Порядок оформления приёма на работу. Порядок приема на работу в организациях

Оформление сотрудника на работу является очень важной составляющей трудовых отношений. При оформлении документов по трудоустройству необходимо придерживаться ряда правил, в противном случае не исключено возникновение проблем с контролирующими органами.

Порядок приема сотрудника на работу

Согласно действующему порядку, при устройстве нового сотрудника необходимо действовать в следующей последовательности:
1. Соискатель пишет заявление о приеме на работу, при этом предоставляет все необходимые документы;
2. Ознакомление под роспись с организационными документами, которым должен будет следовать будущий сотрудник;
3. Заключение трудового договора;
4. Заводится личная карточка для сотрудника образца N2, а также заводится личное дело;
5. В трудовой книжке работника делается отметка о трудоустройстве.

Документы, которые необходимо предоставить при оформлении:
— удостоверение личности;
— свидетельство о пенсионном страховании;
— трудовая книжка;
— документы об образовании и воинском учете.

Бывают случаи, когда необходимо предоставить дополнительные документы. Например, если работа будет связана с наркотическими или опасными веществами, то необходимо предоставить справку о материальном состоянии и медицинскую справку.

Ознакомление с нормативными актами

Согласно действующему законодательству, новый сотрудник обязан под роспись ознакомиться с внутренними документами предприятия перед тем, как заключать трудовой договор. Это могут быть и правила распорядка, и различные инструкции, и коллективный договор. Роспись об ознакомлении с документами работник может поставить как в ведомости, которая прикрепляется к документам, так и в специальном журнале.

Составление трудового договора и выдача приказа об оформлении на работу

Трудовой договор является главным регулирующим документом взаимоотношений между работодателем и его сотрудником. Здесь все должно быть расписано в мельчайших подробностях. После заключения договора и подписанию всех необходимых документов, работодатель должен издать указ о приеме человека на работу. Сотруднику необходимо предоставить свою копию приказа и под роспись ознакомиться с ней.

Оформление кадровых документов и личной карточки сотрудника

Все необходимые документы заполняются сотрудниками отдела кадров. Там же оформляется личное дело сотрудника, в котором указывается личная информация о нем, а также все виды поощрений, взысканий и продвижения по карьерной лестнице. Соответствующие отметки необходимо вносить в трудовую книжку сотрудника.

Оформление человека на полставки

В таком случае следует в трудовом договоре четко прописать расписание рабочего дня и его величину. Права и обязанности у таких сотрудников ничем не отличаются от остальных коллег.

Оформление студента

Занятость студента не должна превышать 18 часов в неделю, при этом для таких сотрудников существует дополнительный отпуск:
— месяц для сдачи государственных экзаменов;
— 15 дней для сдачи сессии;
— 4 месяц для защиты диплома и подготовки всех экзаменационных работ.

Оформление человека с инвалидностью

Трудоустройство инвалида производится по принятому порядку, но при этом предприятие должно предоставить ему дополнительные льготы:
— если у человека I или II группа, он не должен работать более 35 часов в неделю;
— 60 дней дополнительного неоплачиваемого отдыха и 30 дней отпуска в году.
На работу, которая предусматривает вредные условия запрещено брать человека с инвалидностью.

Ни одна организация не может обойтись без наёмных работников. Даже маленькому предприятию нужен хотя бы один сотрудник — его руководитель. Зачастую небольшие предприятия пренебрегают оформлением трудовых отношений и сдают нулевую отчётность в фонды. Первое время это может проходить незамеченным, но с ростом доходов такое положение вещей, скорее всего, привлечет внимание контролирующих органов, и они потребуют объяснений. Фирма не может функционировать сама по себе, каждое действие — общение с контрагентами, уплата налогов, сдача отчётности — совершает конкретный человек, отношения с которым нужно официально оформить. Поэтому все организации по умолчанию сдают отчетность по сотрудникам в ПФР и ФСС. Контролирующие органы могут негативно воспринять нулевые показатели в отчётах и попросить объяснить причины этого. Итак, вы решили оформить отношения с работниками. Прежде всего, предстоит выбрать тип договора.

Простой учёт сотрудников и отчётность через интернет вместе с Эльбой!

