Первое собеседование по телефону с HR: подготовка. Собеседование по телефону

Собеседование по телефону, как правило, является этапом предварительного отбора на пути к очному собеседованию и получению заветной должности. Так же как и по одежде, по итогам телефонного собеседования у работодателя складывается первичное впечатление о соискателе, а именно оно, как известно, играет большую роль в принятии решения о найме. Поэтому, если вы действительно хотите найти работу, обязательно разберитесь во всех тонкостях и нюансах беседы по телефону.

Особенности собеседования по телефону

“Зачем вообще нужно устное собеседование?” - спросите вы. и будете абсолютно правы, ведь для понимания того, как надо себя вести, необходимо понимание сути самого процесса. Собеседование по телефону - это второй этап отбора после рассмотрения резюме всех кандидатов. Он позволяет сэкономить время как соискателю, так и работодателю, ведь какие-то важные моменты можно выяснить уже во время заочной беседы.

Формат у телефонного собеседования бывает разный: с некоторыми кадровиками вы заранее договариваетесь о времени разговора, а некоторые застают вас врасплох, предлагая прямо сейчас ответить на несколько вопросов. Не забывайте о том, что вы всегда можете попросить перенести вашу беседу из-за занятости в настоящий момент и пару раз вдохнуть-выдохнуть, повесив трубку. Такие внезапные звонки часто делаются с одной единственной целью - застать вас врасплох и услышать исключительно правдивые ответы. Но вы же не можете быть вечно свободны!

Еще одной немаловажной особенностью является и то, что во время телефонного собеседования вашему разговору могут препятствовать различные посторонние шумы и помехи, ведь звонок рекрутера может застать вас в любой момент. Именно поэтому умение вежливо отказать и перенести беседу необходимо любому человеку, пытающемуся найти свою нишу на рынке труда.

Собеседование, проводимое по телефону, как правило весьма ограничено во времени. Оно редко занимает больше пятнадцати-двадцати минут, а иногда и того меньше. Поэтому для вас, как для соискателя, будет очень важным найти баланс между краткостью и информативностью, объективно рассказывая лишь о самом важном и ценном для работодателя.

Разумеется, любой трезвомыслящий работодатель понимает, что дать всестороннюю и объективную оценку ваших деловых качеств во время беседы по телефону не получится. Но пренебрегать этим этапом с мыслью “он меня все равно не видит” не стоит: телефонное собеседование способно дать рекрутеру дополнительные к данным из резюме сведения о кандидате, такие как мотивация, коммуникативные навыки, зарплатные ожидания и многое другое. Если какой-то из этих моментов будет кардинально идти вразрез с представлениями работодателя о будущем работнике, то, скорее всего, вам дадут «от ворот поворот».

В случае удаленного подбора персонала собеседование, проводимое по телефону, вообще является единственно возможным средством. Работа через интернет, фри-лансинг - трудоустройство в этой сфере обходится без очных встреч. Правда, в наш век высоких технологий телефонное собеседование проводится через Skype и по сути является эквивалентом обычному. Но такими особенностями, как возможность использования “шпаргалок” или домашняя обстановка, бывает грех не воспользоваться!

Если позвонили вы…

В некоторых ситуациях именно вы звоните тому, кто проводит собеседование. Как правило, это происходит в тех случаях, когда размещено объявление о вакансии и указан контактный телефон для связи. В этой ситуации на вашей стороне есть очевидное преимущество - вы можете спокойно подготовиться к беседе и провести ее на высоте.

Для того чтобы разговор прошел удачно, перво-наперво следует настроить себя на деловой лад. Именно поэтому звонки из ванной или из постели недопустимы - вы будете слишком расслабленны, а попытки смешивать рабочее и личное пространство вообще ни к чему хорошему не ведут. Лучше присядьте за свое рабочее место, у вас должны быть наготове блокнот, ручка или компьютер - на случай, если понадобится срочно что-то записать или посмотреть. Объявлению о вакансии и резюме тоже лучше находиться у вас перед глазами - вдруг потребуется на какой-нибудь вопрос ответить?

Внимательно изучив предложение, подготовьте перечень вопросов, которые вы бы хотели задать работодателю. Попросите родных вас не беспокоить и сами не отвлекайтесь на телевизор или посиделки в социальных сетях. В процессе разговора делайте пометки о ключевых моментах данной работы. Если вам предстоит общение с несколькими организациями, то лучше всего в результате каждой беседы обобщать и структурировать полученную информацию, ведь то, что сейчас кажется запоминающимся и простым, впоследствии может забыться. Так что старайтесь записывать все самые важные детали: название вакансии, контактное лицо, предполагаемые обязанности и условия работы.

Перед тем как звонить по поводу заинтересовавшей вас вакансии, постарайтесь понять, какого работника хотел бы видеть работодатель. Найдите слова, которые помогут вам объяснить, чем хороши именно ваши опыт и деловые качества, почему именно вас стоит взять на работу. Помимо непосредственной заинтересованности в вакансии, вы также продемонстрируете навыки самопрезентации и убеждения.

В начале разговора обязательно представьтесь, назовите интересующую вас вакансию и сформулируйте цель звонка. Рассказ о себе лучше выстроить в соответствии со структурой типичного резюме: биографические данные, образование, профессиональный опыт, деловые и личностные качества, дополнительные навыки. Помните о том, что говорить надо спокойно, уверенно и доброжелательно.

Типичные ошибки

Есть целый ряд ошибок, которые склонны допускать соискатели про проведении телефонного собеседования. Они очень часто бывают связаны с личностными особенностями соискателя или с обычным незнанием специфики мышления рекрутера. А ведь именно ошибки наиболее красноречиво рассказывают о наших недостатках. Итак, каков перечень наиболее распространенных ошибок при телефонном собеседовании?

  1. Отсутствие проявлений заинтересованности

    Мотивация - это один из главных параметров, который оценивается работодателем при телефонном разговоре с соискателем. И если вы будете говорить тусклым и вялым голосом, а предложение задавать вопросы вызовет у вас лишь ступор, то велика вероятность, что до очной встречи вы просто не дойдете - работодателю покажется, что вы совсем не заинтересованы в вакансии.

