Презентация на тему русский народный инструмент балалайка. Презентация на тему "расскажу про балалайку"

История этого необыкновенного инструмента драматична - в ней были взлеты и были падения.

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.

Одними из первых были выдающийся скрипач И. Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы Лавровский...

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький...

А история её триумфа началась в середине19 века со старой балалайки, купленной знаменитым Андреевым на масленичной ярмарке за тридцать копеек.

Ныне она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

А какая балалайка теперь, вы узнаете, посмотрев вот эту ПРЕЗЕНТАЦИЮ, а так же прослушав песню

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БАЛАЛАЙКА

Предварительный просмотр:

Песня "Балалайка" .

Текст: Е.Астахова, муз: К. Дерр

Я вам на балалайке Сыграю песнь свою

Танцуйте на лужайке, А я вам подпою.

У балалайки дивной, Всего лишь три струны.

А для веселья видно Нам больше не нужны.

Проигрыш:

Была я на Ямайке Весёлый там народ.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Строй До превращение балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля») получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также «народный» строй - первая струна «ля», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой". То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Почему она так называется? Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балаболить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13



БАЛАЛАЙКА

Балала́йка - русский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.


П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).

Форма корпуса балалайки была изначально округлой.






Одно из первых упоминаний о балалайке относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".









  • мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею, ткани, книги и т. п.
  • уличный торговец, занимающийся мелкой торговлей
  • мастер, изготовлявший короба





(1861 - 1918) - русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).


Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.












Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов. Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов.

2 слайд

Описание слайда:

Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Но к началу XX века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.

3 слайд

Описание слайда:

Краткие сведения и история возникновения Балалайка - одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города. Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».

4 слайд

Описание слайда:

Этимология названия инструмента Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.

5 слайд

Описание слайда:

История гонений балалаек Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам.

6 слайд

Описание слайда:

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Но безвозвратно и полностью искоренить любовь русского народа к балалайке не удалось. Инструмент продолжал жить и развиваться.

7 слайд

Описание слайда:

Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Упоминание о балалайке в печатных источниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. «Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балабайка» и пели бранящие песни в адрес последних».

8 слайд

Описание слайда:

Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, который дал современной балалайке новую жизнь мировую концертную сцену, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову, которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.

9 слайд

Описание слайда:

Мастера русской балалайки С.И. Налимов Мастер Ф.С. Пасербский в 1887 г. делает Андрееву концертную балалайку с 12 постоянными ладами, позволяющими исполнять более виртуозные пассажи и, что особенно важно, хроматические последовательности и гаммы. Ф.С. Пасербский и его инструмент И.И. Галинис Инструмент работы С.И. Налимова

10 слайд

Описание слайда:

СТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАЛАЛАЙКИ Струна Нота Нотация Диапазон 1 a1 (ля1) 2 e1 (ми1) 3 e1 (ми1)

11 слайд

Описание слайда:

Рождение семейства балалаек Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки Вокруг В.В. Андреева сплотился круг учеников и последователей его дела. Андреева уже не удовлетворяет звучание одной балалайки. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного музицирования на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 г. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С. Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор. Контакт В.В. Андреева с Ф.С. Пасербским продолжался около десяти лет.

12 слайд

Описание слайда:

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

13 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

2 слайд

Описание слайда:

Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

3 слайд

Описание слайда:

Заглянем в словари и книги… «...Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1891 г.) «Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.) «Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

4 слайд

Описание слайда:

Когда и откуда пришла к нам балалайка? Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть ряд предположений: родоначальницей русской балалайки является казахская домбра или русская домра; балалайка – исконно русский инструмент; балалайка-инструмент татарского происхождения.

5 слайд

Описание слайда:

Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Заболотский П.Е. Мальчик с балалайкой 1 предположение: домбра и домра – родоначальницы балалайки. Домбра

6 слайд

Описание слайда:

Домра и домбра До́мра - украинский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент. Домбра Домра Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига.

7 слайд

Описание слайда:

В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении». Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. Начало 19 в.

8 слайд

Описание слайда:

2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент Учёные полагают, что балалайку придумали еще в конце 17 века народные умельцы. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Сцены из русского народного быта начала 19 века

9 слайд

Описание слайда:

Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить. Народная балалайка конца 19 века Литография 1820

10 слайд

Описание слайда:

Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала - ребёнок, балалар - дети. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. 3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.

11 слайд

Описание слайда:

Первые упоминания о балалайке Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

12 слайд

Описание слайда:

«Сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Балалаечка играет, слышу – милый мой идёт, А моё сердце замирает - про меня песни поёт.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалаечка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках. Соколов П.П. У ворот.

15 слайд

Описание слайда:

Народная любимица На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в. Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.

16 слайд

Описание слайда:

«Голосистые соперницы» В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар. В России распространилась семиструнная гитара и гармошка, которые постепенно её вытеснили. Тульская гармонь В.И.Суриков. С гитарой

17 слайд

Описание слайда:

Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником. Василий Васильевич Андреев 1861-1918

18 слайд

Описание слайда:

На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Антип Васильев

19 слайд

Описание слайда:

Изучение балалайки Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек. В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

20 слайд

Описание слайда:

Усовершенствованный инструмент Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку: Изменили форму Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Улучшили резонансные свойства. Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

21 слайд

Описание слайда:

Кружок любителей игры на балалайке 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки. Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С.Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.