Какой заключить договор

Договор между работником и организацией может быть двух типов:

  • Трудовой договор.
  • Гражданско-правовой договор (договор ГПХ).

В чём отличия, и какой из договоров лучше заключить в вашем случае, поможет понять таблица ниже.

Что сравнивается

Трудовой договор

Гражданский договор

В каких случаях заключают Работник систематически выполняет работу по определенной должности. Например, продает товар (продавец), охраняет склад (сторож), водит машину (шофёр), ведет учёт (бухгалтер) - на эти виды работ нужно оформить трудовой договор. Работника нанимают для выполнения конкретной, ограниченной по времени, разовой задачи. Например, для проведения рекламной акции, ремонта офиса, разработки веб-сайта и т.д.
Организация работы Сотрудник выполняет распоряжения руководства по мере их поступления, соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и график работы. Он лично выполняет свои рабочие задачи. Важен результат, а не процесс. Заказчик не вмешивается в работу исполнителя, но может проверять промежуточные и итоговые результаты. Работник может трудиться в любое удобное для него время, если это не влияет на достижение конечного результата. Исполнитель вправе привлекать третьих лиц для выполнения работы.
Какими законами регулируется Трудовым кодексом Гражданским кодексом
Запись в трудовой книжке Да Нет
Какие страховые взносы платить
  • Взносы в ФСС на нетрудоспособность и на травматизм
  • Взносы в ПФР на пенсионное страхование
  • Взносы в ФОМС на медицинское страхование
  • Взносы в ФСС на на травматизм в том случае, если это прописано в договоре
Какие гарантии предоставлять
  • Регулярная выплата заработной платы
  • Месячная зарплата не ниже МРОТ
  • Предоставление оплачиваемых отпусков
  • Выплата больничных и пособий
  • Компенсации при увольнении
  • Обеспечение условий работы
Только те, о которых договорились с работником при заключении договора.
Какие документы оформлять
  • Личное заявление сотрудника
  • Приказ о приёме

Не спешите в попытке сэкономить взносы и сократить обязательства перед работником заключать договор ГПХ. Если по всем параметрам ваши отношения с ним относятся к трудовым, такая «подмена» договоров может привести к неприятным последствиям. Например, контролирующие органы или сам работник обратятся в суд, где признают гражданско-правовой договор трудовым. Это приведёт к доначислению взносов, уплате штрафов, выполнению требований трудового законодательства (зарплата, отпуска и т.д.). Поэтому сначала чётко определите роль работника в вашей организации: какие у него обязанности, надо ли ему регулярно присутствовать в офисе и соблюдать график, можете ли вы назвать конечный результат его работы и т.д. Учитывая это, вы сможете правильно выбрать тип договора.

Как оформить сотрудника по трудовому договору

    Получить от работника необходимые документы:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • трудовую книжку (её можно не спрашивать, если сотрудник приходит к вам по совместительству);
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
    • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
    • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или подготовки.
    Если для сотрудника ваша фирма — первое место работы, и у него ещё нет трудовой книжки и страхового свидетельства, то вам предстоит их оформить.
  1. Получить заявление от работника (шаблон заявления о приеме на работу).
  2. Оформить и подписать трудовой договор. При составлении договора опирайтесь на . Оформите договор в двух экземплярах: один останется у работника, а второй он подпишет и вернёт вам. В конце трудового договора желательно сделать запись: «Экземпляр трудового договора получил/подпись, расшифровка».

    Ознакомить работника под роспись с внутренними актами организации, если такие есть (должностные инструкции, положение об охране труда, коммерческой тайне и т.д.).

    Оформить приказ о приёме на работу по форме Т-1. Дата приказа не может быть раньше даты трудового договора. Работник обязательно расписывается в приказе.

    Оформить личную карточку работника по форме Т-2. Её лучше распечатывать на тонком картоне или плотной бумаге.

  3. Внести запись в трудовую книжку в течение недели со дня приёма на работу.

Оформление нового сотрудника в каждой организации имеет свои нюансы. Несмотря на это, существует ряд правил, которые одинаковы для всех. Касаются они, в первую очередь, документов, которые оформляются во время приема на работу нового сотрудника. Соискателю стоит знать, что при приеме на работу оформляются определенный пакет документов, ведь для их правильного заполнения может понадобиться дополнительная информация, подготовленная заранее.

