Почему в средневековье. Население средневековой европы

Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303-1305 годы Wikimedia Commons

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр , живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.

Поиск Бога

Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.


Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d"images de madame Marie». Франция, около 1280-1290 годов

Жизнь человека

Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245-1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068-1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056-1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214-1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223-1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135-1200) — французский монах-картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.

Лицо и имя

С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII-XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского , прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII-XIV веках они обрели имена.


Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450-1455 годов Bibliothèque nationale de France

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325-1340 годов British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071-1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091-1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560-636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета. ) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики. 

Пряности как валюта, книги на цепях, стандарты красоты а-ля голый грызун и избавление от головных болей путем трепанации. Как жили в Средневековье, а главное, как выжили?

Вы встаете, но не чистите зубы, потому что никогда не видели зубной щетки. Ближе к полудню едите бобовую похлебку. Если вы женщина - бреете лоб и напрочь выщипываете брови. Если заболеете, отправляетесь к доктору, который обмажет вас ртутью или сделает трепанацию черепа (ему виднее). Если повезет - выживете и даже поедите второй раз (на завтрак не рассчитывайте, только обед и легкий ужин).

Мы утрируем. Конечно, день в Средние века мог выглядеть совсем иначе (опять же смотря у кого). Но основные моменты проследить все же можно.

Боб насущный

В целом большинство данных свидетельствует в пользу того, что у средневековых блюд было довольно высокое содержание жиров

В начале II тысячелетия ни в замках, ни уж тем более в простых домах никаких кухонь не было, поэтому готовили прямо под открытым небом в глиняных горшках на очаге. Отдельное помещение - собственно кухня - появилось лишь в позднем Средневековье. До этого там, где спали, там же и готовили, и принимали пищу.

Основой питания крестьян были злаковые и бобовые, поэтому в случае неурожая они были обречены на голод (а неурожаи в те времена были довольно частыми). На дно миски клали куски черного хлеба (белый предназначался для знати), чтобы похлебка была более густой и сытной. Похлебка вообще - почти единственное блюдо на столе крестьян. Менялся только ее цвет. В конце осени и зимой - темно-коричневый (цвета гороха и бобов), с наступлением весны она становилась светлей (туда добавляли лук, первую крапиву и иногда немного молока), летом она была зеленого цвета (варилась из овощей).

Правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя - выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус

Рыба - большая редкость на столах крестьян. Она была очень дорогой, поскольку ее вылавливали в основном из прудов и озер, которыми ведали богачи. Простому люду рыбачить там не дозволялось. Мясо тоже было почти музейным экспонатом на столах бедняков, хотя и стоило гораздо дешевле рыбы. Не говоря уже о том, что и есть его можно было далеко не всегда, священный пост мог занимать до трети года. Запасти его впрок тоже было непросто - холодильников не было, а зимы в Европе были теплыми. Простое соленое мясо теряло свой вкус, а специи, при помощи которых можно было его сохранить, стоили баснословных денег и были своего рода валютой (они поставлялись из далеких восточных и южных стран, и путь до потребителя занимал в целом порядка двух лет). В средневековой Франции, например, 454 г (1 фунт) мускатного ореха можно было обменять на одну корову или четыре овцы. Пряностями можно было выплатить штраф или рассчитаться за покупки.

Средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга

Интересно, что правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя - выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус.

Крестьяне ели всего дважды в день - утром (женщины, старики, рабочие и больные) или ближе к полудню (мужчины) и вечером. Такие нормы устанавливала церковь, неизвестно почему считавшая завтрак и перекусы в течение дня чем-то греховным или неприличным. Ужинали рано - часов в пять вечера, потому что рано ложились и вставали.

Книги на цепях

Изобретение печатного станка стало эпохальным событием для развития книгопечатания. До этого фолианты были рукописными, а их цена - фантастической, ведь над каждой книгой часами корпели монахи и процесс переписывания растягивался порой на годы

Крестьяне, подавляющая часть населения средневековой Европы, были необразованными, да и читать им было некогда: они много работали, чтобы прокормить семью и отдать дань лорду, который пускал их на свои земли, а еще заплатить налоги. 50–60 дней в году они обязаны были работать на хозяина. Чтение долгое время оставалось уделом духовенства и еще разве что людей из системы образования.

Это не отменяло существование библиотек. Правда, фолианты тогда на руки практически не выдавались, так что средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга. Цель простая - чтобы не унесли.


Практика «приковывания» книг просуществовала до конца 1880-х годов, пока книги не стали издаваться массово и их себестоимость не снизилась

Книги в те времена были штучными и потому очень дорогими. Их писали вручную, а в оформлении заглавных букв использовали золото и серебро. А еще есть данные - что применяли ушную серу, из которой извлекали пигмент и использовали для иллюстраций.

