Психологическое определение личности. Что вы видите первым на картинке? Психологическое определение личности Как определить настроение человека по рисункам

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Инструкция

Сначала посмотрите на местоположение рисунка. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – .

Волны, круги и спирали рисуют люди с эгоцентричным и характером. Также это может означать и то, что человек хочет поскорее покончить с текущим делом или у него большие и неразрешимые проблемы.

Сети и решетки , что нарисовавший их находится в двусмысленном или рискованном положении. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, что проблема близка к решению, или решена.

Мечтатели и фантазеры склонны рисовать что-то с мягкими, округлыми краями – облака, солнце, цветы. Эти элементы также выдают радостных и оптимистичных личностей.

Повторяющиеся мотивы, как на ковре, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.

Геометрические фигуры – треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.

Нарисованные кресты могут сказать о присутствующем в человеке чувстве вины, возникшем совсем недавно, скорее всего - в процессе разговора.

Человечков рисуют люди, на которых в данный момент ложится неприятная обязанность. И они хотят ее избежать, но боятся дать решительный отказ.

Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи.

Круги, переплетающиеся и касающиеся друг друга, выдают людей, чувствующих себя обделенными, одинокими. Им необходима дружба и внимание других людей.

Человек, в задумчивости водящий карандашом по бумаге, изображает свои мысли в виде геометрических фигур, символов, животных и других объектов. Каждая из этих форм имеет значение как символ языка подсознания, и психологи помогают своим пациентам понять рисунок и составить психологический портрет.

Инструкция

Нарисуйте несколько объектов: солнце, дерево, дом, реку. Все на одном листе бумаги, в произвольном порядке.

Солнце – жизненной силы. Его положение (восток, зенит, запад) говорит о самооценке и оценке вашего жизненного пути. Подростки и молодые люди часто рисуют солнце на востоке, по аналогии с утренним положением светила. Солнце в тучах – вы переживаете тяжелые времена, испытываете психологические или другие . Ясное солнце – символ хорошего и оптимистичного взгляда на . Тучи или облака в отдалении – ваше предвидение некоторых проблем, объективный и реалистичный взгляд на жизнь, готовность разрешить все вопрсоы.

Дом – символ семьи, очага. Он отображает ваши взгляды на вопросы быта, и уюта. Дом за забором – скорее всего, вы интроверт и не открываетесь перед первым встречным. Чем больше подробностей и деталей вы нарисовали (шторы, цветы, плитка или кирпичная кладка, резьба и прочее), тем больше вы привязаны к домашнему теплу. Огород вокруг дома – вы любите вкладывать в свой быт и трудиться по дому.

Дерево – ваша самооценка. Обратите внимание на положение листьев, цветов и плодов дерева. Левая сторона дерева символизирует ваше прошлое, правая – будущее. Засохшее или сломанное дерево – вы подавлены, переживаете нелегкие времена и не верите в благополучный исход.

Река – это ваши увлечения и хобби. Если вы изобразили птиц и рыб в реке, вы любите активный, деятельный отдых. Спокойная река – вы предпочитаете отдыхать в спокойствии.

Видео по теме

Обратите внимание

В зависимости от погоды, времени суток и года, настроения и других субъективных факторов некоторые детали картины могут меняться вплоть до диаметрально противоположных. Не делайте выводов из одного рисунка, создавайте серии. Более точную расшифровку вам даст профессиональный психолог.

Совет 3: Как определить проблемы ребёнка с семьёй по рисунку

Наиболее частыми проективными методиками для определения проблем ребёнка с семьёй являются рисуночные тесты. Часто ребёнок не может передать всё словами, а изображение - это его графический язык.

Существует много рисуночных тестов, но подробнее мы остановимся на "Кинетическом рисунке семьи". Данная методика способна выявить стиль взаимоотношений в семье, эмоциональное отношение ребёнка к каждому члену семьи, место ребёнка в семейной иерархии.

Ребёнку необходимо предоставить лист бумаги А4 и карандаш. Затем попросите нарисовать его всю семью, каждый член которой занят каким-либо делом. Во время рисования необходимо следить за тем, в какой последовательности ребёнок рисует членов семьи. Обычно первым изображается наиболее важный и дорогой для ребёнка человек. Фиксируйте также спонтанные фразы, высказанные во время рисования.

