Правополушарное рисование пошагово. Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно

Добрый день, уважаемые читатели, посетившие наш сайт! Вам, наверное, доводилось слышать термин - правополушарное рисование. Что это такое, мы с удовольствием расскажем вам в этой статье.

Изначально у всех малышей более развита правая часть мозга. Но со временем левому полушарию достаются основные «бразды правления», и благодаря ему малыш учится разговаривать, читать, писать и принимать решения. Нередко стремления ребёнка рисовать, мечтать и фантазировать, за которые отвечает правое полушарие, недооцениваются взрослыми, и эта часть мозга всё реже проявляет активность. Без достаточного развития обоих полушарий мозга малышу будет трудно стать целостной, гармоничной личностью. Но ситуация поправима, и мы расскажем, как заниматься дома с ребёнком, используя технику правополушарного рисования.

Зачем нужно правополушарное рисование?

Этот метод основан на внутреннем потенциале человека, поэтому обучаться чему-то новому не придётся. В детстве многие люди рисовали, но большинство из них перестали это делать в возрасте 10-12 лет. Почему? У подростков развивается критическое мышление, и они уже чётко осознают, что рисунок не соответствует в точности реальному изображению. Поэтому многие перестают рисовать, ошибочно полагая, что у них нет к этому способностей.

На самом деле уже спустя полчаса после начала занятия мозг начинает функционировать на полную мощность. При этом физическая энергия не затрачивается, напротив: приходит моральное удовлетворение, которое наполняет человека энергией. В результате ребёнок учится не только рисовать, но и проявлять творческий подход во всех сферах жизни.

Даже если малыш не станет художником, то развитое правое полушарие наполнит его жизнь красками и эмоциями, а также предотвратит депрессии и психические расстройства.

За что отвечают левое и правое полушария?

Среди знаменитостей, которые виртуозно владели навыками правополушарного рисования, - гений Леонардо да Винчи. Во времена его творчества о функциях человеческого мозга ещё было мало что известно. Но лауреату Нобелевской премии, учёному Роджеру Сперри, удалось доказать, что левая и правая части мозга человека наделены разными полномочиями. При помощи левого полушария мы:

  • слышим;
  • видим;
  • говорим;
  • обрабатываем звуки, цифры и буквы.

Правое полушарие отвечает за:

  • творчество;
  • фантазию;
  • мечты.

Все творческие личности - обладатели хорошо развитых функций правого полушария. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет аналитический склад ума, ему свойственна логичность, чёткость, последовательность действий.

Как «включить» правое полушарие у ребёнка?

Это легко сделать при помощи простых упражнений, которые можно выполнять как перед занятиями по рисованию, так и отдельно - во время прогулки, в транспорте или в очереди:

  • Пусть малыш левой рукой коснётся носа, а правой - левого уха. Теперь пусть опустит ручки. По хлопку он должен выполнить касания снова, но наоборот: правой ручкой - к носу, левой - к правому уху.
  • Попросите малыша выполнять «колечки» пальчиками. Для этого он должен соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.
  • Выполняя любые действия обеими руками, мы активизируем оба полушария. Поэтому всячески поощряйте игру на музыкальных инструментах. Также он может попробовать написать своё имя одновременно двумя руками. Предложите ему почистить зубы левой рукой, если он правша, - это весело и полезно для гармоничной работы мозга.
  • Предложите ребёнку, умеющему читать, быстро назвать цвета, которыми написаны слова:

Как организовать занятие правополушарным рисованием с ребёнком дома?

Чтобы у малыша правое полушарие активно включилось в работу, перед рисованием нужно заставить работать фантазию ребёнка и его образное мышление. Плавная музыка для фона поможет ему расслабиться. При этом ребёнок перестанет оценивать ситуацию и анализировать, правильно ли у него получается. Рассмотрим подробнее на примерах.

Рисуем имя

Предложите малышу закрыть глаза и представить белый лист бумаги, на котором написано его имя. Пусть представит, что оно написано синим цветом, затем красным, зелёным… А теперь пусть вообразит, что кто-то зовёт его по имени. Только кто же это? Пусть он пофантазирует, какое его имя на ощупь? А на вкус? Пусть малыш откроет глазки и расскажет, какое же его имя.

Теперь пришло время взять карандаши и нарисовать своё имя. Причём здесь нет никаких запретов, правил и временных рамок. Медленный ребёнок справится за 20 минут, а шустрый малыш - за 5. Пообщайтесь с юным художником, почему он изобразил своё имя именно так. Заметьте, что при выполнении этого упражнения были задействованы все отделы мозга ребёнка.

Рисуем себя взрослого

Занятие начинаем по тому же принципу. Закрываем глазки и фантазируем, какого роста будет взрослый человек, какая у него будет причёска, одежда, походка, любимые блюда… И только после этого рисуем. Можно придумать самые разные темы для занятия: какой подарок подарить другу, какие цветы растут в саду и так далее.

Срисовываем картинку, стоящую вверх ногами

Один из приёмов, который позволяет активизировать правое полушарие мозга ребёнка, - это срисовывание картинки, стоящей вверх ногами. При этом часть картинки должна быть закрыта. Малыш, не понимая, что именно он рисует, отлично справляется с задачей. При этом логика у него отключается, и на первый план выходят функции правого полушария мозга. Он рисует, не оценивая то, что он делает, и через 20–30 минут художник будет приятно удивлён результату. Рисовать можно как карандашами, так и гуашью, акварелью или акриловыми красками - на усмотрение ребёнка.

Кому полезно правополушарное рисование?

Этот вид творчества подходит всем. Он не только раскрывает творческий потенциал, но также укрепляет отношения между людьми. Неспроста же правополушарным рисованием пользуются педагоги и психологи.

Совместные занятия правополушарным рисованием для мам с детьми очень сближают и благотворно влияют на общее психологическое состояние. Это касается также беременных женщин, для которых так важны спокойствие, уравновешенность и позитивный настрой.

Хотите узнать об этом больше? Художница Бетти Эдвардс издала книгу «Открой в себе художника», чтобы любой читатель смог развить в себе скрытые способности правой половины своего мозга.

Правополушарное рисование - красота, гармония, творчество

Надеемся, мы вдохновили вас развивать творческие способности не только вашего ребёнка, но и свои собственные, уважаемые взрослые. Рисуйте на здоровье! А мы перечислим все те бонусы, которые вы приобретёте, практикуя эту методику для занятий с малышом:

  • развитие навыков художника;
  • развитие собственного видения мира;
  • стабилизация психо-эмоционального фона;
  • снятие напряжения и внутренних блоков;
  • развитие интуиции, воображения, образного мышления.
  • творческий подход во всех сферах жизни;
  • прилив сил и желание творить.

Рисуйте с удовольствием, а также присоединяйтесь к нашей группе единомышленников, будьте активны и жизнерадостны! Мы с удовольствием изучим ваши отклики. До скорых встреч!

Ни для кого не секрет, что не отработанный стресс имеет свойство накапливаться в человеке, как в психике, так и в теле. Существует множество техник и методов снятия стресса (см. психотренинги), сегодня вы узнаете что такое правополушарное рисование (или, как его еще называют, интуитивное рисование), как метод релаксации, снятия стресса и общего улучшения психического и физического состояния.

Почти все, наверное, знают, что у человека есть два полушария головного мозга, одно из которых — ведущее (т.н. межполушарная асимметрия), чаще левое (особенно у людей с аналитическим складом ума) и правое — у людей с художественным, образным типом мышления. Но есть люди, которые могут одинаково хорошо мыслить и в левом и в правом полушарии мозга. Также межполушарное различие может быть выражено у леворуких (левшы), праворуких (правши) и «двуруких» (амбидекстры) людей.


