Про рисование с фотографий. Рисовать с натуры или по фотографиям? “За” и “против”

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?» .
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но» .


Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы тиз океана прочих.

Хотела проиллюстрировать материал специальными картинками, но прямо сейчас хочется рисовать то, что рисуется, а не учебные материалы, простите.
Будет эскиз в цвете из рабочего проекта. С учетом того, что рисовала явно новогоднюю атмосферу, итог смогу показать не раньше ноября. А опыт рисования сториборда сложный, но офигенный. Будто за неделю перепрыгнула на следующую ступеньку)

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?” , я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.

Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

Фотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

Фотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Гульнара Каримова.

Это связано с таинственным влиянием рисунка на психику человека.

Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.
Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.
Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.
Так, у народов крайнего севера и различных островитян религиозным культом является шаманизм, где поклоняются фигуркам животных и людей. За время существования этих культов, его жрецы — колдуны научились использовать магическую силу искусства их изображения и во вред человеку. Печально известны по этому поводу африканский культ вуду, европейские друиды и волхвы на Руси, которые использовали различные тотемы для причинения вреда здоровью людей. Например, американцы заметили, что некоторые маски, купленные в Африке или на южных островах, где есть культ вуду, приносили трагическую судьбу их владельцам. Многие из них поражались серьезными психическими недугами или заболевали раком. Хотя современная медицина не связывает это напрямую с масками, но больные чувствовали, что это так.
Интересно, что когда Америка юридически узурпировала государство, порабощенная страна мстила таким способом.
Есть картины, в том числе и мировые шедевры со странной судьбой: они приносят несчастье своим владельцам в течение многих столетий. Среди них:
«Джоконда» Леонардо да Винчи. Замечено, то она лишает людей жизненой силы. Первым это отметил писатель Стендаль, жаловавшийся после любования ею на упадок сил. Работники Лувра утверждают, что отсутствие туристов заставляет картину тускнеть, а когда они приходят, краски становится ярче и улыбка отчетливее.
«Венера у зеркала» Диего Веласкеса — приносила разорение всем своим хозяевам.
«Крик» Эдварда Мунка, где изображен кричащий человек, приносила смерть тем, кто был с ней как-то связан.
С картиной «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля старшего связывают бесплодие в семьях тех, кто ее покупал.
Список можно продолжить и среди русских полотен. Похожим действием обладают картины «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского и «Женщина дождя» С. Телец.
Все картины объединяет то, что на них изображены люди. И если доказать их пагубную судьбоносность научно нельзя, то ведь на психику-то они влияют. Народ обычно такое замечает, а он никогда не ошибается.
Есть и обратное наблюдение: люди, которых рисовали на картинах, долго не живут. Например, Рембрандт пережил двух жен и всех детей. Саския, знакомая всем по “Данае” и “Флоре”, умерла через 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей — трое из них умерли в младенчесвте. Единственный выживший — Титус умер в 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельс, излюбленная модель художника, также быстро скончалась.
У Рубенса моделью его знаменитых мадонн была жена Изабелла. Умерла в 35 лет. Дочь — в 12.
Для самых знаменитых картинах испанца Гойи — “Обнаженная маха” и “Одетая маха” позировала герцогиня Альба, которая скончалась через три года после этого.
Илья Репин боготворил писателя Гаршина. С него рисовал царевича в знаменитой картине об убийстве Иваном Грозным сына. Потом сделал блестящий портрет писателя. Вскоре Гаршин бросился в пролет лестницы.
Первый художник последних десятилетий России Илья Глазунов часто рисовал свою жену Нину. Нина Виноградова-Бенуа выбросилась из окна.

Комментарии к публикации: 30

    Считаю, что всетаки по современным принципам изображать можно, конечно, если на фото все нормально, а не в плохом смысле.

    Здравствуйте, уважаемый Рауль Хабибуллович!скажите, а как относиться к фотографированию? Ведь мы фотографируем своих детей с рождения, потом любуемся их изображениями.Кто-то вешает портреты на стену.Не вредит ли это им? Есть же в Исламе какое-то мнение об этом, наверное?