Мэрилин Монро Средневековья

Это, безусловно, «Мона Лиза» - бледная, с S-образным силуэтом, тонким и гибким, а главное - с выщипанными полностью бровями и выбритым лбом (чем выше лоб, тем, по средневековым меркам, красивее). За эту моду злые языки даже прозвали Средневековье «веком голых землекопов» (есть такой африканский грызун, у которого напрочь отсутствует шерсть, вы даже можете на него и похожих созданий посмотреть в нашей прекрасной подборке Анти-ми-ми-ми).

Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна - соблазнить невинного и легковерного мужчину

В большой чести в Средневековье, как ни странно, были маленькая грудь и узкие бедра. До наших дней дошли слова средневековой песенки: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Немалое внимание и к волосам - желательно, чтобы они были белокурыми и вьющимися. Походка - мелкими шажками, глаза скромно устремлены в пол.

Ртуть и мертвые

Джеймс Бертран. Амбруаз Паре. Экспертиза пациента. Вторая половина XIX века

Тема медицины в Средневековье, как песня акына, не имеет конца. Здесь тебе и амулеты, и заговоры, и учение о четырех «соках» организма: теплых, сухих, влажных и холодных (с этим было связано употребление не лекарств, а соответствующих продуктов; при лихорадке, например, листья салата - «холодной» пищи) - и кровопускания, которые делали не врачи, а банщики и цирюльники.

Но были «процедуры» и пострашнее. Сплошь и рядом проводились самые настоящие трепанации черепа на живых людях, которые жаловались «доктору» на головную боль или судороги. О болевом шоке, которые получали пациенты во время такого «лечения», история умалчивает, ведь «операции» проводились при помощи инструментов вроде долота и молотка. Самым опасным было повредить мозг. Но еще удивительнее то, что довольно многие пациенты после этой процедуры выживали и даже избавлялись от симптомов.


Возможно, одной из древнейших форм медицинского вмешательства в организм человека является трепанация. По сути, это просверливание отверстий в черепе для лечения таких проблем, как судороги, мигрени и психические расстройства

Правда, если человек выживал после трепанации - его могли ждать и другие испытания. Например, лечение ртутью, которое было широко распространено в Средние века (да чего там, ртутные мази, как известно, были весьма популярны даже в XX веке). Особенно популярной ртуть была при лечении сифилиса. Ухудшение самочувствия пациента лишь доказывало средневековым эскулапам - ртуть действует.

Еще одним популярным препаратом были лекарства из перетертого порошка мумий, которыми открыто торговали. Чтобы приобрести крепость и здоровье умершего (скажем, на виселице), люди подходили и без зазрения совести расчленяли труп, пили его кровь и делали из всего этого настойки и лекарства. Подробнее об этом читайте в нашем материале.


В Средние века дантистами были обычные парикмахеры

Несмотря на все ухищрения, жили в те времена очень недолго (из-за отсутствия нормальной медицины). Средняя продолжительность жизни мужчин - порядка 40–43 лет, женщин - 30–32 года (они, как правило, умирали при родах).

Уж замуж невтерпеж


Венчание юных новобрачных в Средние века

Девочек отдавали замуж уже по достижении 12 лет, за несколько лет до этого их уже обручали. Так что об особой любви там, вероятно, речи не было (хотя были, безусловно, и другие примеры). Благодаря церковной «морали» прекрасная половина человечества считалась чем-то греховным и нечистым. Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна - соблазнить невинного и легковерного мужчину.



Ранний брак Марии Аделаиды Савойской (12 лет) и Людовика, герцога Бургундского (15 лет). Свадьба состоялась в 1697 году и создала политический альянс

Насилие над женщиной было чем-то обыденным. Женщину, в принципе, воспринимали как товар. До наших дней дошло описание «осмотра» будущей жены: «У дамы привлекательные волосы - среднее между иссиня-черными и коричневыми. <…> Глаза темно-коричневого цвета, глубокие. Нос довольно ровный и даже несмотря на то, что кончик широкий и немного плоский, - не вздернутый. Ноздри широкие, рот в меру большой. Шея, плечи, все ее тело и нижние конечности довольно хорошо сформированы. Она хорошо сложена, у нее нет увечий. <…> И в день святого Иоанна сей девице исполнится девять лет».

От молитвы до кокаина: Как раньше лечили депрессию

Слабительное, пиявки, погружение в ледяную воду с головой, битье крапивой и «мелодии» из кошачьего крика - на протяжении веков человечество изобретало самые странные способы избавления от меланхолии.

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел».