  2. Слишком быстрый или слишком медленный темп речи

    Конечно, на нашей манере говорить так или иначе отражаются особенности темперамента и характера, однако учитывать собеседника также необходимо. Согласитесь, никому не захочется разговаривать ни с пулеметом, ни с лениво мычащей коровой - все эти особенности подсознательно трактуются нашим мозгом как показатель психического неблагополучия. Именно поэтому контроль над собственным темпом речи будет вам необходим.

  3. Чрезмерно официальный голос

    Да-да, как ни странно, но излишняя строгость и “накрахмаленность” голоса могут с такой же вероятностью оттолкнуть рекрутера, как и расхлябанность вперемешку с аморфностью. Это связано с тем, что чересчур официальный голос создает ощущение неестественности и неискренности, что может вызвать ненужные подозрения у человека, проводящего телефонное собеседование.

  4. УсталостьЕще одна типичная ошибка начинающего соискателя. Наверняка, вы обзваниваете сразу же несколько организаций, разместивших свои объявления о вакансиях. Где-то вам откажут, где-то нагрубят, где-то проигнорируют - и вот ваш голос впитал в себя все те негативные эмоции, заряд которых вы получили незадолго до собеседования по телефону. Да и усталость имеет свойство окрашивать ваш голос в самые непрезентабельные тона: обиду, чрезмерную почтительность или интонацию заезженной пластинки. Как вы думаете, такой человек заинтересует потенциального работодателя?
  5. Неподготовленность к собеседованию

    Безусловно, бывают такие ситуации, когда рекрутер перезванивает неожиданно для вас и хочет поговорить прямо сейчас. Однако и к этому можно подготовиться, например, перед звонков в организацию изучить всю информацию о ней или попросить рекрутера перезвонить через пять минут. В конце концов, вам может понадобится элементарное время чтобы настроиться на деловой разговор и вспомнить, почему вы самый лучший кандидат на вакантную должность.

  6. Непунктуальность

    О том, что опаздывать запрещено, в том числе и на разговор по телефону, знает даже тот, кто работу никогда не искал. Но почему-то большинство наших сограждан с завидным упорством продолжают опаздывать, причем не на допустимые по этикету пятнадцать минут, а на час, два, три или даже целый день. Самое смешное, что оправдания непунктуальности зачастую оказываются еще более безумными, чем само опоздание. Например, сотрудница не отвечает на звонки рекрутера в течение двух часов, а потом оправдывает это тем, что она спит одна, и никто не может ее разбудить. И смех, и грех!

  7. Неправильный подход к поиску работы

    Есть две наиболее распространенные проигрышные позиции, которые занимают многие соискатели во время собеседования по телефону. Они называются “проситель” и “сокровище”. Позиция “просителя” отличается робостью, заискиванием, мягкостью и подчинением. С таким человеком ни у кого не возникает желания общаться, особенно у работодателя. Вторая позиция характеризуется царственностью, снисходительностью и снобизмом - ваш голос будто бы говорит рекрутеру: “Эй, ты должен радоваться, что по твоему телефону перезвонило настоящее сокровище!”. Обе крайности связаны с установкой, глубоко сидящей внутри нас: искать или просить о работе - стыдно! Хотя, по сути, это глубоко абсурдное утверждение - вам же не стыдно, когда вы ищете подходящую квартиру?

Таков типичный список ошибок, совершаемых соискателями при проведении телефонных собеседований. Разумеется, он может быть расширен и дополнен не менее красочными примерами. Рекрутеры подчас рассказывают такое, от чего волосы встают дыбом, а в голове остается только один вопрос: “И это вменяемые люди?”. К сожалению, для некоторых соискателей собеседование становится таким грандиозным стрессом, что они просто “ломаются” и совершают идиотские ошибки. Не примыкайте к их числу, а заранее подготовьтесь к возможным “неприятным” сюрпризам, и вы сможете пройти любое испытание.

Секреты успеха

Скоро начнется ваша телефонная «встреча», а вы не знаете, как с блеском пройти через это испытание? Спокойствие и только спокойствие! Постарайтесь избавиться от установки, что собеседование - это жутчайший стресс. Да, это в некотором роде экзамен, но не только для вас, но и для работодателя, ведь вы тоже проверяете вакансию на соответствие вашим требованиям. И не забывайте о том, что нормальные рекрутеры на этапе телефонного собеседования отказывают лишь совсем неподходящим кандидатам. Так что для успешного завершения этого этапа профессионального отбора вам достаточно лишь взять себя в руки, а о том, как это сделать, мы вам расскажем.

При общении с потенциальным работодателем (или рекрутером) очень важны особенности вашего поведения: темп речи, интонации, выбор слов и т.д. … По ним собеседник, скорее всего, попытается составить ваш личностный портрет. Поэтому очень важно следить за манерой общения: используйте только спокойный и доброжелательный тон. В начале разговора узнайте, с кем вы говорите, и произносите имя собеседника правильно.

Несколько слов о манере говорить. Несмотря на то, что собеседник вас не видит, язык тела играет важную роль в том, как пройдет ваше общение. Поэтому улыбайтесь - улыбка всегда отражается на голосе. И не делайте ничего, что вы не стали бы делать с глазу на глаз: курить, закидывать ноги на стол, есть или пить. Ни в коем случае не перебивайте собеседника и не пытайтесь закончить за него его фразы, каким бы важным ни было то, что вы хотите сказать - обычно это вызывает лишь раздражение. Будьте приветливой и доброжелательной - работодатели очень сильно не любят людей, которых вечно все не устраивает (хотя, кто их любит?). Не повышайте голос и не показывайте разочарования - лучше потом спокойно все обдумайте.

Вас наверняка интересуют вопросы, которые вам будет задавать рекрутер - многие соискателя воображают, что они будут очень глубокими и заковыристыми, а также направленными на изучение всей подноготной потенциального работника. Расслабьтесь, все не так плохо! Конечно, некоторые рекрутеры бывают очень въедливыми, но их не так много, и, как правило, это начинает проявляться лишь при очной встрече. Большая часть вопросов, задаваемых кандидату, сводится к биографическим фактам. Не тратьте время понапрасну и отвечайте лишь по делу, а о постоянном бормотании типа: “Мой опыт вам подходит?” или “Я вас устраиваю?” лучше вообще забыть.

