Пит мондриан head. Пит Мондриан, художник: краткая биография и интересные факты

Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan) . Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.

Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.

Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день - в моде, архитектуре, топографии и дизайне.

Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» - без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм - его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.

Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом - молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.

Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того - добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было - фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.

Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.

А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов и . Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.

Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.



Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.

За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал - Голландия, Франция, Англия, Америка - и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.


Пита Мондриана ставят в один ряд с Малевичем и Кандинским, называя основоположником абстрактной живописи. Апогеем его творчества стали «геометрические картины», пространство которых заполнено прямоугольниками и квадратами чистых цветов. И при всей кажущейся простоте работ Пита Мондриана, они таят в себе множество интереснейших фактов.

1. Мондриан считается основателем De Stijl


De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как "стиль". De Stijl - группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

2. Духовная природа объектов


Мондриан стремился передать духовную природу объектов в "ее чистом виде". В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: "Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией" .

3. От традиционного искусства к абстракции


Хотя общество De Stijl было посвящено "абсолютному низложению традиций", изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана


Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

5. Увлечение кубизмом


Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью


Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны


Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно - "нео-пластицизм". К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

8. Жизнь среди картин


Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан "усовершенствовал" эту систему, создав своего рода 3D - версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

9. "Белоснежку" Диснея - любимый мультфильм художника


Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел "Белоснежку" весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки, украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные "в манере гномов из Белоснежки".

10. Художник и музыка


Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений - это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.

Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: "Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним".

11. Гитлер считал, что Мондриан - дегенерат


В 1937 году две картины Мондриана были включены в "Выставку дегенеративногго искусства" Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника


В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.

В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства


Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

14. Мондриан стал вдохновением для моды


В 1965 году французский модельер Ив Сен - Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

15. Художник вдохновлял даже программистов


Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования "Mondrian", но назвал его в итоге "Piet" (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.


Пит Мондриан, один из основателей голландского движения / De Stijl. Чистоту и легкость линий, абстракции образов и новую философию совмещения искусства и мира принес Мондриан в De Stijl и реализовывал в своей творческой практике. Он радикально упростил все элементы своих картин, чтобы отразить каким он видел духовный порядок, лежащий в основе видимого мира. Такое упрощение создало четкий, универсальный язык и эстетический образ его полотен. В наиболее известных его картинах из 1920-х годов, Мондриан упрощает формы до горизонтальных и вертикальных линий, образующих прямоугольники, а цветовую палитру до минимальных основ, сводя восприятие внешнего мира к чистой абстракции.

Использование асимметричного баланса и минимальное количество образов имело решающее значение в развитии современного искусства, а его знаковые абстрактные произведения оказывают влияние на дизайн и культуру и по сей день.

Основные идеи

— Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.

— Мондриан решили сформировать свои представления о мире в основных элементах, представляющих две основные силы мира: вертикальные и горизонтальные линии, положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский. Динамическое равновесие в его композициях отражает мир с балансом вселенских сил.


-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.

-Мондриан и художники Де Стиль, выступают за всепоглощающую абстракцию с урезанной цветовой палитрой, чтобы выразить утопический идеал гармонии в соединении всех искусств. Мондриан считал, что его видение современного искусства преодолеет раскол в культуре и станет новым языком на основе простых цветов, плоских форм, и динамического напряжения в полотнах.

— Книга Мондриана о Нео-пластике стал одной из ключевых работ абстрактного искусства. В качестве нового метода представления современной реальности в книге подробно описаны способы создания художественных образов с помощью форм и цветов на поверхности холста.

Пит Мондриан.Наследие.

Изысканность абстракций Мондриана, а также утопические идеалы его работ оказали огромное влияние на развитие современного искусства. Его идеи были немедленно связаны со , особенно в эстетических и упрощенных линиях и красках, а также с идеалами Баухауз, в которых искусство находится в гармонии со всеми аспектами жизни. Позже, стиль Мондриана можно увидеть в работках минималистов конца 1960, выбравших упрощенные формы и урезанную палитру. Не только на современное искусство оказал влияние стиль Мондриана, наследие можно увидеть во всех аспектах современной и постмодернистской культуры, от цветовой схемы Ив Сен-Лорана / Yves Saint Laurent в платье «Мондриана/ «Mondrian» day-dress «, с использованием нео-пластического стиля.



до альбома The White Stripes — De Stijl, 2000,

а также отелей с названием «Mondrian» в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, и Майами.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пиитер Корнелис (Пит) Мондриа?н (7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания. Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Питер Корнелис Мондриан, «Композиция с красным, желтым и голубым»

Пит Мондриан является одним из крупнейших идеологов абстракционизма, создателем «чистой» геометрической живописи, которая воплотила в себе представление голландского живописца и мыслителя об объективном искусстве, освобожденном от субъективности и призванном передавать уникальную и совершенно гармоничную первооснову всего.

Начало творческой деятельности Мондриана связано с реалистичными пейзажами, тяготением к эмоциональности Ван Гога. Уже на ранних этапах творчества Мондриан стремился к простым композициям с использованием однотонной ясной цветовой гаммы. Постепенно он начинает уходить от традиционного подхода к схематизации объектов, все более и более переходя к геометрической абстракции.

Большое влияние на творческий взгляд Мондриана оказали годы, проведенные в Париже, где начало XX в. породило отвлеченную живопись. Чистые геометрические формы наиболее полно отражают видение художником сути вещей. Несколько работ, выполненных в стиле аналитического кубизма, вошли в его «парижскую серию». Весьма характерна в этом смысле серия работ, выполненных в 1910-1911 гг., в которых кистью художника дерево постепенно лишается своей видимой формы, превращаясь в структуру из нескольких геометрических элементов.

Годы Первой мировой войны, проведенные Мондрианом на родине, в Голландии, приводят его к совершенно иному направлению в живописи. Художник приходит к выводу, что в основе всех вещей лежит некая идеальная гармония, универсальный порядок, на котором основывается построение этого мира. Стремясь уйти от видимого, денатурализируя окружающее пространство на полотне, художник раскрывает эту идеальную гармонию. С точки зрения Мондриана, в идеальных геометрических формах сокрыта искомая суть, поэтому его живопись, как и работы его последователей, ограничивается использованием первичных геометрических элементов - прямой линии и прямого угла. Цветовая же гамма произведений заключена всего в четырех цветах - черном, красном, желтом и голубом.

Далее Мондриан начинает искать равновесие тех самых первичных элементов, обнаруживая симметрию путем рассчитанного сочетания цвета и фигур. Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.

Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.

Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись - это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.

Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться - научиться видеть высшие формы отношения с миром.

В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.

В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд (картины, собранные в его мастерской) был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл - все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.