Проект "портрет как зеркало души". Проект по изобразительному искусству на тему "живой портрет" Исследовательский проект на тему портрет

Галина Наумова
Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»

Постановка проблемы:

Дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения.

Цель проекта:

Познакомить с видами портрета, его особенностями.

Передавать пропорции лица, возрастные изменения, определять настроение. Помочь детям освоить средства передачи внутреннего мира человека, его характер.

Задачи:

Дети:

Закрепить знания детей о портретной живописи, ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение;

Закрепить понятие «автопортрет»; продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования гуашевые краски.

Родители:

Создание в семье благоприятной атмосферы, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта дети должны научаться передавать характерные особенности внешнего вида конкретного человека: цвет глаз, волос, форма прически, цвет и детали одежды. Они должны изображать лицо с показом возрастных изменений человека, рисовать шею, плечи и частично одежду.

Участники проекта:

педагог дополнительного образования,

дети старшего дошкольного возраста,

родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 недели.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно – мотивационный: 1 неделя

Дети:

Цель: Эмоциональный настрой, пробуждение интереса к данному виду деятельности, осознание цели работы.

Родители:

Цель:

Помочь детям в наблюдении за возрастными изменениями лица, рассматривая семейные альбомы с фотографиями бабушек и дедушек в молодости, в зрелом возрасте и в старости.

Педагог:

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;

Разработка схем и пособий, определение предполагаемого результата.

2. Оперативно - деятельный (технологический) : 2 недели

С детьми:

На втором этапе проводятся беседы с детьми по репродукциям картин художников по теме портрет, закрепляется понятия одиночный портрет и групповой. Дается понятие: автопортрет, возраст человека.

Игра с детьми «Составь портрет».

Занятия с детьми по изображению лица человека, в том числе с передачей возрастных особенностей.

С родителями:

Организация консультаций и практических занятий по обучению родителей изображению портрета человека.

Дети в совместной деятельности с педагогом выбирают материал для изображения портрета (гуашь, пастель, восковые мелки) и цвет фона. Самостоятельно решают, чей портрет они будут изображать (мамы или бабушки).

На этом этапе необходимо повторить правила работы с красками и другими художественными материалами, особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

После этого дети приступают к самостоятельной работе. Те дети, которые справились с работой по изображению одного портрета (например, мамы, могут приступить к изображению второго (бабушки).

3. Заключительный: 1 неделя.

На заключительном этапе осуществляется оформление подарка по желанию детей: изготовление украшений для мамы (бабушки): бусы, шляпки, серьги и т. д., изготовление рамочки для портрета.


Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
Актуальность:
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Цель проекта:
Познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии художника-портретиста.
2.Развивать интерес детей к портретной живописи.
3.Развивать эстетическое отношение при восприятии эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.
4.Продолжать экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.
5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.
6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.
7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой
Гипотеза:
Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Объект исследования
работы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня выразительности в изображении портретов,
- развитие творческих способностей и навыков детей,
- создание портретов.
Педагогический мониторинг.
Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:
- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;
- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;
- недостаточный уровень овладения техническими навыками.
План работы с детьми.
Тема,

деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет».
-Уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-познакомить с разнообразием портретов;
-дать знания о профессии художника-портретиста;
-учить детей поэтапному рассматриванию портрета;
-учить определять эмоциональное состояние изображённых людей;
-познакомить со средствами художественной выразительности. -знакомство с художниками-портретистами и их творчеством;
-учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства;
-посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы;
-использование обучающих пособий:
«Составь портрет»,
«Фоторобот». Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах;
-дид. игра «Найди портрет»;
«Зеркало» Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;

