Презентация на тему 12 месяцев по литературе. Презентация по сказке С.Маршака "Двенадцать месяцев" презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) на тему


Выберите настроение

Желаю удачи!


Самуил Яковлевич Маршак

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты


Из биографии С.Я. Маршака

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно.


Из биографии С.Я. Маршака

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя появились в 1923 году.


  • Январь году начало, зиме середина.
  • Февраль силён метелью, а (март) капелью.
  • Апрель с водою, а (май) с травою.
  • Июнь с косой по лугам прошел, а (июль) с серпом по хлебам побежал.
  • Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
  • Сентябрь пахнет яблоком, (октябрь) капустой.
  • Ноябрь ворота зимы.
  • Декабрь год кончает, зиму начинает.

Правила поведения в театре

1. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители.

Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля.

Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. 2. В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. 3.Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд. 4.Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси капельдинера уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.



Мать –и- мачеха

медуница

Первоцвет

Подснежники






Рефлексия

Что нового я узнал на уроке?

В чем я испытал трудности?

Что мне больше всего понравилось?



Словарная работа

Мачеха- жена отца, неродная мать.

Падчерица- дочь мужа, приемная дочь.

Канцлер- высшая государственная должность.

Глашатай- человек, объявляющий королевские указы.

Мантия- накидка, одеваемая поверх платья.

Астролог- гадатель по звездам, предсказатель.

Рескрипт- распоряжение.

Резолюция- решение, постановление.

Ход атайство- просьба.

Урок литературного чтения по теме:

С. Я. Маршак, пьеса-сказка

« Двенадцать месяцев»

I. Орг. момент

Начинаем урок литературного чтения.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….

Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?

II. Подготовительная работа

С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный»

А какие же ещё направления были в его творческой деятельности, послушайте и ответьте! (сообщение ученика)

Итак, он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….

Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?

Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?

В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?

Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.69

Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…

Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.

III. Работа над произведением.

Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?

Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?

Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75

А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.

Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.

С. 76. О чём спорят старуха и дочь?

С. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?

Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.

IV. Мини-сочинение.

Напишите небольшой текст, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.

V. Итог . Заслушивание сочинений, отметки. Добудет ли падчерица подснежники в лесу? Кто ей в этом поможет?

Кто из персонажей вам по душе? Почему? Урок хотелось бы закончить словами М. Алигер.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



Цель урока:

1. Обобщить знания о жизни и творчестве

С.Я. Маршака.

2. Расширить представление о драме как роде литературы.

3. Развить навыки анализа текста.


С. Я. МАРШАК-

ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ И САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ.


СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник «Сказки, песни, загадки».





пьеса- литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. сказка

сказка

бытовая волшебная о животных



Власть не ведает законов.

Маленькая капризница желает издавать свои законы природы.

Продолжите ряд: своенравная избалованная…

По- ми- ло – вать … каз- нить…Напишу «казнить» - это короче.




Домашнее задание:

  • Подготовиться к домашнему сочинению

Добро и зло в пьесе С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»


Подснежникам в марте пора просыпаться, Навстречу весне открывая глаза. Непросто в морозы им было дождаться, Когда посветлеет небес бирюза. Откроют они свои сонные глазки, Как только растает рыхлеющий лед, И вновь ручейки пропоют свои сказки, И птицы готовят блокноты для нот… С сайта http://www.inpearls.ru/ http://www.inpearls.ru/

Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются. Стоит только захотеть, стать хорошим, чистым, честным- и зацветут для тебя подснежники в январе и ты будешь счастлив… М. Алигер


Сказка «Двенадцать месяцев» - одноиз самых пленительных произведений классика детской литературы Самуила Маршака.

  • 3. По одной из версий о происхождении сюжета, повес ть была авторским переложением греческой народной сказки, хотя в повести Маршака действиеБогемия. Чехия происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII-XIX вв.
  • 4. По более правдоподобнойверсии - Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Её «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Н. Лескова.
  • 5. Маршак говорил:"...О первом прозаическом варианте "Двенадцать месяцев" могу сказать, что когда я писал сказку "12 месяцев" впрозе, я еще не знал сказки Немцовой, а только задолго дотого слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мне стало известно о существовании сказки Немцовой.Еще дальше отошел я от богемской (или чешской) легенды в пьесе "Двенадцать месяцев"
  • 6. Но много писатель добавил от себя, поэтому эта сказочная история засияла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезнымипроблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. С. Маршак использовал в своей пьесе художественные детали.
  • 7. Сравним эти две сказки.Божена Немцова Самуил Маршак1. - Иди ты мне, Морушка, иди 1.Дочка. Ну что, отдохнула, обогрелась? принеси мне с горы (из леса) Надо тебе еще кое-куда сбегать. букет фиалок; я заложу их за Падчерица. Куда же это, далеко? пояс и буду их нюхать, - Старуха. Не так уж близко, да и так кричала она сестре. недалеко.- Ай, Боже, сестра моя милая, что Дочка. В лес! это тебе на ум пришло? Я никогда Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту не слыхивала, чтобы росли под много привезла, на неделю хватит. снегом фиалки! - убеждала ее Дочка. Да не за несчастная девушка. хворостом, а за подснежниками! Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками -в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и
  • 8. Божена Немцова Самуил Маршак2. В сказке главную героину 2. На протяжении всей сказки авторзовут Моруша. называет главную героиню – Падчерица.3. Мачеха и сестра сами посылают Морушу в лес. 3. Появление нового персонажа – И не один раз. Сначала за Королевы, которая издает приказ фиалками, ягодами, а потом о подснежниках. за красными яблоками. 4 Обе быстро одеваются, переругиваясь.4. Небо трепещет, на земле Поторопилась! Собачью шубу буря, человека не видно. Утром выпросила! ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Дочка. Вам собачья как раз к лицу! Елены, ни мачехи. Обе на Лаетесь, как собака! горе замерзли. Остались доброй Старуха. Сама ты собака! Моруше и хата, и коровка, и кусок Их голоса постепенно превращаются поля, нашелся к этому и хозяин, и в лай, и обе они, надев хорошо было им жить в покое. шубы, превращаются в собак. Старуха- в гладкую черную с
  • Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой, является одним из средств создания или раскрытия образа Подснежники, - в сказке они используются как завязка. Четырнадцатилетняя Королева издает приказ: обещает большую наградутому, кто принесет во дворец корзину подснежников.
  • 10. Колечко.
  • 11. Введя в пьесу историю маленькой Королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием.Пьеса-сказка тесно связана с фольклором. У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются их прекрасные человеческие качества.
  • 12. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы – Падчерицы. Не случайно, что встреча в лесу Королевы и Падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Сама природа активно помогает ей.Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи героев. Так, в речи Падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью.
  • 13. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества делает поэт предметом сатирического изображения. Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека.
  • 14. Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях – со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым солдатом. Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках Королевы свои, а в еестремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам родных и близких.
  • 15. В 1956 году на студии «Союзмультфильм »(Москва) был выпущен одноимённый мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации.