Понятие страты и стратификации. Критерии стратификации

Сущность стратификационных процессов

Формирование представлений о социальной стратификации явилось непосредственным следствием разработки структурного подхода в социологии во второй половине XIX – начале XX столетия, начиная с О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера и вплоть до Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. В рамках этого подхода сформировалось представление о том, что все отношения в обществе, будь то межгрупповые или межличностные взаимодействия или устойчивые связи, имеют ранговый характер, то есть связываемые ими индивиды, группы, общности часто входят в состав различных по своему ранговому уровню социальных систем. При этом такое ранжирование является устойчивым, а связи, соответственно, приобретают институциональный характер.

Первым серьезную систематизацию понятий, которые являются ключевыми для современной теории социальной стратификации (такие понятия, как «социальная мобильность», «одномерная/многомерная стратификация»), осуществил П. Сорокин. Кроме того, теория социальной стратификации вобрала в себя концепцию социальных классов индустриального общества, предложенную М. Вебером; дальнейшее развитие в рамках теории социальной стратификации получило структурно-аналитическое направление в социологии; востребованной оказалась концепция социального конфликта (Р. Дарендорф, Р. Коллинз).

Теория социальной стратификации позволила в значительной степени углубить понимание целого ряда ключевых проблем социального знания. В то же время теория социальной стратификации многократно с успехом использовалась для изучения и описания обществ, различных по своим культурным традициям, по уровню социально-экономического и политического развития, что подтверждает ее неоспоримую познавательную и общетеоретическую ценность.

Термин «стратификация» (от латинского stratum - «слой») был заимствован из геологии, где он обозначает определенную последовательность залегания горных пород, каждая из которых образует слой, определенным образом соотнесенный с другими слоями. В социологии под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных позиций, отличающихся между собой степенью власти и престижа, определенными правами, обязанностями и привилегиями, объемом доступных материальных благ. П. Сорокин определяет социальную стратификацию следующим образом: «Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния» [Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.302]. Другими словами, социальная стратификация – это социальное расслоение, обусловленное различием занимаемых индивидами социальных позиций, которые позволяют иметь доступ к определенному объему социокультурных благ.

Индивиды, обладающие сходными позициями в системе распределения социокультурных благ , то есть находящиеся на одном уровне социальной иерархии, будут составлять определенный социальный слой , или страту . Таким образом, социальная страта - это совокупность индивидов, обладающих сходными позициями в системе социальной иерархии общества. Такая схожесть социальных позиций обуславливает схожесть социально-экономической и культурной среды, в которой существуют представители той или иной страты. Люди, получившие одинаковое образование, обладающие одинаковым уровнем доходов, выросшие в схожих социально-культурных условиях, работающие по одной специальности скорее всего будут иметь много общего и в предпочтительном образе жизни. Именно поэтому социальные слои, страты, классы - это не только теоретическая модель, охватывающая людей с одинаковыми социальными позициями, но и существующая в реальности общность индивидов со схожими стилями жизни, способами поведения, культурными ценностями, политическими и идеологическими убеждениями.
Для описания социальной неоднородности кроме понятия «социальная стратификация» применяется более широкое понятие «социальная дифференциация», которое подразумевает любые - а не только ранговые - социальные различия. Так, люди, увлекающиеся коллекционированием насекомых, объединены этим общим признаком, но признак этот не имеет никакого отношения к процессу социального расслоения (стратификации). Коллекционировать, скажем, бабочек могут представители любых социальных групп и слоев, представители разных профессий, что никак не сказывается на социальной иерархии. Совсем иная ситуация, когда мы имеем дело с ученым-энтомологом как представителем определенной профессии, то есть конкретного вида хозяйственной деятельности, которая включена в общую систему общественного разделения труда и занимает определенное положение в иерархии профессиональных статусов .

Шкалы социальной стратификации

Для эффективного описания и анализа стратификационных процессов в современных обществах социологи применяют четыре основные шкалы стратификации:
- доход;
- образование;
- власть;
- престиж.
Эти шкалы имеют количественное измерение, с их помощью можно описать социальное положение как отдельного члена общества, так и целых социальных групп; кроме того, с помощью шкал стратификации можно составить своеобразный срез всего общества, расположив на соответствующих шкалах в процентном выражении весь состав населения, разбитый на группы. Индивиды, занимающие сходные позиции по всем шкалам стратификации, составляют одну страту. Рассмотрим более подробно каждую из предложенных выше шкал.

Доход - это количество денежных поступлений индивида, семьи в расчете на каждого ее члена, на душу населения региона или страны за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму средств, полученную в виде заработной платы, пенсий, пособий, гонораров, отчислений от прибыли и т.д. В случае, когда доходы превышают расходы, происходит аккумулирование (накопление) средств и образуется богатство - накопленный доход. В качестве богатства могут выступать не только накопленные ликвидные денежные средства. Любая ликвидная собственность является богатством: дом или другое жилище, автомобиль, ценные бумаги, одежда и т.д.

Образование измеряется числом лет обучения. Например, начальная школа - 4 года, неполная средняя - 9, средняя - 11, вуз - 4-6 и даже 7 (в медицинских ВУЗах), аспирантура - 3-4, докторантура - 3 и, таким образом, современный украинский профессор имеет за плечами более 20 лет образования. Длительное время традиционно обучаются медики. Но кроме формального количества лет обучения не малую, а иногда и решающую, роль играют место обучения и его эффективность (о чем может свидетельствовать, например, аттестат или приложение к диплому). Выпускники схожих специальностей, но обучавшиеся в разных ВУЗах, неформально могут иметь в глазах своего социального окружения разный уровень образования. То же можно сказать и о эффективности образования. В современном обществе образование как один из стратификационных показателей, несомненно, играет ключевую роль. Например, в США сегодня разница в доходах людей, имеющих и не имеющих высшее образование, составляет 2 и более раза.