Дидактич. игры:
«Волшебники»;
«Что забыл художник?»
Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет».
Составление рассказа «Мой портрет»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Автопортрет».
-Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета;
-познакомить с разновидностью портрета – автопортрет;
-показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека;
-развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения. -Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада;
-использование дид.игр:
«Составь портрет»,
«Найди эмоцию»,
«Угадай по описанию»;
-закрепить навыки рисования цветными какрндашами. -Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида;
-дид.игры«Море волнуется»;
«Узнай эмоцию»;
«Фоторобот»;
-обыгрывание эмоциональных этюдов. Рассматривание альбома «Фотопортрет»;
Дид.игры«Составь портрет»,
«Волшебники»,
«Водяной».
Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Портрет моего папы».
-Развивать интерес к портретной живописи;
-экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа;
-воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким. -Составление рассказов на тему: «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» (с использованием фотографий);
-Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов;
-самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация;
-закрепление знаний о родах войск.
Чтение произведений об армии и защитниках Отечества;
Рассказы пап на тему «Как я в армии служил» Рассматривание тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»;
Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала. Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»;
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мы с мамой улыбаемся».
-Учить создавать выразительные образы в парном портрете;
-воспитывать любовь и уважение к женщине-матери;
-закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. -Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа;
-закрепление законов портретного жанра;
-Чтение произведений по данной тематике;
-знакомство с парным портретом;
-закрепление умения рисовать восковыми мелками. Беседы на темы:
«Легко ли быть мамой?»;
«Мамы всякие нужны».
Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера);
Дидактич.игры
«Составь портрет»;
«Подбери картинки»;
«Волшебники»;
«Профессии».
Разучивание стихов о маме;
Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого
8 марта.
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мой любимый сказочный герой».
-Учить создавать образы сказочных героев;
-закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета;
-развивать творческое воображение. -Чтение сказок по желанию детей;
- рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
-викторина «В гостях у сказки»;
-закрепление умений рисования акварельными красками;
-использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов.
Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»;
Дид. игра «Фантазёры»;
«Узнай сказку»,
«Волшебный сундучок». Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники»,
«Что перепутал художник?»;
Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра. Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра;
Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Мои эмоции».
-Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека;
-учить передавать эмоции в портрете.
-Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями;
-изменение мимики лица при передаче эмоций;
-закрепление знаний об эмоциях человека;
-использование пособия «Мир эмоций» Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния,
Подбор карточек с отражением данных эмоций.
Этюды на выражение эмоциональных состояний.
Дид. игры:
«Зеркальное отражение»,
«Угадай эмоцию»,
«Скажи с заданным настроением» Дид. игра
«Волшебники»,
«Наши эмоции»,
«Дорисуй портрет»;
Оформление рамок для портретов. Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции»
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты «Пластилиновый портрет».
-Закреплять знания детей о портрете;
-закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции;
-воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности;
-экспериментирование с различными материалами. -рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми;
-обобщение знаний детей о жанре портрета;
- продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии. -рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев,
-игры:
«Зеркало»,
«Узнай по описанию»,
«Назови эмоцию»
Игры
«Что перепутал художник?»
«Составь портрет»,
«Дорисуй портрет»
Экспериментирование с различными материалами.
Рассматривание портретов в альбомах и книгах. Оформление материала для родительского уголка на тему:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Тема,
задачи Совместная деятельность Самостоятельная
деятельность Взаимосвязь
с семьёй
Образовательная
Деятельность Режимные
моменты
«Портрет моего друга».
-Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства;
-развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения;
-воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям. -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе;
-составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним.
Беседы по картинкам по пособию «Что такое дружба?»
Игры: «Угадай по описанию»,
«Зеркало». Изготовление из бросового материала поделок на тему:
«Сюрприз для друга» Занятие для детей и родителей
«Давайте дружбой дорожить»,
Оформление выставки
«Портрет моего друга.
Выводы.
В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:
Первичная диагностика: высокий уровень – 5% (1 чел.)
Средний уровень – 70%(14 чел.)
Низкий уровень – 25%(5 чел.)
Повторная диагностика: высокий уровень – 25%(5 чел.)
Средний уровень – 65%(13 чел.)
Низкий уровень –10%(2 чел.)
На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.
Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.
У детей повысился интерес к жанру портрета.
Приложение № 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот.
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
^ Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
^ Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
^ Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» (пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение №2
Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.
Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
С помощью чего художник смог передать такое настроение?
Сколько человек изображено на портрете?
Кто изображён на портрете?
Что в этом портрете вам кажется самым ярким? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
Что в портрете главное? Что второстепенное?
Каким вам кажется этот портрет(тёплым или холодным,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
Герой изображён в полный рост или нет?
В какой позе изображён герой?
На каком фоне изображён герой?
Какие материалы использованы художником?
Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
Как вы думаете как называется это произведение?
Понравилось ли вам это произведение? Чем?


Выступили: Михалев Павел, Сальников Алексей, Ефимов Дмитрий, ученики 4 класса МКОУ Нижнемарьинская СОШ Лискинского района Воронежской области

Руководитель: учитель изобразительного искусства Субботина Ольга Ивановна

Привлекая внимание детей к роли матери в жизни успешных, известных творческих людей, практически уча, как можно увидеть и показать красоту своей мамы, выразить свою любовь к ней, школа заботится о связи поколений, о самом важном - эмоциональном контакте между родителями и детьми.

Творческий познавательный проект

"Портрет мамы"

Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный (2 недели), групповой.
Участники проекта: ученики 1-4 классов, родители воспитанников, учитель изобразительного искусства,старшеклассники в роли наставников и помощников.
Цель проекта:
1.Осознать роль матери в жизни и творческом становлении талантливого человека.
2. Развивать творческий потенциал учащихся через приобщение к художественной деятельности.
3.Воспитывать бережное, уважительное, трепетное отношение к женщине и матери.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Развитие сильной самодостаточной личности сложно представить без участия искусства.
Творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить то, что ему близко и дорого, прививает нравственные ориентиры. Занимаясь художественной деятельностью, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет. Развивает внимание, фантазию, креативное мышление. Овладевает специфическими художественными навыками. Приобщение к искусству оставляет отпечаток прекрасного в душе человека. К ребенку приходит понимание, чем отличается прекрасное от безобразного, не только в эстетическом смысле, но и в нравственном.

Привлекая внимание детей к роли матери в жизни успешных, известных творческих людей, практически уча, как можно увидеть и показать красоту своей мамы, выразить свою любовь к ней, школа заботится о связи поколений, о самом важном эмоциональном контакте между родителями и детьми. И, конечно, это положительно сказывается на отношениях семьи и школы: родителей и учителей.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с творчеством известных художников.
- Развивать чувство формы, цвета, композиции при рисовании портрета.
- Вызвать желание самим рисовать портреты акварелью и гуашью.
- Воспитывать положительный эмоциональный отклик на работы художников, радость от собственного творчества.
Этапы проекта
I этап Подготовительный
- Создать условия для реализации проекта подобрать материалы, игры, пособия, видео, иллюстративный материал, источники информации, презентации.
- Подготовить материал для продуктивной деятельности (найти информацию об известных портретах матерей выдающихся художников).
- Составить план (назначить дату выполнения портрета, заранее принести фотографии).
- Вхождение в тему через изучение пропорций человеческого лица, изучения приемов работы акварелью.
II этап основной Реализация
1 день «Познавательное развитие»
«Портрет матери художника» - учитель изобразительного искусства, дети
1 неделя «Взаимодействие с семьей»
Акция «Принеси фотографию мамы»(хотя бы в телефоне) - учитель изобразительного искусства, воспитатели, родители
2 - 4 день дидактическая игра «Составь портрет»
Электронное приложение к учебнику изобразительного искусства Т. Я. Шпикаловой. Издательство «Просвещение»

2 неделя «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование»
«Портрет мамы» - учитель изобразительного искусства, дети

10-11 день «Оформительская деятельность»
Роль рамы в картине. Мастер-класс у старшеклассников «Как оформить рисунок в паспарту»
13-14
III этап - заключительный «Художественно-эстетическое развитие» «Взаимодействие с семьей» - школьная выставка рисунков «Портрет мамы»

Презентация выставки, приуроченная к родительским собраниям, видеоролик предшествовал праздничному концерту, посвященному 8 марта, классным «огонькам». Трое ребят подготовили доклад и выступили перед обширной аудиторией на школьном конкурсе проектов, а затем на научно-практической конференции школьного округа.

