Проблема гуманизма в произведениях о гражданской войне (По роману А.Фадеева «Разгром») (ЕГЭ по литературе). Сочинение на тему: Проблема гуманизма в романе Разгром, Фадеев Гуманистическая направленность романа разгром

Проблема гуманизма в романе Фадеева Разгром и получил лучший ответ

Ответ от Їерно-зеленый[гуру]
Автор и его герои (по роману Александра Фадеева «Разгром»)
События в романе относятся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой активно участвовал сам Фадеев. Однако на первый план автор выдвигает не исторические проблемы, а социально-психологические исследования. Война, бой, партизанская жизнь - все это лишь фон для изображения внутреннего мира героев, их психологии, взаимоотношений с обществом, внутренних конфликтов. Проблемы «Разгрома» перекликаются с современными проблемами гуманизма, отношением к человеку, взаимодействиями человека и человечества. Сюжет романа очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома до последнего прорыва отряда сквозь кольцо белых вырисовываются характеры героев, а также отношение автора к таким типам людей. Центральное место в романе занимает несколько фигур: Левинсон, командир отряда, определенно положительный герой, наиболее совершенный из всех людей, действующих в романе. Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер. Морозка, согласно симпатии автора, принадлежащий вместе с Метелицей к положительному лагерю Левинсона, и Мечик, совсем другой тип человека, не имеющий ничего общего с первыми. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает наиболее объективно судить о положительных и отрицательных качествах героев как с позиции автора, так и с позиций читателя. Кроме того, отсутствуют какие-либо особые взаимоотношения между героями, за исключением Мечика и Морозки, это позволяет рассматривать каждого героя отдельно от остальных.
Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Фадеев объяснил это тем, что уже в процессе работы над книгой увидел необходимость отдельно раскрыть характер Метелицы, а так как перестраивать роман было поздно, то эпизод с Метелицей выделился, нарушив гармоничность повествования. Авторское отношение к Метелице не вызывает сомнений: разведчик явно симпатичен Фадееву. Во-первых, внешний вид: это гибкий, стройный богатырь, в котором «била… неиссякаемым ключом… необыкновенная физическая ценность, животная, жизненная сила» . Такими чудесными качествами редко наделяют отрицательного героя. Во-вторых, образ жизни: «Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя ни в чем. Это смелый, горячий, истинный человек» . Третье: положительную индивидуальность Метелицы доказывают его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен.
Например, находясь в плену, поняв, что ему не убежать, Метелица спокойно думает о смерти, его мучает только одна мысль: как достойно принять ее, продемонстрировав врагам свое презрение к ним. Уже находясь на площадке, где его должны были опознать, Метелица держится независимо и гордо, а погибает, бросившись на спасение маленького мальчика пастушонка, не захотевшего выдать разведчика белым. Автор любит этого героя и, видимо, поэтому никогда не пишет о нем насмешливо или сочувственно, как о некоторых других, например Морозке.
Далее -


О сути гуманизма люди спорят уже на протяжении многих веков. Каждая эпоха имеет свои идеалы. В соответствии с этим оцениваются различные нравственные категории. Гуманизм — одно из тех понятий, определение которого оставалось неизменным в течение долгого времени. Гуманизм основывается на любви и уважении к человеку, на соблюдении человеческого достоинства. Но революция перевернула все с ног на голову. Все ценности были вывернуты наизнанку. Тогда все верили, что «любая кухарка может управлять государством». А она не может этого делать, потому что у каждого свое назначение в жизни. Точно так же большевиками были искажены идеи гуманизма. Но, может быть, стоит просто-напросто ввести понятие «революционный гуманизм», вкладывая в него совершенно иное, не традиционное значение? Образцом гуманиста в большевистском понимании стал в романе «Разгром» командир отряда Левинсон. На его примере автор показывает, что значит понятие «гуманизм» в сознании революционеров. Читая об отдельных поступках Левинсона, но не анализируя их, можно составить себе ложное представление о характере и целях этого человека. Он, например, угрожает револьвером партизану, нарушающему дисциплину. Он устраивает суд над Морозкой. Он реквизирует свинью у корейца, несмотря на то, что тот слезно, на коленях умоляет оставить ее ему. Наконец, он совершает вовсе уж необъяснимый и страшный в глазах таких людей, как Мечик, поступок: принимает решение убить раненого Фролова. А теперь попробуем не просто посмотреть на эти поступки со стороны, а попытаться найти им объяснение. Сделать это тем более просто, что автор не скрывает подоплеки действий Левинсона. Как уже было сказано, партизану он угрожает только для того, чтобы поддержать дисциплину. Морозку за воровство судит с той же целью. При этом автор не скрывает, что командир отряда жалеет Морозку. Но он остается выше этой жалости и делает то, что считает справедливым и необходимым. Свинья, отобранная у корейца, поможет поддержать силы отряда еще какое-то время. Левинсон кормил своих людей любыми способами только с целью поддержания их боеспособности. А как иначе можно сражаться? Как иначе добиться победы революции, которая (Левинсон твердо уверен в этом) даст возможность нормального существования не одному корейцу, а очень многим людям, всей стране? Наконец, случай с Фроловым. Мечик в ужасе. Его «тонкая» натура не может вынести «расправы», которую Левинсон учинил над беспомощным раненым. Но командир отряда знает другое: Фролова взять с собой в дальнейший поход невозможно. А живой он останется на растерзание врагам. Левинсон видит лишь один выход — убить Фролова. И кто знает, скольких душевных мук, скольких горьких размышлений стоило Левинсону это решение? Все эти поступки — проявление того самого «революционного гуманизма», когда нужно жертвовать меньшим во имя большего, одним человеком во имя целого народа. Следует поступаться своей жалостью к отдельному человеку, когда ты знаешь, что эта жалость будет гибельна для многих людей. Этими соображениями и руководствуется Левинсон в своих действиях, что позволяет автору с полным правом называть его «революционером-гуманистом». Впрочем, Фадеев этим правом не пользуется. Он очень сухо, без восторгов описывает поведение Левинсона. И уважение автора к герою читается исключительно между строк. 

