Притча царя соломона о настоящей матери. Притчи соломоновы читать онлайн

Книга Притчей Соломоновых или просто Притчи – одна из ветхозаветных книг Библии. Входит в цикл учительных книг, располагается вслед за Псалтирью. Как известно из библейской истории, Бог даровал Соломону мудрость. Мудрость эта и отражена в книге Притчи.

Читать притчи Соломона.

В Книге Притч Соломоновых 31 глава.

По форме изложения Притчи являются стихотворным произведением. Авторство книги Притчей принадлежит Соломону. И это единственная ветхозаветная книга, авторство которой не практически не оспаривается. Притчи Соломона носят в основном нравственно-религиозный характер.

Книга Притчей Соломоновых представляет собой отрывочные или связанные изложения философского и афористического характера. Это список умозрительных истин о Боге и жизни, правила благоразумия, наблюдения за повседневной жизнью.

Книгу Притчей принято делить на 3 части .

Часть 1. Сборник речей Соломона, в котором Соломон передает свою мудрость. Мудрость в книге отождествляется с великим благом. Это то, к чему следует стремиться каждому смертному. Первая часть включает в себя 10 глав. В этих главах Соломон рассуждает о том, какими свойствами обладает мудрость, о том, как ее обрести. Соломон предостерегает вставших на путь поиска мудрости о возможных препятствиях в виде излишнего любопытства.

Соломон рисует портреты мудрости и глупости, оживляя данные понятия. Мудрость считается автором единственным благом.

Часть 2. Образчики мудрости Соломона. Соломон дает свои наставления по поводу человеческих отношений и нравственного поведения.

Часть 3. Третью часть книги составляют притчи Соломоновы, которые вписали друзья Езекии. В массе своей это политические и практические притчи. В конце книги – притчи Агура и наставления матери Лемуила

Виды притчей Соломона.

По особенности подачи материала притчи подразделяются на

Синонимические. Вторая половина стиха повторяет мысль первой другими словами.

  • Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  • Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Антитетические. Вторая половина стиха дает противоположность первой.

  • Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
  • Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?

Параболические. Нахождение сходных моментов в различных явлениях.

  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.
  • Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.

Толкование Книги Притчей Соломоновых

Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона.

Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости.

Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер. Источник всякой истинной мудрости для Соломона - в законе Божьем. Совокупность наставлений в книге представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.

В книге Притчей нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы.

Христианская православная Церковь свидетельствует свое уважение к книге Притчей широким употреблением ее в церковном богослужении. Чтения из этой книги встречаются чаще, чем из других ветхозаветных книг.

1-4. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Книга начинается кратким описанием ее автора. Соломон назван мудрейшим из живущих. Он мудр, поскольку был мужем молитвы (3Цар.3:12; ср. Прит.2:1-9). Его исключительной мудрости удивлялся весь мир (3Цар.3:28; 4:34). Будь он сыном Иеровоама, его бы уважали, но, как сын Давида, чьи благочестивые молитвы (Пс.71:1) и наставления (Прит. 4:1-4; 3Цар.2:1-4; 1Пар.28:9) воспитали его, он снискал куда большую честь. Если люди, как правило, хранят даже не имеющие большой ценности высказывания обычных царей, то мудрые речения царя Израиля (Еккл.1:1; 12:9-10) должны вызывать у нас особый интерес.

Сколь бы высоко ни ценились притчи Соломона и насколько бы ни превосходили они мудрость мыслителей, живших во времена царя, либо в любое другое время (3Цар.4:29-31), они требуют нашего внимания по более веской причине. В них виден Великий (Мтф. 12:42). В книге мудрость часто олицетворяется (Прит.1:20; 8:1-36; 9:1-18), она всегда богодухновенна (2 Тим. 3:16), поэтому, поистине, в устах царя - слово вдохновенное (Прит.16:10).

2. Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума. Цель этой бесценной книги заключается не в том, чтобы научить нас мирской мудрости, хотя она учит нас и этому (6:1-11; 27:23-27), а в том, чтобы дать нам познание Бога (1:7), которое умудряет нас во спасение и наделяет способностью жить благочестиво (2Тим.3:15-17; Тит. 2:11-12). В книге также описаны удивительные благословения, которые мудрость дает людям (3:13-18), там подчеркивается, что мудрость - важнейшее приобретение для них, она - сама наша жизнь (4:5-9, 13).

