Психоанализ по рисунку ветки. О чем говорят наши каракули

Очень часто, во время разговора по телефону, совещания, скучной лекции, просто в перерыве на работе многие люди начинают выводить на листке бумаги различные узоры, фигуры и рожицы. Происходит данный процесс по большей части бессознательно - мы рисуем, не отдавая себе в этом отчета. А между тем эти рисунки, как считают психологи, очень красноречиво говорят о нашем состоянии в тот момент, когда мы рисуем. Итак, попробуем разобраться, о чем говорят наши рисунки.

Волнистые линии, спирали и круги могут свидетельствовать о легком кризисе, человек, рисующий такие узоры, не очень обеспокоен заботами окружающих людей, он погружен в свои переживания и ему очень трудно найти выход из сложившейся ситуации.
Солнце, цветы, гирлянды вопреки всякой логике сообщают, что на душе автора такого рисунка очень не праздничное настроение. Такой человек жаждет заботы и внимания.

Сетку рисуют люди, которые находятся в не очень приятной ситуации, она сопряжена с риском либо ставит человека в неловкое положение. Такие люди очень часто сдерживают негатив, их легко обидеть, они не умеют за себя постоять.
Переплетение сердец рисуют люди, которые испытывают сильные, радостные чувства, переживают состояние влюбленности.
А вот рисование узора «как на обоях» сообщает, что рисующему скучно.

Если человек рисует кресты, значит, его гложет чувство вины.
Нарисованные человечки сообщают о том, что человек хочет уклониться от обязанностей или чувствует свою беспомощность в возникшей ситуации.
Геометрические фигуры с углами (квадраты, треугольники, ромбы и т. д.) выдают четкие цели, твердые убеждения. Такие фигуры часто рисуют люди, которые открыто выражают свою точку зрения.

Пчелиные соты сообщают о стремлении человека к спокойствию, гармонии.
Шахматные поля рисуют люди, оказавшиеся в затруднительном положении.
Переплетение кругов говорит о желании участвовать в чем-то, такой рисунок будет рисовать человек, который считает, что он не участвует в каких-либо значимых событиях

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКОВ

Чаще всего непроизвольные рисунки появляются на полях записных книжек, на пустых страничках ежедневника, на запотевших окнах, на стикерах. Во всех этих случаях рисунки занимают свободное пространство. Поэтому первый параметр, на который принято обращать внимание - удаленность (близость) рисунка от края листа.

Так принято в проективных методиках, что левая вертикальная граница символизирует прошлое (воспоминания, переживания); правая вертикальная граница - будущее (перспективы, стремления); верхняя горизонтальная граница - планирование, беззаботность; нижняя горизонтальная - внутренний конфликт, тяжесть на душе. Таким образом, по тому, к какой границе смещен рисунок, можно сделать выводы о том, что человек переживает - переживает ли он за прошлое, давит ли на него груз ответственности и т. д.

Расположение рисунка у левой вертикальной границы - признак того, что человек готов действовать, но при этом действия человека должны быть подкреплены прошлым опытом, он будет действовать только в хорошо знакомых ситуациях. Такие люди ценят покой, они стремятся застраховать себя от любых неожиданностей, не рискуют понапрасну.

Расположение рисунка у правой вертикальной границы выдает человека непосредственного, устремленного вперед, он открыт всему новому, он жаждет новых впечатлений, хорошо ориентируется в новых условиях. Рутина пугает такого человека. Очень много дел такой человек не доводит до конца, увлекаясь чем-то новым. Если рисунок смещен вверх, это может говорить о завышенной самооценке, желании самореализоваться, об амбициях. Расположение рисунка в нижней части говорит о неуверенности, пессимистическом настрое, неспособности решать проблемы.

ХАРАКТЕР РИСУНКОВ

Часто люди рисуют не только абстрактные каракули, но и вполне реальные предметы. Значение таких рисунков мы и откроем в данной главе.
Изображение домика говорит о любви человека к домашней атмосфере, его стремлении к уюту. Часто такие рисунки рисуют одинокие люди. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. При этом если дверь домика фронтально расположена, это говорит об открытости человека.

Расположение двери сбоку справа - устремленность в будущее, сбоку слева - фиксация на прошлом.
Если окна задернуты шторами, жалюзями, закрыты ставнями - замкнутость, нежелание пускать в свой внутренний мир.
Отсутствие дымохода - нехватка теплоты в отношениях.
Дом слишком длинный - много воспоминаний и много планов.
Слишком четкий, многократно обведенный контур дома - попытки контролировать свои действия и эмоции.

Изображение листьев и цветов выдает добрую и отзывчивую натуру. Эти люди помогают другим, часто пренебрегая своими собственными интересами. У них мягкий характер, немного занижена самооценка.
Если цветок располагается в вазе - человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка.
Цветок со срезанным стеблем - человек витает в своих фантазиях, он плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит, он отличается общительностью, контактностью.
Если ветви дерева сломаны - сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе.
У дерева нет корней - отсутствие опоры.

Рисунок реки, если направление течения слева направо - устремленность в будущее; справа налево - много незавершенных дел в прошлом.
Русло реки прямое - четко поставленные цели, умение их достигать.
Изгибы русла - неспособность концентрироваться на решении проблем.
Камень в реке, плотина, пороги - кто-то оказывает существенное влияние на принятие решений.
Тоже справедливо и в отношении анализа рисунка дороги.