По закону в некоторых случаях могут потребоваться помимо основных — дополнительные документы. Например, лицам, которые будут работать с опасными и наркотическими веществами, необходимо также предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья. Лицам, поступающим на государственную или муниципальную службу, необходимо написать заявление о трудоустройстве и заполнить анкету – для всех остальных специалистов это требование не является обязательным.

Документы, которые должны быть у кандидата

Каждое предприятие, открывающее конкурс на вакансию, нуждается в качественном и быстром подборе кандидатов. Потому, с целью упрощения процесса регистрации, законодательство Российской Федерации составило перечень необходимых документов для оформления. В соответствии с 65 статьей Трудового кодекса, независимо от того, на каком предприятии производится оформление, при себе соискатель должен иметь такие документы:

  • Удостоверяющие личность. К ним относятся паспорт, или же удостоверение личности, выданное временно.
  • Люди, несущие военную обязанность должны предъявить военный билет.
  • Если у кандидата на вакантное место уже есть опыт работы и оформлена трудовая книжка, ее также необходимо предоставить при оформлении.
  • Документ, который подтверждает то, что кандидат зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Если такой документ был выдан Пенсионным Фондом.
  • Документы, которые подтверждают квалификацию претендента на вакансию.

Устраиваясь на работу в первый раз, кандидаты на замещение определенной должности не имеют трудовой книжки и пенсионного страхования. Кадровая служба производит документальное оформление приема на работу, потому именно она займется этой документацией в данном случае.

Работодатель, руководствуясь спецификой работы, или же для того чтобы застраховать себя, может запросить иные документы. Поскольку такие случаи регламентируются, и указаны в законодательных актах, у каждого соискателя есть возможность с ними ознакомиться самостоятельно. Документы, которые не были перечислены в Трудовом кодексе РФ, не являются обязательными при оформлении на работу.

В таблице перечислены условия, которые обязательно должны присутствовать в трудовом договоре

Условие Описание
Место работы
(абз. 2) ч. 2 ст. 57 ТК РФ)
Необходимо указать адрес места работы. Если есть возможность конкретизировать место работы более детально (вплоть до номера кабинета, например), такое условие будет полезным работодателю в случае прогула работника (в такой ситуации проще доказать факт отсутствия работника на рабочем месте).
Трудовая функция (абз. 3) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) Необходимо указать должность в соответствии со штатным расписанием компании или профессию, специальность с квалификацией или конкретный вид порученной сотруднику работы
Дата начала работы (абз. 4) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) Если трудовой договор заключен на неопределенный срок, указывается только дата начала работы.
Условия оплаты труда (абз 5) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) Нужно указать размер зарплаты в соответствии с принятыми в компании системами оплаты труда (ст. 135) ТК РФ) и порядок ее выплаты.
Режим рабочего времени и времени отдыха (абз. 6) ч. 2 ст. 57 ТК РФ) По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха утверждается правилами внутреннего трудового распорядка. Но если у работника режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, установленных в компании, необходимо указать его особый режим в трудовом договоре (гибкий график, неполный рабочий день)

Список документов, которые оформляются при приеме на работу

Главный документ, регламентирующий отношения работодателя и сотрудника – трудовой договор. Но существует ряд сопутствующий бумаг, которые обязательны в оформлении. Приемом на работу должен заниматься сотрудник отдела кадров. Он знает порядок оформления и процедуру приема.

Тому же, кто устраивается на вакантную должность, необходимо знать, какие документы оформляются при приеме на работу. В порядке заполнения необходимые бумаги выглядят так:

  • заявление будущего сотрудника о приеме на работу;
  • трудовой договор (составляется в двух экземплярах);
  • приказ о приеме на работу;
  • в трудовой книжке делается первая запись, подтверждающая прием работника на должность;
  • по стандартной форме создается карточка сотрудника.

Необходимо учитывать порядок оформления документов при приеме на работу, ведь каждый из них является основанием для подписания следующих бумаг.

