Прозаические произведения. Биография Смотреть что такое "Франко, Иван Яковлевич" в других словарях

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко стоит в первом ряду могучих поборников свободы и справедливости.

Сама жизнь писателя, его дерзания и взлеты, сила его немеркнущего таланта показывают, чего может достигнуть художник, связав свою судьбу безраздельно с судьбой народа, отдавая Родине, как верный ее сын, всего себя.

К сожалению, жизнь писателя, его труд, его борьба еще мало изучены. Но вот уже много десятилетий книги Франко: романы и повести, стихи и поэмы, драмы и публицистика - все его многообразное и волнующее творчество служит человечеству в справедливой борьбе за лучшее будущее, в борьбе с темными силами произвола, в борьбе за мир.

Творчество Ивана Франко фундаментировало эпоху в украинской литературе и с новым течением продолжило дело, начатое гениальным Тарасом Шевченко .

...Полтора с небольшим века тому назад, 27 августа 1856 года, в селе Нагуевичи, Дрогобычского уезда Львовской области Западной Украины, в семье сельского кузнеца, родился будущий великий писатель.

Детство свое Иван Франко ярко и правдиво описал в замечательных рассказах «Маленький Мирон », «Карандаш », «Горчичное зерно ». В них не только черты автобиографии писателя, но и живая, убедительная картина жизни и быта западноукраинского села, прозябавшего в условиях лоскутной Австро - Венгерской империи под двойным гнетом - «своих» и чужих панов - помещиков.

Начав печататься в львовском студенческом журнале «Друг », Франко сразу проявил социальную устремленность своей музы.

Нет, не беспредметные вздохи и стенания волновали сердце молодого поэта! Не изысканные, безжизненные образы влекли его! Правда, и только правда звала его музу, или, верное, правда была его музой. Вот почему простые и незатейливые слова его стихов, рассказов пришлись не по вкусу декадентам - критикам, вызвали настороженное отношение старших коллег, искавших убежище от жизни в замысловатых «райских» садах поэзии.

Разве мог Иван Франко , с детских лет познавший жизнь простых людей, их горе и нужду, разве мог он писать о них неправду? Нет! Не такое сердце было у писателя.

Через два года после его поступления в Львовский университет деятельностью Ивана Франко заинтересовалась полиция. Вскоре молодого писателя сажают в тюрьму, где он находился более девяти месяцев. Эта мера, по мнению жандармов, профилактическая, она должна образумить «мужицкого поэта», как уже чванливо называют Франко националисты - литераторы. Но полиция не достигла ничего. Франко стойко стоит на своем. Его не согнуть ни тюрьмой, ни преследованиями или иными мерами, применяемыми против него. После выхода из тюрьмы с еще большим рвением он включается в рабочее движение Галиции. Писатель входит в состав «Рабочего комитета » и становится редактором польской рабочей газеты «Труд ». Он жадно изучает быт рабочих, условия их труда, ведет активную работу в кружках, пропагандирует идеи Маркса и составляет популярный учебник на основе трудов Маркса, Чернышевского, Милля.

В своей брошюре «Чего хотят Галицкие рабочие », опубликованной в 1881 году, Франко пишет:

«В скором времени можем надеяться, что и у нас в Галиции будет создана явно «громада рабочая», состоящая из рабочих украинских, польских, еврейских и всяких других народностей, проживающих в городах и селах».

Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежали тем рабочим, которые на них работают».

Мужественный голос Ивана Франко набирал силу. Он зазвучал особенно четко и призывно в первом большом сборнике стихотворений писателя - «Вершины и низины ».

Боритесь же! Смелей! Для всей земли

Путь правды расчищайте!..

В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело:

Придется стать за правду твердо:

Все вровень, и к плечу плечо,

Придется нам с врагом сразиться,

И кровь рекою потечет.

Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей. Он ясно видел победу народа, верил в нее и поэтому твердо провозгласил:

Встанет мать родная Украина

В счастьи беспредельном...

Сгинут грани, те, что разделяли

Братьев меж собою,

Мать обнимет всех детей любимых

Теплою рукою...

Слова писателя оказались вещими. Они могли родиться в устах человека, преданного народу, глубоко понимавшего жизнь народа и горевшего одним стремлением - бороться за счастье народа. И так от книги к книге росло мастерство писателя, крепло мужество борца - революционера, непримиримого ко всяким отступникам и отступничеству. Эта его непримиримость, верность делу трудящихся, подлинное чувство интернационализма, чувство дружбы народов снискали ему любовь и уважение в сердцах миллионов трудящихся. К нему, как к старшему собрату по перу и учителю, приезжали Михаил Коцюбинский и Леся Украинка... К нему, как к неиссякаемому роднику, обращались сотни и тысячи молодых смелых борцов за правду. Его уже знала не только Западная, но и вся Украина. Его голос наполнял сердца мужественных патриотов верой и отвагой.

Неутомимым тружеником был Иван Франко . Двадцать томов его произведений, изданных к столетнему юбилею, охватывают самые значительные произведения писателя.

Его проза: повести «Борислав смеется », «Боа - констриктор » («Удав ») - имеет неоценимое значение для нашей литературы. Рабочий человек и его труд, его светлая совесть и чистое сердце - и рядом эксплуататор, враг - капиталист, присосавшийся к телу пролетария, пьющий из него все жизненные соки, пользующийся его трудом... Все это показано правдиво и ярко, убедительно и запоминается надолго. Иван Франко сквозь мрак видел свет правды, путь к ее торжеству.

Михаил Коцюбинский, характеризуя творчество Ивана Франко, писал: «Реалист в лучшем смысле этого слова, Франко любит останавливаться в своих прозаических творчествах на двух темах: первая - борьба капитала с трудом и обстановка этой борьбы, и вторая, - пробуждение людского чувства у людей, которое кажется совсем погибшими. Интерес к этой последней теме говорит нам о том, что у Франко есть великая вера в людей».