«Евгений Онегин», Глава I, строфа XXXVIII

Слабительное и философия

Слово «меланхолия» (термин «депрессия» вошел в обиход много позже) пришло к нам из греческого и в буквальном переводе означает «черная желчь». И сам термин, и его первое определение принадлежат Гиппократу: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии… Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Он же сформулировал сопутствующие симптомы: уныние, бессонница, раздражительность, беспокойство, иногда – отвращение к пище.

Лечить недуг Гиппократ предлагал специальной диетой и настоем трав, которые дают слабительный и рвотный эффект и тем самым освобождают организм от черной желчи. «Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову, а после дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко. Больной должен употреблять очень мало пищи, если он не слаб; пища должна быть холодная, послабляющая: ничего едкого, соленого, маслянистого, сладкого. Больной не должен пить вина, а ограничиться водой; если же нет, вино должно быть разбавлено водой. Совсем не нужно гимнастики, прогулок».

«Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову, а после дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко».

Противниками Гиппократа в этом вопросе стали Сократ и, позднее, Платон. Они считали его подход слишком механическим и утверждали, что меланхолию должны лечить философы (Гиппократ же в свою очередь ругался, что «все написанное философами в области естественных наук относится к медицине так же, как к живописи»). Сегодня, видимо, Гиппократ ратовал бы за антидепрессанты, а Платон с Сократом - за психотерапию.

Труд и молитва

Средневековые философы смотрели на меланхолию гораздо суровее прекраснодушных греков: в те времена уныние было официально записано в смертные грехи. Богослов Евагрий Понтийский пишет об этом так: «Бес уныния, который также называется „полуденным“, есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Еще этот бес внушает монаху ненависть к месту, роду жизни и ручному труду, а также мысль о том, что иссякла любовь и нет никого, кто мог бы утешить его».

«Бес уныния заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым».

Хильдегарда Бингенская – монахиня, настоятельница-аббатиса, автор мистических книг и работ по медицине – обвиняет меланхолию даже в грехопадении Адама: «Когда огонь в нем погас, меланхолия свернулась в крови его, и от того поднялись в нем печаль и отчаяние; и когда пал Адам, дьявол вдохнул в него меланхолию, каковая делает человека теплохладным и безбожным».

Считалось, что уныние возникает от излишней праздности. А значит, нужно просто нагрузить больного физическим трудом и молитвой, чтобы не оставалось времени на отвлеченные рассуждения.

Умеренность в еде и сексе

В 1621 году английский прелат Роберт Бертон выпускает 900-страничный труд «Анатомия меланхолии». Автор также объясняет заболевание «черной желчью» (которая все еще лидировала среди предполагаемых причин депрессии) и отмечает, что «темперамент на риск заболевания не влияет: меланхолии не подвержены только дураки и стоики».

Бертон подробно классифицирует причины меланхолии, разделяя их на сверхъестественные (божественное или дьявольское вмешательство) и естественные; врожденные (темперамент, наследственные болезни и «неправильное» зачатие – например, в состоянии алкогольного опьянения или на сытый желудок) и приобретенные; неизбежные и не неизбежные.

«Меланхолии не подвержены только дураки и стоики».

В качестве лекарства Бертон советует ограничить потребление мяса и молочных продуктов, отказаться от капусты, корнеплодов, бобовых, фруктов и специй, острого и кислого, слишком сладкого и жирного и вообще всех «сложных, источающих ароматы» блюд. Также Бертон призывает к балансу в сексуальной жизни: ведь «при чрезмерном половом воздержании накопившееся семя превращается в черную желчь и ударяет в голову», но «половая необузданность охлаждает и иссушает тело. В этом случае могут помочь увлажняющие средства: известен случай, когда таким образом вылечили молодожена, который женился в жаркое время года и через короткое время стал меланхоликом и даже безумным». Что именно автор подразумевает под «увлажняющими средствами», остается только догадываться.

Театр и солнечные ванны

Со временем меланхолия начинает считаться болезнью «привилегированной», присущей аристократам и людям умственного труда. Так, мыслитель эпохи Возрождения Марсилио Фичино прямо связывает меланхолию с чрезмерной тратой «тонкого духа» в результате напряженной интеллектуальной деятельности. Восполнять «тонкий дух» предлагалось ароматными винами, солнечными ваннами, специальной музыкой и театральными представлениями. Впоследствии меланхолия и вовсе войдет в моду, что легко можно заметить по мировой литературе: и прозу, и поэзию заполнят томные, уставшие от жизни герои.

Центрифуги, чесотка и кошачья «музыка»

Тем временем в «серьезной» медицине появляется новое объяснение меланхолии, согласно которому хандра вызвана дисфункцией нервных фибров. Эта теория породила целый ряд причудливых методик, призванных с помощью внешнего раздражения направить «электричество» в теле больного в правильное русло. Несчастных пациентов раскручивали в центрифугах, стегали крапивой, обливали десятками ведер ледяной воды или погружали в ледяную ванну с головой «до первых признаков удушения». Самые отчаянные доктора в погоне за внешними раздражителями специально прививали пациентам чесотку или награждали вшами.