После того, как ребёнок закончил рисовать проведите с ним беседу. Необходимо спросить: кто изображён, какие виды деятельности он выполняет, каково отношение ребёнка к каждому члену семьи. Конечно, ребёнок не всегда правдиво покажет вам своё отношение, однако вы сами сможете определить это.

Первое, на что нужно обратить внимание, сплочённость фигур на рисунке. Возможно, что один член семьи будет нарисован на оборотной стороне листа, что говорит о его отдалённости в реальной жизни. Либо силуэт будет нарисован видом сзади. Это также говорит об отчуждённости ребёнка к данному индивиду. Присутствие между людьми предметов, может означать разрыв межличностных связей, преграду в отношениях.

Далее следует обратить внимание на детализацию рисунка. Наиболее тщательно прорисованные персонажи скорее всего являются самыми любимыми членами семьи ребёнка. Тот же, кто нарисован только образно может вызывать у ребёнка эмоционально-негативные переживания.

По тому, как ребёнок нарисует себя, можно идентифицировать его с одним из членов семьи. Возможно он нарисует себя в точности с фигурой отца или матери. Если ребёнок нарисует свою фигуру больше остальных, это значит, что он в семье, всё внимание уделяется только ему. Если же ребёнок нарисует свою фигуру гораздо меньше, чем остальные, это может говорить о том, что на ребёнка влияют взрослые, он испытывает гнёт.

Видео по теме

Источники:

  • "Старший дошкольник и младший школьник", М.В. Гамезо, 1998.

Очень часто, глядя на ребенка, мы пытаемся понять, что происходит в его голове, о чем он думает, что его беспокоит. Способов понять и прочитать его настроение очень много, но хотелось бы предложить вам понять своего ребенка с помощью его рисунков. Каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш и рисует, он изливает листу бумаги свои страхи, переживания, потрясения и фантазии. Что бы он ни чувствовал, как бы себя ни вел по отношению к окружающим, все он будет вкладывать в свой рисунок. Разгадывать настроение и состояние ребенка досконально – дело психологов, но некоторые детали увидеть и проанализировать можете и вы сами.

Очень многое могут рассказать выбранные цвета, нарисованные предметы, линии, штрихи и контуры предметов.

Если вы хотите понять чувства своего ребенка по отношению к семье, ненавязчиво предложите ему нарисовать семью. Проследите, кого он нарисовал первым, кого – последним, о ком забыл вообще. Обратите внимание на удаленность нарисованных членов семьи друг от друга, их расположение.

Если ребенок нарисует себя между родителями, он доволен отношением родителей к себе, а если изобразит где-то в стороне или вообще не нарисует – есть какая-то проблема, над которой стоит задуматься. Ребенок-кумир и ребенок-эгоист будет изображать себя крупнее остальных.

Некоторые части тела ребенок может выделить. Например, если у матери выделен рот, значит она надоела ребенку своими нравоучениями и нотациями. Если нарисованы слишком длинные руки (обратите на это особое внимание), значит, в семье царит чрезмерная агрессия в адрес ребенка.

Случается, что ребенок сознательно не рисует кого-то из членов семьи и приводит этому логичное объяснение. Например, ребенок не рисует или забывает нарисовать брата, потому что ревнует. Также он может не нарисовать кого-нибудь из членов семьи, потому что того просто нет дома или в комнате. Если ребенок нарисовал кого-то из семьи темным цветом, значит он относится к этому человеку крайне негативно.

Особое внимание обратите на выбранные малышом цвета. Обеспокоенные дети обычно рисуют темными цветами, а дети с хорошим настроением – нежными и яркими. В частности, черный и коричневый цвета говорят о подавленности, фиолетовый и желтый – о спокойствии и уравновешенности, холодные цвета – о конфликте внутри семьи, красный цвет – об агрессии и возбудимости, розовый и голубой – о жизнерадостности.