Вера Ивана Франко в человека была огромна. Она помогала ему преодолевать многие тяжкие невзгоды, выпавшие на его долю, долю борца; она вдохновляла писателя на тот труд, который сокрушает все преграды, и даже когда его тело сковал тяжелый недуг, дух Франко оставался крепким, свободным и непоколебимым. Он никогда не жаловался на свои личные беды и не опускал головы. Таким знали его современники, которым выпало счастье работать вместе с ним, таким он предстает перед нами в своих книгах, обогативших культуру нашего народа, ставших в советскую эпоху достоянием всех народов советской Родины.

Франко ненавидел тех, кто старался усыпить в людях чувство гражданского долга, он писал страстно и горячо:

Не бойтесь, коль порою стоны

Сквозь песни строй до вас дойдут.

Сердец страдавших миллионы

В той песне дружным боем бьют.

Диапазон творчества Франко огромен. Он интересовался не только современностью, но и историей. Образцом исторического романа остается и до наших дней его книга «Захар Беркут », посвященная борьбе Карпатской Руси с монгольским нашествием в XIII веке. Хочется тут процитировать слова Ивана Франко: «Повесть историческая - это не история... Писатель пользуется историческими фактами только в своих собственных художественных целях, для воплощения определенной идеи в определенных, живых, типичных персонажах».

В «Захаре Беркуте » Иван Франко стремился воссоздать картины будущего трудового общества. Повесть перекликается с идеалами русской революционной демократии шестидесятых годов.

Среди драматических произведений Ивана Франко особое место занимает широко известная драма «Украденное счастье ».

В основе личного несчастья, неудачи во многих случаях лежит классовая, социальная причина - таков неумолимый закон жизни. Вывод этот напрашивается по прочтении драмы. Необычайно ярко выписаны в ней характеры действующих лиц, никаких прикрас, одна правда, суровая, подчас жестокая, но правда. Появившись в 1893 году, пьеса поразила всех своим твердым стремлением указать обществу причину многих зол для человека, закованного в рабские цепи капиталистического общества. И снова Иван Франко смело и в полный голос звал к борьбе вопреки тем, кто пытался усыпить простого человека, примирить его с действительностью, толкая в объятия церкви, заменяя ему подлинную борьбу грезами о каком - то будущем благе.

Спустя два года после появления «Украденного счастья » Иван Франко опубликовал драму - сказку «Сон князя Святослава ». В ней он воспевает преданность родине, патриотизм, борьбу за единство Руси.


Могли ли подобные идеи, верность делу рабочего человека, призыв к борьбе, примирить Франко с теми, кто проповедовал, что все должно быть по - своему мирно и тихо?.. Конечно, нет. Франко, гонимый австро - венгерскими жандармами, подвергался травле и со стороны украинских националистов. Были попытки склонить Франко на иной путь. Ответ на подобные попытки - гневные слова писателя:

Какой я декадент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Мой лозунг: труд, и счастье, и свобода,

Я сам - мужик, пролог, не эпилог.

Пламенный патриот, Иван Франко все творчество свое посвятил отчизне, народу. Идеи научного социализма, с которыми он был хорошо знаком, традиции Тараса Шевченко , тесная связь с народом всей Украины, от берегов Черного моря до Карпатских вершин, а не одной Галиции, как утверждали приверженцы австрийского оккупационного режима, - все это придало творчеству Франко особую силу и размах. Этим нужно объяснить его огромное влияние на таких классиков украинской литературы, как Коцюбинский и Стефаник, Леся Украинка и Кобылянская, Черемшина и Мартович.

Непримиримость Ивана Франко к национализму и национальной ограниченности была кристально чиста. Подлинный интернационалист, писатель воплотил во многих своих произведениях идею дружбы народов, единства интересов угнетенных масс.

С душевным ликованием отмечал Иван Яковлевич в одной из статей, написанной им на русском языке: «Мужики - депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики - украинцы и мужики - поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством».


О своем отношении к правам нации на свободу и независимость Иван Франко писал однажды так: «Нация, которая во имя будь то государственных или иных интересов душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, - копает могилу сама себе и тому государству, которому будто должен служить подобный гнет».

В дни, когда отмечается следующая, и следующая, и следующая годовщина со дня рождения великого украинского писателя, взоры невольно обращаются к Украине, которой отдал свой талант, свое сердце Иван Франко. И все, что сделано потомками великого писателя, не есть ли лучший памятник ему?! Ведь об этом мечтал он, начиная свой путь писателя, и этому отдал все свои силы!

Решение Всемирного Совета Мира о праздновании юбилея Ивана Франко является ярким признанием правильности и честности того пути, которым шел писатель.

Народ Украины по - братски признателен деятелям движения за мир за проявленное уважение к труду великого украинского классика, который понимал, как и лучшие представители других народов, что самым заветным чаянием простого человека, любящего свой народ и свою Родину, был и остается мир.

Направление декаданс Жанр стих , повесть , роман , новелла , рассказ , пьеса Язык произведений украинский , язычие , русский , польский , немецкий Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Ива́н Я́ковлевич Франко́ (укр. Іван Якович Франко ; 27 августа - 28 мая ) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии , но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии » (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск , а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Обзор банкнота УКРАИНА, 20 гривен, 2005 год, Иван Франко, Львовский Оперный Театр, бона, купюра, кол

    ✪ КАПИТАН КУК. КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ВВС Документальное кино.

    ✪ ПоЗнания и Жизнь! Львовский Ставропигийский Университет. Ученые София Бланк и Ярослав Кмит!

    ✪ Открытие Флоринского Арийская раса в Сибири

    ✪ Люди и Образование. Ученье - Свет! Доктор София Бланк, профессор Ярослав Кмит, Майкл Мелихов.

    Субтитры

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас , была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schönschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой , телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего Кобзаря ; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл , Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета . Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий . Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием ». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана , опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский , обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году, и ещё одно в 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведённых нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из них выделяются цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе ; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев.