Самые отчаянные доктора в погоне за внешними раздражителями специально прививали пациентам чесотку или награждали вшами.

Чемпионом по экзотичности можно назвать «кошачий орга н» - психотерапевтическое средство эпохи барокко, которое описывает в своей книге «Чернила меланхолии» культуролог и психиатр Жан Старобинский: «Кошки подобраны были в соответствии с гаммой и рассажены в ряд, хвостами назад. Молоточки с заостренным гвоздем ударяли по хвостам, и кошка, получившая удар, издавала свою ноту. Если на таком инструменте играли фугу, и особенно если больного сажали так, что он видел во всех подробностях морды и гримасы животных, то и сама жена Лота стряхнула бы с себя оцепенение и вернулась в разум».

Российская медицина не отставала по части радикальности методов, особенно если депрессия принимала тяжелые формы и пациент оказывался в лечебнице для душевнобольных. По воспоминаниям главного врача московской психиатрической больницы Зиновия Кибальтица, в первой половине XIX века в его учреждении лечили так: «Что касается до задумчивых сумасшедших, подверженных душевному унынию или мучимых страхом, отчаянием и проч., то, как причина сих болезней существует, кажется, в подбрюшье и действует на умственные способности, то для пользования их употребляется следующее: рвотный винный камень, сернокислый поташ, сладкая ртуть, слабительное по методе Кемпфика, камфорный раствор в винной кислоте. Белена, наружное натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства. Теплые ванны предписываются зимой, а холодные летом. Мы часто прикладываем моксы к голове и к обоим плечам и делаем прожоги на руках». Если больные после этого и не излечивались от меланхолии, то, по крайней мере, у этого состояния появлялись веские причины…

Кокаин и еще раз кокаин

За этот метод «лечения» особенно ратовал Зигмунд Фрейд, который в середине 80-х годов XIX века активно экспериментировал с кокаином (в первую очередь – на себе). Он опубликовал в медицинских журналах целый ряд посвященных кокаину статей и поначалу считал его средством едва ли не от всех болезней – от меланхолии до алкоголизма, пищевых расстройств и сексуальных проблем. «Прием вызывает приятное возбуждение и продолжительную эйфорию, которая ничем не отличается от нормальной эйфории здорового человека, - восторженно пишет он в статье „О коке“. - При этом индивид ощущает повышенное самообладание, увеличение работоспособности и прилив энергии. Создается впечатление, что настроение, вызванное приемом коки, обусловлено не столько непосредственной стимуляцией, сколько исчезновением тех физических факторов, которые вызывают депрессию». Об опасности кокаина заговорят лишь несколько лет спустя, но использовать его как лекарство будут еще пару десятков лет.

Интересно, что многие рекомендации врачей из прошлого совпадают с советами их современных коллег. Особенно близок к истине оказался Гиппократ: сегодня страдающим от депрессии также предписывают ограничение алкоголя, чрезмерных спортивных нагрузок и тяжелой пищи. Зерно истины обнаруживается и в трактате Евагрия Понтийского: современные исследования показывают, что у депрессии действительно есть ярко выраженные суточные колебания, и особенно интенсивно она ощущается именно по утрам. Рекомендации Марсилио Фичино касательно солнечных ванн тоже нашли подтверждение в современной психологии: доказано, что даже улучшение освещения в комнате способно положительно влиять на эмоциональное состояние жильцов, а светотерапия стала довольно популярным методом лечения депрессивных состояний. В целом, однако, лечение депрессии сегодня стало гораздо менее травматичным.

Средневековье. Самое спорная и противоречивая эпоха в истории человечества. Одни воспринимают ее как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди. Для других же Средневековье – это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости.

Причем поклонники первого варианта часто стесняются своего восхищения Средневековьем, говорят, что они понимают – все было не так – но любят внешнюю сторону рыцарской культуры. Тогда как сторонники второго варианта искренне уверены – Средние века не зря назвали Темными веками, это было самое ужасное время в истории человечества.

Мода ругать Средние века появилась еще в Возрождение, когда шло резкое отрицание всего, что имело отношение к недавнему прошлому (как нам это знакомо), а потом уже с легкой руки историков XIX века этим самым грязным, жестоким и грубым Средневековьем стали считать… времена с падения античных государств и до самого XIX века, объявленного торжеством разума, культуры и справедливости. Тогда и развились мифы, которые теперь кочуют из статьи в статью, пугая поклонников рыцарства, короля-солнца, пиратских романов, и вообще всех романтиков от истории.

