Презентация по литературе на тему фольклор. Презентация "Фольклор-коллективное устное народное твочество

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской центр развития и дополнительного образования детей и творчества» Игровой фольклор как часть детского фольклора Гончарова Наталья Александровна педагог дополнительного образования

2 слайд

Описание слайда:

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков Задачи: ознакомление с особенностями семейно-бытовых игровых песен; развитие у обучающихся вокальных способностей на основе детского фольклора; умение двигаться свободно и непринужденно в народных костюмах.

3 слайд

Описание слайда:

Игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она начинается в ранний колыбельный период и со временем становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Игра является подготовительным упражнением к настоящей жизни.

4 слайд

Описание слайда:

Карой Грос: «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть еду, питье и сон, то у нормального ребенка не окажется почти ничего, кроме игры». Так было и в каменном веке, так есть и сейчас.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. Так, в нач. XIX в. «Жмурки» является любимой игрой девушек-невест, «Селезень и утка» и «Заинька» - любимое развлечение взрослых девиц и парней. А через 100 лет, в нач. ХХ в., эти игры уже стали популярны исключительно у детей.

6 слайд

Описание слайда:

Старинные детские игры можно разделить на производственные и бытовые. В первую группу включают игры охотничьи и рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие. Во вторую – общественные и семейные. Семейные игры, в свою очередь, делятся на девичьи, любовные, в женитьбу, в семью, домашнее хозяйство. Для игр испокон веков существовали специальные песни. Они, как и сами игры, попали в детский фольклор из взрослого.

7 слайд

Описание слайда:

Игры и песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами имеют очень древнюю историю, и появляются, чуть ли не в каменном веке. Давайте обратимся к некоторым из них и разберем с вами значение некоторых слов.

8 слайд

Описание слайда:

– Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. – Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. – Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. – Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: – Эх, бояре, не валяйте дурака, Отдавайте нам невесту навсегда! Игра «Бояре» – Бояре, а мы к вам пришли! – Дорогие, а мы к вам пришли! – Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? – Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. – Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? – Бояре, нам вот эта мила. Дорогие, нам вот эта мила. – Бояре, она глупая у нас. Дорогие, она глупая у нас. – Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. – Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

9 слайд

Описание слайда:

Удивительная игра «Бояре» дошла до нас из глубины веков. Местами она с поразительной точностью воспроизводит элементы древнего свадебного обряда. Во-первых, ритуальное осмеивание невесты («она глупая у нас», «она доктора укусит»). Это делалось, чтобы уберечь ее «от сглаза». Во-вторых, упоминание плетки. В старину жениху вручали плетку, как символ власти над будущей женой. В-третьих, торжественное величание участников игры старинным титулом «бояре». В древности, так порой называли участников свадебного обряда из-за их очень важной роли.

10 слайд

Описание слайда:

Игра «Горелки» «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – Гляди в поле Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат – Гу, гу,гу, убегу. Раз, два, не воронь, Беги как огонь!

Cлайд 1

Cлайд 2

Слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. Фольклор в буквальном переводе обозначает «народная мудрость». Фольклор - народное творчество: совокупность народных обрядовых действий. (Ожегов) Фольклорист-собиратель фольклора. Фольклористика - наука, изучающая фольклор.

Cлайд 3

Отличие фольклора и литературы фольклор литература Нет персонального создателя; Есть конкретный писатель(поэт); возникло и развивается как устное творчество; возникла и развивается с письменностью; живёт во множестве вариантов; имеет один вариант, написанный писателем (поэтом); можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. писатель написал, читатель читает.

Cлайд 4

Зачем народ создает, сочиняет сказки, песни, загадки, пословицы? Что может быть важным для него? Представления о добре и зле, об отношении к родине, матери, отцу, друзьям; представление об идеальном человеке- добром, умном, умелом, находчивом, справедливом, скромном. Идеальные качества важны для одного, нескольких рассказчиков или для всех рассказчиков и слушателей – для всего народа? В фольклорных произведениях выражается общенародный эстетический идеал - представление народа о прекрасном человеке, прекрасных отношениях и поступках.

Cлайд 5

Общенародный идеал – основные черты: Любовь к народной земле, доброта, защита и поддержка слабых, ум, справедливость, великодушие, скромность, находчивость, сноровка и др.

Cлайд 6

Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору? Жанр Задача жанра Пословица - краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей. . Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни. . Считалка - стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” - тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре. Загадка иносказательно описывает предмет. Учит угадывать задуманное. Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Cлайд 7

жанр Задача жанра Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестам, навыкам. Колыбельные песни Пестушки - короткие стихотворные приговоры. которыми Сопровождать движения ребёнка в первые месяцы жизни. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Научить ребенка правильно произносить звуки. Игры, прибаутки, дразнилки, небылицы






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Фольклор – устное народное творчество. Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Жанры Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)Семейно-бытовые песни (колыбельные, плач, пени детского календаря, песни позднего времени)Трудовые песни Народная свадьба (плачи, величание жениха, невесты)Танцевальные песни (хороводные плясовые)Эпические произведения (былины, рассказы)Городская народная песня (городской романс) Песни демократических движенийЧастушкиВоинские (военно-бытовые)Инструментальная музыка

№ слайда 5

Описание слайда:

Народное творчество Трудовые припевки и песниВ устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки и возгласы – сигналы, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ. Традиционные возгласы – сигналы: «Взяли, двинули, ух».