    Да не вредит, не вредит

    Считаю что если девушка-женщина фотограыируется, то должны быть с покрытой головой и плечами как и полагается в исламе

    Аллах хотел защитить женщин от мужской агрессии против них, поэтому хотел, чтобы женщины закрывали свое тело, Коран был послан в то время, когда мужчины женщин за людей не считали. новорожденных девочек живьем закапывали,если были не нужны родителям. А современным женщинам уже не угрожает мужская сексуальная агрессия, они с веками ослабли настолько, что вымирают уже, а все пыжатся. Современная женщина больше подвержена и изучать арабский язык и читать Коран. Посмотрите статистику: сколько мужчин учатся и сколько женщин учится читать Коран. Мне очень жаль, что Создание Аллаха человек в вечном поиске кто сильнее.

    Вчера привозил в Уфу своих ребятишек на экскурсию. Пока они крутились в гостином дворе, я зашел книжный магазин «Белая река» на улице Ленина. В отделе религиозная литература вижу две новые толстые книги, написанные московским муфтием Равилем Гайнутдином, и на обеих книг его портреты. У своей сестры, которая живет в Уфе, увидел первый номер глянцевый журнал «Мусульманка», а на обороте первой страницы опять-таки его же портрет. На мой вопрос, почему в женском журнал размещен портрет мужчины, она пожала плечами, вдруг покраснела, хотя у меня и мыслей не было на какие-то там намеки …

    Объясните, почему он развешивает свои портреты в женских журналах? Может быть это делают специально враги ислама, чтобы оскорбить такого выдающегося человека?

    Уважаемый Ильдар! Мне кажется не стоит зацикливаться на таких мелочах. Вы же сами видите, что вытворяет наша эстрадная элита. Чего только не наговаривают они сами на себя, почитаешь – одна мерзость, поэтому лично я телевизор давно уже не смотрю, а за новостями слежу через Интернет. Сегодня мусульманская Церковная элита – это же не какие-то там святоши, а вполне нормальные политики. К исламу они никакого отношения не имеют, потому что Ислам без политики – это уже абсолютно другая религия, Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи? Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.) «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха».

    Респект тебе, Рауль, за ответ Ильдару! Читая его, я вспомнил анекдот: День 8-го Марта. В зале народ, в президиуме -ударницы труда, предколхоза пьяный в стельку. Ведущий поздравляет передовиц, награждает их грамотами… "Вот Марьивановна, говорит он, отличная доярка, дом, свое подворье благодаря советской власти. А кем она была до революции? Правильно, товарищи женщины, голь перекатная… Матрену Васильевну возьми, тоже бывшая нищета, хлеба досыта не ела, а ныне свинарка, живет себе кум-королю, да сват министру. Председатель колхоза во все время разговора, поддергивая ведущего за полу пиджака, шепчет: «Ты про меня скажи, про меня…. Ведущий в том же духе продолжает говорить о передовицах, а председатель все достает его и достает, зал слышит и тихо посмеивается. Наконец ведущему все это надоедает и он произносит: «Или вот возьми нашего Ваньваныча. Кем был до революции? Правильно -дурак дураком, а сейчас кто? — Председатель колхоза…

    На вопрос художника, который сказал, что он зарабатывает на жизнь, делая изображения людей, посвященный ответил так: «Того, кто создаст (какое-либо) изображение (любое существо, в котором есть дух) Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнет в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда. Но если ты хочешь непременно и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и все то, в чем нет духа».

    Одной фразой Асия ответила на все вопросы!)))

    Давно искала эту информацию, спасибо.

    А фотографироваться можно? У меня сестра не фотографируется даже в хиджабе.

    А может если бы можно было бы рисовать людей животных мир узнал бы много других -Леонардо да Винчей,Рембрандов,Серовых среди Исламского мира. Может тогда в мире больше было бы добра,цивилизции,а не злости,мести!

    Я хочу рисовать людей, человека, но я знаю что в Исламе нельзя рисовать... Все таки рисовал зная!? Но у меня не был таких...