3. Автор книги указывает нам на необходимость усвоить правила благоразумия и правосудия, которые станут залогом суда и правоты. Здесь речь идет как о принципах мудрого поведения, так и об их практическом применении в повседневной жизни.

4. Здесь простые люди, которых так легко ввести в заблуждение (14:15; Иез.14:20), учатся смышлености, совершенно необходимой для того, чтобы отличать истину от заблуждения (1 Фес. 5:21) и стоять на страже, опасаясь лжеучителей (Пс. 16:4; 1 Ин.4:1). Юношам, как никому другому, нужна эта книга, ибо их рвение, не уравновешенное опытом, растрачивается на пустяки, а их разуму угрожают многочисленные мирские убеждения. Они чрезвычайно нуждаются в проверенных принципах поведения. Здесь они найдут знание и рассудительность, которые являются не плодом веры, основанной на человеческих домыслах, озарениях и чувствах, а результатом веры, основанной на чистой истине Писания.

5. Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы. Не только простые и юноши, но и мудрые находят много поучительного в этой книге. Ибо истинно мудрый человек - это не человек, постигший все, а человек, знающий, что ничего еще не достиг, человек, стремящийся к совершенству (Флп.3:12). Давид, сознававший многие свои достижения, все же стремился к высшему свету (Пс. 118:98-100). В самом деле, самые полные хранилища опустеют, если их своевременно не пополнять.

Для того чтобы приобрести знание, необходимо умение слушать. Послушает мудрый. Иофор наставлял Моисея (Исх. 18:17-26), наш Господь - Своих учеников (Мтф. 13:11-16; Ин.16:12 - 13). Петр наставлял братьев-апостолов (Деян.11:2-18). Прискилла и Акила «точнее объяснили Аполлосу путь Господень» (Деян.18:24-26). Поистине, если мы хотим стать учителями, нужно прежде стать слушателями. Епископ Холл хорошо сказал: «Тот, кто слушает, - собирает; тот, кто учит, - расточает. Если мы станем тратить прежде, чем накопили, мы обанкротимся». Чем больше мы учимся, тем больше мы ощущаем потребность учиться и тем больше готовы слушать и умножать познания (ср. 9:9; 18:15).

6. Мудрец объяснял свои притчи и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их, тем самым доставляя удовольствие своему царственному ученику и, кроме того, наставляя его (3Цар.10:1-5). Точно так же глубины Божьи могут быть открыты учительному слушателю (1Кор.2:9-10). Отсюда и ценность служителя Божьего, через которого Бог созидает нашу веру (Еф.4:11-15; 1 Фес. 3:10). Церковь избежала бы многих ересей, если бы люди меньше прислушивались к сомнительным мнениям, а оказывали большую честь Божьим посланникам и смиренно искали наставления у них (Мал.2:7).

7. Глупцы только презирают мудрость и наставление. В предисловии к своей книге, то есть в первых шести стихах, Соломон описывает цель ее написания. А сама книга начинается в седьмом стихе глубокомысленным утверждением. «Ни в одной нехристианской книге, - говорит епископ Патрик, - нет столь мудрого наставления, которое помещено первым у Соломона и которое стало краеугольным камнем всей его мудрости».

Начало мудрости - страх Господень. Иов говорил об этом задолго до Соломона (Иов.28:28). Это было известно и отцу Соломона (Пс.110:10). Эта истина настолько важна, что Соломон еще раз повторяет ее (9:10). В благоговении перед Богом заключается все счастье и весь долг человека (Еккл.12:13). Поэтому, принимаясь наставлять нас словом Божьим, Соломон начинает с начала, с самого важного вопроса. Вся языческая мудрость - сплошная глупость. Из всякого познания знание Бога остается основополагающим. Не может быть истинного знания без благочестия.

Что же такое страх Господень? Это то обожающее благоговение, с которым дитя Божье смиренно и радостно подчиняется закону Отца. Божий гнев так страшен, а любовь Его столь сладостна, что нас переполняет желание угодить Ему. Мы боимся Его, чтобы не согрешить против Него (Евр.12:28-29).

Почему же многие презирают мудрость и наставление? Потому что начала мудрости, страха Господнего перед ними нет (Пс.35:2). Они не сознают его ценности, насмехаясь над предлагаемым им водительством. Они стали мудрыми в собственных глазах. Справедливо назвать их глупцами, ибо они презирают такие благословения. Любящий Господь, пусть детский страх перед Тобой будет моей мудростью, моей уверенностью и счастьем!