При приеме на работу оформляются следующие документы в соответствующем порядке:

Важная информация

Следует знать, что нарушение установленных законом требований может повлечь наложение штрафов или дисциплинарных взысканий на ответственных сотрудников и руководство организации. А в случае подлога документов при трудоустройстве сотрудник может быть уволен по статье 81 ТК РФ. Помимо этого, за предоставление заведомо ложных бумаг грозит уголовная ответственность.

  • Заявление о приеме на работу подается вместе со всеми обязательными документами (удостоверение личности, трудовая книжка, и т.д.). Сотрудник отдела кадров обязан проинструктировать соискателя, а также проинформировать об использовании личных данных и условиях, предоставляемых работодателем.
  • Трудовой договор – документ высокой степени важности. Он свидетельствует, что работодатель и работник принимают общие обязанности и права. Именно поэтому очень важно детально ознакомиться со всеми нюансами работы, прежде чем приступать к подписанию договора. Составляется данный документ в течение нескольких дней со дня приема сотрудника на работу. Выполняется в двух экземплярах, один из которых остается в отделе кадров, а другой передается сотруднику. Сразу после подписания договора, он приобретает юридическую силу, потому важно заранее ознакомиться со всеми его условиями.
  • Приказ о приеме на работу составляется не позднее, чем через три дня с момента прихода на работу нового сотрудника. Такое распоряжение включает в себя данные об условиях приема, должность, а также оклад. Оформление выполняется в соответствии со стандартной формой, и передается на ознакомление сотруднику под роспись. После этого в трудовой книжке делают первую отметку на данной работе. При этом указывается дата приема, информация о нем, а также на каком основании сотрудник был принят.
  • Карточка сотрудника создается по стандартной форме в единственном экземпляре. После ее оформления, все данные даются на сверку сотруднику. Если информация внесена верно, он обязан заверить документ своей подписью. Такая карточка должна храниться на предприятии до 75 лет.

Особенности оформления основных документов при приеме на работу смотрите в видео

Документация, которая создается в процессе приема сотрудника на работу, полностью регламентирует права и обязанности работника и работодателя. Именно потому к ее оформлению допускаются только квалифицированные сотрудники. Все заполняемые документы имеют унифицированную форму, с которой заранее ознакомиться может каждый сотрудник. Благодаря этому можно предусмотрительно подготовить необходимые документы для быстрой регистрации и замещения желаемой должности.

Более подробную информацию относительно оформления документов при приеме на работу можно узнать, задав вопрос в комментариях

Практически любой бизнес, рано или поздно, увеличивается и достигает таких масштабов, когда справиться в одиночку предпринимателю или бизнесмену становится очень и очень сложно. Возникает слишком много вопросов и всплывает слишком много дел, которые требуют немедленного решения или выполнения. А времени, как известно, всегда не хватает. Особенно, когда в бизнесе вы пока еще совсем один и у вас нет помощников. В такой момент единственным верным решением является наем сотрудников на работу. И вот тут возникает много вопросов у начинающего предпринимателя.

Как правило, если человек впервые запустил бизнес и в первый раз решается на привлечение одного или нескольких работников, он совершенно не представляет, что и как нужно делать. Как правильно сотрудника? Какие шаги нужно предпринимать? Какие юридические вопросы соблюдать? Какие бумаги нужно собрать? И так далее и тому подобное. Таких вопросов при первом приеме сотрудника на работу может возникнуть очень и очень много.

В сегодняшней статье постараемся максимально сжато и, в то же время, подробно (не упустив важных деталей) разобраться в процедуре найма сотрудника на работу. Стоит отметить,что данная процедура актуальна, как для ИП, так и для ООО. Правда, некоторые шаги в том или ином случае являются необязательными. При этом если вы их выполните, это не будет лишним. Они позволят вам только лишь еще лучше контролировать весь процесс. Начнем.

Две формы трудовых отношений

Наше законодательство позволяет выбирать одну из двух форм оформления трудовых отношений. Это может быть всем известный трудовой договор или же гражданско-правовой договор. Если коротко и ясно говорить об отличиях, то главное в «равновесии» сторон. Если в стандартном трудовом договоре есть две стороны – работодатель и работник, то при гражданско-правовом договоре есть заказчик и исполнитель. То есть, в первом случае есть начальник и есть подчиненный, а во втором случае – есть два или более равноценных партнера (один платит деньги, второй оказывает услугу или создает продукт).

Если вы любите копаться в законах, то о гражданско-правовом договоре можете почитать в главе 37 Гражданского кодекса РФ, а о трудовом договоре – в статьях 56-84 Трудового кодекса РФ. Там вы найдете все условия по заключению, оформлению, а также расторжению договоров. Далее разговор будем вести по части трудового договора, который является стандартным при обычном приеме на работу.

Важный «бумажный» вопрос

Перед тем как будет заключен трудовой договор с новоиспеченным сотрудником, ваш будущий подопечный должен ознакомиться с, так называемыми, локальными правовыми актами компании. К ним относятся следующие документы:

  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Должностные инструкции.
  • Коллективный договор.

Но тут есть несколько важных моментов. Все эти документы будут нелишними для компании, хотя, например, ИП может вообще не располагать всеми этими бумагами. То есть, ИП может вообще не разрабатывать локальные нормативные акты.

Что касается ООО, то тут обязательными являются только Правила внутреннего распорядка. ООО может не располагать Должностными инструкциями, а также, если на предприятии нет профсоюза, то и коллективный договор тоже не нужен.

После ознакомления с документами предприятия, нанимаемый сотрудник должен поставить свою подпись. Идем дальше.

Пошаговый план приема сотрудника на работу

Шаг первый

Первым делом, будущий сотрудник должен выразить желание работать в вашей компании и составить заявление о приеме на работу в письменной форме. Заявление должно быть написано на имя руководителя. В нем должна быть подробная информация о соискателе, а также желаемая должность в компании.

После того, как руководитель ознакомится с заявлением, он принимает решение о приеме сотрудника или же об отказе в приеме на работу.

Шаг второй

Если работодатель принял положительно решение, будущему сотруднику нужно приложить к заявлению следующие документы:

  • Ксерокопия паспорта. Нужны копии всех страниц.
  • Страховое свидетельство (если есть).
  • Диплом, аттестат или иной документ об образовании.
  • Военный билет (если есть).
  • Трудовая книжка (если это не первое место работы).

Если страхового свидетельства и трудовой книжки у соискателя нет, то вам придется завести эти документы на своего нового сотрудника.

Шаг третий

Тут заключается сам трудовой договор. В двух экземплярах. Один остается в компании, второй отдается на руки сотруднику.

Шаг четвертый

Подписывается приказ о приеме на работу по форме Т-1 (Постановление РФ №1 от 05.01.2004 г.). Этот приказ должен быть зарегистрирован в журнале приказов по кадровым вопросам. Если у вас еще его нет, придется купить. Продается журнал приказов в книжных и канцелярских магазинах.

В течение трех дней сотрудник должен быть ознакомлен с приказом. Он должен оставить свою подпись в документе.

Шаг пятый

На этом этапе вам нужно внести запись в трудовую книжку. Подробности можно изучить в статье 66 Трудового кодекса РФ. Данные о новой трудовой книжке нужно внести в журнал регистрации.

Шаг седьмой

Если необходимо (относится к военнообязанным гражданам РФ), нужно сообщить о своем сотруднике в Военкомат.

Шаг восьмой

Этот шаг обязателен для ИП. Нужно стать на учет в качестве работодателя в ПФР (в течение 30 дней) и в ФСС (в течение 10 дней).

Собственно, все. Поздравляем! Теперь вы знаете, как правильно нанимать на работу сотрудника.

Рано или поздно практически каждый бизнесмен сталкивается с наймом персонала в свою фирму. Подбор соискателей и их прием – процесс непростой, не зря же в крупных компаниях этим занимаются специальные службы. Когда подходящий человек найден, прежде чем он приступит к обязанностям, его нужно правильно оформить. Трудовое законодательство довольно строго регламентирует, как принять на работу сотрудника и какие документы необходимо для этого подготовить.

Документы, необходимые для приема на работу

Не будем останавливаться на этапе, предваряющем прием нового сотрудника на работу: собеседованиях, тестированиях и прочих процедурах, которые работодатель проводит, чтобы убедиться в пригодности кандидата. Прежде чем приглашать человека на оформление трудового соглашения, нужно убедиться, что у него в наличии все необходимые бумаги:

  • паспорт;
  • ИНН и страховое пенсионное свидетельство;
  • документы об образовании;
  • трудовая книжка;
  • документы воинского учета (для военнообязанных).