Многие люди боятся пауз в разговоре, но смеем вас уверить в том, что вы можете использовать их с пользой для себя. Если наступил момент молчания, расскажите о том, как вам нравится компания потенциального работодателя, какими уникальными качествами и навыками обладаете именно вы или просто уточните некоторые подробности о вакансии. Старайтесь узнать как можно больше, ведь лучше узнать заранее о деталях, которые могут перечеркнуть ваше желание работать в данной организации.

Естественно, что вы хотите произвести на работодателя благоприятное впечатление. А раз так, то при разговоре с ним вам лучше отталкиваться от потребностей и желаний того, кто будет проводить собеседование, а не от ваших. Поэтому, в тот момент, когда вам предложили задавать вопросы, первым делом поинтересуйтесь вашими потенциальными должностными обязанностями и требованиями к работе в данной организации. В том случае, если вам кажется, что должностная инструкция не соответствует вакансии, не спешите прощаться и выражать рекрутеру свое “фи”, а лучше обдумайте все в спокойной обстановке. Быть может, на первое место выйдут какие-то другие факторы - зарплата, карьерный рост или условия работы.

Некоторые собеседования вообще состоят исключительно из вопросов, задаваемых соискателем, и в этом нет ничего удивительного, ведь по тому, что интересует человека, можно неплохо узнать его характер и профессиональные устремления. Благоприятное впечатление оставляют те, кто интересуются особенностями работы, которую предстоит выполнять на новой должности: каковы основные задачи, имеются ли инструменты, необходимые для их выполнения.

А вот начинать свои расспросы с размеров заработной платы не стоит - так вы предстанете человеком, которого не интересует ничто, кроме денег. Хотя игнорировать этот вопрос также не стоит - человека, который не интересуется вознаграждением за свой труд, скорее всего, не имеет профессиональной ценности. Нелишним будет также узнать подробности об организации, предлагающей вам работу, особенно если вас интересует что-то конкретное. И, кстати, не стесняйтесь переспрашивать, ведь если вы не поймете или не услышите что-то важное, то перезванивать потом с вопросами будет вдвойне глупо и неловко.

Таковы основные хитрости и нюансы проведения телефонного собеседования. Помните о том, что поиск работы - это сложный процесс, на каждом этапе которого вас могут поджидать различные неожиданности, и подготовиться к ним ко всем просто невозможно. Поэтому главное - это сохранять спокойствие и достоинство. В конце концов, для хорошего работника нет и не может быть непреодолимых преград. И даже если собеседник вас не видит, вы все равно сможете произвести на него благоприятное впечатление и пройти собеседование - если захотите.

Обсуждение 0

Похожие материалы

Итак, как правильно записаться на собеседование по телефону? Наилучший способ договориться о дате и времени телефонного интервью – позвонить соискателю. При этом необходимо объяснить, сколько времени займет беседа и для чего она нужна. Дальше с кандидатом обговариваются удобные для обеих сторон дата и время собеседования.

Часто о собеседовании не договариваются заранее, а узнают уже в процессе разговора, готов ли кандидат уделить 10-15 минут прямо сейчас для уточнения и обсуждения некоторых моментов, касающихся вакансии и его резюме.

Этот вариант хорош тем, что соискатель не успевает подготовиться и в таких условиях легче узнать о нем больше интересующей информации, а также оценить его коммуникативные качества. Правда, для соискателя такое спонтанное интервью может стать серьезным стрессом.

Плюсы и минусы

Очевидные плюсы телефонного собеседования:

  • кандидаты чувствуют себя спокойнее , чем во время очного интервью, что дает возможность получить больше нужных сведений. Расслабленный человек легче идет на контакт, чем напряженный;
  • экономия времени работодателя и соискателя;
  • возможность провести первичный отбор кандидатов оперативно и без усилий;
  • невысокая стоимость телефонного собеседования.

Минуса два:

  • невозможность оценивать кандидата по невербальным признакам, что позволяет ему быть неискренним;
  • невозможность оценить внешность соискателя в тех случаях, когда для вакантной должности это важно.

Важно! Еще одним существенным минусом телефонного интервью является высокий риск необъективности в оценке кандидата. Если у интервьюера нет достаточного опыта удаленной оценки, он легко может ошибиться и отсеять подходящую кандидатуру на этом этапе.

Особенности

Почти все виды интервью можно провести по телефону. И биографические, и проективные, и ситуационные вопросы могут быть заданы в рамках телефонного собеседования. Поэтому главной особенностью такого собеседования является универсальность.

Еще одной особенностью является то, что в случае, когда соискатель не подходит, завершить телефонный разговор можно на любом этапе. С очным собеседованием это сложнее, потому что закончить его спустя 5 минут после начала проблематично.

В каких случаях проводят такое интервью?

Телефонное собеседование незаменимо в случаях:

  • территориальной удаленности кандидата;
  • предварительной оценки на массовые вакансии, когда необходимо отсеять неподходящих кандидатов, сэкономив свое и их время;
  • профессионального тестирования кандидатов на должности, связанные с продажами по телефону.

Часто телефонное интервью требуется, например, если головной офис удален от филиала, в котором необходимо провести собеседование с кандидатом на ключевую позицию.

Во многих компаниях для вакансий менеджеров по телефонным продажам, телемаркетологов, специалистов колл-центра телефонное интервью – обязательный этап отбора. В этом случае один из сотрудников компании-нанимателя, например, может играть несговорчивого клиента, а соискатель всячески пытается совершить ему продажу, работая с возражениями. Это прекрасный способ протестировать кандидата в рабочих условиях.

Что проверяется?

Если собеседование по телефону является первым этапом отбора, то его задача определить формальное соответствие кандидата вакантной должности. Для этого выясняются сведения об образовании, прошлом опыте, причинах ухода с предыдущего места работы, степени владения иностранным языком, если это требуется.

Телефонного разговора вполне достаточно, чтобы понять, насколько хорош кандидат в разговорном английском. Также составляется мнение о коммуникативных навыках соискателя.