Суть правополушарного рисования , как метода снятия стресса, заключается в том, что как раз правое полушарие и работает с образами, картинками, представлениями, воображением и, конечно, эмоциями и интуицией — отсюда и второе название — интуитивное рисование, т.е. без участия левого полушария: его логики, анализа, правил, стереотипной интерпретации…

Когда вы займетесь правополушарным рисованием, используя интуицию и свое внутреннее видение, вы будете получать удовольствие от самого процесса, воспринимая мир таким какой он есть, а не таким, какой он должен быть по установкам левого полушария. Изображая, рисуя мир интуитивно, вы сможете высвободить накопившиеся в подсознании негативы, расслабиться и получить истинное наслаждение — вы почувствуете себя как ребенок — счастливым, креативным, полным сил и энергии.

Техники интуитивного, правополушарного рисования

Суть техник интуитивного рисования в том, что тут нет никаких особых техник… Вся техника заключается не в самом правополушарном рисовании, а в том, чтобы отключить на время создания рисунка левое полушарие, которое будет мешать начинающему художнику, т.к. вы будете анализировать, включать логику, давать оценку своему, без «приукраски» будет сказано, художественному произведению…

Как отключить левое полушарие при правополушарном рисовании?
Чтобы воспринимать мир таким каким вы его видите и рисовать интуитивно, именно правым полушарием, необходимо отключить или хотя бы ослабить работу левого полушария. Для этого используют нехитрые приемы.

Например, вы можете начать с копирования других рисунков и изображений, перевернув кверху ногами оригинал — левое полушарие воспримет перевернутое изображение как нечто не логичное, не понятное ему — оно отключится, и вы переключитесь в правополушарное рисование, воспринимая рисунок так, как вы его видите.

Также, можно взять детские картинки-раскраски и закрыв верхнюю часть изображения, начать интуитивное рисование, раскрашивая видимую часть рисунка.

Тренинги и курсы правополушарного рисования для детей и взрослых

В наше время правополушарное рисование, как метод релаксации, снятие стресса, а порой и как раскрытие талантов, хобби и времяпрепровождение, стало довольно популярным и среди детей и взрослых.

Обычно тренинги и курсы по правополушарному, интуитивному рисованию организуют профессиональные художники, у которых в силу профессии уже сильно развито правополушарное, художественное мышление.

Психотерапевты и психоаналитики обычно используют интуитивное рисование как рисуночные тесты для психодиагностики детей и взрослых, а также некоторые психологи, особенно детские, используют правополушарное рисование как метод арт-терапии, вместе, например, со сказкотерапией , песочной терапией и т.п.

Для релаксации, снятия стресса и отработки негативных эмоций , психотерапевты больше используют различные психологические тренинги, например по методу Хосе Сильва , или упражнения самогипноза , либо различные позитивные аффирмации …, при которых более четче и целенаправленней отключается левое полушарие, чем при правополушарном рисовании, и человек может изменять в себе более конкретные вещи: отрабатывать негативные переживания, сохраненные эмоциональные ситуации, словом решать более серьезные психологические проблемы.


Психоаналитическое резюме: Если у вас серьезные психологические проблемы: неврозы, страхи и фобии, стрессовые расстройства, депрессии средней и тяжелой степени, заниженная жизненная Я-позиция, постоянное невезение в жизни, большие комплексы, сильная нерешительность и неуверенность в себе и т.п., то правополушарное рисование не для вас — вам нужна не помощь художника, а психологическая помощь практического психолога , психотерапевта или психоаналитика.