Если сотрудник впервые устраивается на работу, у него могут отсутствовать трудовая книжка, налоговое свидетельство, СНИЛС. Оформление трудовой книжки возлагается на работодателя, а остальные документы можно запросить позже.

Для ряда должностей предусмотрено обязательное прохождение медкомисии: для работников, контактирующих с продуктами, медперсонала, силовиков, водителей и т.д. Сотрудникам, относящимся к таким категориям, необходимо предъявить справку о медицинском осмотре.

Если с бумагами все в порядке, поступающий должен написать заявление о приеме на работу. Заявление проходит согласование по маршруту, предусмотренному внутренними регламентами организации, и только после получения визы директора можно приступать к формированию пакета документов по сотруднику.

Оформление трудового договора

Физическое лицо можно принять на работу либо по трудовому контракту, либо по гражданско-правовому договору. Первый вариант предполагает включение сотрудника в штат предприятия и запись в трудовой книжке (кроме совместителей). Во втором случае подразумевается работа вне штата, без оплаты отпусков и больничных.

Большинство предприятий нанимает персонал «по трудовой» с заключением срочного или бессрочного договора:

  1. По срочному соглашению сотрудник привлекается к работе на определенный период, например, на 1 год с конкретной датой увольнения либо на срок, окончание которого будет определяться выходом временно отсутствующего основного работника. Самая распространенная формулировка – на время декретного отпуска.
  2. Если иное не указано в тексте договора, он считается бессрочным, а сотрудник – принятым на постоянную работу.

Контракт с работником, принимаемым в штат, должен раскрывать все существенные условия труда:

  • должность и подразделение;
  • физическое место работы;
  • режим работы;
  • размер и порядок оплаты;
  • дополнительные условия;
  • функциональные обязанности.

Обязательными пунктами являются права и обязанности сторон, порядок урегулирования разногласий между работником и работодателем. Если при поступлении предусмотрен испытательный срок, информация об этом должна быть зафиксирована в трудовом договоре с указанием срока испытания. Согласно ТК РФ он не может превышать 3 месяца, а принять на работу руководящего работника можно с полугодовой «проверкой».

Трудовое соглашение оформляется в письменной форме, в двух идентичных экземплярах - по одному для каждой стороны. Договор скрепляется подписями работника и руководителя организации и печатью. Экземпляр работодателя в дальнейшем хранится в личном деле сотрудника, вторая копия остается у него на руках.

Документы, подписываемые вместе с трудовым договором

Как принять человека на работу, если его должность предполагает взаимодействие с деньгами, товарами, материальными ценностями, конфиденциальными данными? Документы, регулирующие эти моменты, подписываются одновременно с трудовым соглашением.

Прежде всего, речь идет о договоре о полной материальной ответственности. Без него новичка нельзя допускать к товарно-денежным ценностям, даже если он пока находится в статусе ученика, стажера, работающего под присмотром наставника. Многие организации рассматривают как МОЛ весь персонал, обязывая каждого сотрудника отвечать за вверенное ему имущество (мебель, оргтехнику и т.д.). В таких случаях договор о матответственности входит с стандартный «приемный» пакет кадровика.

За охрану персональных данных, коммерческой, служебной, банковской тайны, отвечают документы об их неразглашении: подписавший такую бумагу сотрудник обязуется не передавать третьим лицам информацию, входящую в перечень конфиденциальной. Нарушение грозит ему, как минимум, увольнением, как максимум – уголовным преследованием.

Если список функций принимаемого работника включает много пунктов, требует подробного раскрытия и предполагает внесение изменений, лучше его вынести из содержания трудового договора и оформить в виде приложения. Этот документ будет неотъемлемой частью контракта, но его отделение позволит дополнять обязанности без переделывания и переподписания основного договора.

Порядок, принятый в организации, может предусматривать ознакомление под подпись с внутренними нормативными актами: должностной инструкцией, правилами трудового распорядка, регламентами и положениями. Эти бумаги новичку обычно вручают для прочтения и подписания в процессе приема на работу, а листы ознакомления с ними вкладывают в личное дело сотрудника. После того, как трудовой договор и все сопутствующие ему документы подписаны, их регистрируют в учетном журнале по персоналу.

