Портрет в изобразительном искусстве презентация. Жанр изобразительного искусства - портрет

Определите самостоятельно тему урока …………………….. Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли нОпределите самостоятельно тему урока
……………………..
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, - и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных - пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.
М.Ю.Лермонтов.

Пропорции лица человека

Что такое портрет?
История развития портретного жанра.
Какие виды портрета существуют?
Ракурс или поворот головы в портрете
Пропорции лица человека.

Что же такое портрет?

Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей
жизни – это в галереях и выставочных залах, дома
(фотографии), в школе (портреты писателей,
учёных, музыкантов), в книгах которые вы
читаете.
Художник-портретист всегда стремится не
только к передаче внешнего сходства, но и к
раскрытию внутреннего мира своего героя, его
настроения. Глядя на портреты, мы узнаем,
какие в то время были нравы, одежда
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ –ПОРТРЕТ???

Что такое портрет?
Портрет (с франц. portraire - изображать)
Портрет – жанр изобразительного
искусства, изображение одного человека
или группы людей, передача внешнего,
индивидуального сходства, характера
человека и его духовный мир. Портрет
отражает эпоху, в которой жил
изображаемый человек.

История развития
портретного жанра.
Портретный жанр известен в мировом
искусстве с глубочайшей древности и не
утратил своего значения до наших дней.

1. Древний Египет
(скульптуры).
Хатшепсут, царица
Египта
Нофрет, жена царевича
Рахотепа
Нифертити жена фараона Эхнатона

3. Древняя Греция
(идеализированные
портреты поэтов,
философов, общественных
деятелей)
Перикл 450 г. до нашей эры
Сократ III в. до нашей эры

Гай Юлий Цезарь
прижизненный портрет
4. Древний Рим.
Интерес к
конкретному
человеку,
отражение
индивидуальных
черт.
Марк Аврелий 2 век нашей эры
Цицерон 2 век до нашей эры

5. Эпоха
Возрождения.
(Впервые
появилось
портретное
сходство с
изображаемым
человеком)
(Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Тициан)

7. Русский портрет XVIII-XIX веков

Прорыв в портретном
жанре в России
случился в петровское
время.
Появляются серии
портретов знатных
людей, пронизанных
лиризмом и
духовностью.
(Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий,
В.Л. Боровиковский)

10. В XX веке
Изображение
реалистичное
изменилось на
абстрактные
образы.
(Пикассо, Врубель)
«Семья акробата с обезьянкой»
Пабло Пикассо
«Женщина с цветком»
«Зеркало»

Какие виды портрета существуют?

1.Парадный портрет

2.Камерный портрет

3. Автопортрет.
Васнецов
Леонардо да Винчи
Иссак Левитан

4. Групповой портрет
Дирк Якобс. Групповой портрет
корпорации амстердамских стрелков
(Девять стрелков роты). 1561

4. Шарж.

Гравюра:
«Портрет Джорджа Вашингтона», фрагмент
1-долларовой купюры, 1863 год
Масло:
Ван Гог, «Автопортрет», 1889
год

Рельеф:
«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.
Скульптура:
Неизвестный скульптор, «Портрет Петра Великого»,
XVIII век
Фотопортрет:
Альберто «Кордо» Гуттьеррес, «Портрет Че Гевары»,
1960 год

Ракурс (поворот головы)
Фас
Анфас
Профиль

Леонардо да Винчи

Пропорции лица человека

Определяющие линии: представьте голову в виде шара, сплющенного с боков. Шар
делится пополам по горизонтали и вертикали. Лицо делится по горизонтали на три
равные части: линия роста волос, линия бровей и линия носа.
Расположение частей лица: глаза располагаются между горизонтальной средней
линией и линией бровей. Основание носа находится посередине между линией бровей
и основанием подбородка. Нижняя губа располагается посередине между основанием
носа и подбородком, а уши занимают пространство от линии бровей до основания

«Портреты Кипренского» - Автопортрет 1808г. Характерные особенности портретной живописи 19 века. В портрете простота и целостность замысла, благородная содержательность красок. «Портрет мальчика Челищева». «Портрет В.А.Жуковского». «Портрет Е.И.Чаплица». Творческая биография художника. «Портрет К.Н. Батюшкова». «Портрет Д.Давыдова» 1809г.

«Портрет учителя» - Психологический портрет учителя. Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Удачи вам, дебютанты и асы.

«Портрет в музыке» - М.И.Дунаевский. Н.А.Римский-Корсаков. Воет кто там? Опера. Тучи метлой гонит кто там? тема Царевны -Лебедь. «Портреты в музыке». Танцуют. Стонет кто там? М.И. Дунаевский. Кто там? Акцент - ударение в музыке. Поют. тема Белочки. П.И. Чайковский. В темной ночной глубине? нарисовать рисунок к пьесе "Баба-Яга".

«Русский портрет 18 века» - Портрет Григория Григориевича Орлова. 1762-1763г. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Энергичный поворот головы придает портрету благородный пафос. На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Портрет Г.Р. Державина. 1811.