№ слайда 6

Описание слайда:

Календарные земледельческие песни В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.

№ слайда 7

Описание слайда:

Исторические песниТермин «исторической песни» был введён в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах Русской земли, об исторических событиях и героях. Большинство песен 16-17 веков складывались свидетелями исторических событий. Лирические песниСодержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражения разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений простых русских людей. Лирические песни разнообразны, в них поётся о любви к родному городу – краю, родне, семье, о горькой тяжёлой доле.

№ слайда 8

Описание слайда:

Городская народная песняНовые городские народные песни складывались и исполнялись городскими ремеслиниками, рабочими, солдатами и матросами. Одним из ведущих жанров городского фольклора следует считать солдатскую строевую песню. ЧастушкиЛирические, шуточные, сатирические песни. В них более ярко отражены различные стороны народного быта, многообразные переживания и чувства. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народе встречаются и другие обозначения: «припевки», «коротушки», «прибаски», «прибаутки», «частоговорки», «стишки», «скоморошные». Любовно-лирические частушки более развитого мелодического склада почти повсеместно известны как «страдания».

№ слайда 9

Описание слайда:

Русские народные музыкальные инструменты Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). В числе них различные дудки, жалейки, волынки, постушечьи трубы, рожки, гусли, балалайки, скрипки, гудки, лиры, бубны, барабаны, трещотки. В 19 веке появляются семиструнная гитара, гармоника, баяны. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы. Этот инструмент имеется в наши дни в Курской, Брянской и Калужской областях. Из языковых инструментов наибольшим распространением пользуется жалейка. Гудок – струнный инструмент овальной формы. Имеет 3 струны, смычок лукообразной формы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.Барабан был употребляем у скоморохов и поводырей медведей.Лира – струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающий гитару. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Праздники на Руси Зимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю). Рождество – 25 декабря. Святые вечера – с 25 декабря по 1 января. Васильев день – 1 января. Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

№ слайда 13

Описание слайда:

Весенне-летние праздники. Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля. Егорьев день – 23 апреля. Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница – 23 июня. Иван Купала – 24 июня. Петров день – 29 июня.

№ слайда 14

Описание слайда:

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства. Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.В календаре 4 цикла: - летнего солнцеворота (24 июня)- зимнего солнцеворота - весеннего (21 марта)- осеннего (конец жатвы)

№ слайда 15

Описание слайда:

Песни зимнего календаряколядыподблюдныеМасленичныеКоляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье». Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали. Подблюдные песниПодблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера». Масленичные песниМасленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну. Блины – символ солнца. Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.

№ слайда 16

Описание слайда:

Песни весеннего календаря- закликание- вербные- волочебныеВьюнишные Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.

№ слайда 17

Описание слайда:

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

№ слайда 18

Описание слайда:

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.

№ слайда 19

Описание слайда:

В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

№ слайда 20

Описание слайда:

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

№ слайда 21

Описание слайда:

После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева, была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:-зажиночные – в начале уборки урожая; -жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле); -дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.

Фольклор. Народные инструменты. Устное народное творчество. Русский фольклор. Народные традиции. Детский фольклор. Жанр фольклора. Устное народное творчество и литература. Фольклорные песни. Жанры устного народного творчества. Музыкальный фольклор. Малые жанры фольклора. Фольклор (5 класс). Народный орнамент. Обрядовый фольклор.

Жанры фольклора. Фольклор (устное народное творчество). "Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества". Календарно-обрядовый фольклор. Проект «Русский фольклор». Кубанский фольклор. Малые жанры детского фольклора. Фольклор карелии. Составление устного рассказа по картинке.

Культура и искусство устной речи. Фольклорная карусель. Традиции русской народной игры. Фольклор и современность. ФОЛЬКЛОР Календарно-обрядовые песни. Малые жанры фольклора 5 класс. Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора. Русский фольклор в детских играх. Тема: Малые жанры устного народного творчества.

Драматические жанры фольклора. «Фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Знатоки детского фольклора. Образ коня в русском фольклоре. Игровой и потешный семейный фольклор.

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре. Фольклор Улигеры. Проект «Город народных мастеров». Фольклорные минутки. Поэтический памятник подвигу народному. Иван-дурак -персонаж русского фольклора. Урок внеклассного чтения 2 класс Малые фольклорные жанры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы.

Презентация на тему: Собиратели русских народных сказок Выполнила: ученица 4 «в» класса Егорова Милена Проверила: классный руководитель Попова О.П. Якутск, 2014

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru