Портрет план конспект по изо. План конспект по изо на тему "картина-портрет"

Тема :Портрет: пропорции лица человека 4 класс

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта; дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

научить изображать голову человека;

развивать наблюдательность, творческую активность;

воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.

Регулятивные УУД: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Познавательные УУД: анализ и сравнение произведений искусства.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока. Образец портрета (рисунка), поэтапные рисунки

Литература: Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство . Учебник. 4 класс

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

4. Самостоятельная работа

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

I .Орг.момент

II .Актуа лизация

III. Изучение нового материала

Физкультминут

ка.

IV . Практическая работа.

.

V .Подведение итогов. Рефлексия

Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах. -Все готовы к уроку, ничего дома не осталось?
Все на месте? …Хорошо, молодцы. Садитесь
)

Молодцы, правильно.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Что такое натюрморт?

Что такое пейзаж?

Что мы сегодня будем учиться рисовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадайте загадку

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет)

Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет)

Тема нашего урока так и звучит

Портрет: пропорции лица человека

А что такое портрет?

Презентация Слайд1,2

Какие бывают портреты

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По формату Слайд 3--

По жанру:

Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

Портрет-картина -человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой.

Костюмированный портрет - человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

Семейный портрет

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Как известно у человека бывает разное настроение.

Давайте отдохнём, поиграем.

Игра «Эмоции». Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете: Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

Работа с учебниками. Перед вами иллюстрации с изображениями портретов, нарисованных известными художниками, посмотрите на них и скажите, что их объединяет.

Посмотрите внимательно и скажите

что художники стараются передать в портрете?

А как можно узнать характер человека?

Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

Русская земля богата талантами. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.

А теперь мы с вами побудем немного художниками. Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать?

Совершенно верно. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать

Рисунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства.

Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала можно попробовать рисовать лицо человека поэтапно, простым карандашом.

1. Общий контур лица человека самый важный

Чтобы нарисовать правильно портрет человека важно точно сделать первый контур, контур лица.
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке.
Возможно придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию.
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа.
Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш.
Не забудьте нарисовать уши.

3.Глаза - главная часть портрета человека

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета.
Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза.
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос.

Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы.
Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам.
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги.
Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.

Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. .

Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте цветными карандашами или фломастерами.

Давайте посмотрим, как вы сегодня постарались на уроке. Сейчас каждый похвастается своим рисунком и затем мы их вывесим на стенд.

Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок.

Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку и можете идти на перемену.

Приветствие.

Ответы детей.

(Портрет)

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.

По формату

головные (оплечные)

погрудные

поясные

по бедра

поколенные

во весь рост

Художники нарисовали портреты

Портреты разных профессий, разные возраста

Портрет

Познавательные УУД

1 . Ф ормируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

    Формирование умения высказывать своё предположение.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование умения составлять план деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 . Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционального отношения к портрету

2. Формирование понимания значения сочетания различных портретов.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Конспект урока

по изобразительному искусству

для 4 го класса.

Студентки группы ПНК-3.2

Опацкой Вероники Владимировны

Преподаватель:

Понамарева Алла Анатольевна

Оценка: _________________________

Волгодонск

Тема: Знатна Русская земля мастерами и талантами

Тип: урок изучения нового

Цель: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

Развивающая: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение;

Воспитательная: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем.

Планируемые результаты:

Предметные: осваивают основы изобразительной грамоты, приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений

Метапредметные:

    Учить детей определять цель выполнения заданий на уроке;

    Учить детей организовывать своё рабочее место;

    Учить детей отвечать на простые вопросы учителя по теме урока;

    Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

    Учить детей анализировать музыку на уроке.

Личностные:

    проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны;

    познавать окружающий мир, историю своего народа через произведения искусства.

Формировать УУД:

    Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Регулятивные УУД : определять и формулировать учебную задачу на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками о совместной деятельности.

    Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер, презентация, Б.М. Неменский «Изобразительное искусство » 3 класс; альбомы для рисования, гуашь, кисти, баночка с водой, зрительный ряд (репродукции картин).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся:

Доброе утро, ребята! Меня зовут Вероника Владимировна, сегодняшний урок изобразительным искусством проведу у вас я.

Приветствуют учителя

3. Постановка учебной задачи

Ребята, что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев.

Посмотрите внимательно на слайд. Скажите, что на нем изображено? (люди, лица)

Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

Вы знаете, как называется жанр, где художник изображает только человека или группу людей?