В то же время герой «Разгрома» вовсе не железный человек. Он может жалеть, сострадать и любить. Он может плакать. Мы убеждаемся в этом, когда приходит известие о гибели Бакланова. Просто, помимо того, что он человек, Левинсон еще и командир. Он не должен поддаваться слабостям. Его главная задача — выбирать верную тактику не только в борьбе с белыми, но и в отношениях с людьми. Левинсон отдает все свои душевные силы служению революции. Он подчиняет личные чувства общей задаче, преодолевая в себе человеческие слабости. В душе его постоянно происходит борьба чувства и долга. Конечно, долг побеждает. Командир отряда понимает добро так, как его понимает и революция. А у революции все понятия — кровавые. Поэтому любые проявления «революционного гуманизма» неотделимы от жестокой необходимости грабить и убивать. Левинсон, желая нести добро и служить высокой цели, вынужден постоянно совершать безнравственные поступки (безнравственные с точки зрения традиционного понятия гуманизма, но не автора). По мнению Фадеева, поведение Левинсона оправданно. Более того, это единственно приемлемое и верное поведение. Он ломает все лучшее в себе, калечит собственную душу и тем самым проходит тот «отбор человеческого материала», о котором говорил Фадеев. То есть революция отбирает лучших с ее позиций людей. Это люди, готовые на все, чтобы служить ей. Мне кажется, что слова «отбор человеческого материала» звучат дико и нелепо. Почему «материал»? Разве человек может быть «материалом»? Разве люди — это кирпичи, из которых можно что- то построить? Фадеев говорит о людях, как о некой массе. Я думаю, уже одно это делает рассуждения о гуманизме пустыми и исключает право людей, придерживающихся подобных взглядов, говорить об этом. Левинсон сломал себя, погубил множество людей ради служения идее революции. И вот революция свершилась. Что же она принесла? Грязь, кровь и слезы. Агитации, призывы к светлому будущему, лозунги — пустые слова. Не может кухарка управлять государством. Революция по сути своей не может быть гуманна. Гуманными бывают лишь прогресс, созидание. А революция только рушит. Я не буду сейчас рассуждать о том, насколько нужна революция. Раз она совершилась, значит, в том была историческая необходимость. Вернее сказать, неизбежность. Обойтись без нее было бы, наверное, можно, а вот избежать — нельзя. Только не стоит, как мне кажется, говоря о революции, бросаться таким общечеловеческим понятием, как «гуманизм». Это несовместимые вещи.




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Гуманизм: абстрактный или классовый?» (по роману А.А. Фадеева "Разгром") Жилина Жилина Галина Нигметовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карагачская сош» 2011 г.


ФАДЕЕВ А. А. ()



Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.


ПРАВИЛА ДИСКУССИИ Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора. Неуместные шутки запрещаются! Острое, меткое слово приветствуется! Говори, что думаешь – думай, что говоришь. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным. Поднятая рука – прошу слова






«Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалеякорейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может.» «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь -- тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика!» «Преступление и наказание» Достоевский Ф.М.


М.Горький: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!» В.Васильев: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия…»


СИНКВЕЙН 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.





Главной причиной и безответственности, и трусости, и слабости «образованного», «чистенького», «городского» Мечика Фадеев считает его чрезмерно развитое чувство личности. Предательство, по Фадееву, - естественный финал, к которому приходит (и не может не прийти!) интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы».