Миф 1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами

Это, наверное, самый модный миф. Каждая вторая статья об ужасах Средневековых нравов заканчивается ненавязчивой моралью – смотрите мол, дорогие женщины, как вам повезло, какие бы ни были современные мужчины, они точно лучше рыцарей, о которых вы мечтаете.

Грязь оставим на потом, об этом мифе будет отдельный разговор. Что же касается необразованности и тупости… Подумалось мне тут недавно, как было бы забавно, если бы наше время изучали по культуре «братков». Можно себе представить, каким бы тогда был типичный представитель современных мужчин. И ведь не докажешь, что мужчины-то все разные, на это всегда есть универсальный ответ – «это исключение».

В Средние века мужчины, как это ни странно, тоже были все разные. Карл Великий собирал народные песни, строил школы, сам знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят выводить этаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи.

Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. И список этот можно продолжить. Но главное – это все были государи, образцы для своих подданных, да и для более мелких правителей. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог как его государь – и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Ага, скажут мне – знаем мы этих Прекрасных Дам, ничего общего они с женами не имели. Значит перейдем к следующему мифу.

Миф 2. К женам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили

Для начала повторю то, что уже говорила – мужчины были разные. И чтобы не быть голословной, вспомню знатного сеньора из XII века, Этьена II де Блуа. Был этот рыцарь женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя и его любимой супруги Матильды. Этьен, как и положено ревностному христианину отправился в крестовый поход, а жена осталась ждать его дома и управлять поместьем.

Банальная, казалось бы история. Но особенность ее в том, что до нас дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Подробные, умные, аналитические. Эти письма – ценный источник по крестовым походам, но они же еще и свидетельство того, как сильно мог любить средневековый рыцарь не какую-то мифическую Даму, а собственную жену.

Можно вспомнить Эдуарда I, которого смерть обожаемой жены подкосила и свела в могилу. Его внук Эдуард III жил в любви и согласии со своей женой более сорока лет. Людовик XII женившись превратился из первого развратника Франции в верного мужа. Что бы там не говорили скептики, любовь – явление не зависящее от эпохи. И всегда, во все времена, на любимых женщинах старались жениться.

Теперь переходим к более практическим мифам, которые активно пропагандируются в кино и сильно сбивают романтический настрой у любителей Средневековья.

Миф 3. Города были свалкой нечистот.

О, чего только не пишут о средневековых городах. Вплоть до того, что мне встречалось утверждение, что стены Парижа приходилось достраивать, чтобы нечистоты, выливаемые за стену города, не полились назад. Эффектно, не правда ли? А еще в той же статье утверждалось, что поскольку в Лондоне отходы человеческой жизнедеятельности сливали в Темзу, то она была тоже сплошным потоком нечистот. Мое богатое воображение сразу забилось в истерике, поскольку я ну никак не могла представить, откуда же могло взяться столько нечистот в средневековом городе.

Это же не современный многомиллионный мегаполис – в средневековом Лондоне жило 40-50 тысяч человек, да и в Париже не многим больше. Оставим в стороне совсем уж сказочную историю со стеной и представим себе Темзу. Эта не самая маленькая река выплескивает в море 260 кубометров воды в секунду. Если мерить это в ваннах, то получится больше 370 ванн. В секунду. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.

Впрочем, никто не отрицает, что средневековые города отнюдь не благоухали розами. И сейчас стоит только свернуть со сверкающего проспекта и заглянуть на грязные улочки и в темные подворотни, как понимаешь – отмытый и освещенный город очень сильно отличается от своей грязной и вонючей изнанки.

Миф 4. Люди не мылись по много лет

Про мытье говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры – монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие ее видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.

Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.

А если почитать историю ванн, а еще лучше – сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды – предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию.

Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами и очень любил купаться в реке (но о нем будет отдельный рассказ).

Впрочем, чтобы понять несостоятельность этого мифа, не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.

Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять – все, что говорят о повальном нежелании мыться – вранье. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?

Миф 5. От всех ужасно воняло

Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство – русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи – общеизвестный факт).

Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I». Объяснение ему – проще некуда. В России не принято было сильно душиться, тогда как во Франции духами просто обливались. И для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь». Кто ездил в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой, тот их хорошо поймет.

Правда есть еще одно свидетельство, касающееся все того же многострадального Людовика XIV. Его фаворитка, мадам Монтеспан, как-то раз в порыве ссоры крикнула, что от короля воняет. Король был оскорблен и вскоре после этого расстался с фавориткой окончательно. Кажется странным – если король обижался на то, что от него воняет, то почему бы ему не помыться? Да потому, что запах шел не от тела. У Людовика были серьезные проблемы со здоровьем, и с возрастом у него стало плохо пахнуть изо рта. Сделать было ничего нельзя, и естественно король сильно переживал по этому поводу, так что слова Монтеспан были для него ударом по больному месту.

Кстати, не надо забывать, что в те времена не было промышленного производства, воздух был чистым, а еда может и не очень здоровой, но хотя бы без химии. И потому с одной стороны волосы и кожа дольше не засаливались (вспомнить наш воздух мегаполисов, который быстро делает вымытые волосы грязными), поэтому люди в принципе дольше не нуждались в мытье. А с человеческим потом выделялась вода, соли, но не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Миф 6. Одежда и прически кишели вшами и блохами

Это очень популярный миф. И доказательств у него немало – блошиные ловушки, которые действительно носили знатные дамы и господа, упоминания насекомых в литературе, как чего-то само собой разумеющегося, увлекательные истории о монахах, чуть ли не заживо съеденых блохами. Все это и правда свидетельствует – да, блохи и вши в средневековой Европе были. Только вот выводы делаются более чем странные. Подумаем логически. О чем вообще свидетельствует ловушка для блох? Или зверек, на которого эти блохи должны перескакивать? Даже не требуется особой фантазии, чтобы понять – это свидетельствует о долгой, идущей с переменным успехом войне людей и насекомых.

Миф 7. Никто не заботился о гигиене

Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого все нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось?

Если полистать указания о строительстве замковых туалетов, то можно найти любопытные пометки о том, что слив надо строить так, чтобы все уходило в реку, а не лежало на берегу, портя воздух. Видно люди все-таки не особо любили вонь.

Пойдем дальше. Есть известная история о том, как одной знатной англичанке сделали замечание по поводу ее грязных рук. Дама, парировала: «Это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги». Это тоже приводится в пример как отсутствие гигиены. А кто-нибудь задумывался о строгом английском этикете, по которому даже сказать человеку, что он пролил себе на одежду вино, нельзя – это невежливо. И вдруг даме говорят, что у нее грязные руки. Это до какой же степени должны были быть возмущены другие гости, чтобы нарушить правила хорошего тона и сделать такое замечание.

А законы, которые то и дело издавали власти разных стран – например запреты выливать помои на улицу, или регулирование строительства туалетов.

Проблема Средневековья была в основном в том, что мыться тогда было действительно сложно. Лето не так уж и долго длится, а зимой в проруби не всякий сможет искупаться. Дрова же для подогрева воды были очень дороги, не каждый вельможа мог себе позволить еженедельную ванну. А кроме того, не все понимали, что болезни приключаются от переохлаждения или недостаточно чистой воды, и под влиянием фанатиков списывали их на мытье.

И теперь мы плавно подходим к следующему мифу.

Миф 8. Медицина практически отсутствовала.

Чего только не наслушаешься о средневековой медицине. И средств-то никаких кроме кровопускания не было. И рожали все сами по себе, а без врачей так даже лучше. И контролировали всю медицину одни священники, которые все отдавали на откуп Божьей воле и лишь молились.

Действительно, первые века христианства медициной, как впрочем и остальными науками занимались в основном в монастырях. Там и госпитали были, и научная литература. Монахи своего в медицину вносили мало, однако неплохо пользовались достижениями античных медиков. Но уже в 1215 году хирургия была признана не церковным делом и перешла в руки цирюльников.

Разумеется, вся история европейской медицины просто не влезет в рамки статьи, поэтому я остановлюсь на одном человеке, имя которого известно всем читателям Дюма. Речь идет об Амбруазе Паре, личном враче Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Простое перечисление того, что этот хирург внес в медицину хватит, чтобы понять, на каком уровне была хирургия в середине XVI века.

Амбруаз Паре ввел новый способ лечения новых тогда огнестрельных ран, изобрел протезы конечностей, начал делать операции по исправлению «заячьей губы», усовершенствовал медицинские инструменты, написал медицинские труды, по которым потом учились хирурги по всей Европе. И роды до сих пор принимают по его методу. Но главное – Паре изобрел способ ампутировать конечности так, чтобы человек не умирал от потери крови. И этим способом хирурги пользуются до сих пор.

А ведь он даже не имел академического образования, просто был учеником другого врача. Неплохо для «темных» времен?

Заключение

Что и говорить, реальное Средневековье сильно отличается от сказочного мира рыцарских романов. Но и к грязным историям, которые по-прежнему в моде, оно не ближе. Правда, наверное, как всегда где-то посредине. Люди были разные, жили они по-разному. Понятия о гигиене действительно были достаточно дикими на современный взгляд, но они были, и средневековые люди заботились о чистоте и здоровье, насколько хватало их разумения.