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

1885-1892 годы

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашён ими в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное своё отношение к униатскому духовенству выразил своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою «за овцы своя». Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), которую галицкие националисты считали москвофильством.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица»,Москва, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

1893 год и далее

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинув политику, умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Сыновья И. Я. Франко, старший Тарас и младший Пётр , который раньше работал в СССР в химической отрасли по контракту, стали писателями. В 1939 поддержали присоединение Галиции к СССР . Пётр, был избран в Верховный Совет УССР, однако подозревался советской властью в нелояльности, в июне 1941 года был арестован и пропал в застенках НКВД при приближении немецких войск ко Львову . Тарас в послевоенные годы преподавал литературу и писал воспоминания об отце. Внучка Франко, Зиновия Тарасовна, упорядочила том сочинений Франко, не прошедших цензуру.

Фильмография

Экранизации произведений

Произведения Ивана Франко неоднократно экранизировались в кинематографе, сказки - в мультипликации

Год Страна Название Режиссёр Примечания
СССР «Борислав смеётся» Иосиф Рона Второе название - «Восковые короли». Фильм не сохранился
СССР «Захар Беркут» Иосиф Рона
СССР «Украденное счастье» Исаак Шмарук
Гнат Юра
Фильм-спектакль
СССР «Крашеный лис » Александр Иванов Мультипликационный фильм
СССР «Если бы камни говорили…» Юрий Лысенко По мотивам «Бориславских рассказов»
СССР «Заяц и Ёж» Ирина Гурвич Мультипликационный фильм
СССР «К свету!» Борис Шиленко
Василий Лапокныш
Николай Ильинский
Киноальманах по мотивам рассказов «К свету!», «Маляр», «Панталаха»
СССР «Для домашнего очага» Б. Мешкис
Юрий Суярко
СССР «Захар Беркут » Леонид Осыка
СССР «Украденное счастье» Юрий Ткаченко Телефильм
Украина «Ради семейного очага» Борис Савченко
Украина «Западня » Олег Бийма Телевизионный пятисерийный фильм по мотивам романа «Перекрёстные тропинки»
1993 Украина «Преступление со многими неизвестными » Олег Бийма Телевизионный семисерийный фильм
Украина «Остров любви » Олег Бийма Новелла «Кошечка» по мотивам рассказа «Родина»
Украина «Украденное счастье» Андрей Дончик Современная адаптация классической драмы
Украина «Лис Никита » Анимационный многосерийный фильм

Фильмы об Иване Франко

Год Страна Название Режиссёр Иван Франко Примечания
СССР «Иван Франко » Тимофей Левчук Сергей Бондарчук Художественный биографический фильм
СССР «Иван Франко» Научно-популярный фильм
СССР «Семья Коцюбинских » Тимофей Левчук Ярослав Геляс Художественный фильм
СССР «Иван Франко» Е. Дмитриева Документальный фильм
Украина «Иван Франко» М. Лебедев Документальный фильм, студия «Кинематографист»

Иван Франко – выдающийся украинский беллетрист, поэт, публицист и ученый. Наследие классика огромное, а влияние на культуру трудно переоценить. В 1915 году писателя выдвинули на Нобелевскую премию, но до рассмотрения кандидатура Ивана Франко не дошла из-за кончины претендента.

Детство и юность

Будущий классик украинской литературы родился в зажиточной семье. Ее глава – галицкий крестьянин Яков Франко – зарабатывал деньги кузнечным делом, а мама – Мария Кульчицкая – была из «благородных». Младше мужа на 33 года, женщина из обедневшего рода русинов-шляхтичей растила детей. Первые годы жизни классик называл светлыми.

Когда Ивану Франко исполнилось 9 лет, умер отец. Мама вышла замуж во второй раз, отчим заменил детям отца. С Иваном он наладил дружбу и сохранял ее всю жизнь. В 16 Иван стал сиротой: не стало мамы.

В Дрогобычской школе при католическом монастыре Иван оказался лучшим учеником: преподаватели прочили ему профессорское будущее. У парня обнаружилась феноменальная память – лекции цитировал дословно, а «Кобзаря» знал наизусть.


Франко знал польский и немецкий языки, делал стихотворные переводы Библии, запоем читал европейских классиков, труды по истории и естественным наукам. Зарабатывая деньги репетиторством, гимназист Иван Франко умудрился собрать библиотеку из полутысячи книг. Зная иностранные языки, он ценил родной украинский, собирал и записывал старинные народные песни, легенды.


Жил Иван Франко у дальней родственницы, владевшей столярным бизнесом в Дрогобыче. Случалось, что спал юноша в свежеструганных гробах (рассказ «В столярке»). Летом будущий классик украинской литературы пас скот в родных Нагуевичах и помогал отчиму в поле. В 1875 году Иван Франко получил аттестат с отличием и поступил во Львовский университет, выбрав факультет философии.

Литература

Первые сочинения Иван Франко печатал в университетском журнале «Друг», благодаря ему превратившийся в печатный орган революционеров. Доносы недоброжелателей и реакционеров стали причиной первого ареста Ивана Франко и членов редколлегии «Друга».


Франко осудили на 6 недель, но освободили через 9 месяцев (8 месяцев ждал суда). Юношу поместили в камеру к отпетым уголовникам, беднякам, которых нищета подтолкнула на тяжкие преступления. Общение с ними стало источником написания беллетристических сочинений, которые после освобождения Иван Франко напечатал в редактируемых им изданиях. Рассказы «тюремного цикла» переведены на иностранные языки и названы лучшими в наследии литератора.

Покинув тюремные застенки, Иван Франко столкнулся с реакцией консервативного общества: от «преступника» отвернулись и народовольцы, и русофилы. Из университета юношу отчислили. Молодой революционер с социалистическими взглядами очутился в авангарде борцов с австрийской монархией. С соратником М. Павликом издавал журнал «Общественный друг», где напечатал стихи, очерки и первые главы повести «Boa constrictor».


Вскоре полиция конфисковала издание, но Иван Франко возобновил выход под другим, более говорящим названием – «Колокол». В журнале печатается программное стихотворение Франко – «Каменщики» («Каменярі»). И снова конфискация и смена названия. В четвертом и последнем номере журнала, названном «Молот», Иван Яковлевич напечатал окончание повести и стихи.