Задавая специальные вопросы, работодатель может выявить мотивацию кандидата, степень командности, степень способности к обучению, основные задатки и личностные качества, и многое другое.

Собеседование по телефону: как проводить?

Работодатель может узнавать посредством телефонного интервью любые сведения и уточнять интересующие детали. Это подробности об опыте работы, образовании, семейном положении и все остальное, что выясняется при очной встрече. Алгоритм проведения беседы тот же.

Телефонное собеседование удобно и в том случае, если при изучении резюме у специалиста по персоналу возникли вопросы. Разговор по телефону позволит быстро уточнить спорные моменты.

Чтобы собеседование оказалось эффективным и не заняло много времени, необходимо заранее подготовить опросник. Список вопросов составляется исходя из цели собеседования и причины, по которой оно проводится. Подготовив такой список и резюме кандидата с пометками о том, что нужно уточнить, можно приступать к собеседованию.

При первичном отборе разговор может начинаться так:

Здравствуйте, Степан Степанович! Ольга, менеджер по персоналу компании «101 Million». Звоню, как мы и договаривались. Вам удобно сейчас говорить? Расскажу Вам немного о компании и вакансии, а после задам несколько вопросов Вам…

Примеры личных биографических вопросов:

  1. Кто по профессии Ваши родители?
  2. Какие школьные предметы Вам давались легче всего?
  3. Кто повлиял на Ваш выбор института и факультета?
  4. Какие из Ваших сегодняшних увлечений напрямую связаны с Вашей профессией?
  5. Каким видом спорта Вы занимались в то время? А сейчас каким занимаетесь?

Примеры биографических вопросов, связанных с профессией:

  1. Сколько времени Вы проработали на прошлом месте?
  2. Что входило в Ваши обязанности?
  3. Что из этого Вам нравилось больше всего? Почему?
  4. Каких успехов Вы добились? Каковы Ваши основные достижения?
  5. Какое у Вас образование? Почему выбрали этот факультет? Хотите продолжить образование?

Примеры проективных вопросов:

  1. Кем Вы хотели стать, когда оканчивали среднюю школу?
  2. Почему? Удалось ли Вам это в итоге?
  3. Почему не удалось?
  4. Почему Вы выбрали нынешнюю профессию?
  5. Как Вы считаете, Вы хороший (называется текущая профессия)? Почему?
  6. Почему человек выбирает определенную профессию?
  7. В каких ситуациях ложь оправдана?

Ситуационные вопросы (cases), ориентированные на проверку навыков, подбираются под каждую должность индивидуально. Для определения моделей поведения и ценностей кандидата можно предложить следующие cases:

  1. Вы узнали, что коллега отзывается о Вас плохо за Вашей спиной, и это препятствует развитию Вашей карьеры. Что Вы предпримите?
  2. Вы узнали, что один из коллег систематически совершает неблаговидные поступки в отношении компании. Ваши действия.
  3. Идеальный руководитель – что это?
  4. Что такое идеальный коллектив?
  5. Представьте, что Вам поступили одновременно два предложения от работодателей. Как будете выбирать?

После того, как все интересующие вопросы интервьюер задал и получил на них удовлетворяющие его ответы, необходимо дать возможность соискателю озвучить свои вопросы:

Спасибо, Степан Степанович, за исчерпывающую информацию! Какие вопросы Вы хотите задать мне?

Лучше спрашивать о вопросах прямо, потому что при построении фразы «Может быть, у Вас есть ко мне какие-то вопросы?» многие кандидаты теряются и забывают, о чем хотели спросить.

Завершить собеседование следует обсуждением дальнейшего взаимодействия и благодарностью за уделенное время:

В какое время Вы могли бы подъехать к нам в офис завтра или послезавтра, чтобы побеседовать лично? Тогда, завтра в 16:00 я буду Вас ждать. Вы знаете, как до нас добраться? Возьмите с собой, пожалуйста, паспорт, поскольку у нас пропускная система. Спасибо, что уделили время нашей сегодняшней беседе! Буду рада видеть Вас завтра!

Средняя продолжительность первичного телефонного собеседования – 10-15 минут. При оценке соискателей на управленческие позиции может понадобиться до 1 часа.

Интервьюеру желательно разделить план собеседования на несколько этапов – контрольных точек.

В случае, если по вопросам первого этапа получены неудовлетворительные ответы, переходить ко второму даже не стоит. Лучше сразу закончить разговор, сэкономив тем самым время и свое, и соискателя.

Как подготовиться?

Для подготовки к такому собеседованию кандидату необходимо соблюсти большую часть правил подготовки к очному интервью и не пускать дело на самотек. Телефонное интервью – не менее серьезный этап отбора на вакантную должность, чем все остальные. Для особо обаятельных внешне кандидатов такой вариант собеседования может оказаться сложнее, ведь очаровать собеседника по телефону трудней, чем при личной встрече.

Чтобы быть готовым к интервью, кандидату необходимо:

  1. Перечитать внимательно собственное резюме и подумать, какие пункты в нем могут вызвать у рекрутера вопросы. Подобрать лаконичные и исчерпывающие ответы.
  2. Изучить сайт компании и публикации о ней в электронных СМИ, чтобы иметь четкое представление о том, чем занимается компания, кто ею руководит, какова ее миссия, есть ли филиалы, сколько сотрудников в штате. По итогам подготовить несколько вопросов о компании в адрес интервьюера.
  3. Подготовить небольшой рассказ о себе. Лучше даже в 2-3 вариантах.
  4. Составить список вопросов работодателю о вакансии, подумать и записать, если есть, свои пожелания и предложения.

Полезно задавать интервьюеру в телефонном интервью интересные нестандартные вопросы:

  1. Что Вы ожидаете от человека, который займет эту должность?
  2. Что необходимо сделать человеку моего опыта и квалификации, чтобы получить работу в Вашей компании?
  3. Чем лично Вам нравится компания и работа в ней?
  4. Какие задачи буду решать я на этой должности, и в какие сроки?

В завершение интервью необходимо поблагодарить собеседника и обязательно оговорить дальнейшие действия, сроки ответа по итогам беседы, возможность личной встречи. Также желательно задать вопрос о том, с кем предстоят следующие собеседования и сколько их будет.