Если же у вас легкая депрессия, часто плохое настроение, несколько заниженная самооценка, небольшие стрессы и вы не умеете расслабляться, то интуитивное рисование вам вполне может помочь, т.к. во время самого эмоционально положительного процесса правополушарного рисования, позитивного общения с другими людьми, получение удовольствия от своего творчества, порой открытия талантов в себе и структурирования своего времени, вы сможете придти к душевному равновесию и гармонии внутри личности…

Бесплатная консультация — психолог по телефону (WhatsApp, Viber, Skype)

Закажите личный (только для вас) психологический тренинг для снятия стресса и релакса

– яркий творческий привет! Сегодня мы поговорим о правополушарном рисовании: что это такое, откуда взялось и немного о функциях обоих полушарий нашего мозга, а на десерт 3 истории о том, как правополушарное рисование помогает жить более интересно, приятно, осознано. Если вы ищите внутри себя художника – смело вперед!

Все как всегда…

Конечно, вы не раз слышали о правополушарном рисовании, и, возможно, на себе испытали эффективность этого метода. Многие истории правополушарного рисования начинаются одинаково. Люди с полной уверенностью говорят: «Я не умею рисовать, у меня не получится, у меня нет способностей к рисованию». За последние несколько лет я слышала это много раз. Но так же одинаково истории правополушарного рисования и заканчиваются (не совсем, конечно, заканчиваются – я имею в виду окончание первого занятия): «Это невороятно, у меня получилось! Я могу рисовать! Мне нравится моя картина! Я в восторге от себя и от результата!» За последние несколько лет я видела эту реакцию после каждого занятия правополушарным рисованием. Когда-то такая история случилась и со мной…

Я не умею рисовать! Научите!

Правополушарное рисование набирает невероятную популярность и распространяется по планете со скоростью света. И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам сейчас уже за…, одно занятие и тренером – и в результате вы держите в руках одну или несколько собственных картин, удивляетесь собственным возможностям и талантам и с восхищением разглядываете только что созданные маленькие шедевры. Еще пару часов наза вы были уверены, что бог обделил вас художественным талантом, и ваш удел – восхищаться работами других, но теперь вы знаете на что способны. Вы потрясены!

Кажется, что случилось чудо, но все дело в согласованной работе полушарий головного мозга. Поэтому, удивляться надо не блестящему результату, а тому, насколько сильны в нас убеждения в собственной ограниченности.

Правополушарное рисование наглядно показывает, что многие заблуждаются, не верят в себя, жутко боятся оценок, но с успехом встают на путь изменений, расшатывают и выбрасывая из головы работающие годами установки «у меня не получится, потому что у меня нет таланта». Результат то говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!

Что такое ПП рисование?

Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, не имеющих художественного образования, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Обычно первые результаты этого удивительного рисования дают о себе знать прямо в процессе, когда люди погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. Негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вот, человек стал уверенней в себе, открыл в себе залежи ресурсов, увидел новые возможности… Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы, и… происходят чудеса!

За что отвечает правое полушарие и как левое полушарие «вмешивается» в творческую деятельность?

Работа правого полушария предоставляет нам возможность проявлять творческое мышление, созидать новое, находить нестандартный подход в разрешении ситуации, действовать по интуиции, мыслить образами, эмоционально воспринимать не только богатства внешнего, но и своего внутреннего мира.

В результате наше восприятие реальности меняется, что и происходит под воздействием занятий правополушарного рисования. При этом «хладнокровное» левое полушарие постарается внести свой вклад в деятельность, подкидывая мысли о том, что это не для нас, это несерьезно, да какая в этом польза и выгода, люди годами учатся, поэтому невозможно научиться рисовать за один день и т.д. – логичные и рациональные мысли, между прочим. Именно они, бывает, перевешивают на чаше весов, и поэтому мы не слышим слабенького голоса наших истинных желаний, и не совершаем больших и малых «чудачеств». Некоторые, все же прорываются сквозь ровный заслон логики и «рацио», и… выходят на новый уровень жизни.

В чем сила, брат? Чем ПП рисование отличается от традиционного? Что происходит на занятии по ПП рисованию?

Традиционный способ обучения рисованию или по-другому, левополушарный – годы занятий в художественной школе, потом на худграфе и далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей. Уф!