«Искусство портрета» - Или группы людей, Портрет Возрождения. Основные принципы развития портретного жанра. Портрет 20 и 21 веков. Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г. А.Дюрер «Автопортрет». Что влияет на развитие портретного жанра? ПОРТРЕТ 19 век. Что такое портрет? Г.Гольбейн Мл. «Портрет Эразма Роттердамского». Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

«Русский портрет XVIII века 1» - Облик Е. Нарышкиной вполне соответствует идеалу своего времени. Ф. Рокотов. Портрет В.Новосильцевой. Художник изображает девушек в театрально –праздничной приподнятости. Портреты «смольнянок». А.Матвеев «Автопортрет с женой». Портрет Нелидовой. Портрет Александры Струйской. И. Никитин «Портрет канцлера Г. Головкина».

Цель урока: Познакомиться с историей развития портретного жанра; Познакомиться с историей развития портретного жанра; Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Увидеть различные образы в творчестве знаменитых художников, выполненных в разных стилях. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Воспитание патриотического отношения к Родине.






История портрета Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...


Самый древний портрет Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.







У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.




Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.




Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расшире- нием круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.




Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.


Портрет Средневековья Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с XXII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно- художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.




Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей и поэтому он вышел на первый план в искусстве




Портрет маньеризма Маньеризм - (итальянское manierismo, от maniera манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы.


Эль Греко В искусстве маньеризма портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения.




Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (), в котором художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.


ПОРТРЕТ 17 век В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живо- писи. К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.












Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (), Франсуа Буше () и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.




Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (), воздвигнутый в Петербурге в гг.


ПОРТРЕТ 19 век XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоли- кости образов. В период романтизма портрет воспринимается как изображение внут- реннего «я» человека, наделенного свободой воли.


Настоящий романтический пафос выступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника- романтика Эжена Делакруа ().




Портрет 20 и 21 веков. В портретном искусстве ХХXXI вв. условно можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие. Человека, другое ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.


Обобщение и закрепление знаний Что такое портрет? Как развивался портретный жанр? Что влияет на развитие портретного жанра? На какие периоды можно разделить историю портрета? К какому времени относится самый древний портрет? Что такое «маньеризм» и каковы его особенности? Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке. Каковы особенности современного портретного жанра? Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?


Домашнее задание Художественно-творческое задание Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.


Подведем итоги Понравился вам урок? Понравился вам урок? Что больше всего вас заинтересовало? Что больше всего вас заинтересовало? Что нового вы узнали? Что нового вы узнали? Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок. Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.




ЗАДАЧИ: по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым тоже люди не похожи друг на друга всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальностью жизненный путь человека – след в его облике СМЫСЛ ПОРТРЕТА -радость узнавания -сходство внутренности


ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТРЕТА О чём может рассказать нам портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да ещё из далёкого от нас времени? Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения.


В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали восковую или гипсовую маску, лицам придавали спокойствие и величие. Портреты выполняли религиозно- магическую функцию (величественные статуи). При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми мелками. Художники сосредотачивались на особенностях лица – каждая морщинка, складка выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчёркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию. Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. Приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. В русском искусстве портрет возник в 17 в. Писали на доске темперными красками – парсуны. К концу 18 в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства.


В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? В чём состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства? Что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица – достаточно ли этого? Что является не менее важным в особенностях портрета?





Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер. Надо понять, что не существует «телесной красоты», а лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.


«Джоконда», чьё совершенство в создании идеального образа? Пышное убранство дворцов, идеал изобилия и здоровья? «Портрет старушки» – теплота и духовная глубина, великие печали и радости. «Портрет Л. Н. Толстого» – творчество судьбы народа, правдивая картина жизни страны. «Смеющаяся девушка», «Кочегар», «Неизвестная» – раскрытие характера, всё внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности образа. Эксперименты с формой, цветом «Девочка с косичками», «Мадам Матисс». Обрывки реальности, причудливо соединяясь образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видение сна. «Лицо Мэй Уэст».


Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились. Назови великих русских портретистов, расскажи о них. Составь рассказ об истории развития жанра портрета.

ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Подготовила Учитель изобразительного искусства Тимченко Татьяна Геннадьевна МБОУ СОШ №25 г. Новошахтинск Портрет

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Их создавали не только для того чтобы прославить на века грозного владыку. Статуи фараонов не были только портретами, они были также двойниками тех, кого изображали.

Изображение лица человека в скульптуре и живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров как Рембрандт Хармес ван Рейн, Антонис Ван Дейк и Диего Веласкес. Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет» Рембрандт «Портрет старика в красном»

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатлел мастер портрета Ф. Рокотов. Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской ». В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной». 1797. Третьяковская галерея. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина».

Русские художники XIX века обратились к портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. Много великолепных портретов создали И.Репин, В. Серов. Они сохранили для нас образы своих современников. И.Е. Репин В.А. Серов

В.А. Серов «Девочка с персиками» В.А. Серов «Портрет актрисы Ермоловой».

И. Н. Крамской «Автопортрет» И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого». 1873 год. Третьяковская галерея. И. Н. Крамской. «Неизвестная». 1883. Третьяковская галерея.