А все эти истории… кому-то хочется показать, насколько современные люди «круче» средневековых, кто-то просто самоутверждается, а кто-то вообще не разбирается в теме и повторяет чужие слова.

И напоследок – о мемуарах. Рассказывая об ужасных нравах, любители «грязного Средневековья» особенно любят ссылаться на мемуары. Только почему-то не на Коммина или Ларошфуко, а на мемуаристов типа Брантома, который издал наверное самое крупное в истории собрание сплетен, приправленное собственной богатой фантазией.

По этому поводу предлагаю вспомнить постперестроечный анекдот о поездке русского фермера в гости к английскому. Тот показал фермеру Ивану биде и сказал, что там его Мэри моется. Иван задумался – а где же моется его Маша? Приехал домой – спросил. Та отвечает:
– Да в речке.
– А зимой?
– Да разве долго та зима-то?.
А теперь давайте составим представление о гигиене в России по данному анекдоту.

Думаю, если ориентироваться на такие источники, то наше общество получится не чище средневекового. Или вспомним передачу про гулянки нашей богемы. Дополним это своими впечатлениями, сплетнями, фантазиями и можно писать книгу о жизни общества в современной России (чем мы хуже Брантома – тоже современники событий). И будут потомки изучать по ним нравы в России начала XXI века, ужасаться и говорить какие же ужасные были времена…

P.S. Из комментариев к заметке: Буквально вчера перечитывал легенду о Тиле Уленшпигеле. Там Филлип I говорит Филлипу II: — Ты опять проводил время с непотребной девкой, когда к твоим услугам благородные дамы, освежающие себя ароматными ваннами ? А ты предпочел девку, еще не успевшую смыть следы объятий какого-нибудь солдата? Как раз самое разнузданное средневековье.

В Средние века 9 из 10 человек умирали, не дожив и до 40 лет

Точных данных относительно средней продолжительности жизни в далёком прошлом у нас, конечно, нет, но историки утверждают, что в Средние века она составляла где-то около 35 лет. (Во всяком случае, 50% родившихся доживали до этого возраста). Но это не значит, что люди умирали, лишь достигнув 35 лет. Да, средняя продолжительность жизни была приблизительно такая, но многие умирали еще в детстве. Мы точно не знаем, какой это процент, но предположив, что где-то 25% умирали, не дожив и до пяти, мы будем недалеки от истины. Около 40% умирали в подростковом возрасте. Но если человеку посчастливилось пережить детство и юношество, у него были хорошие шансы дожить и до 50, и до 60. В Средневековье даже были люди, доживавшие до 70 или 80.

В Средние века люди были намного ниже нас

Неправда! Люди были чуть-чуть ниже. Судя по скелетам, обнаруженным в каракке «Мэри Роуз», рост моряков был где-то между 5 футами 7 дюймами и 5 футами 8 дюймами (то есть около 170 см.). Захоронения Средних веков и других периодов также показывают, что люди были слегка ниже наших современников, но не намного.

Люди прошлого были очень грязными и редко мылись

Факты с совершенной очевидностью говорят о том, что люди старались содержать себя в чистоте. Абсолютно точно и то, что большинство людей мылись и меняли одежду очень часто. Еще они старались содержать в чистоте свои дома. Мнение, что люди были грязные и плохо пахли – миф.

Возможно, он возник, так как люди редко принимали ванну. До 19 века было сложно нагреть большое количество воды сразу. Представьте, что вы нагрели котел с водой и вылили его в кадку. Пока вы подогреете вторую порцию, первая остынет. Римляне решили эту проблему с помощью публичных ванн, которые подогревались снизу.

После падения Римской империи стало проще мыться обнаженными. В жаркую погоду люди мылись в реках. Известно также, что люди довольно часто стирали свою одежду.

Когда-то Папой Римским под именем Иоанн была женщина

Маловероятно, что это правда. Согласно легенде, Папа-женщина была на Святом престоле 2 года - с 855 до 858г. В действительности Лео IV занимал папский трон с 847 до 855г., а Бенедикт III – с 855 до 888г. Промежуток между ними - всего несколько недель.

По легенде, Папа-женщина была переодета в мужчину, и никто ничего странного не подозревал, пока глава католической церкви на глазах изумлённого окружения не родил ребенка. Удивительно, что никто даже не заметил беременности.

Первое упоминание о Папе-женщине появилось через 200 лет после её предполагаемого существования. Если это правда, почему никто не написал об этом в то время? Это должно было стать сенсацией для всей Европы, так почему же никто этого не сделал?

Вероятно потому, что история вымышлена.

Король Иоанн подписал Великую Хартию Вольностей

Нет, он не подписывал! Он поставил на ней сургучную печать, но не подписывал.