8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей. Молодые люди должны помнить, что страх Господень связан с почитанием родителей. Бог говорит здесь устами родителя или учителя, сочетая родительскую нежность с божественной властью - сын мой. Его слова предполагают благочестивый характер родителей и указывают на ответственность двоих родителей. Дети - создания разумные. Им должно преподавать наставление, а не требовать от них слепого подчинения. Слушай… не отвергай. Тимофей, например, был воспитан в почтении к материнскому наставлению (2Тим.1:5; 3:14-15).

Такие же обязанности несут духовные отцы и их духовные дети. По такому же принципу строилось апостольское служение церквам в Филиппах и Фессалониках. Смирение, нежность, общение и добровольное подчинение создавали основу христианской любви и счастья (Флп.4:9-19; 1 Фес. 2:7-13).

10. Как только сатана пал, он превратился в искусителя. У него хорошо получается готовить своих подручных к подобной работе (16:29; Быт.11:4; Числ.31:16; Ис.56:12).Если будут склонять тебя грешники. Это не возможная ситуация, а неизбежность. Не соглашайся. Согласие - уже грех. Ева согласилась сорвать плод. Давид сдался, прежде чем впасть в грех (2Цар.11:2-4). А вот Иосиф оказал сопротивление и устоял. Когда вы впадаете в искушение, не обвиняйте Бога или даже дьявола. Худшее, что может дьявол - это искушать нас, но заставить нас согрешить - не в его силах. После того как он представит свои самые убедительные аргументы, мы сами выбираем соглашаться или сопротивляться.

11. Приглашение кажется довольно безобидным: «иди с нами».

14. Но требование участвовать в их злодеяниях скоро последует: «жребий твой ты будешь бросать вместе с нами».

Совесть теряет свою чуткость каждый раз, когда соглашается с подобными приглашениями. Кто же может остановиться, начав движение по наклонной вниз? Один грех мостит дорогу следующему. Давид совершил убийство ради того, чтобы скрыть свое прелюбодеяние (2Цар.11:4, 17, 25). Единственный безопасный путь - бежать от искушения. Даже самый святой Божий может совершить самый тяжкий грех, если будет полагаться на себя (Рим.11:20).

18-19. Понимание опасности дает возможность уклониться от нее. Инстинкт управляет птицей, разум - человеком. Однако человек настолько поглощен грехом, что в своей надменности не желает делать то, что птица совершает инстинктивно. Она улетает подальше от силков, если видела, как их расставляли, а человек спешит в расставленную западню. Такие люди хотят погубить других, но в конечном итоге погибнут сами.

20-21. Отец в своем наставлении предостерегал нас против сатанинского соблазна. Мудрость - сам Сын Божий - теперь обращается к нам во всей полноте своей божественной власти и милости. Полный любви к грешникам, он возглашает, не в храме, а на улице, на площадях возвышает голос свой; в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою.

22. Невеждой называют глупого человека. Невежды - это те, кто не боится Бога. Они не взвешивают свои слова и дела. Живут, как будто нет ни Бога, ни вечности. Их разум ослеплен любовью к греху. Хотя на самом деле человек должен радоваться не своему невежеству, а избавлению от него. Однако эти невежды, не понимающие ни ценности своей души, ни опасностей, ее подстерегающих, любят свое невежество. Все попытки просветить их они считают вторжением в свой беспечный покой. Они ведут бурную, распутную и ленивую жизнь, при этом полностью забывают и о том, что Бог помнит их нечестие, и о грядущем суде (Ос.7:2; Еккл.11:9).

Их подначивают люди, худшие, чем они сами, - насмешники. Такие люди бесстыдны, они услаждаются насмешками. Они направляют свои ядовитые стрелы на благочестие (Пс. 63:4-5), считая серьезное отношение к вере слабостью, недостойной мыслящего человека. Они ненавидят слова Писания. «Святым» в Писании называется человек, освященный Божьим Духом, а для них «святой» - глупец и лицемер. Они слишком высоко о себе думают, чтобы снизойти к размышлениям о Благой вести Христа. В этом смысле невежды и насмешники демонстрируют свою ненависть к знанию. В попытках оградить себя от всего, что может вызвать неудобство, эти люди отстраняются от того, что могло бы сделать их мудрыми и счастливыми. В своем же состоянии потерянности они ненавидят знание, они отвергают все, что может умудрить их ко спасению. Их разум настолько занят другим, что они возненавидели свет и не стремятся к нему (Ин.3:19-20).