Видео по теме

Детский рисунок, утверждают психологи, это не просто каляки-маляки и смешение цветов. Это самый настоящий психологический портрет малыша. Ведь по рисунку - его тематике, используемым цветам, интенсивности давления на карнадаш или фломастер - можно многое узнать о мыслях и думах ребенка. Кроме того, по детским картинам легко составляются определения характера того или иного ребенка.

Детские рисунки - это настоящая книга для профессионала. Психолог может по ней разгадать, что тревожит даже самого замкнутого и молчаливого ребенка. Главное, внимательно присмотреться и определить все детали.

Следует понимать, что для исследования подходят рисунки детей возрастом от 5 лет. Связано это с тем, что рисунки совсем еще малышей выполнены схематично, да и пальчики малышей еще довольно слабо развиты. Рисунки детей в возрасте до 5 лет можно анализировать только по выбираемым ребенком цветам. Так, например, если малыш рисует черным, значит у него повышена агрессия. Избыток красного указывает на активность, коричневый сигнализирует о нездоровье.

Чтобы составить представление о характере ребенка по рисунку, нужно взять, как минимум 5-6 экземпляров разных картин, которые, к тому же, были сделаны в разное время. Если вам не хватает рисунков для исследования, попросите ребенка, когда он будет в хорошем настроении, нарисовать какую-нибудь картинку.

Если ребенок выбирает для рисования только простой карандаш и полностью игнорирует какие-либо цвета, это говорит о том, что у ребенка недостаточно высокий уровень развития. Правда, не стоит путать с ситуацией, когда ребенок просто принципиально не хочет рисовать цветами именно в этот момент. Использование стандартных цветов и рисунков указывает на то, что ребенок нормально развивается, все идет по возрасту. Нестандартные рисунки и сюрреалистическое смешение цветов указывает на то, что перед вами натура творческая.

По цвету карандашей можно определить и разные черты характера, свойственные для малыша. Итак, если любимый желтый, это значит, что он достаточно духовная личность, развитая и нравственная, фантазеры, мечтатели и сказочники. Люди, предпочитающие желтый, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и т.д. Поэтому у них часто могут возникать проблемы с людьми патриархального уклада.

Дети, выбирающие фиолетовые цвета, чувствительны, легко поддающиеся внушению, возбудимые. Они нуждаются в поддержке и одобрении родителей. А вот дети, выбирающие близкий по цвету красный, являются открытыми и активными, живыми и непоседливыми. Таких зачастую называют непослушными.

Синий цвет выбирают серьезные и волевые дети, которые отличаются педантичностью, внимательностью и контролем. Они тщеславны и горды. Зеленый выдает в ребенке личность консервативную, боящуюся перемен.

Дети, любящие оранжевый цвет, возбудимые, веселые шалунишки. Традиционно мрачный коричневый цвет указывает на наличие дискомфорта в душе малыша. Такие дети отличаются слабым здоровьем, остро реагируют на семейные неурядицы, часто в подростковом возрасте становятся участниками асоциальных групп.

Черный цвет символизирует о том, что ребенок слишком быстро созрел и находится в постоянном стрессе.

Рисование – это не просто творческий процесс, развивающий мелкую моторику, воображение и прочее. С помощью красок или карандашей человек переносит на бумагу свои эмоции и переживания. Рисование как тест активно применяется в психологии при работе с детьми, так как дети в силу малого словарного запаса не могут объяснить свою позицию или настроение словами. Хотите понять, что чувствует ребенок и как ему живется? Попросите нарисовать что-либо.

Во время рисования отмечайте последовательность использования ребенком разных цветов, силу нажима на карандаш/кисточку, общее за столом (расслаблена или напряжена спина и руки, меняется ли мимика лица и т.д.).


Использование преимущественно темных тонов: черный, темно-фиолетовый, темно-синий свидетельствует о подавленном настроении, высоком уровне тревожности и напряженности. Обратите внимание на чистоту изображения. Частое применение простого карандаша и резинки (ребенок рисует, затем стирает, опять рисует и стирает или же все время зачеркивает нарисованное) - показатель неуверенности в себе и боязни быть раскритикованным.


Ядовитые цвета и резкая контрастность могут говорить о наличии скрытой агрессии и внутреннего конфликта (неприятие себя или конкретной жизненной ситуации). Бледная цветовая гамма, наоборот, показывает, что ребенок ведом и слишком зависим от кого-либо.


