Психология движений и танца. « Креативный танец и Развивающее движение

Жизнь человека наполнена движениями: зачастую мы даже не осознаём, как много их совершаем за день и что каждое имеет свой смысл. С рождения у человека не развита способность говорить, а потому выражать свои желания и чувства он может только посредством действий. Но и речь не всегда способна точно и быстро передать состояние человека: внезапная радость заставляет вскинуть руки, на согласие иногда проще кивнуть, а резкая боль непроизвольно вынуждает сжаться. В мире животных вся информация передаётся посредством тела: недовольные кошки выгибают спину, радостные собаки виляют хвостом, нетерпеливая лошадь бьёт копытом. То есть движения, кроме основной функции поддержания физического состояния, несут коммуникативную функцию .

Помимо общения с видимым собеседником, движения использовались (а в некоторых племенах и в настоящее время используются) для связи с духами, что переросло в ритуальные танцы. Определённый набор движений, визуализирующий слова, сопровождал торжественные события, позволял установить связь с Богом и попросить о благосклонности, урожае, дожде и т.д. Со временем танец из интуитивного обрёл стандартизированную форму и имеет тот вид, который мы знаем сегодня. Индустрия танца постоянно развивается, появляются новые направления. Однако все они имеют единую цель — передать в движении свои переживания, своё состояние, рассказать историю.

Танец в широком смысле состоит из трёх аспектов:

  • эмоционального — те чувства, которые вызывает танец в исполнителе и зрителях;
  • физического — данные человека;
  • психологического — самооценка, влияющая на открытость в танце.

Все три параметра тесно связаны друг с другом, а степень развитости этих аспектов влияет на качество танца. Эту особенность в своей работе используют психологи: личностные черты человека раскрываются в танце в неформальных условиях.

Коммуникативные способности прослеживаются во включённости человека в танец: общительный и уверенный в себе человек скорее станет "королём танцпола", чем замкнутый и стеснительный. По выбору музыкального сопровождения, по характеру движений можно определить эмоциональное состояние: счастье, грусть, любовь, тревогу. Резкие движения характеризуют более яркие чувства, плавные — более глубокие. Чем богаче внутренний мир человека, чем он наполненней, тем разнообразней будут движения, тем большее количество стилей будет доступно.

Использовать танец можно не только в диагностике, но и в коррекционной деятельности. Так, например, обучив человека красиво танцевать (т.е. развивая физический аспект), можно поднять его самооценку (психологический аспект) и тем самым улучшить общий эмоциональный фон. Развить коммуникативные навыки можно в парных или групповых танцах: там партнёры учатся чувствовать друг друга, успешному взаимодействию, что в дальнейшем можно перенести в другие сферы жизни.

Идеи целостного развития человека и его движений лежат в основе развивающего танца . Тело, эмоции, сознание и духовное — в человеке всё взаимосвязано, и при влиянии на один аспект воздействию подвергаются и все остальные. В основе развивающего танца лежат 2 основных направления:

  • креативный танец , использующий двигательную активность для раскрытия экспрессивных и творческих способностей;
  • развивающее движение , открывающее неиспользуемый двигательный и психологический потенциал, скрытый за пробелами на пути двигательного формирования человека.

Результатом работы в данном направлении становится развитие телесной осознанности , которая даёт возможность проявлять своё состояние (физическое, эмоциональное, когнитивное) через выразительное движение и танец.

Танец — уникальное явление, позволяющее отразить мысли и чувства, которые иногда сложно перевести в слова. Танец — отличный способ поддержания физического состояния. Развивая чувствительность собственного тела, человек развивает способность понимать самого себя, что приводит к гармоничной жизни.



Начнем с того, что в нашей стране в последнее десятилетие активно развиваются (и это радует!) всевозможные формы танцевального искусства и танцевально-двигательная терапия. И так оказалось, что есть целый пласт знаний о том, как движение и танец влияют на целостное развитие человека, не только его тела и двигательных возможностей, но личности в целом. Эти знания используются и питают как современный танец, так и танцевально-двигательную терапию. И в Специализации по ТДТ элементы этих знаний органично встроены в обучение и подготовку танцевально-двигательных психотерапевтов на кафедре ТДП ИППиП (г. Москва). Пришло время новых предложений, которые помогут большему количеству специалистов посмотреть на танец и движение гораздо шире.

Программа « Креативный танец и Развивающее движение. Основы психологии движения и танца» - это результат синтеза многолетнего опыта преподавания и исследования танца, движения и танцевальной терапии. Программа опирается на философские и теоретические базы самых современных школ по изучению взаимосвязи и взаимовлияния тела и сознания, движения и эмоций, здорового функционирования организма, психического благополучия, креативности, коммуникации с другими. Такой подход позволяет изучать Движение как систему - с функциональной и психологической точки зрения. Он позволяет задействовать творческое самовыражение через танец осознанно и специфично с учетом потребностей группы, коллектива, пары или конкретного человека.

Так же, есть еще один немаловажный факт, который повлиял на возникновение этой программы. Увеличился интерес к обучению профессии ТД-психотерапевта. Но для поступления в специализацию по ТДТ существуют определенные требования, как-то: наличие базового психологического образования, длительный и продолжающийся танцевальный опыт, наличие практики и возрастная и психологическая зрелость. Что делать тем у кого, например, нет психологического образования, но есть огромная танцевальная-/педагогическая практика и желание изучать движение глубже, понимать как оно связано с проявлением личности, с возрастными особенностями, коммуникацией, креативностью, т.е. проникать в философию и психологию движения. Или, например, что делать психологам, которые увлекаются двигательными практиками и танцем, но не знают как грамотно и экологично использовать этот ресурс, в работе со своими клиентами и пациентами. Так же эта программа поможет продолжать свое профессиональное развитие и тем, кто еще не принял решения о поступлении в специализацию по ТДТ.

Так что же мы предлагаем? Мы предлагаем программу, которая с одной стороны сможет дать людям практические знания и навыки в области психологии движения и танца, то, что имеет отношение к целостному развитию человека и помочь сформировать двигательное мышление и видение личности. С другой стороны, поддержит интерес к нестандартному восприятию и пониманию исцеляющих возможностей танца и к танцевально-двигательному направлению в целом.

Почему мы предложили именно такое название?

Креативный(творческий) танец - это форма движения и танца, фокусирующая свое внимание на целостном развитии человека и его личности. Через двигательное выражение танцующие достигают высокого уровня физического развития, обучаются языку танца и взаимодействуют со своими эмоциями и чувствами. Креативный танец - это единственная форма двигательной активности, в которой физическое движение используется не столько для выражения какой-либо двигательной функции, а больше как раскрытие персональной экспрессии и творческого самопроявления, он воспитывает и питает экспрессивные возможности человека, и помогает ассимилировать эмоциональный опыт, формирует новый двигательный репертуар. Развитие творчества и воображения способствует гармонизации всех аспектов личности, и дает возможность применять этот опыт не только в профессиональной области, но и в жизни как таковой. Креативный танец включает в себя творческие формы танцевального искусства: выразительное движение, танцевальная импровизация и танцевальный перформанс, элементы ТДТ, Анализа движения Лабана (LMA) и Двигательных основ Бартениефф. Одно из близких значений Креативного танца - это импровизация. Однако мы используем международную терминологию, наиболее полно раскрывающее это направление. Оно шире, чем импровизация (что относится в основном к профессиональному полю его использования: в танцевальных, театральных и музыкальных спектаклях, перформансах, лабораториях движения) и применяется в работе с разными возрастными категориями, чаще всего в развивающем формате (детьми, взрослыми, пожилыми людьми).