Вывод

Работа над проектом позволила учащимся узнать много нового о мире искусства и жизни творческих личностей, попробовать свои силы в таком сложном и интересном жанре как портрет, получить серьезный опыт презентации своих достижений и публичного выступления.

«Портрет матери художника»

Материалы, собранные детьми по теме

Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал…

«Портрет матери художника» Джеймс Макнейл Уистлер

Американский художник Джеймс Макнейл Уистлер вошёл в историю искусства благодаря картине "Мать Уистлера" или "Аранжировка в сером и черном. Мать художника".

1. Картина была написана из-за ссоры с заказчиком

В 1871 году художник из Массачусетса получил заказ от члена парламента, который хотел, чтобы Уистлер нарисовал его дочь Мэгги Грэм. Когда после нескольких сеансов позирования картина не была закончена, Мэгги отказалась от дальнейшей работы. Поскольку Уистлер уже подготовил холст и сделал наброски, он попросил свою мать, чтобы та позировала ему для картины.

2. Мать Уистлера изначально позировала стоя

Но стоять в течение длительного времени оказалось утомительным для пожилой леди, и она позже написала своей сестре: "Я мужественно стояла два или три дня как статуя. Но в итоге меня уже не держали ноги и сын решил переписать портрет, усадив меня на стул".

3. Картина больше, чем все считают

Размер холста - 144,3 × 162,4 см. Мать Уистлера была изображена почти в натуральную величину.

4. Художник сам не называл свою картину "Матерью Уистлера"

В то время было модно называть картины подобно музыкальным композициям. Уистлер не был исключением и назвал этот портрет "Аранжировка в сером и черном. Мать художника". Название "Мать Уистлера" появилось уже позже, в разговорном обиходе.

5. Мать Уистлера была одним из самых больших поклонников художника

Истинная викторианка Анна Макнейл Уистлер была глубоко верующим человеком и всегда старалась быть хорошей домохозяйкой и матерью. Став вдовой в 45 лет, она посвятила свою жизнь детям. В 1864 году она переехала в Лондон, чтобы быть ближе к ним, в конце концов смирилась с богемным образом жизни Джеймса. Хотя набожную Анну очень волновал развратный образ жизни ее сына, она поддерживала Джеймса, будучи его моделью, домохозяйкой и даже агентом.

6. Американцы познакомились с картиной во время Великой депрессии

Во время Великой депрессии картина проехала с выставкой по 13 городам Америки, также побывав на Чикагской Всемирной Ярмарке в 1933 году. Именно в это время картина стала знаменитой. В 1934 году изображение картины было размещено на почтовых марках, а в 1938 году в честь "Матери Уистлера" в Пенсильвании возвели 2,5-метровую бронзовую статую.

7. Во время Первой мировой войны картину использовали в политических целях

В 1915 году 199-й зарубежный батальон ирландских канадских рейнджеров использовал картину во время вербовки новобранцев.

В 1891 году престижный парижский Люксембургский музей приобрел полотно художника. Уистлер был в восторге, написав: "Подумать только, можно пойти и посмотреть на собственные картины, которые висят на стенах в Люксембургском саду. При этом все относятся к ним с почтением. Это как сон". Он был прав. После приобретения картины Люксембургским музеем, репутация художника сильно улучшилась, как и его популярность среди клиентов.

Путешествия картины

Хотя картина неоднократно пересекала океан для участия в американских выставках, "Мать Уистлера" была собственностью французского правительства на протяжении более века. В 1922 году картина переехала из Люксембургского музея в Лувр. Шестьдесят четыре года спустя популярный портрет разместили в музее Орсе, где находится и поныне.

Рама для картины сделана также Уистлером

Художник сам делал раму для портрета. Ее золотистый оттенок символизирует скромное золотое обручальное кольцо на пальце его матери.
"Мать Уистлера" стала одной из самых знаменитых зарубежных работ в Америке
Как-то "Мать Уистлера" описали как викторианскую Мону Лизу. Эта картина стала настолько знаковой и знаменитой в мировой культуре, что ее часто сравнивают с "Криком" Эдварда Мунка и "Моной Лизой" Леонардо да Винчи.

Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин». В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за $ 50 млн (USD). В этой истории, мистер Бин портит картину растворителем и незаметно заменяет её репродукцией.Вот как описал картину Уистлера «Портрет моей матери»охранник в Лондонской галерее:
- Вообще-то моя работа заключается в том, чтобы сидеть в углу и смотреть на картины.
Итак, что же я могу сказать об этой картине? Прежде всего – она большая. И это превосходно!
Почему же она стоила того, чтобы этот человек потратил на неё 50 миллионов ваших американских долларов? Ответ простой: эта картина стоит такой кучи денег потому, что это портрет матери Уистлера.

Почти всю свою жизнь Уистлер был окружен атмосферой скандала. Невысокий, с громким резким голосом и вечным моноклем в глазу, одетый скрупулезно аккуратно, экстравагантно и с безукоризненным вкусом; блестящий спорщик, умевший молниеносно парировать остроты собеседника; его выходки, словечки, жесты были предметом разговоров на светских обедах; но «... в этом щеголе, шествующем по набережной Челси, никто не узнал бы молчаливого, серьезного труженика в огромных очках, которые он только что сбросил в своей мастерской».

