Площадь фарнезе в риме. Палаццо фарнезе и фонтаны в виде цветов ириса на площади фарнезе, рим, италия

Дворец Фарнезе считается одним из самых значительных памятников итальянской архитектуры эпохи Возрождения и является одним из самых красивых дворцов Рима. Бывший некогда частной резиденцией знатного рода Фарнезе, сегодня дворец является государственной собственностью и именно в нём находится посольство Франции.

История создания

Строительство дворца началось в 1514 году по проекту Антонио да Сангалло Младшего. Дворец был заказан Алессандро Фарнезе, который в возрасте 25 лет в 1493 году был назначен на должность кардинала.В 1527 году строительство пришлось приостановить из-за военных событий в Риме. Когда же в 1534 году Аллесандро Фарнезе становится Папой Павлом III, строительство вновь возобновляют с еще большим размахом.
В 1546 году после смерти главного архитектора проекта Антонио да Сангалло к работе приступает сам Микеланджело. Он не только значительно увеличил размеры дворца, но и добавил несколько новых элементов в дизайн внешнего фасада здания. Так, именно благодаря Микеланджело во дворце Фарнезе появился большой трехметровый резной карниз.После смерти Микеланджело в 1564 году дворец заканчивал уже другой известный архитектор Джакомоделла Порта, который работал над зданием вплоть до 1589 года.
После смерти Алессандро Фарнезе дворец перешел в руки к его сыну Одоардо. Когда же в 1626 году не стало и самого Одоардо, дворец на двадцать лет стал практически необитаем. Позже, с разрешения Папы Александра VII, во дворце поселилась королева Швеции Кристина. После того, как в XVIII веке умер последний из рода Фарнезе, дворец попал в руки Бурбонов. А уже в 1874 году сюда переехало посольство Франции, которое и находится здесь по сегодняшний день.

Архитектура

Трехэтажный дворец Фарнезе построен в стиле ренессанс. Это одно из самых представительных сооружений XVI века в Риме. Длина здания около 56 метров. Основной материал для строительства был взят из руин терм Каракаллы и самого Колизея.
Архитектурной особенностью центрального фасада являются попеременно сменяющие друг друга треугольные и изогнутые небольшие фронтоны, находящиеся над окнами, а также сильно рустованный портал. Главным же украшением фасада является фамильный герб семьи Фарнезе. Находится он над балконом. Герб сделан всё тем же Микеланджело в 1541 году. С другой стороны дворца находится сад и протекает река Тибр.

Туристу на заметку

Интерьер дворца украшен работами известных художников Даниэле да Вольтерра и Тадео Зуккари. Также, в конце XVI века в галерее дворца Фарнезе художником Аннибале Карраччи был создан цикл фресок «Любовь Богов» (1597 - 1608). Кстати, именно эти работы положили начало двум расходящимся тенденциям в живописи - барокко и классицизм. Знаменитая скульптура коллекции дворца Фарнезе «Геркулес» в настоящее время находится в Национальном археологическом музее Неаполя, что же касается других предметов коллекции, то большая их часть выставлена в музее Каподимонте, который также находится в Неаполе.

Окрестности

Сам дворец Фарнезе и прилегающие к нему сооружения, находятся на одноименной площади, которая на протяжении долгих лет была главным местом проведения всевозможных турниров, боёв с быками и прочих праздников и ярких фестивалей. Сегодня возле дворца не так шумно и оживленно, но, не смотря на это, площадь, да и сам дворец Фарнезе остаются одними из самых популярных достопримечательностей Рима.

Название : Palazzo Farnese (it), Palazzo Farnese / Farnese Palace (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 1514 - 1589 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти, Джакомо да Виньола, Антонио да Сангалло Младший, Джакомо делла Порта

Заказчик / Основатель : Кардинал Алессандро Фарнезе, позже ставший папой Павлом III

Архитектура паллацо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Фарнезе в Риме - одно из самых значительных произведений Антонио Сангалло.

Первоначальные наброски палаццо относятся к 1514 году, но постройка начала осуществляться значительно позже. Лично Сангалло удалось Довести сооружение лишь до второго этажа.

После смерти зодчего работами руководил Микеланджело.

По своему пространственному облику палаццо Фарнезе задуман в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры: здание имеет форму правильного параллелепипеда с замкнутым внутри него прямоугольным двором.

Архитектура палаццо Фарнезе - типичный образец стиля высокого Ренессанса. Пластическая проработка фасадов, монументальность и импозантность их внешнего облика - отличительные признаки римской школы - проявлены здесь достаточно определенно. Фасад палаццо Фарнезе знаменует собой отказ от рустики, характерной для всех флорентийских дворцов и более ранних римских палаццо. Стена палаццо лишена рельефа, и на ее гладкой поверхности четко выделяются архитектурно-орнаментальные элементы.