Самостоятельно формулируют цели, принимают и усваивают учебную задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

4. Сообщение новых знаний

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина

Называется портрет

- Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

В портрете важно не только передать индивидуальное внешнее, фотографическое сходство, но и подметить нечто особенное – внутренний мир человека, характер, признаки эпохи той среды, к которой принадлежит человек. Такое изображение человека превращается в художественный образ.

Как этого достигает художник?

Обращайте внимание на композицию портрета, на положение человека в представленных здесь работах.

Важны ли пропорции в изображении лица человека? Как передать выражение его лица? Правильно, нужно внимательно рассмотреть мимику лица.

Рассмотри таблицу. Проследите на схемах, как изображать лицо человека, и соблюдать пропорции, каков уровень расположения глаз, носа, губ. Как передана симметрия в изображении лица.

Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы

Умение наблюдать и делать выводы, умение слушать

5. Пед.показ

Я буду изображать портрет своей подруги. Сначала нужно написать приемом от пятна овал лица, затем шею, цвет подбираем под цвет кожи, смешиваем охру (светло- коричневый), розовый и белый.

Затем дополняем: дописываем волосы, следите за композицией, затем изображаем глаза, изображаем белок, радужку, зрачок, реснички, помните о том, что глаза не должны быть слишком большие или маленькие. Затем пишем нос, губы (верхняя губа темнее, чем нижняя) Внимательно следите за пропорциями.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

Умение наблюдать

6.Постановка творческой задачи

– Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Слушают учителя, воспринимают задание

Умение принимать учебную задачу

7.Практическая самостоятельная творческая деятельность

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Работают самостоятельно

Умение работать самостоятельно, умение сохранять учебную задачу

8. Рефлексия

Выставка детских работ

Вспомните, что такое портрет?

Что вы нового узнали на уроке?

Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

Подводят итог занятия

Самооценка, умение оценивать свою работу и работу других детей, умение подводить итог занятия


Конспект
урока изобразительного искусства во 2 класс б
Тема: Портрет.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
-анализируют, обобщают полученную информацию в ходе беседы о портрете, о маме;
- читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выполнять работу со сверстниками;
- договариваться, приходить к общему решению.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет.
- рисовать женский портрет, его характерные черты; владеть практическими умениями и навыками.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства прекрасного, аккуратность при выполнении работы; потребность учащихся в «общении» с произведениями искусства, формировать способность воспринимать прекрасное;
Развивающая: развивать творческий потенциал учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии; совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
Образовательная:
Изобразительная: учить рисовать женский портрет по алгоритму;
Техническая: совершенствовать навыки рисования портрета методом геометретизации с основой на вспомогательные линии карандашом, совершенствовать навыки рисования кистью (№6 при закрашивании лица, причёски, фона;
Композиционная: учить при рисовании располагать части лица симметрично в соответствии с алгоритмом рисования портрета;
Цветовая: учить смешивать краски при подборе цвета в соответствии с цветом лица человека.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация урока, репродукции картин; альбом, простой карандаш, ластик.
План урока
Организационный момент (2-3 мин)
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Постановка темы и целей урока.
Изучение нового материала. (15 мин)
Практическая работа. (20 мин)
Выставка детских работ. (2-3 мин)
Итог. Рефлексия. (2-3 мин)
Ход урока
I.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит музыка (В.А.Моцарт) Представьте, что вы в картинной галерее. Как вести себя надо (не шуметь)
Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
Какое литературное произведение мы недавно изучали о жанрах живописи? Кто помнит автора? Кушнер Александр Семёнович
Кто вспомнит и расскажет строки о пейзаже, о натюрморте, о портрете?
Мне бы хотелось проверить сможете ли вы точно определить жанры художественных произведений.
РАБОТА ПО ГРУППАМ:
1-ый ряд определяет номера картин натюрмортов. Дайте определение натюрморту
2 ой ряд определяет номера картин пейзажей. Дайте определение пейзажу
3-ый ряд определяет номера картин портретов. Дайте определение портрету
Отчитывается один человек - мы считаем.....
- Рассмотрите репродукции картин. Обратите внимание, что общего на всех картинах.
-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, внимательно послушайте загадки. - Итак, первая загадка:
1) Кто вас, дети, больше любит, кто вас нежно так голубит
И заботится о вас, не смыкая ночью глаз? (Мама)
2) Если, дети, вы ленивы, непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, - кто же слёзы льет тогда?- «Всё она, родная». (Мама)
3) Кто пришёл ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить? Чаю - в кружечку налить?
Кто косички мне заплёл? Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал? Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? (Мама)
- Какая общая тема объединяет эти загадки? (мама)
- Итак, все загадки о маме.
3. Постановка цели и задач урока.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Совершенно верно. Тема нашего урока «Портрет мамы».
-Какая будет цель урока? (учиться рисовать портрет мамы, узнаем больше о том, какие бывают портреты.)
4. Изучение нового материала.
Ребята, что такое портрет? (варианты детей)
-Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер, настроение человека.
-О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)
1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил человек (эпоха).
2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать представление о его положении в обществе.
3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление о профессии человека.4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека.5. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление об увлечениях человека.6. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать о характере, о настроении человека.
-Какие части лица помогают создать настроение?
НАСТРОЕНИЕ в портрете слайд
-Рассмотрите иллюстрации и скажите, какое настроение выражено у каждого человека, нарисованного в портрете? (Радость, плач, удивление, злость, смех, страх)
Как известно у человека бывает разное настроение. Приведите примеры.
Игра ЭМОЦИИ. Повернитесь лицом друг к другу. Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете. Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.
По жанру портреты бывают:
Индивидуальный портрет – портрет, включающий одного персонажа.
По формату: в полный рост, по бёдра, поясной, погрудный, портрет головы.
Групповой портрет – портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.
Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку:
«Есть в комнате портрет, во всем на вас похожий.Засмейтесь - и в ответ он засмеется тоже.Я увидел свой портрет, отошел - портрета нет...» (зеркало)
Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.
Сказочный портрет – это очень красивая сказка, смотреть на этот портрет очень приятно и необычно. При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают отдельные части лица, увеличено, условно, иногда комично.
Литературный портрет - описание словами внешнего вида героя, его костюма, манер поведения, речи, жестов, его жилища, интерьера.
Вспомним, литературный портрет какого героя мы составляли? Что это такое? опишите героя?
- Как вы думаете, достаточно ли полученных сегодня знаний для того, чтобы приступить к работе? (Нет) Что ещё нужно нам узнать?
-Хотели бы вы нарисовать портрет мамы?
-Посмотрите как это сделали другие дети. (показ детских рисунков)
“Мама” - это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.
-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «мама»? - Так, хорошо.… Еще что?
- Мама, мамочка.… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека! Слово "мама" - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождая нас всю жизнь.
-Чему учит нас мама? Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
1. Поэтапное рисование портрета
-Ребята, сейчас я вам объясню приемы работы рисования портрета.
Когда рисуешь, художники говорят пишешь, нужно выбрать ракурс. Что такое ракурс? Изображение человека с разных точек зрения.
-В портрете человека можно рисовать в анфас и в профиль.
-Как вы понимаете, что значит в анфас? В анфас значит лицом к смотрящему.
В профиль? В профиль значит вид лица сбоку.
Может быть ещё полупрофиль.
1 этап. Делаем эскиз
- Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции. Какую форму имеет голова? (овальную).
1.Сначала сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его.
2.Овал делим на четыре равные части горизонтальной линией. И сейчас каждую часть делим еще на равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно. Вспомогательные линии рисуем сильно не нажимая на карандаш, чтобы потом их было легко стереть.
3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца- сами открываются. (глаза)
Переходим к прорисовке глаз.
Намечаем линию глаз – горизонтально посередине. Делим её на 5 равных частей. Расстояние между глазами – равно ширине одного глаза.
Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это показано красной стрелкой. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.
Он бывает самым разным: длинным, гордым, важным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
4. Прорисовываем части лица. Рисуем нос.
Намечаем линию носа – вертикально посередине. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа. Делим её пополам в нижней части – это кончик носа.
Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, то внезапно возвратится. Грусть, тоска её боится. (улыбка)
5.Прорисовываем рот.
А также добавьте линии для полости рта на полпути между носом и подбородком. Линию, которая обозначает нижнюю губу сделайте шире.
Опустив прямые линии из центра глазных зрачков – они соприкоснутся с внешними уголками рта. Губы имеют величину 2-х глаз, при улыбке может быть чуть шире.
Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ... (ухо)
6.Прорисовываем уши.
Переместив карандаш по горизонтальной линии на уровне глаз – определите верхние кончики ушей. Проведя линию от нижних кончиков ушей – вы попадете в пространство между носом и ртом. Уши больше, чем вы думаете.
От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.
Не сеют, не сажают, сами вырастают. (волосы)
7.Рисуем волосы. Намечаем волосы. Прически
8.Рисуем шею. Шея по ширине равна 2/3 ширины головы. Плечи шире головы в 2 раза.
9. Придайте портретам ваших мам индивидуальные черты
Не забудьте стереть лишние линии.
2 этап. Рисуем в цвете.
-Представим набросок портрета в цвете.
-Вспомните, какой цвет лица у вашей мамы.
-Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)
-Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?
-Правильно! Если у вашей мамы светлая кожа с розовым оттенком, то можно смешать розовый с белым, чтобы получить телесный цвет, нужно смешать желтый цвет (охра) и белый.
Во время рисования звучат песни о маме, идёт презентация "Наши мамы"
5.Первичное закрепление.
Что такое портрет?
Какие бывают портреты и чем они пишутся? (Литературный, живописный, семейный, сравнительный, целостный, детальный, сатирический, общий, словесный, психологический, женский, детский, исторический, фантастический, групповой)
Какие две составляющие есть у портрета, которые надо учитывать при рассмотрении и описании?
4. Что мы можем узнать нового при рассматривании живописного портрета?
5. Как называется художник, пишущий портреты?
6. Какие действия можно производить с портретом? (Писать, хранить, изучать, рассматривать, беречь, найти, купить, продать, подарить, вешать, искать, рисовать, подправлять, любить, любоваться, заказывать, прятать, снять, испортить, рвать, оценивать)
6. Рефлексия.
-Ребята, у каждого из вас на парте лежит круг (пульт). На одной стороне подпишите ваше имя и фамилию. Переверните на другую сторону.
1. -Если у вас все получалось, не возникало никаких затруднений, было интересно, НАЖМИТЕ А.
2. -Если вам было сложно воспринимать информацию, что-то не получалось, НАЖМИТЕ В
ВЫСТАВКА РАБОТ
- Спасибо за урок! До свидания!