23. Нам часто говорят, что просветление может прийти к нам только через записанное Слово, которую мы изучаем, как и любую другую книгу, при помощи своего разума, а учение Духа - это обман, которому подвергаются чрезмерно восторженные люди. Возможно, это касается невежд и насмешников, потому как они не сознают слепоты своего сердца и силы врожденного предубеждения против истины, которые может победить только божественная благодать. Но человек, замечающий, что живет в темноте, и знающий, что ничто, кроме Божьего могущества, не может его научить, должен обратить свое ухо к мудрости (2:3). Не потому, что Слово покрыто мраком - ведь оно есть свет, а потому, что он находится во тьме и таким образом совершенно неспособен принимать наставления (1Кор.2:9-14). Такие люди не реагируют на Божье обличение и не могут извлечь никакой пользы из того, что Он предлагает. Они отказываются слушать, и именно поэтому Бог говорит: «Вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои».

24. Я звала. Спаситель зовет Словом Своим, провидением, с помощью служителей и через совесть. Но они не послушались. Бог не начинает претворять в жизнь Свои угрозы до тех пор, пока Его зов не отвергли. Если человек отказывается от такой ценной благодати, его вина становится безмерна. Человек сам отвергает Божье иго. Бог простер Свою руку (Ис.5:25), чтобы предложить помощь, даровать благословение, хотя бы привлечь наше внимание к Своему призыву. Но мы отвергли Его.

25. Мудрыесоветы Бога были отвергнуты. Но, грешник, настанет день, когда Тот, кто тосковал, умолял, плакал и умирал, не помилует тебя (Иез.5:11; 8:18)!

26. В тот день Он посмеется вашей погибели. Он скажет: «Порадуюсь, когда придет на вас ужас». Тогда Бог с удовлетворением произведет Свой суд над вами.

27. Тогда придет на вас ужас, как буря. Вы будете в полном отчаянии, когда беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28. Таково Божье твердое решение. Он не может больше терпеть этих насмешников. В отместку за то, что они не слушали Его призыва, Он говорит: «Тогда будут звать меня, и я не услышу, они не слушали гласа Моего, теперь Я не услышу воплей их». Епископ Рейнольдс по этому поводу писал так: «Наступил последний суд перед самым последним - это уже внутренний двор преисподней». Такова печальная участь оставленных душ. Страшно, когда Бог оставляет в обычный день (Ос.9:12), но куда страшнее, когда это происходит в день бедствия (1Цар.28:15). Когда Он не просто отворачивает Свое лицо от нас, а поворачивается к нам спиной, когда вместо Его улыбки мы видим Его недовольство - это ад вместо неба.

29. Как такой безграничный гнев можно сообразовать с любовью Бога? Но ведь Бог есть огонь поядающий (Втор.4:24). Подумайте о познании Бога. Вместо того чтобы получать от познания Бога удовольствие, они возненавидели знание и не избрали страха Господня.

30. Ни одного Божьего совета не приняли. Все Его обличения презрели.

31. Разве это несправедливо, когда грешники вкушают от плодов путей своих и насыщаются от помыслов их?

Безнравственность греха - уже ад, не говоря о самом адском наказании за грех. Чемберс как-то заметил: «Плод греха во времени, когда он совершенно и полностью созреет, становится плодом греха навечно. В вечности грешник просто пожинает то, что посеял. Плод греха вырастает из греха также естественно и закономерно, как обычный плод появляется из цветка. Грешники „будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их“».

Мы видим отчаяние. Но мы же переживали чудеса Божьей благодати, поэтому отчаиваться не стоит. Однако мы не должны и преуменьшать серьезность слова Божьего. Разве мы никогда не видели, как умирает грешник? Он презирал Благую весть и насмехался над ней, и теперь, умирая, не может попросить Бога о помиловании своей души. Разве знания о том, что Божье спасение не будет предлагаться вечно, мало, чтобы обратиться? Стук когда-то обязательно прекратится. Грешник может погибнуть еще по эту сторону ада. Его можно умолять со слезами, но он все равно погибнет! Поразмыслите над Евр. 10:26-27, 29, 31.

