История
Торжественное открытие состоялось 15 мая 2004 года. На открытии центра присутствовало более пятисот человек, включая известных деятелей культуры, булгаковедов, актеров московских театров, художников, представителей интеллигенции и поклонников творчества писателя. Событие широко освещалось в СМИ: в «Булгаковский дом» прибыли съемочные группы телеканалов «Культура », «ТВЦ » и «РТР . Вести-Столица», а также корреспонденты центральных печатных изданий, таких как «Известия », «Ведомости », «Коммерсант » и других.
Когда мы с друзьями и единомышленниками решили организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира» была закрыта, а на двери подъезда висело официальное объявление о том, что музея здесь нет и быть не может. Люди, которые приходили во двор знаменитого дома на Садовой, уходили ни с чем. Тогда мы подумали: если государству нет дела до музея Булгакова, а нам не все равно, почему бы нам его не создать самим. Мы нашли в Интернете поклонников творчества писателя, вышли на общество «Феникс», которое в течение 20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые вещи для музейной экспозиции. Мы решили открыться в день рождения писателя, и 15 мая 2004 года Культурно-просветительский центр Булгаковский дом начал свою работу - Николай Борисович Голубев, основатель культурно-просветительского центра
Экспозиция
В культурном центра существует постоянная экспозиция о жизни и творчестве М. А. Булгакова , а также постоянно меняющиеся выставки. Бывшая квартира имеет площадь чуть более 100 кв. м. и 5 комнат. Периодически подключаются выставочные площади на лестнице и на летней веранде во дворе.
Наиболее широко известна уникальная электронная экспозиция, посвященная жизни и творчеству М. А. Булгакова . Она содержит более 500 фотографий и документов, а также фрагменты из фильмов и спектаклей по произведениям писателя.
…нечто совершенно неожиданное под названием «Электронная экспозиция»: десяток плоских компьютерных мониторов, развешенных по стенам, как картины, - в рамах. На них сменяются слайды с фотографиями Булгакова, копиями рукописей, писем, документов. Показывают отрывки из фильмов «Собачье сердце», «Бег» и «Иван Васильевич меняет профессию». Посетители, сидя на диванчиках, смотрят, не отрываясь, как никогда не смотрели бы те же самые документы, выложенные в музейных витринах - Известия
Электронная экспозиция постоянно обновляется и дополняется. Таким образом, собирается полный электронный архив всех существующих документов и ценностей, связанных с жизнью и творчеством М. А. Булгакова.
В число наиболее ценных экспонатов музея входят: папка М. А. Булгакова ; портрет М. А. Булгакова , оформленный его сестрой; шприц и некоторые другие медицинские инструменты из больницы, в которой работал Булгаков ; сумочка второй жены писателя Л.Е.Белозерской; ваза из семьи Светлаевых, описанная в романе «Белая гвардия ».
В культурном центре постоянно проводятся художественные выставки фотографий и иллюстраций к булгаковским произведениям, созданных художниками по мотивам творчества М. А. Булгакова . Выставки меняются ежемесячно. Чередуются экспозиции известных и начинающих художников.
В Булгаковском доме находится памятник М. А. Булгакову работы скульптора Н.Базюк и макет памятника Булгакову из проекта А. И. Рукавишникова , посвященного романы «Мастер и Маргарита ». Вход украшен барельефом А. И. Рукавишникова по роману «Мастер и Маргарита ».
Племянницы Булгакова В.М. Светлаева и Е.А. Земская в Булгаковском доме
В научной работе Культурному центру помогают:
- В. М. Светлаева - кандидат наук, племянница М. А. Булгакова
- Е. А. Земская - доктор наук, племянница М. А. Булгакова, его крестница
- Ю. М. Кривоносов - фотограф, булгаковед
- В. И. Сахаров - доктор филологических наук, профессор, булгаковед
- Б. В. Соколов - булгаковед, автор «Булгаковской энциклопедии».
- Г. С. Файман - булгаковед-исследователь
- С. С. Шиловский - внук Е.С Булгаковой, наследник авторских прав
- А. А. Курушин - булгаковед
- И. Я. Мягкова - вдова булгаковеда Б. С. Мягкова, автора книги «Булгаковская Москва»
- Л. К. Паршин - булгаковед, автор книги «Чертовщина в американском посольстве, или 13 загадок Михаила Булгакова»
Деятельность
Культурный центр регулярно проводит экскурсии по булгаковской Москве и просто москвоведческие экскурсии. Особой популярностью пользуются ночные экскурсии по булгаковской Москве, а также театрализованные экскурсии с участием профессиональных актеров. В Булгаковском доме регулярно проходят семинары, поэтические вечера, концерты классической музыки и авторской песни, спектакли, различные выставки. Культурный центр всегда открыт для сотрудничества с молодыми и заслуженными актерами, художниками, поэтами, булгаковедами и москвоведами.