Развивающее движение - это метод, который опирается на психомоторное развитие человека, и основан на глубоком понимании важнейших предпосылок успешного развития ребенка, всех его двигательных функций и деятельности головного мозга. Наши движения опираются на двигательные паттерны, а те в свою очередь на рефлексы. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, соответствующих задачам психологического развития. Результатом является формирование функциональных навыков, экспрессивных и коммуникативных умений. Поэтому важно, чтобы каждая стадия развития человека была эффективно пройдена и психо-моторные задачи, соответствующие каждому этапу были решены. Пробелы в процессе развития формируются в неиспользуемый двигательный и психический потенциал, в так называемые «нерешенные задачи развития». Развивающее движение помогает вернуться на эти ранние уровни организации тела, и «достроить» пропущенное или неосвоенное, пробудить поток двигательной энергии, который когда-то остановился, укрепляем связи поддерживающие состояние целостность тела и личности. Это развивает телесную осознанность и двигательное мышление. Настоящие изменения случаются, когда человек принимает «себя настоящего». Это открывает развитие, трансформацию к здоровому и эффективному функционированию. Спектр человеческой выразительности и презентации себя миру расширяется, что влияет на взаимодействие с собой, с другими, с миром.

Оба эти направления, Креативный танец и Развивающее движение формируют базу для исследования и изучения психологии движения и танца, помогают увидеть человека в его целостном развитии (тело-движение-психика). Телесная функциональность (то, что имеет отношение к Развивающему движению) и его выразительность(то, что имеет отношение к Креативному танцу) питают и поддерживают друг друга. Такое сочетание открывает новые возможности для человека, расширяет его видение и понимание. Эти два способа направлены на раскрытие максимального двигательного потенциала человека и его психо-эмоционального состояния, и способствуют развитию всех типов его интеллекта: телесного(BQ), двигательного(MQ), эмоционального (EQ) и когнитивного(IQ).

Хочется отметить, что на наш взгляд в России пока нет аналогов такой программы, имеющей системный подход и образовательный стандарт(программа повышение квалификации). Мы не «открываем Америку». В Москве и других городах России проходят семинары, где предлагается похожий опыт. Но, как правило, это либо разовые мероприятия, либо очень разрозненный материал и двигательное развитие отделено от экспрессивного опыта. Уникальность программы в том, что это первая попытка собрать знания о целостном развитии личности и всех уровней его интеллекта (двигательного, телесного, эмоционального и когнитивного) в единый систематизированный обучающий курс, который, мы надеемся, будет в дальнейшем развиваться до большой образовательной программы. Мы очень рады, что программа идет на базе Института Практической Психологии и Психоанализа, что придает ей особый вес и статус, и благодарны поддержке Кафедры ТДП ИППиП и творческому участию и вкладу в создание этой программы завкафедры Ирине Бирюковой.

Программа ориентирована на специалистов как помогающих, так и творческих профессий. Во-первых, конечно же, на хореографов и танцевальных педагогов. Это специалисты, которые много работают с творческими задачами, постановочными и хореографическими. Всегда встает вопрос «где брать двигательный материал?». Обучение помогает находить ответы на эти вопросы, через изучение законов и принципов движения и основ импровизации и композиции (через призму системы наблюдения движения Лабан-Бартениефф, Somatic Movement). Так же обучение предлагает курсы, касающееся целостного развития человека, его тела, двигательного репертуара и психики. Эти знания помогают решать педагогические задачи и лучше понимать участников коллектива, в т.ч. их возрастные и личностные особенности. А также находить креативные и эффективные способы для помощи участникам коллектива в адаптации и максимального творческого раскрытия каждой личности.

Во-вторых, это может быть интересно психологам и психотерапевтам, которые используют в своей работе движение и танец. Обучение поможет больше понимать психологию движения и танца и более осознанно задействовать в своей работе двигательный уровень клиентов.

В-третьих: детским психологам, специалистам по раннему детскому развитию, работникам реабилитационных и абилитационных центров и организаций. Знание этого материала делает работу этих специалистов более успешной и продуктивной.

«Креативный танец и Развивающее движение: введение. Основы танцевальной импровизации».

«Введение в Анализ движения Лабана(LMA) и Двигательные основы Бартениефф(BF). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие».

«Эмпирическая анатомия. Культура телесности. Основы целостного подхода в работе с телом» первый семинар.

«Двигательное развитие - как основа для развития многообразия танцевальных и движенческих форм».

Представление индивидуального проекта. Завершение.