32. Еще раз сказано, что причина гибели грешника в нем самом. Он ступает на путь погибели, отворачиваясь от приглашающего голоса мудрости. Он отказывается от панацеи, умирая смертью самоубийцы. Он отвергает все, что ему говорят. Запомните, что каждый раз, когда мы отвергаем Бога, мы все дальше от Него отступаем. Божье Слово постепенно становится бременем, а потом мы и вовсе начинаем насмехаться над ним. Сначала может показаться, что глупцы избегут суда, но их беспечность… погубит их.

33. Завершим Божьим обетованием, которое греет душу: «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». А ты, читатель, слушаешь ли Его, стал ли Божьим чадом? Тогда ты под Божьей защитой, и никакое зло не сможет коснуться тебя. Ты живешь безопасно, ты можешь быть уверенным в своей безопасности. Даже страха зла в тебе не останется. Ты можешь чувствовать себя как Ной в своем ковчеге, которому ничего не угрожало в то время, когда мир вокруг него погибал. Точно так же Давид был полон бесстрашия в моменты смертельной опасности, потому что знал: Бог - его прибежище. День тьмы станет для тебя светлым, как солнечный день, когда ты войдешь в радость вечную (Мал.4:1-2; Лк. 21:28; 2Пет.3:10-13).



В притчах мудрого царя Соломона можно найти выход из любой ситуации и ответ на любой даже самый трудный вопрос.

Имя (Шломо) с иврита переводится как «миротворец» или «совершенный». Известный царь Соломон полностью оправдал значение своего имени. Он навсегда остался в скрижалях истории как самый мудрый и справедливый правитель. А ответ на любой волнующий человека вопрос можно найти в книгах, написанных Соломоном.

О настоящей любви

Самой известной соломоновой притчей является история о двух женщинах, которые не поделили младенца. Обе они одновременно родили мальчиков. Однако младенец одной из рожениц умер, и тогда та заявила свои права на другого ребенка. Женщины отправились за советом к мудрому царю Соломону. Чтобы разобраться, кто из просительниц является настоящей матерью, царь велел принести меч и разрубить младенца пополам. Одна женщина отнеслась к этому совершенно равнодушно. «Рубите! – заявила она. – Пусть он не достанется никому!» Но другая заплакала и, упав на колени, умоляла Соломона не причинять ребенку вреда. «Отдайте дитя моей сопернице! – сказала она. – Только не трогайте его!» Тут-то и стало ясно, кто мать малыша.

О мимолетности бед и радостей

Не менее известна и о кольце, которое подарил царю один мудрец. «В минуты отчаяния посмотри на него, – велел он Соломону, – и ты утешишься! В минуты радости посмотри на него, и ты будешь ценить их!» На кольце была выгравирована надпись «Все пройдет». Но однажды, озабоченный чем-то, царь настолько рассердился, что и кольцо ему не помогло. Он снял его с пальца и хотел было зашвырнуть подальше. Однако на внутренней стороне увидел другую надпись, гласящую «И это пройдет!»

О правильном выборе

Однажды к царю пришел человек и посетовал на то, что в любой ситуации он страшно мучается, потому что боится принять неправильное решение. «Если ты увидишь тонущего ребенка, что ты сделаешь?» – неожиданно спросил Соломон визитера. «Конечно, брошусь спасать его!» – не задумываясь ответил человек. «И вчера ты поступил бы так же? И завтра?» – снова спросил царь. Гость закивал. «Вот так и во всем остальном, – сказал мудрый правитель. – На самом деле есть только одно верное решение. И оно зависит от моральных ценностей самого человека. А выбора как такового не существует вовсе!»

Об обещаниях

Однажды Бог спрятал на земле клад и велел змее сторожить его. Змея честно несла свою службу, пока в один прекрасный день не наступила засуха. Змея мучилась от жажды. И когда мимо нее проходил крестьянин с кувшином молока, она попросила у него напиться, а взамен пообещала показать ему, где спрятаны сокровища. Крестьянин согласился. Змея утолила жажду и привела своего спасителя к заветному месту. Но когда мужчина склонился над кладом, змея вдруг вспомнила о божьем наказе и обвилась вокруг шеи крестьянина. Но тот не испугался, а предложил змее подождать с расправой и спросить совета у мудрого царя Соломона. Змея поведала царю о том, что имеет право покусать любого, кто приблизиться к вверенным ей сокровищам. «Тогда, – сказал Соломон, – каждый имеет право размозжить змее голову!» Крестьянин тут же схватил камень и ударил змею. Та упала замертво.