Чистые яркие цвета в адекватном сочетании без преобладания какого-либо цвета, соответствие рисунка действительности (облака - голубые, солнце - желтое и т.д.) считаются признаком благоприятного эмоционального состояния. Наличие одного-двух фантазийных элементов (необычное дерево или дом, крылья у человека и т.д.) также не должно настораживать вас. Однако изобилие «сказочных» моментов может свидетельствовать об оторванности ребенка от реальной жизни и его желании уйти от проблем.


Распространенным рисуночным тестом является тест «Нарисуй свою семью» , позволяющий оценить уровень психологического комфорта в доме. Обратите внимание на роль, которую ребенок отводит себе в этом рисунке.


Отсутствие ног у главного героя, изображение родителей отдельно от себя характерно для ощущения потери. Ребенок не чувствует себя любимым и нужным. Изображение широко раскрытого рта или слишком длинных скрюченных рук (пальцев) у одного из родителей может свидетельствовать о насилии в семье: крики, ругань, драки.


Как правило, дети акцентируют внимание на своем страхе с помощью больших размеров. Например, дикое животное нависло над ребенком на рисунке или один из родителей получился неестественно большим. Это говорит о подавлении и психологической агрессии, направленной на ребенка.


Помимо аналитической функции, рисование выполняет функцию терапии. Например, тот же самый страх можно уничтожить: сначала нарисовать все, что тревожит, а затем предложить ребенку порвать рисунок, побеждая страх.


Победить страхи можно вместе со взрослым. Ребенок рисует свой страх или обиду, а взрослый дорисовывает то, что может одолеть зло, сопровождая рисование фольклором (сказкой).

Детская психология давно занимается изучением рисунков, ведь именно по ним можно судить о психоэмоциональном состоянии ребёнка в целом или в конкретный период жизни малыша.

Подробно о психологии детского рисунка можно прочитать в трудах Дж. Дилео, А. Л. Венгера, М. Люшера. Здесь же представлены общие критерии оценки детского рисунка. Во-первых, чтобы правильно оценить рисунок, предоставьте ребенку полную свободу творчества: дайте несколько листов бумаги, много разноцветных карандашей, не ограничивайте его во времени, и не подсказывайте, что и как лучше нарисовать. Во-вторых, один рисунок может сказать лишь о сиюминутном состоянии его автора; чтобы сделать выводы об общем состоянии ребенка, необходимо проанализировать несколько работ, нарисованных в разное время.

На что же следует обратить внимание при оценке рисунка? Вот небольшой список основных критериев.

Цветовая гамма. Это наиболее важный фактор, который оценивается в первую очередь.

Нажим карандаша - свидетельствует о психомоторном состоянии ребёнка. Например, робкие дети делают очень слабый нажим, а импульсивные, наоборот, нажимают на карандаш чересчур сильно. Гиперактивные и конфликтные дети рисуют так, что карандаш может даже порвать лист.

Размер рисунка. Рисунок не должен быть слишком маленьким, или не помещаться на листе.

Расположение рисунка. Если ребенок эгоистичен, с высокой самооценкой, то и рисовать он будет только в верхней части листа. А если изображены маленькие предметы внизу, или в углу листа, то это говорит об эмоциональном неблагополучии.

Детализированность изображения. Творческие дети очень детально и подробно все прорисовывают.

Темп работы. Пассивные дети рисуют медленно и неохотно. Если же быстро и неаккуратно, то это говорит о гиперактивности автора.

Разговаривает ли ребёнок во время рисования. Хорошо, если ребенок комментирует и с удовольствием объясняет, что он рисует. Если же он совсем не хочет рисовать, значит, он устал или чем-то эмоционально подавлен.

В конечном счете выводы об эмоциональной нестабильности, или депрессивном состоянии малыша можно делать только после анализа нескольких рисунков, и то, если в них встречается сразу несколько тревожных факторов.