    Ислам-древняя религия, и многие положения его противоречат здравому смыслу современного человека. Сейчас мало кому придёт в голову нарисовать лягушку и поклоняться ей как идолу. Рисовать Аллах запретить не может. Но вот поклоняться идолам затмевающем веру в Аллаха возбраняется.

    На днях вопрос мне задали Почему в исламе запрещено изображать людей? Люди созданы по подобию Божью, а его видеть нельзя, соответственно и изображать. Запрет не мешал рисовать людей в исторических хрониках и картинах.

    В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

    В его делах, в книгах, в памяти.

    Я вот рисовала животных...потом узнала что нельзя...что мне теперь делать с этими рисунками?((

    Алейкум ассалям, Амина! Ничего не делайте. Аллах судит человека по намерению, если вы не знали о запрете на эту тему, то и нарушение ваше было неосознанным, а это совсем иная степень вины. Это не злостное нарушение. В этом случае достаточно почитать дуа и попросить прощения у Всевышнего. Здесь нужно знать вот ещё что. В Исламе запрет с изображением живых существ — людей, животных связан с тем, что художник всегда рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным канонам подвластно только Аллаху. Поэтому поступая так, художник как бы начинает конкурировать с Богом в попытке наделить неживые вещи душой. Есть хадис в котором пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о том, что такие люди за соперничество с Творцом попадут в Ад, и там их будут заставлять оживлять свои произведения. Они этого не смогут сделать и будут наказываться за это. В общем будут страдать за это. Вот такая история. Поэтому в Исламе принято украшать вещи — ковры, посуду, мечети орнаментом из геометрических фигур. А на картинах изображать природу. Евреи, у которых также присутствует запрет на такого рода живопись, вышли из положения по-другому: они придумали абстракционизм. Всё это говорит о том, что человеку Богом дано лишь высказывать мысль, которую можно передавать и в виде рисунка. То есть при помощи линий, фигур, красок. Видимо, в этом и есть предназначение живописи с точки зрения Ислама. Символика стимулирует воображение и открывает ворота в духовный мир. А оттуда человек, по замыслу Аллаха, и должен был скачивать свои открытия. Ведь открытие — это то, что открыто нам Богом из Его Небесной скрижали. Невидимое приводит к невидимому, поэтому мысль, изложенная в виде символов, одних лишь намёков, и приводит нас к божественному источнику знаний. А мысль, изложенная видимо, наоборот, закрывает глаза разума, останавливая мышление на видимом. Поэтому такая живопись относится к самообольщению и не приводит к доброму. И в вашем случае не имеет смысла уничтожать свои рисунки, как кто-то может подумать, нужно сделать своим намерением изменить форму изображения мысли на холсте. У художников это называется по-другому видеть.

    А что если я нарисовала голову человека, но он был некрасивым и не очень реалистичным, хотя я примерно немножко знала, что рисовать людей нерекомендуется, но о том что это грех и запрещено, этого я не знала. Что мне делать с рисунком, стереть, выбросить, порвать или цже поздно?

    Помогите мне пожалуйста. С самого ранего детства я живу с мечтой рисовать и работать аэрографистом!я шла к своей цели,потратила много мил и времени,вышла замуж приняла Ислам и узнаю...что рисовать это грех!я люблю рисовать животных т.к восхищаюсь ими как творением Всевышнего,их красотой и грацией.теперь я нахожусь в глубокой депрессии...я жила с этим всю жизнь,и теперь я не могу этого делать?мне очень плохо...