О жизни

Как-то раз царь Соломон спустился с вершины горы, где ежедневно встречал восход Солнца. Внизу его, как обычно, уже ждали люди, жаждущие познать истину. Они стали задавать царю вопросы о смысле жизни, счастье и горе, гармонии и совершенстве.

Скажи нам, кто мы есть? – спросили поданные Соломона.

Вы – свет мира. Вы – звезды. В каждом из вас Вселенная, – ответил царь. Погрузите свой разум в ваши сердца и слушайте. Блаженны те, кто знает язык Бога.

А в чем смысл жизни? – снова спросили люди.

Жизнь – это танец любви. А ваше предназначение – расцвести. Быть – это великий дар миру. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь – это только настоящее. А смысл настоящего – быть в этом настоящем.

Почему несчастья преследуют нас?
- Что вы посеяли, то и собираете. Несчастья – это ваш выбор. Бедность – творение человеческое. Обвиняя, вы теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не познал себя. А не нашедшие внутри себя Царство Божие – бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Да не будет богатство вашим проклятием.

– Как же преодолеть несчастья? – снова спросили люди.
– Не осуждайте себя. Ибо вы божественны, – ответил Соломон, не задумываясь. – Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости, и несчастье обойдет вас.

Каков же путь к счастью?
– Счастливы любящие, счастливы благодарящие, счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

А как жить в свете?
- Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира – от мрака в сердце. Человек – это семя Солнца. Счастье – это восход Солнца. Блаженны жаждущие света.

Как обрести гармонию?
– Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь, там Бог.

Как достичь совершенства жизни?
– Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру, и мир откроется вам.

Книга мудрости

Существует три книги в Библии, которые называют книгами мудрости и они говорят о мудрости: Книга Притчи Соломона, Книга Проповедника Екклесиаста и Книга Иова. Все книги мудрости – особенные и назидательные. Люблю книгу Притчи Соломона. Перечитываю эту книгу при любой возможности, чтобы приобрести мудрость и поступать благоразумно и мудро. Некоторые теологи называют Мудрость в Притчах Соломона, – это молодой учитель. Она учит, как жить в этом мире успешно и благословенно. В книге раскрываются три тысячи мудрейших изречений Соломона и 1005 песен (3 Царств 4:32). В комментариях Макдональда используется интересная цитата Дерека Киднера о сущности этой книги: «Это не портретный альбом и не книга о хороших манерах: она предлагает нам ключ жизни. Примеры поведения, которые она демонстрирует, оцениваются одним критерием, который можно обобщить вопросом: «Это мудрость или глупость?»» Если Вас интересует мудрость, то Притчи Соломона – эта как раз та книга, которая умудрит Вас в этом мире.

Кто автор?

Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.


Цель написания

Цель написания Книги Притчи – открытая и понятная – это научить мудрости и жить мудро. Книга Притчей состоит в основном из пословиц, афоризмов, мудрых притч и поэзии. Еврейское название книги – Мишлей (мн.ч. от машал). В сущности – это означает “притчи”, “сравнения”, “метафорическая речь”, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Ключевой темой является мудрость народа Божьего. Ключевые личности являются Соломон, Агур и Лемуил. К сожалению, точное время написания этой книги – неизвестно. Есть предположения, что первые 24 главы были написаны во дни Езекии. В 25:1, мы узнаём, что мужи Езекии добавили последующие главы: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского .» окончательная редакция этой книги появилась не ранее 700 г. до Р. Х. Изначальные высказывания Соломона могут относиться к 900 г. до Р. Х.

Ключевые стихи

Потрясающих стихов в этой книге так много, что трудно отобрать, какие же из 31 глав этой книги, являются ключевыми. Предлагаю некоторые из них.

Притчи 9:10 «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум» .

Притчи 3:5 « Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.. »

Притчи 4:23 « Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.»

Притчи 16:5 «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.»