Теперь определим состояние человека:
Дерево с прямым стволом свидетельствует о том, что жизнь человека идет по накатанной колее;
Дерево с искривленным, изогнутым стволом -напряженное сомнение, переход из одного состояния в другое - очевидно, жизнь свернула куда-то не туда;
Плакучая ива - отсутствие смелости, отчаяние, разочарование, грусть;
Дерево, раздвоенное у ствола - человек стоит перед выбором и не может принять решение. Также для человека значимы связи с братьями и сёстрами.
Обрезанная ветка - аффективная травма.
Дупло - перенесенное хроническое заболевание или хирургическая операция, страх перед болезнью.

И в конце определим типы деревьев, характерных для ярких индивидуальностей:
Пень вместо дерева - человек, старающийся ответить противодействием на давление;
Ель - склонность к доминированию, организаторские способности, активность, но вместе с тем к такому человеку непросто найти подход;
Пальма - человек любит экзотику, путешествия, склонен к экстравагантности в одежде и поведении, оригинальности, романтизму. Вместе с тем человек обеспокоен чем-то и чувствует себя не в своей тарелке;
Пышная крона - развитая интуиция, мощная жизненная энергия.

Невероятные факты

Этот психологический тест был разработан в Гарвардском университете.

Он поможет заглянуть в подсознание человека и достоверно описать некоторые черты его характера.

Благодаря ему, вы сможете получить ответ на то, что вам удается лучше всего.

Тест пятна Роршаха

Так называемый тест Роршаха является одним из самых популярных тестов для определения психики человека.

Методика чернильных пятен Роршаха была придумана в 1921 году психиатром из Швейцарии Германом Роршахом.

Суть теста заключается в том, чтобы определить ассоциации, которые возникают у испытуемого при просмотре 10 чернильных клякс.

Каждое из этих десяти очертаний вызывает различные ассоциации с тем или иным образом, словом или фразой.

Тест базируется на том, что ассоциации человека определяют особенности его личности.

Пройти тест Роршаха

1. Картинка первая



Ответы позволяют психологу определить то, как человек справляется со стрессовыми ситуациями и возникающими проблемами.

Самые распространенные ответы при просмотре первой картинки это летучая мышь, бабочка, моль, ангел.

Летучая мышь для одних –это символ нечистой силы и чего-то неприятного. Для других –это преодоление тяжелого пути и перерождение.

Бабочки указывают на переходный период в жизни, намекая на трансформацию и желание меняться, расти и справляться с возникающими сложностями.

Человек, разглядевший в чернильном пятне моль, скорее всего, недоволен своей внешностью, он также считает, что его таланты не ценят окружающие.

Он подвержен приступам раздражительности и слабости.

А вот очертания морды животного могут сигнализировать о серьезной проблеме внутри человека, нежелании разрешать эти сложности, о страхах, которые его преследуют.

Это также может быть признаком паранойи.

2. Картинка вторая



Вторая картинка представлена в виде черно-красного чернильного пятна.

Как правило, люди видят в этой кляксе что-то сексуальное.

То, как человек реагирует на это пятно, описывает его способность держать под контролем свои чувства, включая гнев, недовольство и физическую боль.

Красные вкрапления у большинства опрашиваемых ассоциируются с кровью.

Как правило, в чернильном пятне люди разглядывают следующие объекты: две фигуры, человека в процессе молитвы, собственное отражение в зеркале или какое-то животное.

Если человек разглядел в пятне две фигуры, это означает, что, скорее всего, он очень зависим от секса или же одержим своим партнером.

Если в чернильном пятне кто-то увидел человека, отражающегося в зеркале, это означает, что испытуемый не лишен самолюбования. Ему также свойственен эгоцентризм и себялюбие. Для него его собственное "Я" превыше всего.

Увидеть собаку означает, что человек замечательный и верный друг, готовый ради дружбы на многое, даже в ущерб себе.

Если испытуемый разглядел слона, это означает, что человек наделен хорошей памятью, острым умом и отличным чувством юмора.

Если в пятне увидели что-то негативное и отталкивающее, это указывает на необходимость встретиться лицом к лицу с собственными страхами.

Медведь ассоциируется с агрессией, конкуренцией и стремлением к независимости.

Тест Роршаха, картинки

3. Картинка третья



Третий рисунок помогает выявить отношение тестируемого к окружающим людям. Благодаря черно-красным пятнам, можно определить, насколько хорошо он приспособлен к социальному взаимодействию.