Иван Франко издавал журнал и подпольно печатал брошюры с переводами трудов и , к которым писал предисловия. В 1878 году галичанский революционер возглавил журнал «Praca» («Труд»), превратив орган печатников в издание львовских рабочих. В эти годы Иван Франко перевел поэму Генриха Гейне «Германия», «Фауста» , «Каина» , написал роман «Борислав смеется».


Весной 1880 года по дороге в Коломыю Ивана Франко арестовали вторично: политический деятель встал на сторону коломыйских крестьян, с которыми вело судебную тяжбу правительство Австрии. После трехмесячного пребывания в тюрьме Ивана Яковлевича отправили в Нагуевичи, но по дороге в деревню за дерзкое поведение он попал в застенки тюрьмы в Дрогобыче. Увиденное стало поводом для написания рассказа «На дне».

В 1881 году Иван Франко издает журнал «Мир», в котором печатает повесть «Борислав смеется». Читатели так и не увидели последних глав произведения: журнал закрыли. Стихи Ивана Франко взял в печать журнал «Свет». Из них вскоре был сформирован сборник «С вершин и низин». После закрытия «Света» литератор вынужден зарабатывать, печатаясь в изданиях народовольцев. В эти годы в журнале «Заря» вышла знаменитая повесть «Захар Беркут», но вскоре сотрудничество писателя с «Зарей» прекратилось.


В середине 1880-х в поисках заработка Иван Франко дважды приезжал в Киев, выпрашивая у столичных либералов денег на издание собственного журнала. Но обещанные деньги попали не Ивану Яковлевичу, а в редакцию «Зари». Летом 1889 года в Галицию приехали российские студенты. Вместе с ними Иван Франко отправился в поездку по стране, но вскоре группу арестовали, Франко обвинили в попытке «оторвать» Галицию от Австрии и намерении присоединить ее к России. Через два месяца всю группу выпустили без суда.

В начале 1890-х Франко написал докторскую диссертацию, взяв за основу политическую поэзию . Но Львовский университет не принял диссертацию к защите. Иван Яковлевич подал диссертацию в Черновицкий университет, но и там ему отказали. Осенью 1892 года литератор отправился в Вену, где написал диссертацию о древнехристианском духовном романе. Через год в Австрии Ивану Франко дали степень доктора философии.


В 1894 году после смерти возглавлявшего во Львовском университете кафедру украинской литературы профессора О. Огоновского Франко пытается занять вакантное место. Его пробная лекция вызвала громадный интерес у студентов, но на кафедру Ивана Яковлевича не взяли. К 25-летию творчества Ивана Франко, которое писатели и творческая молодежь Украины праздновали широко, вышел сборник стихов «Мой измарагд».

Революция 1905 года в России вызвала у писателя воодушевление, он откликнулся на событие поэмой «Моисей» и сборником стихов «Semper tiro», в который вошло стихотворение «Конкистадоры».


В начале 1900-х отношения Ивана Франко с украинскими националистами, во главе которых стоит Михаил Грушевский, обостряются. В 1907 году попытка возглавить кафедру в Львовском университете в очередной раз провалилась: заявление Франко даже не рассматривали. Поддержка пришла с Харькова: университет присудил Ивану Яковлевичу степень доктора русской словесности. Чествуют литератора и ученого в России и Приднепровской Украине.

Иван Франко, как и его предшественники и современники, неоднократно обращался к теме теологической, библейской. Интерпретация писателем христианского гуманизма оригинальная. Ярчайший образец – стих «Легенда о вечной жизни».

В 1913 году литератор и ученый отметил 40-летие творчества, но издание юбилейных сборников приостановилось из-за начавшейся империалистической войны. Десятки прозаических и поэтических сочинений мэтра опубликовали после его смерти.

В общей сложности Иван Франко написал более пяти тысяч произведений. Современники сравнивали его с великими людьми Ренессанса, называли «большим астральным телом, согревающим всю Украину». Но говоря о жизни украинского классика, часто вспоминают его цитату: «Живут, как боги, палачи, и хуже пса бедняк живет».

Личная жизнь

С будущей женой Ольгой Хоружинской писатель познакомился в Киеве в середине 1880-х. Иван Франко красавцем не был: рыжеволосый, со слезящимися глазами, невысокий. Он привлекал женщин невероятной эрудицией, прогрессивными взглядами и энциклопедическими знаниями. Красавица Ольга полюбила галичанина. Предостережения родственников и друзей о том, что молодой человек принадлежит к другому кругу, ни к чему не привели. На свадьбу Иван Франко опоздал: надев свадебный фрак, он зачитался редкой книгой в библиотеке.


Переезд киевлянки в столицу Галиции счастья не принес: чопорные львовянки называли Ольгу «москалькой», молодой женщине вопреки стараниям так и не удалось стать своей. Семья, в которой один за другим появилось четверо детей, остро нуждалась в деньгах. Ивана Франко не брали на работу, его преследовали полиция и власти, творчество приносило скромные доходы.


Сыновьям Андрею, Тарасу, Петру и дочери Анне отец читал сказки братьев Гримм, Иван Яковлевич молниеносно переводил их с немецкого языка. В родной деревне Франко водил детей в лес и на реку. Ольга, уложив детей спать, переводила с немецкого и французского языков, писала статьи для альманахов, обсуждала с мужем его сочинения. Но жизненные неурядицы и бедность подорвали нестойкую психику – у Ольги проявилась наследственная склонность к нервным срывам.


В 1898 году Иван Франко получил национальную премию. К этим деньгам Ольга добавила оставшиеся от приданого и взяла на себя постройку дома во Львове. Но пожить в новом доме счастливо не получилось. Психическое расстройство Ольги усугубилось, нервные расстройства и срывы начались у Ивана Яковлевича. Последней каплей стала смерть старшего сына Андрея в мае 1913 года, Ольга попала в психиатрическую лечебницу.

Смерть

Последние месяцы жизни Иван Франко жил в приюте для сечевых стрельцов: за писателем ухаживали студенты-волонтеры. До 60-летнего юбилея Франко не дожил 3 месяца. Он умирал в полном одиночестве. Сын Тарас в плену, Петр воевал, дочь Анна работала в киевском госпитале.


