Презентация на тему свиридов. Презентация на тему "георгий свиридов"


Свиридов Г.В г.


Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) романсов на слова М.Лермонтова (1938) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) 3 романса на стихи А.Блока (1941)1941 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира () Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира ()Уильяма Шекспира194460Уильяма Шекспира Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)1950 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)Роберта Бернса Самуила Маршака1955Роберта Бернса Самуила Маршака1955 Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)Сергея Есенина1956Сергея Есенина1956 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169)Александра Блока196169Александра Блока Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Фёдора Тютчева1965Фёдора Тютчева1965 Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)1973 Гимны Родины для хора (1978) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока () 10 романсов на слова А.Блока () «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока () «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока ()Александра БлокаАлександра Блока «Петербург», вокальная поэма (1995) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)


Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)1951 Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)1943 Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)Александра ПушкинаМетель1964Александра ПушкинаМетель1964 Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др. «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.



По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г. Свиридов В.Г.


Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано () 7 маленьких пьес для фортепиано () Соната для фортепиано (1944) Соната для фортепиано (1944)1944 Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Квинтет для фортепиано и струнных (1945)1945 Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)1945 Сталинская премия Сталинская премия1946 Партита Ми минор Партита Ми минор Партита Фа минор Партита Фа минор Трио Ля минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Камерная симфония для струнных (1940)1940 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)


Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В. Свиридов Г.В.

По накалу эмоций и страстей «Романс» можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что
отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие
можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией
музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по
эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют
за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю
страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют
скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке
видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится
более взволнованной.
Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас,
ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще
остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами
непреодолимую преграду…» - « она всегда существовала, - прервала с живостью Марья Гавриловна, -
я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я
несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. « Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не
знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на
фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека,
вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции
поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви,
заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною,
умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и
которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не
узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой.
Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает
эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую
развязку!?

Конспект урока по краеведению на тему: "Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века" (6 класс)

Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
Описание работы: я предлагаю конспект урока, посвященный жизни и творчеству выдающегося композитора Г.В. Свиридова. Данный урок предполагает сопровождение презентацией. Эта работа будет полезна учителям краеведения Курской области или педагогам, для проведения классных часов в школе.

Урок на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века.

Цель: сформировать представление у учащихся о выдающемся музыканте родом из Курского края.
Задачи:
рассказать учащимся о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;
доказать, что Г.В. Свиридов был выдающимся композитором;
расширить кругозор учащихся;
уточнить и сформировать понятия: композитор, оркестр, консерватория;
корригировать память, внимание, мышление, устную речь, развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное; развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
воспитывать гражданственность, трудолюбие, чувство гордости за свой край.
Оборудование: проектор, ПК.
Дидактический материал: презентация по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

I. Орг. момент.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний, объявление темы.
- Радостно сознавать, что Курская наша земля богата замечательными людьми. В наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели, художники, актеры и др. выдающиеся личности. А сегодня мы поговорим о выдающемся музыканте 20 века Георгии Васильевиче Свиридове. Он является композитором и пианистом.
Слайд 1 (с темой урока)
Сообщение темы урока, запись в тетради.
- Давайте разберемся, для начала, кого называют пианистами?
- А кого среди музыкантов называют композитором?
Композитор - автор музыкальных произведений; человек, создающий музыку.
- Ребята, Свиридов является не просто россиянином, он еще и курянин. В России много выдающихся музыкантов, но этот нам интересен тем, что родился и вырос, начинал свой творческий путь на нашей курской земле. И мы с вами должны знать людей, которые прославили наш край.
2. Изучение нового материала.
Слайд 2 (с надписью слов Г.В. Свиридова)
- Перед тем как мы познакомимся с биографией музыканта, я бы хотела зачитать несколько слов, которые говорил Георгий Васильевич о себе и своем творчестве.
Слайд 3 (с фото Г.В. Свиридова и датой рождения)

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Отец его погиб на гражданской войне в 1919 году.
Учащиеся записывают текст слайда 2 в тетрадь.
Слайд 4 (с изображением фортепиано)
- Тяга к музыке и склонность к ее сочинению проявлялась у будущего композитора еще в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано.
Слайд 5 (с информацией о начальном периоде освоения музыкальной грамоты в Курске)
Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке.
Слайд 6 (с изображением музыкальных инструментов)
- Посмотрите на экран, перед вами разные музыкальные инструменты. Найдите балалайку? В каком углу она расположена?
Учащиеся готовят ответ устно. Затем один ученик идёт к доске и проверяет правильность ответа, нажатием на картинку.
- В чем сходство этих музыкальных инструментов?
- В чем различие этих музыкальных инструментов?
- Давайте определим названия остальных музыкальных инструментов.
3. Физкультминутка.
Слайд 7 (с информацией об учебе в музыкальной школе)
- С 1929 по 1932 год он учился игре на фортепьяно в Курской музыкальной школе. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения.
- Сколько лет он учился в музыкальной школе?
Слайд 8 (с информацией об учебе в Ленинграде)
- Окончив школу, Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано и классу композиции. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными.
Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в консерваторию в класс композиции.
- Ребята, вы, наверное, слышали слово консерватория. Что же это за учебное заведение?
Консерватория – это музыкальное высшее учебное заведение.
Слайд 9 (с информацией о том, кто вдохновлял Свиридова)
- А сейчас давайте разберёмся – кто же вдохновлял Свиридова.
- Прежде всего, русские поэты и писатели, среди них: Лермонтов, Есенин, Блок и особенно Пушкин.
Слайд 10 (с музыкальным фрагментом к повести Пушкина «Метель»)
- Вот, например, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», знаменитый вальс.
- Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей». В него входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Слайд 11 (с музыкальными композициями: «Дождик», военный марш и композицией к кинофильму «Время, вперед!»)
- Давайте послушаем. Вам это, что-нибудь напоминает (какое-то погодное явление). Это композиция называется «Дождик».
Учащиеся слушают (верхний значок).
- Он жил во время Великой Отечественной войны, поэтому военная тематика тоже присутствует в его произведениях. Например, военный марш.
Учащиеся слушают (средний значок).
- А сейчас послушайте ещё одно произведение Свиридова и попробуйте вспомнить, где вы слышали эту музыку.
Учащиеся слушают (нижний значок).
- Эта композиция была написана к кинофильму «Время, вперед!» (1977). Но вы ее слышали, скорее всего, не там. Многие годы она была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время». А в 2014 году это произведение услышал весь мир, во время открытия Олимпийских игр – 2014.
- Как вы думаете можно ли назвать Свиридова выдающимся, великим композитором? Почему?
Слайд 12 (с информацией о дате смерти Свиридова и его фото)
- Умер Г.В. Свиридов 6 января 1998 года. Ему было 82 года.
Слайд 13 (с фото памятника Г.В. Свиридов
- 2005 год в Курске композитору Свиридову был установлен памятник (на углу улиц Ленина и Золотой).
4.Закрепление нового материала:
- Где родился Г.В. Свиридов?
- Как называется его профессия?
- Что мы называем консерваторией?
- На каких инструментах он учился играть?
- Кто вдохновлял композитора?
- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
2.Выставление оценок.
3.Д/з (записи в тетради).

Презентация на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века

Описание слайда:

Сочинения Г.В. Свиридова - 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) - 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) - 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939) - Камерная симфония для струнных (1940) - 3 романса на стихи А.Блока (1941) - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942) - Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) - Соната для фортепиано (1944) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) - Квинтет для фортепиано и струнных (1945) - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) - Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) - Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) - Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) - Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) - Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) - «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) - Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)