Почему научные и культурные "боссы" получают зарплату в десятки раз больше, чем рядовые сотрудники. Почему научные и культурные "боссы" получают зарплату в десятки раз больше, чем рядовые сотрудники На что им денег не хватает

Центр «Transparency International –Россия» опубликовал расследование «Как руководители государственных театров платят гонорары сами себе». Как утверждают его авторы, минимум 14 худруков регулярно начисляли себе гигантские гонорары. В их числе Олег Табаков, Олег Меньшиков, Константин Райкин, Надежда Бабкина, Юрий Куклачёв, Геннадий Хазанов и другие известные деятели культуры.

В своём расследовании Transparency International приводит подробности. Так, Олег Табаков за исполнение ролей в спектаклях «Год, когда я не родился», «Чайка» и «Похождение» ежемесячно получал прибавку к зарплате в сумме 645 тыс. рублей. Один выход на сцену Олега Меньшикова обходился Театру имени М.Н. Ермоловой, руководителем которого является знаменитый актёр, в 57 407 рублей, а в среднем в месяц – в 603 тыс. рублей. Заработок Константина Райкина за участие в спектаклях и репетициях составил свыше 550 тыс. рублей в месяц. Прочие фигуранты расследования также не продавали свой талант за гроши. Как подсчитали в Transparency International, как минимум 14 театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на сумму, превышающую 97 млн рублей, со своими собственными руководителями.

Заявление борцов с коррупцией вызвало большой шум. В Минкульте РФ сразу же заявили: утверждать, что руководители театров платят гонорары самим себе, «не совсем корректно». Деньги они получают за то, что не входит в их основные обязанности. При этом все контракты худруков с возглавляемыми ими театрами не нарушают законов и лежат в рамках министерского приказа.

В самом деле, такое утверждение выглядит вполне логично. Если Олег Табаков или Константин Райкин в свободное от менеджерской работы время выходят на сцену как актёры, то вполне имеют право получать за это дополнительное вознаграждение. И то, что Табаков как руководитель театра указывает в отчёте о назначении на роль, что в связи со специфическими актёрскими данными привлечение иного исполнителя невозможно, также совершенно понятно. В конце концов, Табаков такой один, именно он своей игрой делает спектакль неповторимым, и именно на него идут зрители. Так какие могут быть претензии?

Суть конфликта в интервью журналу «Театрал» прояснил директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьёв: «Решение о выплате гонорара художественному руководителю должен принимать не он сам и не его подчинённые, а человек, равный ему по статусу. Это спасёт руководителя от подозрений в нарушениях». И то верно – когда художественный руководитель государственного театра сам выписывает себе гонорар, сумму которого определяет по собственному усмотрению, такая ситуация называется «конфликт интересов». И именно на это указывает Transparency International, приводя пример директора и худрука Театра имени А.С. Пушкина Евгения Писарева. Если верить данным расследования, за последние четыре года он мог получить 2,3 млн рублей, в качестве индивидуального предпринимателя ставя в своём театре спектакли, а также исполняя различные роли. При этом в документации говорилось, что «цена определяется артистом-исполнителем индивидуально, исходя из творческих замыслов, авторских разработок и сложности исполнения». И поди проверь алгеброй гармонию – столько ли на самом деле стоил творческий замысел или театр ещё и продешевил.

Впрочем, нашлись к деятелям культуры и другие, более конкретные претензии. Возглавляющий Театр кошек Юрий Куклачёв на протяжении двух лет арендовал для своего учреждения офисные и складские помещения у сына Дмитрия, заплатив ему за это 3,76 млн рублей. Сам артист, впрочем, ничего криминального в этом не видит. «Мы закона не нарушали, у правоохранительных органов к нам нет претензий. Нас проверили, никаких обвинений не было», – заявил артист ТАСС.

Что будет дальше? Знающие люди предполагают, что ничего. Во-первых, скандал никому не нужен, во-вторых, как отмечают эксперты из театральной среды, сами по себе вскрывшиеся факты ни о чём не говорят. При желании в этой сфере можно найти миллион нарушений, которые зачастую обусловлены особенностями бюджетного финансирования: например, ставить спектакль и заказывать реквизит надо сейчас, а деньги на него выделяют только в конце года, вот и приходится худрукам выкручиваться. И поди разберись, в каком случае действительно имела место корысть, а в каком – вынужденная необходимость. Что же до замечаний о конфликтах интересов… Так ведь в России живём… И вообще, Transparency International в своё время активно требовали признать «организацией, деятельность которой на территории РФ нежелательна». Ну как такой верить?