Принцип правополушарного рисования другой. Никаких лекций с углублением в техники. С помощью специальных приемов тренер «включает» правополушарный режим у учеников, и сразу начинает мастер-класс. Левое полушарие, естественно, не «отключается», а просто на время уступает обычно лидирующие позиции. Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.

Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Ученикам остается только одно: повторять приемы, которые показывает тренер. И они с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Да: любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что ученики пытаются воспроизвести действия преподавателя, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину. А давайте на несколько минут отвлечемся от чтения, и заглянем на один из уроков, просто, чтобы увидеть принцип действия (видео в ускоренном варианте, без слов, но с музыкальным сопровождением). Наслаждаемся!

Как правило, первые картины создаются на небольшом формате (А5 или А6), и если следовать за действиями тренера, то рисование на А6 занимает минут 5-10, а А5 – 15-30 минут. Готово! На одном занятии можно создать сразу несколько первых шедевров с видами природы. Когда ученики рассматривают свои работы, они удивляются, что сделали их сами, что получилось очень даже красиво. На душе становится легко и радостно. Как в детстве.

3 истории о людях, гуаши и детском восторге взрослых людей

История №1

Я занялась правополушарным рисованием в 2015 году. Спасибо, что существует на свете интернет, и можно не выходя из дома научиться чему угодно! У меня был свой интерес: во-первых, в детстве мне нравилось рисовать, хотя никакого «таланта» или хотя бы «способностей» тогда у меня никто не обнаружил. Средненькие четверочки по ИЗО. Со временем карандаши, краски и альбомы были задвинуты в ящик стола и… позабыты. История, по-моему, самая стандартная, банальная.

Но проходят годы. И душа просит, а иногда требует чего-то… забытого. И тут приходит осознание, озарение. Несерьезное, детское: «Я хочу рисовать!» Зачем это надо – пока не ясно, главное – хочу! Потом разобралась в себе, поняла. Обучилась – несколько дней интенсива. В первый раз за много лет я держала в руках кисти, малевала гуашью фон, выводила дрожащей рукой детали, стараясь успеть за преподавателем. Если честно – думать было некогда, глаза смотрели, а руки – делали. Результат изумил после первого же занятия: я смотрела на свои картинки и изумлялась, что это я сама их нарисовала. С тех пор прошло уже несколько лет, а я не останавливаюсь. Рисую сама, рисую вместе с другими, сама провожу мастер-классы. Почему я это делаю? Расскажу в следующей части статьи.

История №2

Есть у меня одна группа (работники умственного труда), в которой я периодически провожу мастер-классы по правополушарному рисованию. После каждого занятия – масса впечатлений, эмоций. Участники пытаются описать свое состояние после рисования – и не могут. Эйфория? Эффект легкого алкогольного опьянения? Искренняя радость? Одна из участниц сообщает, что «такого» состояния она не испытывала с самого детства и уже не надеялась когда-либо испытать. Эмоции искрятся, расходиться никому не хочется.

Однажды к обычной женской компании присоединился мужчина, его зовут Владимир. Он рисовал быстрее, чем другие, не стараясь улучшить тот или иной элемент. Он просто повторял за мной, а потом ждал следующего шага и так до конца. Если честно, я думала, что его картинка получится довольно… примитивной – и была абсолютно не права!

Когда мы рассматривали готовые картины, я поразилась, насколько эффектно выглядела работа Владимира – хоть сейчас на выставку или в музей! Я сказала ему об этом, а он, все еще не веря, что это его картина, рассказывал, что в школе ему сказали, что рисовать он не умеет и т.д. (все как обычно). Вместе мы сделали вывод, что он умеет рисовать, а те педагоги из его прошлого были не правы. В дополнение я рассказала ему историю об известном русском художнике В.И. Сурикове, которого не хотели принимать в художественную академию, в связи с отсутствием «таланта». И что из этого вышло. Владимир «улетал» с занятия окрыленный.