Притчи 22:6 «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. »

Притчи 30:5 « Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. »


Краткое содержание

Книга Притчи Соломона характеризует приобретение и сохранение мудрости: путь к мудрости, призывы и предупреждения к молодежи и к старикам, начало мудрости, предупреждения против юродства. Знание – это просто совокупность различных фактов, но мудрость – это способность видеть людей, действия и ситуации, как их видит Бог. Как Соломон не просил ничего другого, кроме мудрости, Бог удовлетворил его просьбу далеко за пределы его воображения и мыслей. Он стал самым мудрым человеком когда-либо живуших на земле. “Страх Господень есть начало мудрости: и познание Святого является понимание” (9:10). В принципе для успешной жизни на земле нужно следовать двум принципам: почитать Бога в трепете пред Ним и понимать людей. Соломон расскрывает нам три типа людей: наивные, мудрые и глупые. Изучая и приобретая мудрость, мы научимся различать характеры людей. Значит и во время ориентироваться, как себя вести с ними. С мудрыми – легко и интересно. С глупыми – остерегаться их глупости и не следовать глупому примеру, совету, поступку. С наивными – с сочувствием и пониманием. Мир отчаянно нуждается в приобретении мудрости. Но только во Христе мы можем найти правильный ответ. Он открывает и даёт нам Свою мудрость, которая ведёт к жизни и процветанию. Его мудрость – искупление от смерти и разрушения. “Надейся на Господа всем сердцем твоим; и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои ” (Притчи 3: 5-6). Притчи Соломона подразделяются на самые разные темы: О Господе, о богатстве, об успехе, об воспитании детей, о браке, о семье, о женщинах, об нечестивых, о праведных, о благосостоянии, о репутации, о гордости, о смирении, и конечно же, о мудрости и о глупости. Главы 1-9 написаны отцом, дающим наставление юному сыну. Главы 10-29 составляют основную часть и являются коллекцией притч, адресованных различным сферам жизни, как общее образование. Последние две главы написаны Агуром и Лемуилом. Как упоминалось выше, возможно эти люди были превдонимами Соломона. Видно, что Агур и Лемуил тоже боялись Бога и эти главы дополняют мудрые советы к остальным главам и книге Притчей в целом.

Как применить мудрость на практике?

Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа » (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. « Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя .» (Притчи 4:5-6) .

  1. Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23) .
  1. Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20) . «Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5) .
  1. Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
  1. Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
  1. Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).


Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!

Царь Соломон - правитель, известный своей мудростью и способностью принимать мудрые и верные решения в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Притчи царя Соломона изучают в школах, цитаты монарха используют как напутствие, а сам жизненный опыт этого человека ставят в пример тем, кто сошел с праведного пути. Этому правителю самой судьбой было прописано стать тем, кем он стал. Ведь уже одно его имя Шломо (Соломон) с иврита переводится как «миротворец» и «совершенный».

Восхождение на трон

Соломон был самым младшим, четвертым сыном и его супруги Вирсавии. Двое старших его братьев - Амнон и Авшалом - скончались, будучи еще совсем юными. Старшим теперь стал третий сын, которого звали Адония. Законы тех времен требовали, чтобы трон царя занял именно он, но Давид поклялся жене, что его преемником будет только Соломон, и лишь ему он передаст право руководить всем израильским государством. Отцовское решение вызвало огорчение у Адония, поэтому он заручился поддержкой тех, кто считал его более подходящим наследником. Такими лицами оказались военачальник Йоава и первосвященник Эвьятара. Те же, кто принял сторону Соломона, высказали мнение о том, что Адония не является первородным отпрыском Давида, а потому монарх мог рассудить детей так, как он считал нужным.

Еще при жизни Давида Соломон и Адония начали борьбу за право власти. Адония хотел привлечь на свою сторону народ воистину царским пиршеством. Он окружил себя большим количеством всадников, завел много скороходов и колесниц. Адония назначил день, когда провозгласит себя новым правителем Израиля. В указанное время он собрал всех своих приближенных и в честь праздника устроил в окрестностях города бурное торжество. Вирсавии стало известно об этом событии и, обратившись к пророку Натану, она смогла убедить своего мужа немедленно назначить Соломона руководителем страны. Возле источника Гихон, в присутствии священника Цадока, пророка Натана и отряда телохранителей священнослужитель благословил Соломона на царство. Все те, кто хотя бы краем уха услышали о совершенном обряде, признали новоиспеченного монарха своим правителем.

Адонию стало известно о случившемся. Он испугался гнева своего брата и сбежал в святилище. Соломон пообещал ему свое помилование в обмен на достойное поведение. Об этом рассказывают притчи царя Соломона, дошедшие до наших дней.