КСТАТИ

Руководители учреждений культуры в целом весьма небедные люди – об этом можно судить по данным, которые предоставил Минкульт РФ. Так, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в месяц получает 964 тыс. рублей. Худрук Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юрий Темирканов – 976 тыс. рублей. Оклад Олега Табакова как директора и художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова составляет 935 тыс. рублей. Впрочем, первое место в этом списке занимает художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев – в минувшем году размер его среднемесячного дохода равнялся 12 857 163 рублям.

Худрук МХТ имени Чехова прокомментировал слухи о том, что он занимается финансовыми махинациями

Легендарный российский актёр и режиссёр театра и кино Олег Табаков ответил на обвинения в финансовых махинациях. Ранее появилась новость, что художественный руководитель МХТ имени Чехова получает довольно высокую зарплату в размере 600 тысяч рублей за свою актёрскую деятельность в театре, причем эту сумму Табаков назначил себе сам.

Известный артист заявил, что его доходы полностью легальны и подозревать его в преступной деятельности «абсурдно». Он указал на то, что «дела, которыми он занимается... движутся, развиваются». «В плане дела я — самый успешный из моих коллег такого же возраста», — добавил актёр в интервью НСН . Поэтому вполне логично, что за свою работу Табаков получает и соответствующую оплату.

К тому же, по мнению мэтра, большие гонорары актёров — это давняя театральная традиция, которая берет начало еще в дореволюционной России. В заключение же худрук МХТ им. Чехова констатировал, что все обвинения в его адрес просто «высосаны из пальца» и бездоказательны.

Напомним, ранее компания Transparency International обнародовала данные проверки российских театров, согласно которой 14 художественных руководителей замешаны в финансовых махинациях. В частности, в организации указали на то, что Олег Табаков и Олег Меньшиков сами себе назначали зарплату за актёрскую игру, а их коллега Дмитрий Бертман выписывал себе гонорар за постановку спектакля в «Геликон-опере».


Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучилцифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору «Эрмитажа» Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в «Госконцерте». Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель — 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра «Сатирикон» – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России — 20 тысяч рублей. В Московской области «расценки» самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Даже квартира площадью 188 квадратных метров в центре Москвы, которая какое-то время принадлежала Олегу Табаку, в начале 2000-х отошла к Зудиной. Получается, что после смерти делить абсолютно нечего. Все-что когда-то имел и заработал народный артист теперь принадлежит вдове.

rumenews.com

Журналисты уверены, что дети Зудиной, рожденные в браке с Табаковым, в любом случае не останутся в накладе. А вот что достанется старшим детям и получат ли они хоть что-то, большой вопрос, ответ на который знает только Марина Зудина. 57-летний Антон Табаков продал свой ресторанный бизнес и не так давно переехал навсегда во Францию, где живут его жена и дети. Старшая дочь Олега Павловича Александра не общалась с отцом с тех пор, как тот ушел из семьи. Обида на папу была настолько сильна, что Саша не пришла на похороны родного человека.

eg.ru

Если сведения, полученные журналистами верны, то Зудина все это время была и остается очень богатой женщиной. По данным Минкультуры России, Табаков на посту худрука МХТа им. Чехова получал 935 994 рубля ежемесячно. При этом он руководил “Табакеркой”, получал зарплату педагога в театральном училище и пенсию со значительной надбавкой за звание “народного артиста СССР”. Есть мнение, что Олег Павлович получал почти два миллиона каждый месяц.

bez-makiyazha.ru

По информации журналистов, у Табаковых было 3 роскошных квартиры в столице общей стоимостью 200 миллионов рублей и огромнейший дом в Подмосковье, который оценивают в 400 миллионов рублей. И все это сейчас записано на Марине Зудиной.

zhena.ru

Интересно, как распорядится имуществом артиста Марина Зудина? Поделится ли она, хотя бы частью со старшими детьми Олега Табакова от первого брака?