История №3

Как-то раз я предложила своим родственникам порисовать. Что? Порисовать? Тетя сразу согласилась. Другим было некогда. Мама категорически заявила, что рисовать она совершенно не умеет (ха-ха – подумала я, слыша эту заевшую пластинку). Так вот: с тетей Олей мы рисовали много, вдохновенно, быстро. Она настолько воодушевилась, прочувствовав на себе мощный эффект от правополушарного рисования, что занялась волонтерской деятельностью, проводя мастер-классы с онкологически больными людьми. Она рассказывает чудесные истории про то, как вновь загораются глаза светом жизни у тех, кто уже отчаялся… Но это уже другая история, и не моя.

Так вот, уже долгое время каждый вторник мы собираемся у бабушки и рисуем семьей. Рисует даже мама, которая громче всех кричала, что она «не умеет». Рисуют дети. Растет уверенность в себе, повышается настроение, энергия. Сестра говорит, что теперь она смотрит на небо, на деревья, на природные явления по-другому. Племянник перестал бояться совершить ошибку. Друг моего сына, Платон (приезжал в гости на каникулы из другого города), недавно удивил меня. Он сказал, что видел коллекцию наших картин:

— Я знаю, что это такое. Я просто забыл как это называется. Это когда быстро рисуешь много рисунков и они все красиво получаются. Я ходил с мамой на такое занятие в Тюмени. Мне понравилось.

Когда Платон приедет погостить в следующий раз, мы обязательно включим его в нашу дружную компанию любителей правополушарного рисования. На сегодня историй достаточно. Пойду готовить кисти, гуашь и бумагу для следующего сеанса. В я расскажу о художнице, преподавателе правополушарного рисования, которая творит настоящие чудеса. А также о пользе этих занятий для больших и маленьких. Всем творческих успехов!

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С пожеланиями открыть для себя мощную технику ППР,

Наталья Реутова

Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.

Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким .

Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.

План урока:

Как всё началось?

Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.

Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.

И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.

О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.

Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.

Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…

В чём суть?

Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»

А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.

Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.

При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.

Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.

При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.

Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.

А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.

Кому подходит?

Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!


Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!

Приятного вам творчества!

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так.

Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины. Одна из таких методик – правополушарное рисование . Очень интересно наблюдать прогресс учеников, выбравших именно этот способ.

Обычно рисунок, сделанный до первого занятия, напоминает набор символов, которые у нас ассоциируются с предметом, что мы видим. Например, если нам предложить нарисовать цветок, то изобразим мы его с помощью нескольких кружков и овалов, потому что лепестки - это прообраз овала. Но уже во время первого занятия по правополушарному рисованию разница становится заметна.

После посещения нескольких занятий результат будет неправдоподобно хорош. Семью вы точно удивите своими работами.

Так что же такое правополушарное рисование? В чем его суть и отличительные черты?

Для начала вспомним школьные уроки анатомии и рассказы про левое и правое полушария мозга. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, а правое – за образное . Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. В идеале, оба полушария должны работать одинаково.

Но к сожалению, идеала не получилось. У большинства взрослых мужчин и женщин больше развито левое полушарие . И это легко объяснить. Вся наша повседневная жизнь складывается из привычных вещей, алгоритмов, действий. С определенного возраста мы перестаем изучать мир, задавать вопросы, ответы на которые вроде бы и так знаем. Плывем по течению.

Каждый день становится повторением вчерашнего – просыпаемся, выключаем будильник, минут пять еще не можем подняться, встаем, чтобы пойти в туалет, душ. Потом завтрак, поездка на работу и так далее. Причем делаем мы это все, не задумываясь, – автоматически. Наш мозг, а, вернее, ее левая сторона, выработав шаблон один раз, использует его в последующих похожих ситуациях.