Он был одержим отчаянным стремлением к совершенству, его требовательность к себе не знала границ, все, что казалось ему неудачным, подлежало немедленному уничтожению. Никто не трудился над своими холстами больше него, он «замучивал» модели бесконечными сеансами, и тем не менее его произведения оставляют впечатление артистичности и непринужденности исполнения. Публике же работы Уистлера казались эскизными и незаконченными. И чем ближе был художник к достижению цели, тем теснее смыкалось вокруг него кольцо насмешек и недоброжелательства. Однако он ни разу не уступил, продолжая идти своим собственным путем, «он только выше поднимал голову. У него был характер бойца, он не сдавался ни в чем и начал форменную войну, длившуюся около двадцати лет, против своих врагов-художников, против критики, против печати, против публики».

Уистлер родился в маленьком американском городке Лоуэлл, однако своей родиной считал Петербург. Отец Уисглера, инженер-путеец, строил знаменитую железную дорогу Петербург-Москва. С 1844 по 1849 год вся семья жила в Петербурге. Уистлера привезли туда девятилетним мальчиком. Единственное, что интересовало не очень прилежного и нетерпеливого ребенка,- рисование. В качестве исключения он был зачислен в «головной» класс петербургской Академии художеств, где был самым младшим. В Академии Уистлер учился у малоизвестных преподавателей, зато часто бродил по залам Эрмитажа, именно там зародилась его любовь к малым голландцам. Одно из наиболее ярких впечатлений детства- гравюры Хогарта, которые он рассматривал во время своих частых болезней. «Я бы хотел скорее поправиться, чтобы показать эти гравюры моему учителю рисования. Ведь не каждый день представляется возможность просмотреть гравюры Хогарта в подлинниках» - отрывок взят из дневника матери Уистлера, который она аккуратно вела во время своего пребывания в России. Позднее Уистлер напишет «Портрет матери» - самый известный из его портретов. Он так точно воплотит образ истой американки, упрямой, властолюбивой пуританки, носительницы высоких принципов американской морали, что его начнут воспроизводить в США даже на марках.

Отец его так же любил живопись, он занимался иконописью. И как можно догадаться, первым учителем основ живописи, молодого Федора был его отец.

Федор начинал с иконописи, рисовал портреты, гравюры на дереве. Начальное образование получил в городском училище.

Когда отец умер, уехал в Петербург, где в 1843 году ксилограф Бернадский взял Бронникова в ученики. Работая гравером, он выработал важные для художника качества как глазомер и твердость в руке, это пригодилось в его таланте портретиста, в его работах портретов маслом.

Далее его карьера художника продолжилась с поступлением в Академию Художеств, где он проучился с 1845-1853 годы. Здесь он занимался под началом профессора Маркова. Мягко говоря, молодой художник был не богат, видя такое положение дел Марков старался помочь Федору материально. Не без помощи учителя Бронников получил стипендию, 10 руб. в месяц.

Талант молодого студента был замечен преподавателями, и в 1851 г. его наградили Большой Серебряной, и Малой Серебряной медалями. Получил он их за портреты и за картину «Возвращение Улисса в свой дом». В следующем году он получает уже Малую Золотую медаль за работу «Проповедь св. Иоанна Предтечи в пустыне».

1853 год приносит Федору, уже Большую Золотую медаль за написанную икону «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость». За эту работу он заработал пенсию для поездки в командировку за границу, и уже в следующем году уезжает в поездку по Европе. Побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Италии.

Глубокое впечатление в душе художника, своей красотой оставил Рим. В этот период художник занялся поднятием своего культурного образования, много читает, работает с натуры, изучает археологию. И эти знания не проходят даром, они выливаются в такие работы как: «Гораций читает свои сатиры Меценату», «Римские бани», «Алкивиад и Аспазия перед Архонтом», «Мученик на арене амфитеатра», «Последний ужин мучеников», «Гладиатор-славянин, умирающий на арене цирка» и другие.

Бронников выставляется в «Товариществе Передвижников», как и многие талантливые художники, такие как:

Маковский, Куинджи, Волков, Левитан, Крамской и др.

В членство Общества Передвижников" приходит в 1876 году. Он выделяется как мастер психологического портрета.

Художник не отличался крепким здоровьем, и климат Италии был как нельзя подходящим для лечения.

Создав свою студию в Риме, он пишет портреты маслом местных жителей, городские пейзажи, жанровые и исторические картины.

За время прожитое за границей он становится известным и богатым. Здесь же в Италии он женится.

В мире искусства Бронникова знают, как мастера психологического портрета маслом.

На просторах России и СНГ он мало известен. Может быть по причине своего постоянного проживания в Италии. Но он не забывал родину и периодически приезжал в свой родной город.

За время своей жизни он оставил большое творческое наследие. Много картин исторического жанра, а также портреты маслом. Картины его можно увидеть в музеях России, но большинство произведений находятся за границей, в том числе и в частных коллекциях.

Василий Васильевич Серов

Живописец реалистического направления.
Учился в рисовальной школе И. Куликова в Муроме. В 1935-1937 стажировался в Ленинградской АХ. Жил и работал в Муроме.
Член СХ с 1940-го. Один из основателей владимирской областной организации СХ.
Работы хранятся в Муромском музее-заповеднике

С 1923 по 1924 год обучался в вечерней изостудии под руководством В. А. Афанасьева в Муроме, а с 1925 по 1926 годы частным образом занимался у академика живописи в Муроме (жил и работал помощником в его мастерской).

«Он привёз в Москву целую выставку своих рисунков и картин. Его работы вызвали сначала недоверие, а потом горячее одобрение. Казалось совершенно невероятным, чтобы нигде не учившийся застенчивый 24-летний парень мог дать такие глубоко содержательные картины».