Домашнее задание

Подобрать эпизоды, характеризующие образ Левинсона.

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма

В романе А. А. Фадеева «Разгром»

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Слово учителя

В Левинсоне Фадеев воплотил образ человека, «идущего всегда во главе», гармонично сочетающего в себе инстинкт, волю и разум. Это «особенный человек». В композиции романа ему тоже посвящена отдельная глава (IV). Левинсон открывает и закрывает роман: он выступает в первом и последнем абзацах романа.

Самое важное в общем движении действия - судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношении коммуниста-руководителя с партизанами: «На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие, - говорил он. - Эту мысль… мне хотелось подчеркнуть в романе «Разгром». Фадеев показывает, как коренные, классовые интересы людей подчас идут вразрез с их частными, временными интересами, желаниями и представлениями. В глазах Фадеева Левинсон - средоточие именно этих главных, коренных интересов народа.

II. Беседа

Как рисует Фадеев образ Левинсона?

Левинсон представляется непререкаемым авторитетом, человеком несгибаемой воли, уверенным в себе, рожденным, чтобы руководить. Фадеев рисует образ Левинсона через отношение к нему других персонажей: «никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем... человеком особой, правильной породы». Каждый партизан думал, что Левинсон «все понимает, все делает как нужно... Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правильному человеку...» Автор подчеркивает в Левинсоне природное, интуитивное чувство правды, умение ориентироваться в обстановке: «особенный нюх... шестое чутье, как у летучей мыши»; «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи - непобедимой мудростью многих поколений» (глава III).

Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

Воспоминания о детстве Левинсона, его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы». «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» - таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик - в черной курточке, с большими наивными глазами - глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка». Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Какова роль портретной характеристики?

Внешность Леви совсем не геройская: «Он был такой маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера. Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности.

Каковы основные черты характера Левинсона?

В сцене суда над Морозкой Левинсон показан жестким, подчиняющим себе людей: «Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь». Морозка «был уверен, что командир «видит все наскрозь» и обмануть его почти невозможно». Левинсон может говорить «удивительно тихо», но его все слышат, ловят каждое его слово. Слова его убедительны, хотя он может внутренне колебаться, не иметь плана действий, чувствовать себя растерянно. Однако он никого не пускает в свой внутренний мир.

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей - основные его черты.

Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

Левинсон глубоко верил в то, что людьми движет не только чувство самосохранения, но и другой, «не менее важный инстинкт, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью». Этот инстинкт, считает Левинсон, «живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб». Люди передоверяют «самую важную свою заботу» таким, как Левинсон.

Урок литературы в 11 классе по теме: "Гуманизм: абстрактный или классовый?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром")

Жилина Галина Нигметовна , учитель русского языка и литературы

Тип урока : комбинированный урок.

Метод: эвристическая беседа.

Цель урока :

  1. Рассмотреть проблему гуманизма в романе.
  2. Учить умению аргументировано и логично доказывать свою точку зрения.
  3. Развивать монологическую речь учащихся
  4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь разбираться в людях.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

ПЛАН УРОКА

  1. Постановка задач и целей урока.
  2. Определение гуманизма
  3. Анализ эпизодов.
  4. Диспут.
  5. Вывод. Синквейн.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов. Оценка ответов.

СЛОВАРЬ: Гуманизм, ситуация нравственного выбора.

ХОД УРОКА:

I. Слово учителя:

Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически “улучшенной”,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.

Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет “великая”, говоря об Октябрьской революции, узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.

Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать “разумное” объяснение.

Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте - можно “видеть” это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги (А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).

  1. Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? (“Разгром”, “Конармия”, “Белая гвардия”, “Доктор Живаго”, “Сокровенный человек”, “Тихий Дон”.)

На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.

Роман “Разгром” прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли, героях был разговор на прошлом уроке . Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: “Гуманизм: абстрактный или классовый?”. Ответ, возможно, вами уже найден . Задача урока – аргументировано обосновать свой выбор.
- Запишите в тетрадях свою цель урока.

II. Работа с текстом (дискуссия)

Давайте положим перед собой роман и просмотрим следующие эпизоды, в которых сталкиваемся с проблемами гуманизма.

Определение: гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. (примем это определение как объяснение абстрактного гуманизма, хотя это понятие в философии рассматривается иначе).

В этом определении фиксируется содержание понятия «гуманизм»:

ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободу и ответственность;

в нем очерчена область распространения и применения этого мировоззрения:

жизнь мира и общества;

в нем говорится о том, каким образом оно должно проявляться и реализовываться:

свободное и ответственное участие.