Собеседование по телефону – самостоятельный инструмент оценки персонала, но заменить стандартное очное интервью оно не может. В большинстве случаев впечатление о соискателе, полученное в ходе телефонного интервью, подтверждается при встрече. Но для этого сотрудник, проводящий удаленную оценку, должен обладать высоким профессионализмом.

И напоследок приглашаем посмотреть видеоролик по теме.

1. Попросите позвать к телефону нужного человека.

2. Если звоните на работу, то не говорите другим лицам, что хотите переговорить по поводу вакансии, и не оставляйте никакой информации.

3. Убедитесь, что разговариваете с тем, кого вы звали.

– Добрый день! Иван Иванович? Меня зовут....., я из........

– Вам удобно сейчас разговаривать?

Если нет, постарайтесь договориться о контакте в другое время.

4. Сообщите цель звонка.

– У нас есть вакансия "менеджер по продажам" или.......

– Иван Иванович, я звоню за тем, чтобы обсудить вакансию.... Удобно ли вам сейчас говорить, или вы подъедете к нам в офис?

– Вам интересна эта вакансия?

– Вы рассматриваете предложения о работе?

Если ответ «Да», то сообщите несколько ключевых параметров о вакансии (2–3 предложения).

5. Задайте вопросы, которые прояснят, подходит ли кандидат по первичным требованиям вакантной должности.

– Я хотела задать вам несколько вопросов (уточнить информацию), а потом ответить на ваши.

Возможные вопросы для телефонного интервью:

· о причинах готовности поменять работу;

· о наиболее предпочтительных для кандидата обязанностях;

· об ожиданиях по оплате;

· о профессиональном опыте (детали, не раскрытые в резюме);

Если соискатель не проявил заинтересованности во встрече, попробуйте превратить его в «агента» по поиску других кандидатов: предложите порекомендовать кого-либо из своих знакомых.

6. Выясните потребности и ценности претендента с помощью вопросов.

– Что для вас наиболее важно, значимо.....? Что для вас ценно в.....?

После этого сообщите несколько фактов, которые будут иметь отношение к ценностям, озвученным кандидатом.

Кандидат: "Наиболее важны для меня интересные задачи и достойное вознаграждение за их решение".

Вы: "Эта вакансия предназначена для выполнения следующих задач... За их эффективное решение предусматривается вознаграждение (укажите какое)".

Говорите с кандидатом его «языком»: используйте слова, которые он произнес, рассказывая о своих предпочтениях.

– Вы готовы рассмотреть такое предложение?

Если кандидат проявляет интерес, не затягивайте телефонное интервью и договаривайтесь о встрече.

7. Приведите доводы в пользу встречи в офисе.

– Иван Иванович, думаю, нам с вами необходимо встретиться, чтобы прояснить нюансы.

– Когда вам удобно подъехать на собеседование.... (предложите выбор)?

8. Согласуйте все необходимые нюансы.

Предупредите кандидата о том, что, возможно, ему придется заполнить анкету, попросите принести с собой резюме, фотографию, другие документы. Продиктуйте адрес и убедитесь в том, что он правильно записал все данные.

– Если вы не сможете приехать, позвоните нам, пожалуйста, по телефону.......

– Итак, мы будем ждать вас в....... (день, время).

– Обратите внимание, что вам будет необходимо заполнить нашу форму резюме. На это уходит порядка 10–15 мин.

У человека, с которым вы поговорили, должно остаться впечатление, что к нему отнеслись очень внимательно и уважительно. Это является повседневной косвенной рекламой вашей компании.

§3.5.2. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка

Следующий шаг в вашей работе – обработка первичной информации о кандидатах.

Анализируя резюме кандидата, стоит обратить внимание на следующее:

· Оформление резюме

Его внешний вид может дать представление о внимательности, аккуратности кандидата, понимании им важности деталей, а также о том, хочет ли он произвести хорошее впечатление.

· Полнота информации

Сообщает ли кандидат все необходимые сведения или избирательно умалчивает о некоторых важных событиях (например, длительных перерывах в работе, причинах ухода с предыдущего места, освобождения от службы в армии и т.п.).

· Продолжительность работы на одном месте

Часто ли кандидат менял место работы или долго трудился в одной компании.

Указывает ли соискатель имена последних работодателей, которые могли бы дать ему рекомендации. Если он упоминает друзей, членов семьи и тех руководителей, у которых он работал давно, расспросите кандидата о его выборе.

· Релевантность предыдущего опыта

Предыдущий успешный опыт аналогичной работы может свидетельствовать о способностях кандидата справляться с теми обязанностями, которые вы хотите ему поручить. Но все же не стоит отклонять кандидатуру соискателя только по той причине, что он не имеет опыта, точно соответствующего данной должности. Обращайте внимание на релевантные, близкие к требующимся, навыки, которые легко трансформируются в нужные. Иногда разумнее затратить время на обучение потенциально сильного кандидата, чем нанять такого, который имеет аналогичный профессиональный опыт, но не обладает хорошими внутренними способностями и не владеет рабочей этикой.

· Название позиции и размер оплаты

Попытайтесь понять размер предыдущей компании, ее вид деятельности, чтобы выяснить значение позиции, которую занимал кандидат. Например, руководитель подразделения может иметь в подчинении как триста человек, так и одного. Размер прежнего оклада даст представление о финансовых ожиданиях претендента: желаемый заработок может оказаться и выше, и ниже того, что был на предыдущем месте.

Кроме изучения резюме, вы должны проанализировать результаты телефонного разговора, зафиксировать свои выводы. Если у вас имеются другие данные – рекомендации, анкета, сведения об учебе и т.д. – постарайтесь записать всю необходимую информацию.

1. На основании результатов обработки первичной информации о кандидатах, вы должны отобрать несколько человек для собеседования. Это является главной целью ваших действий на данном этапе. Но при большом потоке желающих занять вакантное место это бывает достаточно трудно сделать. Вместе с непосредственным руководителем будущего сотрудника определите критерии, категорически неприемлемые для данной работы.

На основании этих данных проведите первичный «отсев» кандидатов. Оставшиеся претенденты имеют реальный шанс занять вакантное место по итогам собеседования и других испытаний.

