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

4.2. за причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.3. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

О том, как стать диджеем, что для этого нужно и как на этом заработать, корреспондент «МИР 24» спросил у востребованного московского артиста Vegan.DJ . Он поведал о своем пути в профессию, раскрыл секреты своего дела и честно рассказал, чем он зарабатывает и почему тратит свои деньги на защиту животных.

- Как ты стал диджеем?

Vegan.DJ: Долгое время я тусил по клубам. Я там был каждые выходные. Изучал публику, реакцию людей на определённые треки и стили, впитывал атмосферу, смотрел технику сведения, которую применяли приглашенные диджеи. И когда я убедился, что могу это делать не хуже (а часто даже лучше), я понял, что должен дать людям то, чего они не получали от других артистов.

Я поехал на море и там собрал коллекцию треков, которых считал лучшими, нашел необходимую аппаратуру и решил несколько раз отыграть в краснодарском клубе. Публика приняла меня гораздо лучше, чем других приглашённых артистов и я понял, что у меня есть потенциал. Я еще тогда (как и сейчас) вел публичную деятельность по защите животных, поэтому взял себе творческий псевдоним Vegan.DJ. И решил, что точно займусь этим серьёзно.

Вернувшись в Москву, я стал постоянно играть по четвергам в одном из московских клубов. Там у меня появилась своя публика, которой понравилось моё «веганское техно». Это такое, знаете, «жирное», энергичное танцевальное техно, которое нравится практически всем. Оттуда меня начали звать на другие вечеринки, удивляясь, что при такой подборке музыки я отыграл ещё не во всех клубах и не на всех вечеринках. Но для меня важнее качество, а не количество, поэтому сейчас я играю только там, где мне самому нравится.

- Как другие становятся диджеями?

V.D.: У всех это происходит по-разному. Чаще всего люди становятся более или менее известными диджеями после многих лет выступлений. У меня это происходит гораздо быстрее. Наверное, помогает моя медийность. Подписчиков у меня больше, чем у большинства диджеев, и я не ограничиваюсь только музыкой, развиваюсь сразу во всех творческих направлениях.

- Что нужно сделать, чтобы стать хорошим диджеем?

V.D.: Нужно очень многое. Во-первых, иметь хороший вкус в музыке (без этого никуда), найти и купить хорошие треки. Если человек играет плохую музыку, ему помогут только деньги. Если он сам будет платить за то, чтобы попасть в лайн-ап. Но некоторые на этом поднялись и даже сделали себе имя, а теперь отбивают назад свои «инвестиции».

Второе. Понимать технику сведения и совершенствовать её. В-третьих, нужно иметь связи для того, чтобы начать где-то играть. В четвертых, презентабельный внешний вид. Есть ещё пара пунктов, которые пригодились именно мне. У меня есть два отличительных момента: своя аппаратура, которая стоила достаточно дорого (без нее можно обойтись, но она повышает качество выступления) и идея, за которую я играю (это защита животных и веганство).

- Какие диджеи бывают?

V.D.: Глобально диджеев можно разделить на коммерческих и андеграундных. Коммерческие диджеи – это люди, которые играют ради денег. Могут играть всё, что угодно, лишь бы платили. Могут и песни с радио, и ремиксы на популярных исполнителей, и разные хип-хоп композиции. Обычно такие диджеи, кроме клубов, выступают ещё и на разных мероприятиях, типа дней рождений и других праздников. Андеграундные диджеи более принципиальные. Нам важнее музыка. Мы играем только электронную музыку, начиная от хауса и его разновидностей, заканчивая техно. Конечно, сейчас всё больше людей слушает такую музыку, поэтому она становится коммерчески успешной. В самых крутых клубах уже давно играет как минимум дип-хаус и тек-хаус, а во многих даже техно.

Во многих клубах есть свои резиденты и есть приглашённые артисты. Но некоторые клубы работают как площадки для промо-групп. Их сдают только в аренду на определённые тусовки, куда промо-группа приходит со своими резидентами и приглашёнными артистами.

- А хорошо ли быть приглашенным артистом, или фрилансером?

V.D.: Если есть амбиции и возможности, то да, выгоднее играть в качестве приглашённого артиста. Это всегда ценится выше. Я не хотел бы быть привязанным к одному клубу (хотя я всегда готов играть в веганских промо-группах и собираюсь сделать свою). Мне интереснее выступать в разных клубах и на разных площадках. Чтобы максимально большая аудитория меня услышала и впитала мою идею. Но если уверенности в востребованности нет, можно стать резидентом в каком-нибудь клубе (хотя и это бывает очень непросто). Сейчас у меня желание постоянно играть в промо только у веганов и вегетарианцев. У них я часто играю бесплатно (это принципиально, я не беру денег со своих). Поэтому тут, скорее, стоит вопрос, как понравиться мне, чтобы я играл на данных вечеринках. Хотя есть ещё пару мест, в которых я хотел бы поиграть. Но это будет чуть позже. Пока я намечен на зарубежные клубы. Там всё гораздо прогрессивнее и креативнее.