    Просто выведите это искусство на новый уровень понимания. Насколько мы знаем, аэрография — это стиль фэнтэзи. Но и в Исламе это принято. Вспомните хотя бы сказки «Тысяча и одна ночь», с их циклопами, птицами Рух, и другими фантастическими животными... Настоящий художник всегда рисует невидимое, тогда он совершает открытия, и его картины становятся великим. Возьмите для примера картину японского художника Кацусики Хокусая «В морских пучинах Канагавы», которую журналисты в 20 веке окрестили «Большая волна в Канагаве». На картине изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Ещё в 18 веке Хокусая отобразил на ней редкое явление природы: каждый фрагмент волны (брызг, капля) на картине повторяет очертания всей гигантской волны. Сначала современные учёные-физики запротестовали, мол, не бывает такого явления, а потом обнаружил, что бывает! Он только раз взглянул на неё, запечатлел в мозгу, и образно передал научное открытие, как художник. Вот к этому надо стремиться — увидеть что-то новое. Этим настоящие произведения искусства отличаются от ремесленничества. Это общий принцип для всех, кто хочет рисовать, независимо от того, что он рисует.

    В Исламе же так: Аллах судит человека по его намерениям (прекрасный суд!). Поэтому сначала введите предполагаемую картину в ранг намерения, абстрагируйтесь, поймите, что вы на самом деле хотите нарисовать, и вам сразу откроются все плюсы и минусы вашей работы, одновременно станет ясным и то, что Всевышний хочет от вас. Исходите из того, что все запреты в Исламе имеют свой смысл. Ибо Аллах желает облегчить нам жизнь, а не отяжелить её. Он хочет нас научить тому, как делать что-то правильно. И лучше. Картины мусульман не зря построены на орнаментах. Если хотите — это математика в живописи, её формулы, закодированные в геометрических фигурах, сама научная основа изобразительного искусства. Но вам необязательно делать всё также, то есть передавать рисунок орнаментом. Просто поняв сам принцип того, что вы хотите отобразить, вы сможете сделать это и более изящными, плавными и природными формами. Иногда достаточно цветом и линией передать саму мысль. Возможно, этому стремится научить нас Ислам, вводя ограничения на что-то? И возможно, следуя им, вы откроете новое направление живописи, или даже новый вид её. Так Аллах учит нас мыслить. Надеемся, что были понятны и помогли вам.

    Спасибо большое вам за ответ.но,аэрография-это не совсем фентази.это изображения того,что захочет заказчик.так же могут попросить нарисовать как и природу,так и животное или человека.в депрессии я потому,что когда я рисую,моя душа наполняется светом и теплом,мне хочется совершать добрые бескорыстные поступки.а без этого,я чувствую себя никчемной,ни на что не способной.свои самые лучшие работы,я планирую продать на ежегодной ярмарке,и все вырученные средства направить на лечение больных деток,капля в море,но все же.лучше всего у меня получаются животные,но я безусловно хочу расти,хочу писать пейзажи и что то придумывать.но пока могу рисовать только с фото,набираюсь опыта...начинаю читать литературу с анатомией,перспективой и т.д.чтобы рисовать из головы.орнаменты я точно рисовать не смогу,т.к это требует определенной точности.и о намерениях,Всевышний же знает,что в моем сердце и душе...что каждый раз когда беру в руки карандаш,я благодарю его,за то,что он дал мне такой талант.что восхищаюсь красотой всего того,что он создал.ведь он не просто так дал мне эту возможность?

    Занимаюсь иногда, наплывами,резьбой по дереву.Я и не знал,что запрещено людей и животных образ производить в дереве.Но,последний образ «Хранительница очага»пришел образ,беременной женщины,без лица,выводить прекрасную структуру дерева мне всегда нравилось.Можно ли образ без лик?Это как манекены.

    Яков написал: «Если честно, то статья совершенно неубедительная. Учитывая, что художников сотни тысяч, можно сделать любую выборку. Обязательно найдётся десяток тех, кто прожил мало; десяток тех, от кого отвернулась удача; и десяток тех, кто позировал для картин и не нажил счастья. А как быть с остальными, которые были успешны и счастливы, рисуя людей и позируя? Если бы была хоть какая-то закономерность, говорящая, что художники все как один получают несчастье в наказание от Бога, то уже бы никто и не рисовал. Мне так кажется».