Писатель умер дома: Франко сбежал из приюта в мае 1916 года. В том году его выдвинули на соискание Нобелевской премии, но ее дают живым. Не стало ученого и литератора 28 мая. Похоронили его на львовском Лычаковском кладбище.

Библиография

  • 1877 – «Обращенный грешник»
  • 1880 – «На дне»
  • 1882 – «Захар Беркут»
  • 1882 – «Борислав смеется»
  • 1884 – «Boa constrictor»
  • 1887 – «Лель и Полель»
  • 1887 – «Яць Зелепуга»
  • 1890 – «Лис Микита»
  • 1891 – «Приключения Дон Кихота»
  • 1892 – «Краденое счастье»
  • 1894 – «Столпы общества»
  • 1895 – «Абу-Касимовы туфли»
  • 1897 – «Для домашнего очага»
  • 1899 – «Нефтяник»
  • 1900 – «Перекрестные тропы»

Франко Иван Яковлевич (1856-1916) – украинский писатель и поэт, учёный. Руководил революционным движением в Австро-Венгерской империи. По его инициативе была создана «Русско-украинская радикальная партия» на территории Австрии. За свои творческие достижения в 1915 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но по причине смерти писателя его кандидатура не рассматривалась. В его честь на Украине назван город Ивано-Франковск (ранее Станислав) и посёлок городского типа Ивано-Франково (ранее Янов).

Детство

Иван появился на свет 27 августа 1856 года в зажиточной крестьянской семье в селе Нагуевичи Львовской области. Отец работал кузнецом. Мама принадлежала шляхетскому роду Кульчицких, была младше своего супруга на 33 года.

Раннее детство Иван описывал потом в своих произведениях как самые счастливые годы. В 1865 году скончался отец. Мама второй раз вышла замуж. Отчим, Гринь Гаврилик, относился к маленькому Ване как к родному сыну и фактически заменил ему папу. С отчимом Франко потом дружил до конца жизни.

Школа и гимназия

Учиться маленький Ваня начал в 1862 году в сельской школе в Нагуевичах, но потом его перевели в школу соседнего села Ясеница-Сольная.

Спустя два года мать с отчимом отправили Ивана в город Дрогобыч, где он продолжил обучение в школе при Василианском монастыре. На окраине Дрогобыча проживала их дальняя родственница Кошицкая, мальчик поселился у неё на квартире. Хозяева имели столярную мастерскую, и Ивану нередко приходилось ночевать в деревянных гробах.

В 1867 году Франко поступил в гимназию (сейчас это Дрогобычский педагогический университет). Весь период обучения в школах и гимназии впоследствии нашёл яркое отображение в автобиографических рассказах писателя:

  • «Карандаш»;
  • «В столярке»;
  • «Чистописание»;
  • «Грицева школьная наука».

В них писатель показал атмосферу школ того времени, когда применялись телесные наказания и моральные унижения учащихся. Из произведений Франко видно, насколько трудно было получить образование одарённому мальчику из простой крестьянской семьи.

В 1872 году умерла мама Ивана. Он её очень сильно любил и в дальнейшем посвятил этой женщине свои воспоминания в стихах: «Гадки на межі», «Пісня і праця».

Дальше Ивана воспитывали отчим и мачеха. К ним подросток приезжал на летние каникулы, помогал в полевых работах, пас скот. И хоть эти люди фактически были ему чужими, Ивану пребывание у них казалось раем по сравнению с гимназией. На всю жизнь ребёнок получил душевную травму от необразованных и грубых учителей, потакавших детям богачей и истязавших простых деревенских мальчишек. Навсегда Франко вынес из гимназии ненависть к притеснению человека.

Несмотря на все издевательства со стороны педагогов, и в школе, и в гимназии Франко был первым среди учеников. Уже во время учёбы проявились его феноменальные способности: знал наизусть всего «Кобзаря» Тараса Шевченко, мог дословно после урока повторить ребятам часовую лекцию преподавателя, домашнюю работу по польскому языку делал в поэтической форме.

Иван много читал, в основном книги по истории и культурологии, естественнонаучные сочинения, европейскую литературу. Содержание прочитанных произведений он усваивал очень глубоко, и, как потом оказалось, помнил все книги до конца жизни. Франко собрал довольно приличную для гимназиста библиотеку, в ней насчитывалось около 500 экземпляров книг на разных языках.

Ещё во время учёбы в гимназии Иван занялся стихотворными переводами западноевропейских (польских, немецких, французских) и античных писателей (Еврипида и Софокла), Библии, выполнял эти работы на родном малорусском языке. Большое влияние на подростка оказали галицкий поэт Марианн Шашкевич и украинский поэт Тарас Шевченко. Через их стихи он постиг всю красоту и богатство украинского языка. Франко стал собирать народные песни и легенды, в 1874 году он совершил своё первое самостоятельное путешествие по Подкарпатью, где записывал образцы фольклора.

Университет

В июле 1875 года Франко на «отлично» окончил гимназию, получил аттестат зрелости и отправился во Львов для продолжения учёбы в университете. Здесь он поступил на философский факультет. В силу своих возможностей Ивану помогали отчим и мачеха. Также материальную помощь ему оказывал галицкий учёный-языковед, профессор украинского языка Емельян Осипович Партицкий, который на тот момент работал во Львове в учительской семинарии.

В этот период Франко писал много стихотворений, которые начал печатать в университетском студенческом журнале «Друг»:

  • «Моя песня»;
  • «Народная песня»;
  • «Петрії і Довбущуки» (первая его большая повесть).

Иван вступил в студенческий академический кружок, а в журнале «Друг» стал не только автором, но и сотрудником. Вскоре в редакции журнала он был самой влиятельной персоной.

Начав сотрудничество со львовским журналом «Друзья», Франко опубликовал в нём перевод произведения Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Такая демократическая деятельность не понравилась властям, и в 1877 году он вместе с членами редакции был арестован, в тюрьме провёл около девяти месяцев.

