Пугачев и народ в «Капитанской дочке. Пугачёвщина в "Капитанской Дочке" Что такое пугачевщина в капитанской дочке определение

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Изображение пугачевского движения в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин глубоко и исторически вено раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 г.г. Причину этих восстаний поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.

Пушкин отчетливо показывает социальный и национальный состав пугачевцев: это крепостные крестьяне, передовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов. Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в массах. Где бы не появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ.

Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа, «все чиновники говорили о надежности войск».

Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого его участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

Пушкин признает справедливость крестьянских восстаний, но показывает их бесплодность, бесперспективность.

В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П.А. Гринев, от имени которого ведется повествование. Но именно Пугачев стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.

В изображении Пугачева Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природа рожденного, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которая разумное творение от бессмысленного животного отличает», - как написал, например, историк Броневский в критике на «Историю Пугачева» Пушкина.

В изображении Пушкина необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачева, воплотившего в себе характерные черты русского народа – широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты белогорской крепости не желают сражаться против Пугачева, переходят на его сторону. Жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачева, окруженного народом. Заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.

Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народное воззрение: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев любит народные песни. Желая дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.

Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гриневу и Савельичу. Пугачев вывел Гринева, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачев за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гриневу жизнь, защитил Машу от посягательств на нее Швабрина, ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. На сколько человечнее, добрее, благороднее Пугачев Екатерины П, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринева. Правда, Екатерина П приказала освободить Гринева, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина П сказала ей: «Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени, пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Пугачев неграмотен, но умен и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачева после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения. Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачева – с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Неслучайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивали Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич.

Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.

Основа повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина - события, произошедшие в 1773-1774 гг. Автор изображает крестьянское восстание, которое возглавил Емельян Пугачев.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Краткое содержание книги

Для более глубокого понимания того образа, который был воссоздан гениальным писателем, обратимся к основным моментам книги.

Молодой дворянин Петр Гринев отправляется служить в Он знакомится с дочкой капитана, Марией Мироновой, в которую позднее влюбляется. Петр дружит с офицером Швабриным, также влюбленным в капитанскую дочку. Между молодыми людьми происходит дуэль, в ходе которой Гринев получил сильное ранение. Мария и Петр любят друг друга, но родители недовольны выбором сына.

Захватывает крепость, погибают родители Маши, которая прячется у попадьи. Швабрин пытается вынудить Марию выйти за него замуж. Петр освобождает девушку и попадает под арест. Мария отправляется в Петербург и спасает своего жениха. Гринева освобождают. Молодые люди становятся счастливыми мужем и женой.

Примерно так выглядело бы краткое содержание повести, если бы в ней не было Емельяна Пугачева. Не сказано ни слова об этом персонаже, и, казалось бы, суть повествования не нарушена.

Каков же образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»? В сокращении, передавая только краткое содержание, трудно рассказать об этом герое. Портрет Пугачева наиболее полно прорисовывается во время встреч с Гриневым, которые, по сути, могли быть оформлены в отдельное произведение.

Четыре встречи Гринева с Пугачевым

Как уже говорилось выше, Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается в ходе четырех встреч с Гриневым.

Первая встреча определила ход их дальнейших взаимоотношений. Пугачев вывел Гринева из степи во время бурана. Петр думал, что его провожатый - простой путник. Он отдал Пугачеву заячий тулуп, что и положило начало отношениям, основанным на христианских понятиях.

Вторая встреча этих персонажей происходит в Белогорской крепости, которую заняли повстанцы. Пугачев узнал в дворянине молодого человека, подарившего ему в благодарность тулуп. Гринев отказался присягнуть атаману, чувство долга перед отечеством оказалось выше страха за собственную жизнь. Об этом Петр откровенно говорит Пугачеву, интуитивно чувствуя, что у самозванца есть свои понятия о чести и долге.

Шокирующее впечатление произвело на Гринева заседание военного совета. Было видно, что со своей «свитой» самозванец общается на равных. Отношения между всеми присутствующими, скорее, походили на дружеские. Больше всего Петра потрясло исполнение участниками «заседания» песни о виселице. Казалось, все присутствующие, в том числе Пугачев, понимают исход своей судьбы.

