Придумать продолжение рассказа пастух и скрипка. Викторина по сказке евгения пермяка "пастух и скрипка"

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.

Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.

Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.

Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.

Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.

Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.

Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.

Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.

Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.

Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.

Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:

Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.

Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.

Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.

Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.

Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.

Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:

Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.

Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.

Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.

Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.

Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, вдунутой в нее благородным деревенским столяром, знатоком и ценителем Высокой Музыки.

Разработка урока литературного чтения во 2 классе.
Учитель: Мукатаева Клара Калелевна КГУ «СОШ №12» г.Семей ВКО.
Урок литературного чтения (с применением ИКТ). Тема: Борис Степанович Житков «Беспризорная кошка». Цель: формировать навык правильного чтения; учить детей восстанавливать порядок событий, описанных в рассказе; развивать устную речь учащихся; воспитывать добрые чувства по отношению к животным. Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, наклейки. Ход урока. I. Организационный момент. II. 1. Учитель: "Продолжаем работу по разделу: «Мы в ответе за всё живое на планете!» (слайд №1). 2. Проверка домашнего задания (слайд №3): Восстановите порядок событий в рассказе: Трогательная встреча. Жалобный стон. Разговор с няней. Благодарность Жучки.
Дорога к колодцу. Спуск в колодец. « Стыдно бояться!»3. Актуализация знаний.
Вступительная беседа учителяА) Биография Б.С.Житкова (слайд №5). Борис Степанович Житков (1882 - 1938) - писатель, путешественник. Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное. После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература. Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Так в биографии Бориса Житкова было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998).. Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве. Б) Учитель: - Как вы понимаете поговорку: «Живут как кошка с собакой» (слайд №7). 4. Чтение учителем рассказа. 5. Эмоциональная оценка прочитанного (слайд №8): Понравился ли рассказ? Что особенно было интересным?6. Физминутка «Зверобика» (слайд №9). 7. Самостоятельное чтение детьми с заданием: А) Обратите внимание на повадки кошки. Б) Обратите внимание на отношения Рябчика и кошки. 8. Ответы на вопросы, выборочное чтение (слайд №10): Назови героев рассказа. Чем занимался автор? Зачем ему нужна была кошка? Как появилась кошка? Чего хотел автор, задабривая кошку рыбой? Как вела себя кошка? Как вел себя Рябчик? Где поселилась кошка? Был ли рад Рябчик такой соседке?9. Языковой анализ текста (слайд №11): Подберите близкие по значению слова к:задабривать; дичиться. Почему автор использует слово «жрать»? Замените другим словом или выражением. 10. Деление текста на части, озаглавливание частей: 1. Рыбаки. 2. Мыши. 3.В поисках кошки. 4.Серая кошка. 5. Частая гостья. 6. Соседка Рябчика. 7. Друзья. 11. Клип «Кошки» (слайд №12). 12. Рефлексия (слайд №13): Много бездомных животных встречается у нас на пути. Некоторым везет больше: их определяют в специальные приюты, некоторых подбирают и уносят к себе домой, некоторых просто подкармливают на улице. -А что можете сделать вы, дети, чтобы бездомных животных стало меньше? Взять бездомное животное себе или покормить, защитить от опасности. (Дети берут наклейку и наклеивают себе в корзинку).

Родимая! Не дай нам пропасть! Что будет с нами, когда Море затопит тебя. Мы не хотим превращаться в рыб и морские растения.

Не буйствуй, глупец! - еще раз предупредила Земля. - Перестань водить дружбу с этим бездомным бродягой Ветром. Расти вглубь, а не вширь. Иначе у тебя не хватит воды и ты обмелеешь, а обмелев - высохнешь.

А Море в ответ на это подняло свою бесчестную мутную волну на родную мать и крикнуло угрожая:

Молчи, старуха! Готовься к своему последнему часу.

Тогда мать Земля распрямила свою грудь. Возвысилась Уральскими горами. Потом она сделала глубокий вздох, и дно Пермского моря поднялось выше его мутных и шумливых волн.

