Презентация на тему Н. Гоголь Вий

Урок литературы в 6 классе

Сочетание реалистического и мистического

в повести Н.В.Гоголя «Вий».

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В.

МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы,

сверху смотрит на мир.

Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?

В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь . Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?

Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?

Что поражает в этом портрете?

Что такое портрет?

Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

Во второй раз он видит её в доме сотника:

Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…

Это была та самая ведьма, которую он убил».

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим : на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

Почему же красота панночки была страшной?

Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?

Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

«Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

Что такое описание?

Какие художественные средства использует автор в описании?

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса , ожидание страшной развязки.

Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

Кто такой Вий?

Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

Смешным или страшным показалось вам это произведение?

Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Cлайд 1

Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Cлайд 2

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Cлайд 3

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Cлайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Cлайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Cлайд 6

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Cлайд 7

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Cлайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. …Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Cлайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?

Cлайд 10

Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

Cлайд 11

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

Cлайд 12

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

Cлайд 13

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?

Cлайд 14

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»


Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.


«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».




Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя


Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.




Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавиц у. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?




« Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».


В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»


«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?


Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.




Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.


Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент. Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.


Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Главная > Урок

Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Цель урока - Знакомство с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.Анализ тех цен повести Н.В.Гоголя «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Доказать, что в повести удачно сочетаются реалистическое и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора. Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям. Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания.Задачи урока:

    Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ. Развивать умение давать оценку прочитанным текстам, систематизировать, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Н.В.Гоголя. Формировать у учащихся нравственные качества личности.
Оборудование: Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart. Ход урока: 1.Слово учителя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» близки народному творчеству. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь то лукавая, то смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой, ревнует её к другим поклонникам («Ночь перед Рождеством»). Ведьмы в адском пекле играют в карты и бессовестно жульничают («Пропавшая грамота»).И даже в тех повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно продолжает идти рука об руку с реальным: «колдун» в «Страшной мести» является отцом пани Катерины, панночка-русалка из «Майской ночи…» помогает Левко тем, что отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой». Та же традиция изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с опорой на народное творчество, сохраняется в повести «Вий», вошедшей во второй сборник повестей Н.В.Гоголя- «Миргород»(1835г). 2.Сначала познакомимся с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Предлагаю следующие вопросы и задания: 1.Смешным или страшным показалось вам произведение Н.В.Гоголя? 2.Докажите, что в повести удачно сочетаются реалистическое (изображение жизни, быта, нравов) и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. 3.Перечитайте описание жизни учеников бурсы в начале повести. Какие подробности из жизни бурсаков вы узнали? Как, с вашей точки зрения, относится к бурсакам сам автор? С какой интонацией он повествует об их быте и нравах? 4.Какими вам представляются Хома Брут, Халява и Тиберий Горобец в начале повести? Найдите строчки, где Гоголь представляет своих героев читателю. Попробуйте объяснить их странные имена. С какой целью в повесть введены друзья Хомы? Перечитайте сцены, рисующие быт сотника. О каких традициях, обычаях, суевериях жителей Малороссии рассказывает Н.В.Гоголь? 6.С какой целью Гоголь продолжает свое повествование после смерти Хомы Брута? Проанализируйте последнюю сцену и попробуйте определить её роль в повести. 2.Анализ эпизодов повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Работа с текстом. В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание хутора, хлева, где философ «толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева свинью» (Слайд №2) Это описание сменяется жуткой сценой со старухой – ведьмой; ведьмой оказывается панночка, дочка всеми уважаемого сотника, никакого отношения не имеющего к нечистой силе. После страшной гибели Хомы Брута повесть не заканчивается: следует финальная сцена, где не без юмора и совершенно реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Таким образом, все мистическое как бы спрятано Гоголем внутрь реалистической повести, и автор словно говорит читателю, что в этой жизни обыденное и необычное идут рядом. Он не видит в этом ничего странного, и в этом состоит одна из особенностей художественного мира Н.В.Гоголя. Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними (Слайд №3,4,5). Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец»(по-украински «воробей»), и эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор».Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит. Рассказ о быте сотника, обрядах, обычаях, традициях (Слайд №6) Знание народных обычаев и традиций - одна из черт творчества Н.В.Гоголя. 3.Анализ эпизодов повести, в которых преобладает мистическое начало. Работа с текстом. Первый этап урока - анализ сцены. Когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, смотрит сверху на мир. (Слайд № 7,8,9) Вопросы: 1.Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? 2.В каком состоянии находится сам Хома? Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. Анализ отрывка . Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Как только Хома начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Следующая часть урока посвящается ей. Вопросы: 1.Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? 2.Для чего он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? 3. Что поражает в этом портрете? Превращение старухи ведьмы в молодую красавицу предает повествованию определённую романтику, делает его более напряжённым, захватывающим. Кроме того, это позволяет Гоголю мотивировать ту силу власти, которую имела панночка над всеми людьми, в том числе над Хомой. Портрет её, сначала чуть намеченный автором, затем становится подробным, необыкновенно выразительным и образным. Первый раз Хома видит её такой: « Перед ним лежала красавица, с растрёпанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя к верху очи, полные слёз». (Слайд №10) Хоме становится и страшно и жалко её. Он испытывает «какое-то странное волнение» и убегает. Во второй раз , в доме сотника, чувства его становятся более определёнными: «Трепет побежал по его жилам; перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста- рубины, готовые усмехнуться…Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшное пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст её, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшное знакомое показалось в лице её. -Ведьма!- воскликнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать молитвы. Это была та самая ведьма, которую убил он». (Слайд № 11) В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз . Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови: «Он подошёл ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота. Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не успел, уходя не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови». (Слайд №12) Вопросы: 1.Почему же красота панночки была страшной? 2. Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? В её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое. Троекратный повтор, столь характерный для народного творчества, будет иметь место и в самых страшный сценах повести - сценах ночных бдений Хомы над телом умершей. Им будет посвящена заключительная часть урока. Сцены в церкви . Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, не только рассказанные о ней истории, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» (Слайд № 13) Вопрос: 1.Как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки? Выделим ключевые фрагменты: Ночь первая - покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха. (Слайд №14) Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха. (Слайд №15) Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви. (Слайд №16) Вопрос: 1.Кто такой Вий? 2.Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Вий. У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово Вий означает ресницы. (Слайд №17) Вывод: Может быть, Вий - та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость (за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать в последний момент». В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

  • Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

Слайд 3

  • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать».

Слайд 6

  • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

Слайд 7

  • Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

  1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
  2. В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

  • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
  • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
  • Что поражает в этом портрете?
  • Что такое портрет?
  • Слайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Слайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Слайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Слайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?
  • Слайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Слайд 15

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

    Слайд 16

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

    Слайд 17

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

    Слайд 18

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

    Посмотреть все слайды