Власть формально измеряется количеством людей, на которых распространяется принятое индивидом решение. В общем смысле под властью понимается возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Например, решение президента Украины распространяется на всех жителей страны, решение ректора - на студентов и профессорско-преподавательский состав ВУЗа, родителей - на их собственных детей.

Престиж , в отличие от рассмотренных выше трех шкал стратификации престиж - это субъективный показатель, он не поддается такому же четкому, формализованному измерению. Престиж - это уважение социального статуса личности, сложившееся в общественном мнении. Как правило, престижность определенного социального положения определяется интуитивно, приблизительно. Тем более, что в определении престижности положения конкретной личности всегда задействован целый спектр социальных показателей. Но современная социология при помощи специальных методов может измерять и престиж. Например, в США с 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения периодически проводит опросы рядовых американцев с целью определить общественный престиж различных профессий. Усредненные результаты этих опросов в целом позволяют составить довольно объективную картину распределения престижности основных сфер профессиональной деятельности для этой страны.

Социальная роль стратификационных процессов

Что же послужило причиной возникновения социальной стратификации? Естественная основа процессов стратификации - это социальные связи и взаимодействие людей. Сторонники теории социальной стратификации постулируют неравный доступ к социокультурным благам не только как ключевой момент социального развития, но и как естественный результат самоорганизации любой социальной системы. То есть если есть общество, то обязательно есть и стратификация как обязательный атрибут социальной системы.

Неравномерный доступ к благам обеспечивает социальной системе возможность стимулировать стремление индивидов заниматься социально важными видами деятельности и вступать в социально значимые взаимодействия. Более востребованные, с точки зрения интересов общества, виды деятельности или взаимодействия поощряются в большей степени, нежели другие виды деятельности или взаимодействия.

Например, в ситуации, когда в обществе начинает ощущаться недостаток специалистов определенной специальности, этот недостаток может обусловить рост заработной платы таких специалистов. Кроме того, может возрасти престижность этой специальности (например, по причине того же роста заработной платы, или по причине общественного осознания важности данной специальности). В современных условиях подобное социальное стимулирование переживают, например, специальности, связанные с компьютерными технологиями, престижность и материальное обеспечение которых находятся значительно выше среднего уровня.
Таким образом, социальная стратификация выполняет в жизни общества регулятивно-организующую роль, способствуя приспособлению социальной системы к изменениям среды или собственной структуры. Когда решение, принимаемое одним индивидом или группой, в определенных условиях является сигналом к действию для всего общества, становится возможным мобилизовать все необходимые или, по крайней мере, доступные материальные, интеллектуальные, культурные ресурсы для решения конкретной задачи. Особенно наглядно это проявляется во время военных столкновений, природных бедствий, техногенных катастроф, когда ситуация требует незамедлительной и организованной реакции. Но и в обычных условиях слаженное взаимодействие невозможно без четкой социальной градации. При этом нужно понимать, что такая регулятивная функция присуща стратификационным процессам в любом - даже наиболее простом или досовременном - обществе.

Где бы ни появилось общество, оно всегда является определенным образом организованным, при этом стратификация выступает одним из основных факторов этой организации. Во всех общественных системах существуют индивиды, наделенные особыми правами или полномочиями в определенных ситуациях (вождь, толкователь законов, военный предводитель, шаман, жрец или другой служитель культа), в то время как остальные члены социума добровольно или вынужденно являются исполнителями, воплощающими волю лидеров. Роль лидера может исполнять как отдельный индивид (вождь, тиран, монарх), так и группа (аристократия, олигархия, правительство). Такая выстроенная на основе иерархии система позволяет значительно повысить эффективность социального взаимодействия, результативность человеческой деятельности. При этом не нужно путать объективную необходимость наличия социальной иерархии для обеспечения устойчивого существования социальной системы со всевозможными злоупотреблениями властью (узурпация, диктатура, тирания).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы социальной стратификации во временной перспективе обеспечивают возможность организации и перераспределения социокультурных ресурсов. При этом происходит не только активное приспособление к изменяющимся условиям (путем перераспределения человеческих, материальных и культурных ресурсов), но и сохранение собственной идентичности общества (путем сохранения самой стратификационной системы, в основе которой лежат традиции, обычаи, нормы, ценности данного общества). Так, одну и ту же социальную проблему разные общества могут решать совершенно по-разному. И различия эти будут обусловлены именно отличием базисных компонентов культуры этих обществ. Следовательно, мы можем заключить, что стратификационные процессы конкретного самобытного общества обладают собственными особенностями, среди которых наибольшее значение имеют их динамичность, нормативность, степень поляризации (противостояния одних социальных слоев другим). Например, в Новое время в странах Западной цивилизации такие следствия стратификационных процессов, как классовые противоречия, национальные и религиозные конфликты очень часто принимали крайние формы. Это было обусловлено не только объективной остротой социальной ситуации, но и культурно-историческими особенностями западных обществ.

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т.е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1. то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2. приобретенный статус (трудовая деятельность);

3. то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация - это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» - естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» - проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) - это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

одномерная (группу выделяют по одному признаку);

многомерная (31

группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1. односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2. многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс.

Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1. вертикальная и горизонтальная мобильность;

2. изменение социальной структуры;

3. появление новой системы стратификации.

Причем третий фактор - это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны. Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация» - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» как научный оборот ввел Питирим Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Функционализм, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации.

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.

Для обозначения всей картины различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро - и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот.

Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.

Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени.

Собственность, по определению, - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.

Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.

Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Типы стратификационных систем

Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Социальная стратификация - это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.

Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:

1. физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;

2. кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте - наследственное явление. Это общество закрытое;

3. сословие-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;

4. этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, распределения ресурсов, привилегий. Группы на этой основе имеют свой стиль жизни, благополучия, престижность тех позиций, которые они занимают;

5. социально-профессиональная. Важное значение здесь имеют условия и содержание труда (особые навыки, опыт). Иерархия в этой системе строится на сертификатах(дипломах, лицензиях), отражающих уровень квалификации человека. Действительность этих сертификатов поддерживается государством;

6. классовая. Различия имеются в характере и размерах собственности (хотя политический и правовой статусы одинаковы), уровне дохода, материальных благ. Принадлежность к какому-либо классу не устанавливается по закону и не наследуется;

7. культурно-символическая. У разных групп разные возможности получать социально значимую информацию, быть носителем сакрального знания (раньше это были жрецы, в новое время - ученые);

8. культурно-нормативный. Различия образа жизни и норм поведения людей ведут к различиям уважения и престижа (различие физического и умственного труда, манеры общения);

9. социально-территориальная. Неравномерное деление ресурсов между регионами, пользование культурными учреждениями, доступ к жилью и работе разный.

Конечно же, мы понимаем, что любое общество соединяет в себе даже несколько стратификационных систем, а представленные здесь типы стратификационных систем - это «идеальные типы».

Типы социальной стратификации

Социальная стратификация - иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1. при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2. при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х - ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

Социальная мобильность

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк - семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

горизонтальная социальная мобильность;

вертикальная социальная мобильность.31

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность - это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны. Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) - лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность - это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т.д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1. перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV - V в., разрушившее Римскую империю);

2. перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3. перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4. перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, - стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % - банкира и биржевика, в 12 % - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П.А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Тема 6. Социология национальных отношений (Этносоциология)

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов.

Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах - отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то, что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека - существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов.

Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень - национальные территориальные общности.

Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

Одним из важных элементов социальной структуры является социальная группа. Важное значение в обществе выполняет такая социальная группа, как социально-этническая общность. Этнос - это сложившаяся на определенной территории совокупность людей, которые имеют общие культурные ценности, язык, психологический склад. Определяющими моментами этой группы являются быт, одежда, жилье, т.е. все то, что называют культурой этноса.

Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы).

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т.е. та культура, в которой люди живут всю жизнь и передают ее из поколения к поколению (этническая культура).

Историки и социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к тотемическим кланам, а затем к кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения.

Свою точку зрения по вопросу об этнических общностях имел Л.Н. Гумилев: этнос - основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев рассматривал как взаимоотношения этносов, которые имеют свою структуру и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является неотделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России).

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия - люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция - люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.

Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.

Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки).

Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).

Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа, знание языка коренной национальности.

Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.

Социология расселения изучает связь между социальным развитием людей и их положением в системе расселения. Расселение - распределение поселений по обитаемой территории, распределение населения по поселениям и, наконец, размещение людей в границах поселения.

Для социологии расселения принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил (развертыванием отношений в системе «общество - природа») и характером общественных отношений (сущностью связей и отношений в системе «общество - человек»). Расселение становится категорией социологии в конечном счете в силу трех причин:

1. вплоть до определенного исторического рубежа оно носит социально-дифференцированный характер;

2. факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как совокупности территориально локализованных поселений;

3. соединение людей и оговоренных выше условий, т.е. проживание в тех или иных поселениях, становится предпосылкой для их объединения в социальные общности особого рода и тем самым для превращения в предмет социологии.

Наиболее глубоким выражением социальной дифференциации расселения является различие между городом и деревней. В основе этого различия лежит отделение ремесленного производства от земледелия. Обособление этих важнейших видов производства привело к отделению города от деревни. Разделение труда включает в себя и закрепление людей за определенными видами. Это распределение по видам труда, который всегда привязан к территории, рождает феномен поселения как места жительства.

Демография - это статистическое изучение человеческого населения (его численности и плотности, распределения и жизненной статистики: рождения, браки, смертные случаи и т.д.).

Современные демографические исследования рассматривают также демографический взрыв, взаимодействие между населением и экономическим развитием, влияние ограничения рождаемости, незаконной иммиграции и распределения рабочей силы.

Основные компоненты изменения численности населения немногочисленны. Закрытое население (когда нет процессов иммиграции и эмиграции) может изменяться согласно простому уравнению:

численность закрытого населения в конце определенного периода времени равна численности населения в начале этого периода плюс число рождений минус число смертей.

Другими словами, численность закрытого населения растет только благодаря рождениям и снижается только из-за смертей. В целом численность населения планеты является закрытой.

Однако численность населения континентов, стран, регионов, городов, деревень редко бывает закрытой. Если опустить допущение закрытости населения, то иммиграции и эмиграции влияют на рост и снижение численности населения так же, как смерти и рождения. Тогда численность населения (открытая) к концу периода равна численности в начале периода плюс рождения за этот период минус миграция из страны.

Следовательно, для изучения демографических изменений необходимо знать уровень рождаемости, смертности и миграции.

Этническая общность - группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. (В некоторых языках, а нередко и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы.) Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура.

Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов и этносов.

Этнические общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья - это наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения. Она включает бабушек, дедушек, отцов, матерей и их детей.

Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды в свою очередь объединяются в свою очередь объединяются в кланы.

Клан - это группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы до сегодняшних дней сохранились в различных уголках мира (на Кавказе, в Африке и Китае, у американских индейцев). Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходит до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития - в нации.

Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У нее обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература и искусство.

Конфликт - столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости. Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт - это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1. в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2. классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения(время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3. исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4. по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых - объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник - подчиненный, покупатель - продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых - отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные.

Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т.е. группы в конфликте не задействованы.

Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Аннотация: Цель лекции – раскрыть понятие социальной стратификации, связанной с понятием социальный слой (страта), описать модели и виды стратификации, а также типы стратификационных систем.