- Диджей должен сам писать музыку? Или он просто сводит чужие треки?

V.D.: Я пишу, но пока у меня не будут получаться хиты мирового уровня, я не буду это никуда выкладывать. Вообще изначально я собирался играть лайв (то есть играть треки вживую, как полноценный концерт), но для этого нужно написать очень много крутого материала. Если бы все были хоть немного перфекционистами и не засоряли бы интернет своей некачественной музыкой!.. Я решил, что пока стоит перенаправить силы на диджеинг, и не прогадал. Обычно треки публикуют лейблы. Но у нас мало кто может попасть на крутые лэйблы, и тем более, заработать на этом деньги.

Изначально я писал музыку в программе Ableton и придумал, как можно через неё же сводить треки. Я не играю с флешек на аппаратуре, которая обычно находится в клубах. Поэтому мне пришлось самому разбираться с этим процессом. И даже кое-что изобретать. Многие снобы даже не знают, что можно играть так, как это делаю я. Когда некоторые коллеги видят Макбук, они сразу делают надменный вид и говорят «ааа, понятно… играешь с трактора/серато» (это программы, симулирующие вертушки). Но когда я им показываю, что играю через Ableton, они признаются, что видят такое в первый раз и перестают умничать. Кстати, для этого я перепробовал много различной аппаратуры и миди-котроллеров.

- Как ты зарабатываешь, будучи диджеем?

V.D.: Часто меня зовут играть на модных мероприятиях, где нужна не попса, а типажный диджей. Там меня благодарят за хорошо сыгранный сэт – это даже зарплатой назвать как-то не получается. Вообще, за сэт могут платить от 5 тысяч рублей и до бесконечности. Вечеринки проходят всегда и везде. Каждые выходные, во всех клубах одновременно. При любой погоде. А кое-где, учитывая автопати, они могут длиться чуть ли не всю неделю. Поэтому, если ты востребован, ты можешь отыграть в нескольких клубах за выходные и, даже, за ночь.

Вообще, диджеинг для меня – это не столько работа. Это, скорее, окупаемое хобби и способ продвижения благотворительных идей. Кроме этого у меня много других занятий. Съёмки, веганские мероприятия, постройка байка «Vegan.Racer» и автопроектов, дизайн одежды и аксессуаров, производство веганского шоколада «Sweety.Vegan». Но основное для меня – это продвижение идеи защиты животных.

- Как ты восстанавливаешься после ночных бдений?

V.D.: Поскольку я не пью и ничего не употребляю, я стараюсь выспаться или перед, или сразу после выступления. С одной стороны, трезвым, я лучше понимаю музыку. С другой, я не хочу насиловать свой организм длительным отсутствием отдыха. Всё-таки я за здоровый образ жизни.

- Что определяет успех диджея?

V.D.: Узнаваемость имени. На известного плохого диджея придёт больше людей, чем на хорошего неизвестного. Увы, даже в андеграунде люди часто ведутся на имя, а не идут за музыкой. Но известное имя не даёт никакой гарантии качественного сэта. Даже наоборот, это всегда непредсказуемо и повлиять на выступление уже нет возможности. Но я сейчас хочу совместить эти две вещи. Стать самым известным техно-диджеем в стране и при этом радовать слушателей, а не разочаровывать.

- А как диджеи повышают свою квалификацию? Нужно ли ее вообще повышать?

V.D.: Да, в нашем деле главное – это постоянный поиск нового материала. Каждый день я отслушиваю сотни треков, скачиваю около 50 треков, из них потом в сэт может попасть максимум один-два. То есть это постоянная работа, чтобы отобрать максимально крутые треки. У меня сейчас более 3000 композиций, хотя из них в сэт входит не больше 10 процентов. Кстати, треки не должны быть скачаны из соцсетей. Они должны быть куплены, в идеале в формате WAV (это гораздо более качественный несжатый формат, который можно купить только в интернет-магазине и который весит в 5 раз больше, чем обычный MP3) и умение сводить треки.

Ещё я периодически ищу новые варианты аппаратуры для выступления. Иногда я добавляю к диджеингу ещё и виджеинг. То есть я одновременно свожу треки в Ableton’е и под них запускаю различные лупы (короткие видеоклипы) в Resolume (программа для видеоинсталляций).

- Какой свой сет ты сочтешь успешным, а какой – провальным?

V.D.: Всё зависит от количества людей и атмосферы. Чем лучше атмосфера, тем лучше заходит музыка. Если людям не весело, то даже самые крутые треки не зайдут. Так что не всё зависит от диджея. Многое зависит и от самих людей. Если большинство не в настроении, диджей может оказаться бессильным. И наоборот, если люди создадут атмосферу, то сами же потом будут от неё кайфовать, а музыка лишь усилит эффект.

- Существует ли какая-то система наказаний, штрафов?

