Презентация к уроку литературы_7 класс_внеклассное чтение "Н.Гоголь "Вий". Урок литературы

Cлайд 1

Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

Cлайд 2

Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

Cлайд 3

Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Cлайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Cлайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

Cлайд 6

Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

Cлайд 7

Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Cлайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. …Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Cлайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?

Cлайд 10

Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

Cлайд 11

«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

Cлайд 12

В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

Cлайд 13

«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?

Cлайд 14

Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

Слайд 1

Н.В. Гоголь Вий

Слайд 2

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Слайд 3

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

Слайд 4

С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Слайд 5

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

Слайд 6

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается. Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее.

Слайд 7

Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Слайд 8

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыльев и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма.

Слайд 9

Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги. Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Разделы: Литература

  • Образовательные: Учить анализу литературного произведения, учить работать с опорной схемой.
  • Развивающие: Развитие у обучающихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.
  • Воспитательная: воспитание внимание.

Ход урока

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья…
А. С. Пушкин

I. Словарная работа:

Архетип, тотем, судьба, мистерия, совесть, совершенство, духовное рождение, тайна рока, симфония Хаоса, философ, двоемирие.

II. Слово учителя:

Н. В. Гоголь – всегда тревожная, и, пожалуй, самая таинственная загадка русской литературы. Одни считали его писателем “космическим”, другие – сатириком…

На предыдущих уроках вы, ребята, отмечали романтическую направленность его повести “Ночь перед Рождеством”.

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить проблемы, затронутые Н. В. Гоголем в повести “Вий”.

III. Вопросы к классу:

1. Как учились и жили бурсаки?

Грубые, невежественные, неряшливые, всегда голодные. Любят выпить, украсть, подраться, очень мало занимаются науками.

3. Как объясняет гибель Хомы его товарищ Горобець?

IV. Работа с ОСК: После ответов на вопросы обращаемся к ОСК, что значительно облегчает работу над повестью.

Обучающиеся свободно ориентируются в определении таких понятий как “Двоемирие”, “Полное Духовное Рождение”, “Хаос”, “Рок”, “Судьба”, “Страх”.

Определяют тему произведения : Власть зла.

Идею: погибает покорный .

Обучающиеся приходят к выводу , что гибель Хомы – победа гордого одинокого человека, уходящего в бессмертие; соединяясь с Вием, взглянув ему в глаза, Хома достигает Полного Духовного Рождения.

Далее зачитываю, какую цель ставит перед собой Н.В. Гоголь: “…заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психологической основой предания”. Это высказывание И. Анненского подводит к логическому завершению работу над ОСК.

V. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “О чем ты воешь, ветер ночной?” (Можно заранее поручить выучить его одному из обучающихся.)

Это стихотворение поможет создать определенный эмоциональный настрой у обучающихся – чувство сопричастности к вечным проблемам бытия.

О чем ты воешь, ветер ночной?
О чем так сетуешь безумно?...
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке-
То роешь и взвываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
Ф. И. Тютчев

VI. Самостоятельная работа (3 мин): Перед вами белый лист, передайте цветописью:

Я родился.
Хочу стать Человеком.
Я формирую себя.
Имею и стремлюсь.
Нахожу и избавляюсь(пороки).
Одинок ли я в этом мире?
Чего я страшусь?

Цветописью передаются чувства, настроение. Организуется выставка рисунков. Поощряются все работы, отмечается самобытность, творческая раскованность.

VII. Самостоятельная работа № 2: “Ответьте на вопросы, дайте толкование...”

  1. Ваше определение понятия “Двоемирие”?
  2. Ученый, впервые проанализировавший категорию Страха? (Серен Къеркегор.)
  3. Что является предметом страха-тоски?
  4. Подберите синоним к слову “судьба”.
  5. Что олицетворяет собой Ничто в повести?
  6. Дайте описание Вия. Каким представляете его?
  7. Бурсаки… какими запомнились они Вам?
  8. Почему погиб Хома? (Неверующий.)
  9. Что легче описыать: прекрасное или безобразное?
  10. Как Вы понимаете СС “Полное Духовное Рождение”?

VIII. Вывод: В мире существует великое, абсолютное, бесконечное и вечное; существует подлинно ужасное, не допускающее обыденности, – существует Вий, абсолют, он приносит смертельное потрясение, а цена познания – смерть. Что увидел Хома? На вопрос этот нет ответа. Н. В. Гоголь не дает права увидеть нам, праздным читателям, что увидел Хома в глазах Вия, ибо для того, чтобы быть достойным увидеть тайну самой сути бытия, необходимо принести в жертву жизнь.