Профили людей, красивые мордочки - общительность, альтруизм, любовь к людям.
Безобразные, устрашающие рожицы - признак сильного расстройства, неприятного внутреннего состояния, обиды.
Звезда - признак оптимизма, человек не опускает руки, столкнувшись даже с очень серьезной проблемой. Птицы, рыбы и звери, обильно разукрашенные и забавные - живое воображение, чувство юмора. Музыкальные ноты, скрипичный ключ - склонность к музыке, отличный вкус.

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Инструкция

    Сначала посмотрите на местоположение рисунка. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – .

    Волны, круги и спирали рисуют люди с эгоцентричным и характер ом. Также это может означать и то, что человек хочет поскорее покончить с текущим делом или у него большие и неразрешимые проблемы.

    Сети и решетки , что нарисовавший их находится в двусмысленном или рискованном положении. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, что проблема близка к решению, или решена.

    Мечтатели и фантазеры склонны рисовать что-то с мягкими, округлыми краями – облака, солнце, цветы. Эти элементы также выдают радостных и оптимистичных личностей.

    Повторяющиеся мотивы, как на ковре, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.

    Геометрические фигуры – треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.

    Человечков рисуют люди, на которых в данный момент ложится неприятная обязанность. И они хотят ее избежать, но боятся дать решительный отказ.

    Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи.

    Совет 2: Как определить характер человека по его рисункам

    Разбирая документы или лекционные папки, вы не раз замечали собственные на полях или на оборотной стороне листа? Не спешите выбрасывать эти «нетленные произведения живописи», ведь они могут многое о вас рассказать.

    Инструкция

    Если рисунки мелкие и расположены по кромке листа, скорее всего, их автор не уверен в себе. Когда изображение занимает собой весь лист без каких-либо пробелов, значит, человек пытается обратить на себя всеобщее внимание любыми способами. Рисунки служат орнаментом, а центр остается пустым? Личность находится в поиске жизненных приоритетов и моральных ценностей.

    Проанализируйте сам рисунок. Если он абстрактный, присмотритесь к линиям и углам. Плавные и волнистые линии говорят о тактичности и дипломатических навыках. В некоторых случаях волны могут символизировать рутину и желание как можно быстрее завершить начатое дело. Угловатые линии говорят о колкости характера , нежелание принимать чьи-то условия и сложность в адаптации к ним. Размашистые наброски символизируют стремление к свободе.

    Конкретный рисунок дает дополнительную информацию о характере человека . Как правило, домики и внутренний интерьер изображают и холостяки, которым не хватает тепла домашнего очага. Геометрические фигуры рисуют целеустремленные люди, которые, возможно, слишком придирчивы. Облака, ромашки и сердечки говорят о сентиментальных и романтических натурах. Звезды – мечта о славе. Но если у звезды много лучей, это означает, что человек находится

    Анастасия Ильина, психолог, гештальт-терапевр.

    Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии .

    Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения – это символы, идущие из глубин подсознания . Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

    Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий – на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

    Где разместим, как нарисуем?

    Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.
    • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
    • Рисунок в нижней части означает, что "художник" неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
    • Если творение преимущественно слева – человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
    Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие "паутинообразные" линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.
    • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
    • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор – личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.
    Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные – что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие – вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие – слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные – упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

    Цветочки, домики, имена, животные

    Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.
    • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке – это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто – сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное "паутиной", еле заметно, – сомнение.
    • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя – способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь – меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
    • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка – вам нужна забота и защита, лев – ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап – на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

    Изображение человека

    Изображение маленьких человечков – признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

    Если же изображён "настоящий" человек, анализ следует начать с головы.

    • Рисунок анфас – вы открыты для общения, чем больше человек "отворачивается", "уходит", тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
    • Голова в профиль, а тело анфас – в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова – руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая – уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная – проявляете застенчивость и робость.
    • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас "встречают по одежке".
    • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
    • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
    Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле – самого себя, своё внутреннее состояние.

    Хмурое лицо – неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка – счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта – отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.
    • Большие уши – вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют – не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы – в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, – вами управляют враждебные чувства.
    • Крупные плечи или тело – у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие – чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина – уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
    • Руки – символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах – нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу – у вас есть трудности в социальных контактах.
    • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие – вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит "по струнке") – о скованности в общении.
    • Если вы вдруг "забыли" или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.
    Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

    Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска – вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

    Дома

    Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.
    • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
    • Открытая дверь означает общительность. А закрытая – замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
    • Отсутствие трубы – признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

    Другие изображения

    • Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
    • Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
    • Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
    • Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево – осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
    • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
    • Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
    • Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
    • Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
    • Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
    • Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
    • Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
    • Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
    • Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
    • Кресты . Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
    • Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект – это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика – один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны – это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
    • Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
    • Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем – человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
    • Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней – это чувство отсутствия опоры.
    • Река. Направление течения слева направо – устремлённость в будущее; справа налево – много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое – чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла – неспособность концентрироваться на решении проблем.
    • Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх – ориентация на других людей, вниз – на себя, налево – смотрите в прошлое, направо – надеетесь на будущее.
    • Глаз . Глаз – это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях – паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.