Кот-Бегемот в Булгаковском доме
Кот Бегемот
В 2005 году в Булгаковском доме появился постоянный житель - огромный кот Бегемот. Идея завести в культурном центре настоящего кота возникла сразу же. Нынешний кот прошел большой отбор среди кандидатов, которых благодаря объявлениям в Интернете, а также анонсам по телевидению оказалось очень много. Кот Бегемот стал популярным персонажем не только в романе, но и в культурном центре.
Ящик почты любви в Булгаковском доме
Почта любви
За многие годы на Большой Садовой образовалась традиция оставлять в доме на стенах или в записках свои пожелания и мечты, поэтому еще в 2004 году в культурном центре «Булгаковский дом» был установлен ящик «Почта любви», куда посетители опускают записки с желаниями. Ящик быстро переполнялся записками, которые регулярно вынимались и складывались на хранение. С 2007 г. летом ежегодно во дворе Булгаковского дома проходит акция «День исполнения желаний», когда все накопившиеся за год записки привязываются к воздушным шарам и одновременно запускаются к небу.
С тех пор, как мир узнал Воланда, Фагота, Азазелло, Кота Бегемота, Иешуа, трагическую любовь Мастера и Маргариты, дом, расположенный на Садовой 302-бис в Москве стал священным храмом для тех, в чьём сердце разожжён очаг любви. С 80-х гг. романтики и суеверы делают надписи прямо на стенах дома, его нехорошей лестницы или оставляют записки в укромных уголках.
Музей Булгакова в этом доме был учреждён совсем недавно - меньше десяти лет назад. С момента его открытия сотрудники музея стали регулярно натыкаться на спрятанные в мебели записки с разного рода пожеланиями, посланиями определённым лицам, просьбами о сокровенном, но в основном - с мольбами о любви или благополучии для влюблённой пары. Причём адресатом может быть или реальный человек, или сам Булгаков, или один из героев романа "Мастер и Маргарита". Такие находки несколько обескураживали музейных работников, но со временем их стали просто собирать и хранить, не читая содержания. Многие из тех, кто когда-то оставил послание таким способом, возвращаются через годы и утверждают, что их желание сбылось. Мечта, выведенная на бумаге от руки обоими любящими сердцами, исполняется в самом скором времени.
Оказывается, еще с восьмидесятых годов существует традиция оставлять такие послания в Булгаковском доме. Многие люди уверены, что их желания исполнились благодаря этим письмам. Кто-то нашел свою половинку, кто-то помирился с любимым человеком, кто-то добился признания своих талантов. А если письмо было написано двумя искренне любящими друг друга людьми, то их желания исполнялись практически сразу - многие из пар, приходящих и по сей день в Булгаковский дом, подтверждают эти легенды.
Сейчас эта традиция пожеланий стала более явной. Открыт официальный почтовый ящик для влюбленных - ищущих любви и нашедших, влюбленных в истину и литературу. Работники музея не вскрывают и не выдают эти письма никому. Пусть письма дойдут до своего адресата, а желания исполнятся.
АДРЕС: Как добраться от метро до музея в Москве? Адрес Музея-Театра «Булгаковский Дом»: м. Маяковская, ул. Большая Садовая, д. 10, вход в арку 1 подъезд.
КОНТОРА ЖИЛТОВАРИЩЕСТВА: : Дом №10 на Большой Садовой, где жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной, когда приехал в столицу осенью 1921 года. Четыре года они прожили в кв. №50, а затем полгода – в кв. №34. Здание было сооружено в 1903 году по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Юдицким и Милковым в стиле позднего московского модерна, а после Октябрьской революции оно стало рабочим домом-коммуной. Нехорошая квартира располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже, здесь и поселились Воланд и его приспешники по прибытию в Москву после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х годов. В этом же доме в кварт. №48 этажом ниже жила Аннушка-чума. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей - дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, дядя Берлиоза. Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в кв. №35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в кварт. №11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки. Вот в этих помещениях и располагается ныне Музей-Театр «Булгаковский дом».
МУЗЕЙ: Музей-Театр «Булгаковский дом» (культурно-просветительский центр, музей, театр) - некоммерческое партнерство, основанное энтузиастами и меценатами, поклонниками выдающегося русского писателя Михаила Булгакова. Первый музей в России, посвященный булгаковскому творчеству, открытый в 2004 г. Музей-театр находится на первом этаже. Здесь с 1921 по 1924 год жил М. А. Булгаков, и именно в этом доме разыгрываются главные сцены романа "Мастер и Маргарита". А вот одно из впечатлений иностранца: "Пришли с иностранным гостем, большим поклонником Булгакова. Ему очень понравилась скульптура ("Коровьев и Бегемот") у входа, общее оформление входа. Внутри было невероятно тесно - шла лекция и было много посетителей во всех помещениях. Ему понравилось:)"
КОТ БЕГЕМОТ: В 2005 году в Булгаковском доме появился постоянный житель - огромный кот Бегемот, названный в честь одноимённого персонажа романа Мастер и Маргарита. Идея завести в культурном центре настоящего кота возникла сразу же. Нынешний кот прошел большой отбор среди кандидатов, которых благодаря объявлениям в Интернете, а также анонсам по телевидению оказалось очень много. Кот Бегемот стал популярным персонажем не только в романе, но и в культурном центре.
ПОЧТА ЛЮБВИ: За многие годы на Большой Садовой образовалась традиция оставлять на стенах или в записках свои пожелания и мечты, поэтому ещё в 2004 году в культурном центре «Булгаковский дом» был установлен ящик «Почта любви», куда посетители опускают записки с желаниями. Ящик быстро переполнялся записками, которые регулярно вынимались и складывались на хранение. С 2007 г. летом ежегодно во дворе Булгаковского дома проходит акция «День исполнения желаний», когда все накопившиеся за год записки привязываются к воздушным шарам и одновременно запускаются к небу.
СКУЛЬПТУРА КОРОВЬЕВА И БЕГЕМОТА: "Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус..." Именно этот эпизод романа нашёл своё отражение в памятнике. Скульптура была изготовлена Александром Рукавишниковым ещё в 1999 году, но так и не была установлена, а хранилась возле мастерской, см. "Скульптуры Рукавишникова на Большой Молчановке" (№70). Там же, у мастерской, долгое время оставались скульптуры Мастера и Маргариты. Сей2час скульптура установлена у входа которого теперь красуется скульптура, находится в так называемой "нехорошей квартире", где происходило действие романа
МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Булгаковского Дома:
Шприц из больницы, где работал врачом Булгаков |
Бритва, предположительно из семьи Булгаковых |
Папка писателя |
Первый булгаковский памятник работы Н.Базюк. |
Документы 1920х годов (более 150 единиц) |
Макет памятника Булгакову работы Рукавишникова |
Роман в самиздате (14 экземпляров) |
Примус 1920х годов (2 шт.) |
Костюмы 1920-30х годов (2 костюма) |
Фотографии семьи Булгаковых (25 шт.) |
Брошь и браслет Е.С.Булгаковой (1950 годы, та же серия) |
Старинные фотографии Киева (7 фото) |
Программки и фотографии постановок Дней Турбиных 50х годов (около 40 единиц. хранения) |
Старинные карты Москвы, копии (7 шт.) |
Фотографии Булгакова, печать 1980х годов с ориг. негативов (17 фото) |
Копия афиши "Дни Турбиных" |
Копии аттестата и диплома М.А.Булгакова (2 ед. хранения) |
Страница рукописи. Копия 1970х годов |
Документы по проекту дома Пигита (4 ед. хранения) |
Сова ак. Жолтовского |
Афиша спектакля с участием Булгакова |
Старинные открытки с видами Москвы (30 ед. хранения) |
Старинные фотографии Москвы (74 ед. хранения) |
Архитектурные планы постройки здания |
Набор врача, начало 20 века |
Фотографии из архива Ю.М.Кривоносова (72 ед. хранения) |
Машинка Урания из Гнезниковского (3 ед. хранения) |
Фотографии здания Б.Садовая 10 старинные (7 ед. хранения) |
Стол Дзержинского. |
Библиотека книг о М.А.Булгаков (более 100 ед. хранения)е |
Также в музее представлены: папка для бумаг Михаила Афанасьевича, сумочка Л.Е.Белозерской, монеты, стекло и сосуд для масла из Иерусалима, 1-2 век н.э.
КОНСУЛЬТАНТЫ: В научной работе Культурному центру помогают:
- В. М. Светлаева - кандидат наук, племянница писателя
- Е. А. Земская - доктор наук, племянница писателя, его крестница
- Ю. М. Кривоносов - фотограф, булгаковед
- В. И. Сахаров - доктор филологических наук, профессор, булгаковед
- Б. В. Соколов - булгаковед, автор «Булгаковской энциклопедии».
- Г. С. Файман - булгаковед-исследователь
- С. С. Шиловский - внук Е.С Булгаковой, наследник авторских прав
- А. А. Курушин - булгаковед
- И. Я. Мягкова - вдова булгаковеда Б. С. Мягкова, автора книги «сайт»
- Л. К. Паршин - булгаковед, автор книги «Чертовщина в американском посольстве, или 13 загадок Михаила Булгакова»
РАССКАЗ ПОСЕТИТЕЛЯ: Далее приводим небольшой очерк посетителей музея. Садовая, д. 10. Не все знают, что по этому адресу находятся два музея писателя - "Верхний", на четвёртом этаже, в котором, собственно, и происходили события романа, и "Нижний", на первом этаже, где не происходило ничего. И хотя тут ничего и не происходило, очень легко представить обратное.
Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «булгаковский музей» (называемый в простонародье "Нехорошая квартира") и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Сегодня мы идём во второй. Когда-то на его месте находился домком или жилтоварищество, в котором заседали люди, всю жизнь гнобившие писателя.
Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».
Здесь в свое время располагалась мастерская известного театрального художника Георгия Якулова, друга Есенина, Мейерхольда, Таирова. Именно в его квартире №38 3 октября 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
Во дворе видим экскурсионный автобус, который курсирует по Москве по булгаковским местам. А ещё есть такой же трамвай.
В этом же доме в квартире номер пять жила Фанни Каплан. Именно отсюда она пошла убивать Ленина. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Ивана Бездомного стихотворец Демьян Бедный.
Считается, что дом Пигита стал первым после революции домом в Москве, откуда новые власти выселили богатых жильцов и устроили коммуналки для рабочего класса.
В маленьком аппендиксе двора расположен Булгаковский театр. Все актёры как один утверждают, что для того, чтобы играть в нём, необходимо получить разрешение самого Михаила Афанасьевича. Те, кто его не получил, умирали при самых загадочных обстоятельствах. А у одного режиссёра перед премьерой случился инфаркт, и он просто отменил премьеру.
Некоторые, не получившие разрешения, отделались легче - они просто попали в психушку. Я не знаю, каким образом Булгаков выдаёт эти "разрешения", может, во сне, или посылает какой-то явный знак, но играть в этом театре просто так нельзя.
Вот в этот ящик посетители опускают письма для Мастера. Кто их читает, и отвечают ли на них, я не знаю.
В доме постоянно творится чертовщина. Например жильцы говорят, что часто по ночам они просыпаются от громкого цокота копыт во дворе, но при этом двор совершенно пустой.
Многие из жильцов, и тех, кто приходят сюда посетить музей утверждают, что у них возникает твёрдое чувство, что за ними кто-то наблюдает, и взгляд этот не добрый.
А сотрудники музея. которые совсем не производят впечатления ненормальных, вспоминают, как в музее периодически по ночам включаются противопожарные и охранные сигнализации, причём эти сигнализации не подключены к электричеству.
За лестницей небольшой коридор. Справа две комнаты, слева комната и буфет, впереди туалет. Тут слишком темно, а вспышку не включить. Перед нами довольно редкий для музея экспонат - трамвай. Под его колёсами гипсовая голова. Эту голову нашли под землёй, когда что-то копали во дворе. Рядом с головой откопали старый трамвайный рельс.
Под статуэткой недавно поставили знаменитый "ящик любви". Есть поверье, что если влюблённые приедут сюда и каждый опустит в этот ящик письмо с признанием в любви, они никогда не расстанутся, и жизнь их будет долгой и счастливой.
В обоих музеях огромное количество пианино, часов, примусов, книжных шкафов и печатных машинок. И ещё почему-то швейных.
Обратите внимание - пианино, часы, шкаф.
Только есть отличие. На картинке сверху часы со стрелками, а в реальности без. И это правильно. Такие часы никогда не покажут неточное время. И вообще они означают, что времени не существует.
Некоторые шкафы тут с секретом. Они отодвигаются в сторону, и за ними обнаруживается проход в другое помещение. Ну или в другое измерение.
Вот с этого телефона можно позвонить Мастеру, Булгакову, Богу и Ленину. Остальным - нельзя, не сработает. Мы, правда, не звонили.
В этом доме всё имеет какой-то тайный смысл. Например, номер 10 по Садовому становится номером 302 бис. Три + ноль + два это пять, "бис" означает "второй" (корпус два) , пять умножаем на этот "бис" и получаем настоящий номер - десять. Правда лично мне всё это кажется высосанным из пальца.
Булгаков эту квартиру, как и этот дом, будет сжигать неоднократно. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом.
Мне понравился сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, пожалуй, лучше снять невозможно. Единственный персонаж, который мне не очень симпатичен, это сам Мастер, которого сыграл Александр Галибин. Я привык, что он - Пашка-Америка.
А вот эта статуя совершенно уникальна. Создатель её, скульптор Наталья Базюк, работала не опираясь на рисунки и фотографии писателя, а исходя из воспоминаний тех людей, которые хорошо знали Михаила Афанасьевича лично.
Фото на память - троица, моя суженая, Булгаков и охранник музея в форме донского казака чина есаула. Определить форму (я в них не разбираюсь) мне помог Сергей Варшавчик warsh . С этим есаулом интересно поговорить, он очень много знает, и даже имеет свою собственную теорию "мысленного привлечения счастья".
Представилось, что именно здесь Воланд предложил Лиходееву похмелиться, так сказать, "лечить подобное подобным".
"Единственно, что вернёт вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской".
Хотя чуть позже водкой, да и закуской, воспользовались уже другие персонажи.
Во второй комнате справа всё время проходят какие-то лекции, и я едва успел её сфотографировать, загородив собой дверь от напирающих энтузиастов. Потом меня вытолкали.
И мы перешли в левую половину квартиры. За ширмой секретная часть помещения, а ещё слева есть шкаф с потайным проходом туда же.
"Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись — Бегемот."
В кв. №34 этого здания проживал давний булгаковский друг, с которым он познакомился еще в годы Первой мировой войны, когда работал врачом в прифронтовой зоне Рудольф Кибель.
Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. Теперь уже бывшая жена писателя Татьяна Лаппа осталась жить в квартире №50, а сам он временно перебрался к бывшему фронтовому товарищу Рудольфу Кибелю. И именно в его квартиру писатель поселил персонажей «Мастера и Маргариты».
"Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира", — утверждает житель дома Сергей Щепин. Но в этой квартире живут и в неё не попасть.
Какая знакомая вещь! Тот самый примус. Сравните с картинкой ниже.
"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот."
В советское время в доме по Большой Садовой, дом 10, находилась организация Минмонтажспецстрой. В 50-й как раз размещалось чертежное бюро, в подвале — машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация. А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенных коммуналок о новых просторных квартирах.
Дом был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось. Спасла его группа энтузиастом во главе с Николаем Голубевым, директором музея.
Работали на голом энтузиазме. Собственные силы, время и немалые деньги тратили легко и с желанием. Во время реконструкции было найдено немало интересного. Например, подземный ход на Садовое кольцо. А на чердаке нашли пять тайников в кирпичной кладке, правда, уже разворованных.
Четверть помещения занимает буфет, в нём же продаются сувениры, книги и компакт-диски. Ассортимент еды небогат, только кофе и пирожные.
А в былые времена тут предлагали кое-что повкуснее.
"Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку."
Мы взяли только кофе и водичку. Я думаю, Мастер поступил бы точно так же.
А ещё в буфете можно купить печенье с предсказанием. Съедаешь печенье и читаешь записку.
Вот что я прочитал, разломив печенье. В принципе, я согласен с тем, что они написали. А то я без них этого не знал!
Тут два роскошных туалета. Я так люблю спускать воду за цепочку, что несколько раз заходил в туалет, спускал воду, и, счастливый, выходил обратно.
А вот ванной комнаты тут нет. Но зато в подвале хранится ванна, в которой по преданию мыла ноги Айседора Дункан. Зачем она их мыла? Она неоднократно танцевала здесь, а танцевала она босиком. Правда, не в этой квартире.
Во дворе висит вот такой плакат. Видимо, его решили долго не снимать, я фотографировал в конце июня, а день рождения Мастера 15 мая.
А вот эта дверь ведёт в настоящую булгаковскую квартиру. Но в неё мы попадём в следующей экскурсии.
Все материалы взяты из рассказов директора музея Николая Голубева и жильцов дома. На их истинности я не настаиваю.