Самые частые ответы –это две человеческие фигуры, человек, видящий свое отражение в зеркале, бабочка или моль.

Два человека символизируют довольно активную социальную жизнь, что общество играет в его жизни огромную роль. Это означает, что у человека весьма высокий уровень социального взаимодействия.

Если человек разглядел на картинке две фигуры, которые задействованы в игре, это означает, что он конкурирует с кем-то в реальной жизни.

А вот если пациент вдруг увидел в чернильном пятне людей, моющих руки, это свидетельствует о его незащищенности, а также о возможных параноидальных наклонностях.

Смотрящийся в зеркало означает то, что человек видит только себя и лишен способности разбираться в окружающих. Как правило, он склонен пренебрегать мнением других, зацикливаясь исключительно на собственном Эго.

А вот остальные, напротив, разглядывают в чернильном пятне либо двух женщин, либо человека неопределенного пола.

Однако, утверждать с полной уверенность, что эту картинку можно использовать для определения сексуальной ориентации человека, нельзя. У психологов на этот счет мнения расходятся.

Чернильный тест Роршаха

4. Картинка четвертая



На четвертом рисунке пациенту предлагается изображение, заштрихованное черными чернилами.

Ассоциации с этим рисунком связаны с воспитанием человека и его восприятием авторитета.

Как правило, люди видят крупную мужскую фигуру, чудовище или же животное, его шкуру.

Крупное животное или чудовище является символом сильного страха перед авторитетами, представителями власти или людьми, которые превышают вас в физической или моральной силе.

Шкура животного говорит о том, что пациент испытывает чувство дискомфорта, когда речь заходит о авторитарных людях.

В этой кляксе большинство опрашиваемых, как правило, видит что-то страшное, неприятное и мужеподобное.

Психологи также обращают внимание на то, как человек описывает эту картинку и какие прилагательные, при этом, он употребляет.

Это помогает понять специалистам, каково отношение человека к авторитетным людям, в частности лицам мужского пола.

5. Картинка пятая



Пятая карточка представляет собой черное чернильное пятно. Ассоциации с этой картинкой схожи с теми, которые вызывает просмотр первой карточки.

То, что видит человек на картинке, описывает его внутренний мир и отношение к возникающим проблемам. Как правило, пациент способен разглядеть в этой кляксе летучую мышь, бабочку или моль.

В отличие от предыдущих карточек люди не видят тут чего-то страшного и угрожающего.

Если ассоциации человека с этим рисунком расходятся с ассоциациями, возникающими при просмотре первой кляксы, это может свидетельствовать об отсутствии напряжения и дискомфорта.

Если же пациент разглядел в кляксе движущиеся фигурки, это может быть признаком паранойи или шизофрении.

6. Картинка шестая



Ассоциации с кляксой на этой картинке связаны с восприятием сексуального характера.

Наиболее распространенные варианты ответа следующие: нора, шкура животного, корабль или черты лица человека.

Животное символизирует любовь к прикосновениям. Чаще всего животное видят ценители тактильного контакта.

Если человек увидел корабль или же черты лица, это означает то, что тестируемый человек склонен к превосходству над партнером. Как правило, в отношениях он доминирует.

Ковер символизирует определенный уровень зависимости от мнения окружающих, а также боязнь остаться одному. Он сильно привязан к своему партнеру и боится выпускать его из виду даже на короткий срок.

Шкура животного говорит о том, что, скорее всего, человек боится вступать в близкие отношения и не стремиться к общению с окружающими людьми. Как правило, такому человеку свойственно ощущение пустоты и одиночества.

Если человек разглядел в пятне гениталии человека, это означает повышенную сексуальность.

Психологический тест Роршаха

7. Картинка седьмая



Чернильное пятно на седьмой карточке полностью черное. Этот рисунок ассоциируется с женским началом, а саму картину называют материнской.

Карточка поможет выявить ваши отношения с матерью и расскажет о её роли в вашей жизни.

Поэтому самые частые ответы- это женщины и дети. Есть те, кто видит на рисунке головы или поцелуи.

Если пациент затрудняется с ответом, что изображено на этой карточке, это означает, что, скорее всего, у него проблемы с женскими фигурами в реальной жизни.