После ареста Иван не смог продолжать учёбу в университете, окончил он учебное заведение лишь спустя пятнадцать лет, когда защищал диссертацию.

Творческая и общественная деятельность

Выйдя из тюрьмы, Франко с товарищами начал издавать новый журнал «Общественный досуг».

Здесь поэт печатал свои патриотические стихи:

  • «Товаришам із тюрми»;
  • «Патріотичні пориви»;
  • повесть «Boa constrictor»;
  • «Каменярі»;
  • «Моя стріча з Олексою»;
  • «Дума про Наума Безумовича».

В 1878 году Франко возглавил рабочую газету «Praca», где были опубликованы социальная программа «Чого хоче Галицька робітницька громада?» и его знаменитое стихотворение «Гимн» («Вечный революционер»).

В 1880 году Иван дважды побывал в Дрогобычской тюрьме, которую описал позднее в рассказе «На дне».

С 1881 года Франко работал в журналах «Свет», «Дело», «Заря». В них он публиковал свои повести «Захар Беркут» и «Борислав сміється», а также революционную поэзию, которая позднее вошла в его знаменитый сборник «З вершин і низин».

Поэт очень мечтал о собственном журнале, два раза ездил в Киев в надежде получить от литературной громады материальную помощь. Но киевские либералы лишь обманывали его, давая пустые обещания.

В 1889 году Франко вновь был арестован, его обвинили в попытке отделить часть Галичины от Австрии и присоединить к России.

В 1893 году поэт защитил диссертацию и получил степень доктора философии. Во Львове он открыл «научную читальню», где сам проводил лекции по вопросам политэкономии и истории революционной борьбы.

В 1898 году Иван стал редактором львовского журнала «Літературно-науковий вісник».

При этом ни на минуту не забывал о своём основном призвании – писать стихи. Каждые два года выходил его новый поэтический сборник:

  • 1896 – «Зів’яле листя»;
  • 1898 – «Мій Ізмарагд»;
  • 1900 – «Із днів журби» и замечательная повесть «Перехресні стежки».

В 1905 году в честь революции Франко написал знаменитую поэму «Мойсей» и стихотворение «Конкістадори».

Личная жизнь

В 1885 году Иван впервые приехал в Киев. Он много знал и слышал о Киево-Печёрской лавре, Софиевском соборе, Андреевской церкви и теперь увидел всё это своими глазами. Он гулял по городу с друзьями и рассказывал им историю Киевской Руси. Франко приехал в Киев, чтобы выбить средства на новый литературный журнал. Но получилось так, что именно здесь он встретил свою супругу.

Ольга Хоружинская – сирота из обедневшей семьи дворян, родом из Харьковской губернии, ярая «толстовка» по убеждениям. Училась в Харьковском институте благородных девиц. Оля была хорошенькой и смешливой, полной энергии и весёлого юмора, отлично играла на фортепиано и знала несколько языков (английский, немецкий, французский).

Она показалась Франко достойной кандидатурой на роль жены. Тем более, что уже почти десять лет он не мог подыскать себе супругу среди галицких девушек. Слишком высокие требования определял он к своей будущей жизненной спутнице: прежде всего украинка и с высшим образованием, хороша собой и имеющая передовые взгляды на семью и брак, и обязательно она должна быть ему помощником и другом.

Хоружинская сразу обратила внимание на его западную культуру и глубокий интеллект. Перед отъездом Франко написал ей большое письмо, в котором поделился своими взглядами на семейную жизнь. А уже в следующем письме предложил Оле стать его женой, при этом не написал ни слова о любви.

В мае 1886 года Франко обвенчался с Хоружинской в Киеве в Павловской церкви. Сразу же после застолья молодые отправились во Львов и первую брачную ночь провели в поезде.

Осенью 1887 года родился их первенец Андрюша. Потом один за другим появились Тарас, Петрусь и Гандзя.

Четверо детей нужно было одевать и кормить, а денег постоянно не хватало. Многолетняя нищета привела в итоге к сильнейшим психическим расстройствам у Ольги. А в 1913 году погиб их первый сын Андрей. В детстве он получил травму головы, но, несмотря на это, окончил Львовский университет и защитил докторскую диссертацию, помогал по работе отцу. Однако последствия детской травмы сказались позднее, Андрей скончался во время эпилептического приступа. После этого мать попала в психиатрическую клинику.

Франко разочаровался в семейной жизни, своему другу он написал, что будь у него другая жена, и жизнь сложилась бы совсем по-иному. Он завёл любовницу – пани Зигмунтовскую, вдову с двумя детьми, которую полностью взял на содержание. Но вскоре расстался и с ней.

Болезнь и смерть

В 1908 году поэт заболел. Тяжёлые нагрузки и нервные перенапряжения привели к отказу обеих рук. Он поехал на лечение в Хорватию, наступило улучшение. Но как только Иван возвращался к работе, здоровье ухудшалось. Периодически он проходил лечение в Одессе, Киеве, Карпатах. Когда наступало облегчение, он сразу же хватался за работу.

В 1915 году здоровье ухудшилось настолько, что поэт стал предчувствовать свою смерть. В марте 1916 года он написал завещание, согласно которому просил передать всю его библиотеку и рукописные сочинения научному обществу имени Тараса Шевченко.

Умер Иван Франко 28 мая 1916 года. Кончина была тяжёлой, рядом не оказалось никого. Шла Первая мировая война, сын Тарас находился в плену, Петрусь на фронте, а дочь Ганна работала в Киеве в госпитале. Похоронили писателя во Львове на Лычаковском кладбище. На могиле установлен памятник с высеченным каменяром.

Иван Франко (27.08.1856 – 28.05.1916) – великий украинский писатель, один из строителей новой украинской нации.

Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской обл.) в семье сельского кузнеца. Он рос сиротой (в 1865 г. умер его отец – Ивану было девять лет; его мать умерла в 1872 г.). Несмотря на материальные нужды семьи, Иван учился: в 1862 – 64 годах – в школе в соседнем селе Ясеница-Сольная, в 1864 – 1867 – в начальной школе в Дрогобыче, в 1867 – 1875 – в гимназии в том же Дрогобыче.