2. Обязательно фиксируйте результаты первичной обработки информации для того, чтобы в дальнейшем не возникало сложностей юридического характера. Например, вы откажете молодому специалисту на достаточно объективных основаниях, а ему покажется, что вы предвзято и субъективно отнеслись к его кандидатуре. Эта ситуация может привести к судебному иску.

Возможные ошибки

· Попытка заменить личное собеседование телефонными переговорами.

· Принятие окончательного решения на основании изучения резюме.

· Пренебрежение к необходимости фиксировать результаты первичной обработки информации.

Подготовка к собеседованию

Проведение интервью – это самый ответственный этап подбора персонала, играющий ключевую роль в принятии окончательного решения, даже в тех случаях, когда наряду с ним используются и другие методы оценки. Поэтому необходима серьезная и основательная подготовка к собеседованию.

Основные факторы хорошей подготовки к собеседованию с кандидатом

Интервьюер должен иметь четкое представление о вакантной должности, о которой будет идти речь во время разговора:

· обязанности;

· задачи;

· методы и средства их решения;

· объем работы;

· ответственность;

· служебные взаимоотношения;

· условия и место работы.

Кроме того, специалист, который будет беседовать с будущим сотрудником, должен знать:

1. Информацию о компании (название, форма собственности, история, размеры, профиль, продукция и показатели ее объема, место на рынке, корпоративная культура).

2. Сведения о подразделении, в которое подбирается работник, о его руководителе и групповых нормах поведения в коллективе.

3. Профессиональные и личностные требования к кандидатам, желательный предыдущий опыт; данные о работе сотрудника, занимавшего эту должность прежде.

4. Компенсационный пакет (заработная плата и порядок ее начисления, премии, страховки, предоставление автомобиля, возмещение затрат на использование личного транспорта, питание и др.).

5. Возможности повышения квалификации, профессионального и должностного роста.

Необходимо назначить время собеседования, подготовить подходящее помещение, анкету, которую заполнит кандидат перед разговором, изучить его резюме и наметить ключевые вопросы. Интервьюеру должны быть известны порядок, процедуры и сроки оценки представленных претендентов, а также личностные особенности тех людей, которые будут принимать решение о найме.

Резюме составлено, вакансии отобраны, сопроводительные письма написаны, и вы с нетерпением ждете личной встречи с потенциальным работодателем. Однако, ожидая приглашения на собеседование, не стоит забывать еще об одном возможном испытании – телефонном интервью. Как произвести положительное впечатление на рекрутера еще до визита в офис?

Чтобы короткий телефонный разговор обернулся удачным трудоустройством, прислушайтесь к советам .

Плюсы и минусы телефонного интервью
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. Именно поэтому телефонное интервью при подборе персонала – скорее исключение, чем правило: большинство рекрутеров предпочитает короткой беседе по телефону обстоятельную личную встречу. Неслучайно собеседование часто сравнивают с первым свиданием: где еще, как не на интервью и не на свидании, можно оценить человека со всех сторон? То, как вы одеты, как себя ведете, - все это очень ценная информация для профессионального менеджера по подбору кадров.

И все же собеседование по телефону занимает достойное место в рекрутинговой практике. Чаще всего оно не заменяет, а лишь предваряет традиционную встречу в офисе: прежде чем пригласить кандидата на интервью, менеджер по кадрам задает ему несколько вопросов по телефону и уже после этого принимает решение о приглашении на очную встречу.

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, телефонное интервью при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91%), при этом 50% - в определенных случаях, а 41% - всегда. «Я рассказываю соискателю об условиях работы и отвечаю на его вопросы – закладываю фундамент для будущей встречи»; «Предварительная оценка необходима перед принятием решения о приглашении на собеседование»; «Как правило, это позволяет сэкономить время обеим сторонам, в случае если мы друг другу не подходим»; «Работаю в региональном подборе, и без телефонного интервью обойтись просто невозможно», - делятся своим опытом проведения собеседований по телефону кадровики. Вообще не практикуют телефонных интервью лишь 9% менеджеров по персоналу.

Достаточно широко используется рекрутерами и такое средство связи, как Skype.. По их мнению, этот метод незаменим, если соискатель живет в другом городе или в силу ряда причин (например, еще не уволился с предыдущего места работы) не имеет возможности приехать в офис. Кроме того, Skype, как и телефон, нередко используют для проведения предварительных интервью.

У собеседования по телефону много преимуществ. Во-первых, оно экономит время соискателя и рекрутера. Зачем тратить два часа на поездку в офис, если в первые же пять минут переговоров выясняется, что вакансия не подходит кандидату, а кандидат – компании? Во-вторых, в условиях территориальной отдаленности (например, если компания подыскивает регионального представителя) экономятся еще и деньги на дорогу. Наконец, предварительное телефонное интервью удобно с психологической точки зрения: такая форма общения накладывает меньше обязательств и на менеджера по кадрам, и на кандидата.

Правда, есть у телефонного интервью и недостатки: не всегда хорошее качество связи, краткость беседы и т.д. Тем не менее соискатель должен быть морально готов к тому, что, прежде чем лично посмотреть в глаза работодателю, ему придется пройти и этот этап.

«В данный момент я занят…»
Итак, увидев на экране мобильного телефона незнакомый номер, приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется побеседовать с рекрутером, причем не только договориться о встрече, но и ответить на некоторые вопросы.

Если вы едете в метро или в лифте, вокруг вас дети или собаки, наконец, если вы находитесь в офисе компании, из которой еще не успели уволиться, лучше сообщить собеседнику о невозможности продолжать разговор. Не стоит пытаться одновременно быть вежливым с рекрутером и, например, вести машину. Собеседование, хоть и телефонное, требует сосредоточенности.

«Спасибо, что позвонили. К сожалению, в данный момент я занят и не могу поговорить с вами. Когда лучше всего вам перезвонить?» - такой максимально нейтральный текст, без излишних подробностей, даст понять звонящему: перед ним вежливый человек, знакомый с деловым этикетом и правилами телефонного общения.