Головы женщин символизируют отношения тестируемого к матери.

Если человек разглядел головы детей, это означает, что он нуждается в заботе. Такое видение картинки также говорит о том, что, возможно, ему необходимо наладить отношения с матерью и проанализировать взаимоотношения с ней.

Поцелуй говорит о желании и необходимости в любви. Это также может говорить о том, что у человека были очень близкие духовные связи с матерью, и что в данный момент он хочет найти себя в других отношениях, независимо от того, романтические или социальные это взаимодействие.

Если чернильное пятно вызывает ассоциации с тучами, это означает, что человек находится в тревоге и замешательстве.

Есть и те, кто видит не само чернильное пятно, а пространство, которое у них ассоциируется с каким-нибудь объектом.

Например, увидеть масляную лампу означает, что у человека наблюдается шизофреническое расстройство.

8. Картинка восьмая



Цвета на этом рисунке отличаются от предыдущих. Здесь и серый, и розовый, и оранжевый, и синий оттенки.

Это наиболее сложная ассоциативная карта среди всех картинок теста Роршаха.

Если человек затрудняется с определением того, что изображено на рисунке, это означает, что он испытывает сложности с тем, как он реагирует на различные жизненные ситуации, а также на людей, которые его раздражают.

Самые распространенные ответы –это бабочка, моль, животное.

Если же пациент затрудняется с тем, чтобы создать в своем восприятии осмысленную картинку, это означает, что, скорее всего, у него повышенный уровень тревожности.

9. Картинка девятая



Девятая картинка также отличается обилием цветов. Здесь можно увидеть зеленый, оранжевый и розовый цвет.

Пятна на изображении размытые, поэтому быстро определить и сформулировать свои ассоциации будет довольно сложно.

Как правило, большинство людей затрудняются сразу ответить, что изображено на картинке.

По этой причине карточка номер девять помогает определить способность преодолевать неуверенность и справляться с отсутствием структурирования и достаточного количества информации.

Чаще всего пациенты отвечают, что на рисунке изображен человек или непонятная фигура.

Увидеть человека означает способность справляться с неорганизованностью и отсутствием информации.

А вот если пятно ассоциируется с демоническим образом зла, это говорит о том, что для внутреннего комфорта человек должен иметь упорядоченную жизнь с четким графиком и расписанием. С неопределенностью и беспорядком он справляется плохо.

Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме . Если преобладает черный , это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью .

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом


Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола , свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Очень часто, во время разговора по телефону, совещания, скучной лекции, просто в перерыве на работе многие люди начинают выводить на листке бумаги различные узоры, фигуры и рожицы. Происходит данный процесс по большей части бессознательно - мы рисуем, не отдавая себе в этом отчета. А между тем эти рисунки, как считают психологи, очень красноречиво говорят о нашем состоянии в тот момент, когда мы рисуем. Итак, попробуем разобраться, о чем говорят наши рисунки.

Волнистые линии, спирали и круги могут свидетельствовать о легком кризисе, человек, рисующий такие узоры, не очень обеспокоен заботами окружающих людей, он погружен в свои переживания и ему очень трудно найти выход из сложившейся ситуации.
Солнце, цветы, гирлянды вопреки всякой логике сообщают, что на душе автора такого рисунка очень не праздничное настроение. Такой человек жаждет заботы и внимания.

Сетку рисуют люди, которые находятся в не очень приятной ситуации, она сопряжена с риском либо ставит человека в неловкое положение. Такие люди очень часто сдерживают негатив, их легко обидеть, они не умеют за себя постоять.
Переплетение сердец рисуют люди, которые испытывают сильные, радостные чувства, переживают состояние влюбленности.
А вот рисование узора «как на обоях» сообщает, что рисующему скучно.

Если человек рисует кресты, значит, его гложет чувство вины.
Нарисованные человечки сообщают о том, что человек хочет уклониться от обязанностей или чувствует свою беспомощность в возникшей ситуации.
Геометрические фигуры с углами (квадраты, треугольники, ромбы и т. д.) выдают четкие цели, твердые убеждения. Такие фигуры часто рисуют люди, которые открыто выражают свою точку зрения.