Каждый курс логически продолжает тему предыдущего, но при этом, имеет целостную и завершенную форму. Хочется особо отметить, что благодаря очень логичному включению в программу курса «Введение в Анализ движения Лабана и Двигательных основ Бартениефф», преподаватель Хилари Брайен(США), эта программа приобрела статус международной. Более подробно о курсах программы и о том, как в нее попасть, можно почитать на сайте ассоциации www.atdt.ru или на сайте кафедры ТДП ИППиП tdt-edu.ru

Надеемся, до скорой встречи с Вами.

Продолжение рассказа о развитии программы в следующем выпуске.

Котеленко Е.Ю.(Рязань)

Фатеева Т.А.(Москва)

Танец не просто полезен, он целителен для тела и психики, если при этом учитывать свои индивидуальные особенности: телесные возможности, переносимость нагрузок и т.д. Как влияют танцы? Танец построен на наших природных инстинктах и потребностях.

1. Как влияют занятия танцами на человека с психологической точки зрения?
Психологический эффект:

  • Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное состояние - улучшает контакт с собой.
  • Новые, непривычные, не используемые в повседневной жизни движения помогают сломать привычные шаблоны, выйти из замкнутого круга повторяющихся сценариев в нашей жизни. Открываясь новому опыту в танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.
  • В танце происходит эмоциональная экспрессия - высвобождение подавленных чувств. Подавление эмоций - опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение.
  • Повышается психологическая гибкость, а значит - адаптивность и креативность.
  • Улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к стрессу.

Главное - найти тот танец, который нравится именно вам, и не требовать от себя непременного совершенства.

2. Могут ли танцы помочь решить какие-то психологические проблемы? Если да, то какие?

  • Танец не случайно используется в некоторых направлениях психотерапии, он способен трансформировать нас психологически и помогает решать проблемы.
  • Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолеть инфантилизм - взрослит. А женщине помогает доверять мужчине и уважать его. И, конечно, у обоих увеличивает чувствительность по отношению к партнеру, способность выстраивать отношения, заявлять о себе и «слышать» партнера.
  • Групповые танцы хороши для тех, кто чувствует себя одиноким, отвергнутым, никому не нужным, «белой вороной». Они помогают почувствовать себя важной частью группы - «членом стаи».
  • А есть танцы, улучшающие контакт с собой, помогающие «слышать» себя. Они хороши для тех, кто потерял себя, запутался в своей жизни и не знает, что хочет.

3. Что делать, если человек стесняется своего тела (у него лишний вес) или существует боязнь того, что, танцуя, он будет выглядеть нелепо? Как ему это перебороть в себе, если он хочет танцевать,но мешают комплексы?


Увы, непринятие своего тела - частая проблема, даже у красивых людей, не говоря уж о тех, кто не вписывается в современные стереотипы красоты. Нас не учат любить и уважать свое тело…
Первый шаг: решите, вас устраивает жить со своими комплексами, или вы все же хотите поменять свою жизнь? Перемены - всегда риск, они требуют мужества и не даются без усилий. Если готовы к «подвигу», отправляйтесь в танцзал. При этом вы можете помочь себе следующим образом:

  • Помните, что не вы один стесняетесь, у ваших соседей могут быть такие же переживания.
  • Найдите доброжелательного преподавателя, которому вы сможете доверять. Психологическая атмосфера на занятиях во многом зависит от преподавателя, бывают коллективы «критикующие», бывают - «поддерживающие».
  • Возьмите с собой на занятия друга или подругу для поддержки.
  • Если вы стесняетесь группы, можно попробовать начать с индивидуальных уроков.
  • Самооценку может поднять удачная фотосессия в танцевальном костюме.
  • Попробуйте понять, как именно звучит критикующее послание в вашей голове. Например: «Ты неловкий», «Ты толстая» и т.д. Подумайте, в каком возрасте и при каких обстоятельствах появилось внутри такое вредное убеждение? Что вы сейчас можете противопоставить этому убеждению?
  • «Стакан наполовину полон», какие свою плюсы вы можете обозначить? Может, у вас хорошее чувство ритма? Выразительная мимика? Есть старательность? Плюсы всегда присутствуют.
  • Сделайте акцент не на том, как вы выглядите во время танца, а на том, какие ощущения при этом испытываете. И наслаждайтесь движением, музыкой…

Помните: способности к танцам есть у каждого, кончено, в разной степени, но У КАЖДОГО.