Приказ о приеме на работу

В течение трех дней с момента заключения контракта должен быть подготовлен приказ о приеме на работу. Для этого кадрового документа предусмотрена унифицированная форма Т-1.

В приказе фиксируются:

  • дата поступления на работу;
  • условия приема (постоянно, временно – на какой срок, при замене отсутствующего работника - с указанием его ФИО, по совместительству);
  • должность и структурное подразделение;
  • оклад;
  • срок испытания.

Ознакомившись с приказом, сотрудник проставляет под ним подпись, а сам документ регистрируется в журнале приказов по личному составу. В случае, если оформившись на работу, работник на нее не явился, а такие ситуации - не редкость, приказ можно аннулировать, нигде не регистрируя и не внося запись в трудовую книжку.

Запись в трудовой книжке

Если поступающий на предприятие раньше нигде не работал, и трудовой книжки у него нет – нужно ее завести. Оформлением новых и заполнением старых книжек занимается назначенный кадровый работник, он же ведет их учет в специальном журнале и организует их хранение.

Запись о приеме на работу вносится только после того, как в службу персонала поступил приказ на сотрудника с подписью об ознакомлении, но не позднее 5 рабочих дней с даты договора. Чтобы принять на работу по совместительству, трудовую книжку заполнять не нужно. Если человек захочет зафиксировать факт совмещения, он это может сделать у основного работодателя.

Оформление личной карточки

Личная карточка – обязательный документ кадрового учета. Она заводится по форме Т-2 (Т-2ГС и Т-4 для госслужащих и научных сотрудников соответственно) в момент поступления и на протяжении всего срока нахождения в организации фиксирует все существенные факты, касающиеся работника: переводы, отпуска и другие события, оформленные приказами. Личные карточки существуют в бумажной форме, а вся внесенная в них информация доводится до персонала под подпись.

В инструкциях, как правильно принять на работу, обычно присутствует пункт «оформление личного дела». Это не обязательно, но для соблюдения порядка в кадровом документообороте рекомендуется на каждого человека заводить отдельную папку, где хранятся все необходимые бумаги: копии документов, приказы, персональные карточки и т.д.

Прием на работу несовершеннолетнего

  • возраст старше 14 лет;
  • согласие родителя;
  • легкие условия труда;
  • отсутствие медицинских ограничений.

Рабочий день такого сотрудника не может длиться более 7 часов (для детей с 16 лет), а предел для учащихся – 4 часа. К тому же работникам до 18 лет не устанавливают испытательный срок.

Чтобы принять на работу несовершеннолетнего, у него нужно запросить комплект документов:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка и копию паспорта родителя, давшего разрешение на трудоустройство;
  • само письменное разрешение от родителя;
  • школьный аттестат (при наличии);
  • для учащихся – справка из учебного заведения с расписанием уроков;
  • ИНН, СНИЛС (при наличии);
  • приписное свидетельство (для мальчиков, поставленных на воинский учет);
  • медсправка.

Оформление иностранных работников

Проблемы трудоустройства работников, приехавших из других стран, связаны с требованиями миграционного законодательства. С точки зрения оформления кадровых документов особых отличий между иностранцем и российским гражданином нет. Есть разница в самих правилах найма персонала.

Принять на работу иностранного гражданина организация может только в том случае, если получила на это разрешение. Предприятиям, нуждающимся в труде безвизовых мигрантов, ФМС выделяет квоты на привлечение иностранных работников. Исключение составляют лица, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ – их можно брать без ограничений. Та же норма действует в отношении иностранных студентов, проходящих очное обучение, и сотрудников организаций – иностранных юрлиц.

Приглашение на работу российскими фирмами высококвалифицированных «импортных» специалистов с годовым доходом от 2 млн. руб. требует получения спецразрешения.

При трудоустройстве иностранец обязан предъявить документы, легализующее его пребывание на территории РФ (миграционную карту, визу) и дающие право трудиться (разрешение на работу, патент).

После завершения всех формальностей, каждый вновь заключенный трудовой договор необходимо зарегистрировать в ПФР и фонде социального страхования. За нарушение этого порядка на работодателя может быть наложен штраф.