Педагогический проект русская матрешка старшая группа. Матрёшка, матрёшка, русская краса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

п. Стодолище

Проект «Русская матрешка»

(старшая группа)

Воспитатель:

Кондрашова О.А.

2016 г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.

5. Познакомиться с этапами создания матрешек.

6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. ООД: «Откуда появилась матрешка?».

3. ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. ООД «Матрёшка – как символ семьи».

5. ООД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

7. ООД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»

8. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства


Интегрированный творческий проект

Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. А как она появилась и когда, сколько лет русской деревянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на заданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась первая матрёшка.
  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».
  • Познакомится с видами матрёшки.
  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.
  • Изготовить матрёшек из разных материалов.
  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму. Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области.

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

Семёновская матрёшка.

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый.

Матрёшки Крутца.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.

Вятская матрёшка .

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную.

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Анализ идей и вариантов.

Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

Материалы.

Матрёшка в «белье», бутылочка от « Растишки», деревянное разъёмное яйцо, пластиковая бутылка, береста, пакля, синтепон.Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки, ножницы, утюг, гладильная доска, шило, кисточки, гуашь, акварель, маркеры, цв. карандаши

Мои матрёшки

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!

Я расписала деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.

На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне.

Хорошим материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

Экологическое обоснование.

В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые краски, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Список литературы.

  • Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
  • Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
  • Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.
  • Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
  • Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
  • Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.
  • Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.
  • Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.
  • Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
  • Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
  • Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
  • Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
  • Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
  • Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  • Всё о матрёшке. www . m amatus. Lv
  • Вятская матрёшка. www.narod . ru
  • Где и как делают матрёшки. www . narod 2. ru .
  • Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www . organizmica . ru
  • Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www . dollplanet . ru
  • Матрёшка. www.r abiki. org

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника .

Ведущий учитель : Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Конкурсная программа.

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2 . Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке» . Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель : скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, музыкальный руководитель.

Разработчик проекта: студентка НГПУ им. Минина- Епифанова А.В., г. Бор, Нижегородская обл. 2017г.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира. (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции) .
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные) .
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки» .
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка»
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир» .
  5. Презентация для детей «История матрешки» .

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  1. Планирование работы;
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, Интернет)
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России» .
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов» .

Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы» , «От большой до маленькой» , «Маша и медведь» , которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России» .
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?»
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России».)
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи.»
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки» .
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса» , «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу» , «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади» , «Лес с огнём не дружит!» , «Враг природы тот, кто леса не бережёт» .
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки» . Учим водить хоровод (костюмированный) .

Продуктивная деятельность

Рисование

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество) .

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой)

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр:

«Куколки-сестрички» .

2. Дидактические игры:

«Собери матрешку» .

«Построй ряд с закрытыми глазами» .

«Эти удивительные узоры» .

3. Пальчиковые игры

Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром» .
  3. Выставка: «Семейная матрешка»
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Руководитель:Муклецова Г.В.учитель 1 «Б» класса



  • Цель исследования: научиться расписывать бумажные силуэты матрешек.
  • Задачи: познакомиться с историей матрёшки; познакомиться с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Полховского Майдана.

Актуальность выполнения работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Исследовательские методы: знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме; социологический опрос; анализ Полховской Майданской росписи матрёшек;


Почему именно у матрёшки оказалась такая судьба? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я провела социологическое исследование.

-Что такое матрёшка?

-Сколько лет матрёшке?

-Каких матрёшек ты знаешь?

- У тебя дома есть матрёшка? Сколько?

93 %- респондентов ответили, что это русская детская деревянная игрушка

100% - не знают сколько лет матрёшке (200-500 лет)

10 % - назвали русскую матрёшку

90 % - не знают других матрёшек

У 85%- есть дома хотя бы по одной

матрёшке




Мастерица-красильщица

Кузьма Галина Ивановна












1. Чеховская Екатерина

«Сказка Полховского Майдана»

2. http://www.artly.ru/

3. http://images.yandex.ru/

4. http://www.lenagold.ru/

5. http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»

6.«Детский исследовательский проект»

ГБОУ Школа №2115 СП5 Город Москва.

Проект «История русской матрешки»

Творческий проект группы № 4 «История Русской Матрешки»

Введение


Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.
Мы уверены в том, что народная игрушкаявляется, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина.

Актуальность.Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушка – «Матрёшка« небалушка» — так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры.

В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс.

Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проект: «История Русской Матрешки»

Продолжительность проекта: групповой, творческий, 4 недели.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дошкольники 3 — 4 лет, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3 — 4 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Дети не знают истории возникновения русской красавицы матрёшки.

Гипотеза: Наш проект поможет: познакомить детей с историей возникновения русской игрушки – матрёшки; обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи; поддерживать естественный интерес и любознательность детей; учить получать радость от узнавания нового; показать связь мира природы с миром человека.