Ручка, бумага, деньги на счете…
Итак, все посторонние раздражители устранены и вы готовы к телефонной беседе. Проверьте, есть ли поблизости ручка и бумага для записей. Отключите вторую линию связи в вашем телефонном аппарате. Если вы намерены разговаривать по мобильному, уточните наличие средств на счете, чтобы ваша беседа не прервалась в самый неподходящий момент. Готовиться к телефонному интервью следует так же, как и к традиционному, – вам предстоит самопрезентация, хоть и в несколько иной форме.

Если вы намерены разговаривать по Skype, то есть с использованием видеосвязи, то нужно не только психологически настроиться, но и привести себя в порядок. Костюм и галстук надевать необязательно, но и домашняя футболка тоже не годится. Классическая рубашка или блузка спокойных тонов вполне подойдет для такого случая.

Четкие вопросы – конкретные ответы
Какие вопросы может задать рекрутер на предварительном телефонном интервью? Как правило, они конкретизируют изложенную в резюме информацию о вашем профессиональном опыте, планах, умениях и навыках. «Почему вы решили сменить компанию?»; «Какие предложения вас интересуют?»; «Не смущает ли возможность ненормированного рабочего дня?»; «Где вы территориально живете?»; «Готовы ли к командировкам?»; «На какую зарплату рассчитываете?» - скорее всего, вопросы будут предполагать четкие и ясные ответы, которые надо дать без долгих рассуждений и размышлений.

Отвечая на них, помните: обычно цель рекрутера на данном этапе – не составить ваш подробный психологический портрет, а всего лишь понять, заинтересованы ли вы в вакансии и стоит ли приглашать вас на личную встречу. Так что воздержитесь от всего, что уводит разговор в сторону от вашего опыта работы и интереса к компании.

В своих ответах будьте по возможности конкретны, оставьте детали вашей биографии и описание тернистого пути к профессиональным высотам для традиционного собеседования. Телефонный разговор подразумевает ощутимо большую информационную насыщенность. Помните, что краткость – сестра таланта, однако и чрезмерная лаконичность, сухость и односложные ответы на вопросы недопустимы.

Обычно рекрутер также считает своим долгом рассказать о компании и вакансии. Не стесняйтесь задать несколько вопросов о будущей работе, обязанностях – тем самым вы еще раз продемонстрируете свою заинтересованность, а также получите полезные сведения. Выяснение деталей оставьте на потом, главное – узнать максимум информации о вакансии. В конце концов, подробные сведения о компании вы всегда сможете почерпнуть из интернета.

Не упустите возможность хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу же зафиксируйте эту информацию на бумаге, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. Поблагодарите за звонок, за интерес и уделенное вам время. А в случае приглашения на традиционное собеседование уточните детали – где и когда оно состоится, как лучше всего добраться до места встречи.

Успехов вам на собеседовании – и телефонном, и личном!

Телефонное интервью является одним из этапов подбора персонала. Обычно им предваряют личную беседу. Если рекрутер подготовится и грамотно проведет телефонное интервью, это позволит ему отсеять неподходящих кандидатов еще до прослушивания в офисе.

Из статьи вы узнаете:

Телефонное интервью, как метод предварительной оценки соискателей, удобен в тех случаях, когда нужно уточнить детали, задать вопросы, возникшие в процессе изучения резюме претендента, понять его общую мотивацию.

А в ряде случаев, где ключевыми навыками являются развитая способность к коммуникации, беседа по телефону незаменима как один из этапов проверки профпригодности кандидата.

Всего за 20 минут беседы по телефону можно получить представление об опыте и возможностях соискателя, о причинах смены им работы, карьерных ожиданиях. Такой вид интервью даст представление о навыках ведения переговоров, презентаций. Четкость и лаконичность изложения мыслей, темп речи, манера говорить расскажут о личностных качествах.

Как рекрутеру подготовиться к проведению телефонного интервью

Для получения наилучшего результата рекрутеру важно подготовиться к проведению телефонного интервью . Постарайтесь организовать несколько бесед в один день, так легче будет сравнить претендентов между собой. Лучше звонить со стационарного телефона. Заранее предупредите кандидатов о времени беседы и ее примерной продолжительности.

Помимо этого, необходимо подготовить анкету для интервью. В анкету должны включаться те вопросы, ответы на которые позже понадобятся для принятия решения о выборе соискателя. С помощью анкеты при большом количестве бесед или при проведении интервью несколькими сотрудниками можно будет более объективно сравнить претендентов по выбранным критериям.

Сценарий проведения телефонного интервью

Телефонное интервью следует строить по заранее продуманному сценарию:

В начале беседы нужно представиться, убедиться, что вы не ошиблись номером. После приветствий с обеих сторон рекрутер берет инициативу в свои руки и кратко рассказывает о вакансии.

После вступительной части можно переходить к оценке соответствия кандидата формальным требованиям по подготовленной заранее анкете.

Дополнительные и уточняющие вопросы по опыту работы и анализу ключевых компетенций. Здесь можно использовать список вопросов, уточняющий квалификацию, мотивацию и психологический портрет собеседника. На то, насколько глубоким будет телефонное интервью, влияют следующее критерии:

  • Регион проживания кандидата. Телефонная беседа со специалистами из вашей местности занимает обычно меньше времени и предназначена для выяснения ключевых моментов, чаще даже просто для приглашения на очную встречу. Интервью с кандидатами из других городов строится иначе и требует значительно больше времени.
  • Специфичность требований к вакансии. Уточнение в ходе телефонной беседы совпадения по ключевым позициям с вакансией позволит сэкономить время как соискателя, так и интервьюера.
  • Жесткость требований. Некоторые критичные навыки, например свободное владение разговорным английским, вполне можно оценить по телефону.

Блок вопросов от кандидата. Иногда эта небольшая часть интервью решает гораздо больше, чем предыдущая. Что и как человек спрашивает во многом определяет его знания, умения и дает четкий психологический портрет.

В конце беседы рекрутер составляет предварительное заключение о соответствии претендента вакансии. Если тот явно не подходит, следует максимально корректно отказать и поблагодарить за уделенное время. Если же вы хотите видеть данного специалиста на индивидуальном собеседовании, пригласите его на встречу и согласуйте время.