В 1936 году художник выступил на Всесоюзной выставке самодеятельных художников и за картину «Ликбез» получил первую премию. Высокую оценку получили его картины «Конец улицы» и «Облака» на республиканской выставке в Москве в 1939 году.

За участие в закрытом конкурсе в 1951 году, где была представлена работа «За школьным заданием», Серов удостоен Почетного диплома художника.

Работы находятся в , а также в музеях , , и .

В советское время работы художника были проданы с выставок в Японии, США, Испании, Голландии, Польше, Чехословакии, Западной Германии и Западном Берлине.

ПОРТРЕТ МАТЕРИ

(1934)
Бумага / акварель
64 x 47 см
25.20"" x 18.50""

Климентов Михаил Иванович1889-1969

Художник, родился 19.01.1889 в д. Алтухово рязанского уезда Рязанской губернии в семье потомственных кузнецов.

Около 300 полотен М. Климентова были утеряны в годы первой мировой войны в Каменце Подольском (предположительно, вывезены как трофеи германскими оккупационными войсками в Австро–Венгрию или в Германию).

Ф. В. Сычков

Родился художник 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского Художник, родился 19.01.1889 в д. Алтухово рязанского уезда Рязанской губернии в семье потомственных кузнецов.

В 6-летнем возрасте талант мальчика был замечен художником Ф.А. Малявиным. По его настоянию 6-летнего Мишу отправили учиться в Москву.

После окончания гимназии он поступает в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное Училище (декан - К. Коровин, учитель живописи В.К. Бялыницкий-Бируля).

В 1909 г. направлен учителем рисования и черчения в женскую гимназию г. Каменца-Подольска (1909 по 1918(9) годы). Входил в правление Каменец-Подольского общества изящных искусств, участвовал в выставке этого общества в 1911 году.

Затем (с 1918 по 1941 г.) преподавал черчение и рисование в Физкультурном институте и нефтяном техникуме Москвы.

Состоял в "Московском союзе художников", участвовал в выставках в Москве в 1919, 1922, 1934, 1937, 1938 гг. Выставка в Кисловодске в 1938 году. В 1952 году выставка в Рязани.

В Москве в 1920-х годах часто общался с Мейерхольдом. Михаил Иванович и его брат Федор принимали Мейерхольда в комнате на Яузском бульваре. Иногда, когда засиживались допоздна, Мейерхольд оставался ночевать. Комнатка маленькая, поэтому спали на полу на тулупе.

Последние 28 лет жизни М.И. Климентов прожил в забвении, в маленькой, отрезанной от внешнего мира бездорожьем, деревушке из 12 дворов в семье родственников.

Умер Михаил Иванович в 1969 г. в возрасте 80 лет в родной д. Алтухово.

Музеи: Государственный музей-заповедник С.А. Есенина вс. Константиново Рязанской области; Кораблинский краеведческий музей; частные собрания.

Около 300 полотен М. Климентова были утеряны в годы первой мировой войны в Каменце Подольском (предположительно, вывезены как трофеи германскими оккупационными войсками в Австро–Венгрию или в Германию).уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Мордовии/. Беспросветная нужда крестьянина-бедняка, лишившегося в детстве отца, саманная, под соломенной крышей изба, лапти, зипун, домотканая рубаха, кусок черного хлеба – вот что было уделом Федота Васильевича в детстве. Но природная одаренность, отменное трудолюбие и содействие добрых учителей открыли путь подростку к глубокому пониманию прекрасного. Симпатии и сердце художника раз и навсегда были отданы одной теме – жизни родного села Кочелаево. Труд, праздники односельчан, природу родного края воспел он в своих произведениях. В народе, среди которого жил Федот Васильевич, он видел и ценил особые черты – оптимизм и жизнелюбие. “Не люблю, когда плачут”,- так чуть рассеянно и даже наивно объяснял свою творческую позицию художник.

Вглядитесь в лица на полотнах портретиста. Какие разные люди и судьбы. Портрет матери Ф.В.Сычкова, задумчиво сидящей у окна.


Копытцева Майя (1924-2005)

Майя Кузьминична Копытцева - русский, советский художник, Заслуженный художник РФ.

В 1941 году поступила в Ленинградскую среднюю художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств (так с 1932 по 1947 год назывался Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина). В 1942 году – эвакуация вместе со школой в Самарканд, затем в Загорск.

С 1945 года училась во Всероссийской Академии художеств. В 1951 году - окончила институт (мастерская члена Академии художеств СССР, профессора Б.В. Иогансона и профессора А.Д. Зайцева). Дипломная работа - «Подготовка к экзаменам».

С 1953 года – регулярные творческие поездки в Дом творчества художников «Академическая дача» им. И.Е. Репина. С этого же года – ежегодные поездки и работа в творческих группах, организуемых Союзом художников России.

С 1991 года – творческие поездки в Красноярск (совместно с мужем – А.П. Левитиным)

За долгую творческую жизнь М. Копытцева создала множество произведений живописи и графики: натюрморт, пейзаж, портрет…. Пожалуй, нет такого жанра в изобразительном искусстве, где бы не проявился ее талант. После смерти художника вышел альбом «Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг». В книге собраны работы художника, воспоминания, редкие фотографии, письма, библиография.

Пабло Пикассо

Портрет Марии Пикассо Лопес, матери художника

Размеры

19,5 x 13,5 см

Техника

Бумага, карандаш

Возраст Пикассо12 лет

Написана в Ла-Корунье, где семья Пикассо жила в течение трех лет, а Пабло обучался в художественной школе Instituto da Guarda, под покровительством отца, преподавателя школы.