В 1875 году Франко получил стипендию из фонда Гловинского и осенью того же года записался на филологическое отделение Львовского университета. Стипендия предоставлялась до окончания высшего образования, и казалось, что перед способным юношей стелется ровная дорога учителя гимназии или профессора в университете, на которую рассчитывали его родные и знакомые.

Но в первые университетские годы состоялось самоопределение Франко как украинского деятеля, еще и отчетливо прогрессивного, социалистического направления. Он дружит с Остапом Терлецким и Михаилом Павликом, через последнего завязывает переписку с Михаилом Драгомановым, который в то время находился в Женеве. Именно из-за переписки с опасным в глазах полиции революционным социалистом Драгомановим Франко был арестован (11.06.1877 г.). Его вместе с товарищами обвиняли в образовании тайного социалистического общества. 21.01.1878 г. суд признал его виновным и приговорил к 6 неделям заключения. Поскольку тогда срок следственного заключения в наказание не засчитывался, Франко выпустили на свободу 5 марта 1878 г.

Несмотря небольшой срок наказания (мы, благодаря тов. Сталину, любое заключение менее 10 лет считаем теперь легким), его последствия для Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной (при этом у Франко отобрали стипендию). Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, священник Михаил Рошкевич (отец Ольги Рошкевич, невесты И. Франко) отказал Франко в его сватовстве и даже запретил дочери видеться и переписываться с «преступником». Их брак так и не состоялся.

Вот что значило быть украинским деятелем в тогдашней Галичине!

На этом полицейские преследования Франко не кончились. 4.03.1880 г. его арестовали в Коломые – снова по подозрению в социалистической агитации. Три месяца его держали в следственном аресте, пока признали, что арест был безосновательным. 13.06.1880 г. Франко по этапу отправили из Коломыи в Нагуевичи. Впечатления из этого заключения легли в основу повести «На дне».

В третьей раз полиция вспомнила о «социалистическом агитаторе» Франко в связи с приездом во Львов группы украинцев из Киева. 17.08.1889 г. Франко арестовали во Львове. На этот раз к социализму следователи пытались припутать шпионаж в пользу России. 16.11.1889 г. Франка был освобожден за отсутствием доказательств. И на этот раз тюремные впечатления нашли отражение в поэтическом цикле « ».

В 1886 году Франко женился на Ольге Хоружинской (родом из Киева). В их семье появилось четверо детей, но с 1902 г. семейное благополучие начало разрушаться. У Ольги Франко появились признаки психического расстройства, которые все усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.

В 1902 году И. Франко переселился из наемного жилья в собственный дом (нынешний адрес – ул. И. Франко, 152, где работает мемориальный музей писателя). Для этого строительства он взял значительную ссуду, выплаты по которой были завершены его сыном уже после смерти И. Франко.

В апреле 1908 г. Франко уехал на отдых и лечение в Липик (близ Загреба в современной Хорватии). Здесь его болезнь сильно обострилась – были парализованы обе руки и, что хуже, появились признаки психического расстройства. Эти ужасные проявления болезни в более поздние годы, к счастью, несколько смягчились, хотя к полному здоровью Франко никогда не вернулся. Современники считали его болезнь следствием когда-то перенесенного сифилиса, и это принесло Франко очень большие неприятности. Но сейчас врачи склоняются к мнению, что Франко с самого заключения 1877 г. был болен редкой формой ревматизма (синдром Рейтера; но понятия об этом синдроме были сформулированы много после смерти Франко).

Истощенный болезнями, безденежьем, семейными и общественными проблемами, Франко умер в своем доме во Львове 28.05.1916 г. и похоронен на Лычаковском кладбище.

Поэт . Франко впервые выступил как поэт в 1874 году и писал стихи до конца своей жизни, до 1916 г. В его поэтическом наследии – немало прекрасных стихотворений о личных переживаниях и общественных делах, которые составили несколько книг.

Но с наибольшей силой поэтический талант Франко проявился в больших поэмах. Здесь мы видим реалистические картины современной галицкой жизни (« », 1884; « », 1889; « », 1890), образы исторического прошлого нашего народа (« », 1887; «Иван Вышенский», 1895; «На Святоюрской горе», 1900), рассуждения о религии и бога (« », 1885; « », 1889).

Очень большое место среди поэм Франко занимают переработки сюжетов мировой литературы (« », 1890; « », 1891; « », 1892; « », 1895; «Кузнец Бассим», 1900; и др.).

Вершиной поэтического творчества Франко является поэма «Моисей» (1905), в которой на библейском сюжете дана аллегорическая картина подъема украинского народа на борьбу за независимость.

Прозаик . В своих прозаических произведениях Франко выступал как реалист, сосредоточенный на проблемах современной ему галицкой жизни. Он первым в украинской литературе начал описывать быт рабочих нефтяных промыслов Борислава и их классовых антагонистов – евреев-предпринимателей (« », 1877; « », 1884; « », 1887; «Нефтяник», 1899). Лучшим произведением этого цикла является роман « » (1882).

Значительное место занимают произведения из жизни интеллигенции (« », 1880; «Для домашнего очага», 1897; «Перекрестные тропы», 1900). Важное место в этом ряду занимают произведения об украинско-польских отношениях («Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894; к сожалению, оба произведения остались незаконченными).

Переводчик . Над переводами произведений мировой литературы Франко работал всю жизнь и сделал на этом поле очень много. Из его переводов можно создать целую библиотеку.

Спектр его переводов чрезвычайно широк: здесь есть произведения древней вавилонской поэзии, древнеиндийской, древнеарабской, древнегреческой литератур; из новых литератур имеем его переводы из немецкой («Фауст» И. В.Гете, 1882), французской, английской, польской, итальянской литератур.

Среди его переводов – целые книги произведений А.С.Пушкина, К. Гавличка-Боровского. Отдельно надо отметить большой историков древнего Рима, над которым поэт работал в последний год своей жизни (август 1915 – март 1916).