Однако с детьми все наоборот . Они постоянно что-то изобретают (лепят, рисуют, строят замки из конструктора) , все время задают самые разные вопросы, над которыми взрослым уже лень думать, не боятся делать ошибки. В детском возрасте правое полушарие работает гораздо лучше, но со временем оно отдает первенство левому. Взрослея, мы все меньше задаем вопросов, интересуемся чем-то новым и теряем способность мыслить творчески.

Происходит это от того, что процесс изобретения новых идей и неожиданных решений весьма трудоемкий, наш ленивый мозг сразу же вспоминает похожую ситуацию из прошлого и предлагает уже готовое лекало. Для того чтобы «расшевелить» себя и свое мышление, нужно подключать правое полушарие. Для этого хорошо подойдет освоение новых видов деятельности .

Например, можно научиться кататься на коньках, роликах, горных лыжах или плести из бисера. Главное, чтобы новое занятие включало в себя физическую активность, что-то, чего наше тело не помнит или не знает.

Именно это будет заставлять обращаться за помощью к правому полушарию, потому что левое не сможет найти заготовленного шаблона. А вот изучение иностранных языков уже может не сработать в борьбе за способность мыслить креативно.

Рисование тоже может быть хорошим вариантом. Но только оно должно быть правополушарным . Нужно забыть о классическом (академическом) подходе, который преподают в художественных школах. Правило золотого сечения, свет и тень, перспектива – все это логическое учение левого полушария. Правополушарное рисование получается не таким точным, но более эмоциональным. Самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают.

На самом занятии вы должны научиться использовать все ваши органы чувств . Зрение поможет выбрать правильный цвет, осязание – понять структуру предмета, который хотите нарисовать, почувствовать шершавость бумаги или структуру краски, куда можно окунуть палец.

Во время занятия обычно звучит приятная музыка, что подключает и слух к творческому процессу. Главное, не думать, под каким углом должна быть тень от вазы, а чувствовать предмет, цвета и краски.

Перед занятием на вас наденут фартук. А рабочее место будет устроено следующим образом: картон крепится к листу большего размера, который, в свою очередь, закреплен на столе. Стол также застелен газетами или пленкой. Все это делается, чтобы вы не боялись испачкать свое рабочее место или испачкаться самому.

Все приготовления сделаны – . Сначала на листе бумаги (картона) появляются красочные пятна. Затем ваше полотно покрывается разными цветами и тонами, которые делают сюжет реалистичным и оживляют картину. Важно не бояться выйти за границы рисунка, картона и даже второго большого листа бумаги.

Одновременно преподаватель рассказывает и показывает некоторые приемы, например, как рисовать облака, траву или деревья. Вы повторяете за ним, но в итоге у каждого получается свой уникальный рисунок.

Если вы до этого совсем не рисовали, то вполне естественной реакцией будет осторожность. Страх испортить картину последующим «улучшением» . У вас получилось такое прекрасное небо! Зачем его улучшать?! Но не надо бояться. Несколько дополнительных штрихов – и у вас готовы пушистые облака. А если провести кистью с коричневой краской по песчаному берегу, то можно получить скалистый мыс.

Во время таких занятий вы становитесь свободнее, позволяете себе больше (например, запачкаться краской) , расширяете свои рамки, стирая границы дозволенного. Ваша творческая натура просыпается, а доказательством служат картины, которые не стыдно принести домой и повесить в гостиную на самое почетное место.

Единственное, что нельзя делать – разговаривать. Речь – это часть левого полушария, которое нельзя активировать , потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления.

Вы станете размышлять о том, правильно ли выбрали цвет, расположили предметы в композиции и прочее. Поэтому никаких разговоров – только чувства и эмоции.

После посещения занятий по правополушарному рисованию приемы, которым вас научили, запомнятся и останутся надолго. С их помощью появятся на свет многочисленные произведения. Но преимущество такого тренинга еще в том, что вы научитесь не только рисовать, но и мыслить по-другому , творчески подходить к решению других задач, применяя нестандартные методы и изобретая новые способы.