Стратификационное измерение – это выделение слоев (страт) внутри общностей, что позволяет сделать более подробный анализ социальной структуры. По теории В.Ф.Анурина и А. И. .Кравченко, следует отличать понятия классификации и стратификации . Классификация – деление общества на классы, т.е. очень большие социальные группы, обладающие каким-то общим признаком. Стратификационная модель представляет собой углубление, детализацию классового подхода.

В социологии вертикальное строение общества объясняется при помощи такого понятия, перешедшего из геологии, как "страта" (пласт). Общество представляется в виде объекта, который разделен на пласты, нагромождающиеся друг на друга. Выделение слоев в иерархической структуре общества называется социальной стратификацией.

Здесь следует остановиться на понятии "слой общества". До сих пор мы пользовались понятием "социальная общность". Каково же соотношение этих двух понятий? Во-первых, понятие социального слоя применяется, как правило, для характеристики только вертикальной структуры (т.е. слои наслаиваются друг на друга). Во-вторых, это понятие указывает на принадлежность представителей самых различных общностей к одному и тому же статусу в социальной иерархии. В состав одного слоя могут входить представители и мужчин, и женщин, и поколений, и разных профессиональных,этнических,расовых,конфессиональных, территориальных общностей. Но эти общности входят в слой не целиком, а частично, поскольку другие представители общностей могут входить в другие слои. Таким образом, социальные слои состоят из представителей различных социальных общностей, а социальные общности представлены в различных социальных слоях. Речь не идет о равном представительстве общностей в слоях. Например, женщины больше, чем мужчины, обычно представлены в слоях, расположенных на более низких ступеньках общественной лестницы. Так же неравномерно представлены в социальных общностях представители профессиональных, этнических, расовых, территориальных и других общностей людей.

Когда говорят о социальном статусе общностей людей, то мы имеем дело с усредненными представлениями, тогда как в реальности внутри социальной общности существует определенный "разброс" социальных статусов (например, женщины, находящиеся на разных ступеньках общественной лестницы). Когда говорят о социальных слоях, имеют в виду представителей различных общностей людей, имеющих одинаковый иерархический статус (например, одинаковый уровень доходов).

Модели социальной стратификации

Обычно в социальной стратификации выделяются три наиболее крупные страты -низшие, средние и высшие слои общества. Каждая из них также может быть разделена еще на три. По численности принадлежащих к этим слоям людей мы можем построить и стратификационные модели, дающие нам общее представление о реальном обществе.

Из всех известных нам обществ верхние слои всегда составляли меньшинство. Как сказал один древнегреческий философ, худших всегда большинство. Соответственно " лучших" (богатых) не может быть больше, чем средних и низших. Что касается "размеров" средних и нижних слоев, то они могут быть в разных соотношениях (больше или в нижних, или в средних слоях). Исходя из этого, можно построить формальные модели стратификации общества, которые условно назовем как " пирамида " и "ромб". В пирамидальной модели стратификации большинство населения относится к социальным низам, а в ромбовидной модели стратификации - к средним слоям общества, но в обеих моделях верхи составляют меньшинство.

Формальные модели наглядно показывают характер распределения населения по различным социальным стратам и особенности иерархической структуры общества.

Виды социальной стратификации

В силу того, что ресурсы и сила, разделяющие иерархически расположенные социальные слои, по своей природе могут быть экономическими, политическими, личными, информационными, интеллектуальными и духовными, стратификация характеризует экономическую, политическую, личную, информационную, интеллектуальную и сферы жизни общества. Соответственно, можно выделить основные разновидности социальной стратификации - социально-экономическую, социально-политическую, социально-личностную, социально-информационную и социально-духовную.

Рассмотрим разновидности социально-экономической стратификации.

В общественном сознании стратификация представляется, прежде всего в виде деления общества на "богатых" и "бедных". Это, видимо, не случайно, ибо именно различия в уровне доходов и материального потребления "бросаются" в глаза, По уровню доходов выделяются такие слои общества, как нищие, бедные, обеспеченные, богатые и сверхбогатые.

Социальные "низы" по этому признаку представляют нищие и бедные. Нищие, представляющие собой "дно" общества, располагают доходами, необходимыми для физиологического выживания человека (чтобы не умереть от голода и других факторов, угрожающих жизни человека). Как правило, нищие существуют за счет подаяний, социальных пособий или других источников (сбор бутылок, поиски пищи и одежды среди мусора, мелкое воровство). Однако к нищим могут быть отнесены и некоторые категории работающих, если размер их заработной платы позволяет удовлетворятьлишь физиологические потребности.

К бедным можно отнести людей, которые имеют доходы на уровне, необходимом для социальноговыживания человека сохранения своего социального статуса. В социальной статистике этот уровень доходов называется социальным прожиточнымминимумом.

Средние слои общества по уровню доходов представлены людьми, которых можно назвать "обеспеченными", "зажиточными" и т.п. Доходы обеспеченных п ревышают прожиточный минимум . Быть обеспеченным - это значит обладать доходами, необходимыми не только для социального существования (простого воспроизводства себя как социального существа), но и для социального развития (расширенного воспроизводства себя как социального существа). Возможность расширенного социального воспроизводства человека предполагает, что он может повышать свой социальный статус. Средние слои общества, имеют, в сравнении с бедными, другую одежду, еду, жилье, у них качественно меняется досуг, круг общения и т.п.

Верхние слои общества по уровню доходов представлены богатыми и сверхбогатыми. Четкого критерия для разграничения обеспеченных и богатых, богатых и сверхбогатых нет. Экономический критерий богатства – ликвидность имеющихся в наличии ценностей. Ликвидность обозначает способность быть проданным в любую минуту. Следовательно, вещи, которые есть у богатых, как правило, растут в цене: недвижимость, шедевры искусства, акции преуспевающих предприятий и т.д. Доходы на уровне богатства выходят за пределы даже расширенного социального воспроизводства и приобретают символический, престижный характер, определяя принадлежность человека к высшим слоям. Социальный статус богатых и сверхбогатых требует определенного символического подкрепления (как правило, это предметы роскоши).

Богатые и бедные страты (слои) в обществе могут быть выделены и по признаку собственности на средства производства. Для этого необходимо расшифровать само понятие "собственность на средства производства" (в терминологии западной науки - " контроль над экономическими ресурсами"). Социологи и экономисты выделяют в собственности три компонента - владение средствами производства, распоряжение ими, их использование. Поэтому в данном случае речь может идти о том, как, в какой мере те или иные слои могут владеть, распоряжаться и использовать средства производства.

Социальные низы общества представлены слоями, которые не являются владельцами средств производства (ни самих предприятий, ни их акций). В то же время среди них можно выделить тех, кто не могут и использовать их в качестве наемных работников или арендаторов (как правило, это безработные), которые находятся на самом низу. Чуть выше располагаются те, кто может пользоваться средствами производства, владельцами которых не являются.

К средним слоям общества можно отнести тех, кого обычно называют мелкими собственниками. Это те, которые владеют средствами производства или другими средствами приносящими доход (торговые точки, сервис и т.п.), однако уровень этих доходов не позволяет им расширить свое дело. К средним слоям также можно отнести тех, кто распоряжается не принадлежащими им предприятиями. В большинстве случаев - это менеджеры (за исключением топ- менеджеров). Следует подчеркнуть, что к средним слоям принадлежать также люди, которые не имеют отношения к собственности, а получают доходы благодаря своей высококвалифицированной работе (врачи, ученые, инженеры и т.п.).

К социальным "верхам" принадлежат те, кто получает доходы на уровне богатства и сверхбогатства благодаря собственности (живущие за счет собственности). Это или владельцы крупных предприятий или сети предприятий (держатели контрольных пакетов акций), или высшие менеджеры крупных предприятий, участвующие в прибыли.

Доходы зависят как от размеров собственности, так и от квалифицированности (сложности) труда. Уровень доходов является зависимой переменной от этих двух основных факторов. И собственность, и сложность выполняемой работы практически утрачивают свой смысл без тех доходов, которые они обеспечивают. Поэтому не сама по себе профессия (квалификация), а то, как она обеспечивает социальный статус человека (главным образом, в форме дохода), выступает признаком стратификации . В общественном сознании это проявляется как престиж профессий. Сами по себе профессии могут быть очень сложными, требующими высокой квалификации, или достаточно простыми, предполагающими низкую квалификацию. В то же время не всегда сложность профессии равнозначна ее престижности (как известно, представители сложных профессий могут получать неадекватную их квалификации и количеству труда заработную плату). Таким образом, стратификация по собственности И профессиональная стратификация | имеют смысл лишь тогда, когда они строятся в пределах стратификации по уровню доходов. Взятые в единстве, они представляют социально-экономическую стратификацию "общества".

Перейдем к характеристике социально-политической стратификации общества. Основным признаком данной стратификации является распределение политической власти между стратами.

Под политической властью обычно понимается возможности каких-либо слоев или общностей распространить свою волю по отношению к другим слоям или общностям независимо от желания последних подчиниться. Эта воля может распространяться самыми разными способами – при помощи силы, авторитета или права , законными (легальными) или незаконными (нелегальными) методами, открыто или в скрытной (форме и т. д.). В докапиталистических обществах различные сословия обладали различным объемом прав и обязанностей (чем "выше", тем больше прав, чем "ниже", тем больше обязанностей). В современных странах все страты обладают с юридической точки зрения одинаковыми правами и обязанностями. Однако равноправие еще не означает политического равенства. В зависимости от масштабов собственности, уровня доходов, контроля над средствами массовой информации, должности и других ресурсов различные страты обладают разными возможностями оказывать воздействие на разработку, принятие и реализацию политических решений.

В социологии и политологии верхние слои общества, обладающие "контрольным пакетом акций" политической власти, принято называть политической элитой (иногда употребляют понятие "правящий класс "). Благодаря финансовым возможностям, социальным связям, контролю над средствами массовой информации и другим факторам элита определяет ход политических процессов, выдвигает из своих рядов политических лидеров, осуществляет отбор из других слоев общества тех, кто показал свои особые способности и при этом не угрожает ее благополучию. При этом элиту отличает высокий уровень организованности (на уровне высшей государственной бюрократии, верхушки политических партий, бизнес-элиты, неформальных связей и т.п.).

Важную роль в монополизации политической власти играет наследование внутри элиты. В традиционном обществе политическое наследование осуществляется путем передачи детям титулов и сословной принадлежности. В современных обществах наследование внутри элиты осуществляется множеством способов. Это и элитное образование, и элитные браки, и протекционизм в служебном росте и т.д.

При треугольной стратификации остальную часть общества составляют так называемые массы– фактически лишенные власти, управляемые элитой, политически неорганизованные слои. При ромбовидной стратификации массы образуют лишь низшие слои общества. Что касается средних слоев, то большая часть их представителей в той или иной мере политически организована. Это – различные политические партии, ассоциации, представляющие интересы профессиональных, территориальных, этнических или иных общностей, производителей и потребителей, женщин, молодежи и т.д. Главной функцией этих организаций является представление интересов социальных слоев в структуре политической власти методом давления на эту власть. Условно такие слои, которые, не обладая реальной властью, оказывают в организованной форме давление на процесс подготовки, принятия и реализации политических решений с тем, чтобы защищать свои интересы можно назвать группами интересов, группами давления(на Западе официально оформляются группы-лобби, защищающие интересы определенных общностей). Таким образом, в политической стратификации можно выделить три слоя - "элиту", "группы интересов" и "массы".

Социально-личностная стратификация изучается в рамках социологической соционики. В частности, можно выделить группы социотипов, условно названные как лидеры и исполнители. Лидеры и исполнители, в свою очередь , подразделяются на формальных и неформальных. Таким образом, получаем 4 группы социотипов: формальные лидеры, неформальные лидеры, формальные исполнители, неформальные исполнители. В соционике теоретически и эмпирически обоснована связь между социальным статусом и принадлежностью к определенным социотипам. Иначе говоря, врожденные личностные качества влияют на положение в системе социальной стратификации . Существует индивидуальное неравенство , связанное с различиями типов интеллекта и энерго-информационного обмена.

Социально информационная стратификация отражает доступ различных слоев к информационным ресурсам общества и коммуникационным каналам. Действительно, доступ к информационным благам по сравнению с доступом к экономическим и политическим благам был малозначимым фактором в социальной стратификации традиционного и даже индустриального обществ. В современном мире доступ к экономическим и политическим ресурсам все в большей степени начинает зависеть от уровня и характера образования, от доступа к экономической и политической информации. Предшествующие общества характеризовались тем, что каждый слой, выделяемый по экономическим и политическим признакам, также отличался от других по уровню образования и информированности. Однако социально-экономическая и социально-политическая стратификация мало зависели от характера доступа того или иного слоя к информационным ресурсам общества.

Довольно часто общество, приходящее на смену индустриальному типу, называют информационным, обозначая тем самым особое значение информации в функционировании и развитии общества будущего. При этом информация настолько усложняется, что доступ к ней связан не только с экономическими и политическими возможностями тех или иных слоев, для этого требуется соответствующий уровень профессионализма, квалификации, образования.

Современная экономическая информация может быть доступна лишь для экономически образованных слоев. Политическая информация также требует соответствующего политического и юридического образования. Поэтому степень доступности того или иного образования для различных слоев становится важнейшим признаком стратификации постиндустриального общества. Большое значение приобретает характер получаемого образования. Во многих странах Западной Европы, например, представители элиты получают социальное и гуманитарное образование (юриспруденция, экономика, журналистика и т.д.), которое в дальнейшем облегчит им возможность сохранить свою элитную принадлежность. Большинство представителей средних слоев получают инженерно-техническое образование, которое, создавая возможность обеспеченной жизни, тем не менее, не предполагают широкий доступ к экономической и политической информации. Что касается нашей страны, то за последнее десятилетие также стали обозначаться такие же тенденции

Сегодня можно говорить о том, что начинает складываться социально-духовная стратификация как относительно самостоятельный вид стратификации общества. Применение термина "культурная стратификация " не совсем верно, если учесть, что культура бывает и физической, и духовной, и политической, и экономической и т.д.

Социально-духовная стратификация общества определяется не только неравенством в доступе к духовным ресурсам, но и неравенством возможностей духовного воздействия тех или иных слоев друг на друга и на общество в целом. Речь идет о возможностях идеологического воздействия, которыми обладают "верхи", "средние слои" и "низы". Благодаря контролю над средствами массовой информации, влиянию на процесс художественного и литературного творчества (особенно на кинематограф), на содержание образования (какие предметы и как преподавать в системе общего и профессионального образования) "верхи" могут манипулировать общественным сознанием, прежде всего таким его состоянием, как общественное мнение. Так, в современной России в системе среднего и высшего образования сокращаются часы на преподавание естественных и социальных наук, в то же время в школы и вузы все активнее проникает религиозная идеология, теология и другие вненаучные предметы, не способствующие адаптации молодежи к современному обществу и экономической модернизации.

В социологической науке выделяются два метода изучения стратификации общества – одномерная и многомерная. Одномерная стратификация строится на основе одного признака (это могут быть доход, собственность, профессия , власть или какой-либо иной признак). Многомерная стратификация строится на основе комбинации различных признаков. Одномерная стратификация по сравнению с многомерной является задачей более простой.

Экономическая, политическая, информационная и духовная разновидности стратификации тесно связаны и переплетены. В результате социальная стратификация представляет из себя нечто единое целое, систему. Однако положение одного и того же слоя в разных видах стратификации не всегда может быть одинаковым. Например, крупнейшие предприниматели в политической стратификации имеют более низкий социальный статус, чем высшая бюрократия. Можно ли тогда выделить одно интегрированное положение различных слоев, их место в социальной стратификации общества в целом, а не в тех или иных ее видах? Статистический подход (методом усреднения статусов в различных видах стратификации ) в данном случае невозможен.

Для того чтобы построить многомерную стратификацию, нужно ответить на вопрос, от какого признака в первую очередь зависит положение того или иного слоя, какой признак (собственность, доход, власть, информация и т.д.) является "ведущим", а какой - "ведомым". Так, в России традиционно политика доминирует над экономикой, искусством, наукой, социальной сферой, информатикой. При изучении различных исторических типов обществ обнаруживается, что их стратификация обладает своей внутренней иерархией, т.е. определенной соподчиненностью экономической, политической и духовной ее разновидностей. На этом основании в социологии выделяются различные модели системы стратификации общества.

Типы стратификационных систем

Можно выделить несколько основных типов неравенства. В социологической литературе обычно выделяется три системы стратификации – кастовая, сословная и классовая. Менее всего изучена кастовая система. Причиной тому является то, что такая система в форме пережитков существовала до недавнего времени в Индии, что касается других стран, то о кастовой системе можно судить приблизительно на основе сохранившихся исторических документов. В ряде стран кастовая система вообще отсутствовала. Что собой представляет кастовая стратификация ?

По всей вероятности, она возникла вследствие завоевания одних этнических групп другими, которые и образовали иерархически расположенные страты . Кастовая стратификация поддерживается религиозными ритуалами (касты имеют разный уровень доступа к религиозным благам, в Индии, например, низшая каста неприкасаемых не допускается к ритуалу очищения), наследственностью кастовой принадлежности и практически полной закрытостью. Невозможно было перейти из касты в другую касту. В зависимости от этнорелигиозной принадлежности в кастовой стратификации определяется уровень доступа к экономическим (прежде всего, в форме разделения труда и профессиональной принадлежности) и политическим (путем регламентации прав и обязанностей) ресурсам.Следовательно, кастовый тип стратификации базируется на духовно-идеологическом (религиозном) виде неравенства

В отличие от кастовой системы, сословная стратификация строится на основе политического и юридического неравенства, прежде всего, неравноправия. Сословная стратификация осуществляется не по признаку "богатства", а

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.


Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

32.КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Существует особый вид стратификации современного общества, который носит название классовой стратификации .

Общественные классы , по определению Ленина "... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Впервые развернутое понятие социального класса было сформулировано К. Марксом посредством использования понятия классово-образующего признака . По Марксу таким признаком является отношение людей к собственности. Одни классы в обществе владеют собственностью, могут распоряжаться собственностью, в то время как другие классы лишены этой собственности. Такое разделение может приводить к межклассовым конфликтам, которые направлены прежде всего на перераспределение, передел собственности. Наличие этого признака классового разделения общества продолжает использоваться многими современными учеными.

В отличие от Маркса, немецкий социолог Макс Вебер выделяет несколько признаков классового разделения общества. В частности, он рассматривает престиж как один из важнейших признаков социального класса. Кроме престижа, Вебер считает такими признаками богатство и власть, а также отношение к собственности . В связи с этим Вебер выделяет в обществе значительно большее количество классов, чем Маркс. Каждый из социальных классов обладает собственной субкультурой, которая включает в себя специфические способы поведения, принятую систему ценностей и набор социальных норм. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует собственные ценности, модели поведения и идеалы. Эти субкультуры имеют достаточно четки границы, внутри которых индивиды чувствуют сво: принадлежность к социальному классу, идентифицируют себя с ним.

В настоящее время существует достаточно много моделей классовой структуры общества. Однако самой распространенной моделью следует считать модель У. Уотсона . Согласно этой модели современное общество делится на шесть основных классов. Особенно четко выделены высшие и средние классы общества.

Опыт использования этой модели показал, что она имеет ограничения применительно к дорыночной России. Однако с развитием рыночных отношений классовая структура российского общества все более напоминает классовые структуры западных стран. Именно поэтому модель классовой структуры Уотсона может иметь большое значение при анализе социальных процессов протекающих в современной России.

Если посмотреть на социальную структуру общества как на комплекс социальных групп, что имеют разительные отличия друг от друга, социологи обязаны ответить на вопрос о том, как отличить эти группы между собой. Изучает этот вопрос стратификация в обществознании. Это система выверенных признаков, согласно которым индивида относят к определенной группе. Именно об этом социальном явлении сегодня и поговорим.

Теория стратификации

Чтобы иметь возможность различать социальные группы, а также изучать их, в начале 40-х годов ХХ века была разработана теория социальной стратификации. Над ее созданием работали Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, У. Мур. Социологи уверяли, что стратификация в обществознании - это процесс, который был спровоцирован распространением исполняемых функций необходимых для жизни общества. Согласно их мнению, благодаря социальной стратификации в обществе можно выделить упорядоченные слои, которые сформировались на основе важных признаков.

Не стоит также забывать, что подход социальной стратификации является одновременно методом и методологией изучения социальной структуры общества. Он основан на принципах:

  • Обязательного исследования всех общественных трат.
  • Необходимости применения в сравнительном анализе одинаковых критериев.
  • Применения достаточного количества критериев, которые позволят провести глубокий анализ социального пласта.

О стратификации

Понятие «стратификация» было взято из геологии Питиримом Сорокиным. В обществознании стратификация - это процесс социального воспроизведения, в ходе которого все слои, классы, касты и группы являются неравными, поэтому вынуждены размещаться в иерархическом порядке. Другими словами, общественная стратификация - это разделение социума на разные группы людей, что объединены по одинаковым признакам. Основные критерии стратификации в обществознании - это уровень доходов, доступ к власти и знаниям, характер труда, проведение досуга.

Таким образом, выделяют экономическую, профессиональную и политическую стратификации. Но это еще не все, стратификация в обществознании - это источник, позволяющий определить устойчивые элементы общественной структуры. В ходе исторического развития образовалось три типа стратификации.

Касты

Одним из этих типов являются касты. В дословном переводе с португальского это слово значит «происхождение». То есть под кастами понимают закрытые группы, которые связаны происхождением и статусом. Чтобы стать членом этого объединения, нужно в нем родиться, к тому же не предусмотрена возможность вступать в браки представителям разных каст. Проще говоря, кастовая система очень ограничена, это место для тех, кому просто повезло.

Самой знаменитой кастовой системой считается пример стратификации в Индии. Согласно преданиям, общество первоначально было разделено на 4 варны, которые были созданы из разных частей тела, символизировавших человека. Так, «устами» общества выступали брахманы (жрецы и эрудиты). «Руками» были кшатрии (предводители и солдаты). Роль «торса» исполняли вайшьи (торговцы и селяне), а «ступнями» считались шудры (зависимые лица).

Сословия

Еще один тип стратификации в обществознании получил название "сословие". Это особая группа людей, чьи правила поведения, повинности и права передаются по наследству. В противоположность кастовой системе стать частью определенного сословия проще, так как это осознанный выбор человека, а не результат фатального стечения обстоятельств. В странах Европы XVIII-XIX века существовала следующая система сословий:

  • Дворянство - группы людей с особыми привилегиями, обычно им присваивали разные титулы, такие как герцог, барон, князь и т.д.
  • Духовенство - если исключать жрецов, то все остальные, кто служил церкви, считались духовенством. В свою очередь, оно разделялось на два вида: «черное» - вся монашеская братия, «белое» - не монашествующие люди, которые оставались верны церковным догмам.
  • Купечество - когорта людей, промышляющих торговлей.
  • Крестьянство - люди, у которых основу трудовой деятельности составляло земледелие и сельскохозяйственный труд.
  • Мещанство - группы людей, что живут в городах, занимаются ремеслом, торговлей или состоят на службе.

Классы

Определение стратификации в обществознании невозможно без понятия «класса». Под классом подразумевают группу людей, которая отличается свободой доступа к собственности. Впервые такое понятие в обществознание ввел Карл Маркс, он говорил, что положение индивида в социуме определяется его доступом к материальным благам. Так возникло классовое неравенство. Если рассматривать на конкретных исторических примерах, то в рабовладельческой общине определялись всего два класса: рабы и их хозяева. Основными слоями феодального общества выступали феодалы и зависимые от них селяне.

Однако в современных социологических науках классами называют группы индивидов, которые похожи по критериям политической, экономической и социально-культурной принадлежности. Поэтому в каждом современном социуме можно выделить:

  • Высший класс (элита или богатые люди).
  • Средний класс (профессионалы своего дела, служащие, рабочие с квалификацией).
  • Низший класс (рабочие без квалификации, маргиналы).
  • Андеркласс (люди, находящиеся на самом «дне» системы).

Страты

Таким образом, можно сказать, что единицей общественной стратификацией выступают страты - группы людей, которые объединены по определенному признаку. Понятие «страта» - самый универсальный термин, которым можно характеризовать как большие классы людей, так и малые группы, что объединены по одному критерию.

Что касается примеров стратификации в обществознании, это могут быть представители элиты и массы. Как говорил Паретто, в каждом обществе есть 20% элиты - людей, что руководят общественным порядком и предотвращают возникновение анархии. И 80%, так называемой массы - простых людей, которые не имеют доступа к общественной власти.

Стратификация - это тот критерий, что является показателем неравенства, которое царит в обществе. Разделение на группы показывает, в насколько разных условиях проживают люди в обществе. У них неодинаковый потенциал и доступ к социальным благам. Но вопреки всему, лишь благодаря стратификации можно получить подробную характеристику общественной структуры.

Мобильность

В обществознании социальная стратификация и мобильность - неразрывно связанные между собой понятия. Под мобильностью принято подразумевать динамические изменения. Как говорил Питирим Сорокин: «Социальная мобильность представляет собой процесс перемещения индивида или другого объекта (нормы, ценности) в иную социальную плоскость».

Например, человек может изменить свое положение в социуме, а вместе с этим начнет принадлежать к другому классу. Хорошим примером качественной социальной мобильности может быть банальная история о том, как бедный парень стал миллионером.

Так же как и общественная стратификация, мобильность имеет свои разновидности. В первую очередь выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - это процесс, который характеризуется изменениями, которые можно описать как «лучше того, что было» или «хуже того, что было». Например, человек получил повышение на работе, надбавку к жалованию или высшее образование. Это положительные изменения, которые называют восходящей мобильностью.

Примером нисходящей мобильности может стать увольнение, понижение по службе или любая другая ситуация, которая изменяет обстоятельства в худшую сторону.

Горизонтальная мобильность

Помимо вертикальной мобильности существует еще и горизонтальная динамика. Если в первом случае человек имел возможность перемещаться в пределах своей страты, то в этом случае он перемещается исключительно по своему слою.

Например, программист поменял место работы и переехал в другой город. Он так и принадлежит к среднему классу населения, просто изменил свое территориальное положение. Или если человек меняет специфику работу без существенного повышения в заработке. Например, он работал секретарем, а стал помощником бухгалтера. Специфика работы вроде и другая, обязанностей больше, а зарплата существенно не изменилась. Поэтому можно сказать, что мобильность считается горизонтальной, если человек меняет свою социальную группу на ту, что расположена на том же уровне.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Такое понятие больше распространено в странах Америки, в частности в Штатах, где в обществе придерживаются мнения, что последующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. А под анархией понимают не безвластие, о котором говорил Дюркгейм, а несоответствие потребностей и ресурсов.

Межпоколенная мобильность определяется процессом, в ходе которого ребенок занимает лучшее или худшее положение в обществе, чем его родители. Например, если родители были низко квалифицированными работниками, а их ребенок стал ученым, это положительная межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность определяется изменением социального статуса на протяжении всего жизненного периода независимо от достижений родителей.

Группы и люди

Исследуя понятия общественной мобильности и стратификации, сложно не отметить такие определения, как индивидуальная и групповая динамика.

Особого внимания заслуживает групповая мобильность - динамический процесс, при котором свое положение в социуме меняет целое сословие, каста или класс. К примеру, после распада СССР, когда остановилось множество заводов, невостребованными стали инженеры. Целый класс инженеров в краткие сроки вынужден был менять свою специализацию. Этот вид мобильности является характерной особенностью обществ, которые находятся в состоянии тотальных изменений.

При индивидуальной мобильности каждый человек самостоятельно меняет свою принадлежность к конкретной страте.

Выводы

В общем, как показывают исследования, на социальную мобильность оказывает влияние политический режим, этапы модернизации и социально-экономическая ситуация в социуме. А также особенности самого индивида: его образование, характер и т.д.

Но что такое стратификация в обществознании? Простыми словами - это разграничение социума на богатых и бедных. А уже потом этих богатых и бедных можно поделить на страты с разными характеристиками. Общественная структура в любом социуме - это основной критерий, который помогает обществу эволюционировать. Благодаря тому, какие страты превалируют в определенном социуме, можно определить, какая стратегия развития подойдет ему больше всего.