Маленький Пабло был очень похож на нее - не лицом, а телосложением и темпераментом. Она души не чаяла в своем первенце, и всегда его во всем поддерживала. Он ненавидел школу, кроме рисования его там ничего не интересовало, но мать это не особенно беспокоило, она всегда считала, что он будет великим из великих. С ранних лет она культивировала в нем невероятно высокую самооценку. По воспоминаниям Пикассо, она убеждала маленького мальчика, что если он изберет военную карьеру, то обязательно станет генералом, а если церковь, то - папой. «Но я пошел в художники и стал Пикассо.» Такая любовь и вера в сына не мешала ей быть довольно строгой, и даже деспотичной матерью. Биографы Пикассо считают, что Пикассо, уезжая в Париж, покидая навсегда Испанию, не только стремился во всемирную столицу искусства, но и освобождался от деспотизма матери.Мать Пикассо изредка гостила у сына в Париже, он водил ее по выставкам, галереям, ресторанам. Он хотел, чтобы она вкусила его известности и успеха. В детстве она гораздо в большей степени, чем отец, верила в счастливую звезду и таланты сына, его амбиции в искусстве во многом были заложены ее воспитанием.Донья Мария Пикассо Лопес происходила из семьи менее знатной и богатой, чем ее муж дон Хосе Руис Бласко, отец Пабло Пикассо Однако она, по всеобщему мнению, а также по воспоминаниям самого Пикассо, была гораздо более живой и темпераментной, чем дон Хосе. Мать Пикассо быламаленькой и подвижной, черноглазой и черноволосой, с неистощимым запасом энергии и сильным, довольно деспотичным характером. Пабло Пикассо в детстве испытал как необъятное восхищение матери своим талантливым сыном, так и сильнейший контроль и давление с ее стороны.


Портрет Марии Пикассо Лопес

Техника

Холст, масло

Соответственно, в портретах матери, которые Пикассо сделал в ранние годы своего ученичества, отражены эти стороны ее характера. На одних картинах она воплощена в нежном и легком образе добродушной матроны, на других – это образ строгого и волевого человека с жесткими чертами лица. Впоследствии образ матери постоянно возникает в его живописи, например, в , когда он часто изображает драматичные сцены с отрешенными персонажами, и эти персонажи часто – мать и противопоставленная ей, отстраненная фигура сына.

Мать и взрослый сын

После смерти мужа в 1913 году Мария стала жить со своей дочерью, сестрой Пикассо, Лолой, она привезла с собой двадцать картин сына и развесила их по стенам - создала свой собственный храм. Когда он уехал во Францию, их контакт не прервался. Они переписывались, он писал ей краткие письма- сообщения, она отвечала ему пространными посланиями. Несколько раз она была у него во Франции, он хотел, чтобы она стала свидетельницей его успеха, водил ее с собой в рестораны, на выставки, на награждения и даже в казино; желая щегольнуть перед ней, как-то раз он спустил за вечер целое состояние.

Сын привозил своих женщин показывать родителям. Фернанда Оливье очень им понравилась, тогда ещё был жив отец. Ольгу Хохлову он знакомил уже только с матерью, отец к тому времени уже несколько лет как ушел из жизни. Ольгу донья Мария встретила гораздо прохладнее, известно, что она предупредила свою невестку, что вряд ли ей удастся быть счастливой в этом браке - она прекрасно знала, что ее Пабло не может любить никого, кроме себя, и ничего, кроме своего искусства.

Пабло Пикассо не был на похоронах своей матери, в 1939 году - незадолго до этого он поклялся, что не вступит на землю Испании, пока там правит франкистский режим.

ТАК ГОВОРИЛ ПИКАССО. ЦИТАТЫ

Оставляй на завтра только то, что не жалко оставить недоделанным после своей смерти.
Искусство - это волшебство, помогающее переносить муку повседневности.
Жизнь продлевают только работа и женщины.
Мне нравится жить бедно... но с кучей денег в кармане.
Плохие художники заимствуют. Хорошие художники крадут.
Хороший вкус - худший враг творчества.
Искусство - это ложь, ведущая к истине.
И среди людей копий больше, чем оригиналов.
Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?
Все имеют право меняться, даже художники.
Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно,
но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом
превращают желтое пятно в солнце

Дия Бекарян

Проект: «Художественные династии. Отцы и дети.». Армения. Цветущий миндаль. (живопись, графика).

Жизнь Дии Бекарян трагически оборвалась в 1951 году. Ученица Осьмеркина и Савинова, она закончила Академию художеств в 1938 году. Потом была война, эвакуация в Армению, единственная персональная выставка в Ереване. Но остались картины, эскизы декораций к спектаклям, осталось удивительное творчество, по женственному тонкое, волнующее любителей и знатоков искусства своим колористическим богатством.

Выставка Дии Бекарян подготовлена ее дочерью, Дзовинар Бекарян.


Альбрехт Дюрер

А́льбрехт- немецкий и , один из величайших мастеров западноевропейского . Будущий художник родился 21 мая 1471 года в , в семье ювелира , прибывшего в этот немецкий город из в середине , и . У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, и .Художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику.на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.Портреты Альбрехта Дюрера старшего (1427-1502) и Барбары Дюрер (ок. 1451-1514) были созданы в начале 1490-х годов. В это время художник закончил своё ученичество и собирался, завершая своё образование, совершить путешествие. Портреты известны тем, что художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Автобиографические заметки Дюрера, оставившие сведения о нелёгкой жизни отца и матери, свидетельствуют о любви и уважении, которые художник питал к ним. Портреты были созданы Дюрером или для того, чтобы показать мастерство художника родителям, или в качестве подарка, перед тем, как отправиться в поездку для завершения обучения. Портрет Барбары Дюрер с 1925 года хранится в Германском национальном музее (Нюрнберг).