Третья встреча двух героев повести произошла, когда Гринев воевал против самозванца в Оренбурге и получил весточку от Маши, которая написала ему о том, что Швабрин вынуждает ее обвенчаться с ним. Петруша поспешил на помощь девушке, но по дороге его остановили посты Пугачева и отправили к самозванцу. Емельян узнал Гринева и тепло поприветствовал. К счастью Петра, в силу снова вступили его дружеские отношения с Пугачевым, и самозванец оказал помощь Гриневу в освобождении любимой, как только услышал, что обижают сироту.

Даже Швабрин не помешал благородному поступку атамана, сообщив Пугачеву, что Мария - дочь Миронова. Емельян рассердился, что от него был скрыт этот факт, но откликнулся на призыв Гринева отпустить его и сироту.

Последняя встреча молодого дворянина с атаманом состоялась во время казни последнего. Пугачев узнал своего друга, кивнул ему, а спустя мгновение его мертвая голова была выставлена напоказ.

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» часто воспринимается учениками как довольно простое. Однако данный персонаж настолько сложен и многогранен, что более углубленный анализ приводит учащихся к непростым выводам, вызванным многогранностью личности Пугачева. Так, например, он показывает себя беспощадным в отношении родителей Маши Мироновой, но к ней проявляет великодушие.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора к герою

Емельян Пугачев на страницах книги изображен Пушкиным не убийцей, показанным историками XVIII-XIX веков, а умным и смелым вожаком народа. Смекалистый, энергичный, способный вести за собой - таков образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка». Сочинение каждого школьника обязательно должно упоминать об этих качествах героя.

В отношении дворянского сословия и представителей власти Пугачев беспощаден, в их лице он видит врагов. Кровожадный, жестокий - эти черты также определяют образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка».

Сочинение об этом персонаже обязательно затрагивает тему убийства и его жены, с которыми самозванец обошелся беспощадно. Хладнокровие, с которым он убивает людей, поражает.

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» немного комичен. А. С. Пушкин изображает самозванца как простого казака. Речь его полна народными пословицами и поговорками. Он велит своим «ребятам» называть его царем-батюшкой. При этом в его отношениях с людьми отсутствует чинопочитание, и каждый может оспорить его мнение. Пугачев осознает, что обречен на погибель, и понимает, что его могут легко предать.

Пушкин симпатизирует Пугачеву, но за его иронией легко уловить насмешку над этим персонажем.

Национальный русский характер

Сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в повести "Капитанская дочка"» обязательно должно содержать идею, которую выражает этот герой сказкой об орле и вороне. Самозванец считает, что лучше жить недолго, но достойно, чем существовать много лет, питаясь падалью.

Подчеркивая в этом герое ум, храбрость, смекалку, автор показывает лучшие русского народа.

Отношение Пушкина к крестьянскому восстанию

Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка», безусловно, наделен множеством положительных характеристик. Однако Пушкин вовсе не идеализирует этого героя. Автор повести негативно относится к разного рода кровопролитиям и отдает предпочтение реформам. Он называет русский бунт бессмысленным и беспощадным. Автор не ставил себе задачу показывать в своем произведении злодеяния бунтарей, а просто пытался воссоздать историю.

Пугачёв на страницах истории и в произведении Пушкина

Обратившись к работам историков, можно выяснить, что Пугачев - уроженец станицы Зимовейской Донской области. Его фамилия произошла от прозвища деда самозванца - Михаила Пугача.

В официальных исторических документах Пугачев характеризуется исключительно как вор, убийца и самозванец.

Однако Пушкин показал Емельяна Пугачева талантливым народным вождем. Он обратил внимание на другую сторону этой личности и, скорее всего, был прав, наделив его умом, энергичностью, харизмой, ведь не будь самозванец таковым, он не смог бы возглавить крестьянское восстание подобного масштаба.