Вскоре Море стекло Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками в разные моря. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы. А много тысяч лет спустя появился человек, построивший деревни, села и города.

Вот что рассказал Говорливый камень, который высится и по сей день на реке Вишере.

Четыре брата

У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

Уж если, - говорит один брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.

А я, - говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.

А я белому дыму брат, - говорит третий. - Недаром нас одного с другим путают.

А я ни на кого не похож, - сказал четвертый брат. - И некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь, - друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.

Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!

Вечный король

Один надменный король сказал другому королю:

Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «ваше величество». Какой же ты король?

Увы, - ответил тот, - между тем я король. К тому же я самый известный из всех королей! Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях… Но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, я остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте всего лишь два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единственный из королей, кому революции приносят новую популярность в народе и признание…

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, не произнося ни единого слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой в окружении свиты на… шахматной доске.

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу и она от этого стала звучать, как живая.

Всякий проходивший мимо дома столяра останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.

Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

Осел, выбившись в подмастерья, завладел после смерти одинокого столяра всем его имуществом и этой прекрасной Скрипкой.

Это было ужасно. Играя на Скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление.

Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак.

Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.

Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

С каждым днем игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.

Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.

Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать.

Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем… - ответила Скрипка. - Ты бы ужаснулся.

Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами. - На свете нет ран, которые не залечиваются.

Скрипка, веря Пастуху однажды сказала:

Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение. Нужно действовать умнее.

Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.

Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку.

Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.

Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.

Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны и отполировал скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, - сквозь слезы сказал ей:

Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрасна! Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

Так и случилось. Кто бы ни пробовал прикоснуться к ней, она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной.

Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.

Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире.

Пастуха и Скрипку вскоре узнали во всей стране. Их слушали затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.

В настоящем издании все произведения из сборников «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки» даются в классических переводах, осуществленных в 90-х годах XIX века А.В. и П.Г.Ганзен. В разделе «Дополнения» печатаются несколько неизвестных и малоизвестных сказок Андерсена конца 20-х - середины 30-х годов в переводе Л.Ю.Брауде. В тексте помещены рисунки датского художника В. Педерсена. Заключительные статьи и примечания Л.Ю. Брауде.

А. Субботин

Лечебная кинология. Теоретические подходы… А. Субботин

Книга описывает различные подходы зоотерапии, раскрывает теоретические и практические вопросы лечебной кинологии, проблему единства человека и природы, партнерства и сотрудничества с животными, делает попытку предложить системный подход решения этих проблем, дает практические рекомендации. Обобщает научный и практический опыт многолетней работы сотрудников Фонда «Ордынцы» по развитию лечебной кинологии. Эта книга предназначена для психологов, педагогов, кинологов, медиков, родителей и всех людей, которые не равнодушны к проблеме воспитания…

Искатель. 1987. Выпуск №4 Николай Псурцев

На I, IV страницах обложки рисунки Никиты КРИВОВА и Валерия ПАСТУХА к повести «СХВАТКА». На II странице обложки рисунок Надежды БАЛЬЖАК к повести «СВИДЕТЕЛЬ». На III странице обложки рисунок Анатолия ГУСЕВА к фантастической повести «РАЗЛУЧИЛ ВАС НАВСЕГДА».

Повесть о господине Зоммере Патрик Зюскинд

В «Повести о господине Зоммере» Патрик Зюскинд, известный во всем мире автор романа «Парфюмер» и пьесы «Контрабас», обращается к внутреннему миру подростка, рассказывая о нем с неподдельной нежностью и легкой иронией. Книга иллюстрирована Жан-Жаком Семпе. Эта книга открывает нам новые грани таланта Патрика Зюскинда, автора знаменитого «Парфюмера». «Повесть о господине Зоммере» - очень странная и грустная история. Странен и сам господин Зоммер, который в повести произносит всего лишь одну фразу: «Да оставьте же вы меня наконец в покое!» Трагична…