Портреты Барбары Дюрер 1514 года и 1490 года (перевёрнутый)

Привлекательная, по свидетельству сына, в молодости, к моменту написания портрета Барбара выглядела болезненной женщиной старше 40 лет. Она изображена в повороте три четверти на зелёном фоне. Наряд Барбары: красное платье и белый головной убор замужней женщины с длинным «хвостом», перекинутым через плечо, контрастирует со скромным тёмным костюмом мужа. Картина была обрезана слева, при этом нарушено равновесие композиции и удалена часть чепца женщины.

Единственным подписанным портретом Барбары Дюрер, где мать художника нарисована им в возрасте 63 лет. Сравнив зеркально перевёрнутый портрет 1490 года и рисунок 1514 эксперты сочли их изображениями одной и той же женщины.

Василий Григорьевич Перов

"Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное - неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством". Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении - Васильев; 21 декабря 1833 , Тобольск - 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В.Г.Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.
Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

Портрет А. И. Криденер, рожд. Ивановой, матери художника.
1876.

Василий Иванович Суриков.

Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду: предки Сурикова вместе с Ермаком пришли «воевать Сибирь», и художник очень гордился этим

Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать произведения на темы из русского исторического прошлого, однако только после окончания академии, с 1878 года, он принимается за создание своих могучих исторических полотен.

В 1881 году он заканчивает «Утро стрелецкой казни», в 1883 году - «Меншикова в Березове»; в 1887 году - «Боярыню Морозову» (первый эскиз относится к 1881 году).

В 1895 году он завершает «Покорение Сибири Ермаком», а в 1899 году - «Переход Суворова через Альпы».

Таковы главнейшие произведения Сурикова, созданные им на исторические сюжеты.

Картины Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно.

В 1877 году Суриков поселился в Москве и прожил там до конца жизни. Неоднократно он ездил к себе на родину, в Сибирь, и эти поездки всегда вдохновляли его на дальнейшую работу.

Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи. Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, исполненных им во время поездок по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири. Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, до последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера.

Портрет П. Ф. Суриковой (матери художника).
1887.

Генрих Семирадский

один из крупнейших представителей позднего академизма в России .

Будущий живописец родился 24 октября 1843 года в ново-белгородской слободе, находящейся недалеко от Харькова. Отец Семирадского был полковым врачом в царской армии. Свое обучение будущий художник начал во второй харьковской гимназии. Именно там он получил свои первые уроки живописи. Учителем Семирадского стал Безперчий Д.И. – ученик Брюллова.

Потом учился в Харькове и Петербурге, но бо́льшую часть активной творческой жизни провёл в Риме. Наиболее известен монументальными полотнами на сюжеты из истории античных Греции и Рима; также успешно работал в жанре камерной идиллии,пейзажа и портрета. Занимался оформлением театров и частных интерьеров.

Академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима,Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.

Произведения в основном рассеяны по музеям Польши, Украины и России, а также частным собраниям европейских стран. Персональные выставки художника проходили в Польше в 1903, 1939, 1968 и 1980 годах, но сводной экспозиции, которая создавала бы энциклопедическое представление о Семирадском, до сих пор не проводилось. Многие работы утрачены, например росписи храма Христа Спасителя в Москве.

В Риме живописец провел большую часть своей жизни, и он лишь изредка приезжал в Россию. Несмотря на это, петербургская Академия Художеств ценит Семирадского и удостаивает его различных наград. Так, в 1873 году живописцу был присужден титул академика за картину «Христос и грешница», которая сделала его всемирно известным.

Портрет матери художника.
1887.

Рембрандт. Портрет матери

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

http://maxpark.com/community/6782/content/3686276

http://subscribe.ru

Проект на тему :

«Портрет одного слова»

Подготовила : Мишина Анастасия ученица 6 «Б» класса МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа №1.»

Руководитель проекта : Гончарова О. И. учитель русского языка и литературы.


Предмет в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература.

исследовательский

Тип проекта:

групповой

межпредметный

долгосрочный

Цель проекта: используя словари, научно -популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории,значении,употреблении слова ЖАР-ПТИЦА в русском языке,фольклоре и литературе.


Задачи проекта:

1)Проанализировать дефиниции слова жар-птица в основных. толковых словарях русского языка.

2)Изучить употребление слова жар-птица в русских фразеологизмов, пословицах и поговорках.

3)Проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом жар-птица.

4)Рассмотреть особенности сочетаемости слова жар-птица.

5)Описать некоторые особенности употребления слова жар-птица в фольклоре, и художественной литературе.

Этнографическая страница

В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.Жар-птица – служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который помогает людям в их земных делах. Свет божественного сияния, окружавший Жар-птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами. Жар-птица для славянских народов была не только символом огня, но и символом счастья, удачи. Сказка всегда открывает широчайший простор для размышлений, сопоставлений. Результаты анкетирования среди учащихся показали, что для современного человека образ огня стал второстепенным, не таким значимым, исчезает значение божественности, оберега

Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal

Лексикографическая страница.

ЖАР-ПТИЦА -ы, ж. В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями. Найти (достать) перо жар-птицы (перен.: о счастье, удаче).

(Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)

Жар-птица (вост.-слав.) - чудесная птица со сверкающими перьями. Ее оперение излучает такой свет, что одно ее перо может осветить комнату, «как если бы в том покое сияло великое множество свеч».

(Мифологический словарь)

жар-птица ж. нар.-поэт. Птица, перья которой горят, как жар (в русских народных сказках).

(Новый толково-словообразовательный словарь русского языка)

ЖАР-ПТИЦА, образ, встречающийся в славянских, преимущественно русских, народных сказках; её перья светятся в темноте, "как жар горят". Добывание Ж.-п.- чудесная задача, к-рую должен выполнить герой сказки. Напр., в "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" рассказывается, как три брата по поручению отца едут за Ж.-п., к-рая достаётся младшему (текст впервые опубл. в 18 в. в лубочном издании). Образ Ж.-п. неоднократно использовался в рус. лит-ре, живописи, музыке (В. А. Жуковский, П. П. Ершов, И. Я. Билибин, С. Ф. Стравинский и др.).