Идея бунта в книге «Капитанская дочка» находит отголоски в романе Пушкина «Дубровский». Емельян Пугачев - более колоритная фигура, чем Владимир Дубровский. Тем не менее, оба героя - бунтари, вышедшие из разных сословий, но обладающие общими чертами «разбойничьего благородства».

Время, когда жил Емельян Пугачев, называли эпохой золотого XVIII века Екатерины II. Эта эпоха была ознаменована блестящими победами русской армии, это был век расцвета русской культуры, установления абсолютизма. Россия далеко шагнула в своем экономическом и общественном развитии. И в то же время произошло усиление крепостного гнета и увеличился рост народных движений. Вышли указы о том, что крестьянам запрещается жаловаться на своих хозяев, помещикам предоставили право ссылать крестьян в Сибирь и отправлять на каторгу. Таким образом крестьяне превратились в бесправных рабов.

Крепостных могли продать, проиграть в карты, подвергали истязаниям, обменивали на скот и просто безнаказанно убивали за непослушание. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведённое до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер. Ярким примером в истории Российского государства явилось восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачёва. «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы» , - так писал об этом восстании А. С. Пушкин. Историки именуют события 1773– 1774 гг. пугачёвщиной.

Емельян Иванович Пугачёв – предводитель Крестьянской войны 1773- 1775 Родился в 1742 году. Казнен 21 января.

Емельян Пугачёв был Донским казаком, его описывали как человека смелого и предприимчивого, не склонного к оседлой жизни, в нём чувствовались задатки лидера, он всегда стремился выделиться среди остальных казаков. От такого человека стоило ожидать, что он никогда не сможет смириться с участью крепостного.

Пугачёв, объявив себя русским царём Петром III, призывал к передаче земли крестьянам, ликвидации крепостного права, уничтожению дворян и царских чиновников. Восстание Пугачёва было подавлено. Жестоким наказаниям были подвергнуты тысячи повстанцев… О той войне крестьян с царским режимом много написано, к этой теме обращались и историки, и классики русской художественной литературы. Одним из них был А. С Пушкин, описавший Пугачёва в повести «Капитанская дочка» .

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачёвского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время Михайловской ссылки; Пушкин изучил «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева» . Пушкин побывал в местах пугачевского бунта – в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской войны, записывал их рассказы, предания, песни; собирал материалы в провинциальных архивах. Прежде чем приступить к написанию произведения, Пушкин изучил большое количество материалов, касающихся этой страницы в жизни государства.

В повести «Капитанская дочка" А. С. Пушкин описывает события 1773- 1774 годов - крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачёвская тема давно интересовала поэта. Он, как и многие его современники, пытался разобраться, что же такое пугачёвщина: освободительное движение угнетённого народа или бандитизм и мародерство шайки во главе с жестоким и кровожадным убийцей. То, что поэт сумел узнать о Пугачёве и его движении, то, каким выглядел бунтарь в его глазах, - всё это он изложил в «Капитанской дочке» . Чтобы создать впечатление достоверности, автор делает рассказчиком Петра Гринёва, молодого дворянина, который не способен на приукрашивание и обман. Каков же он, легендарный предводитель крестьян, увиденный глазами Гринева?

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» . В этой повести писатель сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гринёву выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

Пушкин изображает Емельяна Пугачёва не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачёва наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Пушкинский Пугачёв человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачёва не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нём и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость, откровенность, весёлость.

На протяжении 22 месяцев восстанием, которое переросло в настоящую гражданскую войну, была охвачена огромная территория: Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирия, Поволжье (по площади это больше, чем вся Западная Европа).

Которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с . Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал , а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

Вторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

В повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкин описывает события 1773—1774 годов — крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачевская тема давно интересовала поэта. Он, как и многие его современники, пытался разобраться, что же такое пугачевщина: освободительное движение угнетенного народа или всего-навсего поножовщина, шайка разгульных бандитов во главе с жестоким и кровожадным убийцей. Прежде чем приступить к написанию произведения о Пугачеве, Пушкин изучил большое количеств"о материалов, касающихся этой страницы в жизни государства, познакомился с людьми, лично знавшими загадочного крестьянского вождя. То, что поэт сумел узнать о Пугачеве и его движении, то, каким выглядел бунтарь в его глазах, — все это он изложил в "Капитанской дочке". Чтобы создать впечатление достоверности, автор делает рассказчиком Гринева, честного и благородного дворянина, который не способен на приукрашивание и обман, — Пушкин смог убедить нас в этом. Каков же он, легендарный предводитель крестьян, увиденный глазами Гринева?