Хотя это определение и не является исчерпывающим, в нем даны ключевые слова, помогающие понять, о чем, в принципе, идет речь. А речь в данном случае идет о человеке, его правах и обязанностях, его мировоззрении, а также об области и принципах применения этого мировоззрения. Вместе с тем, гуманизм представляет собой не только личное мировоззрение отдельного человека. Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это обстоятельство делает гуманизм общественным явлением. Абстрактный гуманизм основывается на идеалистическом понимании общественного развития, т.е. признается существование идеальных побудительных сил, идеального человека в идеальном обществе.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ

  1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются!
  3. Острое, меткое слово приветствуется!
  4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
  5. Будь тактичным, искренним, взаимно вежливым и принципиальным.

Поднятая рука – прошу слова.

Дискуссия.

1 эпизод “Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11.

- Прав ли Левинсон? Чем объясняет командир такое решение? (Мнения ребят разделились: кто-то оправдывал его, т.к. ему надо было накормить отряд: (« Трясущийся седоватый кореец, в продавленной проволочной шляпе, с первых же слов взмолился, чтобы не трогали его свинью. Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалея корейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может» ); кто-то осуждал, т.к. Левинсон обрек на голодную смерть семью корейца).

Можно ли было найти другой выход их этих ситуаций? (Да, можно было ловить рыбу в реке; они находились в тайге, значит, имели возможность добыть дичь).

Теория Раскольникова . ).

- Можно ли чувства Мечика назвать гуманными? (Мечик видел все это, и сердце его сжималось. («Он убежал за фанзу и уткнулся лицом в солому, но даже здесь стояло перед ним заплаканное старческое лицо, маленькая фигурка в белом, скорчившаяся у ног Левинсона.

"Неужели без этого нельзя?" -- лихорадочно думал Мечик, и перед ним длинной вереницей проплывали покорные и словно падающие лица мужиков, у которых тоже отбирали последнее. "Нет, нет, это жестоко, это слишком жестоко", - снова думал он и глубже зарывался в солому.

Мечик знал, что сам никогда не поступил бы так с корейцем, но свинью он

ел вместе со всеми, потому что был голоден» ). Мечик оказался в ситуации нравственного выбора.

Словарь: ситуация нравственного выбора - момент принятия ответственного решения в пользу моральных ценностей или в пользу материальных, физических благ личности.

Мечик понимает, что это неправильно, но ест вместе со всеми. Он сделал выбор в пользу своего желудка, а угрызения совести спрятал в глубину души. Идеи гуманизма требуют от человека принятия трудных, но правильных с точки зрения человеческой морали решений, и часто эти решения расходятся с физическими требованиями организма (хочется есть, пить или даже жить). Именно умение сохранить в любой ситуации милосердие, жалость, человеколюбие – это и есть гуманизм в широком смысле слова.

Что вы думаете по поводу «революционного» гуманизма?

2 эпизод “Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.

В этом эпизоде также решается вопрос, что важнее: жизнь Фролова или жизнь всего отряда.

- Почему Левинсон принял такое решение? (Фролов был тяжело ранен, сам идти не мог, поэтому задерживал продвижение отряда, который преследовали японцы).

Рассуждения какого литературного героя напоминают нам объяснения Левинсона? (Теория Раскольникова . Проблема гуманизма является традиционной для русской литературы, но каждый писатель рассматривает ее по-своему. Например, Достоевский осуждает всякую теорию, идею, связанную с насилием над человеком, будь то физическое или моральное. Фадеев оправдывает своего героя, т.к. считает, что существует «революционный» гуманизм, когда интересы революции ставятся выше всего, даже можно пожертвовать одним человеком ради ста пятидесяти ).

Посмотрите, пожалуйста, на вашу цель урока. Достигли ли вы ее?

III . Вывод.

К какому же выводу мы пришли, анализируя эпизоды, где рассматривалась проблема гуманизма? (Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих).

Слово учителя : Роман и сейчас звучит современно, он далёк от безумного мажора. Он призывает видеть жизнь такой, какая она есть; недооценка грозных противостоящих сил может обернуться потерями, трагедией.

В мире неспокойно, гремят гражданские войны, нашу страну захлестнул разгул преступности, и, как «колокол на башне вечевой», звучит призыв М.Горького: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»

Нельзя не согласиться со словами писателя В.Васильева: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия…»

IV. Составление синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна:

гуманизм

революционный, абстрактный

любит, выбирает, жалеет

В любой ситуации надо оставаться гуманным.

Гуманизм – это милосердие.

V. Выставление оценок за урок. (Оценивать только умение доказывать свою точку зрения с опорой на текст, а не «правильность» и «неправильность» суждения)

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение на тему: «Каким может быть гуманизм?»