конспект урока изо "Портрет батыра" (4 класс)

08.01.2016 3877 496 Ануфриева Елена Юрьевна

Тема урока: Портрет батыра.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;

Задачи: Образовательные: Повторить виды и жанры изобразительного искусства, закрепить знания о жанре, разновидностях портрета; закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции; знакомство с историей развития портретного жанра. познакомить учащихся с историей казахского народа, биографиями известных батыров;

Развивающие : развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм); развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения. Продолжить формирование изобразительной грамотности на примере репродукций картин известных художников.

Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям. Воспитывать любовь и интерес к искусству. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Методы обучения : диалогический, репродуктивный, эвристический, беседа, демонстрация иллюстраций, постановка вопросов.выполнение самостоятельной работы.

Форма работы : индивидуальная.

Материалы : цветные карандаши, краски, бумага.

Зрительный ряд: педагогический рисунок, выставка иллюстраций к различным эпосам

Ход урока

1. Организационная часть. Подготовка обучающихся к работе на уроке.

2. Повторение изученного.

А) Определение по репродукции жанра изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)

Б) Определение по репродукции вида изобразительного искусства (живопись, графика, сульптура, ДПИ) на примере портрета.

3. Постановка цели урока (индуктор). Вы уже наверное догадались что сегодня мы будем рисовать портрет, а чей давайте подумаем вместе. Обратите внимание на начало каждой строки стихотворения:

Б ыло это давно,

А память народа хранит
Т ысячи имен, тех кто

Р одину защитил.

Какое слово получилось? О чем пойдет речь на нашем уроке? Назовите ассоциации(синонимы) к слову «батыр» ( воин, солдат, силач, герой и т.д.).

3. Изучение нового материала (Фронтальная работа). Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание? (Это рассказы о древних временах и т.д.) Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему? (Потому, что они интересные, они нас учат и т.д.).

Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А каких героев казахских сказок вы знаете? (Перечисляют…)

А какие из них добрые, а какие злые? (Перечисляют…)

Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки, эпосы.

Что такое эпос? ЭПОС- Произведения народного творчества - героические сказания, песни.

Сегодня мы с вами будем говорить об эпических сказаниях. Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры?

(Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/)

А почему народ их так любит, почему помнит их имена: Камбар - батыр, Добрыня Никитич, Кобланды - батыр, Алёша Попович, Алпамыс - батыр? (На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и т.д.)

Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения, т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста?(Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать …и т.д.)

Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр», «Кыз-Жибек».

Кто знает, как называется эта картина? Кто её написал? (Богатыри, Виктор Михайлович Васнецов). Кто назовёт былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера- фигуры богатырей созданы в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, этим подчёркивается значительность образов.

