Почему печорин лишний человек в обществе. Почему Печорин лишний человек? (Школьные сочинения)

Печорин как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

«Герой нашего времени» — первый реалистический социально-психо­логический роман в русской литературе, в котором внимание автора со­средоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на «истории души человеческой».

Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из кото­рых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя — Печорина.

Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века,

В период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгро­ма декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрица­ние стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характе­ра этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александрови­ча Печорина, пояснив, что «Герой нашего времени» — это портрет, состав­ленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии», поколения тридцатых годов XIX века.

Печорин — дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он

Получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было дос­тать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования — испо­веди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в гла­ве «Максим Максимыч «. По своему культурному уровню рассказчик бли­зок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: «… они не смеялись, когда он смеялся. Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли ка­ким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный… «

Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внут­реннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны харак­тера героя, намеченная в главе «Бэла», в которой портрет героя дан глаза­ми Максима Максимыча, для которого Печорин — загадка. Впервые в рус­ской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести «Княжна Мери». Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.

Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является пони­мание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: «… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе силы необъятные… » Но герой не может найти своего места в жизни.

Главное противоречие натуры Печорина — в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.

Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт яв­ляется, по мысли В. Г. Белинского, «рефлексия». Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив»). В нем как бы живут два человека: «один действует, а другой судит его поступки».

Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все по­знал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что «счастли­вы невежды, а слава’- удача». В этом смысле понимание жизни Печори­ным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения «Дума» (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все на­доедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никог­да не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: «Во мне душа испорчена светом». Попав на Кавказ, он надеется, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится «любить весь мир», но оказывается одинок.

Положение Печорина трагично. Он действительно «лишний человек». Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше боль­шинства, развиваясь в личность, обреченную жить в «стране рабов, стране господ».

Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те при­чины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем лю­дям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нрав­ственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, примене­ния своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин — лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.

В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.

Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.

Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.

На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.

Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.

Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.

Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.

Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.

У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

План

1. Введение

2. Печорин в обществе

а)Максим Максимыч

б)Мери

3.Самокритика Печорина

4. Вывод

Многих писателей 19 века интересовала проблема лишнего человека. Одним из первых её затронул Александр Сергеевич Пушкин. Интерес к ней был и у Михаила Юрьевича Лермонтов а. Григория Александровича Печорина — главного героя романа «Герой нашего времени » — по разным причинам можно назвать лишним человеком.

Молодой человек не дорожит дружбой. Можно вспомнить, как Григорий Александрович поступил с Максимом Максимовичем. Пожилой человек гордился тем, что Печорин — его товарищ. После долгой разлуки штабс-капитан восторженно встретил старого знакомого, а тот не ответил даже вежливостью на радостные восклицания бывшего командира. Главный герой и сам признаётся в том, что он «к дружбе неспособен». В этом проявляется эгоистичность и материализм Печорина.

Те же качества выражаются и в отношении молодого человека с девушками. Григорий Александрович завоёвывает Мери на зло Грушницкому. В ней он видит только распустившийся нежный и прекрасный цветок, который «надо сорвать... и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет». Печорин не испытывает к девушке ни привязанности, ни, тем более, сочувствия. Объяснившись с Мери, Григорий понял, что причинил ей боль, но это его не расстроило. Мери для него лишь возможность насладиться страданиями и ревностью Грушницкого. Молодой человек привык быть победителем и игра со знакомым — ещё один шанс испытать себя и помучить соперника. Главный герой и сам признаётся, что он наслаждается этим, как «пищей, поддерживающей душевные силы» .

Вера - единственная женщина, которую любил Печорин. Но сколько страданий и мук принес он ей. Григорий Александрович — умный человек. Это подмечает и Вернер, утверждая, что у молодого человека «большой дар соображения». Это может заметить и читатель, так как критика Печорина, касающаяся и его самого, и окружающих, оправдана. Также офицер часто замечает мелкие детали, благодаря которым он умеет отличить ложь от правды. Примером может стать встреча главного героя с Грушницким. Печорин заметил кольцо молодого человека, на котором была обозначена дата памятной встречи обладателя солдатской шинели с Мери. Эта деталь помогла Григорию Александровичу понять, что Грушницкий влюблён в молодую княжну. Кроме того, главный герой обладает смелостью и не боится умереть. Он без страха идет на кабана «один на один», да и сам признаётся, что он «когда угодно готов подвергать себя смерти». Однако Главный герой не в силах применять положительные черты характера для пользы окружающим.

Из записок дневника Печорина можно понять, что человек самокритичен. Например, он пишет: "зачем я жил...для какой цели родился" и сам же отвечает: "..и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.... но я не угадал этого назначения". У нашего героя не было цели в жизни. "Моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку"

Перечисленные выше черты характера Григория Александровича говорят о нём, как о лишнем человеке. Михаил Юрьевич Лермонтов, характеризуя данный тип персонажа в романе, хотел показать своих современников. По мнению писателя, большая часть молодых людей 30-х годов 19 столетия представляла собой таких же «Печориных». Негативная оценка россиян того времени отразилась и в лирических произведениях поэта.