Основной материал сооружения - кирпич, а облицовочный - штукатурка. Отделка углов, окон и дверей произведена травертином, добытым из развалин Колизея.

Стена импонирует массой и размерами, и это главное средство воздействия зодчего на зрителя. Основа композиции фасада - соотношение громадных массивных стен со сравнительно небольшими, близко друг к другу поставленными окнами. Ритмическое чередование поясов, составленных из окон, с лентами гладких стен производит значительный эффект. Тектоника фасада выявляется сильными горизонтальными поясами, подчеркивающими деление сооружения на три этажа. Прием этот характерен для подавляющего большинства рассмотренных выше палаццо Ренессанса. Существенной особенностью фасадного выполнения палаццо Фарнезе является отсутствие системы пилястр, составлявших пластический костяк фасадных плоскостей, введенных в дворцовую архитектуру Ренессанса Альберти (палаццо Ручеллаи) и воспринятых в римских палаццо (Канчеллерия, Джиро и других). В общем виде архитектурная схема фасада палаццо Фарнезе построена скорее по типу фасада флорентийского палаццо Строцци, нежели по схеме палаццо школы Альберти.

Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики. Мотив этот, встречающийся в ряде работ римских зодчих, часто применялся ими и является типичным для высокого Ренессанса. Сангалло разнообразит этот мотив чередованием треугольных и дугообразных фронтонов. Окна нижнего этажа снабжены прямыми сандриками на консолях и, в отличие от флорентийских палаццо, не имеют крепостного вида.

Углы здания обрамлены рустиком, что, с одной стороны, способствует приданию им большей жесткости, а с другой - как бы ограничивает плоскость фасада.

Композиционный центр фасада - ворота, балкон над ними, центральное окно второго этажа с укрепленным над ним гербом - подчеркивают симметрию всего сооружения.

Интересен двор палаццо. Здесь получили отражение мотивы, выявленные во дворе церкви Санта-Мария делла Паче (работа Браманте) и во дворе палаццо Массимо работы Перуцци. Во двор ведут центральные ворота, непосредственным же преддверием к нему является трехнефный сводчатый вестибюль, ритмическая организация которого и царящий в нем полумрак усиливают контраст между ограниченным, сравнительно узким ходом и большим светлым двором, из-за чего достигается сильный пространственный эффект.

В архитектуре самого двора ощущается некоторая неувязка: тектоника верхнего этажа, осуществленного Микеланджело, заметно отличается от пластической организации первого и второго этажей; верхний этаж несколько тяжеловат по сравнению с нижними, применение же дугообразных сандриков над окнами и усложненный профиль пилястров не соответствуют почти классической чистоте архитектурной обработки низа. Мотив, использованный здесь Сангалло - колонки с арками на импостах, - возможно, навеян фасадом Колизея.

Сопоставляя двор палаццо Фарнезе с дворами ранних флорентийских палаццо, находим большое качественное различие в их архитектурной проработке, не говоря уже об общем пространственном осуществлении: вместо гладких, спокойных стенных поверхностей - усложненная профилировка, обильное применение колонн, пилястр, тяг, карнизов; вместо скромных медальонов - богато орнаментированные фризы; вместо отдельно стоящих колонок - мощные пилоны, поддерживающие отяжеленные стены верхних этажей. Скромные пояски заменены теперь античными антаблементами, украшенными классическими обломами.

В плане палаццо Фарнезе сильнее, чем в ранних дворцовых постройках Ренессанса, проявлено стремление подчеркнуть центрально-осевой характер сооружения. Это достигнуто, главным образом, организацией сквозных проходов в первом этаже, как бы делящих сооружение на две одинаковых половины. Разбивка помещений ясна и произведена вполне логично. Несмотря на общую симметрию, отдельные помещения (залы, комнаты, коридоры) расположены не симметрично. Это же относится и к лестницам, распределенным, казалось бы, случайно и не увязанным с фасадной проработкой.

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Этот монументальный дворец на берегу реки По был выстроен в 1556 г. Оттавио Фарнезе, герцогом Кастро и Пармы, который стал и герцогом Пьяченцы. Оттавио решил обустроить свою резиденцию именно здесь - вероятно, оттого, что чувствовал себя в большей безопасности из-за присутствия испанского гарнизона. Постройку дворца заказала супруга Оттавио Маргарита Австрийская, дочь императора Карла V. В результате этого поверх бывшей крепости, выстроенной Висконти в 1352 г., была возведена новая постройка - её-то мы и видим сегодня.