Святой Татеваци и его толкование

Григор Татеваци (XIV-XV вв.) - великий философ, церковный деятель, педагог и богослов из Армении. Он оставил необычайный след в истории литературы и науки Средневековья. Именно он написал работу под названием «Толкование Притчей Соломоновых». Труд был малого объема, поэтому, как и другие категории, не был удостоен внимания издателей и текстологов. А связано это с тем, что в своих рукописях философ комментировал разные части Библии, раскрывая свои собственные экономические, этические, педагогические и социально-политические взгляды.

Можно смело утверждать, что притчи царя Соломона, толкование которых взял на себя Татеваци, достойны того, чтобы их публиковали и давали им научную оценку. «Толкование притчей Соломоновых» - это книга, которая относится к числу произведений нравоучительного характера, принадлежащих перу Татеваци. Они адресуются тем, кто изучает библейские тексты во всех деталях. Комментируя притчи царя, Григор в некоторых местах ссылается и на собственные взгляды этического характера. Он по-своему трактует и религиозную мораль, которую высказывает в притчах легендарный царь. Объясняя смысл притч, Тетеваци подкрепляет каждую свою реплику большим количеством ссылок и цитат на другие книги Святого Писания.

Самое известное кольцо в мире

Притчи царя Соломона насчитывают около трех тысяч сочинений, которые составили 31 раздел Книги притч Соломоновых. Царские сказания являются напутствиями молодой особе о том, как необходимо правильно жить в мире.

Одной из самых известных притч считается притча о кольце царя Соломона. Она рассказывает о том, как Соломон обратился к своему придворному мудрецу с просьбой помочь ему справиться со своими чувствами. Сын Давида слыл мудрым человеком, но жизнь его была беспокойной, он часто поддавался страстям, которые его неимоверно огорчали. На это мудрец ответил, что дарит правителю кольцо с высеченной надписью: «Это пройдет!» Он сказал, что как только Соломон ощутит радость или разочарование, он должен взглянуть на украшение и прочесть гравировку, которая отрезвит властелина. Именно в ней он должен найти спасение от гнетущих переживаний.

Благодаря мудрецу Соломон нашел спокойствие. Но один раз царь разгневался так, как никогда раньше, и даже надпись на кольце ему не помогла. Он снял украшение и хотел его выбросить, но на внутренней стороне нашел следующую фразу: «И это пройдет!»

Старая песня на современный лад

Притча царя Соломона «Все пройдет» была высоко оценена не только нашими предками, но и современниками. Так, последние на ее основе сочинили свою, если так можно выразиться, мудрость: один человек обратился к психологу, чтобы тот помог ему. Ведь он потерял работу, денег на существование практически нет, а все друзья отвернулись. Доктор сказал мужчине разложить во всех комнатах, на всех видных местах бумажку с надписью: «Все пройдет». Через некоторое время мужчина снова пришел к врачу и сказал, что все наладилось: он нашел прекрасную работу, помирился с женой, отыскал новых друзей. Он спросил эскулапа, можно ли выбросить записки, но доктор ответил: «Зачем? Пускай еще полежат».

Великая мудрость

Израиль заговорил о великой мудрости царя Соломона после того, как он рассудил двух женщин. Притча царя Соломона о ребенке доказала, что этот правитель действительно прозорливый правитель и судья. Суть сказания заключается в том, что перед монархом предстали две мамы. Обе родили в один день сыновей, но у одной из них мальчик умер. Каждая утверждала, что живой ребенок именно ее малыш. Тогда Соломон приказал принести меч и разрубить кроху напополам, чтобы и одной, и другой женщине досталось по половине ребенка. Одна мать в ужасе крикнула, чтобы не делали этого, а отдали дитя живым ее оппонентке. Другая, наоборот, дала согласие на такое решение, мол, пусть не достанется ни ей, ни мне. Царь провозгласил, чтобы отдали сына той, которая была против того, чтобы разрубили малыша, ибо только настоящая мать способна на милосердие.

Лучшие годы в истории страны

Царь Соломон управлял Израилем с 965 года до н. э. по 928 год до н. э. Это время называют эпохой, когда расцвела монархия. За 40 лет правления Соломон обрел славу мудрейшего правителя в целом мире. на был построен еще при жизни царя. Притчи царя Соломона доказывают истинную мудрость правителя и его величие. Более того, они не утратили своей актуальности и по сей день.