Следует знать, что Франко переводил также украинские народные песни на немецкий язык, помогал М. С. Грушевскому с немецким переводом «Истории Украины-Руси». Он переводил не только художественные произведения, но и научно-популярные работы разнообразной тематики (1870-80-е гг), которые он считал полезными для просвещения украинского народа.

Фольклорист . Интерес к фольклору Франко проявлял с самого начала творческой деятельности. Первая публикация народной сказки в его записи появилась в 1876 г. Важнейшими его достижениями на этом поле были «Галицко-русские народные пословицы» (1901 – 1910 гг., тт. 1 – 3) и «Студии над украинскими народными песнями» (1907 – 1915 гг.)

Историк литературы . Над историей литературы Франко работал в нескольких направлениях.

Первым направлением можно назвать историю мировых литературных сюжетов. Наиболее значительным трудом в этом направлении стала его докторская диссертация « : старохристианский духовный роман и его литературная история» (1895).

Вторым направлением стало собирание, исследование и публикация произведений украинской литературы. На первом месте здесь стоит сборник «Апокрифы и легенды из украинских рукописей» (1896 – 1910, тт. 1 – 5). Франко разыскал и опубликовал произведения Ивана Вышенского, написал о нем ряд исследований. Он подготовил и опубликовал произведения А. Свидницкого, Ю. Федьковича, Т. Шевченко и многих других украинских писателей.

Третьим направлением стало написание синтетических работ по истории украинской литературы. Здесь следует назвать такие произведения как «Charakterystyka literatury ruskiej 16 – 17 ww.» (1892), «Карпаторусская литература 17 – 18 вв.» (1900), «Южнорусская литература» (1904 – статья для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), «Очерк истории украинской литературы до 1890 г.» (1910) и большой труд «История украинской литературы», из которого Франко успел проработать лишь первую часть (от начал украинской литературы до Ивана Котляревского, 1907 – 1912).

Следует знать, что Франко следил за новинками современной ему литературы, особенно украинской, написал целую массу рецензий, отзывов и критических статей на эти темы.

Ученый . Кроме истории литературы, Франко занимался и другими гуманитарными дисциплинами. Его интерес к истории отразились в работах « » (1884), «Грималовский ключ в 1800 г.» (1900), «Общественные амбары в Галичине 1784 – 1840 гг.» (1907) и ряде мелких статей. Интересовали его вопросы социологии.

Франко вел также большую научно-организационную работу как председатель филологической секции Научного общества им. Шевченко и редактор изданий этой секции.

Издатель . Первые произведения Франко были напечатаны во львовском студенческом журнале «Друг» в 1874 г. Переехав во Львов, Франко вместе с Павликом включились в редакционную работу и в 1876 – 1877 годах были фактическими руководителями этого журнала.

С тех пор Франко постоянно сновал планы издание своего журнала или газеты; так, в 1878 г. Франко вместе с Павликом сумел выпустить два номера журнала «Общественный друг», которые были конфискованы полицией. После этого в 1878 – 1880 рр. друзья издавали отдельные книги в серии «Мелкая библиотека». Позже Франко участвовал в издании журналов «Мир» (1881 – 82), «Заря» (1883 – 1886), газет «Дело» (1880, 1883 – 1885), «Kurier lwowski» (1887 – 1897; эту последнюю работу сам Франко называл «наймами у соседей»).

В 1894 г. мечта Франко наконец осуществилась – начал выходить его собственный журнал «Жизнь и слово». Этот журнал имел значительную помощь с надднепрянской Украину, как денежную (в частности, через М. В. Ковалевского), так и литературную (статьями для публикации).

В конце 1897 г. руководство Научного общества им. Шевченко (во главе с М. Грушевским) решило вместо журналов «Заря» и «Жизнь и слово» начать с 1898 года издавать новый журнал – «Литературно-научный вестник». Франко вошел в состав его редакции и активно работал там до конца 1906 года.

Одновременно в 1898 г. был образован «Украинско-русский издательский союз», в работе которой Франко активно участвовал вплоть до начала его тяжелой болезни.

Общественный деятель . В 1870-х годах политическое украинство в Галичине было представлено москвофилами, которые думали, что солнце счастье взойдет на севере, в Петербурге, и народниками, которые надеялись его восхождения на западе, в Вене. Обеим группам противостояла польская община, которая после конституционной реформы 1867 г. забирала все большее влияние в крае.

В 1890 г. молодые галицкие интеллигенты основали Русско-украинскую радикальную партию, во главе которой до 1898 года стоял Иван Франко. Это была партия социалистического направления, стремившаяся стать репрезентацией широких кругов трудящихся.

В 1895 году И. Франко был кандидатом от Радикальной партии на посла в венский парламент по избирательному округу Перемышль – Добромиль – Мостиска. В 1898 г. он также был кандидатом по округу Тернополь – Збараж – Скалат. Оба раза против Франко было пущено все средства «демократического» влияния: от арестов агитаторов и запретов собраний до дерзкой кражи голосов, в результате чего Франко не был избран.

В 1899 году И. Франко вышел из основанной им Радикальной партии и вошел в число организаторов новой Украинской национально-демократической партии. Этот шаг не пошел на пользу ни радикалам, которые потеряли влиятельную фигуру, ни национал-демократам, которые так и не получили большого политического влияния, ни самому Франко, который не отличился активностью в новой партии и постепенно отошел от политической борьбы, сосредоточившись на литературной и научной работе.

В связи с интересом к политической жизни и последующей личным участием в ней Франко написал много публицистических статей, среди которых значительное место занимает осмысление вопросов социализма и социал-демократии. Из-за критического отношения Франко к коммунистическим богам Марксу и Энгельсу его публицистика претерпела замалчивание и фальсификации во времена господства коммунистической Москвы.

Иван Франко по призванию был поэтом, литератором; но в условиях порабощения украинского народа он не мог позволить себе быть только писателем – он охотно и решительно брался за любую работу, которую считал полезной для подъема украинского народа. Поэтому многие его литературные планы остались нереализованными, на что он горько сетовал в некоторых стихах. Но именно универсализм его деятельности позволяет нам говорить, что в лице Ивана Франко мы не только великого писателя, но и одного из строителей украинской нации.