Главная > Урок

Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Цель урока - Знакомство с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.Анализ тех цен повести Н.В.Гоголя «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Доказать, что в повести удачно сочетаются реалистическое и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора. Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям. Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания.Задачи урока:

    Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ. Развивать умение давать оценку прочитанным текстам, систематизировать, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Н.В.Гоголя. Формировать у учащихся нравственные качества личности.
Оборудование: Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart. Ход урока: 1.Слово учителя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» близки народному творчеству. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь то лукавая, то смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой, ревнует её к другим поклонникам («Ночь перед Рождеством»). Ведьмы в адском пекле играют в карты и бессовестно жульничают («Пропавшая грамота»).И даже в тех повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно продолжает идти рука об руку с реальным: «колдун» в «Страшной мести» является отцом пани Катерины, панночка-русалка из «Майской ночи…» помогает Левко тем, что отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой». Та же традиция изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с опорой на народное творчество, сохраняется в повести «Вий», вошедшей во второй сборник повестей Н.В.Гоголя- «Миргород»(1835г). 2.Сначала познакомимся с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Предлагаю следующие вопросы и задания: 1.Смешным или страшным показалось вам произведение Н.В.Гоголя? 2.Докажите, что в повести удачно сочетаются реалистическое (изображение жизни, быта, нравов) и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. 3.Перечитайте описание жизни учеников бурсы в начале повести. Какие подробности из жизни бурсаков вы узнали? Как, с вашей точки зрения, относится к бурсакам сам автор? С какой интонацией он повествует об их быте и нравах? 4.Какими вам представляются Хома Брут, Халява и Тиберий Горобец в начале повести? Найдите строчки, где Гоголь представляет своих героев читателю. Попробуйте объяснить их странные имена. С какой целью в повесть введены друзья Хомы? Перечитайте сцены, рисующие быт сотника. О каких традициях, обычаях, суевериях жителей Малороссии рассказывает Н.В.Гоголь? 6.С какой целью Гоголь продолжает свое повествование после смерти Хомы Брута? Проанализируйте последнюю сцену и попробуйте определить её роль в повести. 2.Анализ эпизодов повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Работа с текстом. В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание хутора, хлева, где философ «толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева свинью» (Слайд №2) Это описание сменяется жуткой сценой со старухой – ведьмой; ведьмой оказывается панночка, дочка всеми уважаемого сотника, никакого отношения не имеющего к нечистой силе. После страшной гибели Хомы Брута повесть не заканчивается: следует финальная сцена, где не без юмора и совершенно реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Таким образом, все мистическое как бы спрятано Гоголем внутрь реалистической повести, и автор словно говорит читателю, что в этой жизни обыденное и необычное идут рядом. Он не видит в этом ничего странного, и в этом состоит одна из особенностей художественного мира Н.В.Гоголя. Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними (Слайд №3,4,5). Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец»(по-украински «воробей»), и эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор».Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит. Рассказ о быте сотника, обрядах, обычаях, традициях (Слайд №6) Знание народных обычаев и традиций - одна из черт творчества Н.В.Гоголя. 3.Анализ эпизодов повести, в которых преобладает мистическое начало. Работа с текстом. Первый этап урока - анализ сцены. Когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, смотрит сверху на мир. (Слайд № 7,8,9) Вопросы: 1.Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? 2.В каком состоянии находится сам Хома? Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. Анализ отрывка . Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Как только Хома начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Следующая часть урока посвящается ей. Вопросы: 1.Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? 2.Для чего он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? 3. Что поражает в этом портрете? Превращение старухи ведьмы в молодую красавицу предает повествованию определённую романтику, делает его более напряжённым, захватывающим. Кроме того, это позволяет Гоголю мотивировать ту силу власти, которую имела панночка над всеми людьми, в том числе над Хомой. Портрет её, сначала чуть намеченный автором, затем становится подробным, необыкновенно выразительным и образным. Первый раз Хома видит её такой: « Перед ним лежала красавица, с растрёпанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя к верху очи, полные слёз». (Слайд №10) Хоме становится и страшно и жалко её. Он испытывает «какое-то странное волнение» и убегает. Во второй раз , в доме сотника, чувства его становятся более определёнными: «Трепет побежал по его жилам; перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста- рубины, готовые усмехнуться…Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшное пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст её, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшное знакомое показалось в лице её. -Ведьма!- воскликнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать молитвы. Это была та самая ведьма, которую убил он». (Слайд № 11) В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз . Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови: «Он подошёл ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота. Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не успел, уходя не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови». (Слайд №12) Вопросы: 1.Почему же красота панночки была страшной? 2. Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? В её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое. Троекратный повтор, столь характерный для народного творчества, будет иметь место и в самых страшный сценах повести - сценах ночных бдений Хомы над телом умершей. Им будет посвящена заключительная часть урока. Сцены в церкви . Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, не только рассказанные о ней истории, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» (Слайд № 13) Вопрос: 1.Как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки? Выделим ключевые фрагменты: Ночь первая - покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха. (Слайд №14) Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха. (Слайд №15) Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви. (Слайд №16) Вопрос: 1.Кто такой Вий? 2.Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Вий. У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово Вий означает ресницы. (Слайд №17) Вывод: Может быть, Вий - та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость (за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать в последний момент». В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

  • Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

Слайд 3

  • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать».

Слайд 6

  • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

Слайд 7

  • Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

  1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
  2. В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

  • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
  • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
  • Что поражает в этом портрете?
  • Что такое портрет?
  • Слайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Слайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Слайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Слайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?
  • Слайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Слайд 15

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

    Слайд 16

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

    Слайд 17

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

    Слайд 18

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

    Посмотреть все слайды