Японские сказки (обработка для детей Н.Ходза) Undefined Undefined

Японские сказки. Обработка для детей Н.Ходза. Рисунки Н.Кочергина. Л.: Детская литература, 1958 Scan, OCR, SpellCheck, Formatting: Андрей из Архангельска, 2008 Взято с http://publ.lib.ru/ARCHIVES/H/HODZA_Nison_Aleksandrovich/_Hodza_N._A..html

Сказка для детей Уннур Эйриксдоттир

Жанр рассказа имеет в исландской литературе многовековую историю. Развиваясь в русле современных литературных течений, исландская новелла остается в то же время глубоко самобытной. Сборник знакомит с произведениями как признанных мастеров, уже известных советскому читателю – Халлдора Лакснеоса, Оулавюра Й. Сигурдесона, Якобины Сигурдардоттир, – так и те, кто вошел в литературу за последнее девятилетие, – Вестейдна Лудвиксона, Валдис Оускардоттир и др.

Григорий Остер

Его книги одинаково интересны и родителям и детям. Хохочут все, только иногда - в разных местах!.. Именно Григорий Остер создал первый роман для детей младшего возраста - шедевр во всех отношениях. Называется он «Сказка с подробностями». Сегодня вам повезло - эта книга у вас в руках. Садитесь рядом со своим ребенком, читайте ему вслух и наслаждайтесь вместе. Замечательные рисунки худохника Эдуарда Назарова.

Птичка-пуночка. Чукотские и эскимосские народные… Автор неизвестен - Эпосы, мифы, легенды и сказани

Каждым народом свои сказки сложены, каждый народ любит, помнит и бережёт свои сказки. Те, что собраны в этой книге, - придуманы чукчами и эскимосами. Среди чукотских и эскимосских сказок есть очень много сказок о животных. Конечно, в сказках птицы и звери - не обычные животные, а сказочные. Они разговаривают, они живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки. Сначала сказки только рассказывались. Потом их записали. И пересказали для детей. Рисунки к сказкам сделаны Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР…

Использование критического мышления (из опыта работы)

Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс

Приём: "чтение с остановками", "прогноз"

Цель урока:
1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".
2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.
3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература:
Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г.
Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой.

Ход урока:
На стадии вызова
1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.
кроссворд

2. Рассказ об авторе, выставка книг.
Сказка литературная.
Что это значит? (Сказку написал автор).
Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер".

3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет.

4. Презентация сказок (по группам).
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?

Смысловая стадия.
Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.

I часть текста: Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.
Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.
Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.

О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему?
Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу?
Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?
Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

II часть текста: Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.

Оправдался ли Ваш прогноз?
Кто хочет уточнить значения слов?
Кто может объяснить их?

Словарь:
галоп - 1) бег лошади вскачь;
2) очень быстро (разг.; неодобр.);
3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме;
рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен;
дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука;
гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны;
колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.

III часть текста: Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.
Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.
Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.

Предположение подтвердилось?

Словарь:
балаган - это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.

Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?
Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать?
Что произвело впечатление на Осла? Какое?
Как автор называет игру Пастуха? Почему?
Как могут развернуться события дальше?

IV часть текста: С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.
Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.
Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать,
Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.

Что же произошло со Скрипкой?
Почему это случилось? Как?
На что решился Пастух?

Словарь:
лад - сочетание звуков и созвучий.

Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча?

V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.

Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.

Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.

Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.

Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:

Как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее.

Что могла предложить Скрипка?

VI часть текста: Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.
Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку.
Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.
Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.
Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:

Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.

Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.

Благодаря чему удался план "похищения"?
Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему?
Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли?
Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора?
Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.

Чтение диалога по ролям.

Почему все так случилось? Как думаете?
А может что-то измениться?
Зазвучит ли Скрипка вновь?

VII часть текста: Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.
Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.
Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I
Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.
Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее.
- Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.

И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?
Навсегда?
Что же произошло?
Что вернуло Скрипку к жизни?
А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни?
А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?

Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.

На стадии размышления учащиеся работают в парах.

Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".

Чтение Синквейнов.