    После смерти последнего герцога из семьи Фарнезе в 1731 г. дворец пришёл в запустение. Реставрация началась только в начале 20 в. Сегодня во дворце размещены несколько важнейших музеев и выставочных пространств города. В частности, это Археологический музей, пинакотека (художественная галерея, которая занимает апартаменты герцогини на втором этаже), выставки «Фасти Фарнезиани» («Великолепие Фарнезе»), Музей Итальянского объединения, Музей древнего оружия, Музей диванов, государственный архив и несколько коллекций скульптур, фресок, майолик, стеклянных изделий 12-17 вв.

    В Археологическом музее Пьяченцы можно увидеть знаменитый артефакт со страшноватым названием «Печень из Пьяченцы». Это действительно печень натуральной величины из бронзы, сделанная во 2 в. до н. э. этрусками.

    Нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы.

    Первоначальный план создавался Франческо Пачиотто из Урбино, а в 1558 г. им занялся известный архитектор Джакомо Бароцци - он же Виньола. Архитектор уже работал над другой виллой Фарнезе, в Капрароле, для кардинала Алессандро Фарнезе. Виньола существенно переделал оригинальный план, и, согласно новому варианту, дворец должен был стать воистину большим, сравнимым только с Ватиканским: примерно 111 на 88 м. Строительные работы были поручены Джованни Бернардо Делла Валле, Джованни Лавеццани и Бернардо Паниццари (Карамозино).

    В пинакотеке Пьяченцы собраны картины 16-17 вв. из герцогских коллекций. Самый ценный шедевр - «Мадонна с молодым св. Иоанном» кисти Боттичелли.

    Тем не менее нынешняя конструкция дотягивает по размерам едва ли до половины запланированной в оригинальном амбициозном проекте Виньолы. В ней не хватает множества архитектурных особенностей, включая части внешних стен, главный фасад с античного вида триумфальной аркой и большой башней, а также театр во внутреннем дворе. Политические причины и дороговизна строительства вынудили Оттавио не достраивать дворец, а вместо этого переместить свой двор из Пьяченцы в Парму. Работы по завершению частично готового палаццо были завершены только в 1602 г., при герцоге Рануччио I.

    В Музее древнего оружия около 400 старинных экспонатов, оружия и доспехов, собранных пьячентским аристократом Антонио Пармой.

    Оригинальный проект Виньолы для палаццо Фарнезе

    Герцогская часовня («Капелла Дукале» или «Капелла Гранде») использовалась исключительно семьёй в религиозных целях. Она представляет собой зал, квадратный в плане, который был превращён в восьмиугольник путём добавления четырёх приделов по углам. Стороны сделаны такой же длины, что и высота часовни, так что в целом получается почти полукруглый купол. Капелла украшена гербовыми лилиями Фарнезе и масками в маньеристском ключе, изображающими ангелов. Другие символы, которые также имеют отношение к семье Фарнезе, - это единорог, морская звезда, дельфины и черепахи; их можно увидеть на большом фризе.

    Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.

    Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.

    Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».

    Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.

    После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.


    В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе в виде мифологических сцен.


    В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.

    Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.

    Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.

    Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.

    Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.

    В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.





    В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна, откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.

    В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.

    Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.

    А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых стал главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье. В 1660 году во дворце было организовано празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.

    В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.

    После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.

    За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.

    Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.

    На участке к югу от Косой линии Васильевского острова (между 25 и 27 линиями) застройщик Setl City возводит ЖК «Палацио».

    Весь квартал по Косой линии будет застроен четырьмя 12-этажными домами с подземными паркингами, объединенными стилобатом. Жилые помещения — со второго этажа. Застройщик предлагает нестандартный набор планировочных решений – от студий до четырехкомнатных апартаментов и пентхаусов с видовыми террасами на верхних этажах.

    Все квартиры сдаются полностью отделанными и готовыми к вселению. Основной цвет дизайна помещений – «ваниль» и «шоколад», что соответствует стандарту Setl City.

    Каждый жилой корпус получит встроенно-пристроенный паркинг, из которого можно подняться на лифте до своей квартиры. Кроме того, в стилобате разместятся различные коммерческие структуры.

    Территория ЖК «Палацио» полностью огорожена, имеется контролируемый доступ, там будет работать охрана. Дворы свободны от машин, а предназначены только для зон отдыха и детских игровых площадок.

    Жилой комплекс строится на северной окраине промышленной зоны, принадлежащей Балтийскому судостроительному заводу. Поэтому и экологическая обстановка не самая радужная, и объекты социальной инфраструктуры расположены достаточно далеко. Ближайшие школы и детские сады находятся за Большим проспектом В.О., на расстоянии полукилометра.

    Транспортная доступность места сложная. Станция метро «Василеостровская» находится в двух километрах.

    Информация на этой странице обновлена 07.09.2019. Источник - сайт застройщика, официальный сайт ЖК «Палацио», данные, записанные со слов менеджера отдела продаж.