    Но это ведь классика, Яков. То есть на примере более известных и «успешных» показано, чем такие кончают. Остальные, менее именитые на этом поприще, только повторяют в какой-то степени судьбы этих людей. Не бывает людей, живущих совершенно безоблачной жизнью. Как вы думаете почему? Причина этого указана в Коране:

    И не посылали Мы до тебя посланника никакого или пророка без того, дабы, когда грезил он, не бросил Сатана в грёзы его что-либо. Аллах же стирает то, что подбросит Сатана, потом разбирает Аллах знамения свои. Ибо Аллах Знающий, Мудрый! (22:52).

    То есть, когда у человека дела идут хорошо, и есть причина помечтать, он начинает преступать пределы дозволенного Богом. Только каждый в своей области, и это психологически знакомо любому. И тогда Бог наказывает человека. Отсюда неприятности, неудачи и даже смерть, в зависимости от степени вины. Этот аят — та же классика. Ибо здесь ситуация приведена на примере пророков — то есть лучших из людей. Но и они страдали отклонениями в поведении, правда, потом, обращаясь к Аллаху, и «стирали» свои лукавые фантазии. А после прозревали о смысле своих ошибок, и начинали понимать, к чему те могли бы привести. Так и надо было делать если не туда пошёл, ибо слаб человек. Человек создан был жить в Раю, а живёт в Аду, только потому, что преступает границы нравственности, установленные ему Богом.

    По аналогии с аятом, мы привели такие данные, но на примере лучших из художников. Как бы взяли частный случай сказанного в аяте. Получился тоже классический пример, но для художников. И если сделать выборку из жизни остальных живописцев, то мы увидим, что они будут лишь уменьшенными копиями своих кумиров. То есть в точности повторят их судьбы, но в минимизированном варианте. Иначе говоря, для большей убедительности нужно отдельное социологическое исследование.

    Ассаляму Алейкум! У меня один вопрос, пожалуйста ответьте на него... Я люблю рисовать, особенно людей, я много изображала глаз... Очень много... Когда люди говорили, что нельзя изображать глаза, я подумала, что это просто еще одна примета людей и не обратила внимание. Я боюсь Ада... И греховных деяний, потому, что из-за них я не увижу лика Аллаха... Я знаю, что я встречусь с Аллахом... И я боюсь ответа пред Ним...

    Ради Аллаха, дайте фетву на эти рисунки, что мне с ними сделать? Скажете сжечь, я их сожгу ради Всевышнего... Выбросить?! Сделаю ради Аллаха! Я оставлю это деяние ради Него... Но, что мне делать с теми, что уже нарисованы?!

    Я очень хочу увидеть лик Аллаха в Фирдавсе... Но если это деяние введет меня в Ад... То я не смогу увидеть лик моего Возлюбленного... Тогда я не смогу увидеть лик моего Всевышнего...

    Благодарю Вас за внимание... Я буду ждать Вашего ответа на мой вопрос

    Валейкум салам ва рахматуллахи ва баракятуху, Нигинабону ханум. Альхамдулиллях, мы рады за Вас, что Вы так искренне переживаете по поводу того, что ранее совершали по незнанию и хотите исправить положение. Всевышний Аллах прощает кающихся искренне. Вам в поддержку хочу привести несколько хадисов:

    Хадисы о грехах и покаянии

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-лах» («прости меня, Аллах»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

    Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

    Если же верующий совершил грех, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]».

    Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком - муха, задевшая его нос, пролетая мимо».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал. Если Аллах полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]». У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

    Что касается вынесения фетв, то мы ведь не уполномочены на это. Мы даем общее направление мысли, как следует понимать Коран, хадисы. Главное, что Вы раскаялись и подчинились хадису пророка (с.а.с.),перестали рисовать недозволенные изображения и не намерены делать этого впредь. А как поступить с тем, что уже нарисовано — решайте сами, используя разум, данный Аллахом, делайте дуа и просите Его подсказать Вам. С искренним уважением и добрыми молитвами Тимур хазрат Имаев, сотрудник НИЦ «Нур». [email protected]

    Можно ли нарисовать кого либо но без глаз

    Ассаляму Алейкум!

    Меня мучает вопрос-можно ли рисовать мультяшных персонажей?

    Которые похоже на реальных людей но отличаются глазами,носом,формой лица и т.д.