Презентация н в гоголь мертвые души. Презентация - Н

«Мёртвые души»

История создания.

Жанр.

Композиция.

Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»

В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал: «Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»

Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.

«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или (и крупными) «Мёртвые души».

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N.

Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.

Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова - парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам - «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка - их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье…

«Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому - убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) - поэтический жанр.

Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма.

Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

  • Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов.
  • Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.
  • Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования;

авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях.

Композиция

1I глава – развёрнутое вступление к поэме.

Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 – 40-х гг. XIX в. экспозиции – деловито и энергично: мы ничего не знаем о Чичикове и о том, как он пришёл к мысли о покупке мёртвых душ (об этом в 11

II - VI главы – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

  • II гл. - Манилов
  • III гл. - Коробочка
  • IV гл. – Ноздрев
  • V гл. – Собакевич
  • VI гл. Плюшкин

Главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда, сцены купли-продажи мёртвых душ. Повторяющийся план создаёт ощущение однотипности изображаемых явлений.

VII – X главы – губернское общество.

В X главу включена «Повесть о капитане Копейкине».

XI глава: история Чичикова.

Мёртвые души

В крепостной России с начала XVIII века проводились регулярные переписи крестьян для взимания налогов с помещиков, владельцев крестьян. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. По этому списку помещики и уплачивали налог в казну за своих крепостных крестьян.

Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых.

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Презентация на тему "Н.В.Гоголь «Мертвые души»" в формате powerpoint по литературе. Презентация для школьников рассказывает об истории создания, композиции и смысле заглавия произведения Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Фрагменты из презентации

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», - призывал он.

Какую цель ставил перед собой Н.В. Гоголь?

  • Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли.
  • Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия - страна истинно христианская.
  • «Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте», но и вдохновенно призывал к служению России.
  • «Нет выше звания, как монашеское, - писал он. - Монастырь Ваш - Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней...»

В чем видел свой долг Н.В. Гоголь?

  • Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
  • Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
  • И это дело -работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! - писал он. - Вся Русь явится в нем!»

Почему А.С.Пушкин отдал сюжет своего произведения Н.В. Гоголю?

Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

Замысел произведения

  • В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
  • Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».
  • Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Каков замысел произведения?

  • Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
  • Почему Н.В.Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
  • В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
  • Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.
  • Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» - представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.
Почему Гоголь не смог найти положительного героя среди господствующих в то время слоев?
  • Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,- писал он.
  • Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

Что представляет собой композиция поэмы?

  • Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
  • Центральное место в первом томе занимают пять помещиков «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

Гоголь даёт главы в определённом порядке

  • Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)
  • сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),
  • безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава)-
  • прижимистый Собакевич (V глава).
  • Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший своё имение и крестьян дополного разорения.

Каков идейный замысел поэмы?

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства.

Какими были отзывы критиков на выход поэмы?

Вокруг первого тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет...», - писал Прокопович Гоголю в октябре 1842 года. Одни обвиняли автора в клевете на Россию, другие, напротив, увидели в поэме апофеоз Руси.


Чичиков-Центральный герой поэмы «Мертвые души». Вокруг него сосредоточено все действия поэмы, с ним связаны все ее персонажи.

Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается о поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца-больше всего беречь и копить копейку. Отсюда цель всей жизни главного героя-приобретательство.


Манилов оторван от жизни, неприспособлен. Портрет и характер Манилова создан по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»

Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

Не смотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно.


Коробочка отличается бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время-ее мелочность и ограниченность. Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», что бы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал.


Внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушка «горазда больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников.

Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.


Ноздрев- «разбитной малый», кутила. Главная его страсть- «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом.

В кабине Ноздрева вместо книг- сабли и турецкие кинжалы. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».


Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя,-заплесневалый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Плюшкин подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь "Мёртвые души"

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в Васильевке Миргородского уезда. 2 года учился в Полтавском уездном училище, потом в Нежинской гимназии высших наук, после чего едет в Петербург в надежде устроиться на службу. Пробует себя в роли актера, профессора, учителя, но ничего не получилось. А роль путешественника Гоголь освоил с лёгкостью, побывал он в Германии, в Швейцарии, в Париже, в Риме, в Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Остенде, в Палестине, в Иерусалиме, редко возвращаясь в Петербург и в Москву. Окончательное возвращение в Россию было в 1848 году, где он поселяется в доме графа Толстого, а через 4 года Гоголь, впав в мрачное уныние, умирает. Сначала был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, где вскоре его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Слайд 3

"Мёртвые души" 1 том
«Мёртвые души» . Н.В.Гоголь сам обозначил жанр произведения как поэму. Первый том был издан в 1842 году. Сюжет поэмы был подсказан А. Пушкиным. Сюжет растянулся на предлинный роман. Первые главы Гоголь прочитал Пушкину, а дальнейшую работу продолжил за границей(1836 – 1839). Вернувшись в Россию, он готовил свою рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 выяснились препятствия к публикации рукописи. Опасаясь цензурного запрета, Гоголь в Санкт -Петербург переправил рукописи и попросил друзей помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга разрешена цензором А.Никитенко, однако с изменениями. Вскоре вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».

Слайд 4

Образ Чичикова
Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.

Слайд 5

Чичиков постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. В этом герое живёт ещё душа, но каждый раз, делая всё для своей выгоды и строя счастье на бедах других, он убивает её. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство – оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Для Чичикова деньги – средство, а не цель. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремлённость. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Всё это говорит о явном его превосходстве.