V.D.: Пока ни у кого не возникало мысли меня штрафовать. Все рады, что я к ним приехал. Некоторые могут внезапно «заболеть». Но я так не делаю. Я ответственный человек и понимаю, что меня будут ждать мои слушатели.

- На что ты тратишь деньги?

V.D.: Я ничего не трачу. Я только вкладываю. В развитие и свои благотворительные проекты. Одежду, веганскую еду. Я не коплю, и обычно все деньги я сразу пускаю на полезные дела. А поездки и развлечения мне постоянно и так предлагают – бесплатно или бартером. Ещё иногда помогают моим проектам. Вот так выходит: ты помогаешь кому-то, кто-то помогает тебе. У веганов вообще всегда существует взаимовыручка. Деньги – всего лишь посредник. Когда ты известен и интересен людям, тебе везде рады. И готовы дать то, что тебе нужно. Так что деньгами я чаще помогаю другим, чем себе.

- Творческие планы?

V.D.: Я думаю, что я сделаю свою веганскую промо-группу, которая объединит в себе всех творческих, прогрессивных и идейных людей. Это будет лучшая промо-команда.

Диджей (от англ. disk jockey - диск-жокей) воспроизводит музыкальные произведения либо без изменений, либо меняя их с помощью специальных технических средств. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Работа диджея заключается в выборе музыкальных произведений и при помощи специальной аппаратуры сведении их в непрерывный поток музыкальных звуков.

Сведение композиций специалист осуществляет с помощью двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и микшерного пульта. Для гладкого сведения записей с разными темпами и ритмами при воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения. Для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов (лупов) на современных диджейских пультах имеются семплеры (электронные музыкальные инструменты).

В своей работе диджеи создают миксы. Микс - это несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Миксы обычно состоят треков, схожих по жанру, настроению или другим признакам. В среднем длительность микса составляет от 25 до 74 минут, но может быть и значительно дольше. Треки последовательно и плавно соединяются в микс и не имеют тишины на стыке.

Программа выступления диджея называется сетом. Существуют сеты, в которых поочередно или вместе принимают участие несколько диджеев.

Основными источниками для создания материала диджеев являются записи других музыкантов. В результате диджейской переработки получается произведение, которое приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией.

Диджеи в качестве звуковых носителей используют грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время широко используются проигрыватели аудио-дисков и MP3. Диджеи, которые используют компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (редакторы, студии, миди-устройства) называются си-диджеями (CJ). В отличии от них диджеев, традиционно использующих проигрыватели виниловых грампластинок называют “вертушечниками”.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание музыкальных стилей;
  • знание специализированной аппаратуры;
  • умение сводить треки;
  • опыт подбора, нарезки музыки;
  • инсталляция оборудования и его настройка;
  • мастеринг;
  • проведение дискотек, развлекательных программ;
  • наличие музыкальных данных, творческого воображения.

Личные качества

  • грамотная и четкая речь;
  • хорошая дикция;
  • развитый эстетический вкус;
  • умение красиво говорить;
  • умение четко формулировать свои мысли;
  • хорошее чувство юмора;
  • наличие музыкального вкуса;
  • энергичность;
  • коммуникабельность;
  • выдержанность.

Место работы

  • вечеринки, праздники;
  • клубы, дискотеки;
  • радио.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • возможность начать карьеру в любом возрасте (16-17-летние диджеи не редкость);
  • нет возрастного предела в профессии;
  • возможность много путешествовать;
  • много новых знакомств, интересных и полезных;
  • возможность заниматься любимым, творческим, интересным занятием, переходящим в профессию.

Минусы:

  • необходимость работать в ночное время;
  • громкая музыка негативно влияет на слух, сильно устают ноги, дым отрицательно сказывается на органах дыхания;
  • аппаратуру для работы предпочтительно иметь свою, а хорошая техника стоит дорого.

Зарплата и карьера

В профессии диджей добиться успехов может каждый, приложив достаточно усилий и трудолюбия. Во всем мире она считается престижной и хорошо оплачиваемой, хотя по-настоящему хорошую зарплату имеют только известные диджеи. Также зарплата диджея зависит от наличия гастролей. Без гастролей заработок специалиста значительно ниже.

Если в начале карьеры у диджея нет полезных знакомств, то скорее всего работать придется бесплатно или за совсем символичную плату. Так молодой специалист заработает себе имя и популярность, приобретет полезные связи.

Карьерный рост выглядит как руководство группой диджеев, либо переход на такую же должность в более высокооплачиваемую структуру.

Зарплата на 04.07.2019

Россия 25000—60000 ₽

Москва 40000—100000 ₽

Где учиться на Диджея

Образование диджея практически не важно, но без специальной подготовки он вряд ли добьется успехов. Для того чтобы обрести необходимые навыки, можно окончить специальную школу диджеинга. Также для молодого специалиста будет полезным обрести опытного друга-диджея, который поможет ему личным примером и на практике обучит всем тонкостям профессии.