А как бы вы назвали эту картину? Виктор Михайлович назвал эту картину «Витязь на распутье». Как вы думаете, кто же такой витязь? Витязь- в древней Руси, отважный, доблестный воин. (Из словаря Ожегова и Даля). А что такое распутье? Это несколько дорог перепуталось. Давайте внимательно рассмотрим картину. Картина представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской. Кого видим на переднем плане? Ответы.

Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, вы читали былины, вспомните, какие слова были высечены на камне? Ответы детей. «Как прямо ехати живу не быти. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» о чём раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете?

Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?

Шлем- головной убор богатыря, защищал голову.

Кольчуга- имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец, мастера – оружейники около 2 лет.

Бармица - тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.

Наручи - их ковали из стали и защищали руки богатыря.

Поножи - одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

Сабля – клыш – индивидуальное оружие воина. Длина сабли 90 см, ширина 3-4 см, клинок 74см, клинок обоюдоострый. Иногда верх клинка 15-20 см делали заметно шире и тяжелее.

Шлем воина изготавливался из меди. Изнутри он выстилался толстым слоем войлока до 2 см. Войлок катали прямо в шлеме, что делало его плотным как дерево. На нос воина опускалась медная пластина – стрелка.

Щиты казахских воинов были только круглой формы, из кожи и меди. Диаметр щита составлял 70 см, толщина его была 2-3 см. на лицевой стороне щита прикрепляли по 4 металлических шишака до 3 см высотой и толщиной не менее 2 см. У каждого воина за плечами находились лук и стрелы. Использование лука и стрел требовало большой сноровки. Стрелы были разной толщины. Дальность полета составляла до 200 м.

Первичное закрепление . Давайте подведём итог всему сказанному. В целом богатыри мало чем отличаются друг от друга., хотя есть различия в некоторых элементах одежды. Какими же чертами должен обладать богатырь? (храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).

6. Практическая работа учащихся. Сегодня будем выполнять образ воина- защитника, богатыря. Ещё раз внимательно рассмотрите иллюстрации, репродукции картин.

6.1. Инструктаж к практической работе. Педагогический рисунок.

1. Лист бумаги расположим вертикально. В нем нарисуем карандашом большой прямоугольник, расположенный тоже вертикально. Разобьем его пополам горизонтальной и вертикальной линиями.

2. Линия глаз - это горизонтальная линия. Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. Равноудалены наши брови, крылья носа, уши. И губы тоже разделены пополам. Вертикальная линия - это ось нашего лица, которая делит его пополам.

3. Если разделить еще эти части пополам, то получим линию кончика носа и линию роста волос. Нос рисуем от бровей. Затем губы, которые расположим в середине последней части. И нарисуем волосы – прическу.

4. Теперь можно приступить к раскрашиванию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем можно раскрасить волосы, а затем придать тон лицу.

6.2. Самостоятельная работа. Выполните самостоятельно рисунок любого из понравившегося вам батыров (богатырей). Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы. Выберите материалы для работы в цвете или закончите рисунок простым карандашом. Штрихи и мазки старайтесь накладывать по форме. Не забудьте про тени и первый план рисунка.

Проводятся целевые обходы класса: оказание необходимой помощи учащимся, соблюдение последовательности работы, соблюдение правил организации труда.

Подведение итогов урока.

1.Выставка работ учащихся. Давайте полюбуемся той красотой, которую вы создали. -Какой из рисунков получился удачнее других? Почему? У … (фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция – главные герои выполнены в центре и крупно. У … (фамилия, имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным расположением. У … (фамилия, имя ученика) удачное композиционное расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы. А … (фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.

2. Обобщение изученного материала. Что нового вы узнали на уроке? Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному? Какими средствами можно выделить главного героя в иллюстрации? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

3. Выставление отметок. Окончание урока.

7. Домашнее задание . подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
  • Развивающие :
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: л исты бумаги 20х30, карандаш, набор пастели (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради (Приложение )

Оформление доски:

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация )
4. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
– Техника пастели. Мастер класс.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)
– Определить по демонстрации видеоряда разновидности портрета.
– Определите, какая репродукция здесь является лишней

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

  • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
  • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
– А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке.
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославили 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий.

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
19 век – это сложнейшие характеры, образы – запечатлённые на века»
Крамской « Христос в пустыне»
М.Врубель «Царевна – Лебедь»

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур )

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

Техника пастели. Мастер класс

Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

Практическая работа учащихся

Заключительная часть урока

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.
2. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?