С Пугачевым мы знакомимся уже во второй главе произведения, правда, тогда мы еще не знаем, кто перед нами. Случайно встретившийся посреди поля Петру Гриневу и его слуге Савельичу человек помог им добраться до жилища, где они смогли переждать пургу. Вожатый зарекомендовал себя человеком далеко не робкого десятка, бывалым и с чувством юмора. Гринева поразила "сметливость его и тонкость чутья".

Внешность вожатого тоже была "замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары".

Нельзя было отказать этому человеку и в тонком знании психологии: когда Савельич стал причитать по поводу заячьего тулупчика, который Гринев приказал отдать в знак благодарности вожатому, тот не преминул напомнить Савельичу, что он всего лишь слуга и должен выполнять приказ. Реплика эта, на мой взгляд, больше предназначалась не для Савельича, а для его хозяина. Человек льстил молодому барину и рассчитывал, что лесть обернется ему на пользу. Так и случилось: Гринев настоял на своем, и заячий тулуп оказался у вожатого.

Через некоторое время в Белогородскую крепость стали доходить слухи о, бесчинствах, творимых пугачевцами, и о скором приближении повстанцев. Пугачева называли "злодеем и самозванцем", а людей его не иначе как "злодейской шайкой". В подтверждение этих слухов Пугачев, появившись в крепости, без сожаления отправляет на виселицу всех, кто отказывается присягнуть ему. Так погибают супруги Мироновы и гарнизонный поручик Иван Игнатьич. Петр Гринев тоже был приговорен, но вовремя вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смил остивиться. Но не сама просьба доброго слуги заставила Пугачева переменить решение — в Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: "Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу". А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: "Как могу тебе в этом обещаться?.. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?". После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь.

Ценить благородство в других — удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Можно ли после этого сомневаться в благородстве Пугачева? Мне кажется, каждый согласиться, что нет. Еще одно подтверждение этому — случай с сиротой. Узнав от Гринева, что тот едет освобождать сироту, которую якобы обижают его люди, Пугачев рассвирепел: "Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет". Узнав, что виноватый — Швабрин, Пугачев грозится повесить его. На что один из людей его отвечает: "Прикажи слово молвить... Ты поторопился назначить Швабрина в коменданты крепости, а теперь торопишься его вешать. Ты уж оскорбил казаков, посадив дворянина им в начальники; не пугай же дворян, казня их по первому наговору".

Слова этого человека открывают нам новые черты характера Пугачева: он порывистый, горячий, легко поддается эмоциям и не всегда достаточно хорошо обдумывает свои поступки. В роли, которую он себе выбрал, такие качества вряд ли подойдут. А вот то, что сила казаков в сплоченности, для Пугачева яснее ясного. Не зря он, приказывая им прекратить ссору, говорит: "Господа енаралы!.. Полно вам ссориться. Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной; беда, если наши кобели меж собою перегрызутся".

Нельзя усомниться и в любви Пугачева к простому народу. На ответ Гринева, что в Оренбурге все благополучно, тот не на шутку возмутился: "Благополучно... А народ мрет с голоду!".

Проникшись уважением к "злодею", Гринев призывает его оставить свою затею, обреченную на провал, и просить милости у императрицы. Но бунтарь непреклонен: смысл жизни для него в сказке, поведанной старой калмычкой. Суть сказки в том, что "чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст", то есть чем долго жить в неволе и притеснении, лучше мало, да на свободе. Гринев возражает, что "жить убийством и разбоем значит... клевать мертвечину", а Пугачев удивленно посмотрел на собеседника и ничего не сказал. Оба замолчали: каждый из них не мог понять другого, этому мешала разность их сословий.