Из д.: Афанасьев А. Н., Народные русские сказки, т. 1, М., 1957, № 168 - 70 (библ. текстов см. в т. 3, с. 473-74).


Этимологическая страница .

Жар-птица , бесспорно, является образом мифологического существа. Причём истоки свои она берёт из Северо-Восточной Европы и Урала. Ведь именно в этих краях были найдены этнографические материалы (например, изображения). Также есть предположение, что сказочный персонаж, птицы с огненными перьями, имеет своего прямого прототипа птицу Феникс, или попросту, павлина – такие вот нити связи с востоком…


Фразеологическая страница .

Жар-птица.

Перо, как жар горит

На поляне той гора

Вся из чистого серебра;

Вот сюда-то до зарницы

Прилетают жары-птицы .

(Ершов. Конек Горбунок).

Жар-птица - сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного Бога солнца и в то же самое время гневного Бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.


Искусствоведческая страница.

Жар-птица сказочная птица. Жар-птица изображена на картинах,учавствовала в сказках,о жар-птице даже были написаны музыкальные произведения.

И. Стравинский - балет Жар-птица.

(П. П. Ершов «Сказка Конёк-горбунок»)

(В. А. Жуковский Сказка «Иван царевич и серый волк»)


Источники:

Интернет-ресурсы

лексикографический словарь(П.Н. Денисов) фразеологический словарь (С.В. Максимов)

этимологический словарь (О.Н. Трубачев)


Заключение:

Судьба слова ЖАР-ПТИЦА в современном русском языке отражает символ православной веры.Многие дети видят жар-птицу только на картинках,и в сказках.


Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Как и положено в проекте, идею подсказали сами дети. Они стали играть с рамкой от картины: строили рожицы, пугали друг друга, изображали сценки за рамой. Я пришла к мысли, что это можно использовать в работе над темой «Портрет». Но тема оказалось столь обширной, что в рамки ни занятия, ни игры не вписывалась. Только проектная деятельность могла вместить в себя все многообразие жанров, видов и техник исполнения.

Рамка позволила остановить момент и сконцентрировать внимание ребенка на отдельных предметах, явлениях (снег за окном в рамке смотрится как картина, т.е. пейзаж; лежащие на столе фрукты и овощи через рамку превращаются в натюрморт; любимый воспитатель через рамку превращается в портрет).

Современные дети, воспитанные техногенным миром, в какой-то мере обделены вниманием и любовью, и как следствие, у них не сформировано правильное, адекватное отношение к себе. Из-за этого наблюдается плохая адаптация в коллективе, отсутствие правильной самооценки. Страх неодобрения блокирует продуктивную деятельность (именно созидание, т.е. перевод переживаний, ощущений в продукт), дети лучше вообще ничего не будут делать. Что они делают? Пассивно смотрят фильмы, бездумно играют в компьютерные игры, или шумно выплескивают эмоции и чувства в движении. Разнообразная деятельность в ходе проекта позволяет им реализовать себя, по-новому взглянуть на себя, увидеть себя с разных сторон, объяснить, почему я делаю именно так, а не иначе. В процессе деятельности в рамках данного проекта один мальчик восторженно заявил: «Вот теперь я знаю, чем занять себя дома».

Гипотеза проекта: В процессе реализации проекта внимание детей будет привлечено к их внутреннему миру, восприятию и ощущению себя, своего «Я» в обществе; будут созданы оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную художественную деятельность.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, воспитатели группы, психолог, музыкальный руководитель, физрук, родители.

Цель : изучение себя через портрет.

Задачи :

  • расширить и углубить знания детей о портрете, познакомить с разными видами портрета (живописный, графический, фотопортрет и т. д.);
  • знакомить детей с разными техниками выполнения портрета;
  • учить детей рассматривать и понимать, что изобразил художник;
  • обогатить чувственный багаж детей;
  • стимулировать познавательную самостоятельность и ответственность;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
  • научить создавать композиции из готовых предметов на определенную тематику;
  • учить передавать внутреннее восприятие себя посредством изображения;
  • учить работать в паре, договариваться между собой, находить общее решение;
  • развивать речь через описание созданных работ.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный:

  • обозначение проблемы.выбор темы;
  • определение цели и задач проекта;
  • обсуждение с участниками;
  • составление плана работы над проектом;
  • сбор материалов.

Второй этап - практический:

  • проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта;
  • оформление и подбор нелбходимых материалов для исследований.

Третий этап - завершающий:

  • итоговое НОД "В мастерской художника";
  • проведение выставок;
  • планирование новых проектов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • расширение знаний детей о себе;
  • развитие речи;
  • умение детей классифицировать портрет по видам (живописный, графический, фотопортрет и т. д.).
  • развитие навыков изобразительной деятельности.

Итоги проекта:

1. Детинаучились работать в парах, согласуя свои действия с товарищем, проявляли инициативу и самостоятельность в процессе выбора темы, экспериментировали с различными материалами, создавая образы.

2. Был сформирован устойчивый интерес к произведениям искусства и различным его жанрам, сформировался стойкий познавательный интерес к своему внутреннему миру и красоте окружающей природы.

3. Развились творческие способности, в частности ручная умелость, были приобретены новые умения в различных техниках (пластилиновая графика, акватипия, фотографирование и др.).

4. Приобретены знания о различных портретах и техниках их исполнения.

5. Научились составлять творческие рассказы, используя в своей речи эпитеты, сравнения, метафоры.

6. Сформированы навыки рационального дыхания, координации движения, осмысленной моторики.