Цель проекта:

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни, развитие навыков и потребности в занятиях физкультурой и спортом;
развитиеэмоционально-волевого интеллекта, самостоятельности и инициативности, путём интеграции психологических игр, упражнений, тренингов в режимных моментах дошкольников.

Задачи проекта:

Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
Обогатить кругозор детей об игрушке.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
Обогащать словарь детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Выставка детских работ по лепке, по аппликации, по рисованию.

Продукты проекта:

Описание продукта: Рассматривание наглядно – демонстративного материала (картинки различный матрешек, куклы – матрешки); изучения свойств дерева, дидактическая игра: «Из чего сделано?»; аппликация матрешек (из подготовленного материала); прослушивание русской народной песни «Матрешки», разучивание стихов.

Для педагогов:

— презентация проекта;
— оформление мини – музея.

Ожидаемые результаты по проекту

— Возникновение у детей интереса к русской культуре, интерес к творчеству, умение использовать нетрадиционные и бросовые материалы в собственном творчестве. Родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии; рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек; чтение потешек, стихов, загадок, интернет.
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
2 этап. Основной.

1. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
2. Учить развивать умение украшать матрешку (сделать аппликацию из подготовленного материала).
3. Организовать выставку поделок сделанных детьми совместно с воспитателями «Матрешкинысестречки».
4. Организовать и провести мероприятие «Русские матрешки». В рамках которого были проведены:

Беседы с детьми;
«История русской матрёшки»;
«Автор русской матрёшки»;
«Почему матрёшка так называется»;
«Из чего и как сделана русская матрёшка»;
«Роспись русской матрёшки»;
«Международное признание матрёшки»;
«Сергиево – Посадские матрёшки»;
«Семёновская матрёшка»;
«Матрёшка из Полховского Майдана»;
«Матрёшка, инкрустированная соломка»;
«Авторская матрёшка»;
«Современная матрёшка»;
Д/и «Найди домики для матрешек».

3 этап. Заключительный.

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрёшки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.

Виды деятельности:

Коммуникативная деятельность.

1. Рассматривание изображений матрешек (картинки различных матрешек, куклы – матрешки, поделки).
2. Чтение стихов и загадок о матрешки.
3. Подготовка к итоговому мероприятию. Оформление мини – музея «Русская матрешка».

Продуктивная деятельность

Аппликация «Красавицы – матрёшки» (сделать аппликацию из подготовительного материала).

Социальные связи:

— воспитатели;
— дети;
— родители.

Ресурсы:

— куклы матрешки;
— изображение различных матрёшек;
— трафареты (силуэты) матрешек;
— записи русских народных песен;
— тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРОЕКТУ

«История Русской Матрешки»

1. Познакомили детей с историей матрешки в русской культуре. (Приложение 1).
2. Чтение стихов и загадывание загадок про матрешек. (Приложение 2).
3. Украсили с детьми матрешку (сделали аппликацию из подготовительного материала. (Приложение 3).
4. Организовали выставку «Матрешкины сестрички». (Вылепили матрёшек из пластилина). (Приложение 4).
5. Раскрасили матрёшек цветными карандашами. (Приложение 5).
6. Воспитатели с помощью родителей приобрели матрешек.
7. Проведено итоговое мероприятие: «Выставка детских работ» и оформление мини – музея. (Приложение 6).
8. Презентация проекта.

Используемая литература

1. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» — М.: Просвещение, 2002г.
2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции». Волгоград: Учитель, 2012г.
3. Воробьева О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2002г.
5. Максимов Ю. В., Чуракова В. Н. Русское народное декоративно – прикладное искусство в детском саду. – М.: Советский художник, 1980г.
6. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1995г.
7. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.; Паритет, 2010г.

Приложение 1

Русская матрёшка

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающиеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век а начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем - по резным и вышитым «петухам» - излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов - создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает » мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего и как сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек - это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).

Матрёшка «Тарас Бульба»

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«ЦарьДодон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечислено двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-Посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки - город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку. Почти 20 лет Мериновскиематрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки - это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр - полметра, а высота 1 метр.

Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек - это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.

Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи - это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка - самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки - так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка» вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всегоматрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает праздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. «Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.

С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.

Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.

Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

Приложение 2

Чтение стихов, загадывание загадок про матрешек.

Стихи.

1. Ой ты барышня – матрешка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня – матрешка
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

2. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные,
Матрешки румяные.
Там внутри – еще матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Загадки.

1. В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там – крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)

2. Толстушка покупается,
В средине открывается –
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается –
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешки).
Частушки про матрёшек
Валентина Павловна

1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки…
Раз, два, три, четыре, пять…
Все упали на пол с полки,
Я устала вас считать…

2. Собирала я матрёшек,
Помещала их в одну…
Как они все поместились,
Я сама и не пойму…

Приложение 3

Аппликация «Укрась сарафан матрёшки».

Приложение 4

Лепка «Матрёшкины сестрички».

Приложение 5

Рисование «Раскрась матрёшку».

Приложение 6

Оформление мини – музея.