Марина Веселовская,
менеджер по планированию преемственности и развитию персонала компаниии «Efes Rus» в России

Можно ли по телефону оценить уровень соискателя? Для каких вакансий не стоит применять телефонное интервью?

Безусловно - да! Это обязательный этап отбора кандидатов в Efes Rus. На наш взгляд, телефонное интервью удобно, так как позволяет уточнить детали, задать вопросы, возникшие в процессе изучения резюме кандидата, понять общую мотивацию соискателя. Интервью по телефону дает возможность проверить соответствие кандидата формальным требованиям вакансии (наличие специального образования, знание иностранного языка, профильный опыт работы), оценить уровень коммуникативных навыков, прояснить мотивацию. Для себя мы выделили ряд плюсов при проведении телефонного интервью. Среди них: возможность проведения первичного отбора кандидатов, не выходя из офиса; экономия собственного времени и времени соискателя; низкая стоимость телефонного интервью; оперативность подбора персонала; расширение географии поиска.

Телефонное интервью в нашей компании мы применяем для всех позиций. Помимо этого, часто используются Skype-интервью и видео-интервью (VCV).

Многие рекрутеры предпочитают работать по готовым скриптам (шаблонам). Скрипты для телефонного интервью помогают быстро обзвонить десятки людей, в случае большого потока подобная конвейеризация необходима для экономии времени. Однако данный метод оправдан лишь для набора сотрудников низшего звена – курьеров, промоутеров, официантов, грузчиков, разнорабочих и проч.

Читайте также материалы по теме:

Вопросы кандидатам на телефонном интервью

При составлении списка вопросов кандидатам для телефонного интервью следует помнить, что главная задача беседы – это выяснение того, насколько данный соискатель лучше конкурентов, и подходит ли он вообще к должности. Пример бланка вопросов для телефонного интервью представлен в таблице 1.

Таблица 1. Бланк вопросов соискателям для телефонного интервью

Вопросы для интервью

Место для записи ответа кандидата

Ключевые моменты в рабочей сфере

Цель вопроса – оценка опыта работы в нужной позиции. (Например: «Сколько лет вы работаете в аналогичной должности?»)

Детализация информацию. Выясняется конкретный опыт. (Например: «Расскажите, приходилось ли вам выполнять подобные (называются конкретные) задания в сжатые сроки?»)

Уточняются важные детали. (Например: «Расскажите, какими компьютерными программами вы пользовались для решения аналогичных задач?»)

Уточняем детали образования и опыта, важные для этой позиции. (Например: «Помимо указанного образования, повышали ли вы квалификацию в данной должности, осваивали под руководством мастера?»)

Выясняем приемлемую для кандидата вилку зарплаты. (Например: «Начиная с какой суммы вы готовы сейчас рассматривать варианты?»)

Важные моменты о прошлом месте работы и опыте

«Насколько большой была ваша последняя организация (по количеству персонала)?»

«Какой главный продукт/услуга оказывала ваша прошлая компания на рынке?»

Если кандидат занимал руководящую позицию, следует обязательно задать вопрос, сколько человек подчинялось ему напрямую и какие должности они занимали?

Если соискатель не работает, нужно поинтересоваться, почему он уволился с последнего места работы? Чем он занимался с тех пор, как уволился?

Степень успешности кандидата

«Назовите ваши достижения на последнем месте работы? Выросли ли вы как профессионал или в личном плане?»

«Как ваши заслуги были отмечены руководством?»

«Были ли у вас неудачи? Назовите самую серьезную ошибку»

«Что, как вам кажется, думают про вашу работу коллеги и ваш начальник?»

Если кандидат еще работает, нужно поинтересоваться, почему он собирается увольняться? Что должно измениться на его нынешнем рабочем месте, чтобы он передумал и остался?

Соответствие кандидата организационной культуре предприятия

«Опишите наилучшую для вас рабочую обстановку»

«Опишите тот стиль управления, с которым вы предпочли бы работать»

Получая ответы, важно обращать внимание не только на смысл фраз, но и на то, как кандидат строит предложения. На проактивность его позиции будут указывать такие обороты: «я сделал, я добился, я встретился», пассивные обороты – «мне показали, меня отвели, познакомили» – свидетельствуют о реактивности позиции.

Как кандидату пройти телефонное интервью

Чтобы кандидату успешно пройти телефонное интервью и получить приглашение на индивидуальное собеседование, нужно заранее настроиться на беседу. Телефонное собеседование имеет свою специфику, вы не видите рекрутера, как и он вас. Поэтому мимика, жесты, поза не помогут вам донести или получить информацию.

Как соискателю подготовиться к телефонному интервью

Чтобы подготовиться к телефонному интервью, нужно заранее вспомнить и записать как памятку самые успешные ваши проекты, основные обязанности на предыдущей работе, опыт и навыки, которыми вы смогли овладеть.

Вспомните все нестандартные ситуации, из которых вы смогли выйти с честью и получить опыт решения непростых задач. Заранее сформулируйте, что вы вынесли для себя из этой истории. Возможно, это были не производственные задачи, а конфликты на работе.

Подумайте, как вы можете описать себя в нескольких словах. Это должно быть честное, но интересное, изобретательное описание. Юмор в сторону своих недостатков приветствуется. Составьте список ваших достижений, а также подготовьте список вопросов, которые вы бы хотели задать интервьюеру. Это покажет вашу уверенность в своем профессионализме.

Зайдите на сайт работодателя и еще раз ознакомьтесь не только с вакансией, на которую вы претендуете, но и с общей информацией об организации.

Подготовьте и разложите перед собой чистый лист с ручкой, резюме, сопроводительное письмо, подготовленный вами список и описание прошлой работы. Положите другие документы, которые могут вам понадобиться. Налейте себе стакан воды и попросите домочадцев не шуметь, пока вы будете беседовать по телефону .

В заключение следует заметить, что недооцениваемое многими менеджерами телефонное интервью может в опытных руках быть эффективным инструментом подбора персонала. Организованный наиболее экономичным способом, данный вариант собеседования по телефону при первичном отборе кандидатов мало чем уступает обычной беседе. А такие преимущества, как расширение географии поиска и оперативность подбора кадров, ставят его в разряд необходимых инструментов рекрутера.