Пчелиные соты сообщают о стремлении человека к спокойствию, гармонии.
Шахматные поля рисуют люди, оказавшиеся в затруднительном положении.
Переплетение кругов говорит о желании участвовать в чем-то, такой рисунок будет рисовать человек, который считает, что он не участвует в каких-либо значимых событиях

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКОВ

Чаще всего непроизвольные рисунки появляются на полях записных книжек, на пустых страничках ежедневника, на запотевших окнах, на стикерах. Во всех этих случаях рисунки занимают свободное пространство. Поэтому первый параметр, на который принято обращать внимание - удаленность (близость) рисунка от края листа.

Так принято в проективных методиках, что левая вертикальная граница символизирует прошлое (воспоминания, переживания); правая вертикальная граница - будущее (перспективы, стремления); верхняя горизонтальная граница - планирование, беззаботность; нижняя горизонтальная - внутренний конфликт, тяжесть на душе. Таким образом, по тому, к какой границе смещен рисунок, можно сделать выводы о том, что человек переживает - переживает ли он за прошлое, давит ли на него груз ответственности и т. д.

Расположение рисунка у левой вертикальной границы - признак того, что человек готов действовать, но при этом действия человека должны быть подкреплены прошлым опытом, он будет действовать только в хорошо знакомых ситуациях. Такие люди ценят покой, они стремятся застраховать себя от любых неожиданностей, не рискуют понапрасну.

Расположение рисунка у правой вертикальной границы выдает человека непосредственного, устремленного вперед, он открыт всему новому, он жаждет новых впечатлений, хорошо ориентируется в новых условиях. Рутина пугает такого человека. Очень много дел такой человек не доводит до конца, увлекаясь чем-то новым. Если рисунок смещен вверх, это может говорить о завышенной самооценке, желании самореализоваться, об амбициях. Расположение рисунка в нижней части говорит о неуверенности, пессимистическом настрое, неспособности решать проблемы.

ХАРАКТЕР РИСУНКОВ

Часто люди рисуют не только абстрактные каракули, но и вполне реальные предметы. Значение таких рисунков мы и откроем в данной главе.
Изображение домика говорит о любви человека к домашней атмосфере, его стремлении к уюту. Часто такие рисунки рисуют одинокие люди. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. При этом если дверь домика фронтально расположена, это говорит об открытости человека.

Расположение двери сбоку справа - устремленность в будущее, сбоку слева - фиксация на прошлом.
Если окна задернуты шторами, жалюзями, закрыты ставнями - замкнутость, нежелание пускать в свой внутренний мир.
Отсутствие дымохода - нехватка теплоты в отношениях.
Дом слишком длинный - много воспоминаний и много планов.
Слишком четкий, многократно обведенный контур дома - попытки контролировать свои действия и эмоции.

Изображение листьев и цветов выдает добрую и отзывчивую натуру. Эти люди помогают другим, часто пренебрегая своими собственными интересами. У них мягкий характер, немного занижена самооценка.
Если цветок располагается в вазе - человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка.
Цветок со срезанным стеблем - человек витает в своих фантазиях, он плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит, он отличается общительностью, контактностью.
Если ветви дерева сломаны - сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе.
У дерева нет корней - отсутствие опоры.

Рисунок реки, если направление течения слева направо - устремленность в будущее; справа налево - много незавершенных дел в прошлом.
Русло реки прямое - четко поставленные цели, умение их достигать.
Изгибы русла - неспособность концентрироваться на решении проблем.
Камень в реке, плотина, пороги - кто-то оказывает существенное влияние на принятие решений.
Тоже справедливо и в отношении анализа рисунка дороги.

Профили людей, красивые мордочки - общительность, альтруизм, любовь к людям.
Безобразные, устрашающие рожицы - признак сильного расстройства, неприятного внутреннего состояния, обиды.
Звезда - признак оптимизма, человек не опускает руки, столкнувшись даже с очень серьезной проблемой. Птицы, рыбы и звери, обильно разукрашенные и забавные - живое воображение, чувство юмора. Музыкальные ноты, скрипичный ключ - склонность к музыке, отличный вкус.