Слайд 6

Образ Манилова
Манилов иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Характер героя не определён, неуловим. Он мечтатель, мечты которого оторваны от действительности. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно. Манилов типичный, серый, нехарактерный. В кабинете его лежит книжка с закладкой на 14 странице. Разговор Манилова придаёт оттенок бесплодной речи: «Как было бы хорошо, если бы жить эдак вместе, пофилософствовать». Думать о реальной жизни этот герой не способен.

Слайд 7

Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова: серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя.

Слайд 8

Образ Коробочки
Образ Коробочки Гоголь относит к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.

Слайд 9

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление.

Слайд 10

Образ Ноздрёва
Ноздрёв – мастер «лить пули». Он безбашенный хвастун и несусветный враль, пройдоха, скандалист, наглый, вызывающий, агрессивный. Поведение его в обществе никого не шокирует. Но дружбы он никогда не лишался. Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек, наделённый феноменальной способностью врать без нужды, надувать в карты, спускать всё дотла. В Ноздрёве видим своеобразную «широкую натуру», он способен с лёгким сердцем проигрывать в карты большие деньги, а обыграв, тут же пустить всё по ветру, накупить много ненужных вещей. Равнодушен к своим детям, отдав их няньке, не интересуется их жизнью, проблемами. Это– плут и дебошир; приглашая людей в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал… Гоголь описывает Ноздрёва как никчемного хозяина, кутилу и мота, которому подумать о будущем совершенно некогда.

Слайд 11

Образ Собакевича
Собакевич Михайло Семёнович – помещик, чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры. Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он выглядит положительным человеком. Немногословен, обладает железной хваткой, нелегко его обмануть. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова. В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.

Слайд 12

Образ Плюшкина
Степан Плюшкин – последний продавец «мёртвых душ». Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, окна закрыты тряпьем. Здесь всё безжизненно. Помещик давно уже не знает, что у него творится в хозяйстве. Плюшкин – то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, маленькие глазки, засаленный халат – все это говорит о полном «выпадении» героя из богатого помещика и из жизни вообще. До смерти жены Степан был рачительным и богатым помещиком, но со смертью жены он стал подозрительнее и скупее, а после неприятностей детей его душа ожесточилась. Гоголь описывает Степана Плюшкина как безжизненного, мёртвого человека.

Слайд 13

Отношение помещиков к Чичикову. Его раскрытие.
В поэме «Мёртвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников, крестьян. Из всех героев Гоголь выделяет только одного – Павла Ивановича Чичикова. Приехав в город, Чичиков со всеми сближается. В каждой главе мы видим всё новые его возможности: с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием… Собирание ненужных вещей напоминает привычки Плюшкина, это мы видим в ненужной афише, где он сорвал, пришёл домой, а прочитав, положил в ларчик; неопределённость и маниловская любовь к фразе напоминает Манилова; мелочность – Коробочку; самовлюблённость – Ноздрёва; грубая прижимистость, холодный цинизм – Собакевича; жадность – Плюшкина.

Слайд 14

Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно.

Слайд 15

Образ светских дам
Дамы города были презентабельны. Что касается этикета, то они могли вести себя, соблюдать тон, множество приличий самых тонких, демонстрировали моду в самых последних мелочах, в чём опередили даже дам петербургских и московских. Одевались с большим вкусом, разъезжали по городу в колясках, сзади покачивался лакей. Визитная карточка для них была священной. Из – за неё две дамы могли поссориться, даже мужья или близкие родственники не могли их примирить. Насчёт занятия первых мест происходило тоже множество сцен, внушавшим мужьям рыцарские понятия о заступничестве. Дуэли между ними не происходило, но зато каждый старался напакостить другому. В нравах дамы были строги, казнили без пощады всякие слабости, противились всего порочного и разных соблазнов. Эти дамы отличались необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях.

Слайд 16

Образ капитана Копейкина
Тема разоблачения чиновничества в поэме «Мёртвые души» переплетается с темой крепостничества. Гоголь везде высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придаёт жизненный характер: обличает правительство.

Слайд 17

По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги…

Слайд 18

Почему Гоголь сжёг 2 том "Мёртвые души"
Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитином бульваре. Именно там он сжёг второй том «мёртвых душ». 2 том «мёртвых душ» - главный труд писателя, результат его религиозных исканий, труд, в который он вложил всю правду о России, всю любовь к ней. Однако в жизни писателя наступил переломный момент… Началось всё со смерти жены его друга. С этого момента Гоголь постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. С 11 на 12 февраля 1852 он приказал принести тетради с рукописью 2 тома «Мёртвых душ» и поджёг свечой в камине. Утром Гоголь был сам поражён своим порывом, но было уже поздно…

Слайд 19

"Мёртвые души" 2 том
Гоголь предлагал сделать поэму трёхтомной, и писал 2 том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить перерождение Чичикова. Работу над ним Гоголь начал в 1840 году. При работе над 2 томом значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел не -реализуемым. Когда Гоголь сжёг 2 том, то после его смерти черновые записи 4 глав были обнаружены. Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который хлопотал о его издании. Гоголь в своей поэме сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, но и помещиков, живущих за чужой счёт. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственного мира не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Слайд 20

Методические ресурсы
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23895/
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/gogol.html
http://www.litra.ru/composition/work/woid/00067301184773069574/