В Средние века ученые проводили часы в дебатах о том, как много ангелов может поместиться на головке булавки

Нет никаких свидетельств о том, чтобы кто-либо в Средние века задавался таким глупым вопросом. Люди, жившие в Средневековье, были далеко не дураки.

Некоторые средневековые доспехи были настолько тяжелыми, что рыцарей поднимали на коней при помощи веревки

Это неправда. Доспехи, конечно, были тяжелыми, но не настолько.

В преддверии 1000 года н.э. люди по всей Европе запаниковали. Они боялись, что Иисус Христос вернется, и наступит конец света

Никаких свидетельств о том, что такая паника возникала, нет. Ни один летописец того времени не упоминает ничего необычного. Только спустя столетия писатели стали утверждать, что так было перед наступлением 1000 года. Это часть более обширного мифа о том, что люди Средневековья были глупыми и доверчивыми (еще больше, чем мы!)

Викинги носили шлемы с рогами

Никаких подтверждений тому, что викинги в бой надевали рогатые шлемы, нет. Также как нет свидетельств того, что они носили шлемы с крылышками.

В большинстве церковных дворов рос тис, потому что мужчины использовали древесину тиса для того, чтобы делать луки

Это почти наверняка миф. Записи говорят о том, что мастера, изготавливавшие луки, предпочитали тисы из Южной или Восточной Европы (английский тис не вполне подходил для этой цели). На самом деле в церковных дворах росли тисы потому, что их листья ядовитые. Жители деревень могли позволить скоту пастись в церковных дворах. Тисовые деревья были хорошим способом их остановить.

Жанна д’Арк была сожжена, как ведьма

Это неправда. Она была сожжена за ересь (потому что одевалась как мужчина).

До Колумба люди думали, что Земля плоская

В действительности в Средние века люди хорошо знали, что Земля круглая.

Колумб открыл Америку

Нет. Доподлинно известно, что предки сегодняшних американцев пришли в Северную Америку за тысячи лет до Колумба. Более того, Колумб даже не был первым европейцем, открывшим Америку. Первым европейцем, увидевшим континент, был Бьярни Херьюльфссон. Он плыл в Гренландию в 985 году н.э., когда увидел новую землю (на берег он не выходил). Примерно через 15 лет человек по имени Лейф Эриксон повел экспедицию к новой земле. Он дал названия некоторым территориям Северной Америки: Хеллуланд (страна плоских камней), Маркланд (страна, покрытая лесом) и Винланд (страна винограда). Эриксон провел зиму в Винланде. Больше он туда не возвращался, другие же викинги вернулись, но им так и не удалось создать там постоянную колонию.

Столетия спустя, Колумб решил, что сможет доплыть прямо от Европы до Китая через Атлантический океан. Колумб недооценил размеры Земли. Он не знал, что существуют Северная и Южная Америка и Тихий океан. Колумб совершил 4 путешествия по Атлантике и, хотя он высаживался на нескольких Карибских островах, он никогда не ступал на континент Северной Америки.

Блэкгит (Черная пустошь) в Лондоне получила свое название, потому что там были похоронены жертвы лондонской чумы (так называемой «черной смерти»)

Это определенно не так. Это место было названо Черной пустошью во времена Кадастровой книги (земельной описи Англии, произведенной Вильгельмом Завоевателем в 1086г.), почти за 300 лет до чумы 1348-49гг. То, что Черная пустошь получила свое название, потому что там продавали черных рабов, также является мифом. Неизвестно, откуда в действительности произошло это название. Возможно из-за чернозема. В любом случае, это не имеет ничего общего ни с чумой, ни с черными рабами.

Гольф - это английская аббревиатура, которая означает «только джентльмены, леди не допускаются» (golf - ‘gentlemen only ladies forbidden’)

Слово «гольф» произошло от старого датского слова «кольф», которое означало «клуб». (В Средневековье датчане уже играли клубами, но собственно гольф зародился в Шотландии). Шотландцы изменили слово на «голв» или «гофф», со временем оно превратилось в известное нам «гольф».

Лучники носили свои стрелы за спиной

Только когда они скакали на лошадях. Обычно же, лучники носили стрелы в контейнерах, пристегнутых к ремню (намного проще достать стрелу для лука из-за ремня, чем из-за плеча). Робина Гуда обычно изображают с колчаном стрел за спиной. Если Робин Гуд когда либо и существовал, скорее всего, он носил стрелы на ремне.

В Средние века специи использовали, чтобы скрыть, что мясо испорчено

Это неправда по одной простой причине – специи были очень дорогими и пользоваться ими могли только богатые люди. Они, конечно же, не ели испорченное мясо. Они ели мясо только самого высокого качества! Специи использовались, чтобы улучшить его вкус.

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.